Правовая безграмотность подростков как проблема современного общества

Обновлено: 25.06.2024

Формирование правового сознания, правой культуры, способности в любых ситуациях действовать юридически грамотно, активно проявлять гражданские качества, отстаивать свою гражданскую позицию, бережно относиться к историческому наследию нашего народа у несовершеннолетних получателей услуг в условиях стационара.

Содержимое публикации

Козлова М.Л., заведующая отделением социальной реабилитации несовершеннолетних (стационар),

Черникова О.К., специалист по социальной работе отделения социальной реабилитации несовершеннолетних (стационар),

Биняковская Н.Н., социальный педагог отделения социальнойреабилитации несовершеннолетних (стационар)

Актуальность.

Подростковый возраст – наиболее сложный в жизни человека. Это личность в процессе взросления. Под воздействием изменившихся социально-экономических условий жизни существенно изменился нравственно-социальный облик современного подростка. На внутренний мир подростка отрицательно влияет окружающая действительность, угнетают негатив и неразбериха, кроме того, по словам специалистов, неправильную модель поведения формируют интернет, игры и масс-медиа. Каждый день сеть пополняется роликами с избиениями и издевательствами. Их снимают не средства массовой информации, а сами дети. В усложнившихся социально-экономических и общественно-культурных условиях подросток, полагаясь только на себя и советы родителей, при недостаточном внимании, а зачастую и самоустранении взрослых, при наличии низкой правовой и читательской культуры часто нарушает нравственные законы, которые порой ведут к нарушениям уголовным.

В начале 2017 года Генпрокуратура составила рейтинг российских регионов с самыми высокими и самыми низками показателями по подростковой преступности. В пятерку регионов с наибольшим количеством преступлений (из числа расследованных) вошли Свердловская и Челябинская области, Пермский, Красноярский края и Кемеровская область. По данным управления правовой статистики Генпрокуратуры РФ, в Красноярском крае с начала 2017 г. количество преступлений совершенных несовершеннолетними увеличилось на 4,2 % и составило 2437. Более двухсот подростков совершили тяжкие преступления. Несовершеннолетними совершаются убийства, покушения на убийство, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью и изнасилования, вымогательства, разбои и преступления, связанные с наркотиками. Чаще всего несовершеннолетними совершаются кражи, в этом году они составляют 60,7%, неправомерное завладение транспортом – 14,8%, грабежи – 8,1%,разбои – 2,3%. При этом каждый пятый из них находился в состоянии алкогольного опьянения.

По мнению экспертов общественной палаты РФ, большой процент преступлений среди молодежи в Сибири и Забайкалье связан, прежде всего, с развитием в регионе субкультуры, основанной на тюремной идеологии. Подростки нередко копируют поведение и используют лексику заключенных, романтизируя их образ.

К криминологическим причинам, влияющим на развитие преступности среди подростков, относят:

- увеличение численности населения в группе несовершеннолетних;

- медленные темпы реализации мероприятий, направленных на повышение материального благосостояния семей;

- низкое качество жизни населения. В первую очередь это касается многодетных семей и одиноких родителей;

- чрезмерную занятость матерей, вынужденных работать и поддерживать быт, воспитывать детей;

- недостаточное количество воспитательных школьных и дошкольных учреждений.

Установлено, что подростковая преступность повышается под влиянием следующих факторов:

- неудовлетворительные воспитательные условия в семьях;

- недостаточная помощь родителям со стороны педагогов;

- неудовлетворительная подготовка специалистов, ведущих воспитательную работу в детских учреждениях.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов политики государства и нашего учреждения в области воспитания детей.

Специалисты учреждения уделяют большое внимание воспитанию правовой культуры и повышению правовой грамотности наших воспитанников, что подтверждает актуальность, общественную значимость, и диктует необходимость создания воспитательной программы, отвечающей интересам общества в целом, котораяотражает содержательный компонент – воспитание законопослушного гражданина.

Целевая группа Программы.

Программа рассчитана на работу подростками в возрасте от 10 до 18 лет.

Цель Программы.

Формирование правового сознания, правой культуры, способности в любых ситуациях действовать юридически грамотно, активно проявлять гражданские качества, отстаивать свою гражданскую позицию, бережно относиться к историческому наследию нашего народа у несовершеннолетних получателей услуг в условиях стационара.

Задачи Программы.

Для достижения поставленной цели Программы предполагается решение следующих задач:

- выявить уровень правовых знаний и умений у несовершеннолетних;

- подобрать формы и методы работы по формированию правовой грамотности;

- составить план мероприятий (занятий) по правовому воспитанию;

- реализовать план мероприятий (занятий) по правовому воспитанию;

- выявить уровень усвоения правовых знаний и умений у несовершеннолетних;

- проанализировать результаты программы правового воспитания.

Решение задач правового воспитания представляется возможным, так как оно будет осуществляться в рамках межведомственного взаимодействия нашего учреждения с такими субъектами, как образовательные учреждения, правоохранительные органы, органы опеки и попечительства.

Теоретическое обоснование.

Основополагающие подходы к организации правовой подготовки заложены в трудах отечественных и зарубежных философов, педагогов, юристов. Наиболее разработаны подходы к формированию правовых знаний (А.Ф. Никитин, Н. И. Элиасберг), правового сознания (Л. М. Корниенко, Суранчиева Г. Т.), достаточно широко освещены вопросы правового воспитания (В.А. Балюк, А.Д. Бойков, Г.П. Давыдов, А.Е. Тарас).

Создание и деятельность детской общественной организации, социальное проектирование, деловые игры – достаточно известные и продуктивные формы правового образования и воспитания.

Правовая компетентность определяется как совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерить свое социальное поведение с правом и другими, действующими в обществе нормами. В структуре правовой компетентности чётко выделяются три компонента – когнитивный (правовые знания), деятельностный (социально-правовой опыт) и мотивационный (позиция). Поскольку основополагающим элементом правовой компетентности является способность решать проблемы, формирование правовых компетенций может быть спроектировано через учебные задания и учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем.

Сроки реализации Программы.

Реализация Программы осуществляется в течение 1 года.

Включает в себя три этапа:

1. Подготовительный этап - 2 месяца.

На данном этапе осуществляется психологическая диагностика участников Программы. Психологи учреждения изучают

- особенности учебной деятельности;

- коммуникативной сферы и социального развития.

Нет необходимости проводить весь перечень диагностик, а можно подобрать необходимый инструментарий для исследования нужной функции.

2. Основной этап – реализуется в течение 8 месяцев с периодичностью занятий 2 раза в неделю, по 6 тематическим блокам. Продолжительность занятия - 40 мин.

3. Заключительный (аналитический)этап– 2 месяца.

Методы мониторинга.

1.Методы эмпирического исследования (анкетирование, наблюдение).

2.Методы социально-психологического исследования (психодиагностика).

Формы и методы работы с целевой группой.

Индивидуальные: консультации, беседы.

Групповые:

Аукционы знаний,беседы,дискуссии, деловые игры, занятие,тестирование, анкетирование, практикум,кейс-стадии, круглые столы, спектакль, устный журнал, конкурс рисунков, конкурс проектов викторина, урок мужества, мозговой штурм.кейс - стадии

Организационные - планирование, информирование, координирование, инструктирование.

Исследовательские - прогнозирование, анкетирование, опрос, анализ, аналогия, прогнозирование, моделирование.

Практические – дискуссия, беседа, демонстрация, игра, консультирование, объяснение.

Ожидаемые результаты.

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения воспитанников призвана способствовать формированию у них правовой культуры и законопослушности. В результате воспитанники учреждения должны:

- обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

- уважать и соблюдать права и законы;

- жить по законам морали и государства;

- быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок);

- быть толерантным во всех областях общественной жизни;

- осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость;

- приобрести навыки общения с взрослыми и сверстниками на основе норм права и нравственности.

Критерии оценки эффективности Программы.

1. Количество привлеченных участников в мероприятиях Программы (фотоотчет, освещение на сайте учреждения).

2. Количество и качество проведенных мероприятий.

3. Разнообразие форм и методов, используемых при реализации Программы.

4. Соответствие поставленных целей и задач полученным результатам реализации Программы.

Ресурсное обеспечение Программы.

Для реализации Программы имеются:

- помещение для проведения занятий и мероприятий;

- оборудование для подготовки (компьютер, принтер, ксерокс);

- техническое оборудование для проведения мероприятий (компьютер, проектор, фотоаппарат, магнитно-маркерная доска, музыкальное оборудование и др.);

- расходные материалы (бумага формата А-4 и А-3, ватманы, маркеры, грамоты и др.);


Основная часть населения России не задумывается о своих правах и свободах, не знает, как вести себя в той или иной ситуации, в каких документах прописаны их обязанности и какое вообще значение имеют законы. Юридическая грамотность в нашей стране находится на крайне низком уровне. Если человек не знает о своих правах, можно с уверенностью говорить, что у него их нет. В случае необходимости он не сможет применить свое право просто потому, что не знает о его существовании. Именно поэтому вопросы повышения юридической и экономической грамотности учащихся в школах и студентов в вузах актуальны как никогда. Однако этот вопрос касается и взрослых.

Почему человек должен быть юридически грамотным?

Каждый человек должен знать о своих правах для того, чтобы точно понимать, на что он может рассчитывать в определенной ситуации. Имея невысокий уровень юридической грамотности, гражданин не в состоянии углубиться в содержание законов, а потому остается неосведомленным о своих правах и обязанностях. При возникновении сложных жизненных обстоятельств многие россияне находятся в тупике.

Стоит заметить, что за всю историю существования Российской Империи, Советского Союза и современной России изучению основам права и повышению уровня юридической грамотности населения отводилось недостаточное внимание. Первостепенное значение имели патриархальные обычаи, их неукоснительное соблюдение. В различные периоды развития и становления Руси население доверяло свою судьбу царю, не задумываясь о ценности собственной жизни и интересов. Причиной этого явления является критично низкий уровень гражданского правосознания. Издавна в российском обществе власть игнорировала необходимость соблюдения прав человека, что оставило глубокий след на сознании современных граждан.

В общем можно сказать, что россияне не знают законов, не желают и не стремятся их придерживаться. Несоблюдение прав и свобод человека и гражданина со временем приводят к укоренению неправильных представлений о юридической ответственности и нарушениях законодательства. Для повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан требуется ряд мероприятий по правовому образованию. Повышение юридической грамотности граждан должно стать одним из приоритетных направлений в работе государственных органов.

повышение юридической и экономической грамотности учащихся широкое

Как развивалось правовое сознание человека?

Чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истории. Например, на Востоке в древние времена ни о каком правосознании общества не могло идти и речи. В основе государственного устройства лежало разделение социума на рабов и богачей. Причем рабу не обеспечивалось даже элементарного права на жизнь.

Сегодня жизнь человека является важнейшей ценностью для государства. Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Современное законодательство определяет невозможность произвольного лишения жизни другого человека. Для сравнения следует обратить внимание на свод законов XII таблиц в Древнем Риме.

Если рукой или палкой переломить кость свободному человеку, пусть заплатит 300 ассов, если рабу - 150 ассов. Если совершивший кражу убит на месте, то пусть убийство его будет считаться правомерным.

Исходя из данного примера, легко заметить, как изменилось отношение к ценности человеческой жизни и правам граждан. Повышение юридической и экономической грамотности – единственный способ защитить себя от произвола. Однако насильно заставить людей повышать уровень своего правосознания невозможно. К тому же начинать нужно с развития правовой культуры в целом.

Основные проблемы в данной сфере

Низкий уровень современного правосознания прямо пропорционален уровню юридической культуры, для повышения которой применяются различные инструменты правовой пропаганды в средствах массовой информации, обеспечивается доступ к законодательству, разрабатываются и внедряются действенные формы вовлечения граждан не только в правоприменительную деятельность, но и для решения правоохранительных, правотворческих задач.

юридическая грамотность салават

Главным элементом в процессе становления правового государства является всесторонне развитое и образованное население. При этом в первую очередь в основе юридической грамотности россиян должно лежать восполнение пробелов в правовой культуре. Ведь правовая безграмотность людей, проживающих на территории нашей страны, коллизии в законах и подзаконных актах, их несоответствие реальным потребностям и интересам общества – следствие правового нигилизма и пренебрежения моральными принципами.

Что же в действительности мешает развитию правовой культуры в современном социуме? К перечню актуальных проблем стоит отнести:

  • падение уровня нравственности преимущественной части населения;
  • расслоение общества по уровню финансово-материального благополучия;
  • рост конкуренции и ужесточение потребительских требований;
  • отсутствие достоверных и доступных источников юридических знаний;
  • несоответствие имеющейся законодательной базы условиям реальной жизни населения.

Для устранения данных проблем требуется радикальное изменение политического курса государства и заинтересованность власти в повышении юридической грамотности. В Салавате (Республика Башкортостан), например, создано общественное движение по повышению уровня правовой культуры общества в различных сферах жизнедеятельности государства. Поставленные задачи здесь решают путем демонстрации фильмов, пробуждающих правосознание, пропаганды правовой грамотности через СМИ, Интернет, художественную литературу.

экономическая и юридическая грамотность

Значение права и законов в общественной жизни

Повышение юридической и экономической грамотности учащихся в общеобразовательных и высших учебных заведениях – это ключевое условие для достижения поставленной цели. Становление правовой культуры, где главной ценностью являются законы, должно протекать параллельно с научно-техническим, социальным развитием современного общества. На основании законов издаются нормативно-правовые акты, появляются новые, ранее не известные правовые институты, что свидетельствует об укреплении правосознания. Законы позволяют устанавливать модель образцового поведения в обществе, правоотношений, соответствующих стандартам международного права, формируются органы государственной власти, несущие правовую культуру в массы.

Нельзя не вспомнить о таком аспекте как поддержание общественного правопорядка в стране. Например, недавние социологические исследования показали удручающие результаты. Как оказалось, только треть представителей современной молодежи готовы оказывать помощь правоохранительным органам. Большая часть трудоспособного населения считает, что система правоохранительных органов в России не способна защищать интересы граждан.

Преступность как следствие юридической безграмотности

По некоторым данным, за последние несколько лет наблюдается всплеск числа правонарушений различной степени тяжести. Если в советские времена, например, на каждые 100 тыс. человек приходилось четыре умышленных убийства, то сегодня от преступных действий погибает в 2-3 раза больше людей. На данный момент государство предпринимает множество попыток искоренения криминального мировоззрения россиян, но пока в стране наблюдается вялотекущий процесс борьбы с преступностью, которая корнями уходит в проблему низкой юридической грамотности.

повышение юридической грамотности салават

Как бороться с правовой необразованностью граждан?

Повышение уровня юридической грамотности в Салавате и других российских городах – это одно из доказательств того, что современное российское общество давно осознало необходимость в изменении модели правосознания и правовой культуры. При этом главным инструментом здесь является правовое воспитание как комплексное влияние на мировоззрение и поведение в обществе.

Сегодня используется немало механизмов, направленных на повышение юридической грамотности населения. Например, адвокаты, юристы, представители органов власти регулярно консультируют граждан, занимаются просвещением населения об их правах и обязанностях через средства массовой информации, лекции в школах и вузах. С целью повышения юридической и экономической грамотности учащихся широкое распространение получила практика организации юрклиник при вузах, общественных организациях.

Правосознание и правовое образование – это неотъемлемый показатель воспитания и общекультурных ценностей гражданина. В процессе формирования правильной модели правовой культуры каждого гражданина оказывает влияние:

  • распространенность и доступность для восприятия и использования юридической информации;
  • качество воспитания и обучения в школе, которое в идеале должно развивать основы правосознания у учащихся;
  • законопослушное поведение родителей;
  • морально-психологический климат в семье.

Юридическая грамотность – это гарантия того, что правоприменительные действия не станут препятствием на пути к достижению личных целей, а наоборот, будут способствовать решению ряда задач и проблем.

повышение юридической и экономической грамотности учащихся

Основы политики РФ в сфере правового обучения населения

Несколько лет назад Президент России озвучил новый курс для страны на преодоление юридической безграмотности граждан, определив главные принципы и направления в решении данного вопроса. Суть мер, направленных на формирование достойного уровня юридической культуры населения, заключалась в том, чтобы привить гражданам, начиная с детского возраста, уважение к закону и правопорядку. Добросовестность должна стать первостепенной особенностью правильного социального поведения. В целом нормативный акт называет главным фактором, препятствующим развитию России как современного цивилизованного государства, правовой нигилизм в обществе и призывает противостоять ему.

Еще одной причиной низкого уровня юридической и экономической грамотности является декларативный характер законов России. И хотя на бумаге органы власти регулярно отчитываются о проведении мероприятий, направленных на повышение образованности населения в правовых вопросах, на самом деле никаких реальных и эффективных действий предпринято не было. Все дело в том, что государственная власть не имеет заинтересованности в обучении людей. Намного легче управлять народом, который не желает думать и отвечать сам за себя. Говоря простыми словами, проще управлять юридически безграмотными людьми.

К тому же само общество пока не готово принимать правовую информацию в таком виде, в котором она существует на бумаге. Виной всему множество социальных неурядиц, нуждающихся в принятии незамедлительного решения. К наиболее острым и наболевшим проблемам относится выраженное расслоение населения, безработица, теневая экономика, изоляция России в международном сообществе.

Не утешает и отсутствие надежды на молодое поколение, поскольку отечественная система образования не предусматривает правового обучения. Школьники на уроках правоведения получают скудный объем знаний, которого недостаточно для оттачивания навыков защиты даже базовых прав и свобод. Таким образом, система образования дает детям знания, но как применять их на практике не учит.

повышение юридической грамотности

Стоит ли вообще получать правовое образование

Так зачем тогда человеку тратить 5-6 лет жизни на получение образования, которое не сделает его юридически грамотным? Получается, что идея отдавать свое время и деньги институту в обмен на документ об образовании изначально лишена смысла, ведь можно на зубок выучить законодательство, но при этом не уметь применять его нормы на практике. Сегодня в свободном доступе можно найти массу полезной и бесплатной юридической информации, которая каждому пригодится в самообучении.

Роль правовой грамотности в бизнесе

Неосведомленность предпринимателей в подобных вопросах – это серьезный ущерб развивающемуся бизнесу. Даже при наличии в штате опытного юриста или адвоката, финансовых возможностях для обращения в специализированные центры юридической грамотности, нет никаких гарантий, что дела пойдут вверх. Если предприниматель не ведет личную статистику бизнес-проектов и не способен анализировать свои ошибки правового характера:

  • штрафы и санкции;
  • финансовые неустойки при трудовых и коммерческих спорах;
  • необоснованные задолженности;
  • бессмысленные и затратные судебные тяжбы.

Юрисконсульт или адвокат не способен думать, как бизнесмен, поэтому рассчитывать на его помощь в расчете бизнес-схем неразумно. Предприниматель должен надеяться только на свои силы и на уровень своей личной правовой образованности.

повышение юридической и экономической грамотности

Заключение

В современных реалиях повышение уровня правовой грамотности должно стать основным фактором становления личности, формирования устойчивых позиций общества и демократической современной России. Граждане РФ должны жить в комфортных социально-правовых условиях друг с другом и поддерживать стремление государства к сокращению уровня правовой безграмотности, оказывать содействие органам государственной власти в решении важнейших задач, пропагандировать и разъяснять необходимость соблюдения обязанностей и правил общежития на территории России. Уважение прав и законных интересов других лиц, вне зависимости от расы, религиозной и национальной принадлежности, пола, языка и политических взглядов – один из главных принципов в реализации мер по ликвидации юридической безграмотности.


Дарья Андреевна Сорокина

Заведущий учебной частью


Егор Юрьевич Сокольников

«Тот, кто действительно хочет, ищет возможность. Тот, кто не хочет, ищет оправдание.»

Специалист по компьютерной безопасности


Павел Анатольевич Томиленко

Администратор баз данных


Дмитрий Сергеевич Дмитренко

«Не учите детей - учите себя!»


Анатолий Владимирович Степанов

«Двигайся только вперед»


Дастанбек Рустамбекович Рустамбеков


Алексей Анатольевич Тимофеев


Наталья Сергеевна Сысоева

«Учится новому - никогда не поздно!»

Учитель начальных классов


Ольга Сергеевна Ков


Марина Николаевна Телегина

Директор по маркетингу


Поднять запись

Чтобы комментировать запись, войдите на сайт, используя свой адрес электронной почты и пароль, или зарегистрируйтесь, если вы этого ещё не сделали.

Андрей Сергеевич Кулаков

" height="70" src="http://nabiraem.ru/profile/photo/70/512090.jpg" title online-tooltip">

Андрей Сергеевич Кулаков

Юридическая безграмотность у населения является одной из основных проблем правового государства. Ни одна из актуальных задач, стоящих перед современным обществом, не может быть полностью решена без устранения юридической безграмотностности.

Встречающиеся негативные явления в обществе, такие как наркомания, алкоголизм, проституция, безработица, преступность, беспризорность отчасти являются следствием правовой безграмотности определенных частей населения. Юридическая безграмотность вызывает тенденции к пассивной позиции при решении жизненных вопросов.

Устранение проблемы юридической безграмотности невозможно без участия граждан, выработки у них активной жизненной позиции.

Способом к решению проблемы юридической безграмотности населения является осуществление последовательного правового воспитания среди молодежи, в профессиональной среде. Такое воспитание состоит в усвоении населением смысла правовых норм, в выработке правильной правовой ориентации, приобретении и применении на практике основ законодательства, а также в формировании уважения к праву и потребности соблюдать закон.

Правовое воспитание следует проводить при помощи первичных и вторичных агентов социализации (семья, школа, вузы, государство), вовлечение разных слоев населения в общественно-политическую деятельность. Целенаправленная политика государства по правовому воспитанию населения должна определяться в зависимости от культурных особенностей населения в регионах, обстановки и окружения, уровня образования и культурного развития. Это сложная и многоуровневая деятельность.

Правовое воспитание должно начинаться с раннего возраста. Школа и другие виды учебных заведений должны стать агитаторами участия населения в общественной жизни, формировать у обучающихся чувство гражданственности, потребность иметь свою точку зрения и умение ее выражать.

Дальнейшее правовое воспитание должно происходить в профессиональных коллективах в процессе профессиональной адаптации молодых сотрудников и повышения квалификации.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Права подростка в современном обществе


В процессе работы над детской исследовательской работой по обществознанию на тему "Права подростка в современном обществе" автором была поставлена цель, повысить правовую культуру, законопослушное поведение и гражданскую ответственность подростков в школе, в связи с тем, что в современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях.

Подробнее о работе:


В ученическом проекте по обществознанию "Права подростка в современном обществе" автором была исследована литература по данной теме, рассмотрены понятия "право", "правовой статус" "правовой статус подростка", дана характеристика основных законодательных документов, регламентирующих права и свободу подростков в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.

Готовая исследовательская работа по обществознанию на тему "Права подростка в современном обществе" содержит теоретические сведения о праве и правовом статусе подростка, содержит выдержки о правах подростков из основных законодательных документов, подробно изучает вопрос о правах ребенка в сфере образования. Автор проводит анкетирование среди одноклассников, по результатам которого определяет уровень их осведомленности в вопросе о правах подростка.

Оглавление

Введение
1. Право и правовой статус подростка.
2. Документы, отражающие права подростка.
3. Права ребенка в сфере образования.
4. Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов.
Заключение
Литература

Введение


Цель проекта: повышение правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности подростков в школе.

Проблемный вопрос: какие права имеет подросток в нашей стране?

Краткое описание хода выполнения работы и полученных результатов:

  1. Формулирование проблемы
  2. Выявление гипотез решения выявленной проблемы
  3. Этап изучения права подростков в современном обществе,
  4. сбор информации;
  5. работа с полученной информацией (анализ данных полученных в результате исследования, формулировка выводов);
  6. защита проекта (презентация).

В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро.

Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях

Практическая значимость полученных результатов: материалы данной проекта могут использоваться в качестве пособия на классных часах при обсуждении данной темы, на уроках обществознания.

Актуальность исследования. В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.

Конституция России провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием. Каждый человек, в какой бы стране он не жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности.

И у детей, и у взрослых есть человеческие права и разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей.

О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить дети. Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?

Мы – дети своих мам и пап, в школе мы – ученики; на улице мы – пешеходы; в театре – зрители; а еще все мы имеем права.

Мы живём в правовой стране. Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.

В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет.Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трёх лет, попадают в специальные интернаты, 348 тыс. семей состоят на учете в ОДН.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях.

В масштабах страны всё это приводит к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорности и другим негативным явлениям, которые препятствуют успешной социализации.

Предмет исследования: права подростков в современном обществе

Методы исследования: анализ литературы и нормативно- правовых документов, обобщение и систематизация материала по данной теме.

Право и правовой статус подростка

Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.

Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого все решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.

Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности.

Мы можем сказать, что права человека – это способ разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов, это те правила отношений, которые обязательны и для государства и для отдельной личности.

Документы, отражающие права подростка


Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.

Основными международными документами по защите прав ребенка являются:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Декларация прав ребёнка;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:

В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.

В соответствии с этими принципами:

  1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
  2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
  3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
  4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
  5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
  6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
  7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
  8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
  9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
  10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
  12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм эксплуатации и совращения.
  13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
  14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
  15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Общество меняется и развивается, будет меняться и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах.

Права ребенка в сфере образования


Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.

Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования: на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения; на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений; на перевод в другое образовательное учреждение; на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.

Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на самообразование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.

Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов

Цель опроса - выявить степень осведомленности обучающихся об их правах и обязанностях, провести сравнительный анализ уровня правовой грамотности среди обучающихся 7 и 8 классов ; проверить знание ребятами документов , отражающих их права и обязанности,; исполнение ребятами своих обязанностей, соблюдение прав ребенка в данном учебном учреждении.

Итоги анкетирования

Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)

84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос

По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.

Заключение


Участники получили необходимые знания, умения, навыки в области прав и свобод человека, познакомились с правозащитными организациями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты прав и свобод человека). Данный проект дал возможность подросткам получить базовые знания в области правовой самозащиты.

Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, мы предлагаем выработать свой Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для вашего класса:

  • Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
  • Быть лично ответственным за свои слова и поступки.
  • В классе должна существовать дружба между мальчиками и девочками .
  • В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
  • Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.
  • Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее.
  • Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.
  • Следить за порядком и чистотой не только на своей парте, а в классе и школе.

Работа над проектом протекала интересно и увлекательно.

Тема эта достаточно актуальна и не нова, однако, я надеюсь, что своим проектом я помогу тем, кто только начинает углубляться в эту тему. Эта работа призвана помочь подросткам в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка


Исследование правовой грамотности россиян - 2018
Статистика Национальной Юридической Службы АМУЛЕКС

В рамках работы над исследованием уровня правовой грамотности россиян специалисты Национальной юридической службы проанализировали многочисленные обращения граждан.

Статистика обращений клиентов ведется с 2016 года, каждое обращение учитывается в системе учета Амулекс (CRM). За это время в Компанию обратилось более 2 млн клиентов. Анализ статистических данных с 01.01.2018 по 30.09.2018 показывает, что наибольшее число обращений от клиентов поступило по вопросам, связанным с семейным правом, а также наследованием. Другие актуальные темы: сфера ЖКХ, налогообложение и трудовое право.


Россияне отмечают нарушения своих прав, но не во всех случаях обращаются за профессиональной помощью

Чаще всего россияне сталкиваются с нарушениями своих прав в сферах ЖКХ, медицинских услуг, трудовых отношений, розничной торговли и транспортных услуг. При этом сравнивая статистику нарушений и обращений за помощью, можно выделить несоответствия. Так, россияне крайне редко обращаются за профессиональной помощью в случаях ущемления их прав в сфере медицинских услуг и розничной торговли.


Самыми популярными запросами в категории ЖКХ являются:

• вопросы пользования жилыми помещениями (квартирами, домами) со стороны нанимателей, собственников и членов их семьи.

• вопросы правильности начисления и оплаты коммунальных ресурсов;

• вопросы порядка пользования общедомовым имуществом;

• вопросы перепланировок и реконструкции.

Особенность конфликтных ситуаций в области трудовых отношений — недостаточные знания законодательства как работниками, так и работодателями. Наиболее популярные запросы:

• признание отношений трудовыми/работа без оформления трудового договора;

• взыскание начисленной, но невыплаченной зарплаты;

• порядок увольнения при сокращении штата;

• порядок увольнения по собственному желанию, в том числе и на испытательном сроке;

• депремирование, штрафы, привлечение к дисциплинарной ответственности, порядок обжалования.

Область социальных услуг большей частью занимают вопросы справочно-правового характера — размеры и порядок назначения пособий, сроки и условия их выплаты. Самыми популярными запросами являются:

• социальное обеспечение (льготы, пособия, в т.ч. детские, выплаты);

• распоряжение средствами семейного (материнского) капитала, в т.ч. региональными;

• вопросы пенсионного обеспечения (гражданские, военные, правоохранительные);

• обеспечение жилыми помещениями детей-сирот;

• льготы ветеранам труда/боевых действий.

90% проблем клиентов в финансовой сфере можно предотвратить благодаря внимательному изучению договора до или даже вместо его подписания. Это правило работает всегда, но в категории финансовых услуг невнимательность при подписании документов максимально вредит интересам клиентов. Самыми популярными запросами являются:

• отсрочка / рассрочка / реструктуризация платежей по кредиту;

• предельный размер по займу в МФО / взаимоотношения с МФО;

• последствия просрочки возврата займа/ кредита;

• отказ от договора страхования;

• возврат страховой премии при досрочном погашении кредита.

Запросы в сфере медицинских услуг, как правило, отличаются повышенной сложностью, так как на кону стоит здоровье или жизнь человека. При оказании некачественной медицинской помощи главным является вопрос размера материальной компенсации пострадавшему пациенту (клиенту). Не уступают по количеству вопросы получения бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС в достаточном объёме, включая получение высокотехнологичной помощи.

Общий индекс правовой грамотности

Индекс правовой грамотности – сводный (интегральный) показатель уровня правовой грамотности населения, учитывающий всё многообразие знаний, навыков и установок в сфере защиты прав.

Реальные и декларируемые практики защиты своих прав значительно отличаются. Запрос на обучение в области правовой грамотности высокий.

Опрос был проведен среди 1600 респондентов в 46 регионах России. Выборка репрезентирует взрослое население (старше 18 лет) по основным социально-демографическим параметрам (возраст, пол, уровень образования).

В ходе интервью каждому участнику исследования предлагалось ответить на три блока вопросов: правовые знания, правовые навыки и правовые установки.

Частные индексы правовой грамотности (в п.п.)


Правовые знания

Осведомлённость о своих правах и способность распознать их нарушение.

1. Для измерения субъективного уровня участникам опроса задали пять вопросов. При ответах на них было необходимо оценить общий уровень своей правовой грамотности, а также уровень своей правовой грамотности в различных сферах.

2. Для измерения объективного уровня опрошенные должны были ответить на пять тестовых вопросов, каждый из которых имел только один правильный ответ. Вопросы относились к разным сферам права и охватывали как повседневные проблемы, например, правила использования полиса ОМС, так и основы конституционного строя Российской Федерации.

Правовые навыки

Действия гражданина по защите своих прав.

Данный блок содержит вопросы, оценивающие как реальную, так и декларативную модель поведения граждан при возникновении правовых ситуаций.

Вопросы касались в первую очередь того, какие действия граждане предпринимали / намерены предпринимать в ситуациях нарушения их прав. При этом более важными были те варианты, которые предусматривают активные способы решения конфликтов (жалобы руководству, в надзорные органы, обращение к юристам и т.д.), а не попытки решить конфликт на месте или бездействие.

Также в этом блоке рассматривалась вероятность обращения за профессиональной помощью в различных ситуациях.

Правовые установки

Готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом.

Правовые установки (убеждения) рассматриваются как поведенческая готовность (предрасположенность) к значимому с точки зрения права (правомерному или неправомерному) варианту поведения.

Вопросы данного блока касаются оценочного отношения к ответственности за соблюдение прав, к необходимости отстаивать свои права в любых ситуациях и уровня доверия к юристам.

Индекс знаний

Каждый третий житель России оценивает уровень своих правовых знаний ниже среднего

31% россиян оценили свой уровень правовой грамотности как низкий или ниже среднего. Только 13% сказали, что хорошо знают свои права и то, как их защищать в повседневной жизни.

ВЫШЕ СВОЙ УРОВЕНЬ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОЦЕНИВАЮТ:


Как бы Вы оценили уровень своей правовой грамотности, то есть знания Ваших прав и того, как их защищать в повседневной жизни? (в % от всех опрошенных)


Субъективная оценка уровня знаний в области права


Хуже всего жители РФ оценивают свои знания об устройстве и функционировании правовой системы


Объективная оценка знаний в области права

Только 6% россиян дали правильные ответы на все 5 вопросов, касающихся реальных правовых ситуаций.

В среднем опрошенные отвечали правильно на 2–3 вопроса из 5.


Стремление россиян к знаниям в области права

Две трети россиян хотят узнать больше о своих правах и способах их защиты

Наиболее востребованные сферы, в которых россияне хотели бы углубить свои знания о своих правах и cпособах их защиты, — ЖКХ и медицинские услуги (49% и 48% соответственно). Кроме того, около трети опрошенных отмечали такие сферы, как социальные услуги, трудовые отношения, финансовые услуги.

Индекс навыков

Для расчёта индекса по 1 баллу получили респонденты, которые:

- сталкивались с нарушением своих прав за последний год;

- а также те, кто планировал обращаться к юристу по любым содержательным вопросам при возникновении возможной проблемы.

Остальным присваивался балл 0.

Наконец, профессиональную помощь россияне рассматривают только для решения сложных конфликтных ситуаций, сумма ущерба в которых, скорее всего, окажется существенной (жилищные, трудовые конфликты, конфликты раздела имущества). При этом чаще всего права россиян нарушаются в бытовых вопросах — ЖКХ, медицинские услуги, розничная торговля, где они предпочитают разбираться на месте собственными силами, редко используя юридические инструменты.

В гипотетической ситуации люди охотнее отстаивают свои права, чем в реальной.

Больше трети (36%) россиян в случае нарушения их прав стараются урегулировать проблему на месте, cамостоятельно. Каждый третий (32%) не предпринимает никаких действий (доля ответивших так в вопросе про декларируемое поведение — только 10%).

Таким образом, навыки остаются в теории, реальных действий значительно меньше.

Что Вы предприняли, когда столкнулись с нарушением Ваших прав? (реальное поведение) (в % от тех, кто сталкивался с нарушением прав)

Предположим, что Вы столкнулись с нарушением Ваших прав. Как Вы поступите? (декларируемое поведение) (в % от тех, кто не сталкивался с нарушением прав)

Треть опрошенных не отстаивают свои права, и основная причина этого — отсутствие веры в результат каких-либо действий (47%)

На втором месте — необходимость дополнительных усилий и затрат (финансовых, временных и т.д.)— 25%.

Почему Вы не стали ничего предпринимать для защиты своих прав? (в % от тех, кто ответил, что в случае нарушения прав не стал ничего делать)


Большинство россиян предпочитают защищать свои права самостоятельно, при этом консультируясь по возникающим вопросам с другими людьми.

За юридической помощью жители РФ будут обращаться в первую очередь в конфликтах, связанных с жилищными вопросами, имуществом и трудовыми отношениями.

Индекс установок

Для оценки правовых установок учитывалось отношение россиян к эффективности методов правовой защиты. В том числе речь шла о лицах, несущих ответственность за соблюдение прав; о ситуациях, в которых следует защищать свои права и об уровне доверия к юристам.

Стоит отметить, что высоким уровнем правосознания обладают лишь 27 %, при этом чаще это люди с высшим образованием, работающие (особенно на руководящих должностях) и люди с высоким доходом.

Менее половины жителей России считают, что отстаивать свои права надо в каждой ситуации. Реже склонны защищать свои интересы в конфликтных ситуациях люди старше 55 лет, без высшего образования и без работы, с низким уровнем дохода.

Уровень личной ответственности за соблюдение своих прав различается в социальных группах: в большей степени берут ответственность на себя руководители, граждане с высшим образованием и более высоким доходом, в меньшей—безработные.


Оцените, насколько, на Ваш взгляд, соблюдение Ваших прав зависит лично от Вас? Для оценки используйте шкалу от 0 до 10, где 0—от Вас ничего не зависит, 10—полностью зависит от Вас? (в % от всех опрошенных)


Менее половины российских граждан считают, что необходимо отстаивать свои права при любом случае их нарушения (43%).

Почти столько же считают, что существуют отдельные случаи, когда нужно отстаивать свои права (40%), а каждый десятый россиянин— правовой нигилист (13%), считающий, что отстаивать права бесполезно.


Какое высказывание точнее всего отражает Вашу точку зрения относительно защиты Ваших прав? (в % от всех опрошенных)


Доверие к юристам

Четверо из десяти россиян (41%) оценивают свой уровень доверия к юристам выше среднего.

Еще 40% оценили свой уровень доверия к юристам как средний, а 15% сказали, что скорее не доверяют юристам.

Оцените, насколько Вы доверяете юристам? (в % от всех опрошенных)


Особенности социальных групп

Индекс правовой грамотности значительно различается по выборке в целом. У 10% опрошенных с наиболее высоким индексом результат составляет88 п.п., у 10% с наименьшим – 17 п.п.

Индекс правовой грамотности выше у активной группы населения — в возрасте от 25 до 45 лет, работающих (особенно на руководящих должностях). Также индекс выше у россиян с высшим образованием и высоким уровнем дохода.

Индекс правовой грамотности по возрастным группам (в п.п.)

Индекс правовой грамотности по образовательным группам (в п.п.)

Индекс правовой грамотности в группах по роду деятельности (в п.п.)

Индекс правовой грамотности в группах по субъективной оценке материального положения (в п.п.)


Индекс правовой грамотности мужчин и женщин значительно не отличается, различия зафиксированы по отдельным вопросам.

При высоком запросе на обучение по правовым вопросам со стороны населения в целом, женщины демонстрируют более активную позицию, чем мужчины. Тематика запросов в группах различается: женщин больше волнуют социальные и медицинские темы, туризм и вопросы, связанные с недвижимостью, а мужчин — трудовые отношения и транспортные услуги.

Мужчины чаще, чем женщины, отмечают нарушения в сфере трудовых отношений и оказания транспортных услуг.


Хотели бы Вы узнать больше о своих правах и их защите? ( в % )


В каких сферах Вы хотели бы узнать больше о своих правах и их защите?


Комментарии к исследованию

Дмитрий Макаренко, Генеральный директор Национальной Юридической Службы АМУЛЕКС


«Для нас было крайне важным реализовать этот масштабный проект — компания считает повышение правовой грамотности населения одной из главных целей своей работы. Наши юристы, ежедневно решая тысячи маленьких и больших проблем, отвечая на тысячи простых и сложных вопросов, стараются доказать — не бывает незначительных вопросов, незначительных проблем, незначительных Клиентов. Нам приятно осознавать, что человек, проговорив с нашим специалистом 15 минут, сэкономил 2 часа своего времени, которые он может потратить на эффективную работу или общение со своими близкими.

Егор Коваленко, Управляющий партнер Национальной Юридической Службы АМУЛЕКС


«К сожалению, итоговый индекс не вызвал удивления. Он вызывает огорчение, так как наша страна имеет богатейшую историю и культуру, и правовая грамотность её граждан должна быть гораздо выше. Однако лукавством было бы сказать, что я ожидал более высокого результата. Дело в том, что на протяжении последних лет у меня есть возможность изучать аналитические данные по обращениям огромного количества людей со всей территории России. Зачастую человеку просто в голову не приходит, что необходимо получить профессиональную помощь, чтобы решить свою проблему.

Для кардинального изменения ситуации необходимо воспитание правовой культуры граждан со школы. Ведь с юного возраста мы сталкиваемся с правовыми вопросами, юридическими проблемами, которые решаем не всегда эффективно.

Читайте также: