Право урок что это

Обновлено: 02.07.2024

Актуализация: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

I задание:

На доске вывешены таблички с определениями:

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

2 задание.

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете?

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

4 задание:

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.
  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

5 задание:Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

6 задание: Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

7 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода?

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

8 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

  1. запрет курить в общественных местах
  2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.
  3. запрет кататься по перилам.
  4. запрет играть на проезжей части дороги.

9 задание:

Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.

10 задание: “Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

АНКЕТА

  1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________
  2. Что обязан делать ученик?____________________________
  3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?__________________________________________
  4. Что такое права?_____________________________________
  5. Что такое обязанности?_______________________________
  6. Зачем придумали права людей и обязанности?

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я прошу, чтобы вы ответили мне на вопрос: как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?

Таким образом, обобщив все, что вы сказали, можно сделать вывод:

Почти год назад я критиковал учебную юридическую литературу, что вызвало много откликов – как положительных, так и отрицательных. В итоге решил действовать по принципу "недоволен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай". Поэтому с сегодняшнего дня начинаю серию статей "Правоведение для чайников", где постараюсь перевести на человеческий язык основные положения теории государства и права, судоустройства и ряда других юридических дисциплин.

Разумеется, чайников тут нет, и, полагаю, этими заметками я никому ничего нового не скажу. Но хочу поделиться ими вот с какой целью: прошу указывать на существенные ошибки, а также дополнять заметки своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Надеюсь выдавать по одной статье в неделю.

Правоведение для чайников – 1. Что такое право?

Право – это искусство добра и справедливости. Сегодня в России эти слова кажутся насмешкой, но именно так считали древнеримские юристы и так переводится с латыни их пословица двухтысячелетней давности ius est ars boni et aequi.

Юристы Древнего Рима заложили основы современного права. И если следовать их логике, то право и всё, что с ним связано, – государство, суды, полиция, чиновники и юридические вузы – должны делать наш мир добрее и справедливее. К сожалению, получается так не всегда, но предназначение права от этого не меняется.

Основной метод, которым право отстаивает добро, справедливость и разумность, – устанавливает для людей правила поведения и наказания за их нарушение.

Но это определение объясняет не всё. Например, неясно, почему некоторые правила люди считают справедливыми, а другие – нет, или почему одни правила помогают достичь справедливости, а другие существуют лишь на бумаге.

Три подхода к правопониманию

У нормативного подхода к правопониманию есть следующие минусы.

Во-вторых, закон, изданный государством, может в реальности не действовать. Скажем, указанная выше статья 120 Конституции РФ про независимость суда не всегда соответствует реальности – на судей часто давят председатель суда, вышестоящие суды, прокуратура и многие другие субъекты, заставляя их выносить определённые решения. А тезис о том, что Россия в данный момент – демократическое и правовое государство, является очень спорным.

Итак, нормативный подход к пониманию права: право – это система правил поведения, установленных государством

Философский подход (он же нравственный или естественно-правовой) к пониманию права ближе всего к той древнеримской пословице, с которой я начал. Он утверждает, что право – это набор правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности. То есть право приравнивается к тому, что люди считают правильным, разумным и целесообразным. А существующие законы и судебные решения могут либо отражать, либо не отражать эти идеи.

Первый минус такого подхода к правопониманию: представление о добром, справедливом и разумном у разных людей и в разное время отличается. Но всё же человечество смогло сформулировать общие представления об этих вещах – они есть в трудах философов, учёных и юристов, а также в нескольких международных документах. Если говорить об отношениях между людьми (по поводу права собственности, сделок, причинения вреда имуществу и др.), то здесь более всего применимы нормы классического римского права и их средневековых комментаторов. Если говорить об отношениях между человеком и государством, то здесь нам поможет принятая странами – членами ООН после Второй Мировой войны Всеобщая Декларация прав человека и ряд иных документов.

Другой минус философского подхода – он может увести нас далеко от реальности. Вместо понятных правил поведения мы имеем набор идей, которые мало того, что чётко не прописаны, так ещё и не всегда существуют в действительности.

Итак, философский подход: право – это система правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности.

Социологический подход – наиболее приближенный к жизни. Он отдаёт предпочтение не тому, что написано в законе, и не тому, что люди считают идеальным воплощением справедливости, а тому, что существует и происходит в действительности. Это тот подход, который применяет каждый человек, когда видит, что в законе написано одно, а в жизни происходит что-то другое.

Оценить, какие на самом деле существуют правила поведения, помогает социология – наука, изучающая общество. Социологам необходимо провести тщательную и детальную работу: проанализировать статистику, прочитать судебные решения, провести соцопросы. После этого они могут сделать адекватные выводы: как в реальности действует закон и почему в одних случаях он действуют так, а в других – по-другому.

Разумеется, это не стопроцентное правило, поскольку иногда судья в России может и оправдать невиновного, а может и дать ему реальный срок. Но общая тенденция именно такова. Для российских судей важны карьера и добрые отношения со следователем и прокурором, но одновременно они не совсем уж бесчеловечные существа – отсюда и такое интересное правило.

Для выявления этих и многих других правил и существует социологический подход к праву.

Итак, социологический подход: право – это система правил поведения, реально существующих в обществе

Соответственно, применяя три подхода к праву, мы можем проанализировать любое правило, установленное законом, и посмотреть:

а) что про это правило написано в законе (нормативный подход)
б) отражены ли в нём требования добра, справедливости и разумности (философский подход)
в) как оно работает в действительности (социологический подход)

Разумеется, один подход не исключает других. Всё они дополняют и углубляют друг друга. Наличие трёх подходов к правопониманию стимулирует нас не просто читать законы, но и размышлять о том, насколько они правильные, и смотреть, применяются ли они на практике.

И примерно как для христиан Господь един в трёх лицах (Отца, и Сына, и Святого Духа), так и право для нас едино в трёх этих подходах. Чем более развитое и демократическое государство, тем меньше различий между ними: государство устанавливает добрые, справедливые и разумные законы, а руководители страны, чиновники, судьи и простые люди в действительности им следуют.

А пока я дам определение права, где попробую совместить все три подхода. И пусть пока эти подходы часто не совпадают, но когда-нибудь, надеюсь, таких расхождений у нас будет значительно меньше:

Итак, право – это установленная государством и действующая в обществе система правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности

Право в системе социальных норм

Правовые нормы – это лишь один вид социальных норм, хотя, пожалуй, самый многочисленный. Но есть и другие.

Заставить людей соблюдать моральные нормы непросто. В идеале, если человек их нарушит, то его ждут муки совести и осуждение окружающих, но на практике это происходит не всегда. Кроме того, моральные нормы не всегда конкретны и однозначны и оставляют большой простор для толкования.

Ещё существуют религиозные нормы. Частично они совпадают с моральными – например, во многих религиях верующих обязывают помогать другим людям, не лгать, быть трудолюбивым. Есть и более специфические и не всегда объяснимые правила: например, ислам обязывает своих последователей пять раз в день совершать намаз (молиться), а христианство запрещает в определённые дни есть мясные и молочные продукты (соблюдать пост). Соблюдение этих правил обеспечивает вера человека в сверхъестественные силы и загробную жизнь. Если человеку кажется, что эти силы (некий единый бог или множество разных богов) накажут его за неправильно поведение, то в идеале он должен соблюдать эти правила более охотно.

Наконец, ещё одни социальные нормы – корпоративные. Это правила, установленные разными общественными объединениями: профсоюзами, организациями предпринимателей, политическими партиями. Их соблюдение обеспечивает следующий механизм: такие организации отстаивают права и интересы своих участников, поэтому исключение из их числа может лишить человека ряда преимуществ.

Чем же отличаются правовые нормы от всех прочих социальных норм и как соотносится их содержание друг с другом?

С другими социальными нормами всё не так жёстко. Их устанавливают сами люди, и за несоблюдение ответственность не очень серьёзная. Скажем, в случае с моральными нормами – лишь общественное осуждение и муки совести (если она есть). А в случае с религиозными нормами человека может ожидать недопуск к причастию, отлучение от церкви и самое страшное – попадание в ад после смерти. Но в сверхъестественные силы и загробную жизнь многие не верят, и эти наказания их не пугают.

Скажем, если вы обманываете окружающих, обвиняя какого-то человека в совершении преступления сексуального характера, – с точки зрения закона, это разновидность клеветы. Наказание за неё предусмотрено ч. 4 ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ (штраф или обязательные работы на срок до 400 часов).

Если вы обманываете людей с целью похитить их имущество стоимостью от 2,5 тыс. руб. до 250 тыс. руб. – это мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину. Наказание предусмотрено ч. 2 ст. 159 Уголовного кодекса РФ (до пяти лет лишения свободы).

Наконец, если вы обманываете суд, выступая свидетелем на каком-то процессе и утверждая, что некий гражданин совершил убийство – это разновидность заведомо ложных показаний. Наказание за них предусмотрено ч. 2 ст. 307 Уголовного кодекса РФ (до пяти лет лишения свободы).

Кроме того, во всех трёх случаях вы обязаны возместить ущерб тем, кто пострадал от вашего обмана – это регулируется Гражданским кодексом РФ, в частности, статьями 150-152 (о компенсации морального вреда) и главой 59 (об обязательствах вследствие причинения вреда).

Граница между правом и всеми остальными социальными нормами менялась в зависимости от эпохи и страны. Например, раньше почти во всех странах право регулировало вопрос верности в браке. Этот вопрос до сих пор регулируется моралью и религией – в большинстве случаев люди осуждают измену. Однако правового регулирования тут уже нет и почти нигде государство никак за измену не наказывает. Только в некоторых исламских странах (в частности, в Иране) супружеская измена до сих пор считается преступлением и за неё предусмотрено наказание.

Ещё один пример – проблема свободы слова и гласности. Какие мысли высказывать, о чём писать и говорить – стоит ли сюда вмешиваться и насколько? Обычно под запрет подпадает лишь прямой обман (см. выше) или распространение информации, охраняемой правом интеллектуальной собственности. А вот что касается общедоступной и правдивой информации, а также мнений на её счёт – в этой области каждое государство решает вопрос по-своему. Где-то можно говорить и писать всё, что угодно, где-то – почти всё, где-то – только то, что соответствует какой-то определённой идеологии.

В частности, сегодня в России существуют законодательные запреты идей и художественных образов, которые российское руководство считает вредным для общества. Сепаратизм, суицид, употребление наркотиков, гомосексуализм, терроризм, экстремизм, проблемы религии, межнациональная и социальная рознь – обсуждение этих проблем может быть расценено как пропаганда и наказано штрафом и тюрьмой. Целые ведомства и тысячи чиновников и полицейских заняты тем, что выискивают на форумах и в социальных сетях ту информацию, которая подпадает под пропаганду перечисленных явлений, а судьи рассматривают дела и выносят по ним приговоры. Но, возможно, когда сменится руководство страны, такие запреты уйдут в прошлое, а всё это будет регулироваться исключительно моральными, религиозными и корпоративными нормами.

Таким образом, право входит в систему социальных норм, но границы между правовыми нормами и всеми остальными (моральными, религиозными, корпоративными) не всегда можно чётко выделить. Какие-то правовые нормы совпадают с моральными, какие-то – нет, но чаще всего правовые нормы уточняют и конкретизируют содержание моральных норм под разные ситуации.

В английском языке с этим немного проще – там есть два разных слова: law и right. Соответственно, law – это право в объективном смысле, а right – право в субъективном смысле.

Как и любая другая наука и сфера деятельности, право требует знания базовой терминологии. Без неё будет сложно понять, как же это право работает или не работает. Вот эти базовые понятия, которые нужно знать каждому, кто хочет изучить право:
правоотношение;
юридический факт;
правосубъектность, правоспособность, дееспособность;
источник права;
нормативный правовой акт;
закон и подзаконный акт;
ненормативный правовой акт;
норма права (или правовая норма);
правовой институт;
отрасль права;
система права;
правовая семья;
публично-правовой и частно-правовой;
правонарушение;
юридическая ответственность;
правоприменение и правоприменительный акт.

Неподготовленного человека все эти слова могут напугать, но поверьте – разобраться в этих понятиях под силу любому. Но об этом – в следующий раз.

Резюме

Итак, существует три основных подхода к правопониманию – то есть к тому, что считать правом. Нормативный подход приравнивает право к закону, философский – к идеям добра, справедливости и разумности, социологический – к реально действующим правилам. Если совместить три подхода, то право – это установленная государством и действующая в обществе система правил поведения, отражающих идеи добра, справедливости и разумности.

Правила поведения, из которых состоит право, называются правовыми нормами (или нормами права). Они входят в число социальных норм, наряду с моральными, религиозными и корпоративными. В чём-то правовые нормы совпадают с другими социальными нормами, в чём-то – нет. Чаще всего правовые нормы конкретизируют и уточняют моральные нормы.

Право как система правил поведения - это объективное право или право в объективном смысле. Право как возможность что-то делать - это субъективное право или право в субъективном смысле. Кроме того, право – это и практическая деятельность юристов, и наука.

Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага.

I. Организационный момент

Учитель знакомит с целями и задачами курса, с критериями оценок; предлагает темы рефератов. Важно подчеркнуть, что для успешной сдачи Единого государственного экзамена необходимо использовать дополнительную литературу.

Затем учитель напоминает свои требования к ведению тетрадей, сообщает названия тематических папок с материалами средств массовой информации (СМИ), которые являются групповыми заданиями (наполнение папок материалами).

1. Интересует ли тебя юриспруденция (элементарная теория права, законы, правовые факты и т. д.)?

3. Часто ли читаете популярную литературу о праве, законности, правопорядке?

4. Есть ли у вас убеждение в необходимости исполнять все правовые нормы?

5. Испытываете ли вы возмущение или неприятное чувство, когда узнаете об очередном грубом правонарушении?

6. Вы хорошо представляете себе, что такое правовое государство, право, законы, подзаконные акты, отрасли права?

7. Вы неплохо знаете основные нормы ряда отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного).

8. Когда идет предвыборная кампания или подготовка к референдуму, вы интересуетесь ее развитием.

9. Вы считаете, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме.

10. В будущем вы хотели бы принимать активное участие в политической жизни региона на основе хорошего знания права.

Уровни правовой культуры

26-30 баллов - уровень вашей правовой культуры достаточно высокий.

16-25 баллов - правовая сфера у вас вызывает определенный интерес, но предстоит много освоить в этой области.

Менее 15 баллов - ваши интересы далеки от права.

III. Изучение нового материала

1. Понятие права.

2. Основные теории происхождения права.

3. Роль права в жизни общества.

1. Понятие права

Все живые существа в природе имеют программу поведения, заложенную в их наследственном механизме. Эта программа реализуется через систему инстинктов, обеспечивающих удовлетворение необходимых жизненных потребностей. Сила инстинктов такова, что животное не может от них воздержаться или их нарушить. Например, пока хищник сыт, он не будет набрасываться на животное, находящееся рядом с ним. Антилопа щиплет траву под носом у спящего льва. Но стоит инстинкту голода проснуться, антилопе не спастись. В погоне за добычей хищник развивает скорость до 100 км в час.

Наследственные механизмы обеспечивают животным гармоничное существование в их естественной среде обитания - природе. Можно предвидеть реакцию животных на различную ситуацию. На этом основано обучение правилам охоты.

У человека как биологического существа тоже есть инстинкты, которые регулируют элементарные жизненные потребности.

- Как вы думаете, чем инстинкты человека отличаются от инстинктов других живых существ? ( Инстинкты человека гипертрофированы, т. е. либо ослаблены, либо проявляются более ярко. Человек может контролировать проявление инстинктов, например приглушить чувство голода.)

(Учитель просит привести соответствующие примеры.)

Следующая по времени возникновения система правил поведения - мораль.

Мораль, или нравственность, ставит человека в ситуацию выбора: на основе своих нравственных представлений человек должен поступить так, как этого требуют интересы коллектива, как подобает поступать порядочному человеку Появление морали явилось важной ступенью в развитии человека как личности. Мораль отражает ценности определенного общества.

Защита интересов личности, отдельного индивида, необходимость упорядочить новые отношения в притязании людей на те или иные блага вызвали необходимость появления новой системы правил поведения - права. По мере усиления имущественного неравенства и социального расслоения каждой социальной группе необходимо было обеспечить защиту своей собственности, например, богатых защитить от посягательств на кражу их имущества, а бедных - от изъятия последней собственности, в частности за долги.

- Как вы думаете, что такое право? ( Право - это система общеобязательных правил поведения, которая устанавливается государством, закрепляется в официальных документах и поддерживается силой государственного принуждения.)

2. Основные теории происхождения права

(Учитель предлагает прослушать лекцию и тезисно записать основные идеи.)

В современной юриспруденции сложилось несколько концепций понимания права и его происхождения.

Сторонники теологической теории считают, что в праве воплощается воля богов. Отсюда сверхъестественное происхождение правовых норм - религиозные нормы во многих странах в разные периоды их истории лежали в основе правовой системы государств.

Юрист X. Кельзен, автор нормативистской теории, утверждал, что право не должно быть связано с различными институтами общества. Право исходит от государства и регулирует важнейшие общественные отношения. Государство принуждает соблюдать правовые нормы каждого, кто попадает в сферу их влияния и действия. Следовательно, формирование и функционирование права происходит вне прямой зависимости от политики, экономики и нравственности. Эта теория абсолютизирует влияние государства на право и нивелирует личность, превращая ее в объект отношений, который должен исполнять все требования государства.

К середине XX в. сформировалась социологическая теория. Основой права является реальная жизнь, т. е. решения судьи по конкретному делу. Люди, общаясь друг с другом, создают правила, учитывающие интересы личности и общества. Государство придает этим нормам обязательный характер. Однако не всегда у всех членов общества одинаковое понятие о справедливом и несправедливом, поэтому не всегда бывает верно вынесенное судьей решение.

Психологическая теория права связывает право и психику людей. На поведение человека оказывают значительное влияние его эмоции. Чтобы в государстве не было отторжения законов, необходимо учитывать прежде всего психологию общества.

Реалистическая теория, или теория завоевания, утверждает, что в результате победы в войне или каком-либо конфликте, для разрешения которого применялась сила, победитель устанавливает для побежденных те правовые нормы, которыми пользуется сам.

Еще в период античности в Древней Греции возникла естественно-правовая теория. Сократ, Платон, Аристотель утверждали, что право как совокупность норм даровано природой и существует независимо от людей. Права даются человеку при рождении, их невозможно изменять или отменять. Эту же теорию развивал в своих трудах великий Вольтер.

Таким образом, существует несколько теорий происхождения права, и ни одна из них не является единственно признанной и правильной. Споры о сущности происхождения права продолжаются.

. (Учитель проверяет тезисы, записанные в тетрадях. Для этого следует спросить одного сильного и одного слабого ученика.)

3. Роль права в жизни общества

- Какие сферы общества вы знаете? ( Политическую, экономическую, духовную, социальную.)

- Какие вопросы включает в себя каждая из этих сфер? ( Примерный ответ. Политическая сфера - все, что связано с управлением обществом, деятельностью политических партий и организаций, взаимоотношениями между общественными группами внутри государства, взаимоотношениями с другими государствами. Экономическая сфера - все, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением различных благ. Социальная сфера — это удовлетворение потребностей и направленность на создание условий для достойной жизни, вопросы межличностного общения. Духовная сфера - все, что связано с наукой, культурой, образованием, нравственностью, самопознанием, религиоведением.)

- Определите, какова роль права в регулировании каждой сферы.

Итак, право регулирует лишь наиболее важные вопросы общественной жизни; минимальному воздействию права подвергается духовная сфера; в социальной сфере право обеспечивает защиту интересов наименее обеспеченных социальных групп и слоев; экономическая сфера способна к саморегулированию, особенно рыночная экономика, поэтому здесь роль права в основном сводится к установлению рамок, ограничений; политическую сферу право регулирует в максимальной степени.

Выделяют два основных подхода к взаимоотношениям права и государства - инструментальный и ценностный.

При инструментальном подходе право рассматривается как орудие, инструмент государства в поддержании его принудительной власти, т. е. государство является субъектом по отношению к праву - объекту. Государство по своему усмотрению наделяет граждан правами или лишает их этих прав, стирается граница между государственной волей и государственным произволом.

При ценностном подходе право рассматривается как социальная ценность, основанная на справедливости и гуманизме. И государство, и право - это субъекты взаимоотношений. Государство принимает законы в интересах общества и личности, поэтому и общество, и личность выступают как законопослушные субъекты общественных отношений. Например, в Российской Федерации реализуются национальные проекты в образовании и здравоохранении, жилищном строительстве, чтобы обеспечить более достойные условия жизни российских граждан.

- Приведите примеры двух подходов к взаимоотношениям права и государства из истории государства Российского.

IV. Закрепление изученного материала

- Как вы считаете, человека наделяет правами государство или он от рождения наделен правами, отнять которые государство не может?

- Сопоставьте содержание двух колонок таблицы, описывающей отрасли права (с. 15 (Кравченко)).

2001 – 2010 гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии.
24 октября – День Организации Объединённых наций.
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
10 декабря – День прав человека.
12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

- Сегодня 10 декабря. Если посмотреть на Календарь правовых дат, то можно увидеть, что эта дата связана с Всеобщей декларацией прав человека.

Что такое “декларация”, когда и почему она появилась, что такое “право”, “ООН”. Об этом мы сегодня и поговорим на уроке.

2. Разминка-игра “Меня зовут… Я люблю…”

- Меня зовут Таисия Ивановна. Я люблю путешествовать по разным городам и знакомиться с ними.

(Дети называют своё имя и говорят, что они любят в жизни)

3. Беседа “Права человека: Всеобщая декларация прав человека”.

- Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковые внешности, у каждого человека есть что-то своё, что отличает от остальных людей. Но мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее. Общее – это права.

Права человека есть у всех людей.

- А что такое права?

(Права человека–охраняемая и обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять то, что разрешено законом и соответствует природе человека).

- Права никто не даёт, человек получает их от рождения. Все мы люди, все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Все основные права записаны в документе - Всеобщая декларация прав человека.

- Что такое декларация?

(Декларациямеждународно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Являются лишь рекомендациями, пожеланиями.)

- “Ребята, давайте жить дружно!” - сказал Кот Леопольд, когда познакомился с содержанием Всеобщей декларации прав человека.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют? И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…

Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах Человека.

И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев…

И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны!

Каких ещё литературных героев вы знаете, права которых были нарушены? (Ответы детей)

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

4. Модель “Солнышко”

- Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко. И не случайно.

- Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? (Ответы детей).

- И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь…

- Как вы думаете, что для нас является самым ценным, самым дорогим? (Открывается лучик со словом “жизнь”)

Вывод: человек имеет право на жизнь.

- Не менее важным, подсказывает солнышко, является … (здоровье)

Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

- Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей; открывается слово “семья”)

Вывод: каждый человек вправе иметь семью, жить в семье.

- Что же ещё является значимым для человека? (Родина).

Люди во все времена, не жалея жизни, здоровья, сражались за свою родину, защищали её.

Вывод: человек имеет право быть гражданином своей страны.

- Как вы понимаете слова “честь и достоинство”?

Вывод: человек имеет право на защиту чести и достоинства.

- Открываем последний лучик, читаем слово “мир”.

- Почему мир является одним из важнейших условий для жизни человека?

Да, действительно, война может лишить человека всего, включая его жизнь. Поэтому уважающие себя народы заботятся о сохранении мира на Земле. Так появилась Организация Объединённых Наций (табличка).

5. Знакомство с Организацией Объединённых Наций.

- Что такое нация? (Исторически сложившаяся общность людей, живущих на одной территории, имеющих свой язык, свою культуру, свой национальный характер.)

- О чём вам говорит год 1945?

- Только что закончилась Великая Отечественная война – Вторая мировая война.

В ходе этой войны фашизмом были истреблены миллионы людей, на оккупированной им территории были ликвидированы права человека, права целых народов. Чтобы восстановить свободу и независимость, права народов, порабощённых фашизмом, и была в 1945 году создана Организация Объединённых Наций (ООН) (табличка).

25 октября - День Организации Объединённых наций. Главная цель этой организации – поддержать мир во всём мире.

Центр ООН находится в Соединённых Штатах Америки, в городе Вашингтоне. Каждый год сюда съезжаются представители всех стран-членов ООН. Они обсуждают самые важные вопросы, связанные с защитой мира на Земле, развитию дружеских отношений между народами.

6. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека.

- Одним из направлений деятельности ООН является защита прав человека. Поэтому в 1948 году ООН был принят очень важный документ - Всеобщая декларация прав человека (табличка).

В ней были названы важнейшие права и свободы, которые должны принадлежать каждому человеку только потому, что он – человек.

10 декабря – День прав человека.

Физкультминутка “Хлопай-топай”

  • Работа в саду.
  • Посещение концерта.
  • Посещение кружка, секции.
  • Помощь другу.
  • Нарушение обещания.
  • Отдых в санатории.
  • Драка.
  • Невыполнение домашнего задания.
  • Признание своих ошибок.
  • Грубость в разговоре, поведении.

7. Знакомство с декларацией (театрализованное информационно-познавательное представление).

Декларация. Я, Всеобщая декларация прав человека, обещаю помогать людям всегда, везде, всюду! Или, иначе, защищать их законные права! Все мои слова и мысли будут изложены в официальных документах, которые разойдутся по всем странам, ведь эти сведения необходимы каждому человеку в жизни! Да будет так!

Когда вы станете чуть старше, вы подробнее со мной познакомитесь, а пока что я хочу познакомить вас с наиболее понятными для вас моими помощниками - Статьями Декларации.

Ну что же, Статья 1, мы с большим нетерпением тебя ждём.

(Звучит песня “Пусть всегда будет солнце!” муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина)

Статья 1. “Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски”.

Декларация. А теперь вас ожидает встреча со Статьёй 2. Встречаем её, друзья!

  • национальности, языка, расы, пола, религии;
  • социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;
  • величины и мирового значения его страны”.

(Звучит “Песня Красной Шапочки”, муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина.

Появляется Красная Шапочка, а потом дорогу ей переходит Волк)

Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!

Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк!

Волк. Куда идёшь?

Красная Шапочка. К бабушке.

Волк. А где живёт твоя бабушка?

Красная Шапочка. Надо идти вон по той дороге!

Волк. Понятно! Ну, всё, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал. У меня дела!

(Злорадно смеётся и убегает.)

Декларация. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит ваши права!

Красная Шапочка. А что делать?

Декларация. Для начала послушать мою Статью 3.

Статья 3. “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу”.

Красная Шапочка. Уважаемая Статья 3, помогите мне, пожалуйста!

Статья 3. Пойдём, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!

Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдёмте!

(Звучит песня “Бу-ра-ти-но”, муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина.

Появляется Буратино, потом выходит Карабас Барабас со своей плёткой-семихвосткой.)

Карабас. Ах ты, негодный мальчишка! Пустоголовая деревянная болванка! Как ты смел помешать моему гениальному представлению!

Буратино. Но, уважаемый сеньор Карабас Барабас…

Карабас (грозно). Молчи, глупая кукла, я сейчас брошу тебя в огонь для растопки моего очага!

Декларация. Но-но, уважаемый сеньор Карабас Барабас! Не смейте этого делать!

Карабас (возмущённо). Это почему это?!

Декларация. Да потому, что вы нарушаете права Буратино! И сейчас об этом вам расскажет Статья 4.

Статья 4 (строго). “Никто не должен содержаться в рабстве или подневольности. Рабство и работорговля запрещается во всех видах!”

Декларация. Так что, уважаемый, мы вынуждены просить вас покинуть этот зал!

(Карабас Барабас, бурча себе что-то под нос, уходит со сцены.)

Буратино. Огромное вам спасибо!

Декларация. Пожалуйста! Обязательно изучайте свои права!

Буратино. Конечно же! Ой! Я, кажется, в школу опаздываю!

(Звучит русская народная мелодия. Появляются Баба Яга и Ивашка.)

Баба Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка. Зачем это?

Баба Яга. Как это, зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

Ивашка. Ой-ёй-ёй! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручите!

Декларация. Не беспокойся, милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью 5 встретим и послушаем!

Статья 5. “Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению!”

Декларация. Вам всё понятно, Баба Яга?

Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал всё, мне конец, съест Баба Яга!

Статья 5. Пойдём-ка, дружок, будем с тобой изучать Декларацию прав человека!

Ивашка. С удовольствием!

Декларация. Ну, вот вы и познакомились со мной и некоторыми моими помощницами! Но это ещё не всё! У меня статей-помощниц всего 30! Со всеми, конечно, за один урок невозможно познакомиться. Но одну из них, очень важную, я всё-таки хочу вам представить!

Статья 29. Первое! “Каждый человек имеет обязанности перед обществом!”

Второе! “Права и свободы каждого человека ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей”!

Третье! “Осуществление этих прав и свобод не должно противоречить целям и принципам Организации Объединённых Наций”!

Декларация. А что такое обязанность? (Обязанность - круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.)

- Надеюсь, что наша встреча с вами принесёт вам какую-то пользу в будущем!

8. Показ кукольным театром сказок “Заюшкина избушка” и “Колобок”.

- Какие права были нарушены в этих сказках?

  • на жизнь и её охрану;
  • на охрану здоровья;
  • охрану чести и достоинства;
  • право жить в мире;
  • право жить в родной стране и в случае необходимости пользоваться её защитой.

Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. Пособие для учителя.

Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока “Права человека” (Актуальные документы Министерства образования РФ).

Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. Книга для учащихся начальных классов.

Читайте также: