Право как явление историческое возникающее и развивающееся постепенно

Обновлено: 30.06.2024

Право создалось незаметными переходами, путем дифференциации из однородной массы правил общежития.

Где есть общество, там имеются и правила общежития. На самых ранних ступенях эти правила представляют однородную недифференцированную массу.

Соблюдение этих норм охраняется давлением общественной среды, не допускающей никаких уклонений от точного их выполнения, и отсутствием критики в поведении каждого человека.

1.В тех случаях, когда нарушение правил происходило, оно встречало реакцию со стороны того, чьи интересы такой поступок нарушал.

Он сам пытался защитить свои интересы, и чувство мести было побудителем к отстаиванию их, а силу придавало сознание своей правоты, которая брала верх над неуверенностью противника. Принцип самоуправства, самопомощи встречается всюду на начальных ступенях. Тот, кому причиняли вред, личный или имущественный, сам должен был позаботиться об охране своих интересов. Долгое время в истории процесса сохраняются следы первоначального самоуправства.

2.Наряду с самопомощью защита правил общежития поддерживалась судом общественного авторитета. К нему должен был чаще всего прибегать тот, кто чувствовал себя слишком слабым, чтобы отстоять личными силами свои интересы. Это не был суд, организованный властью, это был суд добровольный, наподобие третейского суда. В таких случаях судьями выступали старцы. То обстоятельство, что всюду мы встречаемся с судьями из старейшин, объясняется тем, что когда нет письменных законов, старые люди являются живыми хранителями старины, а опытность, связанная с продолжительной жизнью, внушала себе особую авторитетность их суждениям.

Но наступает момент, когда из общей массы правил общежития начинает выделяться группа, получившая с течением времени настолько резкие отличные признаки, что уже не могло быть сомнения в зарождении нового явления. Что же вызвало процесс дифференциации, чем объясняется выделение из правил общежития норма права?

Причины дифференциации заключаются в следующем.

1.Во-первых, численный рост населения. Пока общественная среда невелика, жизнь и поведение каждого человека проходят на глазах у всех. Ему не ускользнуть от внимания и осуждения своих сожителей. Но сколько-нибудь значительное усиление личного состава тотчас же ослабляет влияние общества на личность, потому что внимание среды распределяется между большим числом людей, потому что каждый человек при этом сумеет, хотя бы отчасти, освободить свое поведение от общественного контроля.

2.Во-вторых, нарушение однородности людей. Пока их личный состав не обнаруживает никаких различий ни по происхождению, ни по богатству, группа сильна единством своих интересов, взглядов, преданий. Но завоевания подрывают эту однородность. Или победители переселяют к себе побежденных, или сами поселяются среди них, заставляя их работать на себя. В пределах одной и той же группы сталкиваются уже заранее прямо противоположные интересы, воззрения, выработанные в разное время при разных условиях. То, что с точки зрения победителей дурно, то с точки зрения побежденных хорошо; то, что первые будут порицать, то вторые будут одобрять.

3.В-третьих, рост общественной группы и нарушение ее однородности приводят к увеличению числа правил, создаваемых для сохранения сплоченности. Как бы медленно ни развивалась жизнь, а все же число правил постепенно накопляется. Удержание всех их в памяти становится затруднительным для стариков, а отсутствие письменности и грамотности возлагает всю надежду на человеческую память. Возможно, что более новые правила не вполне согласуются с прежними.

Сам процесс дифференциации норм права обусловливается зарождением в общественной среде нового явления - суда от имени власти.

Как только политическая власть стала обнаруживать свое значение, так сделалось вполне естественным обращение к ней за помощью для защиты своих интересов. К новой силе обращались за защитой те, которые не надеялись на общественный суд или потому, что не считали достаточным его решение, или потому, что боялись неблагоприятного решения.Но суд власти не мог долго выдержать этой роли. Пользуясь своим авторитетом и побуждаемый интересами тех, кто стоял ближе к власти, суд начал делать выбор между теми правилами, которые ему предлагались общественными элементами, поддерживал одни правила и отвергал другие.

Тот момент, когда суд стал выбирать из предложенных ему правил или стал творить новые правила путем прецедента, был моментом обнаружения права. Впервые возникает представление о том, что существуют правила, расходящиеся с общепризнанными.

Право обеспечивает сильным планомерное использование своей фактической силы, но право обеспечивает слабейших от случайных и неожиданных актов произвола.

Уголовное право за политические преступления выступает как первый ряд норм права, исходящих от политической власти. Далее следуют нормы процессуальные. Определение порядка судопроизводства составляет важное содержание древних юридических памятников. Это легко понять, если принять во внимание, что низшие классы заинтересованы главным образом в том, чтобы судили не по произволу, а по установленным правилам. Это первая уступка, делаемая господствующим классом всей массе населения. И только на последнем плане выступают уже нормы гражданского права.

Основные концепции происхождения права:

1.Естественно-правовая теория. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие.

Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.

Недостатки:данноепонимание права (как абстрактныхнравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, врезультате чего теряется четкий критерийзаконного и противозаконного, ведьопределить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;

2 . Историческая школа права сформировалась в концеXVIII - начале XIX в. Ее представителямибыли: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта идругие.

Основные идеи названной доктрины:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";

Негативные моменты:

Еепредставители переоценивали рольправовых обычаев в ущерб законодательству,между тем в новых экономических условияхобычаи уже не справлялись с властнымполноценным упорядочением рыночныхотношений.

3.Нормативистская теория права в наиболее полной степенибыла сформулирована в XX в. Представителямиее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев,

Г. Кельзен и другие.

Основные идеи данного учения заключаются вследующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

Верноподчеркивается такое определяющеесвойство права, как нормативность,обращается внимание на необходимостьиерархии правовых норм по степени ихюридической силы;нормативность в данном подходе органически связанас формальной определенностью права,

что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

4.Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.

Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1)право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2)содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3)право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.

Недостатки:

Преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества; излишне

жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом

и тем самым умаляли другие причины и условия, влияющие на право.

5.Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в.Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс,И. Рейснер и другие.

Основными идеями этой доктрины являются:

1)психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2)понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде

всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят

императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

Недостатки:

Представители данной теории преувеличивали роль в правовой сфере психологических факторов

в ущерб другим (социально-экономическим, политическим, культурным и т.п.), от которых в первую очередь зависит природа права;

6.Теологическая (божественная) теорияпроисхожденияправа

Ярким представителем и одним из главных разработчиков божественной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в.).

Суть теории. Центральной ее идеей являетсяутверждение о том, что право созданоБогом для регулирования жизни людей ичто оно даруется человеку черезпосредство пророка или правителя. Ф.Аквинский эту идею развил в стройноеучение, согласно которому мир основанна иерархии форм (божественная, духовнаяи материальные формы). Во главе иерархиистоит Бог. Духовный мир возглавляетсяпапой как наместником Бога на земле.По тому же иерархическому принципуорганизовано и общество: подданныеподчиняются царям и светским властям,рабы должны подчиняться господам.

7 .Социологическая теория правабыла сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;

3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Минусы:

Если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

Логически наиболее завершена в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Ее представителями были: Гоббс, Локк, Радищев и другие мыслители.

  1. в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством существует высшее, подлинное, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписанное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием позитивного, так как не всякий закон содержит в себе право);
  2. отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют правотворческий и правоприменительный процессы);
  3. источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права приобретаются от рождения либо от бога.
  1. это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену феодальным отношениям новый, более свободный строй;
  2. в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, т.е. безнравственными, что они должны приводиться в соответствие с такими общечеловеческими ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п. ;
  3. она провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым "выбивает" теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
  1. такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) "уменьшает" его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть неодинаковым у различных людей, весьма непросто;
  2. такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием (которое действительно может быть разным).

Историческая школа права

Логически наиболее завершена в конце XVIII - начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и др.

  1. право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
  2. право - это, прежде всего, правовые обычаи (исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";
  3. представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, так как в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие его "естественные" права.
  1. впервые обращено серьезное внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
  2. справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
  3. верно отмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных норм поведения.
  1. данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология отживающего феодального строя;
  2. ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочиванием рыночных отношений.

Нормативистская теория права

Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.

  1. исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;
  2. бытие права, согласно точке зрения Кельзена, принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Следовательно, юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;
  3. в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
  1. верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;
  2. нормативность органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;
  3. признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, потому что именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.
  1. слишком сильный уклон к формальной стороне права повлек игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.). Отсюда представители данной теории недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами, т.е. излишне "очищают" от них право;
  2. признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться устаревшими нормами, и однозначно произвольными.

Марксистская теория права

Логически наиболее завершена в XIX-XX вв. Представители: Маркс, Энгепьс, Ленин и др.

  1. право принимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;
  2. содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете, определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;
  3. право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.
  1. в связи с тем, что право понимается как закон (т. е. как формально определенный нормативный акт), четко выделены критерии правомерного и противоправного;
  2. показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;
  3. обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.
  1. преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим, жизнь права ограничена историческими рамками классового общества;
  2. право слишком жестко связано с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Психологическая теория права

Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и др. Основные идеи:

  1. психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
  2. понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности - правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой чувства правомочия чего-либо (атрибутивная норма) и обязанности сделать что-то (императивная норма);
  3. все правовые нормы делятся на два вида - эмоции позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного права). Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д.
  1. обращено внимание на психологические процессы, которые также реальны, как экономические, политические и пр., отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;
  2. повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;
  3. источник прав человека здесь "выводится" не из законодательства, а из психики самого человека.
  1. слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т.п.), от которых тоже зависит природа права;
  2. в связи с тем, что "подлинное право" (интуитивное) практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права

Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

- право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

- право в нормативной форме должно отражать требования общественной справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

- право частной собственности является основой всех прав человека;

- право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством[35].

Исторически сложилось несколько научных направлений и школ, сформировавших свои представления о праве. Коротко познакомимся с основными идеями и представителями некоторых из них, определим слабые стороны и достоинства различных концепций.

Естественно-правовая теория свою завершённую форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Сторонники этой теории права (Т. Гоббс, Д. Локк, А. Радищев и др.) полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это - право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. Следовательно, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменяемых прав человека) – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Один из идеологов этой теории Э. Кант утверждал, что каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида.

Положительная черта данной теории заключается в том, что каждый человек должен самоограничивать себя, не допускать нарушения прав других лиц, а в случае нарушения – нести за это ответственность. Недостатком является возможность неограниченного господства сильного человека, подавление им воли и ущемления прав и свобод других, более слабых людей.

Историческая школа права логически завершенную форму получила в конце XVIII – начале XIX в. Представителями данной школы являлись
Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи исторической школы права состоят в том, что: право представляет собой историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, не сводится к совокупности законов[36], а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; право идентично с правовыми обычаями, то есть с исторически сложившимися правилами поведения, произрастающими из недр национального духа и глубин народного сознания, влекущими за собой юридические последствия. Законы же производны от обычного права.

Достоинства данной теории: впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учёта в правотворческом процессе; показан объективный характер права, его независимость от произвола законодателя; справедливо отдана дань таким свойствам правовых обычаев, как стабильность и проверенность временем.

К недостатком можно отнести следующее: данная теория отрицала естественные права человека, по сути являлась идеологией феодализма, уже уходящего с исторической сцены; её представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству.




В нормативистской концепции (П.Н. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, Г. Кельзен и др.) право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Источником права является государство, которое само есть правовая организация, организованный правопорядок.

Положительными чертами данной концепции являются: выделяется и подчеркивается основное свойство права – его нормативность; отмечается формальная определенность правовых норм, соблюдение которых исключает произвол и беззаконие; чёткая фиксированность государственного принуждения.

Недостаток данной концепции заключается в том, что государство, являясь источником права, само небезупречно. Оно может издавать несправедливые нормы, несоответствующие интересам граждан, использовать устаревшие и т.д.

Социологическая концепция (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Е. Эрлих и др.) возникла во второй половине XIX века, когда в сфере экономики активно развивалось предпринимательство, как свободная и инициативная деятельность людей и стала одним из основных направлений правоведения XX века.

Положительная черта данной концепции состоит в том, что живое, реальное право идёт впереди формального, развивает его, создавая правовые нормы соответствующие жизни.

Недостатками концепции являются: отсутствие или недостаточный учёт юридической нормативной базы, законодательства; опасность некомпетентного решения и даже произвола со стороны лиц, принимающих правовые решения; возможность решения вопросов в пользу сильного и в ущерб слабому.

Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию.

Один из главных теоретиков этой концепции Л.Н. Петражицкий утверждал, что право – это эмоции, "обязательственно-притязательные переживания", психологическое состояние, вызванное определенным событием, и отношение к нему в этом психологическом состоянии[38].

Достоинство данной концепции состоит в том, что в правовое регулирование включается и общественная психология, психологическое состояние и отношение общества к социально-правовым явлениям, в том числе и преступного характера, которые имеют значение для оценки этих явлений.

Недостаток данной концепции заключается в том, что возможен произвол, самосуды, использование психологии толпы.

Материалистическая (классовая, марксистская)теория. Самыми известными представителями этой являются К. Маркс, Ф. Энгельс,
В.И. Ленин. Они отмечали, что история человеческого общества всегда была историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть есть организованное использование силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы[39].

Таким образом, право является возведенной в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного.

Достоинство этой теории состоит в том, что право связывается с социальными условиями, с реальными жизненными обстоятельствами, которые и обусловливают его появление.

Недостаток теории выражается в односторонности права, его принадлежности одному классу или слою общества вопреки воле и интересам других классов. Такое понимание права создает основу для социального насилия одной части общества по отношению к другой.

Интегративная теориявключает в себя черты многих других концепций. Она признаёт нормативность права, одновременно допускает создание норм права судьями, когда их прецеденты соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также природные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, другими обстоятельствами.

Достоинство данной теории состоит в том, что она охватывает все основные характеристики права, рассматривает его всесторонне. Недостатком является её эклектизм, некоторая несовместимость черт и свойств права, признаваемых данной концепцией.

Читайте также: