Правовым государством в первую очередь можно назвать

Обновлено: 28.06.2024

Правовое государство представляет собой форму организации власти, которая в своей деятельности жестко ограничена законами, что должно воспрепятствовать ущемлению прав и свобод граждан.

Утверждение суверенности народа, признание его единственным источником государственной власти, защита интересов каждой личности, подконтрольность органов власти общественным институтам – главные особенности правового государства.

Основные характеристики правового государства

Современная юридическая наука выделяет пять основных признаков правового государства. Перечислим их:

  1. верховенство закона на всей территории страны;
  2. соблюдение принципа разделения властей;
  3. взаимная ответственность личности и государства;
  4. господство правовых норм;
  5. гарантии прав и свобод личности.

Остановимся на каждом из этих признаков более подробно.

1) В правовом обществе не может существовать никаких структур, чьи полномочия выше компетенции органов государственной власти. Политические партии, религиозные организации, общественные объединения не должны отдавать распоряжения руководству административного аппарата. [Пример] Например, в СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее реальная власть принадлежала коммунистической партии, все решения, принимаемые на съездах и в комитетах КПСС По данной теме мы уже выполнили контрольную работу ВКП подробнее , были обязательными для исполнения государственными органами. А в средневековой Европе По данной теме мы уже выполнили реферат Договоры в Европе подробнее фактическое руководство государством осуществлялось представителями церкви. Аналогичное положение сложилось и в некоторых современных мусульманских По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Наследственное право мусульманских стран подробнее странах, где власть религиозных лидеров никем оспаривается. [/Пример] В правовом же государстве формирование, полномочия и порядок работы всех властных структур определяются конституцией и законодательством. В этом и заключается принцип верховенства закона.

Готовые работы на аналогичную тему

2) Ни одна из ветвей власти не должна узурпировать всю полноту полномочий по управлению государством. Принцип разделения властей является краеугольным камнем при строительстве правового общества. Он позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций.

С помощью специальной системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга, что позволяет им не нарушать законодательство, выходя за рамки предоставленных законом полномочий. Соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны контролируют судебные органы. Решения парламента и правительства, признанные неконституционными, отменяются.

Обязательное соблюдение принципа разделения властей является основой правового государства, оно гарантирует защиту общественных и личных прав и свобод.

3) Взаимная ответственность личности и государства означает, что граждане и властные структуры должны неукоснительно исполнять обязанности, возложенные на них законом.

Любые отношения между человеком и государственными органами, руководителями всех уровней должны быть основаны на правовых нормах. Всякое воздействие на личность, не обусловленное требованиями закона, является попиранием гражданских прав и свобод.

В то же время и человек обязан исполнять свои обязанности по отношению к стране. Государство вправе требовать от него совершения установленных законом действий и принуждать к ним, но только в рамках правового поля. Например, уплата налогов является конституционной обязанностью граждан страны. Невыполнение требований законодательства неминуемо влечет за собой ряд санкций со стороны соответствующих структур.

Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность и т.д.

4) Господство правовых норм предполагает, что все вопросы и возможные конфликтные ситуации, возникающие в государстве, должны разрешаться на основе законов, главным из которых является конституция.

Например, Конституция России По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее устанавливает такие нормы, как право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, равенство всех граждан перед судом и законом, возможность защитить свою честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и т.д.

Положения основного закона должны непосредственно действовать на всей территории страны без каких-то ограничений. А все принимаемые законы и нормативные акты не могут вступать в противоречие с требованиями конституции.

5) Гарантии прав и свобод личности обусловлены признанием человека высшей ценностью правового государства. Именно интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь, речь идет о праве на свободу и независимость личности. При этом в правовом государстве свобода – это вовсе не возможность делать все, что угодно. Скорее, данное понятие означает осознанную необходимость действовать в интересах общества в целом. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества.


Особенности организации власти в правовом государстве

Организация власти в правовом государстве имеет свои особенности, среди них выделяют четыре основных:

  1. идеологический и политический плюрализм;
  2. принцип выборности органов власти и должностных лиц;
  3. стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
  4. недопущение монополизма в политике и экономике;

Раскроем суть каждого из этих принципов.

1) В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил – все это признаки правового общества. В такой стране государственный аппарат не выступает как карательный орган, подавляющий инакомыслие. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

2) Все основные органы власти в правом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты парламента, руководители региональных администраций и местного самоуправления занимают свои должности в течение ограниченного срока, определенного избирательным законодательством.

Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

3) Правое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны незамедлительно пресекаться. А в своей деятельности правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан.

4) Любой монополизм губителен для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, будь то право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью.

Экономическая свобода населения – это одна из основ политической независимости граждан. Лишь уверенные в своем будущем люди способны самостоятельно отстаивать личные и общественные интересы, не подвергаясь давлению со стороны политических сил или корпораций, монополизировавших ту или иную сферу деятельности.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

9 класс. Правовое государство

Правовое государство – это….. его основными признаками является:

1) верховенство права 4) разделение властей на три ветви

2) незыблемость прав и свобод граждан 5) взаимная ответственность государства и личности

3) государственный контроль над обществом 6) суверенитет

2. Политические наблюдатели установили , что государство М может быть классифицировано как правовое государство. Какой признак мог бы быть назван среди прочих как доказательство сделанного вывода?

1) взимание налогов, использование мер государственного принуждения

2) наличие суверенитета

3) наличие исключительных права, в том числе на принятие законов

4) действие принципа разделения властей

3.К отличительным признакам правового государства относится

1) реализуется принцип разделения властей

2) принимаются общеобязательные для населения решения

3) устанавливаются и взимаются налоги

4) действует принцип верховенства государственной власти

4. К отличительным признакам правового государства относится

1) принудительный характер государственной власти

2) подчинение закону государства, его органов

3) общеобязательность решений государственной власти

4) наличие института гражданства (подданства)

пки современного оборудования для детских больниц.

5. Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правовое государство отличает от неправового верховенство закона и права.

2) В правовом государстве устанавливается отсутствовавшее ранее отделение публичной власти от общества.

3) Власть в правовом государстве, так же, как и в неправовом, имеет монополию на легальное применение силы.

4) Правовое государство обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство.

5) Ветви власти в правовом государстве независимы друг от друга.

6.Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правовое государство — это государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан.

2) Необходимым условием существования правового государства является разделение властей.

3) В правовом государстве ответственность власти перед обществом выше ответственности гражданина.

4) Для правового государства необходима взаимная ответственность государства и гражданина.

5) Любое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым.

7. Установите соответствие между ветвями государственной власти в РФ и её органами

Б) губернатор области

В) Совет Федерации

Г) Государственная дума

Д) Конституционный суд

Е) Правительство РФ

Тема: Разделение властей

Прочтите текст и выполните задания С1—С6.

Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут принуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет.

В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение издает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти (которую можно назвать судебной ) он карает преступников и разрешает столкновения частных лиц.

Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.

Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.

Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три ветви: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступников или тяжбы частных лиц.

В большинстве европейских государств установлен умеренный образ правления, потому что их государи, обладая двумя первыми властями, предоставляют своим подданным отправление третьей.

Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим, так как, имея возможность предоставить себе любую власть, какую оно только пожелает, оно уничтожит все прочие власти.

Наоборот, законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти. Так как исполнительная власть ограничена по самой своей природе, то нет надобности еще как-то ограничивать ее; кроме того, предметом ее деятельности являются вопросы, требующие быстрого решения.

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. О каких видах власти, существующих в каждом государстве, говорится в тексте. К каким последствиям может привести соединение видов власти в
одном лице или учреждении?

С3. Используя содержание текста, заполните таблицу:

С4. Почему, по мнению автора, должно существовать разделение властей? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три причины разделения властей.

С5. Рассказывая на уроке о государственной власти, ученица утверждала, что законодательная власть есть верховная, абсолютная, которая, следовательно, может брать на себя полномочия других ветвей власти. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.

С1. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

С2. Согласно тексту, в каждом государстве существуют три вида власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

Соединение видов власти в одном лице или учрежде- и и может привести к утрате свободы и к власти произвола.

Создание законов, их отмена или исправление

Объявление войны или заключение мира, отправление

или прием послов, обеспечение безопасности

Наказание преступников, разрешение столкновения частных лиц

С4. По мнению автора, разделение властей создает возможность для того, чтобы не злоупотреблять властью.

В качестве причин разделения властей могут быть приведены следующие:

  • исключение концентрации власти в руках одного человека или государственного органа, что препятствует злоупотреблениям, установлению диктатуры;
  • разграничение функций между ветвями государственной власти позволяет эффективно выполнять важные государственные полномочия каждой из них, осуществлять взаимный контроль, создавать систему сдержек и противовесов;
  • гармоничное решение многих проблем общественной и государственной жизни, при которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Могут быть приведены другие причины.

С5. В тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) — законодательная власть не может пользоваться правами, предоставленными другой власти; законодательная власть является верховной, но

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

Приведен фрагмент текста, например:

С6. Аргументы (объяснения), например;

- исполнительную власть незачем ограничивать, поскольку границы ее действий заключаются в ее собственной природе — исполнять то, что принято законодательной властью: принято — исполнять, не принято — не исполнять;

- предметом деятельности исполнительной власти являются вопросы, требующие быстрого решения, поэтому ее ограничение законодательной властью может негативным образом отразиться на всей жизни общества.

- отсутствие контроля над исполнительной властью со стороны законодательной может привести к беззаконию, произволу, авторитаризму, поскольку нарушается система сдержек и противовесов, и исполнительная власть получает особые права в системе государственной власти;

- законодательная власть должна иметь право останавливать действия исполнительной власти, поскольку в обществе большое значение имеют механизмы, способы реализаций постановлений законодательной власти. Непродуманное их исполнение может привести к негативным последствиям для всего общества.

Могут быть приведены другие аргументы.

5. 1, 4, 5. ( 2) Оно есть в любом государстве. 3) В неправовом монополия в может быть и в руках политической партии)


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

9 класс. Правовое государство

Правовое государство – это….. его основными признаками является:

1) верховенство права 4) разделение властей на три ветви

2) незыблемость прав и свобод граждан 5) взаимная ответственность государства и личности

3) государственный контроль над обществом 6) суверенитет

2. Политические наблюдатели установили , что государство М может быть классифицировано как правовое государство. Какой признак мог бы быть назван среди прочих как доказательство сделанного вывода?

1) взимание налогов, использование мер государственного принуждения

2) наличие суверенитета

3) наличие исключительных права, в том числе на принятие законов

4) действие принципа разделения властей

3.К отличительным признакам правового государства относится

1) реализуется принцип разделения властей

2) принимаются общеобязательные для населения решения

3) устанавливаются и взимаются налоги

4) действует принцип верховенства государственной власти

4. К отличительным признакам правового государства относится

1) принудительный характер государственной власти

2) подчинение закону государства, его органов

3) общеобязательность решений государственной власти

4) наличие института гражданства (подданства)

пки современного оборудования для детских больниц.

5. Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правовое государство отличает от неправового верховенство закона и права.

2) В правовом государстве устанавливается отсутствовавшее ранее отделение публичной власти от общества.

3) Власть в правовом государстве, так же, как и в неправовом, имеет монополию на легальное применение силы.

4) Правовое государство обеспечивает правовые отношения в обществе, правовое равенство.

5) Ветви власти в правовом государстве независимы друг от друга.

6.Выберите верные суждения о правовом государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Правовое государство — это государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан.

2) Необходимым условием существования правового государства является разделение властей.

3) В правовом государстве ответственность власти перед обществом выше ответственности гражданина.

4) Для правового государства необходима взаимная ответственность государства и гражданина.

5) Любое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым.

7. Установите соответствие между ветвями государственной власти в РФ и её органами

Б) губернатор области

В) Совет Федерации

Г) Государственная дума

Д) Конституционный суд

Е) Правительство РФ

Тема: Разделение властей

Прочтите текст и выполните задания С1—С6.

Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут принуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет.

В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение издает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти (которую можно назвать судебной ) он карает преступников и разрешает столкновения частных лиц.

Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.

Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.

Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три ветви: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступников или тяжбы частных лиц.

В большинстве европейских государств установлен умеренный образ правления, потому что их государи, обладая двумя первыми властями, предоставляют своим подданным отправление третьей.

Если исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее станет деспотическим, так как, имея возможность предоставить себе любую власть, какую оно только пожелает, оно уничтожит все прочие власти.

Наоборот, законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти. Так как исполнительная власть ограничена по самой своей природе, то нет надобности еще как-то ограничивать ее; кроме того, предметом ее деятельности являются вопросы, требующие быстрого решения.

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. О каких видах власти, существующих в каждом государстве, говорится в тексте. К каким последствиям может привести соединение видов власти в
одном лице или учреждении?

С3. Используя содержание текста, заполните таблицу:

С4. Почему, по мнению автора, должно существовать разделение властей? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три причины разделения властей.

С5. Рассказывая на уроке о государственной власти, ученица утверждала, что законодательная власть есть верховная, абсолютная, которая, следовательно, может брать на себя полномочия других ветвей власти. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.

С1. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

С2. Согласно тексту, в каждом государстве существуют три вида власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

Соединение видов власти в одном лице или учрежде- и и может привести к утрате свободы и к власти произвола.

Создание законов, их отмена или исправление

Объявление войны или заключение мира, отправление

или прием послов, обеспечение безопасности

Наказание преступников, разрешение столкновения частных лиц

С4. По мнению автора, разделение властей создает возможность для того, чтобы не злоупотреблять властью.

В качестве причин разделения властей могут быть приведены следующие:

  • исключение концентрации власти в руках одного человека или государственного органа, что препятствует злоупотреблениям, установлению диктатуры;
  • разграничение функций между ветвями государственной власти позволяет эффективно выполнять важные государственные полномочия каждой из них, осуществлять взаимный контроль, создавать систему сдержек и противовесов;
  • гармоничное решение многих проблем общественной и государственной жизни, при которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Могут быть приведены другие причины.

С5. В тексте отражена вторая точка зрения (точка зрения учащихся класса) — законодательная власть не может пользоваться правами, предоставленными другой власти; законодательная власть является верховной, но

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

Приведен фрагмент текста, например:

С6. Аргументы (объяснения), например;

- исполнительную власть незачем ограничивать, поскольку границы ее действий заключаются в ее собственной природе — исполнять то, что принято законодательной властью: принято — исполнять, не принято — не исполнять;

- предметом деятельности исполнительной власти являются вопросы, требующие быстрого решения, поэтому ее ограничение законодательной властью может негативным образом отразиться на всей жизни общества.

- отсутствие контроля над исполнительной властью со стороны законодательной может привести к беззаконию, произволу, авторитаризму, поскольку нарушается система сдержек и противовесов, и исполнительная власть получает особые права в системе государственной власти;

- законодательная власть должна иметь право останавливать действия исполнительной власти, поскольку в обществе большое значение имеют механизмы, способы реализаций постановлений законодательной власти. Непродуманное их исполнение может привести к негативным последствиям для всего общества.

Могут быть приведены другие аргументы.

5. 1, 4, 5. ( 2) Оно есть в любом государстве. 3) В неправовом монополия в может быть и в руках политической партии)

верховенство права

Верховенство права и правовое государство — как соотносятся эти понятия?

Верховенство права

Первый напрашивающийся вывод лежит в конструкции словосочетания. Верховенство предполагает господство, превалирование, главенствование, приоритет. Однако, понятие носит абстрактный характер и лежит в плоскости оценки. Такой вывод можно сделать из того, что одно и то же обстоятельство может быть расценено по-разному.

Верховенство отдельного вида права

В качестве примера можно привести изменения в Конституцию РФ, внесённые в 2020 году. В целях этого примера нужно учесть уровни применимого права, например, международное право и его приоритет. С принятыми правками в Основной закон России позиции международного права существенно ухудшились.

М.П. осталось в Конституции России. Но его практическое применение в нашей стране урезано. Почему? Дело в том, что решения межгосударственных органов (самый известный, пожалуй — ООН) не будут исполняться Россией. Это станет возможным тогда, когда толкование этих решений идёт в разрез с Конституцией. Кто будет толковать — не совсем понятно, но, вероятнее всего — российский суд. Будет ли суд в России на стороне межгосударственных органов в особо щепетильных вопросах? Вряд-ли. А вопросы такие в последнее время возникают часто.

Верховенство права как такового

В первую очередь, В.П. — это принцип, системный подход. Он предполагает, что ничто в государственной системе не может умалить базовые права человека. В первую очередь, умаления не должны допускать те, кто обличён властью — государственные органы, службы и т.п. В.П. может быть реализовано при достижении ряда условий:

  • ясность, доступность и недвусмысленность закона, нормы, устанавливающей право
  • реализация прав и несение ответственности должно максимально соответствовать букве закона и быть равным для всех лиц государства
  • соблюдение пределов полномочий лицами, наделёнными властью
  • доступность и справедливость судебного разбирательства, а также состязательность процесса

Конечно, условия эти догмой не являются и могут варьироваться в некоторой степени. Да и список выше нельзя назвать закрытым. Зависит это от конкретного правопорядка и его текущего развития. Однако, наиболее общие моменты выделены и положены в основу устава ООН.

Подход ООН

Исходя из докладов Генсекретаря ООН и других документов можно уяснить, что верховенство права обеспечивается соблюдением следующих принципов:

  • защита осуществления базовых прав человека в полном объёме
  • обеспечение равного применения норм права и принципов правосудия в любой точке Мира
  • защита всех прав — экономических, культурных, социальных и права на развитие

Под базовыми правами человека понимаются такие права как право на жизнь и свободу, право на труд и т.п. Чётко прописанного перечня нет, он может варьироваться в некоторой степени. Осуществление указанного в совокупности приближает верховенство права. Однако, в известном смысле такое положение дел похоже, скорее, на утопию.

Итак, под верховенством права генсек ООН понимает такое управление государством, при котором все элементы государства ведут свою деятельность по публично принятым законам. Законы эти должны соблюдаться и независимыми судами государств. Упомянул генсек и о соответствии национальных законов международному праву.

Правовое государство

Россия является правовым государством в силу соответствующего указания в п. 1 ст. 1 Конституции РФ. Может ли указание в Основном законе автоматически сформировать правовое государство? Скорее всего, нет — для этого требуется соблюдение этого указания. Что, надо признать, совсем непросто.

Государство, как форма организации общества, в данном случае, правовое, ставит во главу угла именно право. Таким образом, организация общества, его становление и развитие осуществляется в таком государстве с соблюдением базовых прав человека. Стремление к верховенству права в этом случае также презюмируется.

Верховенство закона

При этом, следует различать верховенство права и закона. Понятия во многом схожи, однако, имеется и различие. Основным, пожалуй, следует считать то, что право — категория, идущая перед законом. Государство же, обладающее правом издавать законы, может принять некую норму, ограничивающую право. И задекларированный принцип верховенства закона должен будет побуждать к неукоснительному его исполнению.

Нужно отметить, что верховенство закона — более достижимая, по нашему мнению, категория, нежели верховенство права.

Итак, вместо вывода

Склеив понятия, выведенные выше, можно подвести итог. Верховенство права — это тот принцип, к построению которого стремится правовое государство. Принцип этот строится на соблюдении и защите основных прав и свобод человека.

Читайте также: