Право как часть религиозной мировоззренческой системы общества

Обновлено: 04.07.2024

Религия представляет собой особую форму осознания и представления мира. Основными составляющими религии являются моральные нормы и типы поведения, культовые действия и обряды, а также объединения людей в организации. Религиозное мировоззрение опирается на мистический опыт или веру и связано с нематериальной сущностью.

Рассмотрим взаимодействие религии и права и выделим следующие их существенные связи:

  • такие однородные элементы религии и права как идеология и правосознание, религиозные и правовые нормы, церковные и светские суды воздействуют друг на друга;
  • совокупность однородных элементов одной из систем напрямую воздействует на общественную жизнь, что не может отразиться на совокупности однородных элементов другой системы. Например, религиозная идеология является источником нравственных представлений для большинства верующих и является определенным критерием, не допускающим нарушение законодательства;
  • неоднородные элементы религиозной и правовой систем также влияют друг на друга и представляется в форме регулирования юридическими нормами культовых отношений и поведения. То есть не только религиозные установки лежат в основе законодательства, но и законодательство содержит нормы, которые образуют невидимый барьер между дозволенностью и недозволенностью культового поведения;
  • взаимодействие отраслей права с различными сферами религии, что выражается в регулировании правовыми и религиозными нормами самых разных сторон общественной жизни – церковно-государственные отношения, взаимоотношения служителей культа, узаконение церемоний (коронация, инаугурация, присяга и т.д.);
  • взаимосвязь различных отраслей права с религией в целом (например, разная степень их секуляризации)

Таким образом, исходя из изучения теории взаимосвязи религии и права, следует сделать вывод, что различные однородные и неоднородные элементы правовой и религиозной системы взаимодействуют друг с другом во всех сферах общественной жизни современного человека, и образуют совершенно новую религиозно-правовую систему, которая объединила в себе все аспекты, характерные для каждой системы в отдельности.

Право и религия в настоящее время выступают как регуляторы общественных отношений, которые при своем взаимодействии подчиняют себе поведение индивидов и способны им манипулировать. Что это значит?

Человек, который родился в глубоко верующей семье и сам стал таковым, не может нарушить грань, которая находиться между религиозно дозволенным и запрещенным, это определяет его нравственные устои и религиозно верное поведение. Но не только религия влияет на поведение человека. Он живет в государстве, где действую свои законы. То есть помимо религиозных рамок перед верующим образуются еще один слой рамок, которые в данном случае будут иметь правовой характер.

Это можно представить как вакуум, в котором находится человек и не может из него выбраться из-за своих религиозных предрассудков и правовых наставлений государства. То есть, соединившись, религия и право образовали тот самый барьер, который и способен регулировать поведение человека.

Мусульманское право

Право мусульманских стран строилось исключительно на религиозных взглядах и установках. Только религия могла регулировать общественные отношения мусульман. Никакой другой закон не может быть выше закона Аллаха.

Все практические предписания Шариата можно разделить на три категории, которые регулируют:

  • служение (пост, молитва, паломничество ит.д.);
  • отношения между людьми (этика, семья, культура, право ит.д.);
  • наказание за правонарушение.

Основным источником мусульманского права является Коран. Правовая значимость Корана выражена в нем самом в словах: "И так Мы ниспослали его как арабский судебник". Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна - "Священное предание", состоящее из рассказов - хадисов - о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда. Следует отметить, что при жизни пророка его высказывания передавались преимущественно устно, и оба источника в письменной форме были составлены уже после смерти Мухаммеда.

В Коране существовало множество различных пробелов, которые привели к необходимости создать своего рода комментарий Корану и Сунны. Основой такого толкования стал иджтихад, который содержал в себе те регулирования правил поведения, которые отсутствовали в Коране и Сунне.

С развитием мусульманской теории права иджтихад стал символизировать высшую ступень знания, на которой человек способен самостоятельно принимать решения. Мусульмане, которые обладали таким правом, назывались муджтахидами и становились впоследствии законодателями.

К началу VIII в. мусульманско-правовая доктрина, ликвидируя правовые пробелы в основных источниках - Коране и Сунне, сформулировала нормы, составившие вторую группу источников мусульманского права.

Иудейское право

Иудейское право - это система социальных норм, принципов, религиозных толкований, обычаев и традиций еврейского народа, которые существенно отличаются от всех других правовых систем.

Неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением. А это в свою очередь консолидировало еврейский народ.

Источником иудейского права является только Ветхий Завет, который нередко называют еврейской библией. Как известно, христиане признают в качестве Библии Ветхий и Новый Завет. Книги Ветхого Завета делятся на три группы книг. В первую группу книг входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще всего называют Пятикнижием Моисея или же Торой. Тора выступает в качестве самостоятельно источника иудейского права. Две другие группы книг носят пророческий и этическо-назидательный характер.

Буддийское право

В Древней Индии религиозные начала вошли не только в культурную жизнь, они стали частью социально-правового развития общества. Доказательством этого служат источники права Древней Индии, которые закрепили в себе как нормы права, так и нормы нравственности и морали.

Развитие права в Древней Индии неразрывно связано с дхармашастрами, которые в наиболее полной мере отразили социально-экономическое и государственное развития государства. Дхармашастры представляли собой сборники религиозно-правовых предписаний, которые вобрали в себя и характеристики морали и нравственности, и образ закона права. Дхарма распространялась на все области жизнедеятельности индуса. Это были своего рода правила поведения, которые в полном объеме отвечали всем религиозным требованиям.

Синтоистское право

Будучи национальной религией, синтоизм в Японии сформировал понятие священной, избранной богами, страны, управляемой столь же священным императором. Более того, начиная с 1868 года, версия о божественном происхождении японского государства и императорской династии, положенная в основу синтоизма, в качестве составной части вошла в систему государственного образования.

Законодательными актами подтверждалось, что императорская особа есть божественный посланец небес, чье право наследственной власти сомнениям не подлежит и от народной воли не зависит. Такие принципы синтоизма составляли сущность государственной японской религии, которая была отменена только в 1945 году. Император в специально изданном эдикте отрекся от собственного божественного происхождения, и с тех пор синтоизм стал лишь одной из многих религий.

В современной Японии найдется совсем немного людей, относящих себя к синтоистам, но эта религия стала неотъемлемой составляющей жизни большинства японцев, воспринимающих сегодня исполнение традиционных синтоистских обрядов, неразрывно связанных со всеми ключевыми событиями в жизни, как часть национальной культуры.

  • Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

Совокупность правовых систем мира, основанных на религиозном праве называется религиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права). Термин правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом. Он рассматривал некоторые правовые системы религиозного права, но не объединял их в единую семью. Впервые понятие религиозной правовой семьи обосновал Д. В. Лукьянов, который сформулировал ее определение, описал общие характерные черты и определил ее структуру.

Материальными источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.

В своём чистом виде религиозное право действует только на территории Ватикана (и то с небольшими оговорками). Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами.

Связанные понятия

Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её.

Госуда́рственная рели́гия (синоним официальная религия) — вероучение, официальный статус которого подтверждён данным государством. Государство без государственной религии называют светским или секулярным государством.

Исто́чник (фо́рма) пра́ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Упоминания в литературе

✓ религиозную правовую семью, основные источники которой божественные откровения, священные писания. Эта семья права не имеет четкого разграничения на нормы правовые, моральные, религиозные. Наиболее известными примерами являются мусульманское право (шариат), индусское право (индуизм) и иудейское право (галаха), которые представлены в национальных правовых системах Ирана, Ирака, Пакистана, Саудовской Аравии, Ливана, Судана (мусульманское право), Индии, Бангладеша, Непала, Гайаны, Бирмы, Сингапура, Малайзии и некоторых стран восточного побережья Африки (индусское право), Израиля, США и отдельных религиозных еврейских общих в различных регионах мира (иудейское право). Исходящее из конфуцианского мировоззрения традиционное право Китая и Японии содержит элементы религиозной семьи права. Религиозное право не является абсолютной, а лишь преобладающей нормой либо сохранившей свое значение в отдельных сферах (Алжир, Тунис, Сирия, Турция, Израиль). Наряду с религиозным правом в этих странах действуют законы государства и обычая, законодательство местных властей;

Интерес представляет отношение к обычному праву в государстве Израиль. Во вступительной статье к изданному в 2003 г. Гражданскому законодательству Израиля отмечается: «В связи с тем что Израиль представляет собой государство, где религия и государство не разделены, в нем существует система как светских, так и религиозных судов. Так, деятельность раввинатских судов строится на основе норм религиозного еврейского права – Галахи, мусульманских – на основе мусульманского религиозного права (законов шариата), христианских судов – на основе норм соответствующих христианских общин. При этом ряд вопросов отнесен к исключительной компетенции религиозных судов, например вопросы брака и развода супружеской пары, в которой оба супруга относятся к одной и той же религии. В то же время ряд гражданско-правовых споров рассматривается как в светских, так и в религиозных судах (например, споры об алиментах, воспитании детей, разделе имущества супругов и др.)[59].

В общем, можно сказать, что, как и в большинстве других стран с наличием религиозного права , иудейское право регулирует в современном Израиле, прежде всего, вопросы личного статуса лица. Вместе с тем следует учитывать, что, несмотря на преобладание правотворчества со стороны государства, религиозное иудейское право в значительной мере продолжает влиять на формирование и функционирование правовой системы Израиля. Так, отсутствие единой писаной конституции нередко объясняется борьбой между сторонниками светской и теократической концепций в вопросе о роли религии в государстве и правовой системе (последние отрицают необходимость какой-то другой конституции кроме Торы).

Итак, в отсутствие формального института веры, наделенного полномочиями осуществлять надзор над религиозной жизнью или же выражать официальную исламскую точку зрения, сравнимую с той, которую выражает папство или избираемое руководство церковных общин, интерпретация и применение Закона, изложенного в Коране и сунне Пророка, происходят в соответствии с комплексом правил, разработанных улемами (учеными) авторитетных медресе (духовных школ). Наиболее престижная из таких школ, Аль Азхар, была основана в 971 году и претендует на титул старейшего университета в мире; она пользуется непререкаемым авторитетом среди суннитских улемов. Однако все решения, выносимые даже на уровне верховного шейха Аль Азхара, носят чисто рекомендательный характер, если они не проведены через суд кади – судьей. А судью назначает правитель. Поэтому реализация религиозного права (в отличие от его толкования) находится под контролем государства.

Связанные понятия (продолжение)

Еврейское право (ивр. ‏מִשְׁפָּט עִבְרִי‏‎, мишпат иври) — совокупность религиозных норм иудаизма, имеющих правовой характер; одна из конфессиональных форм религиозного права.

Вероотсту́пничество — отступничество от своей веры (религии) или принципов. В ранней истории христианства вероотступничество рассматривалось как один из грехов, отпустить которые может только Бог. Во второй половине III в. впервые было допущено церковное отпущение греха вероотступничества. В христианизированной Римской империи вероотступники наказывались лишением гражданских прав. В Средневековой Европе вероотступников приравнивали к еретикам и подвергали их таким же наказаниям.

Религиозная дискриминация — ограничение людей в правах по признаку их религиозной принадлежности. В ряде стран, где представлены несколько религиозных общин, дискриминация обычно сопровождается религиозной стратификацией, то есть на социальной лестнице общины имеют более высокий или более низкий статус по отношению друг к другу.

Правова́я систе́ма — совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.

Терпимость — социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания коллективного и индивидуального поведения, заключающегося в непреследовании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает чьё-либо неодобрение. Терпимость подразумевает сознательное решение не делать и не совершать всяческих преследований чуждых. Обычно данный термин применяется к ненасильственному поведению, основанному на достижении консенсуса, и употребляется в связи с проблемами.

Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

Источники исламского права — основные источники, используемые исламскими правоведами для вынесения правового решения (фетвы).

Деле́ние ми́ра в исламе — идея географического разделения по религиозному признаку. Обычно исламские богословы подразделяют страны мира на дар аль-ислам (территория ислама), дар аль-куфр (территория неверия), а также на дар аль-харб (территория войны), дар ас-сульх (территория мирного договора) или дар аль-худна (территория перемирия) и дар аль-хийад (нейтральная территория).

Правово́й обы́чай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.

Позитивное право, положительное право (лат. ius positivum) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена (в роли суверена может выступать народ или монарх), либо не противоречащих данной воле, посредством которых регулируется жизнь субъектов права на некой территории, которые являются регуляторами общественных отношений и которые поддерживаются силой государственного принуждения. Может как соблюдать, так и нарушать моральные права человека с позиции моральной.

Институт права или правовой институт — объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группа взаимосвязанных однопорядковых юридических норм.

Принудительное обращение — обращение в иную веру или идеологию под принуждением, то есть угрозой применения наказания или вреда (лишения работы, социальной изоляции, пыток, казни и др.). При принудительном обращении всегда требуется явный отказ от прежних убеждений.

Исламская культура (араб. الثقافة الإسلامية‎‎) — многогранный термин, который в узком смысле обозначает средневековую культуру и традиции подвергнутых исламизации стран Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, Северо-Западной Индии, Северной Африки и Юго-Западной Европы. В более широкой интерпретации — классическая и современная культура исповедующих ислам народов, которые проживают на территории его распространения. «В обоих смыслах (особенно во втором) она является довольно условным понятием.

Светское государство — государство с устройством, где религия отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

Иудеи-христиане, иудеохристиане, иудейско-христианская секта, и иногда также христиано-иудеи — ранние христиане из евреев, продолжавшие и после принятия христианства соблюдать основные предписания иудаизма.Христианство воспринималось иудеями как одно из многих мессианских движений внутри иудаизма. Соответственно, первые последователи Христа были в основном евреями, рассматривавшими новое учение частью иудаизма. Иудео-христиане считали себя иудеями и, помимо крещения и веры в то, что Иисус был Мессией.

Западное христианство — религиоведческий термин, объединяющий Римскую католическую церковь, Старокатолические церкви и различные направления протестантизма. Название связано с тем, что указанные направления христианства возникли в Западной Европе. В настоящее время различные направления Западного христианства широко распространены во всём мире (в Северной Америке, в Южной Америке, в Европе, в Азии, в Африке и в Австралии).

Свяще́нные те́ксты, или Религио́зные тексты, — тексты, которые в различных религиях рассматриваются как священные и занимают центральное место в их религиозной традиции.

Вероуче́ние — совокупность вероучительных определений (догматических положений веры); главный критерий, по которому проводится дифференциация между вероисповеданиями. Термин как правило употребляется для описания специфики трактовки основных положений в различных направлениях христианства либо для обозначения христианской догматики в це́лом.

Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

Религиозная нетерпимость — нетерпимость, мотивированная чьими-то личными религиозными убеждениями или практикой, или собственно нетерпимостью к другим религиозным верованиям или практикам как таковым. Она проявляется как на культурном уровне, так и в качестве части догмы некоторых религиозных и секулярных групп.

Политология религии — одна из новейших политологических дисциплин, она появилась в последних десятилетиях XX века.

При́нципы пра́ва — руководящие нормы права,определяющие содержание и направления правового регулирования.

Религиозная война или Священная война — вооруженный конфликт между представителями различных религиозных групп в государстве или между государствами с различными религиями.

Свобо́да вероиспове́дания — право исповедовать и практиковать любую религию. Исторически значение термина расширялось, и в настоящее время свобода вероисповедания обычно понимается также как право не исповедовать и не практиковать никакой религии, проповедовать религиозные или другие мировоззрения и/или пропагандировать отказ от них.

Секуляриза́ция (от лат. saecularis — светский) — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.

Религиозное обращение — отождествление себя с какой-либо религией, либо с рождения в силу существующих обычаев, либо в результате перехода из иной веры, либо в результате сознательного решения. Подразумевает безоговорочное принятие системы ценностей и постулатов данной религии, а также вхождение в общину последователей данной религии. Возможно обращение не только из одной религии в другую, но и из одной конфессии (секты, течения) в другую конфессию той же религии, а также сознательное обращение из.

Обычным международным правом называют различные аспекты международного права, которые исходят из правовых обычаев. Правовой обычай рассматривается учёными-юристами и Международным судом ООН в качестве одного из основных источников международного права.

Феминистское богословие (также феминистская теология и теология феминизма) — возникшее в 1960-е годы направление в богословии, связанное с феминистским движением. Феминистское богословие родственно с теологией освобождения и теорией феминизма. Методы прочтения и интерпретации Библии данным направлением богословия осуществляются в рамках идеологического критицизма и являются маргинальными.

Упоминания в литературе (продолжение)

Религиозная тайна бывает личная и профессиональная. На наш взгляд, личной религиозной тайной являются сведения, связанные с принадлежностью лица к той или иной религии (конфессии) и личной реализацией религиозных прав . Именно религиозная самоидентификация личности являлась одним из наиболее распространенных поводов к ее дискриминации.

16) религиозное право (каноническое), состоящее из трех частей: мусульманского, индусского и индейского права.

В-третьих, церковное управление: право религиозного учения, право религиозного освящения, право церковного управления и суда, имущественное право церкви.

Исторически, иудаизм делится на, как минимум три следующих периода:[2] библейский иудаизм (период от Авраама до разрушения Храма Соломона, Вавилонского плена и возвращения в Иерусалим), иудаизм периода эллинизма (от возвращения в Иерусалим до разрушения Храма царя Ирода Великого) современный иудаизм (от периода рассеяния и до наших дней). Возникновение христианства пришло именно на период эллинистического иудаизма, поэтому дальнейшее рассмотрение иудейской религии в подробностях не представляется целесообразным в данном контексте, однако будет затронуто в рассмотрении формирования религиозного права.

Наиболее достоверными источниками информации об эллинистическом периоде иудаизма являются труды Филона Александрийского и Иосифа Флавия, а также аггадические тексты, входящие в Талмуд. Эллинистический период в истории это эпоха с размытыми хронологическими границами, характеризующаяся доминированием эллинской, то есть греческой (позже – греко-римской) культуры в праве, философии, этике и, отчасти, в религии.

Основным способом познания и изучения являлась философия, синтезировавшая все отрасли знания. Следуя логике А.Ф, Лосева, философия возникает как следующий этап познания после мифологии. В то же время, восточные культуры, подвергшиеся эллинизации, а именно сирийская, персидская, халдейская, арабская, египетская и иудейская, по большей части находились в сфере мифологических методов познания, мистицизма и магизма, при развитости у них естественно-научных дисциплин (особенно в Персии и Вавилонии).[3] Столкновение эллинского мира и восточного привело одновременно к взаимной интеграции, и к диалектическому противостоянию. Так, греки, а затем и римляне считали иудаизм варварской религией, однако римляне позволяли иудеям не участвовать в ритуалах государственного культа. В то же время иудеи, ненавидя римскую власть, воспринимали некоторые методы эллинов: в праве ими был воспринят арбитраж, в религии – философские методы герменевтики. Более того, отцом-основателем герменевтики, в том числе и в современной форме является эллинизированый иудей – Филон Александрийский.[4]

В этой ситуации формируется множество философских и религиозных течений, как рационального, так и мистического характера. В частности, эллинские мистерии Исиды[5] и Митры.[6]

В иудаизме имеет место возникновение как минимум трех религиозно-политических партий, отличавшихся друг от друга отношением к эллинизации, отношениями с римскими властями и практикой. Эти три партии – фарисеи, саддукеи и ессеи.

Первые две играли значительную роль в общественной и политической жизни, в том числе, если верить Библии, были причастны к суду над Иисусом Христом – основателем христианства. В то же врем, между ними были значительные различия. Так, Саддукеи представляли собой буквалистов, буквально трактовавших Писание, отвергавших Предание, веру в загробную жизнь и т.д. Они совершенно не восприняли те эллинские школы, которые говорили о метафизическом, расширительном и символическом толковании текстов, зато с удовольствием перенимали внешние атрибуты эллинской культуры. Фарисеи напротив, признавали Предание, верили в загробную жизнь, восприняли многие элементы греческих методов мистического, расширительного толкования. В то же время они решительно отвергали эллинский образ жизни.

Третья партия – ессеи – это мистическая секта, вобравшая в себя как некоторые элементы халдейского магизма, так и эллинские философские идеи о созерцательной жизни. Ессеи жили обособленной общиной, почти не посещали Иерусалимский храм, имели собственные ритуалы, в том числе водное крещение и некие сходные с литургией обряды, совершаемые над хлебом и водой. Таким образом, ессеи (а также иные секты, более раннего или позднего происхождения, такие как терапевты, елкасаиты и мандеи) являют собой образец релиозности[7] переходной формы.[8]

Христианство начинает формироваться именно в таких условиях[11] и в него интегрируются понятийно-категориальный аппарат более ранних философских течений, о чем свидетельствует религиозная и правовая терминология в актах Вселенских Соборов и в Папских декреталиях. Именно это по итогу и составит основу христианской канонико-правовой терминологии.

Б. Формирование конфессионального христианства

Существует несколько подходов к периодизации развития христианства, как религии. Можно говорить о следующих этапах:

1. Апостольский период – формирование первых христианских общин апостолами в городах средиземноморья, в основном, в среде эллинизированных иудеев. Этот период описан в Деяниях Апостолов, Посланиях Апостола Павла и иных Апостольских Посланиях. Также, к этому периоду относятся первые акты канонического права, не происходящие прямо из Библии – Апостольские постановления и Дидахе – правила двенадцати апостолов.[12]

2. Доконстантиновский период – развитие христианских общин на Востоке и на Западе. Формирование различных течений: гностического христианства, мистиков, буквалистов, иудо-христианских переходных культов.[13]

3. Институционализация христианской религии – в данный период возникают основные институты религиозной иерархии и формируются централизованная система христианской церкви, ее доктрина, догматика. Происходит постепенный раскол общины: отделение ориентальных (несторианских и монофизитских) церквей, преследование гностиков и манихеев. Возникновение ранних актов канонического права – Сборников Деяний Вселенских Соборов, а также Папских Декреталий. Оформление ранней кодификации.

4. Церковный раскол – отделение восточных церквей от общения с Римом. Формирование Византийского православия и Католической Церкви. Возникновение взаимно направленных канонических актов, вызванных необходимостью защиты собственной церковной юрисдикции.

После этого периода события развиваются параллельно:

В Католической Церкви, от которой отделились Восточные христиане, завершается процесс централизации власти вокруг персоны Папы Римского с соответствующими правовыми последствиями и влиянием на Европейскую историю, политику и право.

Черту под данным периодом подвел Фераро-Флорентийский Собор, завершившийся непродолжительным воссоединением греческих христиан с Католической Церковью. Между тем, вследствие разрыва унии, Византия вновь оказалась в сложном политическом положении и в итоге была уничтожена Османской Империей.

Итак, резюмируя приведенные выше исторические факты можно констатировать, что непосредственно на европейскую политико-правовую картину оказали влияние следующие конфессии (расположены в порядке снижения значимости влияния):

1. Католическая Церковь (как латинские католики, так и греко-католики)

2. Лютеранские церкви (национальные) и Церковь Англии

3. Церкви греческого исповедания (православные)

4. Реформистские церкви и общины: Реформисты, Пресвитериане, Анабаптисты, Баптисты и иные.

В. Каноническое право Востока и Запада: источники, система правовые институты

Таким образом, начиная с Павла внутреннее право общины, обогащается римским походом к праву и правовым нормам. Далее каноническое право приобретает роль корпоративного права Церкви, как организации, после чего, в определенный момент обретает дихотомию статуса: в средние века оно остается правом Церкви (как Западной, так и Восточной), при этом вводится в правовые системы национальные, равно как и в систему права церковного государства – Папской Области или Папского государства.

Христианская религия признает первоисточником закона Бога, который рассматривается как высший гарант нормативности, правомерности и законности на Небе и на земле. Далее выделяют следующие базовые источники права: Естественное право (Ius Naturalis) или Естественный Закон (Lex Naturalis) и Божественное позитивное право (Ius Divini Positivum).

Далее следует развитие первых канонических норм, изначально прецедентных, а затем утвержденных Вселенскими Соборами или Папами. Примерами могут быть правила отношения с язычниками, еретиками, магами и т.д. Данные положения сходны с тем, что закрепляется в текстах иудейского правового канона и отражены у Маймонида.[29]

Вселенские Соборы возникли из необходимости регулирования ряда внутренних вопросов в Церкви в период, когда авторитет Папского Престола, законно стоявшего во главе Церкви все же был узурпирован имперской властью Византийских императоров, стремившихся подчинить себе церковные институты, что и стало причиной раскола. Прообразом Вселенского Собора стал Апостольский Собор в Иерусалиме, он же – Иерусалимский Собор, проходивший около 49 года от Р.Х., описанный в Библии.[30] Лишь 7 Соборов признаются и на Востоке и на Западе, как Вселенские. Далее же список разнится.

Изначально Первый Никейский Собор был созван с санкции Императора Константина Великого и его матери Елены для институционализации христианского вероучения. Среди главных вопросов было осуждение арианского учения, что повлекло официальный первый раскол в Церкви: отделились последователи пресвитера Ария.

Данное осуждение повлекло за собой череду споров, однако они не привели к сильным этно-конфессиональным противостояниям между сторонниками и противниками арианского учений. Само же арианство некоторое время сохранялось у варварских королевств в Италии, откуда было вытеснено католицизмом. Однако впоследствии имели место ряд процессов, оказавших, по мнению ряда историков и этнографов, в частности, Гумилева, крайне пагубное влияние на византийский суперэтнос.

Первый Никейский Собор принял Символ Веры, составивший основу Символа Веры всех христианских конфессий.

Далее последовали несторианский[31] и монофизитский[32] расколы, а затем иконоборческое движение.[33]

В то же время в католическом мире можно говорить о следующих Соборах, оказавших влияние на проявление религиозности, религиозное право и отношение церкви с государством: Тридентский Собор (1545-1563 годы), Первый Ватиканский Собор (1869-1870) и Второй Ватиканский Собор (1962-1965) соответственно.

В католической традиции канонические нормы, составляющие основу генерального канонического права кодифицированы в виде Кодекса канонического права и Кодекса канонов восточных церквей. В то же время в церквях греческого исповедания нет единой системы канонов и их общепризнанной кодификации, но лишь несколько редакций с большей или меньшей инкорпорацией и систематизацией старых и новых норм. Типичным примером является Книга правил, применяемая, в частности, в Русской православной церкви Московского патриархата.

Лютеране не имеют единой систематизации всех своих канонических норм, но базовым источником обычно признается Книга Согласия.

Англиканство же имеет кодифицированную систему норм, принятую Синодом Церкви Англии. Аналогичные источники имеются и в других церквях сообщества. Также, важно отметить, что в связи с интегрированностью Церкви Англии в государственную систему Соединенного Королевства, данные тексты носят также и определенный государственный характер применительно к защите силой государства их норм.

2. Политические и правовые взгляды некоторых Западных и Восточных христианских авторов на проблему государства и права.

Первые отсылки к вопросу о государстве и праве применительно к христианской правовой и теологической традиции содержатся еще в тексте самого Нового Завета. Здесь особый интерес представляют некоторые пассажи из Евангелия, позиции Апостола Павла и других Апостолов, а также иные тексты. Из них всех будут рассмотрены лишь наиболее яркие примеры.

Позже, в условиях феодализации Римского Общества возникает необходимость, в согласии с христианской религией произвести экспликацию данного процесса. Одним из основных идеологов этого периода становится Архиепископ Константинопольский Иоанн прозванный по-гречески Хризостом и известный как Иоанн Златоуст. Один из виднейших религиозных и политических деятелей своей эпохи, автор множества богословских, философских и политико-правовых сочинений, а также автор текста наиболее распространенного в греко-восточных церквях текста Литургии – Литургии Иоанна Златоуста. Св. Иоанн пытался оправдать процесс феодализации параллельно с развитием в Восточной Римской Империи рабства, опираясь все на тот же принцип послушания земным властям, который был развит Апостолом Павлом и продолжен Августином. Вместе с тем он не критикует социальное расслоение, но обличает тех, кто добыл богатство не честным путем. Отдельно следует отметить, что Златоуст разделяет власть священную и власть светскую, ставя при этом власть священную выше власти светской, но разделяя их компетенции. В последствии эти тезисы стали основой идеологического противостояния светской и церковной власти на Руси.[41]

В правовом отношении Аквинат держится церковной интерпретации Естественного закона как источника права и рассматривает необходимость в позитивации закона, как и некоторые негативные аспекты позитивации власти в ключе испорченности человеческой природы грехопадением. Именно на работах Аквината и будет основана экспликация западной правовой традиции.

[1] Священная история – изначально христианское теологическое понятие, воспринятое в религиоведческой науке, в отношении представлений религии об истории, изложенных в Писании данной религии. В христианстве и иудаизме это Библия (Танах для иудеев и христиан, и еще писаний Нового Завета только для христиан), в исламе – Коран. У мандеев имеется свое писание – Гинза Рабба, сюетно синтезирующая раннехристианские и библейские представления и халдейскую гностическую космогонию.

[2] Данная периодизация является усредненной автором, на основе различных иных систем периодизации, применяемых как в иудейской религиозной истории, так и в светской. Она представляется оптимальной для краткой характеристики тенденций, имевших место в рассматриваемые периоды, в частности, применительно к истории и истокам христианства.

[4] Филон применил греческие методы толкования, ранее использовавшиеся к комментированию текстов досократиков, диалогов Платона и сочинений Аристотеля, которые воспринимались в позднем эллинизме как некий сакральный, почти религиозный канон (то есть наделялись непогрешимостью), к текстам Библии на греческом – то есть Септуагинте (перевод 70 толкователей).

[5] В эллинскую эпоху Исида была отождествлена с богиней неба Уранией (она же – муза астрономии и астрологии). Мистерии Исиды были эллинизированы и наполнены греческими и римскими элементами ритуальной практики и философии.

[6] Изначально индо-иранкое божество договора и скотоводства интегрировалось в римскую религию и инкорпорировалось в пантеон. Мистерии были похожи в ритуальной и теологической части на христианство, в том числе на литургию и представляли собой одну из множества религий переходного периода.

[7] Еще задолго до христианства в религиозной мысли Ближнего Востока и Греции возникает идея о Сыне Бога, Спасители, умирающем и воскресающем боге, искупительной жертве. Эти религии, секты и культы либо относятся к пласту античных религий (культ Осририса, культ Митры (именно культ Митры в недрах индо-иранской религии), Элевсинская мистерия, культ Серапсиса и т.д.), либо формируют отдельную мистико-посвятительную и/или философскую систему (мистерии Исиды, мистерии Митры, орфизм, неоплатонизм), либо же выделяются в отдельную квазирелигиозную школу, (как, например, ессеи). В сумме эти культы можно называть религиозностью переходного периода. Вместе с тем, сформировавшиеся на базе этих культов религии, в частности мандеизм, существующий поныне могут считаться религиями переходного типа.

[8] Религия переходной формы или переходного типа – синкретическая религиозность, возникающая на стыке, иногда диаметрально противоположных религиозных культов. В наше время примером служат религии афро-карибского и афро-бразильского типа, а также латиноамериканские культы (Santa Muerte, Senior de la Muerte). // см. подробнее, например: Данненберг А.Н. Религии переходного типа (на материале афро-кубинского религиозного синкретизма) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. с. 144-151.

[11] Лев Гумилев, рассматривая в рамках теории пассионарного этногенеза процесс образования христианской цивилизации отмечает следующее. К середину I века от Р.Х. проповеди апостола Павла приводят к формированию консорций (субэтнических групп), которые сами по себе не выделялись в нечто отдельное, но при этом рассматривались римскими авторами как нечто целостное. При этом, как уже приводилось ранее, христианство является в тот период переходной религией от иудаизма. Вместе с тем, уже во II веке от Р.Х., благодаря деятельности Юстина Философа христианство окончательно размеживало границу с иудаизмом, а к моменту легализации христианства Константином христиане были уже, по мнению Гумилева этносом (sic) в составе римского суперэтноса. Таким образом, Гумилев выделяет элемент этнической или квазиэтнической общности христиан того периода. // см.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев – М.: Айрис-пресс, 2014 г. – с. 395-396.

[12] Не смотря на тот факт, что Дидахе сейчас считается апокрифом, в ранней церкви данный текст играл большую роль. Так, св. Климент Александрийский считал Дидахе частью Писания.

[13] Имеются в виду уже ранее названные мандеи, а также ныне исчезнувшие елкасаиты.

[16] Понятие из Канонического права. Истоки данных концептов имеют место в Римском Праве. Подобно тому, как Codex XII Tabularum был сакральным источником в Римском Праве, в Каноническом, Писание и Предание есть Fons omnes publice privatique iuris. Важно отличие канонических норм, которые хоть и есть нечто το αρχε, но не тождественны mores maiorum Римского права.

// Подробнее о римских корнях канонического права см. Новицкий И.Б. Основы Римского гражданского права. М.: Госюриздат 1960. – 240 с.

[17] Др-греч. Бытие есть наиболее общее из всего

[18] Хайдеггер М. Бытие и Время М.: 2015 г. стр. 3

[19] Лат. Воистину достойно и праведно, должно и спасительно

[23] Семь Законов потомков Ноя согласно Талмуду включают в себя следующие принципы:

- Запрет идолопоклонства – монотеизм

- Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от еще живого животного

- Предписание создать справедливую судебную систему

[24] Талмуд, Санхедрин 56а; Тосефта, Авода Зара 8:4

[26] Нерсесянц В. С. Философия права. С. 445.

[30] Деян 15:1-34 и Галл 2:1-10

[31] В отличие от халкидонитов, говорящих о единой бого-человеческой природе во Христе, несториане учат о двух раздельный природах.

[32] В отличие от халкидонитов, монофизиты утверждают или абсолютно божественную природу Христа, или ее доминирование.

[34] Содержится в трех синоптических Евангелиях (Матфей, Марк, Лука), отсутствует у Иоанна. Имеется также в апокрифическом Евангелии от Фомы. (Мф. 22:15-22; Мк. 12:15-17; Лк. 20:20-26, Фома 104).

[35] Под иродианами понимаются члены администрации Ирода Антипы и сторонники династии иродиадов.

[40] В этом отношении Августин близок к патриархальной теории права и государства, но нельзя сказать о том, что бы он ее полностью разделял.

[41] Накануне событий, предшествовавших Большому Московскому Собору 1666 года, между Патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем назревал конфликт, в результате которого Патриарх и Царь оба ссылались на позицию Златоуста, но каждый действовал в сторону усиления своей власти, что повлекло непродолжительный кризис власти и споры о компетенции и юрисдикции.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;
весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;
отсутствует деление права на частное и публичное;
нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

Основные признаки этой системы:

• главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

• принципы права совпадают с религиозными догмами;

• основной источник права – религиозно-нравственные нормы и ценности, учения, доктрины и обычаи, содержащие охраняемые государством нормы права;

• весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

• религиозные органы не отделены от государства и зачастую выполняют функции правотворчества и правосудия;

• законодательство и судебная практика имеют вторичное значение;

• особое место в системе источников права занимают труды ученых юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

• отсутствует деление права на частное и публичное;

• во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

• все религиозные правовые системы отличаются особым консерватизмом.

Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Основными источниками мусульманского права являются: Коран, сунна, иджма, кияс.

Коран – священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями там есть и установления вполне нормативно-юридического характера.

Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, по существу представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.

Иджма – комментарии ислама, составленные его толкователями (крупными мусульманскими учеными). Это своего рода комментарии, призванные восполнять пробелы в религиозных нормах. Практики ссылаются на положения не Корана или Сунны, а на сборники норм, соответствующие иджме.

По степени влияния норм мусульманского права на действующие законодательства, можно выделить несколько групп государств.

1 Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на законодательство и сложившуюся здесь форму правления (например, обязательное соответствие шариату всех принимаемых законов).

2. Ливия, Пакистан, Судан, Иран, Афганистан, где действие мусульманского права уже не столь всеобъемлюще, но все же весьма существенно.




4. Тунис, Йемен. В этих странах даже брачно-семейные законодательства отказываются от основополагающих институтов мусульманского права. Например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс Йемена в 1974 году по существу наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.

Индусское право является также распространенной системой религиозного права (некоторые исследователи относят ее к обычно-традиционной системе). Это не право Индии, а право общины, исповедующей индуизм. Преобладает в Индии, его влияние на общественные отношения велико в Пакистане, Сингапуре, Бирме, Малайзии а также в странах на восточном побережье Африки (в Танзании, Уганде, Кении).

Индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. В содержание этой системы входят: обряды, религиозные верования, идеологические ценности, мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенное общественное устройство и определенный образ жизни. Таким образом, индуизм представляет собой нечто большее, чем правовая система, и даже религия – это философская система мировосприятия и миропонимания.

Огромное значение придается обрядовой чистоте, отрицательным следствием которой является кастовое высокомерие. Браки между представителями разных каст также запрещаются. В обычной индусской семье собственность общая, и все получают наследство на равных правах. Всем, как работающим, так и неработающим гарантируется прожиточный уровень.

Таким образом, индусское право является обычным правом, в котором преобладает религиозная доктрина, которая и определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи.

В период колониальной зависимости индусское право подверглось влиянию доктрины общего права, но полного его вытеснения не произошло. И после провозглашения независимости Индии (1947 г.) страна стала развивать свою правовую систему. Конституция 1950 года отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности, однако на правовую систему продолжают влиять и религия, и устойчивые территориальные традиции.

Провозглашение в Китае республики (1911 г.) дало толчок кодификации. Гражданский, Земельный и иные кодексы (20-30 гг.) готовились по образцам европейских законов, что давало повод отнести китайское право, хотя и с определенными оговорками, к континентальной правовой семье.

Японская правовая система в XIX-ХХ веках испытала на себе влияние европейского и американского права. Здесь существуют такие отрасли права, как конституционное, административное, гражданское, торговое, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, право социального обеспечения и др. Законы, договоры и иные акты являются источниками права.

В правовой системе современной Японии сочетаются и параллельно действуют как традиционные нормы прошлого, так и заимствованные романо-германские правовые модели.

Здесь наблюдаются глубоко укоренившиеся традиции, поэтому японцы в целом отрицательно относятся к праву, которое они обычно отождествляют с уголовным.

Как и в Китае, судебному разбирательству следует предпочесть примирение, соглашение. Даже если споры все же рассматриваются судом, они в подавляющем большинстве завершаются примирением.

усовершенствование права осуществлялось в основном за счет рецепции европейских правовых моделей, уголовный и уголовно-процессуальный кодексы во многом напоминают французские. Что касается частного права, то здесь в целом преобладает германское влияние. После второй мировой войны значительное влияние на японское право оказали американские образцы.

В целом, однако, в Японии сохранилась прежняя кодификационная система, основу которой составляют шесть существенно измененных кодексов, дополненных значительным массивом законов и иных нормативных актов, образующих систему источников, во многом напоминающую западноевропейскую. прецедент японская юриспруденция источником права не признает.

Читайте также: