Предписание как способ регулирующего воздействия на поведение субъектов права наиболее ярко

Обновлено: 14.05.2024

3. По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений.

1) обязывающими — содержать юридическое предписание действовать так, как предусмотрено нормой (например, ст. 1.6. Кодекса РФ об АП ). Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением;

2) уполномочивающими; например, в главе 23 Кодекса РФ об АП перечислены субъекты права, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях;

3) запрещающими вмешиваться в работу избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.2. Кодекса РФ об АП);

4) стимулирующие; создавать условия должного поведения в сфере управленческих отношений или наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст. 4.2.), также косвенно стимулируют законопослушность граждан;

5) согласительные административные процедуры также широко используются в регулировании управленческих отношений.

4. По форме предписания административно-правовые нормы бывают:

1) категорические (императивные);

2) рекомендательные (решения научно-консультативных советов при органах исполнительной власти, научно-методических семинаров, обмен опытом и др.);

3) диспозиционные (регулируемые права и обязанности в рамках или диапазоне, предоставленных нормой права).

5. По способу действия (в пространстве, по времени и субъектам регулирования):

1) в пространстве — общероссийские, в пределах субъекта Российской Федерации, местные правовые акты и др.;

2) по времени — с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия;

3) по субъектам регулирования — в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.

Классификация позволяет выявить однородный круг отношений субъектов, на который распространяется действие административно-правовых норм и оптимизировать их воздействие с целью совершенствования управленческих отношений. Важным средством в совершенствовании механизма административно-правового регулирования управленческих отношений являются формы реализации административно-правовых норм.

Реализация административно-правовых норм, также как и норм других отраслей, представляет собой процесс практического осуществления или выражения воли субъектов управленческих отношений, регулируемой административно-правовыми нормами, выраженных в рамках закона или подзаконного акта.

В теории права обычно различаются четыре формы реализации административно-правовых норм: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3)использование; 4) применение.

1) наиболее широко используемая форма реализации — это соблюдение права, то есть добровольное исполнение объектом и субъектом управленческих отношений требований, предписываемых административно-правовой нормой. То есть в этой ситуации как бы действует метод убеждения, который считается, основным методом государственного управления, так как если методы принуждения у государства будут преобладать, то оно вообще может прекратить выполнение своих функций и задач ввиду недостаточности ресурсов для этих целей. 2) исполнение права, в отличие от соблюдения, заключается в активных правомерных и позитивных действиях как субъектов, так и объектов управленческих отношений по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. В определенных ситуациях пассивное поведение субъекта управления может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность. Например, ненадлежащее исполнение должностным лицом своих функций и задач может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности.

3) использование права есть активное и добровольное совершение субъектами и объектами управленческих отношений правомерных действий, которые связаны с реализацией субъективных прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, их должностных лиц. Например, использование научных методов в анализе информации, поступающей в органы исполнительной власти, государственного управления. В отличие от первых двух форм реализации, субъект или объект управленческих отношений сам решает, как и в какой форме воспользоваться этим правом, предоставляемым правовой нормой. Использование этих прав направлено на повышение эффективности управленческой деятельности.

4) применение права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами исполнительной власти, государственного управления, их уполномоченными должностными лицами в установленном законом порядке. Например, в Типовом положении о субъекте органа исполнительной власти следует предусмотреть процессуальные нормы применения количественных методов в обосновании и принятии управленческого решения.

Следовало бы разработать и принять Служебно-процессуальный Кодекс РФ, регламентирующий порядок и процедуру управленческой деятельности государственных служащих, порядок выработки, научного обоснования и принятия управленческих решении органами исполнительной власти, государственного управления и их должностными лицами, предусматривающий юридическую ответственность за негативные результаты, полученные в процессе реализации функций и задач государственного управления и правового регулирования.

Подобная классификация норм административного права позволяет быстрее выявлять субъектов и круг их отношений с целью совершенствования управленческих отношений.

Учитывая важность и творческий характер применения норм административного права, при этой форме реализации норм к ним предъявляется ряд основных требований (которые следовало закрепить в предлагаемом выше Кодексе) таких как:

2. Оптимальность применения нормы в соответствии с целью, сформулированной в норме закона и в связи с конкретными условиями реализации нормы акта управления субъект и объекты управления осуществляют государственные функции и задачи с минимально возможными затратами финансового, временного, экономического, кадрового, материально-технического, информационного и иного ресурса.

Субъект управления, контролируя объекты управления, в объеме своих полномочий оказывает правовое воздействие на них не только за невыполнение государственных функций и задач, но и за ненадлежащее или неоптимальное решение.

4. Научная организация правоприменительной деятельности выражена:

а) оптимизацией процесса применения административно-правовых норм;

б) рациональным разделением труда между субъектами отношений;

г) обоснованным распределением полномочий и компетенции между субъектами административно-правовых отношений;

д) использованием количественных методов, современных компьютерных средств и новых информационных технологий;

е) использованием передового опыта.

5. Целесообразность применения норм административного права объясняется творческим характером деятельности органов исполнительной власти, государственного управления на основании закона и во исполнение закона, то есть акт управления должен работать на цель, заложенную в законе, в этом его основное предназначение как основного элемента механизма правового регулирования управленческих отношений.

6. Стабилизация управленческих отношений является одной из основных целей административно-правового регулирования деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. В этих условиях каждый субъект административно-правовых отношений имеет наибольшую вероятность и возможность реализовать свои права, свободы, законные интересы, знания, опыт в любой не запрещенной сфере деятельности.

Позитивные результаты в управленческой деятельности могут быть только тогда, когда каждый гражданин России, независимо от национальности, вероисповедания реально будет равноправным, иметь равный доступ к государственной службе, когда прием будет осуществляться в форме открытых конкурсных экзаменов, принимаемых квалифицированным жюри, а основным критерием будут только профессиональные знания, опыт работы, уровень квалификации, исполнения своих гражданских обязаннос

Раздел: Право, юриспруденция
Количество знаков с пробелами: 30002
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: