Право как часть нравственности а шопенгауэр в с соловьев

Обновлено: 04.07.2024


Ключевые слова: В.С. Соловьев, религиозная философия, идея права, нравственные начала права, абсолютное добро, философия права, личная свобода, общее благо, ограничение зла, право и нравственность

Abstract: As subject of the real research the creative heritage of the great Russian philosopher Vladimir Sergeyevich Solovyov acts. During an era of individualism, a priority of human rights, ideologies of society of consumers, expansion of the western values with special sharpness in Russia rise problems of moral improvement of the personality, preservation of traditional moral and legal way, providing a personal freedom not through permissiveness, and through the spiritual growth and development of ability to self-restriction. Answers to all these questions given at the end of the XIX century in works of Vl. Solovyov, don't lose the relevance and to this day. Now, more than ever, the world needs Good "justification". Authors of article analyze the main ideas of the philosophical and legal concept of the final period of creativity of Vl. Solovyov. On the basis of application of methods of the comparative analysis, a hermeneutics, the contextual analysis, historical and legal and others authors come to a conclusion that the highest purpose of the right consists in serving the purposes of moral progress of society, and this idea is the cornerstone of legal philosophy of V. S. Solovyov.

В 2013 году отмечалось 160 лет со дня рождения Владимира Сергеевича Соловьева, выдающегося русского мыслителя, идеи которого, несомненно, оказали существенное влияние на формирование общей теории права в России. Многие современные российские ученые-правоведы, обращаясь к трудам Владимира Соловьева, признают его идеи актуальными и по сей день [4],[7],[14] , и может быть особенно сейчас, когда перед прогрессивной, мыслящей частью российского общества, которой не безразлична судьба своей Родины, стоит задача спасения духовного потенциала России, возрождения ее традиционного нравственно-правового уклада. [13; 123]

В исторической эволюции философско-правовой мысли в России основными, доминантными оказывались идеи религии, морали, нравственности, права (Илларион Киевский, С.Е. Десницкий, К.А. Неволин, Б.Н. Чичерин, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин и др.). Правовые взгляды Владимира Соловьева определялись его философскими убеждениями и утверждали неразрывную связь права с религиозно-нравственными ценностями.

В.С. Соловьев, можно сказать, стал вдохновителем религиозно-философского движения рубежа веков. Влияние его идей так или иначе испытали на себе практически все представители русской религиозной философии: С.Л. Франк и Е.Н. Трубецкой, Н.А. Бердяев, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин, Б.П. Вышеславцев.

Для русской философии в целом и для русской религиозной философии в особенности, как уже отмечалось, характерен повышенный интерес к нравственной проблематике. При этом в религиозной философии вопросы этики – о природе блага или добра, о реальном осуществлении его в индивидуальной и общественной жизни – напрямую вытекают из основных онтологических вопросов. Категория добра в религиозной философии онтологична: добро – это реально существующая и активно действующая в мире сила. Абсолютное Добро или Благо отождествляется с Богом, следовательно, познание сущности нравственного добра соотносимо с богопознанием.

Принципиальным положением религиозной этики является утверждение объективной реальности основ нравственной идеи в мире. В своей сущности нравственность определяется не как порождение общественного сознания, а как проявление объективного миропорядка, закона, установленного Богом, который мыслится как абсолютное Добро. [1],[9],[11],[12]

Главный онтологический принцип и смысл всей истории человечества и природы, по мысли В. Соловьева, заключается в восстановлении живого общения с Богом. Философ считал, что одного индивидуального приобщения к Богу для спасения будет недостаточно. Необходимо, чтобы христианство определяло содержание и всей общественной жизни. Индивидуум способен приобщится к Абсолюту только посредством осознания своего единства со всеми и с окружающим миром. [8; 143]

В вопросе происхождения права философ соглашался с учеными исторической школы, и возражал сторонникам органической теории, замечая, что сама возможность сознательной деятельности людей доказывает ложность взгляда на право, как на исключительное порождение органических процессов. Кроме того, эмансипация личного начала не может быть бесконечной, так как вне коллектива человек все же не способен существовать, поэтому право становится средством приведения общественной жизни к согласию. Говоря о договорной теории происхождения государства, В.С. Соловьев отмечал, что заключение договора, направленного на создание государства для общей пользы, невозможно вне комплекса христианских представлений и ценностей. В противном случае такие договоры приведут к гильотине, как это продемонстрировала Великая французская революция, сопровождавшаяся массовыми казнями. За социальными преобразованиями, не связанными с христианскими началами, с неизбежностью следуют отказ от гуманистических принципов и презрение к человеческой жизни. Если бы философ прожил еще семнадцать лет, то убедился бы в правильности своих выводов на примере уже русской революции, столь же кровавой и беспощадной.

Ни в одном из современных ему государств В.С. Соловьев не видел соответствия христианскому идеалу. Повсюду он отмечал исключительное господство материальной сферы, соответствующих ей интересов и ценностей. Этим он объяснял торжество эгоизма и индивидуализма в обществе, и как следствие этого - популярность социалистических идей. [8;144]

Что же касается преобладания этического подхода в русской религиозной философии, то он отразился, прежде всего, на представлениях о глубокой сущностной связи права и нравственности, об обусловленности существования права нравственными задачами и ценностями, лежащими в основании общества. В выяснении нравственного смысла права и его соотношения с системой нравственных ценностей состоит ядро правовых воззрений русских религиозных философов.

Нравственное же требование по сути своей не ограничено, и к достижению идеала абсолютного добра можно только стремиться. Второе отличие кроется в том, что в соответствии с диспозицией правовых норм субъект всегда может определить линию собственного поведения, воспринимая запрет, обязывание либо право совершать какие-либо действия. В правилах морали, напротив, никаких практических рекомендаций не содержится, и человек сам решает, что он должен предпринять, соблюдая заповедь любви к ближнему. Третье отличие касается возможности применения государственного принуждения к любому лицу, не исполняющему требования правовых норм. Принудительность является свойством права,но не нравственности.

Жданов П.С., Романовская В.Б., Сальников В.П. Добро как должное и зло как реальность (о феномене зла в русской философии права)// Мир социологии и права. – 2013-№ 12. – С. 187-196.

Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл. Соловьева. (Речь, произнесенная на торжественном заседании Психологического общества в память Вл. С. Соловьева)// Новгородцев П.И. Об общественном идеале.-М., 1991. С. 526-539

Новгородцев П.И. О своеобразных элементах русской философии права // Русская философия права. Антология.-СПб., 1999.-С. 229-246.

Романовская В.Б., Крымов А.В. Всеединство, право и идеал свободной теократии В.С.Соловьева. //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.-2011.-№4-С.143-146.

Соловьев Владимир. Оправдание добра. /Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. – 656 с.

Соловьев В.С. Предварительные замечания о праве вообще. Определение права и его связи с нравственностью. // Власть и право: из истории русской правовой мысли: Сб. ст. / Сост. А. В. Поляков, Н. Ю. Козлихин.-Л.: Лениздат, 1990.-317 с.

Франк С.Л. Духовные основы общества: Сборник. / Сост. П.В. Алексеев. – М.: Республика, 1992 . – 510 с. – (Мыслители ХХ века).

Цыганов В.И., Романовская В.Б. Возникновение евразийства: идейные истоки //Евразийский юридический журнал.-2014.-№7.-С.121-123.

Щупленков Н.О. К вопросу содержания понятия естественного права в трудах отечественных мыслителей второй половины XIX — начала XX века. //NB: Вопросы права и политики. – 2014.-№4 – С. 170-207.

Ячменёв Ю.В. Правда и закон. Из истории российского правоведения: Монография. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001. – 446 с.

Zhdanov P.S., Romanovskaya V.B., Sal'nikov V.P. Dobro kak dolzhnoe i zlo kak real'nost' (o fenomene zla v russkoi filosofii prava)// Mir sotsiologii i prava. – 2013-№ 12. – S. 187-196.

Zhdanov P.S., Romanovskaya V.B. Etiko-pravovye kontseptsii v russkoi religioznoi filosofii kontsa KhIKh – pervoi poloviny KhKh veka. Monografiya. – Nizhnii Novgorod: Izdatel'stvo Nizhegorodskogo universiteta, 2012. – 155 s.

Novgorodtsev P.I. Ideya prava v filosofii Vl. Solov'eva. (Rech', proiznesennaya na torzhestvennom zasedanii Psikhologicheskogo obshchestva v pamyat' Vl. S. Solov'eva)// Novgorodtsev P.I. Ob obshchestvennom ideale.-M., 1991. S. 526-539

Novgorodtsev P.I. O svoeobraznykh elementakh russkoi filosofii prava // Russkaya filosofiya prava. Antologiya.-SPb., 1999.-S. 229-246.

Romanovskaya V.B., Krymov A.V. Vseedinstvo, pravo i ideal svobodnoi teokratii V.S.Solov'eva. //Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki.-2011.-№4-S.143-146.

Solov'ev Vladimir. Opravdanie dobra. /Otv. red. O. A. Platonov. – M.: Institut russkoi tsivilizatsii, Algoritm, 2012. – 656 s.

Solov'ev V.S. Predvaritel'nye zamechaniya o prave voobshche. Opredelenie prava i ego svyazi s nravstvennost'yu. // Vlast' i pravo: iz istorii russkoi pravovoi mysli: Sb. st. / Sost. A. V. Polyakov, N. Yu. Kozlikhin.-L.: Lenizdat, 1990.-317 s.

Frank S.L. Dukhovnye osnovy obshchestva: Sbornik. / Sost. P.V. Alekseev. – M.: Respublika, 1992 . – 510 s. – (Mysliteli KhKh veka).

Tsyganov V.I., Romanovskaya V.B. Vozniknovenie evraziistva: ideinye istoki //Evraziiskii yuridicheskii zhurnal.-2014.-№7.-S.121-123.

Shchuplenkov N.O. K voprosu soderzhaniya ponyatiya estestvennogo prava v trudakh otechestvennykh myslitelei vtoroi poloviny XIX — nachala XX veka. //NB: Voprosy prava i politiki. – 2014.-№4 – S. 170-207.

Yachmenev Yu.V. Pravda i zakon. Iz istorii rossiiskogo pravovedeniya: Monografiya. – SPb.: Sankt-Peterburgskii universitet MVD Rossii, 2001. – 446 s.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Основные положения теории права В. Соловьева. Изучение отечественной юридической мысли и осмысление ее основных идей. Развитие российской философии права для понимания национально-исторических особенностей правопонимания на уровне философских теорий.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 27.04.2017
Размер файла 19,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ В.С. СОЛОВЬЁВА

Северин Алексей Вадимович, аспирант

Другим фактором, затрудняющим процесс демократизации в России, выступает определённая историческая запоздалость становления и развития основных демократических институтов, уже вполне развитых и фактически функционирующих в большинстве стран Запада. С одной стороны, это в определённой мере упрощает задачу: есть возможность ориентироваться на опыт тех стран, в которых подобные процессы начались раньше и которые на пути демократизации общественной жизни продвинулись дальше, возможность брать пример с их достижений и учиться на ошибках. Но, с другой стороны, это же содержит в себе опасный соблазн не взвешенного и обдуманного восприятия, а слепого копирования, бездумных попыток повторения чужого пути, без учёта или, как минимум, с недостаточной оценкой значимости собственных национальных особенностей, собственного исторического и культурного опыта, что, разумеется, вряд ли может привести к положительным результатам. И, к сожалению, такое бездумное калькирование имеет место во многих сферах российской действительности, при чём делается это зачастую весьма поверхностно. А усугубляется данная ситуация образовавшимся после распада СССР духовно-культурным вакуумом. Сегодняшние редкие и неуклюжие попытки по внедрению некоего подобия идеологии выглядят однобоко и неестественно, вызывают неприятные ассоциации либо с пропагандой советских времён, либо всё с тем же калькированием, и лишь свидетельствуют о низкой заинтересованности государственной власти в том, чтобы на должном уровне позаботится о культурно-нравственном развитии российского общества.

Говоря непосредственно о теоретико-правовой сфере, стоит упомянуть, что здесь также в значительно большей степени принято упоминать имена Монтескье, Руссо, Гоббса, Локка, Кельзена и др., нежели вспоминать о собственном богатом наследии философско-правовой мысли.

Наряду с восприятием культуры Запада (а также Востока) - процессом, несомненно, необходимым -, рациональным и логичным путём преодоления упомянутого духовно-культурного вакуума видится восстановление собственной культурной преемственности, обращение к своему наследию духовно-культурных ценностей, не ограничивающееся лишь чтением нескольких классических литературных произведений в школе. Соответственно, в сфере правовой логичным представляется обращение к мыслителям Серебряного века - периода подъёма русской культуры и, в частности, юридической мысли.

Рассматривая вопрос взаимосвязи права и нравственности, стоит, прежде всего, обратиться к трудам выдающегося отечественного философа, литературного критика и поэта Владимира Сергеевича Соловьёва, правовой теории которого и посвящена данная статья.

Вклад В.С. Соловьёва в русскую философию, право и культуру трудно переоценить. Этому мыслителю одному из первых в России удалось создать цельную философско-правовую систему, включавшую в том числе и право в качестве полноценного элемента этой системы, что сближает его с такими титанами философской мысли как Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг, Фейербах.

Соловьёв предпринял попытку синтеза автономной этики И. Канта и универсализма нравственно-правовой теории Г. Гегеля. Соглашаясь с Кантом, он рассматривает каждого человека как единственную цель, но в то же время указывает на формализм кантовского категорического императива, на что в своё время указывал и Гегель. Вообще отношение Соловьёва к Канту является вопросом неоднозначным (что, в общем, не вызывает удивление, учитывая сложность и неоднозначность Соловьёва как человека и как мыслителя), мнения его исследователей варьируются от признания его чистым кантианцем (Э.Ю. Соловьёв [3]) до почти полного противопоставлению его Канту (А.Ф. Лосев [4]).

Главной идеей теории права Соловьёва была обусловленность права нравственностью. Однако, необходимо отметить, что для раннего этапа творческого пути Соловьёва (который приходится на 80-е гг. XIX в. и связан, прежде всего, с его работой "Критика отвлечённых начал") характерно негативное восприятие им права. На этом этапе он не придавал праву особого значения и лишь искал для него адекватное место в своей философской системе, и такое отношение к праву сложилось не без влияния идей Шопенгауэра. В указанный период для Соловьёва характерно формальное понимание права, восприятие его, как явления, обусловленного практической необходимостью, и тогда оно для него существовало отдельно от нравственности. Он считал, что нравственно-положительное начало остаётся за пределами сферы права, потому что право не даёт положительной цели для деятельности, а лишь говорит, чего никто не должен делать. [5] Таким образом закон выражает не реальную, а лишь количественную, математическую справедливость (равное за равное), у такой справедливости нет нравственной цены, она выступает лишь формальным выражением права. [6]

Однако уже вскоре Соловьёв начинает переосмысливать сущность права и отходить от прежнего негативного его восприятия, всё более находя в нём связь с нравственной сферой. В наиболее полной мере эта концепция получит своё оформление в его более поздних работах "Оправдание добра", "Назначение государства", "Право и нравственность: очерки из прикладной этики". В этих и других его работах право уже рассматривается как связующее звено между идеальным нравственным порядком и действительной жизнью, как важнейший механизм воплощения первого, выражающего "совершенное добро", в реальность.

Рассуждая о сущности нравственности, о её источнике, Соловьёв обращался к метафизике, наделяя это понятие глубоко духовным, религиозным смыслом. Его понимание нравственности как сущности самозаконной, на первый взгляд, сближает его с Кантом. Однако, Соловьёв оспаривал точку зрения Канта, ведя своего рода философский спор с немецким философом, утверждавшим главенство всеобщих априорных законов разума в определении должного поведения индивида, полную автономию субъекта, независимость этики от религии [7]. Соловьёв же видел самозаконность нравственности в том, что она уже содержит в себе внутренние основания своей действительности, заключающиеся в божественной воле и существовании бессмертной души. В.С. Соловьёв выводит собственный, религиозный категорический императив: "В совершенном внутреннем согласии с высшей волею, признавая за всеми другими безусловное значение или ценность, поскольку и в них есть образ и подобие божие, принимай возможно полное участие в деле своего и общего совершенствования ради окончательного откровения царства божия в мире". [8] В приведённом высказывании философа стоит обратить внимание на призыв принимать участие не только в своём, но и общем совершенствовании. Это есть ни что иное как связующее звено между правовой и нравственной сферами человеческой жизни. Кантовский императивный принцип долга Соловьёв дополнил принципом добра, носителем которого может быть только свободная личность, осознанно служащая добру.

В правовой философии Соловьёва понятию личности придавалось важнейшее значение. Под личностью он понимал существо, которое не может быть средством для кого бы то ни было, а является целью в себе и для себя. Неотъемлемым признаком личности является свобода. Эта свобода и лежит в основе права. Право появляется только тогда, когда свободное действие одного встречается с таким же свободным действием другого. При этом, отрицая свободу другого, нельзя иметь основания для свободы собственной. Таким образом истинная свобода может быть обеспечена только равенством. "Свободу в пределах равенства, или обусловленную равенством" [9] он выделял в качестве принципа права. Однако это равенство также не признавалось им безусловным. В основе права лежит не простое равенство, а равенство в исполнении должного, т.е. справедливость.

В своей теории Соловьёв, под влиянием Гегеля и исторической школы права, отошёл от классического понимания естественного права как некой правовой системы, существовавшей в природном состоянии до появления государства. Он отвергал дуализм естественного и позитивного права, но и не считал их чем-то тождественным. Соловьёв выдвигает конструкцию рационального естественного права как общего смысла права, как логически сформулированных формальных условий права. Естественное право выступало в роли "алгебраической формулы", под которую история подставляет позитивное право. [10]

По вопросу отношений права и государства, Соловьёв считал, соглашаясь с Гегелем и Чичериным, что государство необходимо для функционирования права, поскольку только в государстве право находит необходимые условия своего осуществления. Однако, государство для него не является самостоятельной, независимой от Бога и людей, ценностью. Он считал, что государству необходимо подчиняться требованиям нравственного начала, оно должно признавать право каждого человека на достойное существование и свободное развитие своих положительных сил.

В своём труде "Оправдание добра" он сформулировал три основные признака права, отличающие его от нравственности:

1) Право ограничивается только минимальной степенью нравственного совершенства лица чтобы предотвратить проявления безнравственной воли, т.е. право есть "минимум нравственности".

2) Право, как нравственный минимум нуждается в реализации, т.е. проявлению его вовне, в отличие от нравственности, которая относится ко внутреннему проявлению добра в человеке.

3) Необходимым условием реализации права, как уже говорилось выше, является наличие внешнего принуждение со стороны государства.

В соответствии с данными признаками Соловьёв сформулировал следующую дефиницию:

По Соловьёву, реализация добра требует принудительной справедливости, её цель - установить внешнюю гармонию между обществом и личностью. Т.о. сущность права заключается в равновесии двух нравственных интересов -- личной свободы и общего блага. На этой основе он выводит следующую дефиницию:

Итак, основными положениями теории права В.С. Соловьёва являются:

- обусловленность права нравственностью;

- примат нравственно должного в праве;

- неотчуждаемость основных прав;

- нравственная допустимость государственного принуждения;

- восприятие права не только как априорной нормы, но и как социального явления;

- понимание естественного права как рациональных предпосылок действующего права;

- исторически изменяющееся восприятие естественного права, являющегося вечным ориентиром добра и справедливости.

Эти идеи, и в особенности идея нравственного содержание права, стали парадигмой всего движения "возрождённого естественного права" в России и получили своё развитие в трудах таких мыслителей, как П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, Б.А. Кистяковский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, В.М. Гессен, И.А. Ильин, С.Л. Франк, И.А. Покровский.

Изучение этого пласта отечественной юридической мысли и осмысление его основных идей, имеющих острую актуальность и сегодня, представляется автору необходимым для осознания значимости нравственного начала в праве, для восстановления утраченной преемственности в развитии российской теории и философии права, для глубинного понимания национально-исторических особенностей правопонимания как на уровне философских теорий, так и на уровне общественного сознания, и внедрение этих идей в современную правовую теорию и практику способно внести значительный вклад в процесс становления России как правового государства.

2. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М., 1983. С. 79

3. Соловьёв В.С. Собрание сочинений: В 10 т. / Под ред. И с примеч. С.М. Соловьёва и Э.Л. Радлова. 2-е изд. - СПб.: Просвещение, 1914. Т.2. С. 150.

4. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 4, ч. 2. -- М., 1965. С. 378.

5. Соловьёв В.С. Указ. соч. Т. 7. С. 189.

Подобные документы

Правопонимание: понятие, объект, субъект, значение. Основные теории правопонимания, их плюсы и минусы. Представление о типах права, которое связано с различными концепциями правопонимания. Развитие правопонимания в отечественной юридической науке.

курсовая работа [65,1 K], добавлен 20.04.2017

Раскрытие наиболее распространенных трактовок понимания права, проблемы правопонимания. Основополагающие признаки права в современной юридической литературе. Сущность и содержание основных теорий государства и права. Предназначение и функции права.

курсовая работа [44,0 K], добавлен 05.04.2015

Понятие, признаки, сущность права. Основные теории права: теория естественного права, теория юридического позитивизма и теория нормативизма. Основные подходы в понимании права. Актуально- правовой аспект правопонимания. Субъектом правопонимания.

курсовая работа [42,4 K], добавлен 05.03.2009

История и предпосылки возникновения теории государства и права как науки. Проблема взаимосвязи и взаимообеспечения философии и наук, исследующих конкретные стороны окружающего мира. Универсальное значение теории государства и права, ее характеристика.

реферат [32,9 K], добавлен 23.01.2015

Теории происхождения государства и права не связанные с материалистическим пониманием истории. Теологическая, патриархальная, договорная и естественно-правовая теории. Историческая школа права. Материалистические теории происхождения.

Читайте также: