Право какого государства регулирует вопросы опеки и попечительства

Обновлено: 02.07.2024

Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом. Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.

Во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями. Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в 2008 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.

В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. 124 — 126 , ст. 127 (за исключением подп. 7 п. 1 ), ст. 128 и 129 , ст. 130 (за исключением абзаца пятого ), ст. 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.

Таким образом, существуют следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации:

При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан Российской Федерации или в семьи родственников ребенка, проживающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей ( ст. 272 ГПК).

2. Если ребенка желают усыновить граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, то усыновление также невозможно до истечения года со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. Заявления граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подаются в верховный суд Республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

4. В соответствии со ст. 126.1 СК РФ российские усыновители не вправе пользоваться при усыновлении услугами посредников. Такое право, однако, предоставлено иностранным гражданам, которые могут воспользоваться помощью органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации. Эти органы и организации должны быть уполномочены не только государством своего происхождения. Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 (в ред. от 16 декабря 2014 г.) утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением. Данным подзаконным актом определяется порядок получения этими органами и организациями аккредитации.

6. При усыновлении ребенка иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом, и вывозе ребенка за пределы Российской Федерации существуют объективные трудности в получении отчета об условиях жизни и воспитания усыновленного ребенка.

С целью упорядочить контроль за условиями жизни усыновленных российских граждан за рубежом Правительством РФ были утверждены Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. Однако указанный акт не определяет порядок осуществления контроля за условиями пребывания усыновленного ребенка в семье усыновителей, да и не может его определять, поскольку ни один из органов власти Российской Федерации не имеет юрисдикции на территории другого государства.

Суд на территории Российской Федерации вправе произвести отмену усыновления при наличии доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и интересов усыновленного за рубежом, однако дальнейшее исполнение судебного решения и возврат ребенка в Россию зависят от признания решения российского суда на территории государства, где находится ребенок.

Таким образом, контроль за действиями усыновителей, которые проживают за рубежом, фактически невозможен, за исключением тех случаев, когда Российская Федерация является участником международных соглашений, предусматривающих возможность такого контроля, осуществляемого компетентными органами принимающего государства, которые передают информацию о жизни усыновленного ребенка органам власти Российской Федерации.

Усыновление детей, имеющих иностранное гражданство, гражданами Российской Федерации подчиняется закону суда. При этом в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 165 СК РФ необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства с иностранным элементом, содержатся также в национальном законодательстве Российской Федерации. Статья 1199 ГК РФ использует аналогичные вышеперечисленным коллизионные привязки, добавляя, что к внутренним правоотношениям опеки (попечительства) в случае, когда лицо, находящееся под опекой (попечительством), имеет место жительства в Российской Федерации, применяется российское право, если оно более благоприятно для этого лица.

Дети, по каким-либо причинам оставшиеся без попечения родителей, а также взрослые в случае их недееспособности, согласно законам Российской Федерации, подлежат опеке или попечительству.

Таким образом происходит защита прав и интересов отдельных категорий граждан. В случае с детьми государство также заботится об их развитии, воспитании, образовании. Именно для этих целей были созданы соответствующие госорганы, права и обязанности которых четко регламентируются законом.

Функции органов опеки и попечительства

Под опекой понимается вид устройства детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, а также недееспособных граждан. Их представителями назначаются опекуны, которые могут совершать в интересах и от имени своих подопечных любые правовые действия.

Под попечительством согласно ст. 30 ГК РФ понимается устройство детей с четырнадцатилетнего возраста и до совершеннолетия, а в отношении граждан, имеющих ограничения в дееспособности, — назначение законных попечителей. Они обязаны защищать права подопечных, содействовать в совершении крупных сделок и разрешении других ситуаций, предусмотренных законом.

Являясь субъектами исполнительной власти, органы опеки и попечительства призваны заниматься реализацией, установлением, а также окончанием опеки/попечительства над недееспособными гражданами и детьми, оставшимися без надзора родителей

Кроме того, они оказывают поддержку в вопросах получения медицинской помощи, образования, других социальных услуг, а также уполномочены подбирать и обучать граждан, которые приняли решение стать опекуном либо попечителем.

Данные госорганы осуществляют следующие функции:

  • выявление и учет детей, оставшихся без родителей, в том числе сирот;
  • выявление и учет недееспособных граждан, нуждающихся в опеке;
  • устройство детей в семью либо специализированное учреждение (интернат, детский дом, дом ребенка и т.д.);
  • защита законных прав и интересов детей и недееспособных лиц;
  • формирование базы данных лиц, изъявивших желание стать опекунами или попечителями, приемными родителями;
  • разрешение конфликтных ситуаций как с биологическими родителями ребенка, так и с назначенными опекунами или усыновителями;
  • управление и контроль имущества и любой другой собственности, принадлежащей опекаемым лицам.

Это далеко не полный список того, за что отвечают органы опеки. Их действия направлены на окружение подопечных заботой, сохранение их здоровья, жизни, личных прав, в том числе защиты частной собственности и гражданской свободы. Таким образом, они наделены достаточными полномочиями для урегулирования широкого круга вопросов, касающихся интересов несовершеннолетних и недееспособных граждан.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

Права и обязанности органов опеки и попечительства

Они в полной мере ответственны за совершаемые ими действия в случае выявления нарушений. Проверку их деятельности осуществляет Рособрнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере науки и образования (Приказ Минобрнауки РФ от 24.09.2010 № 957 ).

Это ведомство может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, во время которых выявляют возможные нарушения, совершаемые органами опеки. В дальнейшем информацию о нарушениях направляют компетентным органам, чтобы их устранить. Такие проверки проводятся не более 20-ти дней, а также не чаще одного раза в год в плановом режиме, о чем Рособрнадзор регулярно информирует, предоставляя информацию в свободном доступе.

Если в результате действий либо бездействия, незаконного использования своих полномочий органами опеки был нанесен вред гражданам, согласно гл. 59 ГК РФ, его необходимо возместить.

  • защита интересов опекаемых граждан или тех, кто в этом нуждается;
  • контроль над теми, кто изъявил желание стать опекуном или попечителем, в том числе контроль над соответствующими учреждениями.

Что касается полномочий данных госорганов, к ним относятся:

  • выявление лиц, нуждающихся в опеке, с их последующим учетом;
  • поиск, учет, обучение лиц, желающих принять детей-сирот либо недееспособных граждан под опеку;
  • предоставление кандидатам в опекуны сведений относительно возможных форм устройства ребенка в семью, состояния здоровья, нюансов документального оформления;
  • оказание содействия опекунам и попечителям при сборе необходимых документов;
  • признание недееспособности гражданина через судебные инстанции либо возврат дееспособности при утрате оснований;
  • назначение опекунов и попечителей как среди государственных учреждений, так и лиц, желающих таковыми стать;
  • выдача разрешений на проведение сделок, касающихся имущественных прав опекаемых;
  • контроль условий проживания подопечных, надлежащего исполнения своих обязанностей лицами, давшими согласие на опекунство;
  • отстранение от возложенных на опекунов обязанностей в случае ненадлежащего их исполнения.

В случае необходимости одного и того же опекуна могут назначить сразу нескольким лицам, если это не противоречит их интересам, и также одного и того же опекаемого — нескольким попечителям.

Лишение родительских прав

Одна из функций, которую также выполняют органы опеки и попечительства, — ограничение или лишение биологических родителей ребенка родительских прав.

И если ограничение в правах происходит в целях профилактики, а ребенок временно изымается из семьи, то вторая процедура является наиболее серьезной.

Органы опеки могут ограничить в правах одного или сразу обоих родителей в том случае, если в данный конкретный момент нахождение ребенка рядом с ними может угрожать его жизни и здоровью

Если по истечении шести месяцев и проведенной госорганами повторной проверки условия для проживания ребенка в кровной семье так и не изменились, будет подано ходатайство о лишении родительских прав в судебном порядке.

Под лишением подразумевается более строгая мера, а именно запрет на дальнейшее воспитание ребенка как одним из родителей, так и обоими сразу. При этом их полномочия по воспитанию не ограничиваются каким-то определенным временным промежутком как в случае с ограничением, а прекращаются полностью, если решение не будет оспорено в суде.

Являются родители ограниченными в родительских правах или лишенными их, это не снимает с них обязательств материального характера. Как правило, суд также назначает размер алиментов, которые необходимо будет платить на каждого ребенка (в случае, если решение вступило в силу сразу по нескольким несовершеннолетним).

Ограничение в родительских правах является мерой, направленной на защиту прав несовершеннолетнего. Ее могут применять, например, к лицам, страдающим психическими расстройствами либо тяжелыми заболеваниями, по причине которых гражданин не может обеспечить сыну или дочери нормальную и безопасную жизнь.

Согласно ст. 69 СК РФ основаниями для лишения родительских прав могут быть:

  • факты жестокого обращения с ребенком, в том числе любые виды насилия (психического, физического, сексуального характера);
  • злоупотребление родительскими полномочиями и правами либо злостное уклонение от них (к примеру, в случае длительной неуплаты алиментов);
  • неизлечимая болезнь, алкогольная/наркотическая зависимость;
  • оставление ребенка в социальном или медицинском учреждении, нежелание его оттуда забирать;
  • умышленные преступные действия, способные причинить вред здоровью или жизни как одного из членов семьи, так и самого ребенка.

Органы опеки и попечительства: гражданское право

Органы опеки и попечительства: гражданское право

В ГК РФ и СК РФ есть статьи, отвечающие за процедуру опеки и попечительства. Это ст. 31 ГК РФ и ст. 20 СК РФ . Их положения регулируют установление, осуществление, а также прекращение опеки и попечительства в отношении тех или иных лиц.

Так, согласно ст. 35 ГК РФ , опекунами могут быть:

лица, достигшие совершеннолетия, являющиеся дееспособными и не лишенными ранее родительских прав.

Такие граждане должны изъявить добровольное желание стать опекуном или попечителем, иметь необходимый набор моральных, нравственных и личностных качеств, способных помочь в дальнейшем в выполнении своих обязанностей. Пожелания подопечного, если это возможно, могут также учитываться в ходе рассмотрения данной кандидатуры. При необходимости заинтересованные лица могут обжаловать назначенного гражданина опекуном в судебном порядке. Не смогут вновь стать опекунами лица, ранее отменившие усыновление по своей вине;

различные социальные и медицинские учреждения (родильные дома, дома ребенка, детские дома и т.д.).

Ребенок, помещенный в такое учреждение, не нуждается в назначении опекуна или попечителя, так как находится на полном государственном обеспечении. Эти обязанности имеет право выполнять администрация того учреждения, где находится несовершеннолетний;

непосредственно орган опеки и попечительства.

иные лица.

В частности, в ст. 153 СК РФ упоминаются приемные семьи, заключившие с органами опеки договор на возмездной основе на право воспитания ребенка или нескольких детей.

Лица, ставшие опекунами либо попечителями, обязаны предоставить своим подопечным должный уход, лечение, образование, воспитание, действовать в защиту их интересов и прав

Исполнять эти обязанности они могут как на возмездной, так и безвозмездной основе, в зависимости от выбранной формы семейного устройства. Кроме того, на их плечи ложится ответственность распоряжаться пенсиями, алиментами, пособиями, стипендиями и прочими доходами опекаемого только с учетом его законных интересов и под контролем госорганов.

Опекуны могут также и освобождаться от исполнения своих обязанностей. Это может произойти в следующих случаях:

  • ребенок подлежит возврату в кровную семью по решению суда;
  • опекун или подопечный сами изъявили желание, имея на то уважительные причины;
  • обычную опеку и попечительство необходимо заменить на аналогичные по закону и осуществить передачу ребенка в соответствующее учреждение.

Граждане также могут быть отстранены от дальнейшего воспитания ребенка на основании ст. 39 ГК РФ в принудительном порядке, если:

  • были выявлены факты ненадлежащего исполнения своих обязанностей (в том числе оставление опекаемого в опасности и не предоставление ему необходимой помощи);
  • имеются любые другие причины, по которым назначенный опекун более не может быть таковым.

Резюме

Органы опеки занимаются установлением надзора над недееспособными гражданами и детьми, которые остались без родителей. Среди полномочий этих госорганов можно выделить поиск тех, кто нуждается в помощи, а также поиск и подготовку будущих опекунов.

Органы власти следят за тем, как граждане исполняют свои обязанности. В частности, они должны обеспечивать своих подопечных всем необходимым, предоставлять им лечение, образование, защищать их интересы и права.

Читайте также: