Правосознание как элемент построения правового государства в россии

Обновлено: 30.06.2024


Правосознание — это совокупность идей, чувств, в которых выражается право и деятельность людей, связанные с ним.

Правосознание — это одна из сфер общественного сознания, оно имеет свой предмет, правовые явления о правовой действительности. Правосознание имеет свой специфический язык, в котором отражается правовая действительность.

Этот список, пожалуй, можно продолжать долго, таким образом можно сделать вывод, что дефекты правосознания в современном Российском обществе остаются, а важность их решения не отрицаема.

Правосознание тесно связано с философскими теориями, идеологическими пониманиями, религиозными доктринами. Многие известные авторы полагали, что нормы права, их неизменность и подневольность пребывает в сознании человека, поэтому право, это явление психологическое. Другие предполагали видную невольность права как средство регулирования свободы человека и классовым регулятором общественных отношений.

Русский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание как совокупность воззрений на право, на государство, на всю организацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других. Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. В той или иной степени оно присутствует во всех элементах механизма правового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права. Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе правовой. От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе — правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным [1].

Проблематика продолжительных и разнонаправленных социально-политических явлений и преобразований, и перестроек в современной России убеждают в необходимости изменения правовых и социально-психологических условий формирования гражданского общества.

Государство и его правовая система, при этом должна гарантировать возможность для реализации своих законных интересов и социальной активности в обществе, так же обеспечить достойный уровень жизни и реализации в обществе, и социально-психологический климат, должен способствовать развитию массового позитивного правосознания в обществе. Также постоянное изменение в законодательстве и нормативно-правовых актах, влечет за собой негативное мышление граждан.

В связи с сложившийся экономической и политической ситуацией в стране, да и не только в России, а во всем мире, граждане зачастую не знают, как себя защитить, и куда обратиться.

Из вышесказанного следует, что правосознание — это сложный и долгий длительный процесс, затрагивающий все сферы общественной жизни общества.

Ведь проблематика современного российского общества, связанная с низким уровнем правосознания, правовой культуры, правового сознания, читается не только в во всех сферах жизни общества, но и в обыденной жизни, повседневной отношениях людей, когда не имея достаточных знаний, и также знаний о правовой системе государства, действующего законодательства, человек не может защищать свои права и интересы.

Человек всего на всего перестает быть человеком, во многих жизненных ситуациях, когда просто идя по улице, и какому-то человеку нужна помощь, многие отворачиваются и проходят дальше, не осознавая того, что любая жизненная ситуация может и коснутся и его, кто сегодня прошел просто мимо, и не протянул руку помощи.

Даже не беря в расчет возрастные числа, мы знаем, что чем человек моложе, тем его мозг более восприимчив к новой информации, а сознание более гибкое и легко адаптируемое к новациям. Молодое поколение является наиболее активным, и все зависит от радикально-настроенной молодёжи. Так же следует учитывать, что юношеский максимализм заставляет подростков зачастую действовать сверх агрессивно и бескомпромиссно. Поэтому наибольшую опасность представляет правовое невежество именно молодого поколения и на него стоит обратить особое внимание.

Начинать формирование правосознания, правовое воспитание необходимо с детских лет. Необходимо включать в учебную программу предметы, которые будут посвящены правам человека, о способах их защиты, о законе, о том, что закон нужно уважать и соблюдать.

Необходимо повышать уровень правосознания у молодого поколения, так как это будущее нашего государства. Также необходимо формировать правосознание и у госслужащих, так как большинство граждан не компетентны в этой профессии. Превышая свои полномочия, вследствие этого ухудшается политическая, а также и экономическая ситуация в стране, и здесь перед государством стоит, если не главная, то, пожалуй, одна и главных проблем — коррупция, на борьбу с которой России необходимо обратить, особое внимание.

Делая вывод из вышесказанного, правосознание присутствует во всех элементах механизма правового регулирования, например, как нормы права, правоотношения и акты реализации права, так и субъекты права. Большую роль в этом механизме занимает последнее — реализация права, где воплощаются юридические права и обязанности.

Если такие условия в современном российском обществе не будут создаваться, то отечественное правосознание может быть искаженным, или деформированным, что повлияет на изменения состояния законности и правопорядка. Так, по мнению Р. Ф. Степаненко, обосновывающей и исследующей влияние феномена отчужденности, пограничности и дезадаптации (маргинальности) на правовую культуру, правосознание, правовое поведение, состояние и уровень совершаемых правонарушений, в том числе преступлений в российском обществе, наличие в любом государственном устройстве определенного числа лиц с асоциальными формами поведения и деформированным правовым сознанием, должно являться объектом пристального внимания государственных институтов, определяющих правовую политику [5].

В заключении следует отметить, что научное исследование проблем формирования правосознания, его закономерностей и особенностей формирования, является актуальной и важной задачей юридической науки. Необходимо способствовать положительному качеству мышления и духовного развития личности. Следовательно, чтоб вложить в человека духовное начало, необходимо с ранних лет прививать ему любовь к Родине, и ко всему, что его окружает. Это возможно лишь при обеспечении достойного качества жизни.

1 Алексеев С. С., Архипов С. И. и др. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. — с. 277.

2 Моджина Н. В. Правовой нигилизм и правосознание россиян. // Вестник Башкирского университета. 2010. — Т. 15. — № 2. — С. 455–459.

4 Рыбаков О. Ю. Правовая политика как научная теория в юридических исследованиях. Право. Законодательство. Личность. 2010. — № 2. — с.107.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, правосознание, государство, молодое поколение, правовая культура, современное российское общество, общественная жизнь, обыденная жизнь, особое внимание, правовая действительность.


Аннотация: Статья посвящена анализу идей, отражающих особенности государств с разными формами. Понимая форму государства как триединство формы правления, формы государственного устройства и политического режима, автор последователь раскрывает идеи, характерные для правосознания, отражающего особенности монархического и республиканского, унитарного и федеративного, демократического и недемократического государств.

Ключевые слова: правосознание, правовые идеи, форма государства, форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Abstract: The article is devoted to the analysis of ideas, reflecting the characteristics of states with different shapes. Understanding the form of the state as a trinity of forms of government, forms of government and political regime, the author reveals a follower of the ideas characteristic of justice, reflecting the characteristics of the monarchical and republican, unitary or Federal, democratic and non-democratic states.

Key words: legal consciousness, legal ideas, form of state, form of government, form of government, political regime.

Вопрос о правосознании в теории государства и права относится к числу тех, рассмотрение которых позволяет выйти на решение широкого круга теоретически и практически значимых проблем. Традиционно в качестве таких проблем рассматриваются проблемы теории права. Однако правосознание служит отражением не только действующего права, но и государства, поэтому, рассматриваемые сквозь призму проблемы правосознания, по-новому звучат актуальные вопросы не только теории права, но и теории государства.

Важным с точки зрения выявления сущностной и содержательной связи правосознания с характеристиками конкретного государства является уяснение того, каким образом в правосознании отражаются особенности формы государства, которая, согласно наиболее распространенному мнению, представлена триединством таких элементов как форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим [1, с.

Определим, какое отражение в правосознании находят особенности каждого из названных элементов формы государства.

Особенности формы правления неизбежно отражают особенности нации, характерной для нее ментальности. В силу этого монархия и республика должны рассматриваться не просто в качестве форм организации осуществления политической власти в государстве, но и в качестве исторически сложившихся феноменов. Монархия и республика — особые социально-духовные состояния общества, соответствующие определенному укладу жизни, и их особенности отражаются соответственно в монархическом и республиканском правосознании[2].

Характеризуя идейный строй монархического сознания, следует указать на то, что в нем базовое значение приобретают идеи легитимной власти государя, подопечности, милости, дара и властной воли.

В качестве базовых идей, характерных для республиканского правосознания, можно рассматривать идеи легальной власти, подчиненности, объективности, правовой свободы и юридической силы [5].

В контексте идеи легальной власти в качестве самого эффективного средства легализации власти право предстает закон. В условиях республики власть персонально не принадлежит никому, поэтому в ней власть — это всегда именно власть закона, и только закон определяет тех, кто будет наделен властью и на какой срок. В подчиненности, в отличие от подопечности, различим и значим момент, выраженный в определенной доле свободы социально значимых действий. Подчиненность предполагает сознательное отношение к закону, добровольное подчинение ему. Содержание идеи объективности представляет собой сочетание таких моментов, как непредвзятость, незаинтересованность, верность праву, отстраненность, наличие и несомненность некоторого реального положения дел, возможность быть мерой оценки деяний и т.п. Идея правовой свободы многообразна по своему содержанию, но в нашем случае наиболее существенно то, что ею подчеркивается значимость для человека невынужденного усилия в реализации притязаний [6] и признанности их как предоставленных прав. Именно в условиях республики такая возможность реальна. Идея юридической силы представляет собой идею о гарантии, которая покоится на вере не во власть, а в действующее право, в наличие в нем самом адекватных и достаточных для его эффективного действия средств — таких средств, которые принято называть юридическими.

Форма государственного устройства характеризует построение государства на административно-управленческой, национальной и/или национально-территориальной основе. Проблема территориально-управленческого устройства государства возникает в силу национально-культурных, политических, социально-экономических или иных причин. Но разрешается она именно правовыми средствами.

Основных форм государственного устройства две — унитарная и федеративная. Соответственно, можно говорить о правосознании, отражающем особенности каждой из этих двух форм.

В правосознании, отражающем особенности унитарных государств, наиболее значимыми являются идеи санкционирования, правомочия, равной зависимости, системы государственной власти.

Из всего множества смыслов идеи санкционирования [7, с. в рассматриваемом контексте наиболее значимым являются то, что распределение власти — одностороннее публично-правовое отношение, и оно всегда связано с наделением властным субъектом другого статусом посредством делегирования власти. Правомочие предстает предоставленной и выраженной юридическими средствами возможностью для производного властного субъекта не только осуществлять определенные действия, но и требовать некоторых действий от других субъектов. Далее надо сказать об идее равной зависимости частей государства от его центральной власти. Обеспечение центральной властью равной зависимости частей государства выступает в качестве формы справедливости, что всегда ассоциируется с действительностью предоставленных прав. Идея системы государственной власти выражает понимание адекватности структурной определенности органов государственной власти, в том числе — органичность связи основных ветвей власти.

Для правосознания, отражающего особенности государств с федеративным устройством, наиболее значимы идеи гарантирования, полномочий, равной самостоятельности субъектов федерации, а также системы самоуправления.

Из всего многообразия контекстов идеи гарантирования наиболее существенными являются те, которые связаны с абсолютностью, безусловностью и полнотой обеспечения законами бесспорной правовой защищенности делегированного центральной властью субъектам федерации распоряжения властными полномочиями. Федерация, таким образом, есть система гарантий самостоятельности и равноправности субъектов федерации. Полномочия есть предоставленные субъекту права, связанные с использованием всего объема имеющихся в его распоряжении ресурсов для реализации определенных задач. Если в рамках идеи правомочия делегированное властью право превращается в обязанность его использования, то в данном случае предоставленное право связано с самостоятельной, в рамках признанной государством компетенции и видения конкретных задач, деятельностью субъектов федерации. Идея равной самостоятельности субъектов федерации подразумевает, что зависимость субъектов от центра не определяет наиболее существенные моменты в положении субъектов федерации. Центральная власть характеризуется не столько прерогативами, сколько компетенцией, связанной с координированием. Идея системы самоуправления подразумевает, что для организации самоуправления важна не столько структурная, сколько функциональная определенность, не столько статусная, сколько деловая взаимозависимость. Актуальна и важна для поддержания порядка не суверенность, а договорность.

Политический режим — это политико-правовое состояние общества, определенное заданными государственной властью параметрами. Также режим отражает структурные и функциональные связи субъектов, обладающих реальными властными полномочиями. В рамках проводимого анализа представляется достаточным различать демократические и недемократические режимы. Более обстоятельной дифференциации режимов для решения вопроса о том, как отражаются в правосознании особенности формы государства, на наш взгляд, не требуется.

Для правосознания, отражающего особенности демократического политического режима, наиболее значимыми являются идеи независимого правосудия, равенства перед законом, имманентности законности осуществлению власти, индивидуального права, самоорганизующегося правопорядка.

Независимость — определяющая черта для характеристики подлинного правосудия. При этом независимость правосудия как идея, имманентно присущая демократическому правосознанию, имеет два аспекта: во-первых, подразумевается независимость судебных органов от иных органов государства, во-вторых, независимость судей в осуществлении правосудной функции. Что касается равенства граждан перед законом, то, во-первых, в рассматриваемой идее выражена мысль о необходимости единой меры права для всех членов общества. Во-вторых, в названной идее акцентируется внимание на направленности закона на защиту интересов слабого. Идея имманентности законности осуществлению власти органично связана с идеей равенства перед законом. Там, где связь между названными идеями исчезает, законность как принцип осуществления власти неизбежно становится инструментом давления на представителей власти и нагнетания их ответственности. Идея индивидуального права [8, с. это идея о праве, отличном от права социального [9, 10]. В контексте правосознания демократического типа дозволенное не может мыслиться как то, что задается субъекту извне, социальным правом, оно мыслится исключительно как форма проявления субъектом своей свободы. Признание индивидуального права выступает базовым условием для понимания дозволенного как формы проявления субъектом своей правовой активности и самостоятельности. Что касается самоорганизующегося правопорядка, то он в условиях демократического режима формируется на основе общественной практики, а не как исключительно результат принудительного воздействия государства. Во всяком случае, влияние государства на правопорядок в существенных чертах согласуется с объективными процессами, в результате которых формируется общественный правопорядок. Кроме того, идея самоорганизующегося правопорядка предполагает признание имманентного выражения в нем природы социального права, отличного от права государства.

В правосознании недемократического типа обнаруживаются существенно иные базовые идеи — это идеи государственного правосудия, правовой зависимости, безусловного следования закону в формально установленных государством рамках, необязательного и принудительного правопорядка.

Проведенный анализ позволяет сделать два важных вывода. Во-первых, идеи, отражающие особенности различных форм правления, разных форм государственного устройства и разных политических режимов, тесно связаны между собой. Значит, в качестве отраженных в правосознании, элементы, составляющие форму государства, дополняют друг друга и находятся в взаимной зависимости. Во-вторых, между монархическим и республиканским, унитарным и федеративным, демократическим и недемократическим правосознанием нет резкой контрастности, связанные с ними узловые идеи по своему глубинному смыслу в большинстве своем в той или иной степени совместимы.

Читайте также: