Право как система правил поведения

Обновлено: 28.05.2024

Право — это система, состоящая из правовых общеобязательных норм, которая регулирует общественные отношения. У права как системы множество функций, важнейшая из которых состоит в упорядочении человеческой жизни, в установлении общих, понятных и прозрачных правил поведения и границ свободы действий. Также к функциям права стоит отнести защиту интересов граждан от всякого рода посягательств и несправедливости; привитие уважительного отношения к законам и законности в целом. Помимо того, что право устанавливает рамки позволенного поведения в обществе, оно также регламентирует и меру ответственности индивида за несоблюдение этих правил — они называются мерами юридической ответственности. Право защищает и нарушенные права граждан. Ещё одной отличительной чертой норм права является то, что они устанавливаются и закрепляются только государством и закрепляются в официальной документации. Из норм права ведут своё начало отрасли права, регламентирующие целые направления общественных отношений.

Право в системе социальных норм

Право в системе социальных норм

Субъективное и объективное право

Право в объективном смысле — это система норм, которые свободно происходят от государства или признаны государством регуляторами общественных отношений, которые решают соответствующие правовые вопросы. Другими словами, право в объективном смысле представляет собой набор норм, регулирующих общественные отношения, которые являются объективным результатом воли органов законодательства, а также совокупностью правил поведения, использование которых в формировании общественных отношений регулируются государством.

Полное определение позитивного (объективного) права может формулироваться следующим образом:

Субъективное право — это правовые нормы, которые предоставляются субъекту права для удовлетворения его интересов. Это также мера дозволенного поведения в правоотношении. Она обеспечивается соответствующей ответственностью другого юридического лица и гарантируется государством.

Выделяют следующие функции субъективного права:

A) возможность установленного поведения осуществляется правовыми нормами;

Б) Выполнение этой возможности гарантируется государством.

Они имеют свои пределы, являются мерой поведения. Нарушение этой меры является злоупотреблением законом.

Субъективное юридическое право существует только при связи с соответствующим юридическим обязательством, без выполнения которого сам закон не может быть реализован.

Реализация осуществляется возможностью государственного принуждения в отношении перевозчика соответствующего юридического обязательства или других средств правовой защиты.

Имеет юридический характер, который проявляется в том, что:

A) право на позитивные действия;

Б) право требования;

Последнее полномочие иногда выделяется как самостоятельное субъективное право в пределах защитных правоотношений.

Субъективная юридическая обязанность — это правовые нормы, налагаемые на предмет права для удовлетворения интересов уполномоченного субъекта, меры должного поведения в правовых отношениях, реализация которых обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Определение субъективной юридической обязанности отражает её следующие характерные особенности:

1. Речь идёт о том, что необходимо соблюдать определенное поведения.

2. Он может быть возложен только на человека, который является законным и способным, то есть на правоспособное лицо.

3. Он налагается на субъект права для удовлетворения интересов уполномоченного субъекта.

4. Имеются правовые отношения.

5. Надлежащее поведение имеет свои пределы (меру).

6. Он не может существовать без учёта субъективного правового законодательства.

7. Реализация обеспечивается возможностью государственного принуждения.

8. Имеет юридический характер, что выражается в том, что:

Субъективные юридические права и обязанности, как и все диалектические противоположности, наделены общими чертами и в то же время отличаются друг от друга. Они объединены, во-первых, общим правовым характером. Так, долг вытекает из правовых норм и гарантируются государством.

Можно сказать, что право является мерой возможного поведения, а обязанность — это мера поведения должного. Суть этого различия заключается в том, что реализация права зависит от воли управомоченного лица, а воля обязанного лица в этом отношении выражена жестко. Это означает, что оно должно реализовать свою обязанность.

В заключение можно заметить, что в общем виде субъективные обязанности так же, как и субъективные права, могут быть неюридическими: субъективные моральные обязанности, субъективные обязанности участников общественных организаций и т. д.

Понятие права

В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.

Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее его определение.

Право – это система общеобязательных формально определенных норм – правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от нарушения с помощью мер государственного принуждения.

Понятие, признаки и функции права

Признаки права

Рассмотрим важнейшие признаки права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

Нормативность

Нормативность – реализация правовых предписаний в форме социальных норм; наличие у права всех признаков, свойственных социальным нормам, – правила поведения, обеспеченные средствами социального принуждения, рассчитанные на применение в типичных массовых ситуациях и обращенные к неопределенному кругу субъектов.

Системность

Право представляет собой упорядоченную стройную систему правил, содержащихся в правовых актах и иных источниках. Каждое правовое предписание не находится в отрыве от других, но имеет собственное место во всей системе, связано иерархическими связями с другими нормами права и подлинное содержание каждого предписания раскрывает только в толковании его в связи с иными норами права.

Все нормы права должны находится в отношениях логической согласованности друг с другом и упорядоченности в рамках всей системы права. Право представляет собой сложное системное образование.

В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право.

  1. Первый элемент – естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права – права человека или, иначе говоря, возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину.
  2. Второй элемент – позитивное право. Это – законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп.
  3. Третий элемент – субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Общеобязательность

Все лица, которых касается действие норм права, обязаны неукоснительно соблюдать и исполнять предписания норм. При этом незнание закона не освобождает субъектов от ответственности за несоблюдение запрета или неисполнение обязанности.

Формальная определенность

Выделяют два аспекта:

  • внутренний – формулировка правового предписания должна быть четкой, ясно выраженной, понятной всем субъектам права, на которых распространяется действие нормы права. Веление должно быть сформулировано доступно, формально четким языком, не допускающим разнообразных толкований, все специальные понятия должны быть раскрыты в определениях – правовых дефинициях, все оценочные категории должны быть также определены в законе;
  • внешний – нормы права должны быть доступны для ознакомления, содержаться в письменных источниках, из статуса которых понятны юридическая сила нормы и ее место в системе права, быть открытыми, то есть каждое лицо должно иметь возможность ознакомиться со своими правами и обязанностями.

Государственная обеспеченность

Здесь, так же стоит затронуть два аспекта:

  • нормы права исходят от государства, то есть принимаются и вводятся в действие институтами государственной власти в строго определенных процедурах либо институтами гражданского общества или местного самоуправления с санкции государственной власти при посредстве процедур делегирования государственных полномочий;
  • нормы права охраняются от нарушения силой государственной власти при помощи мер государственного принуждения.

Регулятивность

Право выступает средством регулирования общественных отношений по своему социальному назначению, и целью права является формирование общественного порядка. Право занимает специфическое место в системе иных нормативных социальных регуляторов, действующих в данном обществе.

Представительно-обязывающий характер

Право использует специфический, присущий только ему, метод нормативного регулирования – наделение одних субъектов правами, а других –корреспондирующими обязанностями. Эти субъекты оказываются соединены юридической связью, правовым отношением, в котором каждому праву противостоит обязанность соблюдать это право другими лицами либо способствовать своими активными действиями реализации этих прав.

В этом состоит сущность юридического образа регулирования – высшего типа нормативного регулирования.

Интеллектуально-волевой характер

  • С одной стороны, право имеет интеллектуальное содержание, так как обусловлено предварительным познанием разумом человека закономерностей поведения людей и выбором оптимальной модели. Право реализуется посредством формулировки правил поведения.
  • С другой стороны, право имеет волевое содержание, так как отражает волю общества на установление избранных моделей поведения в качестве всеобщих, отражает желание достижения эффективных последствий права, необходимость ввести его в действие.

Понятие, признаки и функции права

Сущность права

Сущность права – главное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

  1. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования.
  2. Государство придает ему официальность, гарантированность, силу.
  3. Экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Нравственность, государство и экономика – внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода.

Конечно, свобода человека исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его сфер: духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека и организации.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Для целей теории государства и права — науки, изучающей наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права — эти термины употребляются в значениях: государство — организация политической власти; право — система правовых норм (подробнее см. разделы 1.1.2 и 1.1.3).

Для уяснения содержания понятий государства и права надо рассмотреть их соотношение с более общими понятиями: общество и правила поведения.

1.1.2. Общество и государство. Признаки государства

Общество — это совокупность людей, их взаимоотношений, способов их организации (на данной территории, в данное время, данного типа и пр. — в зависимости от контекста).

В современных странах, помимо государственных форм организации общества, существуют многочисленные внегосударственные формы организации (или институты) общества, например: семья, общественные организации, церковь, предприятия.

Важнейшим общественным явлением, которое существовало и в догосударственных обществах, но особенно существенно для государства, является власть — возможность одних людей подчинять своей воле поведение других людей.

Власть может носить очень личный характер — например, власть родителей над детьми. Власть может иметь более широкий характер — например, власть вождя племени над соплеменниками.

Государственная власть имеет наиболее отвлеченный от личности, как говорят юристы — публичный характер. Например, Президент России может издать указ, обязывающий всех граждан России, достигших 18 лет, служить в армии. При этом никакие личные отношения Президента с этими гражданами не возникают — в указе нет никаких конкретных фамилий призывников; любой другой человек, занимающий должность Президента России, издал бы точно такой же указ.

Другой важнейшей особенностью государства является специальный аппарат управления, отделенный от общества.

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков государства, то есть черт, отличающих государство от других институтов общества.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков государства выглядит следующим образом:

  • Публичный характер власти.
  • Наличие специального аппарата управления, отделенного от общества.
  • Издание общеобязательных правил поведения — правовых норм (подробнее см. раздел 1.1.3).
  • Осуществление власти в рамках определенной территории.
  • Суверенитет, т.е. полновластие внутри страны и независимость от всякой иной власти внутри страны и на международной арене.
  • Общеобязательные материальные поборы для выполнения своих задач, например: дань, пошлины, налоги.

Отметим, что в конкретном государстве (в смысле — конкретной стране) в конкретный период времени некоторые из вышеприведенных признаков государства могут фактически отсутствовать; либо, наоборот, присутствовать у негосударственных структур.

Например, у Сербии в 1999 году не было фактического суверенитета на территории Косово; в СССР фактически общеобязательные правила поведения могла определять КПСС, формально являвшаяся общественной организацией.

Исходя из существенных признаков государства, можно дать, например, такое определение государства:

Государство — это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

1.1.3. Правила поведения и правовые нормы. Признаки права

Правило поведения — это способ возможных или необходимых действий в определенной ситуации.

По критерию универсальности применения все правила поведения можно разделить на индивидуальные и общие.

Пример индивидуального правила поведения: родителей Пети Иванова вызвали в школу в связи с плохим поведением Пети. Необходимое действие родителей состоит в том, чтобы явиться в школу.

Пример общего правила поведения: все обязаны платить налоги.

Норма — это общее правило поведения, которое действует в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Не всякая норма является правовой.

Существовали доправовые нормы, например: биологические, религиозные. В частности, биологические нормы определяют поведение не только людей, но и животных — например, инстинкты самосохранения или размножения.

В современном обществе, помимо правовых норм, люди руководствуются и внеправовыми, например: этическими, корпоративными, партийными. Ни в каком законе не сказано, что беременным женщинам надо уступать место в общественном транспорте, однако такое поведение безусловно признается обществом необходимым.

Важнейшей особенностью правовых норм является то, что их устанавливает и обеспечивает их исполнение именно государство (в лице своих органов), а не другие институты общества.

Например, в России правовые нормы содержатся в принимаемых Государственной Думой федеральных законах, в издаваемых Президентом России указах, в других актах государственных органов. Попытка нарушить правовые нормы может привести к преследованиям нарушителя со стороны правоохранительных органов государства — в частности, прокуратуры, милиции, суда.

Разумеется, правила поведения могут устанавливаться и другими институтами общества — например, Православная Церковь может определить детали соблюдения Великого поста; однако эти правила не будут правовыми нормами, и нарушителей поста не будут преследовать государственные правоохранительные органы.

Другой особенностью правовых норм является их общеобязательный характер. Под действие правовых норм попадают все лица, находящиеся под юрисдикцией данного государства, вне зависимости от их пола, возраста, места жительства, отношения к религии, места работы и других признаков. Разумеется, есть правовые нормы, адресованные не всем лицам, а только конкретным категориям лиц; но это всегда специально оговаривается в самой правовой норме, либо очевидно из ее содержания.

Например, обязанность уплатить земельный налог возникает у каждого, кто имеет в собственности земельный участок. Избежать уплаты налога, например, договорившись с налоговым инспектором, нельзя — при попытке это сделать государство накажет и налогоплательщика, и инспектора.

Напротив, обязанность платить партийные взносы возникает только у членов данной партии. При этом член партии может не платить членские взносы или даже вообще выйти из партии — государство это не интересует (разумеется, в этом примере речь идет не о тоталитарном государстве, где партия может играть особую роль — см. раздел 1.2.7).

Вышеприведенные примеры иллюстрируют некоторые из признаков права, то есть черт, отличающих правовые нормы от других правил поведения.

Примерный список традиционно выделяемых в научной и учебной литературе наиболее существенных признаков права выглядит следующим образом.

Общеобязательность для всех лиц.

Особый, установленный государством порядок создания правовых норм.

Право охраняется принудительной силой государства.

Право носит формально-определенный и структурированный характер. Исходя из существенных признаков права, можно дать, например, такое определение права (в объективном смысле):

Право — это система общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством.

В то же время государство и право можно рассматривать в рамках других подходов, с другими целями. В частности, государство и право рассматривали философы, историки, политики, психологи, религиозные деятели.

Понятно, что их в меньшей степени интересует чисто юридическая проблематика, а в большей — та, которая им близка в силу их научных, политических или религиозных интересов.

Чтобы проиллюстрировать отличие подходов, приведем несколько других определений государства и права из трудов некоторых философов и политиков:

Совершенно очевидно, что при одном объекте исследований — государстве и праве — у вышеуказанных деятелей был совершенно разный предмет исследований — одних интересовала политическая сторона, других — этическая, третьих — общефилософская.

В то же время, в силу специфики государства и права, политические и философские воззрения так или иначе влияют на позицию практически любого автора, который берется рассуждать о государстве и праве, отражаясь даже на таких, казалось бы, сугубо технических вопросах, как формальные определения, структура изложения материала, соотношение объема изложения различных вопросов.

Право неразрывно связано с государством. Оно принадлежит к классу столь же сложных понятий, что и государство, общество, человек, нравственность. Представления о праве, подобно представлениям о государстве, зависят от научных и идеологических позиций исследователей. Для марксистов право – это возведенная в закон воля господствующего класса. Для верующих – промысел Божий. Для рационалистов – сравнительно эффективное орудие регулирования общественных отношений.

Право – универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Право представляет собой единую, целостную систему. Оно является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Государство не только устанавливает определенные нормы права, но и обеспечивает их исполнение, наказывает за нарушение, принуждает к соблюдению. Формой выражения и закрепления норм права является законодательство.

Таким образом, под системой права понимается внутренняя организация права, упорядоченная совокупность правовых норм, которая является результатом общественного развития. Строение системы права можно рассматривать по вертикали и по горизонтали.

В вертикальном строении права обычно выделяют три основных уровня: отрасль права, институт права, норма права.

Отрасль права – это обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью социальных отношений, которые они регулируют. У каждой отрасли права есть свой предмет регулирования, свой вид общественных отношений, имеющих очевидную специфику. Основными отраслями права являются конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное, административное, финансовое, бюджетное, уголовное, процессуальное (гражданский, уголовный, арбитражный процесс) и др.

Институты права – это обособленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, но более мелкие, чем отрасли. Они входят в соответствующие отрасли права. Таковы, например, институт гражданства или институт прав человека, входящие в отрасль конституционного права; институт наследования, образованный нормами гражданского права.


Правовая норма (норма права) – это общее правило поведения, установленное государством, регулирующим посредством его общественные отношения. Нормы права имеют структуру и подразделяются на виды. Структура правовой нормы включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию. В гипотезе указываются круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция – это само правило поведения, в котором устанавливаются права и обязанности лиц. В санкции приводятся меры государственного принуждения, которые применяются к правонарушителям.

По видам нормы права подразделяются на управомочивающие (предоставляют гражданам возможность действовать соответствующим образом), обязывающие (требуют должного поведения) и запрещающие (устанавливают запреты на совершение определенных действий).

Горизонтальное строение права позволяет провести его классификацию по отраслям.

Признаками права являются:

• нормативный характер (наличие определенных норм, правил поведения);

• обязательность исполнения норм права всеми участниками общественной жизни;

• утверждение и гарантированность норм права государством;

Функции права разнообразны. Право:

• является регулятором общественных отношений;

• активно воздействует на общество и государство путем установления общеобязательных правил поведения;

• закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и другие отношения, а также существующий государственный и общественный строй.

Словом, оно устанавливает определенный порядок в обществе и государстве.

И. Ильин, российский философ и правовед

Право реализуется в следующих формах: нормативных актах, прецедентах, правовых обычаях и правовых договорах. Это – источники права.

Нормативные акты делятся на законы (конституционные и обычные) и подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, приказы и т. д.). Юридические прецеденты (образцы поведения, действий в определенных ситуациях) бывают судебными и административными. Обычаи представляют собой сложившиеся в обществе правила поведения, которые государство берет под свою защиту, придает им силу правовых норм. Договоры порождают правовые отношения (обязательства), которые исчезают после выполнения условий договора.

В России источниками права являются законы, подзаконные акты и договоры. В Великобритании, США, других странах, на становление правовой системы которых большое влияние оказало английское право, большую роль играют прецеденты. В России их применяют крайне редко. В странах с прочными патриархальными традициями значительную роль играют обычаи.


Остается рассмотреть вопрос о взаимосвязях государства, права и общества. Самое широкое явление здесь – общество. Общество на определенном этапе развития порождает государство. Государство формулирует право, но и право направляет и совершенствует государство. Под влиянием государства и права изменяется в ту или иную сторону общество. Право общеобязательно как для государства, так и для общества.

Государство и общество взаимосвязаны, но не равнозначны. Государство не сводится к обществу, а общество к государству. Чем совершеннее социально-политические отношения в стране, тем четче разделены функции общества и государства. Велика, например, относительная независимость гражданского общества от правового государства. Многие проблемы социальной и экономической жизни общество решает без помощи и вмешательства государства. Правовое государство не испытывает потребности устанавливать мелочную опеку над гражданским обществом и его отдельными членами. Гражданское общество самоуправляемо и способно оказывать решающее влияние на политику правового государства, на развитие права. О правовом государстве речь пойдет в следующем параграфе.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое право? Каковы основные значения этого понятия?

2. Из каких элементов состоит система права?

3. Что представляют собой источники права?

4. Что такое правовая норма и какова ее структура?

5. Каких видов бывают правовые нормы?

Сила закона состоит в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать (латинское изречение).

Вопреки устоявшемуся в советской юриспруденции убеждению, юридические нормы становятся общеобязательными не потому, что обеспечиваются государством. Наоборот, они привлекают к себе внимание государства и охраняются им потому, что являются объективно общеобязательными, ибо их нарушение дестабилизирует рынок, деформирует обменные связи, ведет к хаосу и в конечном счете к гибели всего общественного организма (Л. Спиридонов, правовед).

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Право охватывает все важнейшие сферы общественной жизни. Оно закрепляет отношения собственности, выступает как регулятор меры и формы распределения труда и продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует организацию и деятельность государственного механизма (государственное, конституционное, административное право); определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное, процессуальное право); воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Особой ролью и спецификой обладает международное право, создаваемое путем соглашений между государствами и регламентирующее отношения между ними (В. А. Туманов, правовед).

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Право и закон: общее и особенное.

3. Особенности системы российского права.

4. Нормативно-правовой акт как источник права в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

29. Понятие и источники права международной безопасности

29. Понятие и источники права международной безопасности Право международной безопасности – это совокупность правовых норм и принципов, регулирующих военно-политические отношения между государствами и другими субъектами международного права.Право международной

Понятие нормы права и ее источники (формы выражения)

Понятие нормы права и ее источники (формы выражения) Норма права – это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством и направленное на урегулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей

Понятие трудового права. Основные источники трудового права РФ

Понятие трудового права. Основные источники трудового права РФ Трудовое право – это отрасль права, нормы которой регулируют отношения между людьми в процессе их совместной трудовой деятельности.Трудовые правоотношения не следует путать с такими гражданско-правовыми

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и

9. Норма права. Структура нормы права

9. Норма права. Структура нормы права Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.Признаки

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА Возникновение нового источника энергии – энергии атома – обусловило создание новой сферы человеческой деятельности, а также необходимость в координации усилий государств по использованию ядерной атомной энергии

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БЮДЖЕТА И ИСТОЧНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА Бюджет ЕС представляет собой правовой акт, посредством которого планируются и утверждаются все необходимые доходы и расходы ЕС в каждом бюджетном году. В Договоре о ЕС правовая природа бюджета и его соотношение с

6. НОРМА ПРАВА, ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, КОНСТИТУЦИЯ, ОТРАСЛИ ПРАВА

6. НОРМА ПРАВА, ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, КОНСТИТУЦИЯ, ОТРАСЛИ ПРАВА Норма права – установленное государством, обеспеченное его защитой, общеобязательное, формально определенное правило поведения, выступающее регулятором общественных отношений путем установления

§ 39. Понятие и источники гражданского права

§ 39. Понятие и источники гражданского права Самыми массовыми, повторяющимися правовыми отношениями, в которые вступает человек, являются отношения по поводу имущества.Гражданское право – это важнейшая отрасль права, нормы которой регулируют имущественные, а также

§ 51. Понятие и источники семейного права

§ 51. Понятие и источники семейного права Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных

§ 55. Понятие и источники трудового права

§ 55. Понятие и источники трудового права Трудовое право – отрасль права, нормы которой регулируют общественно-трудовые отношения, а сами общественно-трудовые отношения выступают в этом случае как трудовые правоотношения. Содержание трудовых правоотношений составляют

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

§ 62. Понятие и источники уголовного права

§ 62. Понятие и источники уголовного права Уголовное право – одна из важнейших отраслей права. Оно представляет собой совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений. Уголовное

Глава 23. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Глава 23. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 1. Норма права. Отправные моменты ее характеристики.2. Юридическая норма и специализация права.3. Норма-предписание.4. Логическая норма.5. Норма права и индивидуальное государственно-властное предписание.

Читайте также: