Право владения автобусом что писать для школы

Обновлено: 17.05.2024

Формы собственности делятся на 3 типа: индивидуальный, коллективный и смешанный. Индивидуальный тип предполагает наличие у автомобиля одного субъекта собственности, коллективный – нескольких. Пользуются транспортным средством все, распоряжаются – выборные органы (коллективная, семейная, государственная формы). Смешанный сочетает в себе 2 формы: частную и общую.

Каждый совладелец может распоряжаться своей долей с некоторыми ограничениями, но не имеет права это делать с общим имуществом.

Что является объектом и субъектом собственности в отношении транспортных средств?

  • Субъект – это владеющее, пользующееся и распоряжающееся автомобилем физическое или юридическое лицо. Им может быть человек, группа людей, трудовой коллектив, социальная группа.
  • Объект – транспортное средство, принадлежащее субъекту по праву собственности. В соответствии с ГК РФ автомобиль определяется как движимая вещь и является объектом гражданских правоотношений.

Определение по типу объектов

Справка. Согласно статье 130 ГК РФ все вещи можно отнести к двум категориям: движимые (пункт 1) и недвижимые (пункт 2).

  • Недвижимым имуществом считаются те из них, которые нельзя переместить, не изменяя при этом существенно их назначение (объекты, неразрывно связанные с землёй, суда, подлежащие госрегистрации).
  • Движимым имуществом считаются все объекты, которые не отнесены к недвижимости. Следовательно, автомобиль является движимым имуществом.

Категории по типу субъектов

По субъекту собственность на автомобиль можно отнести к следующим видам:

    Частная – собственник поступает с транспортным средством по своему усмотрению, не согласуя свои действия с кем-либо. Право на автомобиль в этом случае может принадлежать физическому лицу, юридическому, а также группе как единому субъекту.

Виды в зависимости от количества собственников

Важно! Формы собственности можно классифицировать и в зависимости от числа субъектов – собственников автомобиля.

Обычно рассматривают частную и общую формы.

Частная

Эта разновидность предполагает, что у транспортного средства только один собственник. Он имеет право распоряжаться своим автомобилем, владеть, пользоваться.

Общая

Право общей собственности на автомобиль появляется в случае, когда машина принадлежит двум или нескольким лицам (статья 244 ГК РФ). Причём право владеть транспортным средством имеют все субъекты вместе, но можно выделить теоретически долю каждого в нём.

Ограничения в праве, вытекающие из наличия нескольких собственников, связаны, в основном, с необходимостью предоставлять возможность преимущественной покупки совладельцам автомобиля.

Имущество, которое принадлежит одновременно нескольким субъектам, называют общей собственностью в том случае, если оно не может быть разделено так, чтобы сохранить его первоначальное назначение, или его запрещено делить законом.

Обладание правом собственности на неделимую вещь может быть как совместным, так и с определением соотношения прав всех субъектов на распоряжение ею. Следовательно, собственность на автомобиль как вещь, не подлежащую разделу, может быть следующих видов:

  1. Долевая. Этот вид предполагает определение долей каждого из субъектов. Например, если автомобиль получен в наследство тремя наследниками, то доля каждого из них будет составлять 1/3 от права на транспортное средство.
  2. Совместная. Такой вид собственности возможен, если закон не предполагает выделение долей. Например, имущество супругов, нажитое в браке.

Частые вопросы и ответы

Что писать в анкете на Госуслугах при оформлении ТС?

Подтвердить право на приобретённый автомобиль может:

  • дарственная;
  • договоры мены и купли-продажи;
  • документ о выдаче транспорта инвалиду органом соцзащиты;
  • выписка из передаточного акта при совмещении юридических лиц;
  • постановление суда;
  • свидетельство о наследовании и другие подобные бумаги.

Чтобы оформить транспортное средство на юридическое лицо на основании хозяйственного ведения, нужно получить распорядительный документ субъекта федерации или муниципальной структуры, закрепляющий машину за предприятием.

Можно ли оформить машину на двоих владельцев и как это сделать?

Договор купли-продажи оформляется на двух покупателей одновременно. В ПТС заносится одно имя. Автомобиль используется по договорённости. Если у второго собственника возникают проблемы с возможностью пользоваться транспортным средством, вопрос решается через суд.

Что должно быть проверено перед покупкой авто у организации?

Прежде чем подписать договор купли-продажи, необходимо:

  1. убедиться в наличии документа о полномочии лица, которое участвует в сделке;
  2. проверить, согласны ли собственники организации на отчуждение данного имущества;
  3. убедиться в отсутствии у учреждения арбитражных судебных споров;
  4. проверить техническое состояние машины.

Если автомобиль не состоит в залоге, ограничений по регистрации нет и долги перед судебными приставами отсутствуют, транспортное средство можно покупать.

Может ли бывший хозяин не присутствовать при постановке на учёт?

Чтобы без проблем приобрести и оформить подержанный автомобиль, необходимо не только проверить его техническую исправность, но и убедиться в том, что продавец полномочен совершить сделку, в результате которой автомобиль поменяет хозяина.

В России существует много компаний, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами. В сферу их деятельности входят городские, пригородные и междугородние перевозки. Имеется возможность совершать на автобусе туристические поездки в другие страны. Законодательство России содержит нормативы, в которых содержатся требования к автобусным пассажирским перевозкам.

Основные моменты :

Законодательной базой, регламентирующей правовую деятельность всех компаний, занимающихся этим бизнесом, является:

2.Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. № 7.

3.ФЗ от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ.

4. ФЗ от 15 ноября 1995 г. № 196-ФЗ.

Выполнение этих правил является обязательным для всех юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в этой области.

Правила утверждаются, вводятся в действие, отменяются Министерством транспорта РФ. Оно также обладает правом вносить изменения и дополнять их.

Кто попадает под категорию

Предъявляются требования и к поведению пассажиров автобуса.

Во время поездки они становятся участниками дорожного движения, и их правильное поведение также обеспечивает безопасность.

Координированность действий транспортных работников и их клиентов, которые являются пассажирами, обеспечивает нормальную перевозку в автобусном транспортном средстве.

Соблюдение правил перевозок гарантирует не только сохранение здоровья и жизни пассажиров, но и отсутствие причинения вреда их имуществу.

Что сказано в законодательной базе

Постановлением Правительства РФ № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. В частности они определяют правила, которыми следует руководствоваться при пассажирских перевозках автобусом.

Новые правила перевозки пассажиров автобусами

Основа закона, определяющего безопасность пассажиров, осуществляющих поездку в автобусе, остается неизменной. Но регулярно в него вносятся изменения и дополнения. Они являются результатами анализа, статистики происшествий с участием пассажирских автобусов и пожеланий пассажиров и водителей.

Изменения и дополнения, вносимые в законодательство, относятся к различным видам маршрута, назначения поездки, правил поведения пассажиров и должностных лиц в этом виде транспортного средства.

Автобус, предназначенный для перевозки пассажиров, должен соответствовать следующим требованиям:

техническое состояние должно быть исправным;

в наличии должен иметься сертификат о соответствии;

путевой талон должен содержать разрешение на осуществление дорожного движения;

соответствие нормам экологии;

в наличии должна иметься аптечка, содержащая необходимый перечень медицинских средств для оказания первой помощи;

должны иметься два огнетушителя, один из которых находится около водителя, а второй – в пассажирском салоне;

в наличии должны иметься противооткатный упор и устройство для открытия доступа к аварийному выходу;

наличие знака аварийной остановки;

снаружи должны быть размещены знаки о том, что совершаются рейсовые пассажирские перевозки;

наличие указания маршрута следования;

наличие валидаторов для считывания с карточек информации;

в кабине водителя должны иметься навигатор и видеорегистратор;

правила перевозки должны быть размечены на видном месте.

Водитель автобуса должен обладать способностью концентрации внимания и быстрого принятия решений при наступлении нестандартных ситуаций. Помимо профессиональных качеств предъявляются требования к его самочувствию в день поездки.

Требования к водителю автобуса включают:

наличие в водительском удостоверении необходимой категории;

соблюдение маршрута следования и расписания остановок;

предъявлять инспектору ГИБДД необходимые документы;

при длительных поездках участвовать в грамотном размещении багажа пассажиров в предназначенных для этого отсеках;

следить за необходимым запасом топлива;

около железнодорожных путей при необходимости производить незапланированную остановку;

остановку автобуса для посадки и высадки производить на расстоянии не ближе, чем 50 см от края дороги или тротуара;

объявлять название очередной остановки;

продавать билеты на совершение поездки только во время остановки;

по возможности помогать при посадке пассажиров с ограниченными возможностями и женщинам с колясками.

Требования предъявляются также к самому водителю .

Перед началом рейса он должен пройти предрейсовый контроль и медицинский осмотр.

При наличии высокого давления и плохого самочувствия водитель к рейсу не допускается. Не должны быть признаки состояния в нетрезвом виде. При общении с пассажирами водитель должен проявлять вежливость.

Пассажир, во время поездки ставший участником дорожного движения, должен также подчиняться определенным правилам:

Приобретать билет в начале осуществления перевозки.

При длительной поездке занимать место, указанное в билете.

Находясь в салоне соблюдать порядок – не курить и не беспокоить остальных пассажиров.

Не перевозить опасные вещества.

Не высовываться в открытое окно.

Устанавливать багаж, взятый с собой в салон, таким образом, чтобы он не мешал другим пассажирам.

Правила перевозок пассажиров автобусом отличаются в зависимости от того, где они осуществляются и в какое время. Правила перевозки пассажиров в автобусах в ночное время предполагают небольшую скорость.

Посадка и высадка

Пассажиры автобусов осуществляют посадку и высадку через служебные двери. Кроме них имеются запасные выходы и аварийные люки. Они могут использоваться только при возникновении опасности, например, пожара.

В маломестных автобусах должны иметься как минимум две двери. Их необходимое количество определяется наличием пассажирских мест. В автомобилях большой вместимости выходных дверей должно быть больше.

При необходимости контроля со стороны водителя оплаты за проезд высадка пассажиров на остановке осуществляется через переднюю дверь. Посадка и высадка возможна только при полной остановке автобуса.

Междугородние перевозки, осуществляемые с помощью автобусов , предполагают расстояние от десятков до нескольких тысяч километров. Ввиду длительности поездок сидения в салоне имеют повышенную комфортабельность.

Билеты на такие поездки следует приобретать заранее в специальных кассах.

Пригородного направления

С 1 июля 2018 года ведены новые правила установки тахометра в пригородные автобусы. Этот прибор позволяет осуществлять контроль соблюдения водителем автобуса режима труда и отдыха.

Регулярные рейсы по пригородным маршрутам осуществляются согласно расписанию, которое может быть различным в зависимости от времени года.

Особые требования предъявляются, когда осуществляется организованная перевозка групп детей. Это могут быть загородные экскурсии, перевозка групп детей в летний лагерь. Такие перевозки осуществляются только при наличии официальных сопровождающих.

Перед тем, как осуществлять перевозку детей по пригородному маршруту большим количеством автобусов, в ГИБДД должно быть получено разрешение. Если перевозка осуществляется одним или двумя автобусами, то подается уведомление.

Экскурсионного назначения

При использовании автобусов не для регулярных рейсов, а для экскурсий, к конструкции транспортного средства и водителю предъявляются такие же требования. Пассажиры экскурсионного автобуса являются организованной группой.

Правила перевозки пассажиров в автобусах по заказу указываются в договоре.

Их прибытие должно закончиться не позднее 15 минут до начала поездки в назначенном месте. Экскурсовод или сопровождающий должен иметь список участников экскурсии.

Движение экскурсионных автобусов по согласованным предварительно маршрутам, имеющим большую протяженность, возможно в период с 6 до 22 часов.

Договора на экскурсионные перевозки оформляют при получении заявки .

Формально критерии трудового договора, описанные в ст. 57 ТК, не требуют от нанимателя дополнительно разъяснять его содержимое. Но на практике работодателю выгодно подробно расписать обязанности сотрудника, его возможную ответственность и предоставленные ему права, чтобы облегчить для него трудовые процессы. Именно для этого и требуется должностная инструкция (в данном случае — водителя автобуса).

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции водителя автобуса

1. Общий раздел

2. Функции

За водителем автобуса закреплены следующие обязанности:

  1. Своевременно получить путевой лист, график движения; проставить подпись в путевом журнале.
  2. Проверять в установленном порядке готовность автобуса и его составляющих к эксплуатации.
  3. При движении соблюдать порядок остановок.
  4. Руководствоваться на маршруте приказами диспетчеров.
  5. Соблюдать нормы скорости при движении у остановки.
  6. Своевременно открывать и закрывать двери.
  7. Следить за движением потока пассажиров.
  8. Придерживаться норм корректности при взаимодействии с пассажирами.
  9. Своевременно обеспечивать заправку автобуса горючим и другими необходимыми веществами.
  10. Оперативно устранять мелкие неисправности в пределах своих знаний.
  11. Контролировать замену дефектных и изношенных частей.
  12. В положенном порядке делать объявления для пассажиров.
  13. Участвовать в текущем ремонте автобуса.
  14. Строго придерживаться графика движения, не отклоняясь по времени более, чем на 2 минуты (по опозданию либо нагону).
  15. Сдавать забытые в салоне вещи диспетчеру, с соблюдением предписанных стандартов.
  16. В конце смены сдавать выручку диспетчеру в установленном порядке.
  17. Сдавать автобус на проверку после окончания смены.
  18. Соблюдать нормативы ПДД, пожарной и технической безопасности, правила трудовой дисциплины.
  19. Участвовать в подготовке к работе водителей-стажеров.
  20. Корректно заполнять требуемую документацию.
  21. Вызывать техническую помощь в случае обнаружения серьезной неисправности.

3. Ответственность

Водитель автобуса несет следующую ответственность:

  1. За нарушения ПДД, законов, нормативных актов — в соответствии с разделами актуального законодательства.
  2. За неисполнение закрепленных в инструкции и трудовом договоре должностных обязанностей — в порядке, определенном правилами предприятия и нормами действующего законодательства.
  3. За материальный ущерб, полученный предприятием по его вине, — в границах, определенных соответствующими разделами законодательства.

4. Права

Список прав водителя автобуса:

  1. Вносить руководству предложения по возможным улучшениям в сфере своей работы.
  2. Получать от служащих предприятия данные, необходимые для качественного выполнения закрепленных обязанностей.
  3. Требовать от руководства отмены приказов, нарушающих ПДД и установленные стандарты безопасности.
  4. Останавливать движение автобуса в случае возникновения серьезной неисправности.
  5. Иметь доступ к параметрам, по которым проводится оценка его деятельности.
  6. Требовать от руководства обеспечения мероприятий по поддержанию работоспособности автобуса.

5. Условия труда

Водитель автобуса имеет следующие особенности в работе:

  1. Перед выездом на трассу получает талоны на заправку топливом.
  2. Его перевод на другой маршрут происходит не чаще чем раз в 6 месяцев.
  3. При переполнении салона пассажирами он может останавливать их дальнейшую посадку.
  4. Посещает курсы профподготовки за счет работодателя, в соответствии с установленным на предприятии графиком.

Специфика составления должностной инструкции

В законодательстве не прописаны критерии, которым обязана соответствовать должностная инструкция. Однако имеются определенные деловые стандарты, которые учитываются при её создании. Так, структура документа включает следующие разделы:

  • Общая часть.
  • Должностные функции.
  • Меры возможной ответственности.
  • Права специалиста.

К базовым разделам некоторые наниматели, особенно из числа крупных компаний, добавляют:

  • Условия работы.
  • Отраслевые требования безопасности.
  • Параметры должностных связей.
  • Критерии оценки качества выполненных работ.

Смысл включения дополнительных частей состоит в формализации трудовых процедур, что особенно актуально в ситуациях с многочисленными сотрудниками, занятыми в разных областях.

Общие положения

В этом вводном разделе прописаны общие параметры работы. Сюда входит:

  • порядок замены сотрудника;
  • порядок его приема на работу и увольнения;
  • кому он непосредственно подчиняется на работе;
  • ожидаемые от него умения, опыт и образование.

Перечисленные здесь квалификационные требования должны обеспечивать эффективное выполнение функций, изложенных в следующей части.

Внимание! Профессиональные требования к водителям автобусов регулируются Приказом Минтранса №287 от 28.09.17. Порядок их приема на работу и дальнейшего профобучения регулируется Приказом №59 от 11.03.16 г.

Функции

Данная часть инструкции отвечает за детальное перечисление должностных обязанностей. Сюда входят как основные обязанности водителя — перевозка, эксплуатация транспортного средства — так и второстепенные, зависящие от специфики конкретного работодателя. Отдельно упоминают функции по соблюдению норм охраны труда, технической и пожарной безопасности.

Внимание! Детальность раздела зависит от работодателя. В ряде случаев он детально прописывает процесс работы, от проверки автобуса до порядка сдачи смены. Особенно подобная детализация распространена в муниципальных транспортных предприятиях.

Ответственность

Данный раздел включает несколько параграфов, в которых описаны нарушения и меры наказания. Описание дано в общем формате, поскольку конкретика определена в соответствующих разделах законодательства и внутренних корпоративных правилах.

Права

Список прав не должен повторять тот, который дан в ст. 21 ТК. Здешний перечень дополняет их путем прописывания дополнительных возможностей сотрудника. Конкретное наполнение раздела зависит от кадровой политики нанимателя, места сотрудника в иерархии и других моментов.

Условия труда

Этот раздел применяется, если у компании-работодателя есть желание описать особенности деятельности сотрудника. Поэтому сюда включают дополнительные льготы или требования к трудовым процессам. Так, сюда можно добавить нестандартный рабочий график, требования к прохождению медосмотров или компенсацию расходов на связь и транспорт.

Водитель автобуса не только отвечает за перевозки людей, но и обеспечивает их безопасность во время поездки. Это предъявляет серьезные требования к качеству его должностной инструкции. Поэтому её составляют с помощью юриста, кадровика, начальника отдела движения. Лишь после учета их замечаний инструкция подается на подпись к руководителю компании. Сам работник подписывает её в ходе трудоустройства, демонстрируя согласие с её положениями. Также могут потребоваться подписи других сотрудников, с которыми согласовывался документ, в соответствии с правилами применяемого документооборота.

Инициаторы сопровождения и владельцы сопровождаемых транспортных средств обязаны выполнять все установленные нормативными правовыми актами требования по допуску водителей и транспортных средств к участию в дорожном движении, требования к режиму труда и отдыха водителей.

Примечание.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
организовывать проведение обязательных медицинских осмотров (предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры) и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно- транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы).

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается:
в какой бы то ни было форме понуждать водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения или поощрять за такое нарушение.

Необходимые документы

Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие следующих документов:
1) договор фрахтования, заключенный фрахтовщиком и фрахтователем в письменной форме, - в случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;

Примечание.
В списках детей желательно указывать контактные телефоны их законных представителей.

3) документ, содержащий сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона);

4) документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей автобусом (далее - организация), или фрахтователем, за исключением случая, когда указанный порядок посадки детей содержится в договоре фрахтования;

5) график движения, включающий в себя расчетное время перевозки с указанием мест и времени остановок для отдыха и питания (далее - график движения), и схема маршрута.

Примечание.
При составлении графика движения необходимо учитывать, что: Транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, вне населенных пунктов разрешается движение со скоростью не более 60 км/ч1.
В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускается организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночлега) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути). При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 50 километров.
Включение детей возрастом до 7 лет в группу детей для организованной перевозки автобусами при их нахождении в пути следования согласно графику движения более 4 часов не допускается.

6) решение о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделение Госавтоинспекции) или уведомление о принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на такое сопровождение;

Подача заявки на сопровождение автобусов

Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает в установленном порядке подачу заявки на сопровождение автобусов автомобилями подразделения Госавтоинспекции.

Заявка подается не менее чем за десять дней до планируемой перевозки и рассматривается в пятидневный срок.

При рассмотрении заявки и принятии решения о назначении сопровождения учитываются следующие условия:

а) возможность передвижения транспортных средств без осуществления дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
б) оптимальность предлагаемого маршрута и графика следования исходя из интенсивности движения и соответствия дорожных условий требованиям безопасности;
в) возможность использования альтернативных видов транспорта для перевозки;
г) необходимость временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на участках дорог общего пользования.

В случае если осуществление сопровождения требует временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на участках дорог, организатор мероприятия согласовывает заявку на сопровождение с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Перечень документов, необходимых водителю автобуса при организованной перевозке группы детей

Примечание.
В сведениях о медицинском работнике желательно указывать его контактный телефон.

- списка набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) согласно ассортименту, установленному Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальным управлением, – в случае нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов;
- список назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона), список детей (с указанием фамилии, имени, отчества и возраста каждого ребенка) для автобуса, которым он управляет, сведения о нумерации автобусов при движении (при осуществлении перевозки 2 и более автобусами).

Примечание.
Количество сопровождающих на 1 автобус назначается из расчета их нахождения у каждой двери автобуса, при этом один из сопровождающих является ответственным за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе.
В случае если для осуществления организованной перевозки группы детей используется 2 и более автобуса, руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь назначает старшего ответственного за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам, осуществляющим такую перевозку.

Требования к автобусу, предназначенному для организованной перевозки группы детей

Для организованной перевозке групп детей используется автобус, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, с года выпуска которого прошло не более 10 лет:

1. Оснащен ремнями безопасности, а для перевозки детей до 12-летнего возраста – оснащен детскими удерживающими устройствами, соответствующих весу и росту ребенка, или иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства

3. Укомплектован:
3.1. Знаком аварийной остановки, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.
3.2. Медицинскими аптечками: для автобусов с полной массой менее 5 тонн – в количестве 2 штук, для автобусов с полной массой более 5 тонн классов II и III – в количестве 3 штук.
3.3. Не менее чем двумя противооткатными упорами (для автобуса с полной массой более 5 тонн).
3.4. Двумя порошковыми или хладоновыми огнетушителями емкостью не менее 2 л., один из которых должен размещаться в кабине водителя, а второй - в пассажирском салоне. Огнетушители должны быть опломбированы, и на них должен быть указан срок окончания использования, который на момент проверки не должен быть завершен.
3.5. В случае нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов – набор пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) согласно ассортименту, установленному Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальным управлением

ГУОБДД МВД России

Образец заявки на сопровождение организованной перевозки группы детей автобусами

Лица, организующие или осуществляющие перевозки обучающихся, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, а также за нарушение их прав и свобод. Рассмотрим основные требования к безопасности автобусной перевозки.

Перевозки обучающихся включают в себя доставку детей в образовательные организации и развоз их по окончании занятий (организованных мероприятий), поездки на экскурсии, развлекательные, спортивные и иные культурно-массовые мероприятия.

Транспортному обслуживанию (доставке в образовательные организации) подлежат обучающиеся сельских школ, проживающие на расстоянии свыше 1 км от места учебы. При этом предельный пешеходный подход детей к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м .

Пункт 10.5 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утв. Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820.

Основные мероприятия по определению маршрутов для перевозки обучающихся

Маршруты для перевозки обучающихся определяет администрация муниципальных образований, выпуская соответствующее распоряжение. Маршруты не должны проходить:

а) через нерегулируемые железнодорожные переезды;

б) через ледовые переправы .

Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7.

Специальная комиссия обязана два раза в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследования) проверять состояние улично-дорожной сети вокруг образовательной организации (в том числе внутридворовых дорог, площадок) и по маршрутам следования школьных автобусов на соответствие требованиям безопасности движения.

Комиссия формируется по решению администрации соответствующей территории из работников организаций, осуществляющих перевозки обучающихся, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, а также сотрудников ГИБДД, Управления государственного автодорожного надзора.

Могут ли школы осуществлять перевозку детей самостоятельно?

Образовательные организации могут самостоятельно осуществлять перевозку обучающихся при выполнении следующих условий:

Образовательная организация может также заключить муниципальный контракт на хранение транспортных средств и организацию перевозок с пассажирскими автотранспортными организациями, соответствующими вышеперечисленным условиям.

Кто отвечает за безопасность автобусных перевозок детей?

Профессиональная надежность водителей

К перевозке детей допускаются только водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя ТС категории D не менее года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления ТС либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.

Не реже одного раза в год должны организовываться занятия по соответствующим учебным планам и программам для обеспечения повышения профессионального мастерства водителей.

Кроме этого, в установленные сроки проводится медосвидетельствование водителей и регулярные предрейсовые медосмотры водителей.

Необходимо обеспечить соблюдение предусмотренных законодательством РФ режимов труда и отдыха водителей.

Должно быть организовано регулярное проведение регистрируемых инструктажей по информированию водителей об условиях движения и работы на маршруте (о наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, режимах движения, организации труда, отдыха и приема пищи, особенностях перевозки детей, изменениях в нормативно-правовых документах и т.д.).

Содержание автобусов в технически исправном состоянии

Для содержания автобусов в технически исправном состоянии директор обязан обеспечивать:

  • проведение в установленный срок техосмотра, обслуживания и ремонта;
  • проведение ежедневного предрейсового контроля технического состояния автобусов перед выездом с соответствующими отметками в путевом листе;
  • охрану автобусов для исключения возможности самовольного их использования и причинения повреждений.

Автобус для перевозки обучающихся должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком "Дети", поясами безопасности для каждого пассажира, цветографическими знаками безопасности, кнопками подачи сигнала водителю, средствами громкоговорящей связи, а также двумя огнетушителями и аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств .

Приказ Минздрава России от 20.08.1996 N 325 "Об утверждении состава и рекомендаций по применению аптечки первой помощи (автомобильной)".

Обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах

Для обеспечения безопасных дорожных условий на маршрутах директор обязан участвовать в их обследовании перед открытием и в процессе эксплуатации.

Необходимо немедленно информировать органы, в ведении которых находятся дороги, переезды, переправы, а также органы ГИБДД о недостатках в состоянии проезжей части, принимать предупредительные меры (снижение скорости, изменение маршрута, информирование водителей, прекращение движения).

К сведению. Если требуется изменить маршрут, то предварительно необходимо проверить соответствие дорожных условий на новом пути следования требованиям безопасности путем непосредственного изучения или по справке дорожных органов, органов ГИБДД, представляемой заказчиком.

Руководитель образовательного учреждения обязан немедленно информировать орган управления образованием о несоответствии маршрутов требованиям безопасности дорожного движения, постоянно взаимодействовать с органами ГИБДД для оперативного получения информации о неблагоприятных изменениях условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на маршруте.

Когда условия угрожают безопасности (разрушение дорог, вызванное стихийными явлениями, аварии на коммуникациях), следует прекратить перевозки.

Обеспечение безопасных условий перевозок

Для организации перевозок по технологии, обеспечивающей безопасные условия, директор обязан:

  • выделить для групп детей сопровождающих;
  • организовать проведение предрейсовых инструктажей водителей, сопровождающих и детей о мерах безопасности (отметки о прохождении инструктажа заносятся в специальную книгу учета);
  • предоставить водителям график движения и схему с указанием времени и мест остановок, опасных участков, информацию об условиях движения и другие необходимые путевые документы;
  • контролировать соблюдение маршрутов и графиков движения, количество пассажиров (не превышающих число мест для сидения);
  • уведомлять органы ГИБДД об организации перевозок для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов спецмашинами;
  • обеспечивать сопровождение детей, перевозимых колонной автобусов, медработниками;
  • регулярно информировать муниципальный орган управления образованием о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушениях норм безопасности движения;
  • вести учет и анализировать причины ДТП со школьными автобусами и нарушений водителями образовательной организации правил дорожного движения;
  • выезжать на место ДТП для проведения служебного расследования, составлять положенные документы в соответствии с инструкцией по предупреждению и учету дорожно-транспортных происшествий и в установленные сроки направлять их в вышестоящие организации.

Каковы основные требования к обеспечению безопасности дорожного движения?

Основные требования к обеспечению безопасности дорожного движения установлены Законом N 196-ФЗ . Требования касаются эксплуатации ТС (ст. 16 Закона N 196-ФЗ), техобслуживания и ремонта ТС (ст. 18 Закона N 196-ФЗ), осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией ТС (ст. 20 Закона N 196-ФЗ).

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Должна ли школа при перевозке детей заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика?

Перевозки обучающихся не требуют от образовательной организации заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (далее - страхование ответственности перевозчика). Рассмотрим в качестве примера Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 16.07.2014 по делу N 33А-7051.

Учреждение, осуществляющее перевозку собственных работников, перевозило и школьников. Управление автодорожного надзора выдало предписание образовательной организации заключить договор страхования ответственности перевозчика. Образовательная организация посчитала требование неправомерным и обратилась в суд. Суд первой инстанции подтвердил обязанность образовательной организации заключить договор страхования. Но апелляционный суд отменил указанное решение, руководствуясь следующим.

Отношения, возникающие в связи со страхованием ответственности перевозчика, регулируются п. 1 ст. 1 Закона N 67-ФЗ . Этот Закон устанавливает обязательное страхование при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы.

Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Уставом автотранспорта , определяющим общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов, а также общие условия предоставления услуг.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Статья 5 Устава автотранспорта определяет три вида перевозок пассажиров: регулярные, по заказам, легковыми такси.

Регулярные перевозки осуществляются на основании публичного договора (заключение договора удостоверяется билетом) и относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ст. 19 Устава автотранспорта). Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок, оборудуются указателями маршрута, размещаемыми над лобовым стеклом ТС и (или) в верхней части лобового стекла, где проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута .

Пункты 29 и 30 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Постановление N 112).

Перевозка по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования (п. 1 ст. 27 Устава автотранспорта).

Перевозка легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме (ст. 31 Устава автотранспорта).

Апелляционный суд отметил, что перевозку школьников к месту учебы и обратно в рассматриваемой ситуации нельзя отнести ни к регулярным перевозкам, ни к перевозкам по заказам, ни к перевозке легковым такси.

Перевозка детей организована с целью их обучения. Билеты дети не покупают, табличек с номером маршрута на автобусах нет. Следовательно, такие перевозки не подпадают под понятие регулярных, осуществляемых на основании публичного договора. При этом публичным договором в силу ст. 426 ГК РФ признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна предоставлять в отношении каждого, кто к ней обратится, например перевозка транспортом.

В уставе образовательной организации не была предусмотрена возможность осуществления перевозок пассажиров как вид деятельности.

Образовательная организация передала перевозчику в безвозмездное временное пользование транспортное средство - автобус для осуществления перевозки обучающихся. Договор перевозки заключен не был.

Суд не отнес данный вид перевозки к перевозкам пассажиров по заказу и легковыми такси исходя из определений, изложенных в Уставе автотранспорта, поскольку договор фрахтования заключен не был. К тому же в соответствии со ст. 31 Устава автотранспорта, п. п. 102 - 104 Постановления N 112 перевозка легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Суд отметил, что, осуществляя перевозку, образовательная организация не может выступать в качестве фрахтователя и фрахтовщика в одном лице.

Суд сделал вывод, что перевозка обучающихся на транспортном средстве не относится к деятельности по перевозке в соответствии со ст. 5 Устава автотранспорта, подпадающей под действие Закона N 67-ФЗ.

По смыслу положений Закона N 67-ФЗ обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика подлежит деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, которая осуществляется специализированным перевозчиком и является одним из видов его профессиональной деятельности (либо единственным видом), направленным на получение прибыли при осуществлении таких перевозок.

Апелляционный суд указал, что между образовательной организацией и учениками нет фактических отношений, подпадающих под регулирование Уставом автотранспорта и Законом N 67-ФЗ.

Обязана ли образовательная организация заключать договор фрахтования с перевозчиком?

Этот вопрос также возник в ходе судебного рассмотрения по делу N 33А-7051.

Суд первой инстанции указал, что наличие договора фрахтования является обязательным. Апелляционный суд не согласился с этим положением, руководствуясь следующим.

Обязанность образовательной организации заключать договор фрахтования противоречит пп. "а" п. 4 Правил перевозки автобусами, в соответствии с которым договор фрахтования, заключенный фрахтовщиком и фрахтователем в письменной форме, необходим только в случае осуществления перевозки по договору фрахтования.

Суд указал, что законодатель не ограничивает осуществление перевозки только путем заключения договора фрахтования. Это может быть иной вид договора, как возмездный, так и безвозмездный.

Нужна ли школе лицензия для организации перевозки обучающихся собственным автотранспортом?

Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, осуществляемая для обеспечения собственных нужд юридического лица, не подлежит лицензированию. Поэтому лицензия на эту деятельность образовательной организации не нужна. Рассмотрим Постановление Президиума Приморского краевого суда от 10.02.2014 N 44г-6.

Городской прокурор обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что школа имеет на праве оперативного управления два автобуса вместимостью более восьми пассажиров, на которых ежедневно перевозит учащихся из близлежащих сел. В силу п. 24 ст. 12 Закона о лицензировании данные перевозки подлежат лицензированию, однако школа соответствующей лицензии не имеет. Прокурор потребовал в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить школе такую лицензию, а обязанность по финансированию процедуры возложить на муниципальное образование.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Суд первой инстанции в требовании прокурору отказал.

Суд апелляционной инстанции отменил решение, указав, что ежедневный подвоз детей в школу и к месту жительства школьными автобусами, оборудованными для перевозки более восьми человек, по определенному маршруту представляет собой специальные регулярные перевозки детей автобусом юридического лица, для осуществления которых требуется лицензия. Кроме того, по мнению судебной коллегии, подвоз детей в школу не являлся частью образовательного процесса, поэтому вывод суда первой инстанции о том, что такая перевозка осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица, был признан неверным.

Однако впоследствии президиум краевого суда посчитал требования прокурора не подлежащими удовлетворению и отменил решение апелляционного суда.

Президиум краевого суда указал, что согласно п. 24 ст. 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит такая деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, которая осуществляется специализированным перевозчиком и является видом (одним из видов) его профессиональной деятельности, направленным на получение прибыли при осуществлении таких перевозок.

Из устава школы следует, что основным предметом деятельности учреждения является реализация общеобразовательных программ. Пассажирские перевозки к видам деятельности учреждения уставом не отнесены.

Разделом II СанПиН 2.4.2.2821-10 определены требования к размещению общеобразовательных учреждений, в том числе п. 2.5 установлена определенная пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений сельской местности. Отмечено, что при расстояниях свыше указанных необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательного учреждения и обратно. Президиум обратил внимание, что по смыслу приведенных нормоположений одним из элементов организации образовательного процесса является обеспечение доступности общеобразовательного учреждения для учащихся, которая достигается в том числе путем подвоза детей в школу и обратно.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").

Также п. 4 Правил перевозки автобусами определяет перечень документов, наличие которых необходимо для осуществления перевозки детей. Наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом данным перечнем не предусмотрено.

Поэтому вывод суда первой инстанции, что деятельность школы по регулярным перевозкам обучающихся осуществляется для обеспечения образовательного процесса, то есть для собственных нужд образовательного учреждения, и не подлежит лицензированию, является правильным.

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: