Правосознание как результат правовой социализации

Обновлено: 02.07.2024

English version: Gulevich O.A. The structure of legal conscience and the behavior in legal area
Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия


Рассматриваются особенности правосознания кандидатов в присяжные, а также присяжных заседателей, которые вынесли вердикт. Анализируются правовые аттитюды и готовность принять участие в работе коллегии присяжных; изменения правосознания в результате выполнения обязанностей присяжных заседателей. Показано, что готовность к участию в судебном процессе является результатом активной позиции по отношению к закону. Вынесение вердикта, в свою очередь, увеличивает интерес к правовым явлениям и оказывает влияние на уровень правового развития.

Ключевые слова: правовая социализация, правосознание, правовое развитие, аттитюды по отношению к закону, суд присяжных, юридическая психология

Суд присяжных – один из основных институтов правовой социализации. В ходе судебного процесса присяжные заседатели не только получают новую информацию, но также принимают на себя новые обязанности, сталкиваются с разными точками зрения на происходящее в правовой сфере. Подобное воздействие способствует изменению правовых аттитюдов, образующих правосознание, и оказывает влияние на готовность человека принять участие в судебном процессе.

Аттитюды (социальные установки) по отношению к закону и судебной системе являются компонентами правосознания. Систематическое изучение феноменов, связанных с областью правосознания, началось в 20-х годах прошлого века и первое время велось преимущественно в Северной Америке и Западной Европе. Однако единый термин для обозначения этих феноменов был введен спустя несколько десятилетий советскими философами [Фарбер, 1963].

К настоящему моменту под правосознанием понимается отношение людей к любым объектам и явлениям, связанным с правовой сферой. Структуру правосознания (см. рис. 1) образуют четыре основных тематических области – а) аттитюды по отношению к закону, б) преступлениям и преступникам, в) наказанию и г) работникам правовых институтов (правоохранительных органов, суда, пенитенциарной системы). Каждая тематическая область включает в себя три компонента – когнитивный (содержательный, оценочный – представления об объекте и его когнитивная оценка), аффективный (энергетический – чувства по отношению к объекту) и поведенческий (намерение вести себя определенным образом при взаимодействии с объектом) [Гулевич, Голынчик, 2003].

Рис. 1. Структура правосознания.

Направления изучения правосознания

Первым направлением изучения правосознания является определение уже сформированных и активно использующихся людьми представлений, чувств и намерений относительно правовых объектов и явлений, то есть фиксация наличного состояния правосознания.

Изучение содержания правосознания часто носит практико-ориентированный характер, а полученные результаты используются для предсказания возможного поведения носителей правовых представлений. В основе этих исследований лежит убеждение в том, что одной из функций аттитюдов и, следовательно, правосознания является регуляция поведения. Существование этой функции подтверждается прошедшими эмпирическую проверку моделями взаимосвязи аттитюдов и поведения – теориями разумной активности и запланированного поведения.

Эти модели основаны на предположении о том, что поведение человека возможно предсказать на основе его намерений, которые, в свою очередь, определяются рядом факторов, среди которых – когнитивный и аффективный компоненты аттитюда, социальные нормы, оценка человеком возможности контролировать свое поведение, ожидаемое сожаление от несовершения поступка и радость от его совершения, поведенческие привычки [Sheeran, Abraham, 2003; Sutton, 2002]. Таким образом, представления о правовых объектах и эмоциональное отношение к ним (когнитивный и аффективный компоненты аттитюдов), определяя намерения (поведенческий компонент), оказывают некоторое влияние на поведение их носителя в правовой сфере.

Гораздо меньшее внимание уделяется второму направлению изучения правосознания – исследованию процесса его формирования, правовой социализации. Под правовой социализацией понимается процесс формирования когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов правосознания. Социализация происходит в рамках нескольких основных институтов – семьи, школы, СМИ, а также при общении с работниками правоохранительных органов, суда, пенитенциарной системы.

Важность участия в судебном заседании как средства формирования правосознания была отмечена американскими исследователями Дж.Тапп и Ф.Левином [Tapp, Kohlberg, 1971; Tapp, Levine, 1977]. Опрашивая отведенных кандидатов в присяжные до судебного процесса и присяжных, вынесших вердикт, после него, они заметили, что участие в судебном заседании и принятие правового решения приводят к изменению представлений людей о смысле и функциях закона, то есть к повышению уровня их правового развития. Авторы предположили, что такой результат связан с действием четырех основных механизмов правовой социализации: 1) получением присяжными новых правовых знаний; 2) наличием у них возможности связать воедино понятия из разных областей социализации – закон, справедливость, право; 3) наличием конфликта мнений, то есть возможностью увидеть разные точки зрения; 4) наличием у присяжных возможности исполнить новую для себя роль, принять на себя ответственность за чужую судьбу. Особенностью этого исследования является преимущественное внимание авторов к одной из составляющих правосознания – уровню правового развития – в ущерб всем остальным.

Соотношение двух подходов к изучению правосознания схематично представлено на рис. 2. Из рисунка видно, что на формирование правосознания человека оказывают влияние как окружающие люди (институты правовой социализации), так и его собственное поведение, принятие новой для себя роли и ответственности, позволяющее посмотреть на происходящее под иным углом зрения.


Рис. 2. Подходы к изучению правосознания.

Цели и гипотезы исследования

Данное исследование преследует две цели:
– изучение влияния правосознания людей на их готовность принять участие в работе коллегии присяжных;
– анализ изменений правосознания людей в результате выполнения ими обязанностей присяжных заседателей.

Таким образом, в исследовании сочетаются два подхода к изучению правосознания: 1) фиксация наличного состояния правосознания и его влияния на намерение принять участие в работе суда, а также 2) анализ формирования правосознания под влиянием одного из основных институтов правовой социализации – суда.

Развивая идею Тапп и Левина о роли участия в судебном заседании, мы полагаем, что суд присяжных является одним из наиболее эффективных институтов правовой социализации, изменяющих правосознание людей, особенно их аттитюды по отношению к закону и судебной системе. Однако мы считаем, что изменение правосознания связано прежде всего с возможностью самостоятельного принятия судебного решения, то есть с работой в рамках коллегии присяжных, а не с исполнением какой-либо иной роли. Кроме того, в отличие от американских авторов, которые ограничились изучением изменения уровня правового развития, мы полагаем, что социализирующее влияние суда присяжных распространяется и на другие компоненты аттитюдов по отношению к закону и судебной системе.

Основными компонентами аттитюдов по отношению к закону, содержание которых может измениться в результате участия в суде присяжных, являются следующие.

В качестве основных компонентов аттитюдов по отношению к суду выделяются:

  • эффективность российской судебной системы;
  • представление о типичном российском судье.

Гипотезы исследования:
а) готовность людей принять участие в работе коллегии присяжных зависит от их отношения к закону и суду; большую готовность проявляют люди с более позитивным отношением к закону и суду, с более высоким уровнем правового развития;
б) в ходе участия в работе коллегии присяжных и вынесении вердикта в правосознании людей происходит дальнейшее улучшение отношения к суду и закону, повышение уровня правового развития.

Об улучшении отношения к закону и суду говорят следующие изменения в правосознании:
– повышение оценки полезности закона и необходимости его исполнения, в т.ч. по отношению к членам отдельных, низкостатусных социальных групп (легальным иммигрантам), а также качества его реализации;
– повышение уровня правового развития;
– увеличение согласия с отдельными правовыми нормами;
– в конфликте правового и морального выбор в пользу первого;
– улучшение эмоционального отношения к соблюдению закона;
– усиление намерения участвовать в тех видах деятельности, которые способствуют реализации закона;
– увеличение интереса и усиление желания получать информацию по ряду правовых вопросов;
– улучшение отношения к российской судебной системе и судьям.

Схема и выборка исследования

Исследование проводилось в Московской области, а также в областных судах Великого Новгорода и Самары. В нем приняли участие три группы респондентов.

Вторая группа состояла из кандидатов в присяжные, пришедших в областные суды Великого Новгорода и Самары, но не вошедших в состав коллегии присяжных (31 человек, из них 25 женщин и 6 мужчин, средний возраст – 42,8 года). Их опрос производился после окончания процедуры отбора.

Третья группа включала в себя присяжных, вынесших вердикты в этих судах (41 человек, из них 30 женщин и 11 мужчин, средний возраст 42,4 года). Их опрос производился после вынесения вердикта и роспуска коллегии. В ходе исследования сравнивались результаты респондентов из второй и третьей групп. Цель сравнения состояла в анализе изменения правосознания в ходе участия в работе коллегии присяжных.

Методы исследования

Полученные данные касались следующих компонентов правосознания респондентов.

Статистический анализ результатов для определения значимости межгрупповых различий проводился с использованием критерия Пирсона и U-критерия Манна–Уитни.

Описание результатов

Влияние особенностей правосознания на готовность принять участие в работе коллегии присяжных

Мы провели сравнение особенностей правосознания людей, желающих или отказывающихся принять участие в работе коллегии присяжных (таблица 1).

По данным исследования, для людей, желающих принять участие в работе коллегии присяжных, характерны следующие особенности правосознания.

  • Признание полезности соблюдения закона (п. 1 опросника, см. табл. 1).
  • Более высокая правовая активность, то есть большая готовность участвовать в деятельности по реализации закона (пп. 2–7). Как видно из таблицы, значимые различия наблюдаются при ответах на 5 пунктов анкеты из 7. Исключение составляют готовность работать с трудными и подростками и участвовать в политических акциях протеста.
  • Больший интерес к получению правовой информации (пп. 8–13). Как видно из таблицы, значимые различия наблюдаются при ответах на 5 пунктов анкеты из 10. При этом люди, желающие принять участие в работе коллегии присяжных, в большей степени готовы искать правовую информацию, не обращаясь к традиционным СМИ, – читать тексты законов, искать информацию в Интернете, звонить в юридические консультации.
  • Бо́льшая готовность соблюдать права легальных иммигрантов, в частности согласие с тем, что на защиту их прав необходимо выделять деньги (п. 14).
  • Более частая встречаемость второго уровня правового развития и меньшая – третьего (п. 15) по параметрам представления об основной функции закона и возможности его нарушения.
  • Бо́льшая эмоциональная значимость соблюдения закона (п. 16).

Влияние участия в суде присяжных на особенности правосознания

Сравнение отведенных кандидатов в присяжные и людей, выполнивших обязанности присяжного заседателя (табл. 1), показало, что для вторых характерны следующие особенности правосознания:

  • некоторое повышение интереса к получению правовой информации, в частности готовность читать специализированные газеты и журналы (п. 1);
  • более частый выбор второго и менее частый – третьего уровней правового развития (пп. 2–3).

Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1
Влияние на правосознание готовности принять участие в работе коллегии присяжных и работы в ней

3. Третий уровень правового развития в целом

Проведенное исследование частично подтвердило гипотезы исследования.

Во-первых, показано, что готовность принять участие в работе коллегии присяжных тесно связана с более позитивным отношением к закону. Люди, заявившие о своей готовности прийти в суд, чтобы принять участие в судебном заседании, оценивали закон как более полезный, а его выполнение / нарушение как более эмоционально значимое; выражали большую готовность участвовать в деятельности по реализации закона; проявляли больший интерес к получению правовой информации, в т.ч. сравнительно нетрадиционными и трудоемкими способами. Для них же было характерно большее согласие с правовыми гарантиями членам группы меньшинства – легальным иммигрантам. Вместе с тем готовность принять участие в работе коллегии присяжных оказалась не связанной с отношением к судебной системе и ее конкретным представителям – судьям. Таким образом, потенциальных присяжных отличает более активная позиция по отношению к закону и правовым явлениям, а не более позитивное отношение к судебной системе.

Во-вторых, исследование продемонстрировало небольшие изменения готовности к поиску правовой информации в ходе участия людей в работе коллегии присяжных. Бывшие присяжные выражали большую готовность читать статьи в специализированных газетах и журналах, чем отведенные кандидаты. Вместе с тем произошедшие изменения оказались меньше ожидаемых. Одной из причин этого явления может быть официальная обстановка (помещение в здании суда), в которой проводился опрос отведенных кандидатов, и время (сразу после исключения кандидата из списка претендентов). Таким образом, отведенные кандидаты могли находиться под впечатлением от процедуры отбора.

Наименее ожидаемым результатом стал характер различия и изменения уровня правового развития. В частности, результаты показали, что 1) для людей, согласных принять участие в работе коллегии присяжных, по сравнению с несогласными и 2) для присяжных, вынесших вердикт, по сравнению с отведенными кандидатами более характерен второй уровень правового развития. Это означает, что в некоторых случаях люди, не желающие становиться присяжными, и те, кто еще не работал в составе коллегии, имеют более высокий уровень правового развития, чем те, кто хочет стать присяжным или уже принял участие в вынесении вердикта. Этот результат противоречит как результатам американского исследования Дж.Тапп и Ф.Левина, так и нашим предположениям. Свет на полученные результаты позволяет пролить исследование О.П.Николаевой [Николаева, 1995], которое показало, что третий уровень правового развития российских респондентов имеет культурную специфику: предпочтение моральных норм закону происходит на фоне принципиального отторжения последнего. На этом фоне переход от третьего уровня развития ко второму означает повышение уважения к закону и признание его важности для сохранения общества.

Готовность к участию и участие людей в работе коллегии присяжных, также вопреки ожиданиям, не связаны со степенью согласия с правовыми гарантиями подсудимому. В частности, присяжные как до, так и после процесса в принципе согласны с их нарушением (средняя оценка степени согласия выше 4 баллов из 5 возможных). Возможно, что в ходе судебного процесса присяжные просто не столкнулись с конфликтными ситуациями, связанными с реализацией этих норм.

К трудностям данного исследования относится его квазиэкспериментальный характер. Не представлялось возможным составить полностью идентичные по составу участников группы. В частности, кандидаты в присяжные (вторая группа) могли быть отведены по разным причинам, среди которых отсутствие у них свободного времени, опыт работы в правоохранительных органах / суде, знакомство с судьей и т.д. Поскольку процедура отбора коллегии присяжных является закрытой (в зал суда не допускаются посторонние), проконтролировать влияние оснований отвода было невозможно. Однако только один из этих факторов – опыт работы в правоохранительных органах / суде прямо связан с правосознанием. Причем его влияние должно было не подчеркнуть, а скорее замаскировать ожидаемые различия. Таким образом, различия в правосознании отведенных кандидатов и бывших присяжных возникают вопреки, а не благодаря правовому опыту некоторых кандидатов, что говорит об их значимости.

Результаты данного исследования, помимо прочих, ставят вопрос о долговременности изменений в правосознании, произошедших у присяжных, вынесших вердикт. Сохраняются ли эти изменения на протяжении нескольких дней, пока свежи воспоминания о процессе, или носят более стабильный характер? Оказывают ли они влияние на реальное поведение их носителей? Ответ на поставленный вопрос требует проведения дальнейших исследований.

Исследование поддержано грантом ИНО-Центра (Информация. Наука. Образование), проект № КИ 109-2-02.


Литература

Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация: аналитический обзор. М.: Международное общество им. Л.С. Выготского, 2003. 273 с.

Долгова А.И. Изучение правового сознания несовершеннолетних // Правовая культура и вопросы правового воспитания / под ред. А.Д.Бойкова [и др.]. М., 1974. С. 197–206.

Николаева О.П. Правовая и моральная зрелость личности // Субъект и социальная компетентность личности. М., 1995. С. 109–137.

Средства массовой информации и судебная власть в России / Ефремова Г.Х. [и др.] М., 1998.

Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963.

Davis J.A. Attitudes toward free speech in six countries in the mid – 1980s: Australia, Austria, Great Britain, Italy, The United States and West Germany // European Sociological Review. 1990. Vol. 6. P. 1–14.

Sheeran P., Abraham C. Mediator of Moderators: Temporal Stability of Intention and the Intention-Behavior Relation // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. P. 205–215.

Sutton S. Testing attitude-behaviour theories using non-experimental data: an examination of some hidden assumptions // European Review of Social Psychology. 2002. Vol. 13. P. 293–323.

Tapp J.L., Kohlberg L. Developing senses of law and legal justice // The Journal of Social Issues. 1971. Vol. 27. P. 65–92.

Tapp J.L., Levine F.J. (еds). Law, justice and the individual in society: psychological and legal issues. N.Y., 1977.

Zellman G.L., Sears D.O. Childhood origins of tolerance for dissent // Social Issues. 1971. Vol. 27. P. 109–136.

Поступила в редакцию 6 июля 2009 г. Дата публикации: 22 октября 2009 г.

Гулевич Ольга Александровна. Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Институт психологии им. Л.С.Выготского, Российский государственный гуманитарный университет, ул. Чаянова, д. 15, 125993 Москва, Россия.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Вы здесь: Главная РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глава 1. Правовая социализация

Глава 1. Правовая социализация

Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и тре­бований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осоз­нание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными ин­ститутами — все это называется процессом правовой социализа­ции. Человек не рождается гражданином, он им становится в ре­зультате длительного взаимодействия с окружающей средой.

Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе дей­ствуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему по­зволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д.

Существует три пути усвоения правовой культуры (норм пра­ва правовых ценностей) в процессе социализации:

1) предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соот­ветствующий образ действий, шаблон поведения;

2) традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;

3) рациональный способ, когда человек узнает о правовых цен­ностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людь­ми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

Необходимо отметить, что процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, соглас­но жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.

Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые эле­менты правовой культуры. "Он включается в правоподобную дея­тельность, приобретает навыки и усваивает стандарты норматив­но-оценочного поведения, получает первые юридические представ­ления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функци­ях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и при­митивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения дея­тельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания" 1 .

Самая очевидная цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у лич­ности такого интегрального правового образования, как правосоз­нание.

Правосознание связано с процессом социализации двояко.

Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентаций в правовой сфере. Содержание правосознания челове­ка (его правовая информированность, оценка правовой действитель­ности, мотивация правомерного поведения) зависит от его соци­альных связей, от степени включенности в правовую культуру об­щества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.

Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. "Формируясь под воз­действием внешних влияний, оно, по принципу обратной связи, на­правляет практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т. е. выполняет функцию регулятора поведения" 2 .

Правосознание как один из элементов сознания личности вклю­чает в себя три компонента: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (эмоционально-волевой). Познавательный компонент характеризуется суммой право­вых знаний и умений. Эмоциональный — оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, не­гативное). Поведенческий компонент предполагает наличие уста­новки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безого­ворочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

В процессе правовой социализации у человека под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей мо­жет сформироваться правосознание только на познавательном уров­не (как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечива­ет правомерное поведение, так как человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон, и тем не менее его нарушать.

Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценива­ет), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение, так как человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нару­шить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.

Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерно­го поведения, правовые знания должны перейти в ценностные ус­тановки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеж­дением, закрепиться в привычную форму поведения.

Основы правосознания, как и в целом сознания, личности за­кладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья и школа. Основным психо­логическим механизмом формирования правосознания у детей и под­ростков является так называемая персонификация.

Для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает себя вести в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвое­ния образцов поведения, нравственно-правовых установок в зна­чительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным ли­цам (родителям) — носителям определенных ценностных ориента-ций. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже и к учителям ребенок усваивает (в соответствии с меха­низмом эмоционального переноса) не только конкретное содержа­ние процесса общения, но и их отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек (мать, отец, учитель). Так формируются ос­новные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости.

При негативном отношении ребенка к родителям, учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-пра­вовых ценностей, носителями которых они являются. В последую­щем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.

Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравствен­ным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.

В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-пра­вовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедли­вости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают "разби­раться" в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к од­ним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти вы­ход в правонарушении.

В более старшем возрасте приходит понимание того, что пра­ва ребенка зафиксированы определенными законами и традиция­ми общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны под­чиняться независимо от того, нравится это им или нет.

Исключительно важным здесь является постепенное включе­ние ребенка в различные социальные институты, прежде всего по­ступление в школу. Если, например, до школы покупка цветных карандашей и альбома для рисования определялась желанием ро­дителей, то с поступлением ребенка в школу он начинает понимать, что и альбом, и карандаши, и тетради родители обязаны приобрес­ти не потому, что об этом сказала учительница, а потому, что тако­вы общие правила для всех. Ребенок начинает осознавать права как нечто свойственное человеку независимо от его отношений с родителями, учителями, другими взрослыми.

Скорость правовой социализации, т. е. то, как быстро дети ов­ладевают соответствующими нормами и навыками поведения, опре­деляется различными факторами. Дети, более развитые интеллекту­ально, социализируются быстрее своих менее способных сверстни­ков, у них раньше происходит отход от персонификации правовых институтов. И, конечно, многое определяется тем, в какой микро­среде растет ребенок, каков образовательный, культурный уровень родителей. Несомненно, значительную роль играет и их професси­ональная деятельность. В семье юриста правовая социализация ребенка будет осуществляться и быстрее, и плодотворнее.

Важным агентом правовой социализации, как отмечалось выше, является школа. Правовая социализация в ней осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализа­ция на специальных уроках, на которых школьникам рассказыва­ют о принципах государственного устройства, о роли и функциях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т. д.

Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблю­дение.

Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практи­чески во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.

1 Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая психология и преступное пове­дение. Красноярск, 1988. С. 43.


Поэтому одной из актуальных проблем в рамках правовой социализации, является уровень правовой культуры личности и сформированности правого сознания, поскольку они оказывают непосредственное влияние на общее развитие общества и всего государства.

Ключевые слова: правовая культура, правосознание, чувство справедливости, общество, гражданское общество, общественное сознание.

Применение законов в цивилизованных правоотношениях невозможны без определенного субъективного состояния их участников, т. е. не только знания законов, но и полного их усвоения, глубокого осознания человеком истинной сущности правовых норм поведения является залогом удовлетворения потребностей и интересов людей [1, с. 356].

Итак, можно говорить о наличии в обществе правовой культуры. Правовая культура является частью культуры общества, созданной в течение всего ее развития, и включает в себя опыт предыдущих поколений и других мировых культур.

Правовая культура — это не только деятельность людей в правовой сфере, но и вне ее, что, так или иначе, связано с применением правовых знаний. На сегодняшний день правовые знания востребованы во многих специальностях, науках и дисциплинах, как гуманитарных, так и негуманитарных. Эти знания востребованы в тех областях, где существуют правовые нормы и законы. Недаром практически во всех университетах нашей страны образовательная программа студентов включает правовую программу, поскольку без нее нет ни одной профессии или вида деятельности.

В обычных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что она присуща только гражданскому обществу с правовым государством. Нельзя согласиться с данной точкой зрения.

Правовая культура служит показателем уровня развития правовой жизни граждан и ее качества, а также показателем уровня развития общества с точки зрения верховенства права, правопорядка, высокого уровня правосознания, адекватного качества нормативного, стимулирующего и толковательного законодательства и деятельность правоохранительных органов.

Процессы формирования гражданского общества и правовой государственности в любой стране, в том числе и России, невозможны без соответствующего уровня правосознания общества и личности, высокого статуса правовых ценностей. Ценностно-нормативная система формирует основу правового сознания личности, определяющую поведение человека в области наиболее значимых правоотношений. Она формируется в результате правовой социализации человека (социальной активности). Следовательно, ценностная ориентация направляет и регулирует поведение индивида в обществе. Таким образом, правосознание является главным звеном правовой культуры.

Таким образом, в широком смысле правосознание — это совокупность идей, взглядов, чувств и традиций, которые отражают отношение людей к правовым вопросам в обществе. Исследование правосознания прослеживает, каким образом право воспринимается и интерпретируется конкретными индивидами, когда они применяют, уклоняются или сопротивляются закону.

В современном мире развитие правового сознания является неотъемлемой составляющей успешной правовой социализации любого человека. Под влиянием правовой социализации правовое сознание индивида адаптируется и постоянно развивается. Согласно основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, данная задача должна решаться через семейное воспитание, соответствующие образовательные программы, а также с помощью компетентного воздействия средств массовой информации [4].

Идеологическая составляющая правовой культуры отражена в обычаях, законах, нормах. А уже написанный или неписаный закон формирует чувство справедливости — ту форму общественного сознания, которая отражает закон и его применение. Таким образом, правосознание и правовая культура находятся в постоянной взаимосвязи. Правосознание через образование, просвещение, через устоявшиеся законы и нормы влияет на культуру. Но законодательная власть также состоит из людей, которые являются носителями определенных правовых ценностей.

Взаимосвязь правосознания и правовой культуры — органична и неразделима. Они влияют друг на друга и обусловлены друг другом. Их взаимосвязь выражается в систематизированных идеях и представлениях о действительности — реальной или желаемой. Правовая культура шире, чем правосознание, и несет в себе большую эмоциональную и поведенческую составляющую.

На первый взгляд можно сказать, что правовая культура общества зависит от уровня правосознания. Иными словами от того, как и в какой степени, обществом признаются основные права и свободы человека и гражданина; как реализуются конституционные права в социальной, правовой, культурной и других сферах; насколько информировано население о своих правах и свободах, а также его отношения к законам и их соблюдению, к органам государственной власти, судебным органам, полиции и т. д. К тому же, существует потребность в обеспечении общественных интересов, их согласовании и приведении их в соответствие с потребностями общества.

Правосознание и правовая культура — одно из основных направлений духовной жизни общества и личности, определяющее престиж права, его ценность и эффективность в этом обществе.

Поэтому, важной задачей в нашем государстве должно стать укрепление как морального, так и культурного фактора. Это поможет навести порядок в стране, повысить сознательность и ответственность каждого гражданина, подтвердить идеи дисциплины и законности, преодолеть правовой, политический и моральный нигилизм.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, общество, правосознание, гражданское общество, общественное сознание, чувство справедливости, отношение людей, правовая социализация, правовое сознание, Россия.

Усвоение правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение социальными навыками, осознание своих прав, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами — все это называется процессом правовой социализации.

Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д.

Самая очевидная цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у личности правосознания.

Правосознание связано с процессом социализации двояко.

Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентаций в правовой сфере. Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение.

Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента:

1. интеллектуальный (познавательный, сумма правовых знаний),

2 оценочный (эмоциональный, отношение к нормам права - положительное, безразличное, негативное)

3. поведенческий (эмоционально-волевой, предполагает наличие установки на правомерное поведение).

Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерного поведения, правовые знания должны перейти в ценностные установки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеждением, закрепиться в привычную форму поведения.

Основы правосознания, как и в целом сознания, личности закладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья и школа. Основным психологическим механизмом формирования правосознания у детей и подростков является так называемая персонификация. Для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей.

В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-правовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедливости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно.

В более старшем возрасте приходит понимание того, что права ребенка зафиксированы определенными законами и традициями общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны подчиняться независимо от того, нравится это им или нет.

В учебной литературе по юридической психологии отмечается, что самыми криминогенно-опасными элементами процесса социализации являются дефекты в структуре общения, социальном контроле, выполнении социальных ролей, что, в конечном итоге, приводит к формированию у личности искаженной (деформированной) структуры потребностей. Наиболее опасны эти дефекты в детском и подростковом возрасте, когда закладываются основы личности. Как известно, важнейшими агентами правовой социализации в этом возрасте являются семья, школа, группа сверстников.

Дефектность правовой социализации может проявляться:

•в недооценке ценности права (правовой негативизм);

•в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона (правовой инфантилизм);

•в активном неприятии норм права (правовой нигилизм);

•в сознательном преступном поведении.

Правовая социализация неразрывно связана с нравственным формированием личности. Мораль и право — две взаимосвязанные формы регуляции поведения людей в обществе. Исполнение норм права обеспечивается силой государственного принуждения, исполнение норм нравственности —соц-психолог. механизмами.

Правовая социализация личности протекает под влиянием как целенаправленных, так и стихийных, спонтанных воздействий, с которыми она сталкивается в ходе жизни, начиная с детских лет. Преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в правовой социализации. Криминализация современного общества, снижение уровня культуры и морали способствуют росту стихийных влияний.

Вы здесь: Главная РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глава 1. Правовая социализация

Глава 1. Правовая социализация

Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и тре­бований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осоз­нание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными ин­ститутами — все это называется процессом правовой социализа­ции. Человек не рождается гражданином, он им становится в ре­зультате длительного взаимодействия с окружающей средой.

Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе дей­ствуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему по­зволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д.

Существует три пути усвоения правовой культуры (норм пра­ва правовых ценностей) в процессе социализации:

1) предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соот­ветствующий образ действий, шаблон поведения;

2) традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;

3) рациональный способ, когда человек узнает о правовых цен­ностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людь­ми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

Необходимо отметить, что процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, соглас­но жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.

Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые эле­менты правовой культуры. "Он включается в правоподобную дея­тельность, приобретает навыки и усваивает стандарты норматив­но-оценочного поведения, получает первые юридические представ­ления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функци­ях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и при­митивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения дея­тельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания" 1 .

Самая очевидная цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у лич­ности такого интегрального правового образования, как правосоз­нание.

Правосознание связано с процессом социализации двояко.

Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентаций в правовой сфере. Содержание правосознания челове­ка (его правовая информированность, оценка правовой действитель­ности, мотивация правомерного поведения) зависит от его соци­альных связей, от степени включенности в правовую культуру об­щества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.

Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. "Формируясь под воз­действием внешних влияний, оно, по принципу обратной связи, на­правляет практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т. е. выполняет функцию регулятора поведения" 2 .

Правосознание как один из элементов сознания личности вклю­чает в себя три компонента: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (эмоционально-волевой). Познавательный компонент характеризуется суммой право­вых знаний и умений. Эмоциональный — оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, не­гативное). Поведенческий компонент предполагает наличие уста­новки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безого­ворочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

В процессе правовой социализации у человека под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей мо­жет сформироваться правосознание только на познавательном уров­не (как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечива­ет правомерное поведение, так как человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон, и тем не менее его нарушать.

Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценива­ет), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение, так как человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нару­шить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.

Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерно­го поведения, правовые знания должны перейти в ценностные ус­тановки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеж­дением, закрепиться в привычную форму поведения.

Основы правосознания, как и в целом сознания, личности за­кладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья и школа. Основным психо­логическим механизмом формирования правосознания у детей и под­ростков является так называемая персонификация.

Для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает себя вести в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвое­ния образцов поведения, нравственно-правовых установок в зна­чительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным ли­цам (родителям) — носителям определенных ценностных ориента-ций. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже и к учителям ребенок усваивает (в соответствии с меха­низмом эмоционального переноса) не только конкретное содержа­ние процесса общения, но и их отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек (мать, отец, учитель). Так формируются ос­новные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости.

При негативном отношении ребенка к родителям, учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-пра­вовых ценностей, носителями которых они являются. В последую­щем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.

Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравствен­ным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.

В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-пра­вовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедли­вости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают "разби­раться" в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к од­ним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти вы­ход в правонарушении.

В более старшем возрасте приходит понимание того, что пра­ва ребенка зафиксированы определенными законами и традиция­ми общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны под­чиняться независимо от того, нравится это им или нет.

Исключительно важным здесь является постепенное включе­ние ребенка в различные социальные институты, прежде всего по­ступление в школу. Если, например, до школы покупка цветных карандашей и альбома для рисования определялась желанием ро­дителей, то с поступлением ребенка в школу он начинает понимать, что и альбом, и карандаши, и тетради родители обязаны приобрес­ти не потому, что об этом сказала учительница, а потому, что тако­вы общие правила для всех. Ребенок начинает осознавать права как нечто свойственное человеку независимо от его отношений с родителями, учителями, другими взрослыми.

Скорость правовой социализации, т. е. то, как быстро дети ов­ладевают соответствующими нормами и навыками поведения, опре­деляется различными факторами. Дети, более развитые интеллекту­ально, социализируются быстрее своих менее способных сверстни­ков, у них раньше происходит отход от персонификации правовых институтов. И, конечно, многое определяется тем, в какой микро­среде растет ребенок, каков образовательный, культурный уровень родителей. Несомненно, значительную роль играет и их професси­ональная деятельность. В семье юриста правовая социализация ребенка будет осуществляться и быстрее, и плодотворнее.

Важным агентом правовой социализации, как отмечалось выше, является школа. Правовая социализация в ней осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализа­ция на специальных уроках, на которых школьникам рассказыва­ют о принципах государственного устройства, о роли и функциях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т. д.

Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблю­дение.

Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практи­чески во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.

1 Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая психология и преступное пове­дение. Красноярск, 1988. С. 43.

Читайте также: