Право преподавания в школе с какого курса

Обновлено: 30.06.2024

Сколько учителей имеют диплом?

По статистическим данным 2002 года, в городских школах Российской Федерации 60,3 % учителей 1–4-х классов имели высшее образование, а в 5–12-х (11-х) классах — 94,1 %. В сельских школах процент педагогов с дипломами соответственно составлял 41,9 % и 87,8 %.

По данным статистики, больше всего российские школы нуждаются в учителях математики (44 % школ), на втором месте по дефицитным специальностям находятся преподаватели иностранного языка (38 % школ), а также русского языка и литературы (30 % школ). Кроме того, в 26 % образовательных учреждений РФ отсутствуют педагоги начального образования, в 21 % – преподаватели физики, в 15 % – учителя химии. Наконец, 14 % школ нуждаются в историках. При этом учителями по физкультуре и по ОБЖ российские школы укомплектованы полностью.

Может ли человек без педагогического образования устроиться на работу в образовательную организацию?

По словам Марии Васильевны, если посмотреть в школах районных центров Рязанской области, там работает достаточно много учителей без дипломов по причине нехватки специалистов. Учитель математики утверждает, что этот факт особо не скрывается и никем не осуждается.

Плюсы таких допущений в том, что дети получают знания, — это лучше, чем прочерк в аттестате по данному предмету. При этом среди таких учителей зачастую можно встретить энтузиастов своего дела, по-настоящему любящих свой предмет и работу с детьми.

Минусы заключаются в нехватке у некоторых учителей знания особых профессиональных тонкостей. Общие положения по психологии и педагогике, которые преподают в вузе, вполне можно добрать самостоятельно. А с методикой преподавания предмета дело обстоит иначе. Например, в педагогическом институте будущим математикам объясняется, как правильно ученикам рассказать правила равенства треугольника, какие задачи надо решать перед разбором темы, в какой последовательности и даже в каком количестве.

Учителя из регионов России не очень критически относятся к отсутствию документа об окончании педагогического вуза. Причин на то несколько. Во-первых, все формальности решаются руководством еще до поступления на работу, и при необходимости учитывается опыт предыдущей работы. Во-вторых, все учителя каждые пять лет проходят аттестацию, подтверждая (или нет) уровень своей квалификации. Кроме того, все работающие педагоги раз в два-три года проходят в обязательном порядке курсы повышения квалификации. Наконец, при желании и сильной мотивации талантливый человек может самостоятельно получить недостающие знания – в Сети можно найти огромное количество методической литературы.

По мнению педагога и родителя Ларисы Аликовой, практически все методические приемы, умения, навыки по педагогике и психологии для работы в школе осваиваются по экспресс-программе за 3–4 месяца по направлению школ или в индивидуальном порядке. Бывает и так, что детям более интересно слушать историка-исследователя и журналиста со специализацией по истории, чем кадрового учителя истории. Или хороший инженер может рассказать просто и очень интересно, как работают бытовые приборы. У него имеется больше практического опыта работы, чем у школьного физика. Наконец, учителя без педагогического образования, но с мотивацией и практическим опытом могут вести уроки более интересно, чем обладатели дипломов, все время заглядывающие в свои конспекты. И дети всегда отличают стремление обучить предмету от желания лишь зарабатывать деньги.

При этом очень важен тот факт, что если учитель без диплома осознанно совершил выбор профессии педагога, то со временем ему необходимо получить образование. Сейчас возможностей для этого предостаточно: очная, заочная, дистанционная форма обучения (как за свой счет, так и в рамках бюджета). И как минимум стоит пройти курсы переподготовки учителей – 72, а лучше 144 часа. Инициатива в таком деле будет руководством только приветствоваться.

Что думают родители?

Профстандарт педагога

В связи с вступлением в силу 1 января 2017 года профессионального стандарта педагога для некоторых сотрудников образовательных учреждений формальности стали иметь решающее значение. К примеру, Павлу Трофимовичу Кузнецову, учителю технологии в ярославской школе, проработавшему более 20 лет без педагогического образования, отказали в праве доработать 2016–2017 учебный год. Дело в том, что Павел Трофимович отказался получить педагогическое образование, и с 01.01.2017 стало считаться, что он не соответствует занимаемой должности.

Что говорят юристы?

Учительница из Пензы рассказала историю своей коллеги: «У нас в школе работает преподавателем физической культуры Алевтина Павловна Киреева, без педагогического образования. По первому диплому она юрист, получила образование дистанционно. При этом Алевтина прошла переподготовку более 500 часов, дистанционно онлайн за три месяца. Она проработала у нас три года, теперь возник вопрос: может ли такой сотрудник работать педагогом в школе? От юристов было получено три ответа:

В то же время, по свидетельству учителя Ильи Максимова, его знакомому, мастеру спорта без педагогического образования отказали в праве работать в спортивной школе в Барнауле.

Как бы ни сложились обстоятельства с кадрами в школе или в профессиональной карьере, всеобщим правилом и нормой в России должны быть учителя с педагогическим образованием. Отсутствие такового должно быть действительно редким исключением.

работа учителем без педагогического образования

Как стать педагогом? Варианты

Как стать учителем

Designed by gpointstudio/Freepik

У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.

Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.

Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации. Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.

С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.

Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.

Как проходит профпереподготовка?

Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.

Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.

Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.

Можно ли сразу устроиться на работу?

Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место. Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы. Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.

Кто не имеет права работать в школе

В соответствии с профстандартом, к работе в школе не допускаются:

  • Осужденные, лишенные заниматься педагогической деятельностью по приговору суда.
  • Имеющие или имевшие судимость
  • Недееспособные.
  • Имеющие заболевания, с которыми нельзя заниматься преподавательской деятельностью.

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе

Designed by pressfoto/Freepik

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

В школе можно работать, не имея педагогического образования в соответствии со следующим профстандартом.

При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать.

С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.

Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.

Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.

Из юристов в преподаватели: как получить место в ВУЗе и к чему готовиться

Некоторые практикующие юристы, накопив знания и опыт, мечтают учить студентов и уверены, что имеют к этому способности. Если вы среди них, ваш энтузиазм может пригодиться. Что необходимо от специалиста, который совмещает основную работу с преподаванием, как получить место, сколько времени потребуется и как подготовиться к своему первому занятию, рассказали юристы, которые работают в МГУ, МГЮА, НИУ ВШЭ и американском колледже.

Как начать преподавать (и нужно ли)

Осознание потребности в преподавании – чертовски субъективный процесс, говорит доцент администратор Школы мастеров юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Молотников. По его словам, важно не просто иметь опыт и знания, а уметь их обобщать, чтобы реально чему-то научить. Молотников советует начать с письменного анализа проблем, с которыми пришлось столкнуться юристу. Это поможет не только систематизировать свои мысли, но и оценить их со стороны.


Доцент администратор Школы мастеров юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Молотников

Савельев убежден, что мотивированному студенту надо предлагать нечто большее, чем традиционные лекции, ведь в эпоху интернета уникального контента крайне мало, а в открытом доступе в сети много хорошей литературы. Интересны могут быть такие форматы, как проекты, муткорты, игровые процессы, тренинги. Савельев советует приносить на занятия раздаточный материал – лучшие образцы документов фирмы (меморандумы, процессуальные документы, бумаги по сделкам). Их можно увязать с теорией, разобрать на семинарах, а потом предложить студентам подготовить что-то аналогичное, говорит юрист. По его словам, можно составить и сложные задачи, которые имеют десятки разных решений в зависимости от тех или иных теоретических концепций, как делает Константин Ильич Скловский на семинарах "Вышки" или РШЧП. Даже теорию можно подать увлекательно, например, через диалоги Сократа, говорит Савельев.

Ермоленко призывает не забывать, что преподавание не может быть приложением к основной деятельности, это отдельный вид работы, которому надо учиться.


Партнер "ФБК-Право" доцент кафедры конституционного права зарубежных стран МГЮА Александр Ермоленко

Как подготовиться к первому занятию


Быть привлеченным преподавателем может быть полезно – если уж не финансово, то в профессиональном плане. Это особенно мудрый выбор, если вы уже посвятили несколько лет юридической практике и набрались знаний из реального мира, которыми готовы поделиться со студентами. Поскольку вы уже посередине карьерной лестницы, они будут воспринимать вас серьезно – заслуживаете вы того или нет.

Преподаватель в юридическом колледже Митчелла Хэмлайна Лиза Нидхэм

Чтобы добиться успеха, вам понадобится больше, чем просто знания.

Готовиться чересчур тщательно – неизлечимое заболевание и ключ к успеху

В начале работы вы будете собирать слишком много материала к каждому занятию. Тут есть один-единственный минус. Ваши дети, домашние животные, коллеги и клиенты могут злиться на то, что вы слишком много времени пишете лекции. Мое правило – готовить примерно в два раза больше, чем я предполагаю осветить. Так я уверена, что мне хватит материала, если вопросов не возникнет или я буду говорить слишком быстро (а я всегда говорю быстро, потому что я юрист).

Опирайтесь на практический опыт

Преподавателей привлекают со стороны, чтобы они делились своим опытом. Не бойтесь на него опираться, даже если вы далеки от звезд юриспруденции. Студентам интересна ежедневная жизнь юристов. Одна из ваших задач – рассказать им, что интересного и важного в вашей работе, чтобы они смогли почувствовать вовлеченность и энтузиазм в своей.

Ваши регалии хороши, но…

Некоторые преподаватели вспоминают о своих успехах в обучении и стажировках – так они дают ученикам понять, что достаточно квалифицированы, чтобы читать лекции. Но это может напрягать студентов. Рассказы о том, как блестяще вы сдали определенный экзамен, их от вас отделяют, потому что они могут быть не уверены, что сами его сдадут. Лучше говорить о своих достижениях точно и скромно. Иными словами, не бойтесь признать, что сами чего-то не знаете.

Не бойтесь признать, что не все знаете

Юрист не хочет быть тем, кто неправильно что-то понял или вообще не знает ответа. Но на каком-то этапе своей учительской карьеры – скорее всего, начальном – вы столкнетесь с ужасным чувством, будто тонете, когда не сможете ответить на вопрос из зала. Не блефуйте ни при каких условиях. Кто-то в группе неизбежно посмотрит правильный ответ и расскажет другим, а вы будете выглядеть как шут и хвастун. Лучше признать, что вы этого не знаете.

Образец диплома

Форма
обучения Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

  • Высшее педагогическое образование : 300 или 600 часов на выбор
  • Высшее образование (непедагогическое) : 600 часов

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы "Инфоурок")

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 47.932 образовательным учреждениям. Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет "Инфоурок".

Для того, чтобы приступить к обучению, достаточно оплатить 25% от указанной стоимости (первый взнос). Остаток необходимо будет оплатить после прохождения первого модуля.

Халва

Новинка!

Успейте подать заявку со скидкой 50% до 7 января

и получите в подарок подписку на генератор тестов до конца января!

Среднее время обучения наших слушателей на данном курсе: 157 дней (минимальное время обучения: 60 дней)
В настоящий момент курс проходит 81 обучающийся из 35 регионов

Предусмотрена возможность ускоренного обучения по индивидуальному графику.
Срок обучения по программе 300 часов - от 2 до 6 месяцев, 600 часов - от 3 до 12 месяцев.

Выдаваемый документ По окончании обучения слушателям выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, который высылается Почтой России (доставка бесплатна).

Образец диплома

Образец диплома

ФГОС среднего профессионального по специальности 40.02.01 ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования".

Переподготовка проводится на основе высшего образования. Переподготовка проводится на основе высшего образования. Для слушателей, имеющих педагогическое образование, рекомендуется обучение продолжительностью 300 часов. Для слушателей, которые имеют непедагогическое образование - 600 часов. Указание часов носит рекомендательный характер.

Уровень образования: высшее образование педагогическое или непедагогическое.

Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

Стажировка является составной частью курсов профессиональной переподготовки работников образования (педагогов) и проводится на базе образовательной организации. Стажировка содержит задания по изучению организации педагогического процесса по образовательным областям и индивидуальных особенностей развития воспитанников. Стажировка как форма переподготовки обеспечивает личностный подход и удовлетворение педагога в совершенствовании знаний теории, практики организации и управления учебно-воспитательным процессом. Обучающиеся выполняют задания, обобщают результаты, представляют практический материал с учетом разных форм организации работы с учениками/детьми в электронном виде. В случае невозможности проведения самих практических мероприятий предоставляются методические разработки, утвержденные учебной организацией, на базе которой проходит стажировка. Методические рекомендации по прохождению стажировки, формы отчетности и требования по их заполнению, предоставляются в процессе обучения по программе.

Итоговая аттестация включает теоретическую и практическую составляющие: итоговый экзамен по теоретической части обучения и предоставление материалов по практической части обучения. Итоговая аттестация осуществляется в дистанционном режиме. Это означает, что слушателю будет предложен билет, на который необходимо будет ответить за определенный промежуток времени.

Учитель начальных классов. Где учиться

Можно ли стать педагогом, если вы уже получили другую специальность и не хотите снова тратить несколько лет на учебу? Достаточно ли будет дистанционного* образования и как его получить? Сколько вы сможете зарабатывать и в чем будут заключаться ваши обязанности? Чем учитель начальных классов отличается от других педагогов?

Ответы на эти и многие другие вопросы — в нашей статье.

Обязанности учителя начальных классов

Полный список можно посмотреть в должностной инструкции и в профессиональном стандарте педагога. Обратите внимание: руководство школ имеет право менять перечень обязанностей учителей по своему усмотрению. Но в список наверняка войдут:

  • Работа в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В частности, педагог обязан обеспечивать нужный уровень подготовки учеников, опираться на рекомендации стандарта при составлении планов занятий, проведении уроков, в воспитательной работе. Если вы решите учиться на учителя начальных классов, обязательно выбирайте программы с изучением правил работы по ФГОС НОО .
  • Охрана здоровья и жизни детей во время уроков, внеклассных мероприятий, экскурсий и пр. Оказание доврачебной помощи при необходимости.
  • Разработка рабочей программы для начальных классов (с учетом образовательной программы школы и требований руководства), обеспечение ее выполнения. Составление планов учебной и внеучебной деятельности на четверть и на каждое занятие.
  • Индивидуальная работа с учениками: помощь в освоении трудных тем, работа с мотивацией детей, воспитательные беседы, общение с родителями по поводу конкретных проблем и пр.
  • Соблюдение режима проверки тетрадей. Учитель начальных классов должен проверять классные и домашние работы ежедневно, а проверку и разбор ошибок по контрольным готовить к следующему уроку по конкретному предмету. Тетради для контрольных работ учитель обязан хранить в классе в течение всего года.
  • Ведение учебной документации, контроль посещаемости и успеваемости, подготовка и сдача отчетов руководству школы.
  • Регулярное прохождение курсов повышения квалификации по профессии учитель начальных классов . Учиться по таким программам нужно раз в 3 года, оплата обучения — обязанность работодателя.
  • Проведение родительских собраний, участие в педсоветах, семинарах, конференциях, работа в методических объединениях.

Также в списке обязанностей — строгое соблюдение локальных нормативных актов, утвержденных руководством школы.

Особенности работы педагога начальных классов, о которых важно знать

Дети в младших классах пока не умеют учиться. Ваша задача — научить их анализировать информацию, работать с источниками, трудиться в парах и в группах, планировать время и пр. Важно учить самостоятельности: в отличие от детского сада, в школе не помогают одеваться перед выходом на улицу, не напоминают каждый раз о необходимости мыть руки перед едой.

У ребят в начальных классах, особенно у первоклассников, уровень дисциплины может быть далек от идеала. Не всем детям удается быстро переключиться с игр в детском саду на учебу в классе. Именно поэтому учитель должен быть терпеливым и вместе с тем настойчивым. Важно включать в занятия игровой элемент и чаще менять виды деятельности на уроке, чтобы дети не уставали слишком быстро — но не менее важно следить за дисциплиной в классе и добиваться соблюдения школьных правил.

Самооценка у детей 7-10 лет еще не развита в полной мере, поэтому ребята формируют мнение о себе, опираясь на слова взрослых. Вы должны тщательно выбирать фразы, общаясь с детьми. Терпение, тактичность и способность сохранять спокойствие помогут вам в этом.

Наконец, вам, скорее всего, придется очень много общаться с родителями учеников. Во-первых, дети в младших классах еще недостаточно ответственны. Например, они могут забыть, что завтра вы идете не на уроки, а на экскурсию, поэтому важно предупредить о мероприятии родителей. Во-вторых, родители будут беспокоиться за своих детей, задавать много вопросов, кто-то даже может попросить разрешения поприсутствовать на уроке. Отнеситесь к этим просьбам с пониманием. Учителю начальных классов очень важно выстроить хорошие отношения с родителями учеников. Вы должны стать союзниками в вопросах воспитания и обучения детей.

Зарплата учителя начальных классов в России

Размер окладов и премий зависит от нескольких факторов, включая регион и конкретную школу (в гимназиях и частных заведениях обычно платят больше, чем в общеобразовательных государственных школах), стаж педагога, его квалификационную категорию, ставку, дополнительную работу (например, классное руководство, ведение кружков и секций и пр.) Поэтому нельзя ответить однозначно, сколько получает учитель начальных классов — мы можем указать лишь средние зарплаты.

В Москве педагоги зарабатывают около 50-80 тыс. рублей. Вдобавок учитель начальных классов может работать репетитором и получать дополнительно около 15-20 тыс. рублей в месяц.

Где получить образование учителя начальных классов?

Специальность педагога можно получить в вузе или колледже. Сколько учиться на учителя начальных классов — зависит от учреждения:

  • 5 лет в вузе;
  • 3 года 10 месяцев, если учиться заочно в колледже на базе 11 классов или очно на базе 9 классов;
  • 2 года 10 месяцев при очном обучении в колледже на базе 11 классов;
  • 5 лет 4 месяца, если учиться в колледже заочно после окончания 9 классов.

Но если вы уже получили другую специальность в колледже или вузе, вам не обязательно снова тратить несколько лет, чтобы переучиваться на педагога. Вместо этого вы можете пройти курсы переподготовки и освоить новую профессию за 5-10 месяцев. При этом даже не будет стоять вопрос, какие предметы нужно сдавать при поступлении на курсы для учителей младших классов — вступительные экзамены не проводятся.

Конечно, если вы уже получили среднее профессиональное или высшее образование и начали работать, но позже решили сменить профессию, вам неудобно будет учиться на очном отделении. Решение — дистанционное* обучение на учителя начальных классов. Оно позволит вам изучать материал и выполнять практические задания тогда, когда это будет удобно, без отрыва от работы — в отпуске, по вечерам, по выходным. Вам не придется отпрашиваться с занятий, если планы вдруг изменятся — вы просто перенесете работу с учебным материалом в своем личном графике.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Читайте также: