Правовая политика как целенаправленная социальная практика

Обновлено: 04.07.2024

Всем известно, что человек является существом социальным. Но, к сожалению, не все люди умеют вести себя в социуме, отсюда и происходит нужда в контроле и определённом ограничении. Так как, мы давно уже не живём в эпоху античности либо же средневековья, то возможность физически и телесных повреждений отпадает сама собой. Так мы можем прийти к тому, что наилучшим регулятором общественных отношений в наши дни является право.

Обеспечение правовых норм социальной политики зачастую происходит посредством закона и осуществляется исполнительной властью на разных её уровнях.

Основные права и свободы граждане могут найти в главном законе страны – Конституции. Как правило, в большинстве Конституций развитых стран мира гражданам страны гарантируют следующее:

  1. Достойная жизнь и свобода развития каждого человека
  2. Равенство возможностей каждого человека
  3. Защита национальных меньшинств государства
  4. Забота о здоровье граждан и охране труда
  5. Поддержка семьи и материнства, пожилых людей инвалидов

Социальная безопасность — это ряд мер направленных на защиту граждан в социальной сфере, развитие социальных отношений и социальной иерархии (структуры) общества, жизнеобеспечивающих систем и вхождение индивида в общество.

Рисунок 1. Субъекты политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Субъекты политики

Субъекты социальной политики – это, прежде всего, государство и его институты. Так же субъектами могут быть общественные организации, профсоюзы, протесты (т. е. люди которые их устраивают).

Готовые работы на аналогичную тему

Но, стоит отметить, что многие люди часто неправильно понимают слово свобода и говорят, что государство их в чем-то ограничивает и поэтому оно плохое. На самом деле стоит понимать, что свобода в плане вседозволенность приведет к хаосу анархии и неразберихе, а вот свобода в том значение, в котором ее зачастую и употребляют это уже совсем другое дело. Так как свобода в любом цивилизованном государстве, это не только права, но и обязанности.

Социальное право – это собрание нормативно-правовых документов, в таких отраслях права, как трудовое право, право социального обеспечения, социальная помощь, образование и т. д.

При помощи социального права мы можем определить, кто же именно подпадает под социальную защиту. Плюс ко всему социальное право гарантирует гражданам не нарушение их социальных прав и свобод.

Обеспечением социальных прав занимаются социальные институты. В их обязанности входит реализация и защита всех тех прав и свобод, которые прописаны в Конституции.

Для решения тех или иных проблем, которые могут возникнуть в процессе реализации прав и свобод государство использует определённые ресурсы. Все эти ресурсы условно можно разделить на правовые, материально-технические, финансовые, кадровые и нформационные.

На доступность этих ресурсов так же, как и на функционирование системы в целом имеет определённое влияние внешние факторы. Вот самые основные из них:

  • экономические, юридические и правовые договоры страны, которые были ею заключены
  • социально-политическая ситуация в мире
  • экономическая ситуация в мире.
  • экономическая и социально-политическая ситуация в странах ближнего зарубежья
  • общее настроение граждан и их удовлетворенность деятельностью органов государственной власти
  • реакцияя общественно-политических организаций на ситуацию в стране
  • местные особенности межнациональных отношений в стране

Формы и типы социальной политики

Так, в зависимости от типа социального страхования и его соотношения с системами государственной социальной помощи выделяют 4 вида социальной политики - континентальную, англосаксонскую, средиземноморскую, скандинавскую.

Континентальная либо же Германская модель отличается высоким уровнем перераспределения ВВП через бюджет государство, а также высокой системой социального партнёрства и участием работодателей в фонде социального страхования.

Для англосаксонской модели характерным является низкий уровнем перераспределения ВВП через государственный бюджет. Но не смотря на это тут имеется наличием обширного негосударственного сектора, а также высокий удельный вес частных компаний, которые осуществляют социальные услуги и добровольные виды социального страхования.

Средиземноморская модель социальной политики характеризуется отсутствием определённой системы в социальной политике. Тут преобладает принцип адресности, то есть социальная помощь выплачивается здесь и сейчас, по факту.

В скандинавской модели мы опять же можем наблюдать высокий уровень социального страхования, а также высокий уровень перераспределения средств через бюджет средств через бюджет. Все это в суме дает нам определённую модель вертикальной социальной политики.

Также выделяют социальную политику государства в зависимости от типов социального страхования. В этой типологии выделяют три основных модели:

  1. Модель Бисмарка
  2. Модель Бевериджа
  3. Советская модель

Ядром модели Бисмарка является обязательное социальное страхование. Целью этой модели есть не что иное, как сохранение утраченного дохода в связи с утратой возможности к труду. Страховая нагрузка делиться тут между работником и работодателем на паритетных началах, а размер социальных выплат и пенсий зависит от выработки и страхового стажа.

Основной же целью модели Бевериджа является обеспечение прожиточного минимума. В этой модели сочетаются минимальный уровень социальной защиты от государства с добровольно-принудительным профессиональным страхованием работника. Проще говоря, модель Бевериджа подразумевает под собой перераспределение средств от более богатых к более бедным, путем налогообложения первых. Таким образом, социальная политика государства охватывает всё общество, но при этом ставит себе за цель борьбу с нищетой в этом обществе.

Советская модель построена на том, что страховые взносы отсутствуют априори, а страхование осуществляется только за счет государства и работодателя. То есть тут мы можем наблюдать определённый принцип патернализма, в основе которого лежит принцип ответственности государства за своих граждан.

Также существует классификация социальной политики по типу пенсионной системы. Тут всё довольно просто, так как все делиться на две большие группы распределительные и накопительные.

Распределительная система довольна проста. Её основной принцип работы это выплата пенсий из поступлений за определённый период. Но, не смотря на всю простоту, у этой модели есть два больших минуса. Первый заключается в том, что данная пенсионная система эффективна только при небольшой демографической нагрузке. А второй минус это то, что при относительной простоте этой системы в ней отсутствуют гарантии выплат.

Накопительная система более сложна в управлении, но за эту сложность вы получаете гарантии выплат. То есть на первом этапе человек платит определенный взнос, а потом когда приходит время, он получает свою отдачу от накоплений.

Некоторыми авторами выделяется так называемая корпоративная модель, которая базируется на ответственности корпорации за материальное обеспечение своих работников, в том числе в старости. В качестве финансовой основы выступают средства предприятий, для чего необходимо создание собственных негосударственных страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов.

Целями правовой политики являются повышение уровня и качества правовой жизни российского общества и его структурных подразделений, обеспечение гарантированного осуществления прав человека и гражданина, интересов личности.

Задачами правовой политики являются оптимизация механизма правового регулирования и правовой системы в целом, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, повышение правовой культуры государственных служащих и граждан. Другими словами, если цель включает в себя определенный будущий результат, какие-то важнейшие идеи, ценности правовой политики государства, то задачи, будучи обусловленными названными целями, – это цивилизованные этапы, пути и формы достижения провозглашенных целей, некие сугубо юридические ориентиры, конкретизирующие цели.

Средства же правовой политики обусловлены не только целями, но и задачами и направлены на обеспечение провозглашенных целей и задач. В качестве юридических средств выступают различные инструменты (установления) и деяния (технология), которые способны достигнуть поставленных высоких идеалов правовой политики.

Среди юридических средств правовой политики встречаются как негативно-принудительные, так и позитивные средства. Так, весьма заметны в современный период льготы и поощрения, которые позволяют наиболее эффективно достигать поставленных целей – обеспечения прав и свобод личности, повышения качества и уровня правовой жизни общества.

В обстановке политической нестабильности, кризисной экономики, социальной напряженности, конфронтации и непримиримости различных слоев общества резко возрастает роль льгот, способствующих правомерной и инициативной реализации определенных прав личности, создающих условия, которые делают эти права реальными, служат одной из гарантий надежности их реализации. Данное юридическое средство позволяет наполнить реальным содержанием провозглашенные российским законодательством права человека и гражданина, соотнести их с той системой благ и с теми процессами, которые происходят в современном обществе, в том числе рыночного характера, являясь одним из инструментов механизма их реализации.

Льготы – одно из средств, содействующих осуществлению именно социальных прав личности, обеспечивающих достойное человеческое существование. Претворению в жизнь таких прав, как право на медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства, санаторное лечение, призвана способствовать установленная действующим законодательством система льгот для конкретных групп населения. В качестве примера подобных льгот можно привести бесплатное предоставление путевок в санатории и дома отдыха инвалидам и участникам Великой Отечественной войны; бесплатное предоставление медикаментозных препаратов различным категориям инвалидов; предоставление ссуды на покупку или строительство жилья лицам, признанным в установленном законом порядке беженцами или вынужденными переселенцами, и т. п.

Конечно, негативные средства в этой сфере являются более традиционными. Об их природе, видах и возможностях написано уже немало в литературе. К сожалению, этого нельзя сказать о средствах позитивных, прежде всего о поощрении, которое имеет свой, далеко еще не востребованный, потенциал в гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Между тем все больше и больше государств и международных организаций осознают ту простую истину, что только с помощью ограничительных мер добиться наиболее полного обеспечения интересов личности не удастся. Необходимы и соответствующие правостимулирующие механизмы.

Бесспорно, в деле обеспечения прав человека необходима целая система различных поощрений, комплекс стимулирующих средств.

Во-первых, важно активнее устанавливать в российском законодательстве поощрения определенной позитивной деятельности, создающей условия для наиболее полной реализации ряда первейших прав, для усиления их социально-экономических гарантий со стороны государства (стимулирование развития производства, малого предпринимательства, занятости населения, инвестиционной активности и т. п.). И хотя в Конституции РФ 1993 года говорится о поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности (ч. 3 ст. 39); о поощрении со стороны органов государственной власти и местного самоуправления жилищного строительства, создания условий для осуществления права на жилище (ч. 2 ст. 40); о поощрении деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ч. 2 ст. 41), думается, данные положения имеют больше декларативный, своего рода конституционно-популистский характер.

В-четвертых, в силу того, что права человека в современном мире должны обеспечиваться не только внутригосударственными, но и международно-правовыми средствами (роль которых, как показывает практика, все более возрастает), нужно за подобные деяния установить и соответствующие международные награды и премии.

В-пятых, важно поощрять сотрудничество государственных структур, правоохранительных органов, общественных объединений с международными организациями в области предупреждения и борьбы с преступлениями против человечности.

Селиванов В. Правовая политика Украины (некоторые теоретические вопросы сущности, содержания и технологии) // Право Украины. 2001. № 12. С. 11, 12.

Правовая политика современной России включает следующие основные направления, которые вполне могут считаться формами ее реализации: 1) правотворческая; 2) правоприменительная; 3) интерпретационная; 4) доктринальная; 5) правообучающая и т. п.

Правотворческая форма воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров. Главная проблема заключается не в количестве нормативных актов и договоров, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. Здесь многое зависит от умения законодателя гармонично сочетать новые и ранее принятые нормативные акты, от грамотной стратегии творцов права.

Особенно бурно данная форма развивается сейчас в регионах, которые впервые получили право принимать законы – нормативные акты высшей юридической силы, однако оказались в принципе не готовы к этому, ведь законотворчество предполагает наличие подготовленных кадров творцов права, достаточно высокий уровень правосознания и правовой культуры регионального депутатского корпуса. Наши же юридические вузы до сих пор готовят исключительно правоприменителей. В этой связи следует согласиться с профессором В. М. Манохиным, который верно отмечает, что пора подумать и о целенаправленной подготовке законодателей, региональных и муниципальных творцов правовых норм[13].

Правоприменительная форма преимущественно воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера.

Особенностью данной формы является и то, что в современных условиях значительно расширился субъектный состав правоприменения. Теперь активно, но не всегда, к сожалению, законно применяют право и негосударственные структуры: органы местного самоуправления, руководители частных фирм, банков, общественных объединений и т. п.

Правоинтерпретационная форма преимущественно воплощается в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах). Особенностью данной формы является то, что после создания Конституционного Суда РФ и соответствующих судов субъектов Федерации (конституционных либо уставных) названное направление правовой политики вышло на новый уровень развития, ибо связано с формированием прецедентного права.

Доктринальная форма преимущественно воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций. Юридическая наука – важнейшее направление правовой политики, так как именно здесь разрабатывается идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни. Юридические воззрения и концепции чрезвычайно значимы для формирования модели правового регулирования, для совершенствования законодательства, для оптимизации методологии толкования юридических норм, для правореализационного процесса.

Современная юридическая доктрина развивается весьма противоречиво. Определенный прорыв наметился в деятельности Конституционного Суда РФ, который в своих документах и особых мнениях судей пытается придать некоторое движение российской юридической науке. Вместе с тем правовая наука находится еще в большом долгу перед обществом.

Необходимо постоянно обучать искусству пользования юридическими инструментами и должностных лиц разного уровня, и депутатов, и кандидатов в депутаты, и хозяйственных руководителей и т. д.

Можно выделить следующие принципы выстраивания правовой политики в современной России:

1) четкое обозначение приоритетов юридической деятельности, которые должны вытекать из целей и задач Российского государства;

2) предвидение будущих юридических ходов субъектов политики и соответствующее их воплощение в жизни;

3) ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств;

4) комплексное и взаимообеспечивающее использование форм реализации правовой политики (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучающей);

5) результатами правовой политики должны стать повышение качества и уровня правовой жизни общества и личности, уверенность граждан в гарантированности их статуса, в возможности планировать свою жизнедеятельность на перспективу, в согласованности и предсказуемости действий власти.

Механизмы реализации правовой политики связаны с выявлением препятствий, стоящих на пути осуществления данного вида политики, и поиском юридических средств их оптимального преодоления. В качестве примера подобного рода препятствий можно назвать следующие: отсутствие единого правового пространства, многочисленные юридические коллизии между правовыми актами, внутренняя противоречивость Конституции РФ, низкое качество законов и подзаконных актов, дублирование нормативных актов, то есть иммитация правового регулирования. Часть юридических средств уже в определенной мере используется властью для преодоления данных препятствий, часть еще ждет своего применения.


1. Правовая политика: понятие и основные приоритеты

Правовая политика это комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права.

Важнейшее свойство правовой политики - ее государственно-волевой характер, властно-императивное содержание. Правовая политика потому и называется правовой, что она, во-первых, основывается на праве и связана с правом; во-вторых, осуществляется правовыми методами; в-третьих, охватывает главным образом правовую сферу деятельности; в-четвертых, опирается, когда это необходимо, на принуждение; в-пятых, является публичной, официальной; в-шестых, отличается нормативно-организационными началами.

Приоритеты - первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе.

Виды:

ü формирование правового государства, гражданского общества,

ü совершенствование законодательства и практики его применения,

ü укрепление принципов федерализма,

ü создание надежной правовой базы проводимых реформ,

ü борьба с преступностью,

ü выработка эффективных антикоррупционных мер,

ü наведение порядка во власти,

ü усиление защиты и гарантий прав человека,

ü преодоление правового нигилизма,

ü воспитание законопослушной личности и др.

Отмечаются три возможные модели "субординации" между названными феноменами - тоталитарно-атеистская, либерально-демократическая и прагматическая.

Согласно первой из них, государство выше права и им не связано.

Вторая - исходит из того, что право выше государства, господствует над ним.

Третья концепция более реалистична: государство создает право, но считает себя связанным им, подчиняется ему, т.е. самоограничивается во имя общего блага.

Задача заключается в том, чтобы "заставить" всех, в том числе власть, уважать и соблюдать собственные законы, которые, в свою очередь, должны быть социально и научно обоснованными, адекватно отражающими насущные потребности жизни. Именно в этом направлении надо постепенно продвигаться все дальше и дальше по пути к подлинно правовому государству, к "правлению права".

2. Страна столкнулась с вопиющими массовыми нарушениями элементарных прав личности, прежде всего таких, как право на жизнь, здоровье, безопасность, оплату труда, социальную защиту, медицинскую помощь и др.

Сегодня главный приоритет в рассматриваемой проблеме - это не теоретическая разработка прав человека, не академические споры о дефинициях, концепциях и конструкциях (хотя такая необходимость, конечно, не снимается), а создание надлежащих условий, гарантий и механизмов для их реализации.

3. Важнейший приоритет - наведение порядка во власти. Оздоровление государственного организма - магистральное направление правовой политики России на современном этапе.

4. Неотложная задача современной российской правовой политики - укрепление законности и правопорядка в стране, неукоснительное соблюдение всеми органами, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами правовых норм.

5. Одним из безусловных приоритетов российской правовой политики является преодоление правового нигилизма и правового идеализма, которые представляют собой в конечном итоге две стороны "одной медали", а именно острого дефицита юридической культуры.

6. В современных условиях одним из основополагающих приоритетов российской правовой политики является конституционная реформа, о необходимости которой много говорят и пишут сегодня в средствах массовой информации, в парламентских, политических и научных кругах.

Суть всех предложений об изменении Конституции - перераспределение власти. Последнее можно свести к четырем главным пунктам: а) ограничение полномочий Президента; б) усиление контрольных функций парламента; в) расширение компетенции и самостоятельности правительства; г) формирование кабинета министров на коалиционной основе, утверждение парламентом вице-премьеров и ключевых министров.

Читайте также: