Предоплата за воду законно ли постановление правительства рф

Обновлено: 30.06.2024

Информация о порядке начисления платы за коммунальные услуги и пени в период с 06.04.2020 по 01.01.2021

В связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 02.04.2020 № 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Постановление № 424) с целью обеспечения единообразного соблюдения жилищного законодательства на территории Свердловской области Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области сообщает следующее.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение либо у нанимателя жилого помещения с момента заключения договора социального найма.

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ обязаны уплатить кредитору пени в размере:

1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней;

1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени.

В случае несвоевременной оплаты начисляемых услуг неоплаченная сумма выставляется как долг потребителя соответствующих услуг перед исполнителем.

Следовательно, с 06.04.2020 до 01.01.2021 исполнители коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе производить начисления и требовать от потребителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за несвоевременное и (или) не в полном объеме внесение платы за коммунальные услуги (далее – пени).

Таким образом, платежные документы (квитанции) на оплату коммунальных услуг, выставляемые в период с 06.04.2020 по 01.01.2021, не должны содержать в себе начисленные пени за несвоевременное и (или) не в полном объеме внесение платы за коммунальные услуги.

Указанные требования Постановления № 424 также не позволяют исполнителям после 01.01.2021 требовать с потребителей уплаты пеней за несвоевременное и (или) не в полном объеме внесение платы за коммунальные услуги в период с 06.04.2020 по 01.01.2021.

Между тем Постановление № 424 не освобождает потребителей после 01.01.2021 от обязанности уплатить исполнителю пени за несвоевременное и (или) не в полном объеме внесение платы за коммунальные услуги, начисленные в период до 06.04.2020 или после 01.01.2021.

Таким образом, исполнителям коммунальных услуг в период с 06.04.2020 по 01.01.2021 при начислении платы и выставлении платежных документов (квитанций) рекомендуется при наличии у потребителя по состоянию на 06.04.2020 задолженности за коммунальные услуги, включающей в себя пени за несвоевременное и (или) не в полном объеме внесение платы за коммунальные услуги, исключить из такой задолженности размер начисленных пеней и отразить размер временно исключенных пеней в квитанции. Разъяснить потребителям в квитанциях, что указанный размер временно исключенных пеней может быть включен в квитанции, выставляемые после 01.01.2021.

С целью соблюдения прав и законных интересов организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и являющихся исполнителями коммунальных услуг потребителям таких домов, Постановлением № 424 также до 01.01.2021 приостановлены положения договоров поставки коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг, заключенных с ресурсоснабжающими организациями в части, устанавливающей право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное обязательство по оплате коммунальных ресурсов.

Разъясняем, что нарушение указанных положений Правил № 354, Постановления № 424 для лицензиатов образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также Департамент обращает внимание, что Постановление № 424 распространяет свое действие только на коммунальные услуги. В таком случае лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, имеет право, а собственник помещения в многоквартирном доме обязан в случае неполного или несвоевременного внесения платы за содержание жилого помещения, соответственно, предъявить и оплатить пени, размер которых установлен ч. 14 ст. 155 ЖК РФ. При этом лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, надлежит при первоначальном исключении из платежного документа пени за неоплату или неполную оплату коммунальных услуг произвести разделение пеней, начисленных за коммунальные услуги и начисленных за жилищные услуги, с подробным разъяснением указанных действий в платежном документе. При последующем включении пени в платежный документ необходимо начисления производить в столбце "Неустойка (штраф, пеня)" только в отношении строки "Содержание помещения". Если форма платежного документа лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, отличается от примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.01.2018 № 43/пр, то при указании пени в платежном документе необходимо четко визуализировать, что пени начислены исключительно за неоплату или неполную оплату жилищных услуг.

air-water-1295981_1280.jpg

Нетрудно догадаться, что круглосуточное пребывание россиян в четырех стенах своего дома во избежание вспышки коронавирусной инфекции неизбежно повлечет увеличение их расходов на услуги ЖКХ. Особняком вопрос оплаты услуг ЖКХ становится для тех граждан, которые по тем или иным причинам утратили свой заработок в связи с данными обстоятельствами.

Давайте более подробно разберемся в этом Постановлении.

Во-первых, недопустимо взыскивать штрафные санкции (пени, штрафы) за несвоевременную и (или) неполную оплату коммунальных услуг и капитальный ремонт их потребителями в период с 06.04.2020 г. по 01.01.2021 г. (мораторий на взыскание неустойки);

Во-вторых, введен запрет на ограничение или приостановление исполнителем коммунальных услуг в их предоставлении по мотиву их неоплаты либо неполной оплаты потребителем в течение того же периода времени .

Таким образом, на первый взгляд, указанное Постановление, по сути, разрешает всем гражданам беспрепятственно не оплачивать коммунальные услуги до следующего года без каких-либо санкций.

Хотя есть и альтернативная точка зрения.

Если буквально толковать положения данного подзаконного акта, то можно заметить, что приостанавливается взыскание штрафных санкций, но не их начисление. По крайней мере, по тексту Постановления о приостановлении начисления неустойки не говорится.

Поэтому заслуживает внимания позиция, заключающаяся в том, что начисление штрафных санкций в указанный период и указание их в счетах на оплату не противоречит положениям данного Постановления.

Также из буквального толкования пункта 1 этого подзаконного акта следует, что ограничение либо приостановление предоставления коммунальных услуг невозможно даже и в том случае, если по состоянию на 06.04.2020 г. (дата его вступления в силу) в отношении потребителя этих услуг уже возникли основания для такого ограничения или приостановления по мотиву неоплаты . Данный вывод следует из-за отсутствия в этом пункте и Постановлении в целом каких-либо оговорок, дополнений или исключений.

Кроме того, Постановление № 424 также оградило управляющие организации от аналогичных негативных последствий в виде взыскания с них штрафных санкций, вызванного несвоевременным исполнением ими обязанности по оплате коммунальных ресурсов перед ресурсоснабжающими компаниями на тот же срок – до 01.01.2021 г.

Не стоит, однако, забывать, что данный документ вносит соответствующие изменения только в части, связанной с коммунальными услугами в многоквартирных и иных жилых домах, а не для всех (что следует уже из его названия). Это логично, учитывая то, для каких целей оно принималось.

Проанализировав данное Постановление Кабмина, следует отметить, что в связи с приостановлением взыскания штрафных санкций за несвоевременную и (или) неполную уплату ЖКХ, а также отсутствием угрозы ограничения либо приостановления коммунальных услуг по данному основанию, существует риск того, что граждане начнут злоупотреблять предоставленными им возможностями и попросту перестанут оплачивать приходящие им счета.

На этот случай необходимо учитывать два момента.

Во-первых, существует некая неоднозначность в том, будут ли все-таки начисляться штрафные санкции в период с 06.04.2020 г. по 01.01.2021 г.?

И во-вторых, даже при отрицательном ответе на первый вопрос, задолженность по основному долгу за использование коммунальных услуг никто не отменял, и как только ограничения, введенные данным Постановлением, утратят силу, так или иначе последует начисление штрафных санкций на всю непогашенную к тому времени задолженность. Так что, если у вас имеется возможность продолжать оплачивать коммунальные услуги в штатном режиме, то лучше меньше и сейчас, чем намного больше и потом.

К слову, инициатива полного освобождения граждан от оплаты коммунальных услуг на аналогичный период времени также обсуждалась, но безуспешно.

ЮК "Центральный округ" оказывает всю необходимую юридическую помощь бизнесу по вопросам, возникающим из-за эпидемии COVID-19. В частности, мы готовы:

- представить ваши интересы перед налоговой и прочими надзорными органами;

- сопроводить переговоры с контрагентом (банком, арендодателем, прочим кредитором и т.п.);

- оказать содействие в получении сертификата ТПП РФ об обстоятельствах форс-мажора.

Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной

Что понимается под коммунальными услугами

Согласно постановлению правительства № 354 от 06.05.2011 под коммунальными услугами понимается передача коммунальных ресурсов.

В таблице показано, какую услугу купить при потреблении того или иного ресурса.

Коммунальный ресурс Коммунальная услуга
Холодная питьевая вода Холодное водоснабжение
Горячая вода Горячее водоснабжение
Сточные воды Водоотведение
Электрическая энергия Электроснабжение
Газ, включая баллоны Газоснабжение
Тепловая энергия Отопление
Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО

Специальные нормы в закупках коммунальных услуг

В законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в сфере коммунальных услуг, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. Заказчик при закупке коммунальных услуг в 2021 году опирается на специальные нормативно-правовые акты.

При расчете НМЦК на закупку коммуналки используется тарифный метод, так как процесс ценообразования регулируется государственными органами.

Разъясняем, что главнее 44-ФЗ или закон о теплоснабжении: нормами 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения. Конкретные особенности исполнения договоров прописаны в 190-ФЗ. Например, при выборе способа закупки руководствуются нормами 44-ФЗ, а при расчете неустойки — нормами закона о теплоснабжении.

Как выбрать способ определения поставщика

Услуга по сбору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению ТКО — единственная, которую проводят конкурентным способом в случае отсутствия регионального оператора. Для проведения закупки целесообразно выбрать электронный аукцион, так как код ОКПД 2 находится в аукционном перечне.

Не забудьте потребовать лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности.

Есть заказчики, которые проводят тендеры на теплоснабжение для заключения энергосервисного договора.

Закупка теплоэнергии конкурсным способом

В 44-ФЗ указано, можно ли заключить договоры по коммуналке свободным закупом, — да, так как такие услуги относятся к непрерывно действующим. Когда заказчик закупает такие услуги у едпоставщика, то:

  • не готовит документацию и извещение;
  • заключает контракт на следующий день после публикации плана-графика в любой форме согласно Гражданскому кодексу;
  • изменяет любые существенные условия заключенного договора;
  • не применяет условия об ответственности из закона № 44-ФЗ и постановления правительства № 1042 от 30.08.2017;
  • не включает в контракт обязательные требования ст. 33 закона № 44-ФЗ.

Эти преимущества свидетельствуют о целесообразности выбора в качестве способа закупки у единственного поставщика.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы закупить услуги у единственного поставщика без нарушений и штрафов.


В ч .1 ст. 93 закона о контрактной системе установлено, как заключать контракты на коммунальные услуги по 44-ФЗ в зависимости от того, у кого и что планируется к закупке.

  • передача электрической энергии;
  • передача тепловой энергии;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
  • общедоступная почтовая и электросвязь.
  • закупка услуг сферы деятельности субъектов естественных монополий по ФЗ № 147 от 17.08.1995.
  • водоснабжение, водоотведение;
  • теплоснабжение;
  • обращение с ТКО;
  • газоснабжение (за исключением реализации сжиженного газа);
  • подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
  • исполнитель не является субъектом естественной монополии;
  • для ТКО — заказчик входит в зону обслуживания регионального оператора.
  • холодное или горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • теплоснабжение;
  • газоснабжение;
  • обращение с ТКО.
  • когда услуги оказываются другим лицам в этом же здании и заказчик не единственный пользователь ресурсами.
  • заключается единый договор продажи электроэнергии;
  • поставщик — в реестре гарантирующих поставщиков.
  • цена договора не превышает 600 тыс. руб.;
  • годовой лимит — не выше 2 млн руб. или не более 10% от СГОЗ и не более 50 млн руб.
  • цена договора не превышает 600 тыс. руб.;
  • годовой лимит — не выше 5 млн или не более 50% от СГОЗ и не более 30 млн руб.;
  • заказчик — учреждение культуры, образования, науки или спорта.

Как составить проект контракта

Законом типовой контракт на поставку тепловой энергии по 44-ФЗ не утверждён.

Общие условия для включения в контракт определяются статьей 34 закона 44-ФЗ. Проверьте наличие следующих основных положений:

  • наименование заказчика и исполнителя;
  • объект закупки;
  • ИКЗ;
  • информация о количестве, месте и периоде оказания услуг;
  • цена контракта, порядок расчетов;
  • права и обязанности сторон;
  • условия об ответственности;
  • срок действия договора;
  • реквизиты сторон.

При составлении проекта контракта учитывайте особенности:

Как выбрать поставщика коммунальных услуг

Выбор поставщика зависит от предмета закупки. Одни и те же коммунальные услуги отражены в различных пунктах ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, следует обратить внимание на следующие особенности:

1. При выборе закупки по п. 1 ч. 1 ст. 93 следует проверить, что услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий по № 147-ФЗ от 17.08.1995.

2. Вот по какому пункту статьи 93 закона 44-ФЗ о теплоснабжении заключают контракт — по п. 8 ч. 1 ст. 93:

  • цена рассчитывается на основании регулируемых тарифов;
  • заказчик заключает договор с организацией, которая оказывает коммунальные услуги по месту его нахождения.

Также заказчик закупает услуги по водоснабжению питьевой водой и водоотведению согласно части 8 статьи 93 закона 44-ФЗ методом: у ед. источника.

3. При выборе закупки по п. 23 ч. 1 ст. 93:

  • помещение заказчика — нежилое;
  • заказчик владеет помещением на любом законном основании (в том числе аренда);
  • выбирается исполнитель, который обслуживает всех лиц в этом здании.

4. При выборе закупки по п. 29 ч. 1 ст. 93 следует:

  • убедиться, что предмет контракта включает в себя куплю-продажу электрической энергии, а не только ее передачу;
  • контракт заключается исключительно с организацией из реестра гарантирующих поставщиков. Реестр находится на сайте УФАС.

Когда договор госзаказа размещают в экстренном режиме, например, проводят заключение договора по 44-ФЗ при аварии теплотрассы в 2021 г., руководствуются п. 9 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ.

Как запланировать и заключить контракт

Вот инструкция, как планировать закупку ЖКУ у единственного поставщика по 44-ФЗ:

  1. Включите планируемую закупку в план-график до заключения договора на коммунальные услуги по 44-ФЗ в соответствии со ст. 16. Внесите информацию согласно постановлению № 1279 от 30.09.2019 (ИКЗ, наименование объекта закупки, ОКПД 2, год заключения договора и объем финансового обеспечения). Если проводите закупку у ед. поставщика по п. 4, 5 или 23, в план вносится одна общая строка на размер годового объема денежных средств.
  2. Заключите договор не ранее, чем на следующий день после утверждения плана-графика.
  3. Информацию о заключенном договоре включите в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней (за исключением договоров по п. 4, 5 или 23 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).

Как внести сведения в ЕИС

Инструкция, как разместить контракт по коммуналке в ЕИС заказчику:

Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.

Шаг 4. Выбрать способ закупки: у ед. поставщика.

Шаг 5. Найти позицию в план-графике.

  • предмет контракта;
  • дата заключения;
  • номер контракта;
  • сроки его исполнения;
  • сумма расходов;
  • иные сведения.
  • наименование;
  • ОКПД 2;
  • единица измерения;
  • количество;
  • стоимость.

Объект закупки в реестре контрактов

Шаг 10. Подгрузить файл с контрактом и подписать его ЭЦП.

Как опубликовать контракт в ЕИС

Как внести изменения, связанные с увеличением по коммуналке по 44-ФЗ в ЕИС:

Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.

Шаг 3. Выбрать нужный контракт и открыть реестровую запись.

Шаг 5. Внести изменения.

Шаг 6. Прикрепить файлы с обоснованием изменений.

Как принять и оплатить услуги

Договор заключается сроком до трех лет и в этом случае делится на этапы. Как заказчики принимают коммунальные услуги — каждый из этапов принимается в течение года нарастающим итогом в рамках лимита денежных средств, предусмотренного на конкретный вид коммунальных услуг.

При исполнении договора платежи за коммунальные услуги в ЕИС размещаются в течение пяти рабочих дней. В эти же сроки публикуют еще такую информацию:

  • о приемке (датой приемки является дата подписания акта приема-передачи или акта-накладной);
  • об оплате (оплата осуществляется платежными поручениями на основании счетов на оплату, выписанными исполнителями);
  • об изменении договора (например, при изменении тарифов и заключении допсоглашения);
  • о расторжении договора (например, при окончании срока действия договора за фактически поставленные коммунальные ресурсы).

ФЗ № 71 от 01.05.2019 освободил заказчиков от отчетности по заключению контрактов с ресурсоснабжающими организациями, и отчёт об исполнении договоров в ЕИС не размещают.

Об авторе этой статьи

Александр Паршиков Практик, эксперт в закупках по 44-ФЗ, имеет большой опыт работы со стороны заказчика.

Способы "наказывать" жителей, решивших отложить оплату жилищно-коммунальных услуг, пытаются найти управляющие организации. Эксперты по повышению финансовой грамотности советуют, как поступать, если в платежке за жилье всё-таки появились пени.

 Фото: iStock

В связи с эпидемией правительство установило, что до января 2021 года за неоплату жилищно-коммунальных услуг не будет начисляться неустойка (штрафы и пени), говорит эксперт проекта Минфина по повышению уровня финансовой грамотности Ольга Дайнеко. Точнее, право на взыскание таких неустоек на этот срок приостановлено. Также запрещено отключать за долги свет, газ, воду и канализацию, признавать вышедшим из строя счетчик при истечении межповерочного периода (раньше это повлекло бы расчет платежей по нормативу, а не по показаниям прибора учета). Эти меры должны помочь жителям, у которых снизились доходы, а также тем, кто не умеет платить за услуги через интернет.

Фото: Александр Корольков/ РГ

Однако, как показывают обращения граждан, управляющие организации трактуют это постановление правительства по-разному, отмечает Дайнеко. Так, одно из ТСЖ посчитало, что раз в нормативном документе упоминается отсутствие права требования, а не права начисления неустойки, то они вправе неустойку начислять, но не взыскивать до января 2021 года. "Это не что иное, как вольная трактовка закона, - отмечает Дайнеко. - Нет права требования, нет и начислений неустойки".

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин разъяснил: "Коммунальные услуги за долги отключать не будут. При этом не будут начисляться пени и за просрочку взносов за капремонт и платы за жилье". То, что пени не должны не только взыскиваться, но и начисляться, подтвердили "РГ" в пресс-службе Минстроя.

Если пени в платежке за жилье всё-таки появились, нужно, прежде всего, обратиться с жалобой в управляющую организацию с требованием о ее списании, советует Дайнеко. При отказе в этом - жалуйтесь в Госжилинспекцию. Также в положительном разрешении вопроса могут помочь в Роспотребнадзоре и прокуратуре. У потребителя услуг также есть право отстаивать свои нарушенные права в суде.

Фото: Юрий Машков/ТАСС

Однако нужно понимать, что мораторий на начисление и взыскание касается именно штрафов и пени по задолженностям, подчеркивает Дайнеко. Это не значит, что за услуги ЖКХ до января 2021 года можно не платить. Долг будет расти, и образовавшуюся задолженность надо будет оплачивать. "Несмотря на то, что взыскивать неустойку нельзя, не запрещено требовать сам долг, в том числе взыскивать в судебном порядке по упрощенной процедуре", - говорит эксперт проекта Минфина. Как правило, при задолженности менее трех месяцев управляющие организации используют досудебные способы решения проблемы: присылают уведомления, требования о погашении долга. "Когда собственник жилья не заплатит хотя бы за одну услугу за третий месяц, у управляющей организации возникает право эту задолженность взыскивать принудительно", - говорит Дайнеко. При наличии долга и невозможности единовременного погашения задолженности можно обратиться в управляющую организацию с заявлением о предоставлении рассрочки. В таких случаях заключается двустороннее соглашение с графиком погашения задолженности.

Фото: iStock

Если невозможность оплаты услуг связана со снижением доходов, оформите субсидию на оплату коммунальных услуг. Сейчас это можно сделать удаленно - например, через портал госуслуг, говорит Дайнеко. Документы в оригиналах предоставлять не нужно. В электронную форму заявления вносятся сведения о полученных доходах за предшествующие шесть месяцев, составе семьи (проживающих в жилом помещении), о правоустанавливающих документах на жилье, данные о льготах (например, о ветеранстве, инвалидности, многодетности). Тем, кто уже является получателем субсидии, продлят ее в беззаявительном порядке (это положение будет действовать до 1 октября), переоформлять ее не нужно.

Нужно иметь в виду, что на юридические лица мораторий по начислению пени не распространяется, говорит эксперт Национального центра финансовой грамотности Оксана Галюта. Бизнесменов, не оплативших счета вовремя, ждут санкции в соответствии с законодательством. Введенный мораторий на пени не означает, что к бизнесу, задолжавшему по коммунальным счетам, в 2020 году не могут наведаться судебные приставы, чтобы арестовать имущество по решению суда.

Читайте также: