Предполагает ли военная служба введение досудебного следствия

Обновлено: 30.06.2024

  1. Заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, руководителя Федеральной таможенной службы, директора Федеральной службы исполнения наказаний, Министра обороны Российской Федерации, директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации и главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору, а также нижестоящим руководителям территориальных органов на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в соответствии с распределением обязанностей:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3015, 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706, 2708; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847; 2004, N 11, ст. 914; N 17, ст. 1585; N 27, ст. 2711; N 49, ст. 4853; 2005, N 1, ст. 13; N 23, ст. 2200; 2006, N 3, ст. 277; N 10, ст. 1070; N 23, ст. 2379; N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 16, ст. 1827; N 18, ст. 2118; N 24, ст. 2830, 2833; N 31, ст. 4008, 4011; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6235, 6236, 6248; 2008, N 12, ст. 1074; N 24, ст. 2798; N 49, ст. 5724; N 52, ст. 6226, 6235; 2009, N 1, ст. 29; N 11, ст. 1266, 1267, 1268; N 18, ст. 2145; N 26, ст. 3139; N 29, ст. 3613; N 44, ст. 5170, 5173; N 45, ст. 5263; N 51, ст. 6161; N 52, ст. 6422, 6453; 2010, N 1, ст. 4; N 8, ст. 780; N 11, ст. 1168, 1169; N 14, ст. 1552; N 15, ст. 1756; N 17, ст. 1985; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2284; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3416, 3427, 3428, 3431; N 30, ст. 3986, 3989, 4003; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412, 6414, 6419; 2011, N 1, ст. 16, 39, 45, 46; N 7, ст. 901; N 13, ст. 1686, 1687; N 15, ст. 2039; N 19, ст. 2712; N 23, ст. 3259; N 25, ст. 3533; N 29, ст. 4285, 4286; N 30, ст. 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6322, 6323, 6324, 6334; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7349, 7350, 7361, 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1165, 1166; N 24, ст. 3068, 3070, 3071; N 26, ст. 3440; N 31, ст. 4330, 4331, 4332; N 47, ст. 6401; N 49, ст. 6752, 6753; N 53, ст. 7634, 7635, 7636, 7637; 2013, N 7, ст. 608; N 9, ст. 875.

  1. Начальникам органов (подразделений)дознания и руководителям следственных органов:

Действие настоящего приказа распространяется на начальников подразделений дознания в части, относящейся к их компетенции, установленной статьей 40.1 УПК.

Изучать находящиеся на рассмотрении у подчиненных сотрудников материалы проверок до принятия по ним процессуальных решений, в случае необходимости давать письменные указания о проведении конкретных проверочных действий в целях установления обстоятельств, имеющих значение для вынесения законных, обоснованных и мотивированных постановлений.

Продление срока проверки до 10 суток в порядке, предусмотренном частью третьей статьи

2.4. Обеспечить постоянный контроль за направлением заявителю и прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в установленный законом срок, а также за приобщением к материалам проверки сведений, подтверждающих выполнение требований части четвертой статьи 148 УПК.

Материалы проверок, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, при отсутствии оснований для его отмены направлять надзирающему прокурору в срок, не превышающий 5 суток с момента поступления соответствующего запроса, а в случае рассмотрения прокурором жалобы в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК, - в указанный им срок.

При невозможности направления материалов проверки по объективным причинам (например, в случае их утраты либо нахождения в удаленном месте) безотлагательно информировать об этом прокурора и одновременно принимать исчерпывающие меры к незамедлительному представлению ему всех необходимых для разрешения жалобы материалов, используя любые виды доступной связи.

За своевременность направления и представления прокурору всех материалов проверок, а также копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела начальники органов дознания и руководители следственных органов несут персональную ответственность.

2.5. При отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела поручать проведение дополнительной проверки незамедлительно, а в случае принятия такого решения прокурором - с момента поступления проверочных материалов, не допуская нарушения разумного срока.

См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 425-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Запорожец Ларисы Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью шестой статьи 148 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

В целях предупреждения вынесения незаконных, необоснованных и немотивированных постановлений по результатам дополнительных проверок их проведение брать под личный контроль, исключив факты принятия процессуальных решений без исполнения данных указаний в полном объеме.

  1. Начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, а также их заместителям, старшим помощникам и помощникам по указанному направлению деятельности:

Во исполнение требований приказов Генерального прокурора Российской Федерации в соответствующих книгах учета раздельно по ведомствам отражать решения, принятые в ходе реализации надзорных полномочий.

Руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, реализуя в полном объеме все предоставленные полномочия.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; N 47, ст. 5620; 2000, N 2, ст. 140; 2001, N 1, ст. 2; N 53, ст. 5018, 5030; 2002, N 26, ст. 2523; N 30, ст. 3029; N 40, ст. 3853; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 29, ст. 2906; N 45, ст. 4586; 2007, N 10, ст. 1151; N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011; 2008, N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3608; N 48, ст. 5753; 2010, N 27, ст. 3416; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901; N 45, ст. 6327; N 46, ст. 6407; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7609.

3.3. При возникновении сомнений в объективности обстоятельств, изложенных в материалах проверки, принимать необходимые меры к устранению имеющихся существенных противоречий, препятствующих вынесению законного, обоснованного и мотивированного постановления.

  1. Прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур ежеквартально представлять в вышестоящую прокуратуру сведения о характере и количестве процессуальных решений, признанных судом в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК, незаконными или необоснованными.
  1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обобщать результаты деятельности на данном направлении и анализировать ее состояние не реже двух раз в год. В случае выявления упущений в осуществлении надзорных полномочий на указанной стадии уголовного процесса при наличии достаточных оснований решать вопрос об ответственности виновных должностных лиц.

Генеральный прокурор Российской Федерации

Министр внутренних дел Российской Федерации В.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Директор Федеральной службы безопасности

Российской Федерации А.В.БОРТНИКОВ

Председатель Следственного комитета Российской Федерации А.И.БАСТРЫКИН

Директор Федеральной службы

Российской Федерации по контролю

за оборотом наркотиков

Руководитель Федеральной таможенной службы

Директор Федеральной службы исполнения наказаний Г.А.КОРНИЕНКО

Директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации А.О.ПАРФЕНЧИКОВ

Министр Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Система органов обеспечения безопасности устроена достаточно сложно. А если дело касается уголовного преступления, не всегда можно сразу определить, какой именно орган должен его расследовать.

Закон этого не запрещает. Но если вы считаете, что правоохранительные органы бездействуют, спросите у юриста, как заставить их шевелиться.

Что такое подследственность?

В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.

Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.

Виды подследственности

Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.

Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.

Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.

Предметная подследственность

Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:

  • органы дознания и следствия;
  • отдельные органы дознания;
  • отдельные органы предварительного следствия.

Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.

Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.

Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.

Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.

Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.

Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:

  • убийства — умышленные и по неосторожности;
  • изнасилования, в том числе несовершеннолетних;
  • нарушение конституционных и гражданских прав;
  • преступления, совершенные военными и должностными лицами и др.

ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:

  • государственная измена;
  • диверсии и терроризм;
  • шпионаж;
  • незаконное пересечение границы;
  • изготовление или продажа оружия массового поражения и т.д.

Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.

Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:

  • причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;
  • неоказание помощи больному;
  • работорговля;
  • кража;
  • мошенничество;
  • вымогательство;
  • грабеж;
  • разбой и т.д.

Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.

Территориальная подследственность

Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.

Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.

Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.

Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.

В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.

Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.

В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.

Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:

  • местонахождением обвиняемого;
  • местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
  • профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
  • разбросом мест преступления и т.д.

А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.

Персональная подследственность

Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.

Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.

Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.

Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.

Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.

Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.

Альтернативная последовательность и связь дел

Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.

Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.

Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.

Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.

К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.

Подследственность на примерах

Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.

Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.

Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.

А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.

Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.

Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.

В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.

Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?

А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.

Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.

В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

По ст. 162 УПК РФ срок следствия установлен в два месяца, затем он может быть продлен до трех месяцев непосредственным руководителем следователя, после этого до 12 месяцев руководителем следственного органа по субъекту. Дальше следуют исключительные случаи, подконтрольные руководству СК РФ.

В этой же ст. 162 УК РФ предусмотрен пункт 6. При возобновления расследования после приостановления, прекращения или возвращения дела от прокурора начальник следователя дает ему один месяц, который в общий срок следствия не входит. И количественных ограничений нет.

Этот инструмент следственные органы используют для продления сроков для обхода общего порядка.

Но как обстоит дело в конкретных случаях? Есть ли положительные судебные решения? Есть! Налоговый консультант, магистр права Ефимов Е.В. такую практику добыл.

Апелляционное постановление Костромского областного суда от 20.10.2020 № 22-925/20 также согласилось с решением о возвращении дела прокурору, поскольку вместо продления срока следствия у руководителя Следственного департамента, производство по уголовному делу 0было незаконно приостановлено по мотиву невозможности участия представителя потерпевшего в ознакомлении с результатами следствия, и сразу возобновлено с незаконным установлением руководителем территориального следственного отдела еще 1 месяца для завершения предварительного следствия и направления дела в суд.

В апелляционном постановлении Орловского областного суда от 19.11.2019 № 22К-1583/19 рассмотрена ситуация, когда многократно (более 15 раз) в нарушение требований ч. 5 и ч. 6 ст. 162 УПК РФ продлевался срок предварительного следствия путем незаконного приостановления предварительного следствия по одним и тем же заведомо ложным основаниям с последующей отменой незаконных постановлений и, соответственно, незаконным продлением срока предварительного расследования каждый раз на один месяц, а также путем неоднократного продления срока предварительного расследования после возвращения уголовного дела на дополнительное расследование с последующим продлением срока предварительного расследования каждый раз на 1 месяц, а всего свыше 12 месяцев.

Другое дело, рассмотренное Верховным Судом Республики Крым, от 24.05.2018 № 4-У-326/18, в котором вынесено постановление об отказе в передаче кассационного представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. В данном случае дело прокурором неоднократно возвращалось следователю.

Еще одна ситуация была предметом рассмотрения Рязанского областного суда в апелляционном постановлении от 16.07.2018 № 22-К435/18. Следствие по данному делу неоднократно приостанавливалось на основании п.3 ч.1 ст.208 УПК РФ в связи с отсутствием реальной возможности участия подозреваемого в уголовном деле. Постановления следователей о приостановлении следствия отменялись руководителем следственного органа ввиду их незаконности, следствие по делу возобновлялось с установлением каждый раз срока следствия в 1 месяц.

Как видно из кассационного определения Владимирского областного суда от 04.04.2012 № 22-1209/12, дело с обвинительным заключением дважды возвращалось в следственные органы для производства дополнительного расследования и поступило в суд для рассмотрения по существу по истечении срока предварительного следствия. Суд первой инстанции дело вернул прокурору исходя из следующего.

Постановлением руководителя управления было отменено постановление заместителя руководителя о возвращении уголовного дела на дополнительное расследование и установлении месячного срока следствия. В обоснование этого решения было положено то обстоятельство, что обвиняемый и его защитник не полностью ознакомились с материалами дела. Однако судебная коллегия согласилась с мнением суда о том, что данное основание является надуманным, поскольку это же основание было положено судом в другом постановлении ранее, которым уголовное дело возвращено прокурору, после того как истекли 13 месяцев предварительного следствия.

Военный следователь - лицо, официально уполномоченное на проведение действий по следствиям и расследованиям в армии. Работает в государственных органах, на службе у государства. Военный следователь - лицо военнообязанное. На него возлагается проведение предварительных следствий в военном ведомстве.

Для того чтобы стать военным следователем, необходимо иметь соответствующее образование и опыт работы, а также обладать специфическими личностными качествами.

Мифы и реальности профессии

Работа военного следователя окутана романтикой. Большинству кажется, что данная должность предполагает собой только кабинетную работу. Общаться необходимо только с военнослужащими - людьми воспитанными и вежливыми.

Однако на практике оказывается, что кроме бумажной и кабинетной работы военному следователю приходится часто выезжать на место совершения преступления. Общаться необходимо с преступником или подозреваемым в совершении преступления, а это в любом случае не очень приятные люди, какими бы вежливыми и образованными они ни казались.

военный следователь

Работа опасная и нервная: от решения или логического вывода зависит жизнь человека в буквальном смысле. Неверно сделанный вывод или проведенная в ложном направлении мысль могут сломать человеку карьеру, жизнь, лишить его уважения окружающих, семьи, знакомых.

Ответственность за принятые решения имеет большой "срок годности". В зависимости от сложности дела и его статуса в течение многих лет после вынесения приговора суда могут возникать новые нюансы, связанные со старым делом. А постоянные переживания по поводу того, правильно ли был сделан вывод, могут еще много лет беспокоить военного следователя.

Обязанности

Следователь проводит расследование - расспрашивает людей, имеющих прямое или косвенное отношение к делу. Дознание - это предварительное расследование, оно предшествует следствию, проводимому до суда. Данные, которые были получены в ходе дознания, передаются следователю.

следователь военной прокуратуры

Служба военного следователя предполагает собой работу в военных ведомствах. Соответственно, расследовать необходимо дела, которые имеют отношение к военным и к армии Российской Федерации. Военные следственные отделы подчиняются Военным следственным управлениям по военным округам, флотам, ракетным войскам стратегического назначения и по городу Москве. Выше стоит Главное военное следственное управление, подчиняющееся центральному аппарату.

В армии, как и в гражданских делах, могут быть совершенно разные вопросы, требующие вмешательства военного следователя. Военные следователи следственного комитета сталкиваются в работе как с вопросами профессиональных преступлений, так и с вопросами, относящимися к употреблению психотропных препаратов или наркотических веществ.

Образование

Для того чтобы работать в военной прокуратуре, следователь военного следственного отдела обязан иметь соответствующее образование. В работе потребуются теоретические и практические знания в областях уголовного права и законодательства. По окончании юридического факультета в обычном высшем учебном заведении или в военном вузе можно пробовать свои силы в трудоустройстве в военное ведомство.

следователь военного следственного отдела

Специализацию необходимо выбирать сразу, это должно быть уголовное право. Также на следователя можно начинать обучение в школе милиции, однако затем все равно необходимо получать высшее юридическое образование.

Где учат на следователей

Наиболее востребованными в Российской Федерации считаются выпускники Российского государственного педагогического университета им. А. М. Герцена, Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.

Однако основным учебным заведением страны, которое готовит военных следователей, остается Военный университет Министерства обороны. Для поступления в данный вуз граждане должны быть:

  • в возрасте от 16 до 22 лет, которые не проходили ранее военную службу;
  • граждане, которые прошли военную службу, а также военнослужащие, прошедшие ее по призыву до достижения 24 лет;
  • контрактные военнослужащие (исключая офицеров) - в возрасте до 27 лет.
  • устный экзамен по истории России;
  • устное испытание по естествознанию;
  • письменный экзамен по русскому языку и литературе.

Также проходится медицинский осмотр и тестирование у психолога.

как стать военным следователем

Кандидаты сдают обязательные физические нормативы:

  • лица, не служившие и прошедшие службу, - подтягивания не менее 7 раз, бег на дистанцию 100 м за 14,8 с, а также кросс на 3 км по времени до 13,3 минуты;
  • для тех, кто служил в армии, подтягивание - не менее 10 раз, бег 100 м - 15,6 с, кросс 3 км - до 13,2 минуты.

Необходимые личностные качества

Для качественного выполнения своих обязанностей военный следователь должен обладать рядом личностных качеств:

  • Иметь безукоризненное аналитическое мышление.
  • Обладать высокой эрудированностью.
  • Быть настойчивым и целеустремленным.
  • Обладать сильным и волевым характером, устойчивой к давлению психикой.

Функциональные обязанности

Во время работы следователь военной прокуратуры собирает доказательства, улики, проводит анализ и устанавливает личность преступника.

Также он занимается изучением улик, обнаруженных на месте преступления или найденных в ходе дела. Организация экспертиз по делу также входит в обязанности. Улик, подозрений, моментов, влияющих на ведение дела, всегда очень много, поэтому следователь обязан уметь выделять только существенные моменты и делать правильные выводы.

служба военного следователя

Профессия несет в себе колоссальную ответственность. На следователе лежит ответственность за человеческие судьбы: одна ошибка может навсегда изменить течение чьей-то жизни. Следователь обязан обладать беспристрастным умом, хладнокровностью. Одна ошибка или один неверный вывод могут оставить беззаконие ненаказанным.

Умение строить правильные логические цепочки и постоянная ответственность делают работу следователя крайне тяжелой и волнительной.

Параллельно с проведением дел следователь осуществляет руководство оперативными службами. Взаимодействие с ними проводится для задержания подозреваемых или проведения обысков с целью нахождения улик.

Как стать следователем

Как стать военным следователем? На данную должность, как и на должности следственных органов в военных структурах, назначаются только те лица, которые поступили на военную службу, имеют звание офицера. Кроме того, обязательно должно быть высшее образование в сфере юриспруденции по соответствующей государственной аккредитации (вуз должен иметь необходимый уровень аккредитации, чтобы присваивать соответствующие степени для выпускников). Лица, которых назначают на данную должность, обязаны обладать моральными и профессиональными качествами, которые будут содействовать им в службе в органах военного ведомства. Кроме того, состояние здоровья должно позволять выполнять возложенные на них обязанности.

работа военным следователем

Работа в органах

Обычный следователь работает в МВД или Следственном комитете при ФСБ, прокуратуре, Федеральной службе по борьбе с оборотом наркотиков. Изучая обстоятельства дела, он дает оперативно-разыскному отделу поручения. Затем дело передается в суд. Прокуратура в России может быть военной и обычной. Соответственно, в зависимости от преступления рассматривает его та или другая структура или же две одновременно.

Обеспечение

Следователь военной прокуратуры несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации. Законодательство устанавливает правовые, а также социальные гарантии для служащих в рядах армии, порядок их выхода на пенсию, медицинское обслуживание и другие социальные опции.

Праздничный день

Как и каждая профессия в нашей стране, профессия военный следователь востребована и популярна. В связи с тем что данная должность несет в себе ряд особенностей и опасностей, несмотря на ореол романтики, которым она окружена, был выделен отдельный день в календаре для того, чтобы отметить заслуги работников военной прокуратуры.

В настоящее время функционирование Следственного комитета Российской Федерации осуществляется на основании принципов, утвержденных еще Петром I. Подчиняется комитет напрямую руководителю государства.

После того как Петр I скончался, деятельность его независимой канцелярии прекратили. Следствие превратилось в предварительное дознание и было поручено нескольким государственным подразделениям. Ими стали: сыскной приказ, полицмейстерская канцелярия, земские суды.

военные следователи следственного комитета

В СССР профессиональный праздник отмечался 6 апреля. В 1963 году Президиум ВС СССР делегировал право проведения предварительных расследований отдельно структуре органов Министерства. Позже его преобразовали в МВД. Официального статуса День следственного работника СССР не имел, но работники органов отмечали его традиционно в начале апреля.

Было принято считать, что 6 апреля - это день рождения органов следствия. В 2011 году вернулись к провозглашенной Петром идее существования независимых органов. Их вывели из подчинения прокуратуре и сформировали Следственный комитет. В честь этого в 2013 году был учрежден официальный День работника Следственного комитета Российской Федерации, а с 2014 года он получил статус официального Дня работника Следственного комитета России.

Изменения в законодательстве

Работа военным следователем предполагала статус военного. Однако 01.01.2017 года следственные органы вышли из Министерства обороны. Теперь они полностью подчиняются Следственному комитету.

Ранее сотрудники, работающие в военно-следственных управлениях, имели двойные звания и статусы. Военный следователь был и военнослужащим, и офицером юстиции. В военной прокуратуре сотрудники подчинялись генпрокуратуре и являлись служащими Минобороны. С января 2017 года двойного статуса больше нет. Неизменным остается День военного следователя.

Сложная и опасная работа военного следователя важна и для гражданских лиц, и для военных. Выполняя свою работу, следователи защищают граждан своей страны.

Новая редакция Уголовно-процессуального кодекса РФ вступила в силу 04.04.2021. Законодатели уточнили термины и понятия и полномочия сотрудников ФССП. Установлена подследственность преступлений с участием сотрудников органов принудительного исполнения в роли виновной или пострадавшей стороны.

Редакцию Уголовно-процессуального кодекса РФ с 04.04.2021 изменили два новых закона:

Терминология в УПК РФ приведена в соответствие с Федеральным законом от 02.08.2019 № 315-ФЗ . Внесены поправки о подследственности уголовных дел о преступлениях, совершенных сотрудниками органов принудительного исполнения или в отношении сотрудников ФССП в связи с их служебной деятельностью, а также о процессуальных полномочиях сотрудников органов принудительного исполнения

Функции сотрудников органов принудительного исполнения

В органах принудительного исполнения Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют главный судебный пристав Российской Федерации, главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, старшие судебные приставы.

В статье 113 УПК РФ теперь указано, что привод производится органами дознания на основании постановления дознавателя, следователя, а также сотрудниками органов принудительного исполнения РФ на основании постановления суда.

В новой редакции статьи 230 УПК РФ установлено, что меры по обеспечению исполнения наказания в виде штрафа, по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества по постановлению суда исполняются органами принудительного исполнения РФ.

Сотрудник органов принудительного исполнения РФ обеспечивает порядок судебного заседания, выполняет распоряжения председательствующего. Требования сотрудника органов принудительного исполнения РФ обязательны для лиц, присутствующих в зале судебного заседания.

В новой редакции статьи 258 УПК РФ указано, что меры воздействия за нарушение порядка в судебном заседании обеспечивают сотрудники органов принудительного исполнения. Определено, что:

Сотрудник органов принудительного исполнения РФ принимает меры к тому, чтобы не допрошенные судом свидетели и лица, в отношении которых уголовные дела выделены в отдельное производство в связи с заключением с ними досудебного соглашения о сотрудничестве, не общались с допрошенными свидетелями, а также с иными лицами, находящимися в зале судебного заседания.

Термины и понятия

Предметы и документы, включая электронные носители информации, изъятые в ходе досудебного производства по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 201 УК РФ , признаются вещественными доказательствами и приобщаются к материалам уголовного дела. В статье 81.1 УПК РФ уточнен порядок признания вещественными доказательствами орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, при совершении преступления:

  • индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности;
  • членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.

Подследственность преступлений, совершенных сотрудниками ФССП

Статьей 151 УПК РФ в новой редакции установлено, что предварительное расследование производится следователями Следственного комитета РФ по уголовным делам, в том числе совершенными сотрудниками органов принудительного исполнения РФ. Дознание по уголовным делам, совершенным сотрудниками органов принудительного исполнения, проводят дознаватели органов принудительного исполнения РФ, если речь идет о преступлениях, предусмотренных статьями 157 УК РФ и 177 УК РФ , частью первой статьи 294 УК РФ , статьей 297 УК РФ , частью первой статьи 311 УК РФ , статьями 312 УК РФ и 315 УК РФ .

По уголовным делам о преступлениях, выявленных органами федеральной службы безопасности, в совершении которых обвиняются сотрудники органов принудительного исполнения, предварительное следствие может производится также следователями органов федеральной службы безопасности.

Перечень преступлений, предварительное следствие по которым производится следователями Следственного комитета РФ, дополнен преступлениями, совершенными должностными лицами органов принудительного исполнения, а также преступлениями, совершенными в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Читайте также: