Право поступления на службу в органы принудительного исполнения наступает с какого возраста

Обновлено: 30.06.2024

Изменилось не только название, но и положения прежнего закона, регламентирующие деятельность и ответственность сотрудников службы судебных приставов, а теперь - органов принудительного исполнения.

В прокуратуру области как надзорный орган ежегодно поступает большое количество жалоб на действия (бездействие) судебных приставов. За несоблюдение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан и ходатайств сторон исполнительного производства прокурорами в 2020 году инициирована административная ответственность 33 должностных лиц.

Однако применение такой меры ответственности к экс-приставам за указанные нарушения с 19 июня 2020 года стало невозможным в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 08.06.2020 № 174-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, уточняющих порядок привлечения сотрудников органов принудительного исполнения к ответственности.

Определяя особенности привлечения этих сотрудников к ответственности, статья 2.5 КоАП РФ закрепляет общее правило, согласно которому за административные правонарушения указанные лица несут дисциплинарную ответственность (часть 1), кроме случаев наступления административной ответственности на общих основаниях (часть 2).

Поскольку в перечень предусмотренных частью 2 статьи 2.5 КоАП РФ правовых норм не включена ст. 5.59 КоАП РФ об ответственности за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, то сотрудники органов принудительного исполнения за такое нарушение теперь могут быть привлечены только к дисциплинарной ответственности.

Между тем в прокуратуру области продолжают поступать заявления граждан о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении сотрудников органов принудительного исполнения. Однако с учетом изменившегося законодательства органами прокуратуры области выносятся определения об отказе в возбуждении таких дел. При этом в случае выявления нарушений порядка рассмотрения обращений граждан, допущенных органами принудительного исполнения, принимаются иные меры прокурорского реагирования.

В связи с изложенным рекомендуется гражданам при направлении в органы прокуратуры обращений на действия сотрудников органов принудительного исполнения ставить вопрос не об административной ответственности таких сотрудников по ст. 5.59 КоАП РФ, а об установленной законом ответственности.

Прокуратура
Ростовской области

Прокуратура Ростовской области

15 июля 2020, 16:26

Изменение законодательства об ответственности судебных приставов - сотрудников органов принудительного исполнения

Изменилось не только название, но и положения прежнего закона, регламентирующие деятельность и ответственность сотрудников службы судебных приставов, а теперь - органов принудительного исполнения.

В прокуратуру области как надзорный орган ежегодно поступает большое количество жалоб на действия (бездействие) судебных приставов. За несоблюдение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан и ходатайств сторон исполнительного производства прокурорами в 2020 году инициирована административная ответственность 33 должностных лиц.

Однако применение такой меры ответственности к экс-приставам за указанные нарушения с 19 июня 2020 года стало невозможным в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 08.06.2020 № 174-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, уточняющих порядок привлечения сотрудников органов принудительного исполнения к ответственности.

Определяя особенности привлечения этих сотрудников к ответственности, статья 2.5 КоАП РФ закрепляет общее правило, согласно которому за административные правонарушения указанные лица несут дисциплинарную ответственность (часть 1), кроме случаев наступления административной ответственности на общих основаниях (часть 2).

Поскольку в перечень предусмотренных частью 2 статьи 2.5 КоАП РФ правовых норм не включена ст. 5.59 КоАП РФ об ответственности за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, то сотрудники органов принудительного исполнения за такое нарушение теперь могут быть привлечены только к дисциплинарной ответственности.

Между тем в прокуратуру области продолжают поступать заявления граждан о возбуждении дел об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ в отношении сотрудников органов принудительного исполнения. Однако с учетом изменившегося законодательства органами прокуратуры области выносятся определения об отказе в возбуждении таких дел. При этом в случае выявления нарушений порядка рассмотрения обращений граждан, допущенных органами принудительного исполнения, принимаются иные меры прокурорского реагирования.

В связи с изложенным рекомендуется гражданам при направлении в органы прокуратуры обращений на действия сотрудников органов принудительного исполнения ставить вопрос не об административной ответственности таких сотрудников по ст. 5.59 КоАП РФ, а об установленной законом ответственности.

В соответствии с частями 12, 18 статьи 2 и частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7608), статьей 21 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр. 8220 - 8235; 2009, N 29, ст. 3617) приказываю:

2. Выплату надбавки, предусмотренной подпунктом 2.7 пункта 2 приложения к настоящему приказу, осуществлять с 01.05.2020.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 06.10.2021.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы Савенко И.Г.

к приказу ФССП России

от 08.09.2021 N 479

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРИКАЗ ФССП РОССИИ ОТ 17.01.2020 N 103

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМ ДОВОЛЬСТВИЕМ

СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ, ПОРЯДКА ВЫПЛАТЫ ПРЕМИЙ ЗА ДОБРОСОВЕСТНОЕ

ВЫПОЛНЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОРЯДКА

ОКАЗАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ

ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. В пункте 2 приказа ФССП России от 17.01.2020 N 103 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - приказ) слова "Управлению делами" заменить словами "Финансово-экономическому управлению".

2. В приложении N 1 "Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" к приказу:

2.1. Пункт 3 дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:

"процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны;".

2.2. В пункте 3 абзацы шестой - десятый считать абзацами седьмым - одиннадцатым соответственно.

2.3. Пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.".

2.4. Пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Выплата денежного довольствия ранее установленного срока может производиться сотрудникам, убывающим:

в отпуск - за текущий и следующий месяцы не позднее чем за три рабочих дня до убытия в отпуск, не считая выходных и праздничных дней, если они ко дню выплаты денежного довольствия за текущий месяц не могут прибыть к месту службы;

к новому месту службы;

в служебные командировки - за текущий месяц, если они ко дню выплаты денежного довольствия за текущий месяц не могут прибыть к месту службы.".

2.5. В пункте 31 слова "далее для настоящего раздела" заменить словами "далее для настоящей главы".

2.6. Главу XVI изложить в следующей редакции:

"XVI. Денежные аттестаты

64. При перемещении по службе в другой орган принудительного исполнения, при увольнении сотрудников со службы с правом на пенсию финансово-экономическое подразделение органа принудительного исполнения обязано обеспечить их денежным довольствием и компенсацией расходов на проезд и перевозку личного имущества и произвести записи о выплаченных суммах в денежном аттестате (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Порядку).

65. Денежный аттестат сотруднику выдается в случае перемещения его из одного органа принудительного исполнения в другой, в том числе при возложении временного выполнения обязанностей по другой должности.

При увольнении сотрудника со службы с правом на пенсию, а также в случае смерти (гибели) сотрудника, при наличии у его членов семьи права на получение пенсии по случаю потери кормильца, денежный аттестат передается финансово-экономическим подразделением органа принудительного исполнения по последнему месту службы сотрудника в отдел пенсионного обеспечения Финансово-экономического управления.

66. При заполнении денежного аттестата обязательно указываются следующие сведения:

о должностном окладе, окладе по специальному званию, процентной надбавке за выслугу лет;

о пособиях и компенсациях, выплаченных сотруднику в течение соответствующего календарного года;

о коэффициентах (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях), процентных надбавках к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях (для сотрудников, проходящих службу в названных районах и местностях);

об удержанных алиментах.

67. Денежные аттестаты должны быть заполнены без помарок, подчисток и исправлений.

Денежные аттестаты сотрудников центрального аппарата ФССП России подписывают: директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации или уполномоченное лицо ФССП России и главный бухгалтер ФССП России.

Денежные аттестаты сотрудников территориальных органов ФССП России подписывают: руководитель территориального органа ФССП России или уполномоченное лицо территориального органа ФССП России и главный бухгалтер территориального органа ФССП России.

Денежные аттестаты должны быть заверены гербовой печатью органов принудительного исполнения.

68. Сотрудник подтверждает правильность записей по произведенным расчетам подписью в денежном аттестате.

При отказе сотрудника от подписи денежного аттестата составляется акт об отказе от подписи, в котором указываются причины отказа.

70. Оформленный денежный аттестат выдается сотруднику или направляется в течение пяти рабочих дней в орган принудительного исполнения, который будет производить выплату денежного довольствия сотруднику по новому месту службы, а в случае увольнения сотрудника со службы с правом на пенсию или в случае смерти (гибели) сотрудника, при наличии у его членов семьи права на получение пенсии по случаю потери кормильца, в отдел пенсионного обеспечения Финансово-экономического управления ценным, заказным письмом, фельдъегерско-почтовой связью.

71. Денежный аттестат выдается сотруднику под подпись и регистрируется в соответствующем журнале с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и специального звания сотрудника, номера и даты выдачи денежного аттестата, а также фамилии лица, его выдавшего.

72. Финансово-экономическое подразделение органа принудительного исполнения, который будет производить выплату денежного довольствия сотруднику по новому месту службы, в течение десяти рабочих дней со дня поступления денежного аттестата посредством АИС ФССП России в орган принудительного исполнения, выдавший денежный аттестат, направляет письмо, подписанное руководителем (уполномоченным лицом) органа принудительного исполнения, подтверждающее получение денежного аттестата, с обязательным указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и специального звания сотрудника, прибывшего на новое место службы, согласно которому сотрудник обеспечен денежным довольствием.

73. В случае если в орган принудительного исполнения, выдавший денежный аттестат, в течение двадцати рабочих дней со дня выдачи денежного аттестата не поступило письмо-подтверждение о получении денежного аттестата сотрудника, убывшего в другой орган принудительного исполнения, органом принудительного исполнения, выдавшим денежный аттестат, направляется в орган принудительного исполнения, который будет производить выплату денежного довольствия сотруднику по новому месту службы, письмо, подписанное руководителем (уполномоченным лицом) органа принудительного исполнения, о представлении подтверждения получения денежного аттестата прибывшего сотрудника.

74. Сотрудники, прибывшие к новому месту службы и не предъявившие денежный аттестат, в рапорте о зачислении на денежное довольствие по новому месту службы в обязательном порядке указывают:

причину непредставления денежного аттестата;

замещаемую по прежнему месту службы должность и специальное звание;

дату, по которую он был обеспечен денежным довольствием, из какого расчета, вид и сумму причитающихся удержаний.

В данном случае в орган принудительного исполнения, в котором сотрудник состоял на денежном довольствии, органом принудительного исполнения, которым будет производиться выплата денежного довольствия сотруднику по новому месту службы, в месячный срок направляется запрос о представлении денежного аттестата (дубликата).

75. В течение десяти рабочих дней со дня получения дубликата денежного аттестата финансово-экономическое подразделение органа принудительного исполнения, который будет производить выплату денежного довольствия сотруднику по новому месту службы, проверяет соответствие сведений, указанных прибывшим сотрудником в рапорте, сведениям, отраженным в дубликате денежного аттестата.

В случае расхождения сведений при необходимости производится перерасчет начисленного и выплаченного денежного довольствия.

76. Сотрудникам, уволенным со службы в органах принудительного исполнения с назначением пенсии, денежный аттестат на руки не выдается и подлежит направлению в соответствующее кадровое подразделение органа принудительного исполнения для приобщения к материалам для назначения пенсии.".

2.7. Дополнить главой XVII следующего содержания:

"XVII. Процентная надбавка к должностному окладу

за стаж работы (службы) в структурных подразделениях

по защите государственной тайны

77. Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, предусмотренной главой V настоящего Порядка, ежемесячно выплачивается процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны в следующих размерах :

Пункт 3 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 39, ст. 4083).

при стаже работы (службы) от 1 до 5 лет - 10 процентов;

при стаже работы (службы) от 5 до 10 лет - 15 процентов;

при стаже работы (службы) от 10 лет и выше - 20 процентов.

78. При определении стажа работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны следует учитывать только документально подтвержденный стаж работы (службы) в указанных подразделениях независимо от того, в каком органе государственной власти Российской Федерации, органе местного самоуправления и в какой организации работал (проходил службу) сотрудник. В стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны не засчитываются перерывы работы (службы) в указанных подразделениях.

79. В приказе об установлении надбавки за стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны кроме сведений, установленных в пункте 5 настоящего Порядка, указывается стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны.".

2.8. Дополнить приложением следующего содержания:

к Порядку обеспечения денежным

довольствием сотрудников органов

ДЕНЕЖНЫЙ АТТЕСТАТ N _______

(наименование органа принудительного исполнения Российской Федерации,

выдавшего денежный аттестат, почтовый адрес)

(фамилия, имя, отчество (при наличии),

замещаемая должность и специальное звание)

1. Обеспечен денежным довольствием по "__" _______________ 20__ г. включительно из следующего расчета:

а) должностной оклад

(сумма цифрами, прописью)

б) оклад по специальному званию

(сумма цифрами, прописью)

г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание

(сумма цифрами, прописью)

д) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы

(сумма цифрами, прописью)

е) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну _______________________________________

(сумма цифрами, прописью)

ж) процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы (службы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны ___________________

(сумма цифрами, прописью)

з) премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей

(сумма цифрами, прописью)

и) поощрительные выплаты за особые достижения в службе

(сумма цифрами, прописью)

к) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время

(сумма цифрами, прописью)

н) ежегодная материальная помощь

(сумма цифрами, прописью)

2. Произведены другие дополнительные выплаты, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

(наименование выплат, сумма цифрами, прописью)

3. Выслуга лет на "__" ___________ 20__ г. составляет ___ лет ___ месяцев ___ дней для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет. Выслуга лет в отдаленной местности на "__" __________ 20__ г. составляет ___ лет ___ месяцев ___ дней.

4. Сведения об удержаниях из денежного довольствия:

а) алименты по решению

(наименование суда, выдавшего исполнительный лист)

от "__" ______________ 20__ г. N _____

в размере (долях) ___________ от денежного довольствия в сумме __________

(сумма цифрами, прописью)

(фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес,

банковские реквизиты получателя алиментов)

удержаны по "__" ___________ 20__ г.

Конечный срок удержания алиментов "__" _______________ 20__ г.

Задолженность по алиментам на "__" _______________ 20__ г.

(сумма цифрами, прописью)

б) остаток непогашенного начета

(сумма цифрами, прописью)

ежемесячно подлежит удержанию в размере __% от оклада денежного содержания;

в) другая задолженность

(сумма цифрами, прописью)

ежемесячно подлежит удержанию в сумме ___________________ руб. ___ коп., должна быть взыскана до "__" _________________ 20__ г. и выслана по адресу

(подробные реквизиты получателя)

5. Оформлено извещение от "__" ___________ 20__ г. N ______

6. Зачислен в распоряжение органа принудительного исполнения Российской Федерации с "__" ____________ 20__ г. в связи

7. Выдан денежный аванс

(сумма цифрами, прописью)

9. Другие сведения:

10. Аттестат выдан в связи

(причина выдачи аттестата)

"__" ___________ 20__ г.

Правильность записей, указанных в аттестате, подтверждаю

"__" ___________ 20__ г.

3. В приложении N 2 "Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения" к приказу название дополнить словами "Российской Федерации".

4. В приложении N 3 "Порядок оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения" к приказу:

4.1. Название дополнить словами "Российской Федерации".

4.2. Пункт 2 после слов "в основной отпуск" дополнить словами "на основании его рапорта".

4.3. Абзац первый пункта 5 изложить в следующей редакции:

4.4. Абзац четвертый пункта 5 изложить в следующей редакции:

4.5. Подпункт 6.2 пункта 6 изложить в следующей редакции:

"6.2. Смерти родителей, детей, супруга (супруги), родных братьев и сестер сотрудника на основании копии свидетельства о смерти в размере до двух окладов денежного содержания.".

4.6. В пункте 8 слова "абзацами 6.1, 6.2, 6.3 и 6.4" заменить словами "подпунктами 6.1, 6.2 и 6.3".

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе) стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном Законом о службе, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 38 Закона о службе в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Согласно сокращению, введенному пунктом 7 статьи 1 Закона о службе в органах принудительного исполнения, сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с названным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

В этой связи положения части 14 статьи 92 Закона о службе в органах принудительного исполнения распространяются только на сотрудников органов принудительного исполнения.

Разъяснение подготовлено СПУ ДПД МВД России.

О законности размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" фотографий и персональных данных сотрудников органов внутренних дел без их согласия

Частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что федеральным законом возможно ограничение прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральными конституционными законами от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне", Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и некоторыми другими законодательными актами предусмотрены ограничения данного конституционного права гражданина.

Условия получения и использования изображения гражданина (в том числе и должностных лиц МВД России (далее - сотрудники полиции) определены статьей 152 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом указанная правовая норма не содержит запрета на получение такого изображения, но ограничивает его обнародование и дальнейшее использование, которые допускаются только с согласия этого гражданина (сотрудника полиции), либо в случаях, перечисленных в законе, в частности, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (подпункт 1 пункта 1), когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования (подпункт 2 пункта 1), а также когда гражданин позировал за плату (подпункт 3 пункта 1).

Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон "О полиции") предусмотрено, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане, имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона "О полиции" установлено, что граждане Российской Федерации осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.

На территориях, в зданиях органов внутренних дел могут располагаться как режимные помещения, так и помещения, предназначенные для приема граждан, в которых, как правило, размещаются информационно-справочные материалы.

К информации, размещенной в помещениях органов внутренних дел, в которых осуществляется прием граждан, и предназначенной для широкого круга лиц, доступ законодательно не ограничен и граждане вправе знакомиться с указанной информацией, в том числе фиксировать данную информацию любым доступным способом.

Доступ граждан к информации о деятельности полиции, в том числе с применением фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры в режимных помещениях является ограниченным, исходя из того, что в этих помещениях осуществляется деятельность по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" подлежат защите сведения об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Названными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о ее осуществлении.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7). Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке (часть 2 статьи 17).

Таким образом, в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото-, видеосъемки сотрудников полиции, находящихся при исполнении служебных обязанностей, следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), а с другой стороны - на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также из необходимости защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 указанного Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Учитывая, что законодательством Российской Федерации не может быть установлен запрет на фото-, видеосъемку сотрудников полиции, как публичного государственного служащего, во всех случаях, связанных с деятельностью органов внутренних дел, необходимо разъяснять гражданам условия использования полученного изображения. Так, изображение может быть использовано как доказательство в целях оспаривания действий должностных лиц органов внутренних дел (вышестоящему должностному лицу, прокурору, либо в судебном порядке).

При этом сотрудник полиции как гражданин Российской Федерации с одной стороны и как публичный государственный служащий с другой, чья деятельность определяется в том числе Федеральным законом "О полиции", вправе отказать в даче согласия на распространение своего изображения и персональных данных путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и других источниках информации.

В этой связи, любой гражданин, в том числе сотрудник полиции при нарушении его гражданского права на охрану своего изображения и персональных данных вправе обратиться в установленном порядке в суд.

В зависимости от условий дальнейшего использования полученного материала и преследуемых при этом целей в соответствии с законодательством Российской Федерации возможно наступление уголовной ответственности. Например, частью 2 статьи 128 1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, при этом санкция за данное преступление предусматривает штраф в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.

Судебные приставы — это государственные служащие, которые следят за безопасностью и соблюдением порядка в судах, исполняют вступившие в силу судебные акты и контролируют работу коллекторских агентств. Они работают в Федеральной службе судебных приставов.

Есть два вида судебных приставов. Приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов — ОУПДС — следят за безопасностью и поддерживают общественный порядок в здании суда.

Приставы-исполнители исполняют решения суда: арестовывают счета, списывают деньги с карты в счет уплаты штрафов и алиментов, изымают имущество. Еще они контролируют исполнение решений суда, не связанных с имущественными требованиями: например, если нужно восстановить незаконно уволенного сотрудника.

В статье расскажем о приставах-исполнителях.

Чем занимаются судебные приставы-исполнители

Судебные приставы исполняют решения суда или других органов власти. Для этого закон предоставляет им особые полномочия: взыскивать долги и контролировать исполнение обязательств, которые прописаны в исполнительных документах.

Взыскивают долги. Чаще всего судебные приставы исполняют постановления о взыскании долгов. Они собирают информацию о должнике и его имуществе и делают запросы:

  • в банк: проверяют счета и деньги должника;
  • в пенсионный фонд: предупреждают работодателя о долге или выясняют, получает ли должник пенсию;
  • в миграционную службу: подтверждают место жительства;
  • в Росреестр: получают выписку о недвижимости;
  • в Госавтоинспекцию: проверяют, есть ли у должника машина.

Иногда данные о должнике может предоставить взыскатель.

Сначала судебные приставы списывают деньги со счетов, в том числе с валютных и металлических. Если денег не хватает, банк будет перечислять приставам все пополнения, пока долг не будет погашен.

Приставы могут удержать до 50% зарплаты, пенсии, пособия по безработице или других доходов. В некоторых случаях могут забрать до 70% — например, по долгам за алименты.

Когда денег нет, приставы на время арестовывают имущество. Если должник погасит долг, ему вернут все, что забрали. А если нет — вещи могут продать на торгах. Пристав имеет право передать изъятое имущество на хранение организации, с которой у службы заключен договор.

Пристав не может самостоятельно продать имущество должника. Он проводит оценку по специальной методике, принятой в службе. Если предварительная стоимость составляет более 30 000 ₽, к оценке привлекают профессионального оценщика.

У должника есть 10 дней на обжалование постановления об аресте. Если он не обжалует его, пристав вынесет постановление о продаже арестованной собственности и передаст документы на нее в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое организует торги.

В некоторых случаях приставы запрещают неплательщикам управлять машиной или покидать страну.

Контролируют исполнение неимущественных требований. Приставы контролируют исполнение решений суда, которые не связаны с уплатой долгов. Например, проверяют, чтобы незаконно уволенного сотрудника восстановили на работе, и следят за сносом незаконных построек.

Как взыскивают долги

Суд выносит решение, взыскатель получает исполнительный документ и отдает его приставу. На основании этого документа пристав взимает долг с виновной стороны.

Некоторые решения суд выносит без присутствия должника, и исполнительный документ сразу направляют приставам. В течение 6 дней они должны начать исполнительное производство — мероприятия по принудительному взысканию долга. Приставы отправляют должнику извещение о возбуждении исполнительного производства в письменном виде или через портал госуслуг и дают ему время добровольно исполнить обязательства.

Проверить свои задолженности можно на официальном сайте службы судебных приставов, в банке данных исполнительных производств.

банк данных исполнительных производств

Проверить задолженности можно по номеру исполнительного производства или документа. Если их нет под рукой, физлица могут воспользоваться поиском по паспортным данным, а компании — по названию и адресу.

Приставы следят, чтобы должник выполнил требования в течение 2 месяцев, но этот процесс может затягиваться, если должники уклоняются от уплаты долга, не приходят в территориальное отделение службы и скрывают доходы.

Исполнительное производство закончится, когда должник погасит задолженность или выполнит требования. В случае уклонения от уплаты пристав может наложить арест на имущество или изъять его.

Какое имущество могут забрать

Имущество могут описать и арестовать, только если сумма долга превышает 3 000 ₽. Закон разрешает приставам входить в помещения должника без его согласия: даже если дверь открыли родственники, пристав может начать осмотр и опись имущества.

Вот что могут забрать:

  • дом, квартиру и земельные участки, если должник не платит за них ипотеку;
  • гараж и транспорт, если он не нужен для работы;
  • некоторые виды бытовой техники: например, микроволновку, гриль или тостер;
  • предметы роскоши: драгоценности, шубы, дорогую одежду;
  • мебель, которую нельзя считать жизненно необходимой: журнальный столик, кресла, диван;
  • предметы декора: ковры, вазы, картины и предметы искусства.

Некоторые виды имущества нельзя забрать за долги. К ним относятся:

  • единственное жилье;
  • вещи, необходимые для жизни: холодильник, плита, сантехника, повседневная одежда и обувь;
  • продукты питания и деньги на общую сумму больше прожиточного минимума;
  • имущество, которое используют для заработка: например, ноутбук, если должник — программист, автомобиль — если таксист;
  • транспорт и имущество инвалидов: слуховые аппараты, инвалидные коляски;
  • предметы, необходимые для выживания семьи: например, топливо для отопления жилья и приготовления пищи — дрова, газовые баллоны.

Судебный пристав обязательно привлекает понятых — незаинтересованных лиц, которые присутствуют при оформлении документов и подтверждают, что госслужащий не нарушал закон. В присутствии понятых пристав описывает имущество и составляет акт, где указывает дату и данные всех лиц, которые участвовали при аресте.

В документ включают опись имущества с примерной стоимостью. Пристав должен указать вид, объем и срок ограничения права, а если имущество изымают — сделать отметку об этом. Еще в акт включают информацию о лице, которому передают имущество на хранение. Это может быть организация, с которой служба заключила договор, или члены семьи должника. Копию акта вручают должнику.

В какое время приходят приставы

Приставы имеют право приходить к должнику в рабочие дни с 6 до 22 часов, при этом госслужащий сам выбирает время для визита. Обычно они приходят до 11:00 и после 16:00, потому что днем люди работают и редко бывают дома.

Бывают исключения. Пристав может прийти ночью или в выходной день, если решение суда требует немедленного исполнения. Например, если нужно снести постройку, которая угрожает безопасности граждан, или разыскать ребенка.

Как избежать визита

Когда исполнительное производство уже началось, нужно обратиться к приставу напрямую, чтобы уточнить сроки и дело не дошло до ареста и изъятия имущества.

Если нет возможности выплатить долг сразу, можно договориться о рассрочке — погашении задолженности небольшими ежемесячными платежами. За рассрочкой или отсрочкой погашения долга можно обратиться в суд. Но нужно учесть, что судебный пристав или суд предоставят отсрочку только по уважительной причине: например, если должник не может работать по состоянию здоровья. Подтвердить обещание можно распиской.

Что будет, если не выполнять требования приставов

Требования судебных приставов обязательны для всех: органов власти, должностных, юридических и физических лиц. Если их не выполнить, придется заплатить штраф. Штраф для физлица — от 1000 до 2500 ₽, для ИП — от 10 000 до 20 000 ₽, а для компании — от 30 000 до 100 000 ₽.

Когда пристав начинает исполнительное производство, он изучает документы и вызывает должника на беседу. Дополнительно он может запросить документы с места работы, справку о доходах и сведения о месте жительства. Это нужно, чтобы понять, сможет ли он погасить долг и сколько времени ему на это понадобится. Если должник предоставит недостоверную информацию, например скроет увольнение или неофициальный источник дохода, его оштрафуют.

Оштрафовать могут и за другие правонарушения. Например, за то, что должник не уведомил об увольнении или скрыл информацию о доходах.

За препятствование работе пристава могут привлечь к административной ответственности. Например, за отказ передать имущество под арест придется заплатить от 1000 до 1500 ₽.

Если должник препятствует исполнению решения суда и после наложения административного штрафа, его могут привлечь к уголовной ответственности. Назначить штраф в размере 50 000 ₽ или дохода за 6 месяцев, обязательные работы до 240 часов, исправительные работы до года или лишить свободы на срок до одного года.

Ответственность пристава

Если пристав плохо исполняет служебные обязанности, например затягивает сроки, его привлекут к дисциплинарной ответственности. В зависимости от проступка могут наказать замечанием, выговором, строгим выговором, предупреждением и увольнением.

В некоторых случаях пристава могут привлечь к административной и даже уголовной ответственности — например, если докажут, что он брал взятку.

Как пожаловаться на пристава

Если вы считаете, что судебный пристав нарушает закон, нужно написать жалобу в течение 10 дней с момента нарушения. Укажите в документе свои данные и данные пристава, опишите нарушение, ссылаясь на нормы закона, и предъявите требование.

Информацию о судебном приставе можно найти там же, где и о задолженностях, — на официальном сайте службы судебных приставов. Достаточно ввести паспортные данные должника.

Подавать жалобу нужно в порядке подчиненности: пожаловаться на рядового пристава можно старшему приставу отдела. Если проблема не решилась — главному судебному приставу субъекта. Также за защитой прав можно обратиться в городскую прокуратуру или в суд.

Жалобу рассмотрят в течение 10 дней. Если ее признают обоснованной, незаконное постановление отменят, а пристава могут привлечь к ответственности.

Читайте также: