Правонарушение как форма антисоциального поведения

Обновлено: 30.06.2024

Антисоциальное поведение обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у младших, угон автомототранспорта без цели хищения, мошенничество. Обычно антисоциальное поведение служит наиболее частой причиной разбирательств в комиссиях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Антисоциальное поведение получило широкое распространение в больших городах, где вокруг многочисленных центров проведения свободного времени (дискотеки, пивные бары) нередко создаются условия, облегчающие вовлечение подростков в различные виды преступной деятельности.

Для подростков с антисоциальным поведением характерно стремление к бродяжничеству, тунеядству, отсутствие желания участвовать в общественно полезной работе. Почти половина подростков, стоящих на учете в инспекции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, (42,3%) не работают и не учатся. Они объясняют это тем, что учиться и работать им скучно, гораздо интереснее проводить время в компании приятелей. На вопрос, где они берут деньги, некоторые отвечают, что живут на деньги родителей, другие не скрывают, что живут на средства кого-нибудь из членов компании или на общие деньги всех членов их микрогруппы; на вопрос, откуда берутся общие деньги, обычно отвечать отказывались.

Особенности типа воспитания подростков с антисоциальным поведением

Исследование подростков с антисоциальным поведением показало, что в большинстве случаев отмечались явно неблагоприятные условия семейного воспитания; они выражались в недостаточном внимании к ним родителей, отсутствии теплоты, эмоциональной привязанности со стороны одного или обоих родителей. В ряде случаев семьи были неполными, дети воспитывались матерью, матерью и отчимом, домашняя обстановка характеризовалась частыми ссорами, скандалами, постоянной конфликтной ситуацией. Временами эта напряженная ситуация приводила к большим скандалам с взаимными оскорблениями, после чего подростки уходили из дома. Родители мало интересовались успеваемостью в школе и внутренней жизнью подростка. В лучшем случае забота родителей сводилась к обеспечению детей питанием и одеждой. У подростков не формировался положительный родительский образ, отсутствовала эмоциональная привязанность к дому, не возникало желания приходить домой.

Проведение времени у подростков с антисоциальным поведением вне дома достаточно типично. Оно включает прежде всего общение в группе, в которую входят другие подростки с антисоциальным поведением. Разнополый состав таких компаний не носит достаточно стабильного характера, так как очень легко принимаются другие люди. Каждая из групп имеет излюбленные места проведения времени: летом – улицы центральной части города, места около гостиниц, ресторанов, кинотеатров, парки, скверы, иногда привокзальные районы, набережная, зимой – свободные квартиры кого-либо из членов группы в случае, например, отъезда родителей, нередко не полностью достроенные здания, а также подвалы жилых домов, чердаки, гаражи, дачи. Как правило, каждая группа проводит время в своем районе.

В структуризации проведения времени у таких подростков преобладают гедонистические мотивации, т.е. стремление к получению удовольствия. Они практически находятся во власти своих желаний, на возможные неблагоприятные или опасные последствия своих действий внимания не обращают. Это связано, очевидно, с известным психологическим механизмом действий по принципу немедленного удовлетворения желаний, получения удовольствия любой ценой, невзирая на более отдаленные результаты. Страх перед наказанием мало выражен и не задерживал развитие отклонений в поведении.

Отличительной особенностью антисоциального поведения подростков являются многочисленные сексуальные связи, в которые они вступают с малознакомыми или даже незнакомыми людьми. Подростки с антисоциальным поведением нередко посещают притоны, в которых находятся личности, совершавшие неоднократные преступления, судимые, вышедшие на свободу после окончания срока заключения. Нередко при этом обращает на себя внимание разительный контраст между благополучной обстановкой собственного дома и обстановкой, в которой стремятся находиться подростки с антисоциальным поведением. Установлено, что сами сексуальные контакты в отрыве от специфической обстановки, например в домашних условиях, не представляли интереса и к ним не возникало какого-либо активного стремления у подростков.

Подростки с антисоциальным поведением находятся в постоянном конфликте с окружающими их людьми. У них отсутствует понимание прав других людей, они не способны к сочувствию, что сочетается со стремлением к беззастенчивой эксплуатации всех тех, кто этому поддается, включая прежде всего наиболее близких людей. Для достижения своих эгоцентрических целей они не стесняются в выборе средств: могут обманывать, предавать, шантажировать. Такими подростками мало осознаются также общественные интересы, социальные требования, предъявляемые к человеку. Во главу угла ставились только собственные желания, импульсы и эмоции. Им мало знакомо чувство тревоги. Обращает на себя внимание цинизм, демонстративное пренебрежение этическими нормами поведения.

Таким образом, можно сделать заключение о роли в возникновении антисоциального поведения определенных типов воспитания. Предупреждение этого деструктивного поведения связано с социально-психологическими факторами, повышением психологической грамотности в семье, улучшением психологического климата в микросоциальной среде.

Правонарушение – это виновное деяние. Поскольку право регулирует волевое поведение людей, о правонарушении можно говорить только тогда, когда от воли человека зависело - поступить правомерно или неправомерно, и избран второй вариант в ущерб первому. Соответственно не являются правонарушениями, хотя бы и противоречащие праву, деяния малолетних, а также лиц, признанных невменяемыми (тех, кто во время совершения деяния не могли отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие душевной болезни или иного болезненного состояния). Не является правонарушением и так называемый несчастный случай - причинившее вред происшествие, ставшее результатом стечения объективных обстоятельств, исключающих чью-либо вину, а также убийство, совершенное в состоянии необходимой обороны.

Необходимо также отметить, что деяние может считаться правонарушением только при наличии всех вышеперечисленных признаков, а также при наличии всех элементов состава правонарушения.

Состав правонарушения – совокупность элементов, при наличии которых возможны юридическая ответственность и наказание.[4]

Элементами состава правонарушения являются:[5]

1. Объективная сторона правонарушения – внешнее проявление противоправного деяния. Именно по этому элементу судят о том, произошло ли правонарушение и какой вред оно причинило. Объективная сторона правонарушения включает в себя:

Деяние – поведение, находящееся под контролем воли и разума человека и выражающееся в действии или бездействии.

Противоправность деяния – противоречие его предписаниям юридических норм, и, следовательно, запрещенность правом.

Вред – неблагоприятные и нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения. Последствия могут носить имущественный, личный и иной характер.

Связь между деянием и наступившим вредом. Необходимо наличие причинно-следственной связи.

2. Объект правонарушения – те явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. К таким объектам могут относиться общественные отношения, дисциплина труда, правосудие, отношения собственности, а также конкретные блага, личность, ее здоровье, имущество, достоинство и т. д.

3. Субъективная сторона правонарушения – ее основная составляющая - вина (отношение лица к совершенному правонарушению).

Субъективная сторона правонарушения воплощена в понятии деликтоспособности правонарушителя. Это означает, что правонарушением признается лишь виновное деяние, т.е. такие действия, которые в момент их совершения находились под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли - возможности выбрать иной (правомерный) вариант действий вследствие невменяемости, малолетнего возраста, физического или психического воздействия и пр. - являются юридическим условием, при котором деяние правонарушением не признается, даже если оно имело вредные последствия.

Вина - важнейшая составная часть субъективной стороны правонарушения. В качестве ее дополнительных элементов в научной и учебной литературе рассматривают цель и мотивы совершения правонарушения. Их называют факультативными, иными словами, не всегда необходимыми для признания того или иного деяния правонарушением элементами.

Вина в зависимости от психического отношения лица к совершенному правонарушению, может иметь различные формы:

- умысел – лицо не только осознает противоправность деяния и возможность наступления вследствие него неблагоприятных последствий, но и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) возможность их наступления.




Небрежность – лицо не сознает либо недостаточно сознает общественную опасность своих деяний, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и могло их предвидеть.

Самонадеянность (легкомыслие) – лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность их предотвращения.

4. Субъект правонарушения – лицо, совершившее виновное, противоправное деяние – правонарушитель. Субъектом правонарушения может быть только деликтоспособное лицо.

Не все вопросы, касающиеся субъекта правонарушения, решены в юридической теории и практике однозначно. Имеются расхождения в понимании субъекта правонарушения в уголовном и гражданском праве. Если в уголовном праве субъект преступления и субъект ответственности совпадают (т.е. ответственности подлежит физическое лицо, совершившее данное преступление), то в гражданском праве имущественную ответственность может нести не только совершивший гражданско-правовой деликт. Достаточно сложным является вопрос о признании субъектом правонарушения коллектива людей. В действующем уголовном праве это вопрос решается однозначно - таковым является физическое лицо. Даже если преступление совершено группой лиц, то каждый его участник отвечает лишь за то, что совершил лично, и не связан солидарной ответственностью. Что касается иных отраслей права, то здесь мнения специалистов разделились. Одна группа ученых склонна признавать коллектив людей субъектом правонарушения, друга - исходит из противоположного мнения. В любом случае, действия коллективных субъектов при определенных условиях могут признаваться противоправными и соответственно влечь некоторые правоограничения.

Отличия правонарушения от иных видов антисоциального поведения

Состав правонарушения

Состав правонарушения — совокупность его элементов. Структура правонарушения такова: объект, субъект, объективная и субъективная стороны.

1. Объектом правонарушения являются социальные блага, явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. Об объекте конкретного правонарушения можно говорить предметно: объектами посягательства являются жизнь человека, его здоровье, имущество гражданина, организации, атмосфера, загрязняемая правонарушителем, лес, им уничтожаемый, и т. п.

2. Субъектом правонарушения признается лицо, совершившее виновное противоправное деяние. Им может быть индивид или организация. Важно, чтобы они обладали всеми необходимыми для субъекта права качествами (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью).

3. Объективная сторона правонарушения — это внешнее проявление противоправного деяния. Именно по такому проявлению можно судить о том, что произошло, где, когда и какой вред причинен. Объективная сторона правонарушения — очень сложный элемент состава Правонарушения, требующий для его установления очень много сил и внимания суда или другого правоприменительного органа. Элементами объективной стороны любого правонарушения являются:

деяние (действие или бездействие);

противоправность, т. е. противоречие его предписаниям правовых норм;

вред, причиненный деянием, т. е. неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступающие в результате правонарушения (утрата здоровья, имущества, умаление чести и достоинства, уменьшение доходов государства и др.);

причинная связь между деянием и наступившим вредом, т. е. такая связь между ними, в силу которой деяние с необходимостью порождает вред. Именно на выяснение причинной связи направлены действия, допустим, следователя, устанавливающего, предшествовало ли по, времени то или иное поведение наступившему результату или нет;

место, время, способ, обстановка совершения деяния.

4. Субъективная сторона правонарушения — ее составляют вина, мотив, Цель. Вина как психическое отношение лица к совершенному правонарушению имеет различные формы. Она может быть умышленной и неосторожной. Умысел бывает прямым и косвенным. Неосторожная вина также делится на легкомыслие и небрежность. Именно субъективная сторона позволяет отличить правонарушение от казуса (случая). Казус — это факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица.

Казус может быть как следствием действия природных явлений (наводнение, пожар), так и результатом поступков других людей и даже результатом действий формального причинителя вреда, которые человек не осознавал либо не пред-видел возможные их последствия. Казус — это всегда невиновное причинение вреда, хотя по некоторым своим формальным признакам случай сходен с правонарушением. Будучи лишен вины (умышленной или неосторожной), он не влечет ответственности лица, по отношению к которому рассматривается.

Пример казуса. Следуя на автомашине по тихому переулку, водитель неожиданно увидел, как из-за кустов на дорогу выкатился мяч, а следом за ним выбежала девочка лет пяти. Желая предотвратить наезд на девочку, водитель резко вывернул руль влево. Девочка осталась жива и невредима, но сидевший на заднем сиденье подросток в результате такого резкого поворота ударился головой о стойку салона автомобиля и получил тяжкие телесные повреждения. Родители просили привлечь водителя к уголовной ответственности. Суд, рассмотрев дело, признал водителя невиновным, указав, что хотя водитель должен был предусмотреть все последствия его резких действий, он не мог этого сделать по причине малого промежутка времени (доли секунды), разделяющего момент появления девочки на дороге и момент принятия решения — резко повернуть руль.

Пример неосторожности. Подростки, достигшие 15 лет, на квартире одного из них осматривали охотничье ружье. Один из друзей, с интересом ощупывая приклад, ствол оружия, нажал на курок. Ружье оказалось заряженным. Пуля влетела в живот стоящего напротив подростка. От полученного ранения тот скончался. Нажавшего на курок следует считать виновным (неосторожность в форме небрежности) в совершенном убийстве.

Кроме вины как главного элемента в субъективную сторону правонарушения включаются также мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения и цель — конечный результат, к которому стремился правонарушитель, совершая противоправное деяние.

Субъекты правонарушения

— деликтоспособное физическое лицо или организация, выступающая в статусе субъекта права. Как составная часть юридического состава правонарушения субъект предусмотрен гипотезами правовой нормы. В частности, субъектом преступления, предусмотренного ст. 276 УК РФ может быть только гражданин России.

Для признания противоправных действий правонарушением законодательство предъявляет к их субъекту определенные требования. Это, прежде всего, наличие определенного возраста, с достижением которого физические лица становятся деликтоспособными. Так, уголовная ответственность (основанием которой является совершение преступления) наступает — с 16 лет, а за отдельные виды — с 14, административная — с 16, гражданская — с 15 и т.д. В определенных законом случаях в качестве субъекта правонарушения выступает т.н. специальный субъект — физическое вменяемое лицо, обладающее дополнительными признаками, при наличии которых возможно привлечение его субъектом правонарушения. Так, субъектом воинских преступлений могут быть признаны только военнослужащие и военнообязанные во время прохождения ими учебных сборов. Субъектами некоторых преступлений могут выступать только должностные лица (ст. 219 УК РФ — нарушение правил пожарной безопасности). Как правило, признаки специального субъекта указаны в законе (ст. 270 УК — неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие). В иных случаях они устанавливаются толкованием. Например, за нарушение правил международных полетов, как следует из ограничительного толкования, может быть привлечено только лицо, выполнявшее международный полет.

Элементом деликтоспособности является психическая зрелость, или вменяемость лица.

Для ряда составов правонарушений предусматривается специальный субъект - должностное лицо, военнослужащий, медицинский работник.

Субъектом некоторых правонарушений выступают предприятия, организации, учреждения, средства массовой информации. Однако вопрос о признании субъектом правонарушения коллектива людей является достаточно сложным. В действующем уголовном праве этот вопрос решается однозначно - таковым является физическое лицо. Даже если преступление совершено группой лиц, то каждый его участник отвечает лишь за то, что совершил, и не связан солидарной ответственностью.

Объекты правонарушений

— предусмотренные законом и охраняемые им разнообразные интересы, ценности (в более широком смысле — общественные отношения), которым противоправными действиями причиняется ущерб. Объект — это охраняемые законом ценности, интересы и блага, которым может быть причинен вред в результате противоправного на них посягательства. В иерархии ценностей, охраняемых законом, первостепенное значение занимает охрана прав и свобод личности. Кроме того, объектами правовой охраны от противоправных посягательств являются все виды собственности, общественный порядок, общественная безопасность, окружающая среда и конституционный строй РФ.

Можно различать общий, родовой и непосредственный объекты правонарушения. Общий объект правонарушения — это сумма охраняемых законом объектов, предусмотренных самим законом (например, в ст. 2 УК РФ). Родовым является группа родственных (однородных) объектов охраны (например, в конституционном праве, политические, социальные, культурные, экономические права). Непосредственный объект предусмотрен конкретным составом правонарушения. В уголовном праве встречаются ситуации, когда одно и то же преступление посягает не на один, а на два непосредственных объекта, один из которых является основным, а другой — дополнительным. Например, непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 26 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), является безопасность движения и эксплуатации механических транспортных средств. В качестве дополнительного объекта могут выступать такие блага личности, как жизнь, здоровье, частная собственность.

Статья 2.1 КоАП РФ четко не определяет понятие "объект правонарушения". Однако расширительно трактуя данную статью, следует отметить, что объектом правонарушения является совокупность правоотношений, охраняемых федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях. Особенная часть КоАП РФ в названиях гл. 5 -11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения - физическими и юридическими лицами.

Виды правонарушений

Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся напроступки и преступления. Поскольку и преступление, и проступок — разновидности правонарушения, то их основные характеристики — противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественная направленность — совпадают. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния.


Преступление - это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.

Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.

Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.

За проступки полагаются наказания неуголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Как правило, выделяют следующие основные виды проступков:

§ дисциплинарные (связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на работника трудовых обязанностей или нарушающие порядок отношений подчиненности по службе и т. д.);

§ административные (посягающие на установленный законом общественный порядок, отношения в области осуществления государственной власти и др.);

§ гражданско-правовые (связанные с имущественными и такими неимущественными отношениями, которые представляют для человека духовную ценность).

Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, поскольку причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу.

Преступление и проступок

Преступления — это общественно опасные, противоправные виновные и наказуемые деяния, причиняющие существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям или создающим угрозу причинения ущерба. Основными характерологическими признаками преступления являются повышенная степень общественной опасности и более ощутимый вред личности, обществу, государству.

Все правонарушения, не предусмотренные нормами уголовного кодекса, относятся к проступкам.

Проступок — это разновидность правонарушения, наносящее незначительный вред личности, обществу, государству. .

В зависимости от социальной опасности для общества, все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление — это всегда серьезное нарушение законов общества и государства, оно влечет за собой серьезные по­следствия. По этой причине и ответственность за совершение преступлений, прописанная в законодательных актах, особо тяжелая. Наказывается не только совершение преступлений, но и попытка их совершить, и соучастие.

Проступок — это всегда меньшая социальная опасность. Все проступки делятся на 3 группы: гражданские, админист­ративные и дисциплинарные.

К первой относятся такие проступки, как нарушения граж­данско-правовых договоров и авторских прав.

Административные проступки: нарушение правил дорож­ного движения, безбилетный проезд, несоблюдение пожарной или санитарной безопасности, нарушение правил поведения в общественных местах и некоторые другие.

К. группе дисциплинарных проступков можно отнести: опоздание на работу, отказ от выполнения своих обязанностей или их частичное невыполнение, несправедливое увольнение работника.

Бесспорно, что между проступком и преступлением сущест­вует огромная разница. Но, как показывает практика, человек сначала допускает проступки и, в случае, когда остается без­ наказанным, переходит к совершению более тяжких преступ­лений. .


На особенности мышления и поступки индивида оказывают влияние нормы, характерные для конкретного общества. Но не все люди подчиняются установленным законам. Лица, нарушающие их, воздействуют на других членов группы, в которой они находятся. Поступки, не соответствующие моральным и правовым нормам, называются антисоциальным поведением. Это явление встречается среди разных слоев населения.

Что подразумевается под данным понятием?

Любой индивид подчиняется законам той группы, к которой он принадлежит. Человеку знакомы нормы нравственного и правового характера, существующие в обществе. Есть определенное число лиц, игнорирующих подобные правила. Это индивиды разных профессий, уровней материального достатка, возрастных категорий. Антисоциальное поведение – это намеренное нарушение законов и норм, оказывающее активное или пассивное влияние на других членов общества. Люди, у которых оно наблюдается, не соблюдают сложившихся традиций. Поэтому окружающие относятся к ним негативно.

Особенности антисоциальных лиц

Подобным индивидам свойственны такие черты:

  1. Их поступки определяются только эгоистическими потребностями.
  2. Такие люди стремятся любыми способами избавиться от того, что провоцирует отрицательные переживания.
  3. Подобные личности импульсивны, любят жить сегодняшним днем, склонны к обману.
  4. Антисоциальное поведение – это действия, которые связаны с неустойчивостью самооценки. Такие люди бурно реагируют на неудачи, недовольны собой.
  5. Они не стремятся измениться даже в том случае, если уже были наказаны за плохие проступки.
  6. Данные лица легко общаются в компаниях, собирающихся с целью развлечений.
  7. Подобным людям незнакомы такие чувства, как стыд, сострадание, раскаяние.

Наиболее часто встречаются эпизоды антисоциального поведения у подростков.

подросток с девиантным поведением

Это объясняется тем, что в пубертатном периоде происходят изменения в психике индивида, она становится чувствительной к внешним воздействиям.

Мнение психиатров

Существует много обстоятельств, способствующих развитию отклонения. Специалисты утверждают, что оно может быть сопряжено с причинами биологического характера, особенностями воспитания, определенным способом мышления. Существуют два понятия - асоциальное поведение и антисоциальное. Чем они различаются? Многие ученые связывают данные явления с наличием душевных расстройств. Психиатры выделяют два типа личностей с такими отклонениями. Согласно этой точке зрения, к асоциальным индивидам относятся:

  1. Люди, изолировавшие себя от общества. Они имеют особый внутренний мир. Контактов с окружающими почти не поддерживают. Переживания таких индивидов, их эмоции, привязанности не проявляются внешне и неизвестны другим. Замкнутость подобных личностей не причиняет им страданий. Малообеспеченные люди с этим отклонением становятся бродягами. Богатые приобретают репутацию эксцентричных чудаков.
  2. Лица, которые неспособны к установлению контактов с окружающими. Они не могут нормально функционировать в обществе и испытывают от этого сильные страдания. Любое взаимодействие такой индивид воспринимает как пытку. Поэтому он всеми силами старается спрятаться от других. Окружающие замечают странности в поведении человека (излишнюю застенчивость, бесцеремонность, нелепые поступки) и тоже инстинктивно избегают общения. В результате асоциальная личность лишается дружбы, романтических отношений. Такие люди вынуждены проводить много времени дома, никуда не выходить. Они переживают по поводу того, что неспособны реализовать себя в работе, создать семью.

Эти типы личностей не оказывают отрицательного влияния на общество.

социальная изоляция

По мнению психиатров, случаи антисоциального поведения характеризуются негативным воздействием на окружающих. К таким проявлениям относятся правонарушения и криминальные поступки. Специалисты объясняют такие отклонения развитием серьезного психического недуга.

Разновидности антисоциального поведения

В зависимости от того, какие сферы жизни общества затрагивает нарушение, выделяют 4 формы:

  1. Противоправные поступки. К ним относится угон машин, мотоциклов, оскорбление, драки.
  2. Криминальные действия. Это совершение поступков, противоречащих установленным в государстве законам. К подобным проявлениям причисляют насилие, ограбление, бандитизм, рэкет, убийство. (не соответствующее общепринятым нормам нравственности). Это гомосексуализм, беспорядочные половые контакты, отказ от трудовой деятельности, бродяжничество.
  3. Аддикция. К ее типам относится употребление спиртосодержащей продукции и наркотиков, зависимость от компьютерных игр, анорексия и булимия.

подростки на улице

Признаки нарушений

Симптомы антисоциального поведения могут быть различными. У некоторых лиц встречаются такие отклонения, как бродяжничество, пагубные пристрастия, употребление нецензурной лексики, агрессия по отношению к родным. Такие проявления причиняют страдания лишь тем, кто проживает рядом с этим человеком или близко общается с ним. Другие признаки (розыгрыши по телефону, рисование граффити, вандализм, кражи) относятся к правонарушениям. Лица, совершающие эти поступки, попадают в отделение полиции.

Как распознать отклонения в раннем возрасте?

Антисоциальное поведение - это расстройство, которое нередко начинает проявляться еще в детстве. Малыши, у которых присутствует нарушение, не интересуются уроками или занятиями в дошкольном учреждении. Они демонстрируют жестокость по отношению к животным, членам своей семьи и более слабым сверстникам.

асоциальное поведение у ребенка

Такие дети часто крадут деньги и вещи у ровесников или близких людей, склонны к истерикам, дракам, оскорбляют окружающих. В школе испытывают трудности с учебой, конфликтуют с одноклассниками и педагогами. Уже в начале пубертатного периода демонстрируют пристрастие к никотину и спиртосодержащей продукции. Почему возникают подобные нарушения?

Причины развития отклонений

Антисоциальное поведение – это патология, которая появляется в результате различных факторов. В качестве таких обстоятельств можно назвать:

  1. Медицинские причины. К ним относятся заболевания матери в период вынашивания плода, плохая наследственность, душевные расстройства, а также инфекционные недуги и механические повреждения головы, перенесенные в детстве.
  2. Факторы педагогического характера. Это дурной пример родственников и недостатки воспитания. Некоторые мамы и папы чрезмерно опекают своих детей или, наоборот, предъявляют к ним слишком высокие требования. Это способствует формированию поведенческих расстройств.
  3. Причины, имеющие психологическую природу. Это совокупность медицинских факторов и ошибок в воспитании.
  4. Социальные обстоятельства. К ним относится материальное неблагополучие, издевательства со стороны одноклассников. Негативное воздействие на ребенка также оказывает наличие родственников, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью.

Итак, развитие отклонений во многих случаях связано с неблагоприятным микроклиматом в семье человека.

Влияние близкого окружения

Самую большую роль в формировании характера несовершеннолетнего играют его мать и отец. Это люди, с которыми ребенок постоянно проживает и проводит значительную часть времени. Педагоги утверждают, что не только родители с алкогольной или наркотической зависимостью способствуют развитию у подростка антисоциального поведения. Примеры подобных отклонений можно встретить и в семьях, которые на первый взгляд кажутся благополучными. Дело в том, что неправильный стиль воспитания отрицательно влияет на личность ребенка.

конфликт с родителями

Такое бывает, когда родители эмоционально отдалены друг от друга или проявляют черствость по отношению к сыну или дочери. Чрезмерная опека, стремление контролировать подростка также вызывает у него протест. Особенно сильно на развитии психики ребенка отражается насилие психологического, физического или сексуального характера. У таких юношей и девушек обнаруживается тяга к спиртному, наркомания, склонность к беспорядочным интимным контактам и побегам из дома.

Бедность также негативно влияет на самооценку и взаимоотношения со сверстниками. Малообеспеченные дети подвергаются насмешкам. Еще одним фактором, способствующим развитию отклонений, является эмоциональное потрясение. Это может быть развитие болезни или душевного расстройства у кого-то из членов семьи, смерть родственника, развод, новый брак отца или матери.

Виды антисоциального поведения у лиц пубертатного возраста

К типам данного отклонения относятся:

  1. Никотиновая зависимость. Подросток начинает курить, чтобы чувствовать себя взрослым. Для покупки сигарет используются деньги, которые родители дают на другие цели. Привыкание к никотину сопряжено с неприятными симптомами (чувством тошноты, кашлем, головокружением). Но, несмотря на это, у подростков быстро формируется зависимость, развиваются опасные патологии.
  2. Пристрастие к спиртному. Сегодня она часто встречается среди молодежи. Во многих компаниях принято считать выпивку неотъемлемым атрибутом взрослой жизни и веселья.

алкогольная зависимость у подростков

Антисоциальное и девиантное поведение

Данные слова имеют много общего. Однако под вторым понятием, как правило, подразумеваются поступки, которые причиняют вред окружающим. В их число входят правонарушения (делинквентное поведение) и преступления. Первое проявляется в виде поджогов, драк, оскорблений и воровства. Второе связано с более серьезными действиями, в результате которых человек может попасть на скамью подсудимых.

Согласно статистике, такие поступки наиболее часто встречаются среди лиц мужского пола в возрасте от 14 до 29 лет. Антисоциальное делинквентное поведение - это патология, которая формируется под влиянием общественных катаклизмов, неблагополучия в семье, низкого уровня достатка, игнорирования проблем, возникающих у молодого поколения.

Диагностические мероприятия

Чтобы выявить отклонения, специалисты используют несколько методов. К ним относятся:

антисоциальное поведение Это относится к любому типу поведения, которое носит уничижительный характер. Он охватывает большое количество поведений, которые атакуют социальный порядок, а также поведения, которые способствуют этому типу поведения.

В целом, антиобщественное поведение обычно рассматривается как недостатки или преступления, санкционированные законом. Такое поведение может атаковать собственность (например, воровство или вандализм) или против людей (например, нападение, преследование или принуждение)..


В настоящее время изучение антиобщественного поведения становится все более актуальным с научной точки зрения.

Выявление элементов, которые вызывают развитие этих форм поведения, а также разработка методов лечения, позволяющих им вмешиваться, являются элементами, которые исследуются сегодня..

В этой статье дается приближение к концептуализации антисоциального поведения, обсуждаются основные элементы, связанные с этим поведением, и рассматриваются их основные факторы риска..

Характеристика антисоциального поведения


Антиобщественное поведение представляет сегодня серьезную проблему для разных обществ. Кроме того, это, как правило, проблемный элемент, особенно.

Антиобщественное поведение относится к широкому спектру действий и поведения, которые характеризуются нарушением социальных норм и прав других.

Однако это определение дает, безусловно, неоднозначное объяснение свойств антиобщественного поведения. Этот факт мотивирует, что этот термин используется для описания большого разнообразия поведения, которое обычно недостаточно четко определено..

В настоящее время утверждается, что поведение, классифицируемое как антиобщественное, может зависеть от различных факторов. Наиболее выдающимися являются:

  1. Суждения о серьезности действий.
  2. Суждения о отходе от нормативных принципов.
  3. Возраст человека, который выполняет эти поведения.
  4. Пол человека, который выполняет эти поведения.
  5. Социальный класс человека, который осуществляет указанное поведение.

Таким образом, антиобщественное поведение - это термин, ориентиром которого всегда является социокультурный контекст, в котором развивается поведение..

По этой причине в настоящее время нет объективных критериев для определения того, какие действия могут быть включены в антиобщественное поведение, а какие поведения выходят за пределы этой категории..

Поведение, нарушающее нормы социального и сосуществующего, отражает степень серьезности, которая качественно и количественно отличается от типа поведения, которое развивается в повседневной жизни людей..

Это означает, что антиобщественное поведение включает в себя поведение, которое не является привычным ни в том, что касается его формы, ни в том, что касается их интенсивности исполнения.

Концептуализация антисоциального поведения

Трудность в точном определении понятия антиобщественного поведения является одним из элементов, наиболее широко признанных исследованиями и исследованиями, проводимыми в области криминологии..

Фактически, все исследования по этой теме показывают, что эта трудность стала одной из основных целей дисциплины..

В этом смысле в последние годы появилось множество подходов, которые пытались разграничить и определить концепцию антиобщественного поведения. Основными из них являются:

Социологический подход


Социология, вероятно, является дисциплиной, которая изучает антиобщественное поведение в большей изобилии и глубине.

Исходя из этого подхода, антиобщественное поведение традиционно рассматривается как неотъемлемая часть более общей концепции отклонения.

Таким образом, из социологии антисоциальное поведение следует понимать как серию поведений, идей или личных качеств, которые характеризуются нарушением определенной социальной нормы..

Социальная норма, определяющая социологический подход, обозначает два семантических поля, связанных друг с другом. С одной стороны, норма будет указывать на частоту, обычное или статистически нормальное поведение людей.

Таким образом, в этом смысле нормы будут концептуализироваться как по существу описательные критерии, которые будут отвечать за определение диапазона преимущественно типичных форм поведения в рамках данной социокультурной системы..

С другой стороны, норма представляет собой оценочный и предписывающий компонент. То есть определите, что допустимо, уместно или хорошо с помощью социальных ожиданий того, как люди должны думать или действовать.

Таким образом, исходя из социологического подхода, неявное отклонение в антиобщественном поведении определяет не только нечастые виды поведения, но и негативные, предосудительные и наказуемые деяния..

Правовое приближение

Исходя из юридического и / или криминалистического подхода, антиобщественное поведение обычно охватывается такими категориями, как преступность, преступность или правонарушение.

На самом деле, эти категории являются особенно важными элементами в криминологии, которая в основном сосредоточена на изучении антиобщественного поведения.

При таком подходе преступление понимается как деяние, которое нарушает криминальный статус конкретного общества. Таким образом, преступник - это тот человек, которого система правосудия преследовала и обвиняла в совершении преступления..

Историко-культурный релятивизм также проявляется в подходе такого типа как элемент, тесно связанный с определением преступника..

Законы и институционализированные нормы, которые защищают определенные правовые активы, подвержены множественным изменениям во времени и пространстве в зависимости от правительственных идеологий..

В этом смысле относительность, которая характеризует правовые системы, приводит к тому, что как преступления, так и антиобщественное поведение становятся изменяющейся и многообразной реальностью..

Этот факт еще больше способствует сдерживанию концептуализации антиобщественного поведения. Отнюдь не образуя естественную или префиксированную категорию, преступник реагирует на сложные процессы социально-политического производства и становится явлением, содержание которого может быть определено только с точки зрения правового контекста, в котором оно происходит..

Психопатологический подход


Психопатологический подход является еще одной дисциплиной, которая традиционно приобретает все большее значение в исследовании антиобщественного поведения.

На самом деле, психология является одной из наук, которая изучила этот тип поведения более глубоко и, что более важно, позволила получить информацию о его развитии и функционировании..

С этой точки зрения антисоциальное поведение рассматривается как ряд компонентов, более или менее относящихся к определенным психологическим расстройствам или изменениям..

Эта связь между антиобщественным поведением и психическим расстройством позволила определить, какие психологические процессы вовлечены в развитие этого типа поведения..

В этом смысле изменения, которые чаще всего связаны с этим типом поведения: расстройства импульсного контроля, антисоциальное расстройство личности и вызывающее негативное расстройство..

Что касается нарушений контроля импульса, антисоциальное поведение было связано с различными патологиями, такими как клептомания, пиромания или прерывистое взрывное расстройство..

Эта связь позволила подчеркнуть неспособность управлять эмоциями и сдерживать их в определенное время и является фундаментальным элементом, объясняющим возникновение антиобщественного поведения..

Антисоциальное расстройство личности, с другой стороны, показывает, что личностные качества и характерное развитие людей также являются ключевым элементом при прогнозировании появления антисоциального поведения..

Наконец, вызывающее негативное расстройство представляет собой изменение, которое происходит в детстве и подростковом возрасте, для которого характерно представление образца негативного, вызывающего, непослушного поведения и поведения, адресованного деятелям власти..

Последнее расстройство позволяет связать антиобщественное поведение с межличностными отношениями и социокультурными контекстами, в которых развивается индивид..

Поведенческий подход

Наконец, с поведенческой точки зрения антисоциальное поведение представляет собой элемент особой значимости и полезности в качестве объекта исследования по разным причинам..

Во-первых, в рамках поведенческого подхода антисоциальное поведение включает как клинически значимые виды поведения, которые являются строго криминальными, так и широкий спектр антиинформационных актов, которые, хотя и не являются незаконными, считаются вредными или вредными для общества..

Например, антисоциальное поведение, которое считается клинически значимым, будет нападать на кого-либо или воровать. С другой стороны, другие виды поведения, такие как загрязнение общественного порядка или беспокойство других людей, будут являться частью незаконных действий, направленных против норм..

Таким образом, с поведенческой точки зрения разрешается отделять антиобщественное поведение от преступного поведения. Первая категория будет охватывать вторую, но она не будет исключать ее.

С другой стороны, поведенческий подход приобретает высокую актуальность в антиобщественном поведении детей. Антинормативное поведение, такое как деструктивное поведение в школе или агрессивное поведение детей, - это элементы, которые каталогизируются в антиобщественном поведении с помощью этого подхода..

Таким образом, основное противоречие, которое представляет концептуальную проблематику антисоциального поведения, сосредоточено, с одной стороны, между партизанскими подходами легалистической или психопатологической концепции этого явления.

С другой стороны, противоречие также сосредоточено на видении правонарушения как по существу поведенческой реальности, которая имеет свою собственную сущность, независимо от того, будет ли запущено судебное разбирательство, относящееся к процессам психопатологической диагностики, или нет..

Связанные понятия

Сложность концептуализации антисоциального поведения также зависит от ряда концепций, связанных с этим.

Таким образом, важно прояснить другие конструкции, которые тесно связаны с антиобщественным поведением. Дифференциальное различие может помочь концептуально разграничить антиобщественное поведение. Основные связанные понятия.

Агрессия и агрессия

Агрессия - это внешнее, открытое и наблюдаемое поведение, которое было определено как реакция, которая предоставляет вредные стимулы для другого организма..

С другой стороны, агрессивное состояние представляет собой комбинацию познаний, эмоций и поведенческих тенденций, которые запускаются стимулами, способными вызвать агрессивный ответ.

Таким образом, агрессия относится к определенному поведению вреда для другого человека, которое является частью антиобщественного поведения.

Агрессивность, с другой стороны, подразумевает не только наличие агрессивного поведения, но также ряд агрессивных эмоциональных и когнитивных реакций..

Агрессия и насилие

Насилие - это концепция, которая также тесно связана с антиобщественным поведением и которую традиционно трудно отличить от агрессии..

В целом, насилие - это термин, используемый для описания наиболее экстремальных форм агрессивного поведения, а также антиобщественного поведения..

1- Это тип неадаптивной агрессии, который никак не связан с социальной ситуацией, в которой он совершается..

2. Требуется исполнение поведения, которое означает чрезмерное использование физической силы в рамках по существу человеческого социокультурного контекста..

3. Он поддерживается биологически в измененном механизме, который отвечает за регулирование адаптивной функции агрессии. Из-за дерегулирования механизма чрезвычайно деструктивный характер и поведение развиваются над людьми и вещами.

Факторы риска

Помимо концептуализации и описания свойств антиобщественного поведения, еще одним элементом, который в настоящее время широко изучается, являются факторы, которые могут предрасполагать человека к такому поведению..

Эти факторы могут быть включены в шесть основных категорий: факторы окружающей среды, отдельные факторы, факторы, биологические факторы, психологические факторы, факторы социализации и школьные факторы..

Что касается факторов окружающей среды, средства массовой информации, безработица, бедность и страдания от социальной дискриминации являются элементами, которые в наибольшей степени связаны с антиобщественным поведением.

Однако в отношении отдельных факторов было обнаружено, что генетическая передача и аномальное развитие определенных гормонов, токсинов или нейротрансмиттеров, таких как тестостерон или фермент моноаминоксидаза (МАО), также связаны с антиобщественным поведением..

Наконец, другие категории факторов риска представляют в качестве более важных элементов страдания от психологических расстройств, изменения отношений в семье и дезадаптацию в школе..

Читайте также: