Правительство как коллегиальный орган исполнительно распорядительной власти

Обновлено: 02.07.2024

Коллегиальность как принцип принятия решения органом управления

Коллегиальный орган управления – это элемент системы публичного управления, характеризующийся относительной самостоятельностью и участвующий в реализации управленческих функций государства в рамках своих полномочий посредством принятия решений по осуществлению поставленных управленческих задач группой должностных лиц.

Современная государственно-правовая наука не сформировала единого подхода к пониманию принципов коллегиальности и единоначалия. При этом большая часть правоведов относит эти категории к организационным принципам управления, которые могут реализовываться как обособленно, так и в сочетании.

Выбор конкретного инструмента принятия управленческих решений связан со следующими факторами, характеризующими, как сферу управления, так и субъекта управления:

  • характер управленческой функции, реализуемой органом публичного управления;
  • специфика объекта, на которое направлено управленческое воздействие;
  • цели реализации управленческого воздействия;
  • особенности разрешаемых в процессе функционирования органов публичного управления вопросов;
  • характеристика последствия управленческого воздействия и пр.

Единоначалие как принцип принятия управленческих решений представляет собой специфическую организационно-управленческую деятельность, в процессе которой управленческие решения принимаются по воле одного лица, например, руководителя органа или отдельного подразделения. Коллегиальность как форма принятия управленческого решения требует участия в управленческой деятельности определенной группы должностных лиц или ее представителей.

Единоначальная и коллегиальная формы принятия управленческих решений дополняют друг друга и строятся на взаимодействии руководителя и коллектива. Итак, единоначалие как форма принятия управленческого решения реализуется через делегирование полномочий от высшего уровня управления к низшему; коллегиальность, в свою очередь, реализуется посредством представительства низшего уровня управления в высшем или непосредственного взаимодействия низшего уровня и высшего. Таким образом, управленческое воздействие сочетает в себе как единоначалие, так и коллегиальность, и все субъекты управленческого процесса в различной степени являются участниками коллегиального или начального принятия решений.

Готовые работы на аналогичную тему

Коллегиальность как необходимый принцип деятельности органов управления

Коллегиальная форма принятия управленческих решений давно известна истории государственно-правового развития. Возникновение и закрепление в сфере публичного управления коллегиальной формы принятия управленческих решений связано со следующими причинами государственно-правового развития:

  • необходимость учреждения органов законодательной власти;
  • необходимость учреждения органов судебной власти;
  • необходимость выстраивания системы сдержек от произвола должностных лиц, реализующих исполнительную функцию государственной власти;
  • стремление к исключению разных ошибок в процессе принятия управленческих решений отдельными ветвями власти, отдельными отраслевыми органами власти и пр.;
  • необходимость согласования интересов всех субъектов управленческого воздействия на общественные отношения для целей эффективного развития государства и др.

Фактически коллегиальность выступает инструментом защиты от субъективности в принятии управленческих решений, имеющих важное социальное значение, которое могло бы иметь место, если бы решение принималось отдельным чиновником.

Так, например, нормативно-правовые акты высшего уровня всех развитых стран, регулирующие наиболее важные общественные отношения, принимаются посредством широкого многоступенчатого коллегиального рассмотрения в парламентах. В судебной системе коллегиальное принятие решений используется как инструмент системы обжалования в апелляционной и надзорных инстанциях, где рассмотрение поступивших жалоб реализуется судьями коллегиально. Кроме того, органы высшего управления система обеспечения правосудия такие, как совет судей, квалификационная коллегия судей, также при принятии решения используют принцип коллегиальности.

Принцип коллегиальности широко используется в исполнительных органах власти. Так, высшие органы управления развитых стран сегодня представляет собой коллегиальные органы – правительство, кабинет министров, совет министров и др.

Коллегиальные органы управления действует и на международном уровне: практически все международные организации, определяющие основные направления международной кооперации государств, действует коллегиально.

Принцип коллегиальности действует на более низких уровнях, в частности, в системе образования функционируют педагогические, научно-технические советы, которые осуществляют коллегиальное управление организацией обучением и деятельности конкретной организации образования.

Правительство как коллегиальный орган управления

Конституционное и федеральное законодательство характеризуют федеральное правительство в качестве высшего коллегиального органа исполнительной власти. Управленческие решения принимаются правительством страны на заседании. Управленческое решение считается принятым при наличии общего согласия членов правительства страны. При этом имеются исключения: член правительства может предложить председательствующему на заседании провести голосование по вопросу, по которому общее согласие достигнуто не было или по которому голосование еще не проводилось. В таком случае управленческое решение может быть принято большинством голосов от числа тех членов, которые присутствуют на заседании. Когда в процессе голосования определяется равенство голосов, решающим является голос председательствующего.

Итак, орган публичного управления признается коллегиальным в том случае, когда управленческие решения, входящие в его компетенцию, принимаются посредством участия, образующих его состав членов.

Страны по формам государственного правления. По данным на 2006. Президентские республики, полная власть президента Президентские республики, исполнительная власть президента зависит от парламента Смешанные республики (полу-президентские, парламентско-президентские, президентско-парламентские) Парламентские республики Парламентарные конституционные монархии, в которых монарх не обладает реальной властью Конституционные монархии, в которых монарх обладает реальной властью, часто (но не всегда) при слабом парламенте Абсолютные монархии Республики, в которых ведущая роль одной партии закреплена конституцией Государства, где не существует основного закона по правительству, или военные диктатуры Государства, не подходящие ни к одному из выше приведенных определению

Правительство (син. кабинет; кабинет министров; совет министров) — коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих.

Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство и другие органы государственного управления выпускают подзаконные акты, которые имеют, как правило, силу закона. В ряде стран правительство обладает правом законодательной инициативы: глава правительства может обращаться к законодательному органу страны с инициативой принять, изменить или отменить какой-либо закон.

Содержание

Формы государственного правления

Форма организации государственной власти, системы высших государственных органов. Выделяют следующие формы государственного правления:

Структура правительства

Структура и роли участников (членов правительства и структур, составляющих правительство) зависят от формы государственного управления, а также исторически сложившеся структуры управления в различных странах.

Как правило, под руководством правительства находятся государственный аппарат и контроль за исполнительно-распорядительной деятельностью в стране, вооруженные силы, финансы государства, иностранные дела.

Правительство может иметь различные названия: Правительство (Россия), Кабинет министров (Украина), Кабинет (Великобритания), Государственный совет (Китай), Совет народных комиссаров и Совет Министров (СССР), административный совет (КНДР), федеральное правительство (Германия) и др. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства входящих в состав федерации государственных образований.

В некоторых странах (Бразилия, Мексика, США и др.) выделенный коллегиальный орган в форме правительства отсутствует, а министры (руководители органов государственного управления), каждый в отдельности, подчинены президенту (руководителю страны).

Правительство, как правило, состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства (королём, президентом) или премьер-министром (председателем правительства, канцлером, председателем совета или кабинета министров).

Коалиционное правительство — правительство, созданное из представителей нескольких парламентских партий, которое, как правило, функционирует на основе коалиционного договора.

Принципы формирования правительства

Порядок формирования органов исполнительной власти в разных странах неодинаков. В странах с парламентской формой правления правительство обычно формируется из представителей победившей на выборах в парламент партии или коалиции партий. Если ни одна из партий не набрала большинства, то становятся необходимыми коалиционные переговоры между партиями, по итогам которых либо формируется правительство большинство или меньшинство, либо (при неуспехе переговоров) проводятся новые парламентские выборы.

В Российской Федерации согласно Конституции РФ 1993 г. структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства и утверждается Президентом. Конституция РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом создавать (помимо центрального аппарата) свои территориальные органы в субъектах Федерации.

Функции правительства

Как высший орган исполнительной власти правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами, управляет государственным аппаратом, осуществляет законодательную деятельность(как правило принятие подзаконных актов), выполнение бюджета, участие во внешней политике. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан. В условиях демократии правительство должно выражать общие (общенациональные) интересы, а не частные, корпоративные или региональные.

Власть


Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации. По своему административно-правовому статусу Правительство РФ является коллегиальным органом исполнительной власти общей компетенции, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Для определения места Правительства РФ в системе органов исполнительной власти рассмотрим различные подходы к определению понятия правительство.

По мнению С. Ю. Кашкина, правительство — это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной властью, т. е. административной деятельностью в стране.

Правовое государство как политическая идея и практика зарождалось в древности с поисков форм и конструкций установления взаимосвязей государственной власти, гражданского общества и права. Идеология и направленность действий при построении правового государства в первую очередь должны включаться в его управленческую деятельность, в функционирование основных ветвей государственной власти, ее высших и центральных органов. Одним из таких важнейших и определяющих государственно-властных структур является Правительство, воплощающее высшую исполнительную власть в государстве.

Природа, характер, особенности статуса Правительства РФ определяет особые интерес и подход к анализу этого одного из важнейших органов исполнительной власти РФ, разновидности органа государственной власти РФ.

Данная тема о положении Правительства Российской Федерации в системе органов исполнительной власти стала интересной и для меня. В своей работе я приведу различные подходы к понятию правительства, раскрою порядок образования Правительства РФ, организацию его деятельности, его основные права и обязанности во взаимоотношениях с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.

Роль исполнительной власти в жизни общества исключительно велика. Именно в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления значительной по объему и направленности распорядительной деятельности, которая неизбежно затрагивает права и интересы граждан.

Выполняя в целом, безусловно, полезную и необходимую функцию, исполнительная власть почти во всех странах и на всех уровнях обнаруживает в себе тенденцию к разбуханию государственного аппарата, а также коррупции и чиновничьему произволу. Обилие разного рода министерств и ведомств объективно требует высокой координации их деятельности, что достигается далеко не всегда. Постоянной и повсеместной проблемой является установление деловых бесконфликтных взаимоотношений между исполнительной властью и властями законодательной и судебной. Эта проблема становится более острой в федеративных государствах, где вертикаль исполнительной власти постоянно сталкивается с трудностями распределения компетенции между центром, субъектами федерации и местным самоуправлением.

Как свидетельствует мировой опыт, исполнительная власть олицетворяется в определенной системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. На высшей ступеньке этой системы стоит правительство, возглавляемое главой государства (президентом) или главой правительства (премьер-министром). Правительство может называться по-разному (совет министров, кабинет министров, государственный совет и т. д.), но обычно оно представляет собой коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят министры и, в некоторых странах, руководители других ведомств.

Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судебной властью. Согласно Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других.

  1. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016 г. — № 51. — Ст. 5712.
  2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 341 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016 г. — № 11. — Ст. 945.
  3. Регламент Правительства РФ: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016 г. — № 23. — Ст. 2313.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, коллегиальный орган, Конституция РФ, система органов, место Правительства РФ, орган, Правительство РФ, правовое государство.

Похожие статьи

Правовые проблемы использования ноотропов | Молодой ученый

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, система органов, коллегиальный орган, правовое государство, место Правительства РФ, Правительство РФ, орган.

О конституционно-правовом статусе Правительства.

Российская Федерация, исполнительная власть, Конституция РФ, Президент РФ, Президент, Советское Правительство, Правительство, Председатель Правительства, государственное управление.

исполнительная власть, Российская Федерация.

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, система органов, коллегиальный орган, правовое государство, место Правительства РФ, Правительство РФ, орган.

Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной.

Взаимодействие между Президентом РФ и Правительством РФ.

Российская Федерация, государственная власть, исполнительная власть, правительство РФ, Конституция РФ, правительство, высший исполнительный орган, высший орган, научный подход, орган. К вопросу о месте Президента Российской Федерации.

Конституционные и законодательные основы Центрального.

Систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство Российской Федерации — высший коллегиальный орган исполнительный орган Российской Федерации, которому подчинены министерства и ведомства, а в ст.

Конституционно-правовой механизм выражения недоверия.

Российская Федерация, исполнительная власть, Россия, Конституция РФ, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Президент РФ, глава государства, государственная власть, ветвь власти.

Сущность государства в статусе органов государственной.

государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское государство, орган, орган власти, местный орган власти, россия, Федеральное Собрание. Роль прокуратуры в механизме государственной власти.

Некоторые проблемы законодательного регулирования.

Российская Федерация, государственная власть, исполнительная власть, правительство РФ, Конституция РФ, правительство, высший исполнительный орган, высший орган, научный подход, орган. Подпишитесь на нашу рассылку

Система разделения властей в Российской Федерации.

публичная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ, представительная демократия, гражданское общество, прямая демократия, орган, часть, официальная публичная власть.

Центральное место среди субъектов административного права принадлежит органам исполнительной власти. Под органом исполнительной власти (органом государственного управления) понимается целостное, структурно оформленное самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности.

А. П. Алехин считает, что под органом исполнительной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера, обособленное от других органов государства организационно, функционально и юридически. Органом исполнительной власти является исполнительно-распорядительный орган, реализующий эту власть (орган государственного управления), то есть проводящий в жизнь законы и подзаконные акты федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сферах деятельности государства, отнесенных к его ведению.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными и иными законами, конституциями республик, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Общими чертами правового положения органа является подзаконный характер деятельности органов государственной власти, наделение их правом распорядительства издавать подзаконные юридические акты; подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим, а также оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции. В научной и учебной литературе применяются различные критерии для классификации органов исполнительной власти. Возьмем за основу классификацию этих органов, изложенную профессором А. П. Кореневым. Он считает, что все органы исполнительной власти (государственного управления) подразделяются по основаниям образования, порядку образования, характеру компетенции, порядку разрешения подведомственных вопросов, территории деятельности и источнику финансирования.

По основаниям образования все органы исполнительной власти делятся на следующие:

• те, образование которых предусмотрено конституциями (президентуры (президенты) и их администрация, правительства);

• создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, департаменты и др.).

По порядку образования все органы исполнительной власти делятся на две группы.

1. Избираемые (президенты, главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, если они занимают эту должность в результате выборов населением).

2. Создаваемые путем распоряжения, указа, исходящего от уполномоченных органов исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, комитеты и т. д.).

По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на следующие:

• общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (президентуры, правительства, администрации краев, областей);

• отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, комитеты);

• межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, сертификации и др.).

Классификация по порядку разрешения подведомственных вопросов позволяет выделить две группы органов исполнительной власти:

• коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы коллегиально (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов Российской Федерации);

• единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, управления, отделы).

В единоначальных органах исполнительной власти единоначалие нередко сочетается с коллегиальностью. В министерствах и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководители органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя единоначального органа.

По территории деятельности – этот критерий определяется федеративным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. По территориальным масштабам деятельности различаются следующие органы.

• Федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Президент и его администрация, правительство, федеральные министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти).

• Региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов, то есть на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц (в пределах военного округа, железной дороги и др.).

• Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие деятельность в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

По источнику финансирования органы исполнительной власти можно сгруппировать следующим образом:

• бюджетные, не связанные с производственной деятельностью и финансируемые за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации;

• осуществляющие хозяйственную, коммерческую и иную деятельность, связанную с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг, и получающие прибыль.

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также: