Правовое положение банка россии как органа осуществляющего надзор за страховой деятельностью

Обновлено: 30.06.2024

Занин Александр Сергеевич, аспирант факультета финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), помощник прокурора Юго-Восточного административного округа города Москвы.

Рассмотрены проблемы, связанные с приданием в рамках мегарегулятора финансового рынка Банку России функций надзора в сфере страхования. Показаны объективные причины централизации надзора, его нормативного регулирования (в части страхового надзора), практическая реализация в 2015 - 2016 годах. Выделены выявленные за этот срок риски и недостатки, как принципиальные, так и ситуативные, присущие конкретным обстоятельствам. Выделена противоречивость доктринальных подходов к анализируемой проблеме, объективные трудности, связанные с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, особенностями российского государственного управления, а также состояния и динамики финансовых рынков.

Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, страховой рынок, надзор.

The Central Bank of Russian Federation as an Insurance Market Regulator

Zanin Aleksandr S., Postgraduate Student of the Department of Financial Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Assistant Prosecutor of the South-Eastern Administrative District of Moscow.

The problems associated with giving within the regulator of the financial market, the Bank of Russia oversight of the insurance industry. Shown objective reasons for centralizing oversight of its regulatory (insurance supervision), the practical implementation in 2015 - 2016. Allocated identified for this period, as well as risks and disadvantages, both in principle and situation-specific circumstances. Highlighted the contradictory doctrinal approaches to the analyzed problem, the objective difficulties associated with neblagopryatnye foreign economic situation, the Russian public administration, as well as the status and dynamics of financial markets.

Key words: Central Bank of the Russian Federation, insurance market, oversight.

В 2016 г. совокупный прирост премий достиг 15%, год не принес крупных убытков. Сборы по ОСАГО выросли более чем на 13%, а выплаты - на 35%. Прогнозы на весь 2017 г. также в основном благоприятные . В III квартале 2016 г. (официальной статистики за 2016 г. еще нет), несмотря на сокращение взносов по ОСАГО, темпы роста национального страхового рынка несколько ускорились за счет динамики инвестиционного страхования жизни. При этом годовые темпы прироста премий достигли 17,4% (во втором квартале - 15,0%). Также росло количество страховых договоров, что связано как с оживлением кредитования, так и с ростом продаж сопутствующих страховых продуктов, а также активным продвижением коробочных продуктов через банки. Совокупный объем выплат сократился на 7%, что позволило снизить убыточность страховщиков на 10 п. п. В целом объем активов участников рынка страхования, подтвердив умеренный рост, достиг 2,2% ВВП. Чистая прибыль страховщиков за указанный период составила 103,2 млрд рублей против 95,9 млрд рублей в 2015 г. Рост прибыли связан и с инвестиционным доходом страховщиков и сокращением убыточности. Совокупный капитал страховщиков вырос за 9 мес. 2016 г. до 463,1 млрд руб., годовой темп прироста капитала составил 7,4%, а рентабельность находилась на уровне 29,7% .

Позитивную динамику в страховом секторе принято связывать с деятельностью Центрального банка Российской Федерации, жесткая надзорная политика которого позволила только за 2016 г. существенно сократить численность действующих страховщиков. Показатели здесь разнятся, сам Центробанк приводит на конец III квартала 2016 г. цифру 392 страховые организации (включая 270 страховых компаний), тогда как Интерфакс, подводя итоги 2016 страховому году, называет цифру - 280 компаний . Оба показателя показывают впечатляющую динамику, учитывая, что по данным уполномоченного по защите прав потребителей страховых услуг на пике рынка в России работало до 5 700 страховых компаний. Также уполномоченный раскрывает планы ЦБ РФ не останавливаться на текущем уровне и ориентироваться примерно на 100 здоровых и прозрачных по деятельности и показателям страховых компаний .

Отметим, что деятельность Регулятора не означает "погрома" в отрасли, т.к. сокращение числа страховщиков никак не коснулось концентрации рынка. В частности, совокупный сегмент топ-20 страховых компаний по всем основным показателям стабилен и составляет в среднем около 75%.

В то же время наряду с оздоровлением страхового рынка надзорный "прессинг" ЦБ РФ создал и определенные проблемы. Так, в условиях фактически массового отзыва Центробанком лицензий в банковском секторе в ряде банков "зависли" депозиты, в том числе и страховых компаний, что для них, безусловно, оказалось болезненным.

По многим экспертным оценкам, на структуру и качество страхового рынка, поведение и состояние его участников, а также на страховые спрос и предложение существенно, если не определяющим образом, влияет государственное регулирование. Факторы регулирования способны, по оценке группы КПМГ, на 70% определять состояние и развитие страхового рынка . Например, увеличение с 1 января 2012 г. в четыре раза минимального уставного капитала страховых компаний имело следствием сокращение числа страховых компаний на 20% в 2007 - 2011 годах с аналогичной последующей тенденцией .

В связи с тем, что страховщики несут всю совокупность рисков: рыночных, кредитных, ликвидности, операционные риски от их инвестиций и финансовых операций, а также и риски несоответствия между активами и пассивами, Международная ассоциация органов страхового надзора считает, что система регулирования и надзора должна рассматривать всю совокупность рисков. Кроме того, IAIS исходит из того, что данная система должна рассматривать постоянно растущее рыночное присутствие страховых групп и финансовых конгломератов, равно как и финансовую конвергенцию. Указывая на рост значения страхового сектора в деле поддержания финансовой стабильности, IAIS указывает на последствия этого для страхового надзора, как требующее большего внимания к широкому спектру рисков. IAIS рекомендует надзорным органам, как на юрисдикционном, так и на международном уровне интенсивно сотрудничать в деле обеспечения эффективности контроля, защиты страхователей и поддержания стабильности финансовых рынков, минимизации рисков негативного распространения от одного сектора или юрисдикции к другим, а также в деле сокращения надзорных недочетов и избегания неоправданного дублирования надзорных методов .

Трансформация Банка России в мегарегулятора финансового рынка имеет как сторонников, так и критиков. Аргументы первых просты, очевидны и связаны с централизацией и систематизацией контрольно-надзорных функций и процедур. Критики видели в таком преобразовании "целый комплекс рисков", в основном связанных с потенциальными конфликтами интересов. Банк России, становясь мегарегулятором финансового рынка, при этом остается участником торговых операций с ценными бумагами, агентом Министерства финансов по государственным ценным бумагам, а также эмитентом облигаций и владельцем акций крупнейшего в России государственного банка, владельцем единственной крупной биржи и т.п. В данном случае сложно уйти от конфликта интересов, который с приобретением статуса мегарегулятора финансового рынка лишь усиливается, распространяясь также и на небанковский сектор финансового рынка, где ЦБ РФ приобрел контрольно-надзорные полномочия. Помимо этого, ряд экспертов высказывают опасение, что ЦБ РФ будет уделять лишь остаточное внимание развитию "непрофильных" для себя небанковских отраслей финансового рынка, а то и "будет подавлять их развитие" .

На сложность перехода к мегарегулированию обоснованно указывает Н.К. Кириллова. По мнению автора, этот процесс сложен уже "в силу чрезвычайно разнородных объектов регулирования". Действительно, 17 типов некредитных организаций представляют собой как разного рода кооперативы, так и профессиональных биржевых брокеров, а наряду с ними и субъектов страхового дела и многих других. Передача Банку России регулирующих, контрольных и надзорных полномочий в сфере страхования, как и в других указанных сферах, безусловно, существенно усилило его влияние на экономику. В сферу полномочий Банка попала, например, процедура, имеющая весьма отдаленное отношение к финансовому рынку - технический осмотр автомобилей. Выглядит странным, когда такая организация, как Центральный банк Российской Федерации, издает Приказ "О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства" . Это лишь один сегмент, если вспомнить, что страховщики страхуют риски помимо транспорта практически во всех сферах материального производства, услуг и в целом в экономике.

Реализуя полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, переданные Банку России в 2013 г. и предусмотренные главой X.1 Закона , Банк в числе некредитных финансовых организаций осуществляет указанные полномочия и в отношении (п. 9 ст. 76.1) деятельности субъектов страхового дела. При этом целями регулирования, контроля и надзора Закон указывает обеспечение устойчивого развития в целом российского финансового рынка, эффективное управление рисками, здесь возникающими, включая оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям. Применительно к страхованию целями надзора ЦБ РФ названы защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. При этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность поднадзорных организаций, если только это прямо не предусмотрено федеральными законами. Специализация надзора реализована Банком России введением должности куратора страховых организаций .

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (в ред. от 28.03.2017) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
Положение Банка России от 22 декабря 2014 г. N 447-П "О кураторах страховых организаций" // Вестник Банка России. 2015. 20 мая. N 44. С. 32 - 38.

Кроме того (ст. 51.1) Банк России обменивается информацией и (или) документами, в том числе конфиденциальными, с иностранным регулятором финансового рынка на основании и в соответствии с Многосторонним меморандумом о взаимопонимании по сотрудничеству и обмену информацией Международной ассоциации органов страхового надзора.

На сегодня главными задачами оптимизации комплексного и крайне разностороннего надзора становятся, помимо согласования правовой базы, запуск мониторинга процессов в поднадзорных органах в режиме реального времени; стандартизация системы бухгалтерского учета, достижение быстроты оценки и адекватности реагирования на риски участников рынка; реализация норм пруденциального надзора; поиск баланса контролирующих и регулирующих действий для устранения избыточного регулирования, а тем более давления; очищение страховых активов.

Н.В. Кириллова считает возможным передать часть регулирующих функций уполномоченному по защите прав потребителей страховых услуг , однако представляется, что функция регулирования все же не характерна для финансового омбудсмена, задача которого - в защите прав участников финансового рынка .

Кириллова Н.В. Указ. соч.
Тихомиров К.А. Место и роль института финансового омбудсмена в финансовой и банковской системах государства // Финансовое право. 2015. N 12. С. 46.

Полагаем, что следует обратить внимание на основную часть надзорной работы ЦБ РФ, а именно - деятельность по мониторингу страховых организаций. Действующее здесь регулирование не в полной мере ясно. Так, указание ЦБ РФ (п. 1.1) определяет, что мониторинг деятельности страховщиков осуществляется на основе:

  • представляемой в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • отчетности в порядке надзора страховщиков;
  • а также иной информации, имеющейся в распоряжении Банка России (выделено нами).

Страховая организация вправе знать, на основе какой информации к ней могут быть применены меры надзорного воздействия, и если это "иная информация", то источник ее поступления и статус должны быть формализованы.

Таким образом, передача ЦБ РФ функции надзора в страховой сфере, в рамках реализации курса на создание финансового мегарегулятора, дала первые в целом положительные результаты в виде стабильности и роста страхового рынка. В то же время обременение Центрального банка РФ огромным объемом не всегда профильных функций способно породить конфликт интересов. Не в полной мере совершенно и правовое регулирование страхового надзора, особенно в части ведомственных актов Банка России, что представляется устранимым в процессе "обкатки" функции мегарегулятора финансового рынка.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Центральный банк – это банк – посредник между государством и реальной экономикой через остальные банки, фактически – это орган регулирования сочетающий черты банка и государственного ведомства. У Центрального банка свои важные функции которые были сформированы исторически и инструменты которые должны быть закреплены за ним в законодательном порядке.

«Центральный банк – это важнейшая часть государственной машины его состояние сигнализирует о здоровье экономики, а функционирование должно происходить скоординировано с другими государственными институтами.

Центральный банк России выполняет следующие функции, которые условно можно объединить в следующие группы:

- организация, проведение и регулирование денежного обращения;

- обслуживание счетов правительства;

- надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков;

Центральный банк участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, а значит, и всей страны в целом. Председатель Банка России или, по его поручению, один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а также при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики может принимать участие в заседаниях Государственной Думы.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции (по сути, все финансово – значимые вопросы в государстве), издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами. Уставной капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Данное положение, как ни одно другое, позволяет вести разговоры о так называемом "государственном статусе" Банка и его стратегическом значении для всего нашего общества в целом.

Целями Центрального банка признаются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью его деятельности. Основной функцией Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Страховой надзор включает в себя:

- лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

- контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

«Функции надзора за страховыми компаниями в Российской Федерации несколько шире, чем функции органа валютного контроля в целом. К ним относят следующие:

- разработка и совершенствование проектов нормативных правовых актов в сфере страховой деятельности;

- официальные пояснения, комментарии, разъяснения НПА, касающиеся страхования;

- контроль за соблюдением законодательства по страхованию;

- применение санкций к участникам рынка страховых услуг, нарушившим требования страхового законодательства;

- осуществление методологического руководства министерств, ведомств РФ, органов исполнительной власти в субъектах Федерации в сфере страхования;

- проведение единой государственной политики в сфере страхования;

- лицензирование и профессиональная аккредитация участников рынка страховых услуг;

- представление интересов РФ, касающихся страхования, в международных организациях по страховому надзору;

- защита опасных социальных рисков посредством обязательных видов страхования;

Субъекты страхового дела обязаны:

- соблюдать требования страхового законодательства;

- представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве);

- исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний;

- представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении;

- представлять в орган страхового надзора копии положений о филиалах и представительствах, расположенных вне места нахождения субъекта страхового дела, с указанием их адресов (мест нахождения), а также копии документов, подтверждающих полномочия их руководителей.

«Лицензирование является обязательной формой государственного надзора за рынком страховых услуг. Без лицензии страховая компания не имеет права осуществлять страховую деятельность и оказывать страховые услуги. Под лицензией понимается официальный документ, который удостоверяет право страховщика проводить определенные виды страхования на территории государства или на части его территории, заявленной страховой организацией. Она выдается департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ на основании заявления, учредительных документов, сведений о финансовом состоянии страховой компании, правил, расчетов и других документов на неограниченный срок. Лицензия может быть отозвана, приостановлена предписанием надзорного органа в отношении страховщиков, недобросовестно выполняющих возложенные обязательства.

Таким образом, создание мегарегулятора позволяет эффективно управлять всей финансовой отраслью, совершать максимально полезные для развития рынка действия.

Для успешного развития финансового рынка важно иметь профессионально поставленное регулирование и объективный надзор, осуществляемые квалифицированными специалистами. Когда все участники рынка убеждены, что регулятор действует исключительно в интересах рынка, который эффективно защищает права инвесторов, тогда больше доверия со стороны инвесторов и выше размер инвестиций, быстрее развиваются институты рынка.

Единый орган государственного надзора и контроля обеспечивает уверенное укрепление развитие всего финансового рынка и достаточную степень взаимодействия по отношению к рынкам финансов также других государств.

Таким образом, основным плюсом создания мегарегулятора является возможность для государства проводить более согласованную политику по регулированию финансового рынка.

Создание мегарегулятора в России имеет определенные предпосылки и преимущества. Хотя в целом, в России есть надзорный орган, который следит за исполнением законов - это Прокуратура, более конкретные функции переданы и другим структурам и институтам. Центральный банк Российской Федерации эффективно осуществляет не только денежно-кредитную политику, но и выполняет надзорные функции.

1. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.

Орган страхового надзора осуществляет анализ деятельности субъектов страхового дела в целях выявления ситуаций, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка.

В случае выявления таких ситуаций орган страхового надзора вправе принимать меры, предусмотренные статьями 32.5-1, 32.5-2 и 32.6 настоящего Закона, а также в соответствии с федеральными законами осуществлять меры по предупреждению банкротства страховых организаций.

2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

3. Страховой надзор осуществляется Банком России.

Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе и (или) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":

1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;

2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности, а также о прекращении действия аккредитации филиала иностранной страховой организации;

5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);

6) нормативные акты, принятые органом страхового надзора в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами.

4. Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела, единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка;

1.1) аккредитацию на территории Российской Федерации филиалов иностранных страховых организаций;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов (за исключением случаев увеличения доли иностранного инвестора в уставном капитале страховой организации в номинальном выражении в результате увеличения уставного капитала страховой организации за счет ее собственных средств), на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций;

4) - 5) утратили силу. - Федеральный закон от 07.03.2005 N 12-ФЗ;

6) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)";

7) принятие решения о назначении временной администрации иностранной страховой организации, решения о приостановлении полномочий руководителей филиала иностранной страховой организации по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 33.6 настоящего Закона.

5. Субъекты страхового дела обязаны:

1) соблюдать требования страхового законодательства;

2) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве);

3) исполнять предписания органа страхового надзора, предусмотренные настоящим Законом, и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний;

4) представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении;

5) представлять в орган страхового надзора в порядке и сроки, которые установлены этим органом, сведения об открытии (закрытии) филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, сведения об их адресах (фактическом месте нахождения), документы, подтверждающие полномочия их руководителей, а также информацию об изменении указанных сведений;

6) обеспечить возможность предоставления в орган страхового надзора электронных документов, а также возможность получения от органа страхового надзора электронных документов, в том числе через личный кабинет на официальном сайте органа страхового надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

5.1. В целях своевременного выявления рисков неплатежеспособности субъектов страхового дела, за исключением иностранных страховых организаций, орган страхового надзора в установленном им порядке осуществляет мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей (коэффициентов), характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внутренним и внешним факторам риска.

Мониторинг деятельности субъектов страхового дела осуществляется органом страхового надзора на принципах независимости, объективности, применения единых правил установления требований к субъектам страхового дела, комплексности, оперативности и обоснованности оценки их деятельности.

6. Предписания и запросы органа страхового надзора направляются субъектам страхового дела посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном органом страхового надзора. При направлении предписаний и запросов органа страхового надзора субъектам страхового дела в виде электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном органом страхового надзора, при условии, что орган страхового надзора получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

7. Положения настоящей статьи применяются к деятельности иностранных страховых организаций с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

1. Надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела, а также в целях предупреждения неустойчивого финансового положения страховой организации.

Орган страхового надзора осуществляет анализ деятельности субъектов страхового дела в целях выявления ситуаций, создающих угрозу правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей и (или) угрозу стабильности финансового (страхового) рынка.

В случае выявления таких ситуаций орган страхового надзора вправе принимать меры, предусмотренные статьями 32.5-1, 32.5-2 и 32.6 настоящего Закона, а также в соответствии с федеральными законами осуществлять меры по предупреждению банкротства страховых организаций.

2. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

3. Страховой надзор осуществляется Банком России.

Содержательной частью надзорной деятельности является проверка соответствия реальной деятельности страховой компании деятельности, прописанной в лицензии а также:

  • проверка правильности формирования страховых резервов,
  • размещения активов,
  • обеспечения наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом,
  • а также пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке.

Стадии (фазы) надзора

Страховой надзор можно условно разделить на три стадии контроля: предварительную, текущую и последующую.

Предварительный контроль – принятие решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности. С 2004 г. российской страховая практика максимально приблизилась к мировой: был введен запрет на проведения одним страховщиком страхования жизни и других видов страхования. Такой запрет на осуществление одним юридическим лицом одновременно страхование жизни и страхование рисков иных, чем страхование жизни, связан с различной процедурой регулиро-вания формирования страховых резервов и размещения активов страховщика.

Текущий контроль за деятельностью страховщика осуществляется как органами государ-ственного надзора, так и независимыми аудиторами. Предметом контроля при этом является ведение страховщиками финансовых операций – формирование страховых резервов, размещение покрывающих их активов, обеспечение наличия свободных активов в размере не менее установленного нормативом, а также соответствие деятельности выданной лицензии.

Последующий контроль осуществляется на основании проверки финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора. Страховщики обязаны опубликовать годовую отчетность о своей деятельности, бухгалтерский баланс и финансовые результаты деятельности по итогам отчетного года после подтверждения достоверности приведенных в них сведений независимыми аудиторами. Для этих целей в Российской Федерации сформирован институт независимых страховых аудиторов, основанный на специальном лицензировании их деятельности, про-верке квалификации и знаний страхового законодательства.

С Механизм надзора и его инструменты

Ядром механизма осуществления надзора является лицензирование страховой деятельности, а важнейшими инструментами его осуществления являются дача предписания, ограничения действия, приостановление действия лицензии и отзыв (аннулирование) лицензии. Последнее означает ликвидацию страховой организации, процесс которой отрегулирован в Законе.

D Лицензирование

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании статьи 32 Закона № 4015-1. Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Без лицензии страховая деятельность считается незаконным предпринимательством со всеми вытекающими последствиями.

Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора следующий исчерпывающий список документов:

  1. заявление о предоставлении лицензии;
  2. учредительные документы соискателя лицензии – устав и учредительский договор;
  3. документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;
  4. протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов и утверждении на должности единоличного исполнительного органа и коллегиального органа соискателя лицензии;
  5. сведения о составе акционеров (участников);
  6. документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
  7. документы о государственной регистрации юридических лиц-учредителей, а также аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для них предусмотрен обязательный аудит;
  8. сведения о руководителе, главном бухгалтере и руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
  9. сведения о страховом актуарии;
  10. правила страхования по выбранным видам страхования с приложением образцов документов;
  11. расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;
  12. положение о формировании страховых резервов;
  13. технико-экономическое обоснование (бизнес-план) осуществления видов страхования.

D1 Квалификационные требования

В статье 321 Закона зафиксирован перечень квалификационных требований к руководителю, главному бухгалтеру и страховому актуарию.

Руководители страховой организации должны иметь:

Закон требует, чтобы и руководитель и главный бухгалтер субъекта страхового дела постоянно проживали на территории Российской Федерации.

D2 Сроки действия лицензии

Сроки действия лицензии прописаны в ст. 325. Если лицензия не является временной, то срок ее действия не ограничен, Временная лицензия может выдаваться не более чем на три года и срок ее действия может быть продлен по заявлению соискателя лицензии, если за прошедшее время не было установлено каких-либо нарушений страхового законодательства, либо они не были устранены в оговоренные сроки. Добавить информацию, о том, какое подразделение СК ответственно за получение и отслеживание лицензий: Получением или отслеживанием лицензии занимается либо юридических департамент, либо актуарный департамент.

D3 Управление лицензией

Согласно Статьям 326 и 328 Закона 4015-1 при выявлении нарушений страхового законодательства к субъекту страхового дела органом страхового надзора применяются следующие процедуры:

  • предписание об устранении нарушения,
  • ограничение действия лицензии,
  • приостановление действия лицензии,
  • отзыв лицензии.

E Предписание

Предписание дается в случае:

  1. осуществления субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законо-дательством, а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии;
  2. несоблюдения страховщиком требований по формированию и размещению средств страховых резервов;
  3. несоблюдения страховщиком требований к обеспечению нормативного соотношения активов и принятых обязательств (маржи платежеспособности);
  4. нарушения субъектом страхового дела установленных требований о представлении в орган страхового надзора установленной отчетности;
  5. непредставления субъектом страхового дела в установленный срок затребованных органом надзора документов;
  6. установления факта представления субъектом страхового дела неполной и (или) недостоверной информации и др;

Получив предписание, субъект страхового дела должен в указанные в нем сроки устранить выявленных нарушения и представить подтверждающие это документы, которые будут рассмотрены органом страхового надзора в 30-дневный срок. Представление субъектом страхового дела документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, является основанием для признания предписания исполненным.
Если предписание было не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, то далее следует ограничение или приостановление действия лицензии.

F Ограничение

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры.

G Приостановление

Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение любых договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры. Решение органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии подлежит опубликованию в официальном печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования.

Возобновление действия лицензии после его ограничения или приостановления означает восстановление права субъекта страхового дела на осуществление деятельности, на которую выдана лицензия, в полном объеме. Основанием для возобновления действия лицензии является устранение субъектом страхового дела выявленных нарушений в установленный срок и в полном объеме.

H Отзыв

Отзыв лицензии означает прекращение страховой деятельности субъекта страхового дела, т. е. его ликвидацию. Согласно Статье 328 основаниями для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела являются

  • решение суда, а также
  • решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.
  • в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;
  • в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года
  • в иных предусмотренных федеральным законом случаях;

Решение органа страхового надзора об отзыве лицензии подлежит опубликованию в официальном печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения и вступает в силу со дня его опубликования, если иное не установлено федеральным законом.

До истечения шести месяцев после вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела обязан:

  • уведомить страхователей об отзыве лицензии, о досрочном прекращении текущих договоров страхования, перестрахования и (или) о передаче обязательств, принятых по договорам страхования (страхового портфеля), с указанием страховщика, которому данный страховой портфель может быть передан.
  • принять решение о прекращении страховой деятельности и начать процедуру ликвидации;
  • исполнить текущие обязательства, в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям;
  • осуществить передачу страхового портфеля другому страховщику, согласованному с органом страхового надзора. Орган страхового надзора не дает согласие на передачу страхового портфеля, если будет установлено, что страховщик, принимающий страховой портфель, не располагает достаточными собственными средствами, то есть не соответствует требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств;
  • продолжать представление в орган страхового надзора бухгалтерскую отчетность ежеквартально.

Если эти обязательства не будут выполнены, то орган страхового надзора обязан обратиться в суд с иском о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Центральный банк – это банк – посредник между государством и реальной экономикой через остальные банки, фактически – это орган регулирования сочетающий черты банка и государственного ведомства. У Центрального банка свои важные функции которые были сформированы исторически и инструменты которые должны быть закреплены за ним в законодательном порядке.

«Центральный банк – это важнейшая часть государственной машины его состояние сигнализирует о здоровье экономики, а функционирование должно происходить скоординировано с другими государственными институтами.

Центральный банк России выполняет следующие функции, которые условно можно объединить в следующие группы:

- организация, проведение и регулирование денежного обращения;

- обслуживание счетов правительства;

- надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков;

Центральный банк участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, а значит, и всей страны в целом. Председатель Банка России или, по его поручению, один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а также при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики может принимать участие в заседаниях Государственной Думы.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции (по сути, все финансово – значимые вопросы в государстве), издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами. Уставной капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Данное положение, как ни одно другое, позволяет вести разговоры о так называемом "государственном статусе" Банка и его стратегическом значении для всего нашего общества в целом.

Целями Центрального банка признаются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью его деятельности. Основной функцией Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Страховой надзор включает в себя:

- лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

- контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

«Функции надзора за страховыми компаниями в Российской Федерации несколько шире, чем функции органа валютного контроля в целом. К ним относят следующие:

- разработка и совершенствование проектов нормативных правовых актов в сфере страховой деятельности;

- официальные пояснения, комментарии, разъяснения НПА, касающиеся страхования;

- контроль за соблюдением законодательства по страхованию;

- применение санкций к участникам рынка страховых услуг, нарушившим требования страхового законодательства;

- осуществление методологического руководства министерств, ведомств РФ, органов исполнительной власти в субъектах Федерации в сфере страхования;

- проведение единой государственной политики в сфере страхования;

- лицензирование и профессиональная аккредитация участников рынка страховых услуг;

- представление интересов РФ, касающихся страхования, в международных организациях по страховому надзору;

- защита опасных социальных рисков посредством обязательных видов страхования;

Субъекты страхового дела обязаны:

- соблюдать требования страхового законодательства;

- представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве);

- исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний;

- представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении;

- представлять в орган страхового надзора копии положений о филиалах и представительствах, расположенных вне места нахождения субъекта страхового дела, с указанием их адресов (мест нахождения), а также копии документов, подтверждающих полномочия их руководителей.

«Лицензирование является обязательной формой государственного надзора за рынком страховых услуг. Без лицензии страховая компания не имеет права осуществлять страховую деятельность и оказывать страховые услуги. Под лицензией понимается официальный документ, который удостоверяет право страховщика проводить определенные виды страхования на территории государства или на части его территории, заявленной страховой организацией. Она выдается департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ на основании заявления, учредительных документов, сведений о финансовом состоянии страховой компании, правил, расчетов и других документов на неограниченный срок. Лицензия может быть отозвана, приостановлена предписанием надзорного органа в отношении страховщиков, недобросовестно выполняющих возложенные обязательства.

Таким образом, создание мегарегулятора позволяет эффективно управлять всей финансовой отраслью, совершать максимально полезные для развития рынка действия.

Для успешного развития финансового рынка важно иметь профессионально поставленное регулирование и объективный надзор, осуществляемые квалифицированными специалистами. Когда все участники рынка убеждены, что регулятор действует исключительно в интересах рынка, который эффективно защищает права инвесторов, тогда больше доверия со стороны инвесторов и выше размер инвестиций, быстрее развиваются институты рынка.

Единый орган государственного надзора и контроля обеспечивает уверенное укрепление развитие всего финансового рынка и достаточную степень взаимодействия по отношению к рынкам финансов также других государств.

Таким образом, основным плюсом создания мегарегулятора является возможность для государства проводить более согласованную политику по регулированию финансового рынка.

Создание мегарегулятора в России имеет определенные предпосылки и преимущества. Хотя в целом, в России есть надзорный орган, который следит за исполнением законов - это Прокуратура, более конкретные функции переданы и другим структурам и институтам. Центральный банк Российской Федерации эффективно осуществляет не только денежно-кредитную политику, но и выполняет надзорные функции.

Читайте также: