Право на свободу мирных собраний и ассоциаций это какое право

Обновлено: 17.05.2024

  • Свобода ассоциаций, или свобода союзов, — одно из прав человека первого поколения, регулирующее свободу вступать или не вступать в организации, а также их покидать, и право организаций исключать своих членов. Тесно связано со свободой собраний. Наиболее разработанный раздел свободы ассоциаций — право на объединение в профсоюзы.

Связанные понятия

Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права путем правосудия.

Свобо́да ма́ссовой информа́ции и её составляющая свобо́да печа́ти — конституционные гарантии независимого функционирования СМИ в отдельно взятой стране. Имеет кардинальное значение для построения демократии и поощрения гражданской активности. Трактуется как политическое право граждан свободно учреждать средства массовой информации и распространять любую печатную продукцию. Одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека, являющееся составной частью более общего права — свободы.

Равенство перед законом, равноправие — важнейший принцип демократии и классического либерализма, согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, пола, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений. Нарушение этого принципа называется дискриминацией.

Упоминания в литературе

В 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав трудящихся (Социальная хартия ЕС), которая сформулировала принципиальные положения, касающиеся содержания социальных и трудовых прав. Именно этот документ стал исходной базой развития трудового законодательства стран Евросоюза, хотя в отличие от основополагающих программных актов ЕС он не является договором и его положения носят рекомендательный характер. Перечень прав и свобод, составляющих содержание Социальной Хартии ЕС, принято группировать по 12 направлениям: свобода передвижения; занятость и заработная плата; улучшение условий жизни и труда; социальная защищенность; свобода ассоциаций и право на коллективные договоры; профессиональное обучение; равенство мужчин и женщин в сфере труда; информация, консультации, участие работников в управлении производством; защита здоровья и безопасности работника на рабочем месте; защита детей и подростков; защита пожилых трудящихся; защита нетрудоспособных.

Связанные понятия (продолжение)

Политическая свобода — естественное, неотчуждаемое от человека и социальных общностей качество, выражающееся в отсутствии вмешательства в суверенитет человека на взаимодействие с политической системой при помощи принуждения или агрессии. Политические права и свободы принципиально отличаются от личных, социальных, экономических и других прав и свобод тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства.

Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Активное избирательное право принято обозначать еще как "право избирателей", а пассивное избирательное право как "право кандидатов".

Основны́е права́ и свобо́ды — совокупность установленных и охраняемых государством прав и свобод его граждан. Являются важнейшими и основополагающими, предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе обладающими властью лицами или органами, называется законностью.

Свобода личности (лат. Liberum arbitrium, также гражданская свобода) — это конституционно-правовая категория, гражданские права, возможность выбора гражданам страны образа жизни, деятельности и т. п. Степень свободы личности отличается в разных странах.

Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.

Законность — политико-правовой или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Верхове́нство пра́ва (верхове́нство зако́на, англ. rule of law) — правовая доктрина, согласно которой никто не может быть выше закона, все равны перед законом, никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение. Верховенство закона подразумевает, что все подзаконные акты и акты правоприменения подчиняются и не противоречат закону. Согласно естественно-правовой теории верховенство права требует, чтобы все нормативные правовые акты (в том числе, конституция.

Свобо́да вероиспове́дания — право исповедовать и практиковать любую религию. Исторически значение термина расширялось, и в настоящее время свобода вероисповедания обычно понимается также как право не исповедовать и не практиковать никакой религии, проповедовать религиозные или другие мировоззрения и/или пропагандировать отказ от них.

Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации.

Представительная демократия — политический режим, при котором хотя основным источником власти и признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы.

Свобода совести — естественное право человека формировать свои убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.

Права́ челове́ка — такие правила, которые обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.

Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять.

Народный суверенитет (народовластие, суверенитет народа) — доктрина, согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.

Гражданские и политические права — один из двух общих видов всемирно признанных прав человека. Они обеспечивают защиту государства (например, право на справедливый процесс, презумпцию невиновности, свободу слова) и требуют, чтобы государство предоставляло определенные юридические и политические возможности (например, право голоса, право на справедливый суд присяжных). Эти права изложены в Международном пакте о гражданских и политических правах и в статьях 1-21 Всеобщей декларации прав человека.

Субсидиа́рность (от лат. subsidiarius — вспомогательный) — принцип социальной организации, возникший в Римско-католической церкви и получивший своё развитие после Первого Ватиканского собора. Многие ассоциируют его с идеей децентрализации. Согласно данному принципу социальные проблемы должны решаться на самом низком, малом или удалённом от центра уровне, на котором их разрешение возможно и эффективно: центральная власть должна играть "субсидиарную" (вспомогательную), а не "субординативную" (подчинительную.

Отделение церкви от государства — принцип взаимоотношений государства и церкви, предполагающий отказ государства от вмешательства в дела церкви; свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; отсутствие закрепленных за церковью государственных функций.

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.

Экономи́ческая свобо́да — термин, используемый в экономических и политических дебатах. Как и в случае неоднозначности философского определения термина свобода, существуют множество определений термина экономическая свобода, однако не существует универсальной, принимаемой всеми концепции. Довольно часто используется подход к экономической свободе, пришедший из либертарианской традиции, опирающийся на концепции свободного рынка и частной собственности.

Прямая, также непосредственная, демократия — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области.

Императивная норма (лат. jus cogens) — норма права, выражение которой сделано в определённой, категоричной форме и не подлежит изменению по инициативе её адресатов, в отличие от диспозитивной нормы.

Неприкосновенность — общий термин, обычно применяющийся к должностным лицам, обычно выборным (но возможно и к назначаемым, например, к прокурорам), означающий наличие у определённых лиц особых прав. Точнее, для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности. Вплоть до практической невозможности привлечения, как в случае дипломатической неприкосновенности.

Парламентская демократия — форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентскому правлению. В парламентской демократии законодательный орган власти делегирует своих представителей в исполнительные министерства и осуществляет надзор над ними. В некоторых разновидностях этой системы предусмотрена пожизненная или передаваемая по наследству должность главы государства, чьи полномочия крайне ограничены и который играет представительскую или церемониальную.

Право народов на самоопределение — один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять своё экономическое и культурное развитие.

Акти́вное избира́тельное пра́во — право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и так далее) в качестве избирателя. Сегодня во многих странах мира активным избирательным правом обладают все совершеннолетние граждане, независимо от рода занятий, социального положения, образования и др. В некоторых государствах имеются ограничения активного избирательного права (например, возрастной ценз: в Греции — 20 лет, в Малайзии, Боливии и.

Либера́льная демокра́тия — правовой строй, построенный на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей, осуществляющих власть, ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

Международно-правовое регулирование труда — регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двухсторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.

Всео́бщее избира́тельное пра́во — принцип избирательного права, в соответствии с которым все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие совершеннолетия, вправе избирать органы государственной власти и местного самоуправления. В отдельных случаях подразумевает предоставление избирательного права детям и негражданам. Хотя избирательное право как таковое имеет два.

Парламентари́зм — система государственного устройства, при которой чётко разграничены функции законодательных и исполнительных властей при доминирующем положении парламента. При парламентаризме правительство формируется парламентариями из числа членов партии, получившей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.

Право на восстание (лат. jus resistendi), также известно как право на сопротивление угнетению, право на революцию — в политической философии, право граждан любыми средствами, вплоть до вооруженной борьбы, защищать свои права и свободы от узурпаторов. Относится к естественным правам, то есть не требует подтверждения нормами позитивного права.

Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. К политической элите относят лиц, принадлежащий к так называемому высшему классу и осуществляющих власть в обществе. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности.

Самоуправление — состояние, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними — целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы определённым образом при его создании. Также это свойство систем формировать и реализовать инфор­мационную программу своего функционирования и развития.

Позитивное право, положительное право (лат. ius positivum) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена (в роли суверена может выступать народ или монарх), либо не противоречащих данной воле, посредством которых регулируется жизнь субъектов права на некой территории, которые являются регуляторами общественных отношений и которые поддерживаются силой государственного принуждения. Может как соблюдать, так и нарушать моральные права человека с позиции моральной.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Жирондистский проект конституции — проект конституции Франции, представленный Национальному конвенту 15 и 16 февраля 1793 года маркизом Кондорсе и состоявший из трёх частей.

Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.

Это даёт возможность свободно выражать свои мысли, мнения и убеждения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны.

Подобные акции дают гражданам возможность принять участие в дискуссиях по актуальным вопросам внутренней и внешней политики, высказать поддержку или, напротив, неприятие решений и действий других государств, различных международных и национальных организаций.

Дополнительная информация.

Содержание статьи № 31 соответствует положениям международных договоров.

ТЕРМИНЫ.

Публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных и религиозных объединений.

Цели публичного мероприятия:

  • свободное выражение и формирование мнений,
  • выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Необходимые требования для проведения публичного мероприятия:

  • оповещение возможных участников публичного мероприятия,
  • подача уведомления о проведении в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления — в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;
  • проведение предварительной агитации (могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством РФ формы агитации).

Организаторами публичного мероприятия могут быть:

  • один или несколько граждан РФ,
  • политические партии,
  • другие общественные объединения и религиозные объединения.

Участники публичного мероприятия имеют право:

  • обсуждать и принимать решения;
  • использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством РФ;
  • принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные или религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Участники публичного мероприятия обязаны:

  • выполнять все законные требования организатора мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
  • соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Проводить публичные мероприятия запрещается в следующих местах:

  • территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
  • путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
  • территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет административную ответственность.


Право на жизнь, свободы и личную неприкосновенность остается самым важным по мнению россиян. Также, в 5 самых важных прав и свобод, вошли право на медицинскую помощь, на справедливый суд, на свободу слова (впервые за историю наблюдений), на неприкосновенность имущества и жилища.

Какие из прав и свобод, по-вашему мнению, наиболее важны? (в %% опрошенных, ранжировано по 2021 году)

2017201820192021
право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность72767875
право на медицинскую помощь,70657062
право на справедливый суд50536462
свобода слова34425861
неприкосновенность имущества, жилища46495753
право на социальную защиту, достойный жизненный уровень57536252
право на работу, хорошие условия и справедливую оплату труда56535851
право на отдых и досуг39405250
право на бесплатное образование, равный доступ к образованию59575949
право владеть частной собственностью40385046
свобода перемещения и выбора места жительства29334244
право на свободу от насилия, унижений и произвола38384544
право на получение информации25283939
право на создание семьи и равноправие в браке28354338
свобода вероисповедания, свобода совести22284036
право на участие в общественной и политической жизни16213026
свобода мирных собраний (шествий, митингов) и ассоциаций13212826
затрудняюсь ответить3412

Треть россиян (32%) за последние 5 лет сталкивались с нарушением своих прав, две трети (65%) — не сталкивались. В апреле 2020 года эти показатели составляли 30% и 67% соответственно — изменения в пределах статистической погрешности.


Среди тех, кто одобряет деятельность президента, лишь 24% сталкивались с нарушением своих прав, 74% — не сталкивались. Среди тех, кто не поддерживает президента, эти показатели составили 48% и 48% соответственно.

За последние 5 лет россияне больше всего сталкивались с нарушением таких прав как право на свободу слова, право на справедливый суд, право на медицинскую помощь. Респонденты чаще всего отмечают нарушение прав на свободу слова и на справедливый суд впервые за историю наблюдений.

С нарушением каких из следующих прав вы сталкивались за последние пять лет? (в %% опрошенных, ранжировано по 2021 году)

201820192021
свобода слова8816
Право на справедливый суд12715
право на медицинскую помощь,191715
право на работу, хорошие условия и справедливую оплату труда141313
право на получение информации7710
право на социальную защиту, достойный жизненный уровень14139
право на бесплатное образование, равный доступ к образованию1279
право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность558
свобода мирных собраний (шествий, митингов) и ассоциаций438
неприкосновенность имущества, жилища457
свобода перемещения и выбора места жительства327
право на свободу от насилия, унижений и произвола337
право на отдых и досуг4 7
право владеть частной собственностью345
право на участие в общественной и политической жизни224
свобода вероисповедания, свобода совести213
право на создание семьи и равноправие в браке1 2
никакие права и свободы не ущемляются445551
затрудняюсь ответить1035
Другое 1

Руководитель отдела социокультурных исследований Левада-Центра Алексей Левинсон прокомментировал несколько важных фактов, которые показал этот опрос

В представлениях россиян выросла важность свободы слова. Вероятно, в нынешних условиях угроза свободе слова воспринимается не только как помеха для деятельности СМИ или для выступлений политиков, но и как угроза личной безопасности простых граждан. Теперь, как в советские времена, на людях лучше помалкивать. Ни мало ни много 84% россиян этим летом сказали, что не стали бы обсуждать предстоящие выборы в общественном месте и высказывать свою точку зрения — самый высокий результат за историю наблюдений.

На ограничения свободы слова обращают внимание те группы, которые вообще более остро ощущают проблемы прав и свобод. Они являются своего рода лидерами мнений в этих вопросах — к ним прислушиваются и другие граждане, даже те, кто не разделяют их политических убеждений.

Наконец, свобода слова — в принципе одно из самых фундаментальных прав. Поэтому, крепнущее в некоторых слоях общества ощущение, что вообще с правами в стране теперь большие проблемы, трансформируется в обеспокоенность ситуацией со свободой слова.

Люди, выражающие неодобрение деятельности президента, вдвое чаще заявляют, что сталкиваются с нарушением их прав, чем одобряющие. Это объяснимо: те, кто имеют критическую или оппозиционную точку зрения в отношении власти, в сегодняшних обстоятельствах чаще сталкиваются с нарушением их политических прав или угрозой репрессий за свои политические убеждения. Ответственность за это, несправедливое, по их мнению, поведение властей, они возлагают опять-таки на президента. Получается замкнутый круг.

Методология

Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

3,4% для показателей, близких к 50%

2,9% для показателей, близких к 25% / 75%

2,0% для показателей, близких к 10% / 90%

1,5% для показателей, близких к 5% / 95%

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.


Я тут статью написал про свободу собраний. Давно, где-то с полгода назад. Однако в журнал её не взяли, так что я ее вывешиваю здесь в свободном доступе. Статья длинная, примерно на 40 страниц. Здесь на странице будет содержание и вводная часть, а потом буду вывешивать отрывки в виде сериала. Для тех, кто хочет прочитать все целиком, файл статьи прилагается (см. внизу после текста и перед комментариями).

В статье обсуждается практика Европейского Суда по правам человека в области свободы собраний (статья 11 Европейской Конвенции о правах человека). Я делаю обзор Руководства ЕСПЧ, содержащего систематизированные позиции ЕСПЧ на эту тему. Затем рассматривается ряд ключевых дел ЕСПЧ о свободе собраний, в том числе связанных с Россией. Обсуждается отражение практики российских судов в актах ЕСПЧ и отражение практики ЕСПЧ в актах российских судов. Делаются выводы о неудовлетворительном состоянии дел со свободой собраний в России.

Ключевые слова: ЕКПЧ, ЕСПЧ, права человека, свобода собраний, Россия

157. Запрещаются сходбища и собранія для совѣщанія или дѣйствія, общей тишинѣ и спокойствію противныхъ.

162. Кто учинитъ сходбище подозрительное, или прошеніе или доносъ скопомъ или заговоромъ, того брать подъ стражу и отсылать къ суду.

Уставъ о предупрежденіи и пресѣченіи преступленiй
(Св. Зак. Т. XIV изд. 1857 г.)

Официальные языки ЕСПЧ – английский и французский. Важнейшие постановления ЕСПЧ переводятся на русский язык (хотя и неофициально). Эти переводы можно найти в основных справочно-правовых системах. И тем не менее российскому судье, не привыкшему к анализу судебных прецедентов, бывает очень непросто разобраться в практике ЕСПЧ по тому или иному вопросу.

В результате этого – а, возможно, также и по каким-то иным причинам – ссылки на постановления ЕСПЧ в российских судебных актах нередко имеют чисто формальный характер, а сами постановления, на которые делаются ссылки, подчас выбираются как будто наугад и далеко не всегда поддерживают тот вывод, который из них делает суд. 5

В помощь национальным судьям, а равно адвокатам и другим практикам юриспруденции, ЕСПЧ выпускает серию руководств по практике ЕСПЧ (case-law guides), систематизирующих и обобщающих практику по различным статьям Конвенции. 6

Настоящая статья включает обзор первой части этого Руководства, которая посвящена свободе собраний. Надеюсь, этот обзор окажется полезен в том числе и российским судьям. (Обсуждаемое Руководство на момент написания статьи доступно только на английском и французском языках.)

Далее в статье описываются нескольких дел ЕСПЧ, на которые часто делаются ссылки в Руководстве. В заключительной части обсуждается отражение российской судебной практики в актах ЕСПЧ и отражение актов ЕСПЧ в российской судебной практике.

Свобода собраний и объединений

1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Важно понимать, что статья защищает в том числе и те мирные собрания, которые по каким-то причинам не нравятся властям. Особенно собрания, имеющие целью выразить оппозиционные политические взгляды. Собственно, именно для защиты таких собраний статья в первую очередь и предназначена!

Предваряя последующее обсуждение, можно сказать следующее.

Ограничение должно быть действительно направлено на защиту конвенционально значимых ценностей и при этом не должно ущемлять свободы собраний и объединений сверх нужды. В противном случае это ограничение неправомерно в свете Конвенции.

Так, например, если демонстрация не была согласована властями, но ее участники не прибегали к насилию, то разгон такой демонстрации, а тем более задержание и наказание ее участников, могут быть признаны непропорциональными мерами, то есть нарушением Конвенции.

Во имя свободы собраний власти обязаны проявлять определенную степень терпимости даже по отношению к формально неправомерным действиям демонстрантов!

Именно вопрос о пропорциональности введенных национальными властями ограничений является ключевым для применения статьи 11 Конвенции. Этот вопрос обычно и решает ЕСПЧ при рассмотрении соответствующих жалоб.

И, разумеется, тот же вопрос подлежит исследованию национальным судом, который желает применить норму Конвенции в конкретном судебном деле.

(Полный текст статьи смотри в приложенном файле.)

Дело о перекрытой трассе: Кудревичюс против Литвы (2015)

Дело о склизком предмете: Ярослав Белоусов против РФ (2016)

Дело о запрещённом пикете: Лашманкин против РФ (2017)

Дело о скрытых целях: Навальный против РФ (2018)

Закон на стороне зла? Решения ЕСПЧ и российская судебная практика

1  Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950).

Читайте также: