Право на минимальный гарантированный доход какое право

Обновлено: 28.06.2024

Эта статья посвящена модели социального обеспечения, основанной на средствах. Информацию о системе безусловного дохода, предоставляемой каждому гражданину, см. В разделе Универсальный базовый доход . Информацию о системе, в которой граждане получают поток доходов за счет государственной собственности на промышленность, см. В разделе Социальные дивиденды .

Гарантированный минимальный доход ( GMI ), также называемый минимальным доходом (или сокращенно mincome ), представляет собой систему социального обеспечения , которая гарантирует всем гражданам или семьям доход, достаточный для жизни, при соблюдении определенных условий, обычно: гражданство ; а средство проверки ; и либо готовность участвовать на рынке труда , либо готовность выполнять общественные работы .

Основная цель гарантированного минимального дохода - сокращение бедности . В обстоятельствах, когда гражданство является единственным требованием, программа становится универсальной системой базового дохода .

СОДЕРЖАНИЕ

Элементы

Система гарантированного минимального дохода может состоять из нескольких элементов, в первую очередь:

  • Расчет социального минимума, обычно ниже минимальной заработной платы
  • Сеть социальной защиты, которая помогает тем, у кого нет достаточных финансовых средств, выжить при минимальном социальном уровне за счет платежей или ссуды, как правило, при условии наличия работы, выполнения общественных услуг, какого-либо социального контракта или приверженности траектории социальной интеграции
  • Государственные алименты
  • Студенческий кредит и гранты
  • Государственные пенсии пожилым людям
  • Пенсии по инвалидности для физически неработающих

Отличия от базового дохода

Базовый доход означает предоставление государством одинаковых выплат всем своим гражданам. Гарантированный минимальный доход - это система выплат (возможно, только одна) государством гражданам, которые не соответствуют одному или нескольким критериям нуждаемости . Хотя в большинстве современных стран есть какая-либо форма GMI, базовый доход встречается редко.

История

Досовременные антецеденты

Персидский монарх Кир Великий (ок. 590 - ок. 529 г. до н.э.), правительство которого использовало регулируемую минимальную заработную плату, также обеспечивал семьи специальными пайками при рождении ребенка.

Римская республика и империя предлагали Cura Annonae , регулярную раздачу бесплатного или субсидированного зерна или хлеба бедным жителям. Субсидия на зерно была впервые введена Гаем Гракхом в 123 г. до н.э., а затем институционализирована Юлием Цезарем и Августом Цезарем .

Первый суннитский мусульманский халиф Абу Бакр , который пришел к власти в 632 году, введен гарантированный минимальный уровень дохода, предоставление каждый мужчина, женщина и ребенок десять дирхамов в год. Позднее он был увеличен до двадцати дирхамов.

Современные предложения

Американский экономист Генри Джордж выступал за дивидендов , выплаченных всем гражданам из дохода , генерируемого налога стоимости земли .

Теперь я убежден, что самый простой подход окажется наиболее эффективным - решение проблемы бедности состоит в том, чтобы напрямую искоренить ее с помощью широко обсуждаемой меры: гарантированного дохода.

В 1968 году Джеймс Тобин , Пол Самуэльсон , Джон Кеннет Гэлбрейт и еще 1200 экономистов подписали документ, призывающий Конгресс США ввести в этом году систему гарантий дохода и дополнительных выплат.

В 1969 году План помощи семьям президента Ричарда Никсона обеспечил бы выплату минимального дохода бедным семьям. Предложение Никсона прошло в палате, но так и не вышло из комитета Сената.

В 1987 году , Новая Зеландия «s труда министр финансов Роджер Дуглас объявил Гарантированный минимальный Схему доход семьи , чтобы сопровождать новый налог плоский. Оба были аннулированы тогдашним премьер-министром Дэвидом Ланге , который уволил Дугласа.

В 2013 году Фонд Equal Life Foundation опубликовал Предложение о гарантированном доходе от жизни, иллюстрирующее практический способ реализации и финансирования минимального гарантированного дохода.

Среди других современных защитников - Айше Бугра (Турция), Институт зеленой экономики (GEI) и Эндрю Койн (Канада).

Финансирование

Налоговые поступления пойдут на финансирование большинства предложений GMI. Поскольку большинство предложений GMI направлено на создание минимального уровня доходов, близкого к черте бедности или выше нее, для всех граждан, налоговое бремя потребует столь же широких источников налогов, таких как подоходный налог или НДС. В разной степени GMI может финансироваться за счет сокращения или отмены других программ социального обеспечения, таких как страхование по безработице .

Другой подход к финансированию - признать, что все современные экономики используют бумажные деньги, и поэтому налогообложение для финансирования не требуется. Однако тот факт, что отсутствуют финансовые ограничения, не означает, что других ограничений, например, в отношении реальных ресурсов, не существует. Вероятным результатом, основанным на экономической теории, известной как Современная монетарная теория, будет умеренное повышение налогообложения, чтобы дополнительный доход не вызвал инфляцию спроса. Этот гипотетический чарталистский подход можно увидеть в реализации программ количественного смягчения , когда в Соединенных Штатах было создано более трех триллионов долларов без взимания налогов.

Примеры по всему миру

Бразилия

Правительство Бразилии все чаще принимает минимальный доход. В 2004 году президент Лула да Силва подписал закон об установлении универсального базового дохода. Этот закон в первую очередь реализуется через программу Bolsa Família . В рамках этой программы более бедные семьи получают прямую оплату наличными через выпущенную государством дебетовую карту. Bolsa Família - это программа условных денежных переводов , означающая, что получатели помощи получают помощь, если они совершают определенные действия. Семьи, получающие помощь, должны отдавать своих детей в школу и участвовать в программах вакцинации. Если они не соответствуют этим требованиям, они лишаются помощи. Программу критиковали за подкуп голосов, когда доходы продуктивных людей обмениваются на голоса получателей пособий. По состоянию на 2011 год в Bolsa Família принимали участие около 50 миллионов человек, или четверть населения Бразилии.

Канада

Канада экспериментировала с испытаниями минимального дохода. Во время эксперимента Mincome в Манитобе в 1970-х годах Mincome предоставляла семьям с низкими доходами денежные трансферты, чтобы они не попали в бедность. В конечном итоге судебный процесс был завершен, но это произошло из-за нехватки бюджета и смены правительства.

Провинция Онтарио начала эксперимент по минимальному доходу в 2017 году. Около 4000 граждан начали получать стипендии в зависимости от их семейного положения и дохода. Получатели этой программы могли получать более 10 000 долларов в год. Государственные исследователи использовали этот пилотный проект как способ тестирования, чтобы увидеть, может ли минимальный доход помочь людям удовлетворить их основные потребности. 31 августа 2018 года после смены правительства новый премьер-министр Дуг Форд объявил, что пилотный проект будет отменен в конце текущего финансового года.

Китай

Гарантия минимального уровня жизни в Китае, также называемая дибао , представляет собой систему социальной помощи с проверкой нуждаемости , введенную в 1993 году и распространенную на все города Китая в 1999 году.

Франция

В 1988 году Франция была одной из первых стран, которая ввела минимальный доход, названный Revenu minimum d'insertion . В 2009 году она была преобразована в Revenu de solidarité active (RSA), новую систему, направленную на выход из ловушки бедности путем предоставления низкооплачиваемым работникам дополнительного дохода для поощрения экономической активности.

Индия

Италия

Доход граждан - это система социального обеспечения , созданная в Италии в январе 2019 года. Хотя ее название напоминает об универсальном базовом доходе , это положение фактически является формой условного и неиндивидуального гарантированного минимального дохода.

Саудовская Аравия

Испания

Соединенные Штаты

Ни один бизнес, существование которого зависит от выплаты своим работникам меньше прожиточного минимума, не имеет права продолжать свое существование в этой стране.

В Соединенных Штатах существует несколько социальных программ, которые обеспечивают гарантированный минимальный доход для лиц, отвечающих определенным критериям, таким как активы или инвалидность. Например, Supplemental Security Income ( SSI ) - это правительственная программа США, которая предоставляет стипендии малообеспеченным людям в возрасте (65 лет и старше), слепым или инвалидам. SSI была создана в 1974 году, чтобы заменить программы помощи взрослым на федеральном уровне, которые служили той же цели. Сегодня программа предоставляет льготы примерно восьми миллионам американцев. Еще одна такая программа - это программа социального страхования по инвалидности ( SSD или SSDI ) , федеральная программа страхования, финансируемая за счет налога на заработную плату . Он находится в ведении Управления социального обеспечения и предназначен для дополнения дохода для людей , которые ограничены в своей способности к работе из - за инвалидности , как правило, физической инвалидности . SSD может быть предоставлен на временной или постоянной основе, обычно это напрямую зависит от того, является ли инвалидность временной или постоянной.

Первой программой гарантированного минимального дохода в США была Программа помощи семьям с детьми-иждивенцами (AFDC), учрежденная Законом о социальном обеспечении . Если раньше ответственность за помощь нуждающимся детям лежала в руках штатов, AFDC передал эти полномочия федеральному правительству. Со временем AFDC часто критиковали за создание препятствий для работы, что привело к тому, что многие выступили за его замену. В 1970-х годах президент Ричард М. Никсон предложил Программу помощи семьям (FAP) , которая заменит AFDC. FAP был предназначен для решения многих проблем AFDC, в частности, противоракетной структуры. Кандидат в президенты Джордж Макговерн также предложил минимальный доход - в виде универсального налогового кредита. В конечном итоге ни одна из этих программ не была реализована. На протяжении десятилетия в городах по всей стране проводились многие другие экспериментальные программы минимального дохода, такие как Эксперименты по поддержанию дохода в Сиэтле и Денвере. В 1996 году при президенте Билле Клинтоне AFDC была заменена программой временной помощи нуждающимся семьям . Это заблокировало бы предоставление средств штатам, чтобы позволить им решать, как будет распределяться помощь.

Еще одна программа гарантированного минимального дохода в США - это налоговый кредит на заработанный доход. Это возвращаемый налоговый кредит, который ежегодно дает более бедным семьям денежную помощь. EITC избегает ловушки благосостояния , субсидируя доход, а не заменяя его.

Между тем при обсуждении этой темы вопросы терминологии в каком-то смысле являются ключевыми. Путаница с терминологией свидетельствует об экономической неграмотности российских экономистов, журналистов, публицистов, политиков, советников господина Медведева и, по-видимому, его самого.

Но, как следует из последовавших затем разъяснений (например, господина Исаева), Медведев имел в виду нечто иное, а именно — освобождение людей (надо полагать, временное) от выплат по взятым ими кредитам, если то, что остается после этих выплат у них на руках, оказывается меньше определенной суммы. Я могу зарабатывать миллион, но если я набрал такую уйму кредитов, что после выплат по ним у меня остается совсем небольшая сумма денег, то в таком случае я с полным правом могу давать банкам от ворот поворот, отказываясь от погашения кредитов. Разумное ли это предложение? Не уверен, потому что в этом случае естественной реакцией банков, скорее всего, станет резкое ужесточение условий кредитования для всех потенциальных заемщиков.

Отсюда видно, что проект базового дохода — это полный антипод традиционных, как принято говорить на Западе, государств благосостояния. Или, если хотите, попытка тотального переформатирования традиционных государств благосостояния на совершенно иной основе. Вместо адресности — универсальность, вместо условности — безусловность. Никаких проверок нуждаемости, никакого контроля за поведением получателей со стороны государства.

Рано или поздно от большинства таких экспериментов отказывались как из-за их неэффективности, так и по причине запредельной дороговизны. Тот же Мировой банк подсчитал, что если ввести в России базовый доход, установив его на уровне в две трети от нынешней черты бедности, то для этого потребовалась бы сумма в размере 16% ВВП. Иными словами, расходы государства пришлось бы поднять примерно в полтора раза!

Как я уже говорил, полноформатные программы UBI, по моему мнению, никогда и нигде не будут реализованы. Но поскольку это супермодная идея, вокруг нее легко создавать информационный шум. Мне кажется, именно так произошло с высказыванием господина Медведева: он употребил некое замысловатое словосочетание, предоставив всем гадать, что же именно он имел в виду.

Интересно, что буквально за пару дней до этого глава комитета по экономической политике Совета Федерации Андрей Кутепов предложил увеличить пособие по безработице, доведя его до 36 000 рублей в месяц, что равно примерно 70% от средней зарплаты в Российской Федерации. Подозреваю, что в таком случае пособия по безработице в России оказались бы самыми щедрыми в мире. Следует добавить, что большинство безработных — это люди с невысокой квалификацией и низкой производительностью, так что для многих из них сумма в 36 000 рублей была бы больше того, что они были бы в состоянии заработать на рынке. Надо ли объяснять последствия такой неожиданной сверхщедрости?

Мне кажется, платить всем без исключения — в приличном размере и без каких-либо условий — по экономическим причинам не может себе позволить ни одно государство мира, даже самое богатое. Что уж говорить о России с ее достаточно скромным душевым ВВП. Важно также иметь в виду, что все эксперименты, проводившиеся в разных странах в разное время, были сугубо локальными и длились от сила года два-три, так что из них невозможно делать никаких универсальных выводов. Никто не знает, что станет происходить с экономикой, когда безусловные выплаты приличного размера начнут направляется всем без исключения. Никто не знает, что в этой ситуации станет с предложением труда — как сильно сократится занятость и сколько людей предпочтут жить ничего не делая.

Нынешняя система социальной поддержки в России может быть плохой, несправедливой, малоэффективной, бюрократизированной. Но она строится на тех же самых принципах, на которых строятся аналогичные системы во всем мире. Концепция универсального базового дохода предполагает, что эти системы должны быть сломаны и построены заново на принципиально другой основе. Но обязательна ли такая ломка, чтобы успешно бороться с бедностью? Очевидно, что нет. Ведь ясно, что на UBI свет клином не сошелся. Существуют десятки разных идей, как можно повысить эффективность социальной поддержки. К несчастью, они далеко не столь модны, как идея универсального базового дохода, и их обсуждение редко привлекает внимание публики.

Гарантированный минимальный доход ( ГМД ), также называемый минимальный доход , [1] является социал- благосостояния система , которая гарантирует всем гражданам или семьям доход достаточный , чтобы жить, при условии , что определенные условия приемлемости соблюдены, как правило: гражданство ; а средство проверки ; и либо готовность участвовать на рынке труда , либо готовность выполнять общественные работы .

Основная цель гарантированного минимального дохода - сокращение бедности . В обстоятельствах, когда гражданство является единственным требованием, программа становится универсальной системой базового дохода .

Система гарантированного минимального дохода может состоять из нескольких элементов, в первую очередь:

  • Расчет социального минимума, обычно ниже минимальной заработной платы[2][3] которая помогает тем, у кого нет достаточных финансовых средств, выжить при минимальном социальном уровне за счет платежей или ссуды, как правило, при условии наличия работы, выполнения общественных услуг, какого-либо социального контракта или приверженности траектории социальной интеграции
  • Государственные алименты и гранты пожилым людям по инвалидности для физически неработающих

Базовый доход означает предоставление государством одинаковых выплат всем своим гражданам. Гарантированный минимальный доход - это система выплат (возможно, только одна) государством гражданам, которые не соответствуют одному или нескольким критериям нуждаемости . Хотя в большинстве современных стран есть какая-либо форма GMI, базовый доход встречается редко.

Досовременные антецеденты

Персидский монарх Кир Великий (ок. 590 - ок. 529 г. до н.э.), правительство которого использовало регулируемую минимальную заработную плату, также предоставлял особые пайки семьям при рождении ребенка. [4]

Римская республика и империя предлагали Cura Annonae , регулярную раздачу бесплатного или субсидированного зерна или хлеба бедным жителям. Субсидия на зерно была впервые введена Гаем Гракхом в 123 г. до н.э., а затем институционализирована Юлием Цезарем и Августом Цезарем . [5] [6]

Первый суннитский мусульманский халиф Абу Бакр , который пришел к власти в 632 году, введен гарантированный минимальный уровень дохода, предоставление каждый мужчина, женщина и ребенок десять дирхамов в год. Позднее он был увеличен до двадцати дирхамов. [7]

Современные предложения

Американский экономист Генри Джордж выступал за дивидендов , выплаченных всем гражданам из дохода , генерируемого налога стоимости земли . [8]

Теперь я убежден, что самый простой подход окажется наиболее эффективным - решение проблемы бедности состоит в том, чтобы искоренить ее напрямую с помощью широко обсуждаемой меры: гарантированного дохода.

В 1968 году Джеймс Тобин , Пол Самуэльсон , Джон Кеннет Гэлбрейт и еще 1200 экономистов подписали документ, призывающий Конгресс США ввести в этом году систему гарантий дохода и дополнительных выплат. [10]

В 1969 году План помощи семьям президента Ричарда Никсона обеспечил бы выплату минимального дохода бедным семьям. Предложение Никсона прошло в палате, но так и не вышло из комитета Сената. [ необходима цитата ]

В 1987 году , Новая Зеландия «s труда министр финансов Роджер Дуглас объявил Гарантированный минимальный Схему доход семьи , чтобы сопровождать новый налог плоский. Оба были аннулированы тогдашним премьер-министром Дэвидом Ланге , который уволил Дугласа. [12]

Среди других современных защитников - Айше Бугра (Турция), Институт зеленой экономики (GEI) [16] и Эндрю Койн (Канада). [17]

Налоговые поступления будут использоваться для финансирования большинства предложений GMI. Поскольку большинство предложений GMI направлено на создание минимального уровня доходов, близкого к черте бедности или выше ее, для всех граждан, налоговое бремя потребует столь же широких налоговых источников, таких как подоходный налог или НДС. В разной степени GMI может финансироваться за счет сокращения или отмены других программ социального обеспечения, таких как страхование по безработице .

Другой подход к финансированию - признать, что все современные экономики используют бумажные деньги, и поэтому налогообложение для финансирования не требуется. Однако тот факт, что отсутствуют финансовые ограничения, не означает, что других ограничений, например, в отношении реальных ресурсов, не существует. Вероятным результатом, основанным на экономической теории, известной как Современная монетарная теория, будет умеренное повышение налогообложения, чтобы дополнительный доход не вызвал инфляцию спроса. Этот гипотетический чарталистский подход можно увидеть в реализации программ количественного смягчения , когда в Соединенных Штатах было создано более трех триллионов долларов [18] [19] без взимания налогов.

Франция

В 1988 году Франция была одной из первых стран, которая ввела минимальный доход, названный Revenu minimum d'insertion . В 2009 году она была преобразована в Revenu de solidarité active (RSA), новую систему, направленную на выход из ловушки бедности путем предоставления низкооплачиваемым работникам дополнительного дохода для поощрения экономической активности.

Соединенные Штаты

Ни один бизнес, существование которого зависит от выплаты своим работникам меньше прожиточного минимума, не имеет права продолжать свое существование в этой стране.

Президент Франклин Делано Рузвельт , 1933 год [21]

В Соединенных Штатах существует несколько социальных программ, которые обеспечивают гарантированный минимальный доход для лиц, отвечающих определенным критериям, таким как активы или инвалидность. Например, Supplemental Security Income ( SSI ) - это правительственная программа США, которая предоставляет стипендии малообеспеченным людям в возрасте (65 лет и старше), слепым или инвалидам. SSI была создана в 1974 году, чтобы заменить программы помощи взрослым на федеральном уровне, которые служили той же цели. Сегодня программа предоставляет льготы примерно восьми миллионам американцев. Еще одна такая программа - это программа социального страхования по инвалидности ( SSD или SSDI ) , федеральная программа страхования, финансируемая за счет налога на заработную плату . Он находится в ведении Управления социального обеспечения и предназначен для дополнения дохода для людей , которые ограничены в своей способности к работе из - за инвалидности , как правило, физической инвалидности . SSD могут поставляться на временной или постоянной основе, обычно напрямую в зависимости от того, является ли инвалидность временной или постоянной.

Первой программой гарантированного минимального дохода в США была Программа помощи семьям с детьми-иждивенцами (AFDC), учрежденная Законом о социальном обеспечении . Если раньше ответственность за помощь нуждающимся детям лежала в руках штатов, AFDC передал эти полномочия федеральному правительству. [22] Со временем AFDC часто критиковали за создание препятствий для работы, что привело к тому, что многие выступили за его замену. В 1970-х годах президент Ричард М. Никсон предложил Программу помощи семьям (FAP) , которая заменит AFDC. FAP был предназначен для решения многих проблем AFDC, в частности, противоракетной структуры. Кандидат в президенты Джордж Макговерн также предложил минимальный доход - в виде универсального налогового кредита. В конечном итоге ни одна из этих программ не была реализована. В течение десятилетия в городах по всей стране проводились многие другие экспериментальные программы минимального дохода, такие как эксперименты по поддержанию дохода в Сиэтле и Денвере. [23] В 1996 году при президенте Билле Клинтоне AFDC была заменена программой временной помощи нуждающимся семьям . Это заблокировало бы предоставление средств штатам, чтобы позволить им решать, как будет распределяться помощь. [22]

Еще одна программа гарантированного минимального дохода в США - это налоговый кредит на заработанный доход. Это возвращаемый налоговый кредит, который ежегодно дает более бедным семьям денежную помощь. EITC избегает ловушки благосостояния , субсидируя доход, а не заменяя его. [24]

Бразилия

Правительство Бразилии все чаще принимает минимальный доход. В 2004 году президент Лула да Силва подписал закон об установлении универсального базового дохода. [25] Этот закон в первую очередь реализуется через программу Bolsa Família . В рамках этой программы более бедные семьи получают прямую оплату наличными через выпущенную государством дебетовую карту. Bolsa Família - это программа условных денежных переводов , означающая, что получатели помощи получают помощь, если они совершают определенные действия. Семьи, получающие помощь, должны отдавать своих детей в школу и участвовать в программах вакцинации. Если они не соответствуют этим требованиям, они лишаются помощи. [26] Программа подвергалась критике как покупка голосов, обмен доходов продуктивных людей на голоса получателей пособий [27] По состоянию на 2011 год в Bolsa Família принимали участие около 50 миллионов человек, или четверть населения Бразилии. [28]

Канада

Канада экспериментировала с испытаниями минимального дохода. Во время эксперимента Mincome в Манитобе в 1970-х годах Mincome предоставляла семьям с низкими доходами денежные трансферты, чтобы они не попали в бедность. [29] Программа привела к закрытию программы из-за нехватки бюджета или смены правительства. Провинция Онтарио начала эксперимент по минимальному доходу в 2017 году. Около 4000 граждан начали получать стипендии в зависимости от их семейного положения и дохода. [30] Получатели этой программы могли получать более 10 000 долларов в год. Государственные исследователи использовали этот пилотный проект как способ тестирования, чтобы увидеть, может ли минимальный доход помочь людям удовлетворить их основные потребности. [31] 31 августа 2018 года после смены правительства новый премьер-министр Дуг Форд объявил, что пилотный проект будет отменен в конце текущего финансового года.

Китай

Гарантия минимального уровня жизни в Китае, также называемая дибао , представляет собой систему социальной помощи с проверкой нуждаемости , введенную в 1993 году и распространившуюся на все китайские города в 1999 году. [32] [33] [34]

Саудовская Аравия

Испания

Одобрен закон о защите должников. Лайф разбирался, сколько теперь положено оставлять неплательщику на жизнь и когда эти суммы гарантированы, а когда нет.

Президент Владимир Путин подписал закон, дающий право должникам не отдавать судебным приставам свой минимальный доход.

В 2021 году в среднем по России прожиточный минимум для пенсионеров составляет 10 022 рубля, а для трудоспособных граждан — 12 702 рубля. Вот эта сумма и включается в перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

В настоящее время приставы всё ещё могут забирать до 50% пенсии и зарплаты, при этом у взыскателей нет обязанности учитывать прожиточный минимум. По новому закону, который вступит в силу 1 февраля 2022 года, заработная плата и иные доходы гражданина-должника, равные прожиточному минимуму, становятся для приставов неприкосновенными. Но это в том случае, если россиянин реализует своё право на обращение в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено или уже ведётся исполнительное производство. Тогда соответствующая сумма будет считаться тем размером дохода, который необходим для существования.

Более того, если на иждивении должника есть лица, не получающие самостоятельный доход, он имеет право обратиться в суд с заявлением о сохранении ему зарплаты и иных доходов в размере, превышающем ежемесячный прожиточный минимум.

— Примечательно, что новый закон призван исключить ситуации, когда приставы в рамках исполнительных производств производят полное списание по всем банковским счетам должника, а после гражданин, в отношении которого произошло списание, вынужден доказывать, что ему просто стало не на что жить, — пояснил адвокат Московской областной коллегии адвокатов Богдан Леськив. — Это особенно важно для пенсионеров, инвалидов и иных социально уязвимых групп населения. Также в некоторой степени новый порядок защитит и самозанятых, которые нередко теряют не только доход, но и средства для его получения.

Логично предположить, что новым законом весьма недовольны компании, оказывающие коммунальные услуги, и микрофинансовые организации, ведь им взыскивать старые задолженности будет сложнее всего. А вот банки на новую правовую ситуацию смотрят со сдержанным спокойствием.

Непрощённые: Банки придумали, как собирать долги по старым кредитам

— Во-первых, мы уже и так практически не предоставляем кредиты и кредитные карты клиентам, которые имеют маленький доход либо не могут подтвердить его официально, — рассказал руководитель службы внутреннего контроля банка из топ-5. — В некоторых случаях невозможно и кредитование пенсионеров, если только они не оформляют ипотеку и при этом получают одобрение страховой компании по здоровью. А во-вторых, сейчас есть варианты получить долг и без приставов.

Действительно, в положениях нового закона сделан акцент на защиту прожиточного минимума должника от взысканий, осуществляемых в рамках исполнительного производства по постановлению судебного пристава-исполнителя. Но банки уже несколько лет применяют совсем другой механизм истребования долга, о котором ничего не сказано в новом законе.

Фото © Shutterstock

Сейчас среди организаций, занимающихся розничным кредитованием, очень распространена ситуация, когда они самостоятельно направляют исполнительный лист, судебный приказ или исполнительную надпись нотариуса сразу в банк, где открыт расчетный счёт должника, или в бухгалтерию по месту его работы. И в этом случае никакого исполнительного производства пристав не открывает, а значит, и должник не может рассчитывать на сохранение своего минимального дохода. Понятно, что в каждом конкретном случае такой порядок взыскания можно обжаловать через суд. Некоторым, возможно, это удастся. Но снова возникает та самая ситуация, о которой упоминал адвокат Леськив: гражданину придётся самому доказывать, что после списания долга ему не на что жить.

Ловушка для безработных : Как оставляют без денег при "приёме на работу"

— Я считаю, что наибольшую выгоду от нового закона, к сожалению, получат не граждане, а судебные приставы, — полагает адвокат палаты адвокатов Калининградской области Александр Поляков. — Скорее всего, в работе приставов появится больше регламентированных процессов, выполняемых автоматически по каждому производству, и это, возможно, даже снизит их нагрузку. А что касается должников, то в ряде случаев им всё равно придётся доказывать через суд своё право пользоваться новой защитой.

Кроме того, всем гражданам-должникам надо иметь в виду, что даже если исполнительное производство инициировано приставом, то ограничение размера удержания не будет применяться по следующим требованиям: о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причинённого здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца и о возмещении ущерба, причинённого преступлением. В перечисленных случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов россиянина-должника не может превышать 70%.

То, что в России появился некий предел возможного взыскания у должника, — несомненно, огромный плюс. Однако для реализации гражданином своего права на неприкосновенность минимального дохода ему всё равно придётся взаимодействовать со службой судебных приставов либо с судом. И если в первом случае потребуется только предоставить заявление и документы о доходах, а после — выплачивать долг, гарантированно имея минимум, на который никто претендовать не имеет права, то во втором — судебном — вариантов разбирательств может быть много, особенно у тех, кто подписал кредитный договор с согласием урегулировать претензии через исполнительную надпись нотариуса.

Читайте также: