Правовой класс в школе что это

Обновлено: 28.06.2024

Успешная социализация личности предполагает правовую грамотность. К сожалению, многие граждане, не имеющие специального юридического образования, слабо ориентируются в правовой сфере, не всегда знают свои законные права и обязанности. Это актуализирует правовое образование как важнейший компонент механизма правовой социализации личности. Учитывая то, что базовый уровень основных знаний человек получает в школе, важно, чтобы уже в системе образования закладывались основы социальных навыков, практических умений в области социальных и правовых отношений.

Правовое образование представляет целенаправленные образовательные действия, направленные на освоение правовых знаний, современных правовых ценностей и формирование правовой культуры обучающихся.

Система правового образования включает:

– цели правового образования;

– содержание и структуру школьного правового образования;

– организацию процесса правового образования;

Правовое образование направлено на создание системы обучения и воспитания по формированию правовой культуры личности на основе современных правовых ценностей. Обучение направлено на освоение учащимися знаний в правовой области, норм и принципов правоотношений; воспитание состоит в осознании правовых ценностей и формировании установок, отношений, мотивов деятельности в вопросах, регулируемых правом. Воспитание основано на знаниях.

Цели правового образования:

– формирование у учащихся системы правовых знаний, способности к активной реализации своих законных прав и выполнению юридических обязанностей в различных сферах жизнедеятельности;

– усвоение базовых знаний по правовой системе современной России, его отраслям;

– формирование уважительного отношения к Конституции РФ, к праву как важнейшим социальным ценностям;

– формирование правосознания как совокупности знаний, представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни;

– формирование навыков правомерного поведения, под которым подразумеваются модели поведения, не выходящие за пределы законов, установленных государством;

– формирование умений применять правовые знания и навыки для решения практических ситуаций;

– развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в контексте влияния отдельных молодежных субкультур;

В процессе правового образования осуществляется формирование правосознания как совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву, правовым явлениям в общественной жизни. Правовая культура, ядром которой является правосознание, представляет совокупность устойчивых характеристик правосознания и деятельности (поведения) на основе правовых норм.

Полноценно организованное правовое образование предоставляет широкие возможности для формирования социальных компетенций учащихся. Развивается интерес учащихся к праву, формируется отношение к праву как общественной ценности, развиваются способности к работе с социальной и правовой информацией, формируются компетенции в области защиты прав и законных интересов личности на основе анализа правовых ситуаций.

Эти общие цели правового образования конкретизируются и реализуются в образовательной организации через учебный процесс, организацию внеурочной деятельности, самостоятельную деятельность учащихся по освоению правового материала.

Организационные аспекты правового образования в образовательных организациях

В формировании правовой культуры можно выделить следующие этапы:

– получение ребенком правовой информа­ции; этот процесс может быть как стихийным, так и организован­ным, предполагающим системное и целенаправленное освоение учащимися правовых знаний;

– процесс личностного усвое­ния правовых ценностей, степень восприятия которых зависит от личностных особенностей школьников, их правосознания на эмоциональном, рацио­нальном и волевом уровнях;

– реализация правовых идей, установок, принципов в реальных поступках личности.

Правовое образование, целью которого является формирование правовой культуры, в современной системе образования представлено следующими моделями:

Обучение и воспитание в контексте формирования правовой культуры взаимосвязаны. Обучение предполагает накопление теоретиче­ских и практических правовых знаний, умений и навыков, воспитание связано с эмоционально-волевой сфе­рой личности ребенка.

Методические аспекты организации правового образования

В начальной школе развивается процесс осознания ребенком себя и других как личности, осваиваются основные моральные ценности и нормы поведения:

– школьники получают представление о правах человека, ценности человеческой жизни;

– формируются навыки правильного поведения в школе и дома, общественных местах и на улице; осознание необходимости их выполнения способствует воспитанию у детей законопослушности, закладываются основы правовой культуры личности;

– учащиеся получают представление о российском государстве, его символах и атрибутах, о гражданстве, о Республике Татарстан и её символах.

В основной школе продолжается работа по формированию нравственных ориентиров и политико-правовых знаний, связанных с изменениями в социально-правовом положении подростков:

– в процессе изучения истории осваивается система знаний о государстве и праве, их органической связи, об отношениях между государством и гражданами;

– формируются система ценностных установок и ориентиров, навыки самостоятельности при осуществлении выбора и осознания ответственности за свои поступки, развиваются навыки правомерного поведения;

Ведущей линией в обучении и воспитании учащихся является осознание важности права как регулятора взаимоотношений в обществе, формирование уважительного отношения к закону, развитие навыков толерантного поведения на основе уважения конституционных прав и свобод других людей. Важным моментом становится участие в социально значимых акциях.

В старших классах с учетом серьезных и глубоких изменений в личности старшеклассника усиливается личностно ориентированный характер овладения знаниями и рациональными способами реализации конституционных прав и свобод:

– расширяются представления учащихся о правовой сфере общества, знания приобретают системный характер;

– развиваются навыки критического анализа правовой ситуации, информации и его источника с целью определения личного отношения и выработки собственной позиции по отношению к рассматриваемому объекту;

– развиваются способности к диалогу с различными категориями социума, с общественными и политическими организациями, с властными структурами, нарабатываются умения конструктивного решения спорных вопросов.

При организации занятий на всех этапах обучения важен системно-деятельностный подход, предполагающий, что все составляющие правового образования рассматриваются в единстве обучения и воспитания, урочной и внеурочной деятельности, их развитии в процессе активной познавательной деятельности.

В этом контексте актуальность приобретает полидисплинарный подход как принцип обучения, предполагающий связи методологического характера, содержательно-информационную и ценностную сопряженность. Их учёт и реализация способствует формированию ассоциативной основы познавательной деятельности в сфере освоения конституционных ценностей.

Содержательная интеграция выражается во взаимосвязи предметов гуманитарного цикла Базисного учебного плана (права, истории, обществознания, экономики, литературы, филологии), в содержании которых заложен нравственно-этический и правовой потенциал, реализуемый в процессе формирования нравственно-правовой культуры личности.

Через использование наиболее эффективных технологий, активных и интерактивных форм обучения, стимулирующих познавательную деятельность учащихся как самостоятельных субъектов образовательного процесса в контексте развития универсальных компетенций, необходимых для правосообразного и правомерного поведения в социально-правовой сфере реализуется процессуальный аспект интеграции.

Использование индивидуальных, групповых форм работы, лабораторно-практических занятий, дискуссий, деловых игр, участие в творческих проектах, анализ конкретных ситуаций правового характера усилит практическую направленность занятий, поможет смоделировать наиболее эффективные пути противодействия неправомерным действиям в повседневной жизни.

Особое место на занятиях занимает работа с текстом: правовыми источниками, материалами СМИ, научно-популярной и учебной литературой. В процессе этой деятельности учащиеся приобретают навыки критического анализа различных текстов, самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации.

Характеризуя опыт правового образования в республике можно отметить следующее.

Правовое образование активно развертывалось в рамках гражданского образования, предусматривающего обучение праву, формированию навыков правомерного поведения и воспитанию гражданственности и патриотизма. В этом плане интересный опыт был представлен коллективом педагогов гимназии № 90 г.Казани, учителями Г.Бондаревой (СОШ №2 г. Менделеевска), З.Салимовой (СОШ № 20 г. Казани) и др.

Популярность в образовательных организациях получили Недели правовых знаний, Парламентские уроки, различные мероприятия и классные часы, посвященные противодействию коррупции, экстремизма.

Как показывает практика, наиболее успешно правовое образование реализуется при системном подходе, как, например, в гимназии № 102 г.Казани.

Правовое образование, воспитание и просвещение учащихся в данной гимназии осуществляется:

– на уроках права (в X классах формируются классы с социально-экономическим профилем обучения, в которых на изучение права отводится 2 часа);

– при изучении правового модуля курса обществознания;

– при раскрытии правовых аспектов содержания других школьных дисциплин;

– при подготовке учащихся к участию в предметных олимпиадах;

– в ходе внеклассной работы.

Роль элективных курсов в предпрофильной и профильной подготовке учащихся.

Центральное внимание в элективном курсе уделено основам конституционного строя РФ, полномочиям органов власти, всем группам прав граждан РФ, в частности акцентировано внимание на избирательных правах, пути их реализации, также рассматривается порядок формирования и деятельность органов представительной власти РФ. Знание своих прав, конкретных правовых норм, определяющих основы жизнедеятельности граждан имеет важное значение для формирования гражданского правосознания и правовой культуры школьников.

Значительное место отводится в элективном курсе формированию навыка работы с источником права, умению анализировать нормы права, получать в ходе анализа дополнительную информацию и использовать её для решения задач познавательного характера.

Учителя гимназии убеждены, что изучение данного курса в VIII – IX классах позволяет ученикам добиваться хороших результатов при сдаче ЕГЭ по обществознанию в XI классе.

Основная часть работ по подготовке и проведению мероприятий выполняется на основе методики коллективного творческого дела в совместной деятельности учителя Ф.Камаловой и воспитанников. Темы и формат дебатов выбирается самими учащимися. В английском формате обсуждались следующие темы: это правительство верит… (что творчество должно быть свободным от цензуры, что светские школы должны быть свободны от преподавания религии, что запрет рекламы табака и алкоголя улучшит здоровье населения страны), в американском формате: это правительство считает…(что необходимо увеличить льготы при поступлении в вузы сиротам, что в школах должна быть введена обязательная школьная форма, что политикам необходимо запретить иметь недвижимость за границей).

Успешность проведения дебатов во многом определяется умением Ф.Камаловой организовывать эффективное взаимодействие между учениками, грамотно формулировать проблемные вопросы, создавать доброжелательную, творческую атмосферу. Она может не только заинтересовывать учеников, но и поддерживать этот интерес.

Работа Клуба показала, что технология дебатов способствует углублению, обогащению и систематизации знаний по праву, активизирует познавательную деятельность, развивает интерес к предмету. Но самое важное при изучении права – дебаты оказывают активное влияние на эмоциональную сферу ученика, прививают важнейшие умения правильного поведения в правовой сфере, способствуют формированию правовой культуры.

В этом учебном году к работе клуба привлекались учащиеся VIII классов.

Работа школьной службы примирения.

Правовое образование учащихся подразумевает приобретение способности вычленять правовое содержание жизненных ситуаций (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью, различение этих ситуаций и т.п.), умение использовать правила для урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений.

В гимназии № 102 г.Казани действует школьная служба примирения под руководством социального педагога Любовь Николаевны Марковой. В основе деятельности службы примирения лежит примирительная встреча между конфликтующими сторонами. Она проходит обязательно на территории школы, и проводят эти встречи сами школьники. Роль посредников (медиаторов) выполняют неформальные лидеры школьного сообщества, которые прошли специальные обучающие тренинги. Их отбор проходит с помощью тестирования, в котором подростков просят написать того человека из школы, которому они доверяют, и кто умеет эффективно разрешать конфликты.

Деятельность службы примирения способствует этико-правовому просвещению обучающихся и родителей, приобщению к процессу правового воспитания родителей и развитие их правовых знаний и умений, через организацию совместных занятий.

Изучение правовых вопросов в курсе истории как средство формирования правовой культуры школьников

Первоначальные целостные представления о праве учащиеся получают на уроках истории. Через обращение к прошлому, они узнают: как и при каких условиях возникает право, как оно развивается, какие правовые системы рождаются в различные времена и в каком историческом пространстве и в историческом контексте это происходит; как эволюционируют эти правовые системы. То есть в содержании предмета заложен исторический подход к изучению права, и если специально в таком аспекте рассматривать вопросы, имеющие отношение к правовой сфере, это будет способствовать формированию правового сознания и правовой культуры у учащихся. [4, с.7]

  1. Формирование представлений о роли права в жизни общества.
  • Право было необходимо людям, так как создавало условия для нормального функционирования общества, защищало людей от произвола и насилия.
  • В разных обществах право имело свои отличительные особенности – право Древней Греции было менее жестоким по сравнению с законами Древнего Востока, и в значительно большей степени отвечало представлениям о справедливости.
  • Право изменчиво – усложняется жизнь и появляется необходимость в новых законах, люди становятся более цивилизованными, они все яснее осознают, что главной ценностью является человек и его интересы.
  1. Формирование представлений о правах человека. На уроках истории закрепление прав человека изучается в ходе исторического развития, что дает возможность проследить процесс углубления и расширения содержания концепции прав человека.

Учащиеся, работая в группах, систематизируют знания по теме и подбирают аргументы в защиту каждой из точек зрения.

  1. Изучение преобразовательной деятельности государства в области судебной власти. При изучении внутренней политики правителей учитель может акцентировать внимание на изменениях в правовой сфере в следующих аспектах: а) принятие новых законодательных актов; б) изменение структуры судебной власти; в) справедливость и независимость правосудия; г) характеристика личности и деятельности великих реформаторов.

Подготовка работ, их представление и защита, совместное обсуждение узловых проблем позволяет учащимся:

Эффективное формирование правовой культуры учащихся при изучении истории может быть достигнуто, если:

– проводится отбор фактического и теоретического правового материала к урокам в соответствии с его образовательными, воспитательными и развивающими целями;

– выявляются наиболее эффективные методические приемы и средства правового обучения и воспитания, учитываются познавательные и возрастные возможности учащихся;

– применяется система заданий на различных уровнях познавательной самостоятельности, направленная на формирование навыка работы с нормативными актами;

– учитывается практическая направленность обучения с целью формирования исследовательских, социально-личностных и коммуникативных компетенций;

— используются разнообразные формы учебных занятий, предполагающие активную познавательную деятельность учащихся, развитие интереса к праву. [2]

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Новкина Елена Борисовна , учитель географии МБОУ СОШ №19 г Новосибирска

«Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от

Дж. Милль, английский философ и экономист 19 века

Изучение в школе вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законобязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.


Работа по правовому воспитанию учащихся школы строится по следующим направлениям:

Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.
В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция.
Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.
Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны классного руководителя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями.
Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.
Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя являются:

ознакомление учащихся с правовыми актами государства;

воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;

привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;

усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

принцип гуманизации (означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей, любви к окружающей природе, Родине, семье)

принцип комплексности (обеспечение соблюдения принципа комплексности направлений развития ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитием речи и т.д.);

Принцип практической направленности

Ведущей формой организации учебной деятельности в школе по правовому обучению являются классные часы и внеклассные мероприятия (беседы, диспуты,. ролевые игры)

Для профилактики правонарушений среди учащихся 10-11 классов совместно с зам директора по ВР социальным педагогом и психологом разработан план правового воспитания несовершеннолетних. Основными направлениями работы по профилактике правонарушений являются

:Выявление и учет детей имеющих проблемы

Внутриклассный и внутришкольный контроль успеваемости

• Вовлечение учеников в кружковую деятельность

Правовое просвещение учащихся и профилактика правонарушений

• Проведение конкурсов молодых друзей закона на наилучшее знание: государственной символики России; конституционных прав и обязанностей гражданина русской Федерации; прав и обязанностей детей и др.

личностной позиции учащихся)

• Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов перед профессиональными праздниками

• участие в конкурсах знатоков избирательного права. и Всероссийской олимпиаде школьников по праву (ШКОЛЬНЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ этапы)

• Организация походов и поездок детей по историческим местам.

• Проведение недели правовых знаний цикл уроков правовых знаний

Для определения степени развития каждого показателя уровня сформированности правовой культуры учащихся были использованы соответствующие диагностические методики.

Данные анкетного опроса учителей и учащихся выявили значимость и актуальность исследования правовой культуры подростков. Так, абсолютное большинство опрошенных (91%) оценили её как актуальную. Анкетирование учащихся 5 – 8 классов (85 человек) показало, что правовые знания они получают в школе (49,9%), от родителей и ближайших родственников (23,4%), из литературных произведений, телевизионных программ и фильмов (14,2%), от друзей и знакомых (12,5%). В формировании правовой культуры личности подростка, по мнению опрошенных, существенную роль играет систематическое проведение внеклассных занятий по правовому воспитанию школьников. Особое значение учащиеся и педагоги придают занятиям с использованием активных методов правового воспитания.

Кроме исследования индивидуальных правовых установок учащихся было проведено измерение правовой направленности группы. Для определения единства правового сознания в группе подростков из 5 – 8 классов была использована методика Л.Фридмана (Приложение 1). Результаты диагностики представлены в таблице 5.

Диагностика уровня единства правового сознания группы

Проведя анкетирование по выявлению уровня правовых знаний и отношений среди подростков школы (85 чел.), мы получили результаты, которые представлены в таблице 2.

Результаты обработки анкеты по выявлению уровня правовых знаний и отношений среди подростков

Вопросы анкеты

Знакомы ли вы с международными и российскими документами по правам человека?

Знакомы ли вы с Уставом школы и его локальными актами?

Знаете ли вы все свои права и обязанности?

Возникают ли у вас конфликтные ситуации с родителями?

Возникают ли конфликтные ситуации с учителями?

Возникают ли конфликты со сверстниками?

Знаете ли вы, куда обратиться за помощью в решении конфликтных ситуаций?

Анализируя ответы учащихся, мы делаем вывод, что большинство подростков не знакомы с основными документами школы: Уставом школы и локальными актами; не знают к кому обратиться за помощью в решении конфликтных ситуаций, как достойно выйти из них. Также многие не знают своих прав и обязанностей. Следовательно, учащиеся школы недостаточно грамотны в сфере правовых отношений.

Исследование уровня правовых знаний как показателя правовой культуры показывает, что 5% подростков имеют низкий уровень сформированности правовых знаний, 23% - высокий уровень, а основная часть учащихся 5 – 8 классов (72%) обладает средним уровнем сформированности правовых знаний.

Чем выше уровень сформированности правовых знаний, тем выше уровень правовой активности.

В результате нами выявлено, что большая часть подростков – 61%, имеет средний уровень социально-правовой активности. 37% учащихся обладают высоким уровнем социально-правовой активности, что свидетельствует о сформированности отношений школьников школы к государству, к своей школе, к социуму, к себе, а также о заинтересованности детей в проведении занятий по правовым вопросам. И только 2% учащихся показали низкий уровень социально-правовой активности.

Результаты замеров по критерию

Правовая активность является наивысшим проявлением правомерности в поведении личности. Для выявления реальных проявлений дисциплинированности и правоотношений среди подростков и определения, как соотносятся имеющиеся у них правовые знания с поведением, использовалось сплошное и выборочное наблюдение за поведением детей в процессе внеклассных занятий по правовому воспитанию, общением, в свободно возникающих правовых ситуациях и в ситуациях, специально создаваемых педагогом.

Результаты замеров по критерию

Исследование уровня правовой самоорганизации подростков включало диагностику нравственных ценностей личности, нравственной самооценки ; изучение лидерских качеств.

В ходе диагностического исследования были также применены методики Н.Е. Щурковой, по которым определялось, какими качествами, по их собственной оценке, обладали школьники. Предлагались игровые методики на выбор действий в разных ситуациях. 43 % учащихся считают себя ответственными, честными, умеющими строить отношения с окружающими, соблюдающими обязанности человека и гражданина. Около 30 % учащихся не смогли ответить на вопросы по знанию основных правил взаимоотношений в обществе. Более 19 % не считают, что они должны строить свои отношения на принципах взаимоуважения и изменять свое отношение к людям.

Таким образом, у учащихся подросткового возраста МБОУ СОШ 19 преобладает средний уровень правовой самоорганизации, что составляет 79 %. (диаграмма 4).

Результаты замеров по критерию

В итоге обработки замеров мы получили следующие результаты: у учащихся преобладает средний уровень развития правовой культуры, что составляет 70 % от количества участников исследования. 25 % учащихся показали высокий уровень правовой культуры. С низким уровнем правовой культуры выявлено 5 % подростков. диаграмма 5).

Результаты замеров уровня сформированности правовой культуры

Несмотря на такие результаты 89 % ребят подросткового возраста считают, что получают недостаточно правовой информации.

Одной из причин низкого уровня правовой культуры подростков школы может являться – проживание семей учащихся в близлежащих селах. По окончании учебного процесса эти дети вынуждены уезжать домой и не могут принимать участие во внеклассных мероприятиях. К учащимся из деревень следует применять индивидуальный подход в воспитании, в том числе и правовом.

Результаты диагностического исследования свидетельствуют о том, что организация правового воспитания в школе носит не системный характер. Внеклассные мероприятия по правовому воспитанию подростков зачастую проводятся формально. Учащиеся не имеют возможности применить на практике полученные теоретические правовые знания. Помимо этого выделяется насыщенность воспитательной деятельности школы внеклассными мероприятиями по другим направлениям воспитательной работы. На наш взгляд, сглаживанию выделенных противоречий может способствовать представленный далее проект программы по правовому воспитанию подростков с использованием активных методов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время знание права приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что кроме права не существует средств защитить свои интересы в меняющемся обществе. А задача образования - снабдить людей знаниями, которые помогут им не пропасть в нынешней непростой жизни. Решение задачи становления правовой культуры граждан России следует начинать как минимум со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования учащихся, которая охватывала бы все возрастные группы, от начальных до 11 классов.

Система правового образования в школе

Истинный показатель цивилизации –

В наше время знание права приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что кроме права не существует средств защитить свои интересы в меняющемся обществе. А задача образования - снабдить людей знаниями, которые помогут им не пропасть в нынешней непростой жизни. Решение задачи становления правовой культуры граждан России следует начинать как минимум со школьного возраста, создавая целостную систему правового образования учащихся, которая охватывала бы все возрастные группы, от начальных до 11 классов.

Правовое образование и воспитание представляют собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правовую культуру, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, а также с целью формирования в правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей.

Субъектами правообразовательной деятельности являются:

- государство (в лице специально уполномоченных органов)

- непосредственные участники образовательного процесса (обучающиеся, их родители, педагоги)

- социальные партнеры (например, общественные организации)

Цель правового образования — заложить основы гуманистической правовой культуры учащихся и способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, законопослушной, знающей и уважающей права и свободы человека и готовой к их защите как применительно к себе, так и к другим людям, а также наделенной гражданским самосознанием и общественно активной, а также повышение правовой грамотности родителей и формирование у них ответственности за воспитание своих детей.

Конкретные цели правового образования можно выразить следующими:

- вовлечение личности в деятельность государства (т.е. фактически применение полученных знаний на практике).

Средством реализации этой цели мы считаем создание в школе целостной системы правового образования учащихся с 1-го по 11-й классы.

Задачами правового образования являются:

Формирование системы правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность.

Целенаправленное создание комплекса педагогических условий для того, чтобы одновременно с формированием системы правовых знаний у школьников возникало социально полезное эмоциональное отношение к изучаемым правовым явлениям.

Целенаправленное педагогическое влияние на поведение учащихся для преобразования его в соответствии с критериями правовой культуры. Это: формирование у учащихся навыков дисциплинированного поведения, накопление у них умений действовать по правилам, в соответствии с правовыми нормами, создание педагогических условий для формирования у учащихся позитивного опыта реализации своих прав и выполнения обязанностей.

Принципы организации правового образования обучающихся:

- наличие системного и дифференцированного подхода к обучающимся;

- активизация интереса обучающихся к приобретению правовых знаний;

- связь правовой информации с фактами из повседневной жизни обучающихся, приучение их к сознательной оценке своих поступков;

- обеспечение сознательного усвоения правовых знаний;

- учет психологических и возрастных особенностей обучающихся.

Уровни правового образования соответствуют ступеням школьного образования: начальная школа, основная школа и старшая школа.

Основными формами правового образования являются:

- самообразование и самовоспитание.

В результате функционирования системы правового образования в средней школе ее выпускник должен:
1. Усвоить систему знаний о правах человека, правах и обязанностях гражданина России, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности.
2. Знать содержание Конституции РФ, определяющей принципы права, систему прав и обязанностей граждан России, регулирующих отношения между государством и личностью.
3. Знать основополагающие международные документы по правам человека и правам ребенка.
4. Иметь представление о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны.
5. Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности, знать о правилах, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств.
6. Усвоить совокупность конкретных правил поведения в семье, в доме, в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.
7. Овладеть юридическими терминами и понятиями в объеме, необходимом для изучения основ права.
8. Уметь применять правовые знания: проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступков людей, собственных действий, явлений жизни.
9. Уметь осуществлять свои права на практике, в различных сферах жизни руководствоваться существующими юридическими нормами.
10. Уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения и т. п.).
11. Иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка.

Необходимыми условиями и направлениями работы для организации эффективного правового образования становятся:

- организация правового всеобуча, нацеленного на формирование прочной базы правовых знаний и умений обучающегося;

- тренинг формирования активной правовой позиции обучающегося (в т.ч. через процесс соуправления ОУ);

- встречи с работниками прокуратуры, судебных и правоохранительных органов.

- сюжетно-ролевые игры с элементами знакомства с деятельностью судебных и правоохранительных органов, разбор проблемных ситуаций.

- конкурсы рисунков, фотографий: «Права человека".

- деятельность школьных Служб примирения.

- усвоение обучающимися определенной суммы знаний о правовых нормах;

- системное и организованное правовое просвещение;

- активное участие в правоохранительной деятельности в школе;

- повышение правовой культуры учителей, воспитателей и родителей;

размещение правовой информации на школьных тематических стендах;

использование школьного печатного издания, радио, информационной литературы (брошюры, листовки и др.), тематические библиотечные выставки;

анкетирование, тематические опросы.

При учете возрастных особенностей и познавательной самостоятельности возможно и нужно внедрение всех названных и иных активных форм занятий при изучении права с самого начала.

Можно выделить следующие этапы правового образования, нацеленного на формирование правового самосознания:

правовая осведомленность правовая компетентность правовая культура

Для школьников среднего и старшего школьных звеньев важным элементом становится презентация своих достижений за пределами школы, поэтому для них наиболее интересна работа по различным городским образовательным программам, как в чистом виде правовым, так и по программам, включающим в себя правовой образовательный компонент. В этом возрасте приоритетными в оценивании являются не флажки и медали, а отметки в журнале.

Не менее важным направлением правового образования, особенно на старшей ступени обучения, является организация самообразования и самовоспитания обучающихся.

Особенностью школьной системы правового образования является то, что для успешного ее функционирования реализация должна стать делом всего педагогического коллектива.

- создание системы работы с родителями;

- превращение родителей в активных субъектов нравственно-правового образования;

- повышение уровня правовых знаний родителей, ориентированных на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности;
- воздействие на ценностные ориентации родителей;
- профилактика правонарушений несовершеннолетних путем оказания помощи родителям в воспитании детей с отклонениями в поведении.

- информирование родителей о системе правового образования в школе (цели, этапы, краткое содержание, возрастные особенности этапа).
- ознакомление с Законом РФ "Об образовании" и нормативными документами, регулирующими отношения в сфере образования.

Формы работы с родителями.

Диагностика (тестирование, анкетирование родителей с целью выявления представлений об уровне их правовой культуры).
2. Родительский лекторий (1 раз в четверть). Темы:
а) Права человека и ребенка в международных документах и российском законодательстве.
б) Ваш ребенок и Закон РФ "Об образовании", Устав школы.
в) Состояние и особенности детской преступности. Виды правонарушений и предупреждение правонарушений несовершеннолетних.
г) Как не стать жертвой преступления.
3. Конференции с участием специалистов (юристы, психологи, педагоги, инспектора комиссии по делам несовершеннолетних).
4. Проведение праздников ("День семьи", "День открытых дверей")
5. Деловые и ролевые игры ("Поменяемся местами", "Идеальная семья", "Как решить ситуацию").
6. Посещение родителями открытых уроков.
7. Индивидуальные формы работы.
8. Круглые столы.
9. Тренинги.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день есть проблемы в процессе правового образования:

Современное общество не получило фундаментальной программы правового воспитания, в результате оно сводится к передаче детям, подросткам чаще суммы, чем системы правовых знаний.

Предлагаемые программы и учебники подобных курсов чаще всего не учитывают возрастные и индивидуаль­ные особенности обучающихся.

Рекламная деятельность российского радио и телевидения оказывает негативное влияние на детей, подростков и молодежь.

Подача материала в традиционной форме, в результате чего он начинает казаться учащимся скучным и чужим.

Незаинтересованность родителей в содействии по правовому воспитанию обучающихся.

Таким образом, для школы сегодня необходимо повышение роли и места правового образования на всех ступенях. Это предельно актуально как в свете государственных запросов, связанных с воспитанием правовой культуры подрастающего поколения, так и в интересах и потребностях самой молодежи, которой предстоит справляться с целыми потоками информации, уметь хорошо разбираться в правовом пространстве, решать непростые житейские проблемы в разных правовых отраслях. Необходимо также отметить, что правовое образование обучающихся будет эффективно лишь при соблюдении определенных условий педагогически правильной организации образовательного процесса. К таким условиям следует в первую очередь отнести создание положительного эмоционального отношения обучающихся к правовому образованию и самообразованию, обеспечение каждому школьнику активной позиции, возможности проявлять инициативу, независимость, самостоятельность. Эффективность правового образования обучающихся во многом зависит также от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собствен­ной правовой культуры. При правильно намеченных целях и выбранных средствах правовое образование способствует формированию уважения школьников друг к другу, к правам и законным интересам других людей, очерчивается круг возможностей и запретов, осознается роль порядка в обществе.

Нормативная база правового образования в средней школе

Правовое образование – это целенаправленно организуемый, преднамеренный педагогический процесс влияния на человеческое сознание посредством системы специально созданных правообразовательных средств и методов, с целью формирования высокий уровень правосознания и правовой культуры.

Основой правового образования является идея о полноценном участии личности в процессе решения общественно важных задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает в себе процесс формирования навыков социальной практики и глубокое усвоение основ социальных наук. Именно в этом контексте может развиваться и протекать самоопределение личности, ее духовный рост. В связи с этим одной из основных задач правового образования является оказание ребенку помощи в обретении себя в качестве личности, избегании маргинализации, становлении его в качестве участника экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.

Приоритетным в правовом образовании является аспект нравственного развития личности, его реализация играет важную роль на каждой ступени образовательного процесса – начиная дошкольным и заканчивая средним полным общим образованием. Ребенку необходимо научиться самоидентифицировать себя как полноправного участника созидательного развития общества.

Иными словами, сегодня правовое образование может рассматриваться в качестве условия формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Главная цель правового образования – воспитать гражданина, который живет в демократическом обществе. Такой гражданин должен иметь определенный объем знаний (политических, правовых, экономических и пр.), ценностей (уважение прав человека, толерантность, личное достоинство и пр.), а также хотеть принимать участие в общественно-политической жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Важная цель правового образования – социализировать школьников. Правовые знания и умения, которые были ими приобретены, должны соответствовать характеру и стилю их поведения и их взаимоотношениям с окружающими. Подросткам необходимо уметь давать нравственную оценку каждому компоненту жизни, общества, истории, культуры. Правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы индивида.

Наиболее важная задача правового образования – сформировать у учеников позитивное правосознание. Должно быть сформировано отношение к праву в качестве важного условия и механизма осуществления социальной справедливости, средства защиты индивидуальных и общественных прав и свобод.

Основная задача правового образования – ознакомить учеников с наиболее распространенными и доступными понятиями и сформировать у них элементарные представления об обществе в целом и, в частности, об их малом сообществе. У младших школьников должны быть сформированы представления о человеке в качестве главной общественной ценности, дана начальная информация о Конституции РФ, роли права в человеческой жизни, правах взрослых и детей.

Выпускнику современной школы необходимо обладать не только некоторым объемом знаний и развитым формальным интеллектом, но и рядом других способностей: критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, а также выстраивать собственную траекторию жизни, должен обладать опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Содержание и структура правового образования в школе

Правовое образование не может реализовываться только в рамках учебного курса. Гораздо эффективнее включать компоненты правового образования в тематику разных школьных предметов и внешкольных мероприятий, а также определенный уклад школьной жизни.

Специфика содержания правового образования дает возможность реализовывать его в следующих формах:

  • предметная, ее основа – курсы граждановедения, а после – обществознания;
  • межпредметная, в которой основное содержание гражданско-правового образования включено в серия предметов общего образования. Сюда включена история, литература, естественно-математический цикл, ОБЖ, физкультура и пр.;
  • воспитательная;
  • институциональная, то есть тип организации школьного сообщества, в котором реализовано гражданско-правовое образование.

На основании программы развития, профиля и реальных возможностей образовательного учреждения, курс права с 1 по 11 класс можно выстраивать следующим образом:

  • в качестве систематического курса;
  • в качестве модульного курса, вместе с другими социально-гуманитарными курсами или интегрированным курсом обществознания;
  • в качестве части интегрированного курса.

Достижение общих целей правового образования может обеспечиваться, если право выделено в самостоятельный предмет в учебном плане в основной и старшей школе.

Предпочтительнее использовать различные форматы построения курса на каждой ступени общего образования, например:

Читайте также: