Правовой субъективизм что это

Обновлено: 28.06.2024

\u0414\u0435\u0444\u0435\u043a\u0442\u044b \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u044f \u2013 \u044d\u0442\u043e \u043d\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043a\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0441\u0432\u0438\u0434\u0435\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0442 \u043e \u0435\u0433\u043e \u043d\u0435\u0441\u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0442\u0435\u043d\u0434\u0435\u043d\u0446\u0438\u043e\u0437\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 (\u0413.\u0412. \u041d\u0430\u0437\u0430\u0440\u0435\u043d\u043a\u043e).\n

\u0412\u0438\u0434\u044b \u0434\u0435\u0444\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u044f:\n

\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0439 \u043d\u0438\u0433\u0438\u043b\u0438\u0437\u043c \u2013 \u0437\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u043e\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u043c \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043a \u043f\u0440\u0430\u0432\u0443, \u0435\u0433\u043e \u0441\u0438\u043b\u0435 \u0438 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0446\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438;\n

\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0444\u0435\u0442\u0438\u0448\u0438\u0437\u043c \u2013 \u0432\u0435\u0440\u0430 \u0432\u043e \u0432\u0441\u0435\u0441\u0438\u043b\u0438\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430, \u0432 \u0435\u0433\u043e \u043f\u0440\u0438\u043d\u0443\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u0441\u0438\u043b\u0443;\n

\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u0434\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u043c \u2013 \u0441\u043b\u0435\u043f\u0430\u044f \u0432\u0435\u0440\u0430 \u0432 \u0442\u043e\u0440\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430 \u043f\u0440\u0438 \u043f\u043e\u043b\u043d\u043e\u043c \u043e\u0442\u043a\u0430\u0437\u0435 \u043e\u0442 \u0431\u043e\u0440\u044c\u0431\u044b \u0437\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e;\n

\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0440\u0435\u043b\u044f\u0442\u0438\u0432\u0438\u0437\u043c \u2013 \u0443\u0431\u0435\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435, \u0447\u0442\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u043d\u0435\u0447\u0442\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435. \u0412 \"\u043e\u043f\u044b\u0442\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0443\u043a\u0430\u0445\" \u0442\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430 \u0437\u0430\u0447\u0430\u0441\u0442\u0443\u044e \u043f\u0440\u0435\u0432\u0440\u0430\u0449\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u043a\u0440\u0438\u0432\u043e\u0442\u043e\u043b\u043a;\n

\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0441\u0443\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u0438\u0437\u043c \u2013 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u043d\u0435\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043d\u0434\u0438\u0432\u0438\u0434\u0430 \u0432 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u044b\u043c \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0438\u0441\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c: \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u043f\u0440\u0430\u0432 \u0438 \u043e\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439;\n

\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u0430\u043d\u0442\u0438\u043b\u0438\u0437\u043c \u2013 \u0441\u043b\u0430\u0431\u043e\u0435 \u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0438 \u043d\u0435\u0437\u0440\u0435\u043b\u043e\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043a \u043d\u0435\u043c\u0443.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

2. Сила позиции юридического позитивизма проявляется также в отстаивании особой ценности и важности правового порядка, установление которого рассматривается в качестве необходимого условия гуманизации человеческого сосуществования. Однако в этом же проявляется и его слабость. Позитивистское понимание права ведет к отождествлению его с приказами государства. Некоторые же примеры общественной практики, особенно практика гитлеровского фашизма и сталинского тоталитаризма, показали, насколько опасно такое отождествление.

3. Правовой позитивизм ориентируе т граждан на законопослушное поведение, формирует установку на доверие к существующему правопорядку.

Присущий ему охранительный характер социально обусловлен задачами эволюционного развития общества, когда уже заложены основы такого развития и по отношению к ним достигнут определенный консенсус.

Однако там, где такой консенсус отсутствует, для того чтобы позитивное право не превращалось в антигуманную силу, оно должно быть поддержано обоснованием и подвержено критической оценке.

Слабость позиции позитивизма наглядно проявляется и в его отношении к главным вопросам философии права. Первый фундаментальный вопрос философии права — об основании и критерии справедливости —позитивистами даже не ставится. Юридический позитивизм принципиально отказывается отвечать на него, считая его спекулятивно-метафизическим вопросом, псевдовопросом. По мнению позитивистов, действительностъ праву задает формальная правильность процедуры его формирования.

Таким образом, важнейшей задачей методологии философии права является анализ мировоззренческо- методологических возможностей конкурирующих типов правопонимания, среди которых основными являются правовой позитивизм и теории естественного права. В то же время для представления более полной картины методологических моделей современного правопознания необходимо обратиться к анализу таких способов осмысления и обоснования права, как объективизм, субъективизм и интерсубъективизм.

В зависимости от того, какие отношения рассматриваются в качестве основных, выделяются различные объективистские теории. Важнейшими среди них являются: юридический биологизм, юридический экономизм, политический объективизм, культурно-исторический объективизм, социологический объективизм и др.

Сторонники юридического биологизма глубинные основы права видят в биологической организации человека, в структуре его инстинктов, в фундаментальных биологических потребностях, удовлетворяемых посредством права (фрейдизм, биологическая антропология, социобиология и др.).

Юридический экономизм (марксизм) исходит из того, что фактические отношения определяются экономическими факторами. Актуально существующие экономические отношения отражаются в человеческом сознании и составляют содержание данного правопорядка.

Достоинством правового объективизма является то, что в нем обращается внимание на тот бесспорный факт, что правопорядок включен в актуально существующие отношения и немыслим без их учета. Благодаря их учету здесь ставится и решается вопрос о том, при каких условиях правопорядок может быть справедливым. В то же время объективизм абсолютизирует роль существующих условий (социальных и культурно-исторических) в качестве источника правосознания, превращая правосознание и правопорядок в зеркальные отражения этих условий.

Таким образом, бесспорная идея о том, что субъект не может быть самодостаточным в создании правопорядка, исходит лишь из самого себя, оборачивается растворением субъекта в общественных отношениях, недооценкой творческой активности субъекта.

В силу указанной особенности объективизм не может дать удовлетворительного ответа на главные вопросы философии права: 1) о критерии справедливости, поскольку из-за отождествления должного и фактического невозможно занять никакой ценностной позиции по отношению к существующим условиям, а, следовательно, нельзя сказать, справедливы эти отношения или несправедливы, ибо они просто даны как необходимые; 2) о нормативной силе права, так как из того, что законы обусловлены вытекающими из социальных условий потребностями, вовсе не следует, что им необходимо подчиняться; 3) о собственной природе права, поскольку право сводится к его социальной основе и отождествляется с этой основой.

Исходя из описанных особенностей объективизма более правильно философско- правовую концепцию марксизма оценить не как позитивистскую, а как объективистскую. Ведь марксизм не ограничивается формальными моментами права, а ведет поиски его онтологических оснований в экономических отношениях, в фактических отношениях собственности. Содержание воли господствующего класса следует понимать в нем не произвольно, а в его детерминированности характером производственных отношений. Справедливым считается все то, что соответствует интересам прогрессивного класса, а несправедливым —все то, что им не соответствует. В силу политического прагматизма, а отнюдь не по концептуальным соображениям, марксизм, став господствующей идеологией, свое понимание справедливости как стремление уничтожить данный правопорядок сменил на собственно позитивистское - как стремление его сохранить.

В статье доказывается, что справедливость является общесоциальной ценностью и конституционной декларацией и не может быть признана общеправовым принципом. Соответственно это понятие нельзя использовать в иных правовых процедурах, кроме конституционного и законодательного процесса, за исключением строго определенных случаев, когда речь идет об исполнении нормативно закрепленных отдельных требований, составляющих его содержание, и оно не может пользоваться приоритетом по отношению к принципам конституционности и законности.

Справедливость как многоаспектное явление

Основное значение справедливости в праве

Если попытаться выявить общую сущность многочисленных позиций по поводу справедливости в континентальном и англо-саксонском праве, то можно сделать вывод, что основное значение справедливости в праве – это ограничение монополии государства на принятие законов и на осуществление правосудия. Наличие некой системы общечеловеческих, моральных, религиозных ценностей, существующих в сознании людей, позволяет подчинить процесс разработки и принятия конституций и законов, а также вынесения судебных решений идеальным представлениям о справедливом обществе, где эти ценности не вступают друг с другом в противоречие и полностью соблюдаются.
Получается, что справедливость является неким идеалом, который никогда не достижим, но к которому необходимо стремиться, иначе позитивное право неизбежно начинает отражать только интересы отдельных группировок, имеющих влияние на конституционный и нормотворческий процесс.
Однако следует учитывать, что представления о справедливом обществе, существующие в сознании конкретных людей, во-первых, объективизируются при принятии правовых установлений, во-вторых, не дают права нарушать существующие правовые установления. Соответственно здесь происходит взаимовлияние, предопределяющее тесную взаимосвязь: субъективные представления влияют на содержание правовых установлений в процессе их выработки и принятия, а принятые правовые установления влияют на формирование субъективных представлений. Как раз это обстоятельство и порождает бесконечное смешение объективных и субъективных начал в праве, права и справедливости, а также общесоциальных ценностей и общеправовых принципов.
По рассматриваемым вопросам основная подмена понятий происходит именно в связи с тем, что явление сознания людей признается правовым принципом, носящим объективный характер.
Справедливость является общесоциальной ценностью, которая определяет сознание людей через отражение в нем объективно необходимых им духовных, социальных, материальных и других видов благ. Естественно, общесоциальные ценности переходят в юридические категории, но это происходит не через простое признание или провозглашение их правовыми принципами, а через объективизацию в праве (юридизацию). При этом, поскольку полного перечня благ, составляющих понятие справедливости на все времена и для всех обществ, дать невозможно, то в праве закрепляются лишь отдельные составляющие этой системы ценностей как требования, соблюдение которых должно способствовать достижению идеальной цели – справедливости. В качестве таких требований могут выступать и другие правовые принципы, предопределяющие построение системы правовых норм и их применение.
Ярчайшим примером является ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющаяся составной частью российской правовой системы, где закрепляется право на справедливое судебное разбирательство и выделяются элементы этого понятия:
а) публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (п.1);
б) действие правила, что каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком (п.2);
в) установление минимального набора прав обвиняемых в совершении уголовного преступления (п.3).
В данном случае достаточно четко проявляется обозначенный выше подход: соблюдение определенных требований способствует справедливости судебного разбирательства.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод: справедливость в праве – это категория, прежде всего, конституционного и законодательного процесса. В иных процедурах она может использоваться только в строго определенных случаях, когда речь идет об исполнении нормативно закрепленных отдельных требований, составляющих ее содержание. Просто закреплять обязанность соблюдать требования справедливости – бессмысленно, поскольку это юридически не определенная обязанность, способствующая проявлению субъективизма в правоприменительной деятельности.
В связи с этим следует категорически возразить против активно развивающихся в последнее время идей противопоставления естественного права, где идеи справедливости играют основополагающую роль, и позитивного права, являющегося атрибутом государства. Даже ярые сторонники естественного права признают, что природные законы общественной жизни, волей определенной части людей закрепляются в позитивном праве. И это объективное явление, поскольку требуется обеспечение баланса интересов, применение принуждения или защитных мер в отношении той части людей, которые не желают соблюдать законы общества. Естественное и позитивное право должны рассматриваться как две части единого целого.

Подходы к соотношению права и справедливости в доктрине права

Требование справедливости в российском праве

Справедливость в актах Конституционного Суда РФ

Понятие справедливости в теории права

Справедливость в актах Высшего Арбитражного Суда РФ

Равенство конституционных ценностей

Читайте также: