Правила дороги почему некоторые водители ведут себя неадекватно

Обновлено: 25.06.2024

Едва ли кто будет возражать против того, чтобы на дорогах нормой стали добрые взаимоотношения между всеми водителями, где каждый может рассчитывать на понимание коллег и чувствовать себя за рулем спокойно и уверенно. Все этого хотят, а между тем неуважения, даже хамства в отношениях водителей становится все больше.

А нужно просто осознать, что дорога не может быть местом конфликтов и выяснения отношений. Грубость, неоправданное упрямство и тем более хамство на дороге просто недопустимы, поскольку мы еще со времен автошколы помним, что автомобиль – это средство повышенной опасности.

Итак, кто же они, эти нарушители спокойствия на дорогах? Давайте разберемся, как их узнать в общем потоке и как себя вести при встрече с ними?

Хам на дороге

Маршрутчики и таксисты

К категории наиболее опасных водителей относятся водители маршрутных такси и обычных такси. Неблагоприятная обстановка на дорогах обострилась с ростом данной категории автомобилистов. Как правило, в погоне за рублем они забывают о Правилах дорожного движения, не говоря уже о нормах и правилах поведения на дороге. Часто манеру их езды иначе как беспределом не назовешь. Превышение скорости, маневрирование без включения указателей поворотов, "подрезания", внезапные "броски" к остановке из третьего ряда и тому подобное - таков стиль их вождения.

Водителям легковых автомобилей можно посоветовать внимательнее наблюдать за маршрутными автобусами и машинами такси, быть готовыми к любым неожиданным маневрам с их стороны, максимально увеличивать боковой интервал и держать безопасную дистанцию при движении.

Новички

К категории опасных водителей условно можно отнести и новичков, которые часто за пренебрежением к остальным участникам дорожного движения пытаются скрыть свои неопытность и страх. Начинающий водитель, например, считает, что если он включил указатель поворота, то может выполнять этот маневр беспрепятственно, а остальные водители в обязательном порядке должны уступать ему дорогу. Особенно грешат этим новички при перестроении из правого ряда в левый. Они считают, что уступать должен тот, у кого помеха справа, то есть не они, и не уступают дорогу транспорту, движущемуся прямо.

Начинающий водитель

Наглецы или упрямые

Эти грубят по причине своего скверного характера, нарушая Правила дорожного движения вполне осознанно. Например, при большом скоплении автомобилей даже на минимальной скорости часто выехать на главную дорогу бывает трудно, если в потоке нет опытного, вежливого автомобилиста. Только он притормозит на несколько секунд, пропустит выезжающие машины, пусть даже не все, и спокойно продолжит движение, не обращая внимания на гудящих сзади нетерпеливых "гонщиков". Такой водитель всегда заслужит благодарность других автомобилистов.

Попав в аналогичную ситуацию, не стремитесь доказать свое преимущество. Иногда проще уступить наглецу дорогу, действительно слегка сбросив скорость во избежание неблагоприятных последствий.

Ленивые

Такие водители считают, что они никому не создадут проблем, даже если и не обозначат свой маневр. И как бывает обидно, когда, с трудом двигаясь по голому льду на подъеме, вежливо останавливаешься перед перекрестком, чтобы пропустить идущую якобы прямо машину, а затем вновь пытаешься тронуться с места после того, как она плавно свернула направо. Неужели водителю было трудно шевельнуть мизинцем и включить указатель поворота? Тогда всем была бы понятна схема движения по перекрестку, в том числе и пешеходам.

Самый опасный пример игнорирования указателей левого поворота - пересечение сплошной линии разметки на некоторых проспектах. Водитель, нарушающий ПДД, не включает указатель, дабы не привлечь внимания инспектора, находящегося где-нибудь поблизости. Он не думает, что сзади на приличной скорости едет другой автомобиль, водитель которого никак не ожидает такого маневра. Результат - попутное столкновение, виноватым в котором, вероятнее всего, признают "догнавшего". Бороться с такими "ленивцами" трудно, так что постарайтесь хотя бы не уподобляться им и не забывайте включать поворотники везде, где это предписано Правилами дорожного движения.

Крутые и злые

Каждый водитель должен понимать, что все дорожные ситуации невозможно прописать в правилах и законах. Водитель обязан контролировать на дороге свои эмоции. Наш эгоизм, упрямство, чувство собственной исключительности всегда должны уступать место здравому смыслу, стремлению сохранить здоровье и жизни людей.


Вести о конфликтах между водителями все больше напоминали фронтовые сводки. Сначала владелец дорогого внедорожника открыл стрельбу из травматики по женщине за рулем, которая прыснула в лицо оппонента содержимым газового баллончика. Затем СМИ рассказали о драке, вспыхнувшей между водителями иномарки и троллейбуса. Битвы на дорогах продолжаются, а жара лишь подогревает не только двигатели, но и шоферские страсти.


"Совет безопасности": Агрессия на дорогах

Главная дорога у каждого своя?

В наше время человек пытается соответствовать ритму большого города. Он везде хочет успеть. И даже когда он едет и никуда не спешит, он уже по привычке не может отключить этот ритм. Житель мегаполиса постоянно на взводе и временами просто теряет контроль над собой. Он будет всех подрезать, будет опережать, он проедет на красный свет — это становится не просто составляющей агрессивного вождения, но и стилем жизни.

"Красный мой, зеленый общий" – такова психология шофера в большом городе. Теория первенства постоянно отрабатывается на практике превосходства. "Быстрее, выше, сильнее!" – этот девиз у олимпийцев давно взяли напрокат владельцы дорогих, скоростных и больших машин.

Ну как люди показывают свою крутизну? Например, дорогие часы. Ведь надо потрудиться, чтобы их продемонстрировать, да еще и так, чтобы все их заметили и оценили. А вот машину видят все издалека. И вот я – смотрите, какой я крутой. И не дай бог вдруг кто-то еще попытается ехать наравне со мной. Очень часто демонстрация того, что у меня, мол, машина более мощная и более дорогая, нередко сводит на нет основную задачу – на средстве передвижения попасть из пункта А в пункт Б. Некоторые выезжают на дорогу, чтобы просто показать себя.

Действительно, многие современные автолюбители в облике своего авто видят выражение или продолжение собственного я, которое уж очень хочется проявить. Но для того чтобы выделиться из общего потока, нужно пренебречь общими правилами, будь то правилами дорожными или нормами морали.

Борис Новодережкин, психолог:

Если вы сидите в автомобиле, а машина зажата, то вам как минимум не стоит выходить из машины, потому что ваша голова кузовом машины будет защищена от этих ударов. Уверяю вас, что он не будет разламывать машину и доставать вас оттуда, потому что, на физическом уровне ударив пару раз по машине, он как-то физиологически разрядится, но потом он же и будет чинить вашу машину, потому что придут милиционеры уже не с битами.

Получается, что начинать разговор с неадекватно настроенным человеком лучше, не выходя из машины, немного приоткрыв окно. Однако не всегда дело доходит до мордобоя. Сегодня модно разбираться прямо по ходу движения. Несговорчивого или "провинившегося" автолюбителя принято учить уму-разуму и вежливости. Его могут подрезать, резко притираясь сбоку, или, обогнав машину обидчика, резко нажать на тормоза. Мало кто знает, что на языке закона эти действия трактуются как создание аварийной ситуации на дороге, результатом которых могло стать дорожно-транспортное происшествие.

Необходимо помнить, что в этом случае понадобятся веские доказательства: свидетельства независимых очевидцев или сотрудников ГИБДД, а также фиксация опасных маневров средствами фото- или видеозаписи. Плюс ко всему важно учесть, что судья может не удовлетворить такую жалобу, сославшись, например, на вынужденное торможение вашего обидчика. Дело не выиграете, но врага себе и для своей машины можно нажить на всю жизнь.

К сожалению, не у каждого в машине установлен видеорегистратор, а потому если вам удалось-таки избежать столкновения и вы как-то разрешили ситуацию, то доказать умысел злоумышленника будет крайне тяжело.

Александр Колосов, психолог, психотерапевт:

Попытка выйти на общение трудна, но нужно вести себя доброжелательно, уверенно. Если быть доброжелательно-заискивающим, то агрессор провоцируется, он видит, что ты слаб, то есть он проявляет агрессию на тебя. Если он идет, а ты в ответ проявляешь агрессию, то, скорее всего, произойдет столкновение. Если он агрессивен, а ты уверен, но доброжелателен и говоришь: "Давайте посмотрим, давайте разберемся, что здесь не так", – он почувствует силу и одновременно доброжелательность, это часто предотвращает конфликт.

"В практике существует одно понятие: вы столкнулись – значит, мы будем возбуждать дело за нарушение правил дорожного движения, повлекшее ДТП. Если столкновения не было, мы не знаем, кто вас подрезал, кто повел себя по-хамски, – за это у нас наказания не предусмотрено. Поэтому и бороться с этим довольно сложно, – говорит адвокат Виктор Травин. – Поверьте, ни у кого не хватит терпения постоянно ходить в ГИБДД, прилагать эту несчастную видеозапись к своему заявлению и требовать наказания обидчика. Тем более что тот, кто вас обогнал и резко затормозил, пытаясь, таким образом, как-то "воспитать" вас, будет ссылаться на применение экстренного торможения по причине того, что перед ним выскочила черная кошка".

Увы, органы ГИБДД максимум займутся вопросом относительно того, был ли причинен ущерб транспортному средству. Вряд ли кто-то будет разбираться в имевших место вероятных угрозах жизни и здоровью.

Зарубежный опыт

В европейских странах закон предусматривает ответственность эмоциональных водителей за опасные маневры на дороге. Например, там есть такое понятие, как "опасное сближение". Основой для судебных разбирательств может послужить всего лишь звонок пострадавшего по телефону.

Кстати, в России нечто подобное тоже попытались ввести в практику. Но федеральная целевая программа по созданию обстановки нетерпимости к нарушителям правил дорожного движения в нашей стране уж слишком вяло пропагандируется и не пользуется большой популярностью. Ведь составление доказательной базы по созданию кем-то аварийной ситуации – дело муторное, да и наказание за него в результате будет символическое.

Виктор Травин, адвокат:

Видишь нарушителя – позвони куда надо, сообщи об этом. Потому что сегодня он не дал проехать кому-то, завтра он не даст проехать тебе. Вот обстановку нетерпимости надо начинать с себя. Помешали тебе – позвони один раз, помешали другому – заступись, позвони в ГИБДД. Вот только тогда у кого-нибудь возникнет мысль, что на дороге мы отвечаем перед всеми, а не только перед собой.

Внимание: агрессор на хвосте!

Пока мы все боремся с хамами на дорогах молча в одиночку, давайте учиться распознавать водителя-агрессора уже издалека. Итак, заметить его нетрудно: он несется на бешеной скорости, играя в "шахматы" и обгоняя попутные авто. Резко стартует со светофоров и молниеносно меняет полосы движения. Не соблюдает дистанцию между автомобилями, не пропускает машины, которые пытаются поменять ряд или вклиниться между ним и впереди идущим авто. Не включает поворотники при перестроении, сигналит всем и вся без всякого повода, моргает дальним светом фар.

Вежливость продлевает жизнь и сохраняет здоровье

Наши эксперты-психологи по-разному подходят к методам разрешения конфликтных ситуаций на дороге: одни считают, что нужно забаррикадироваться в своем авто и не провоцировать злоумышленника. Другие полагают, что нужно вести себя с достоинством и уверенно разговаривать с агрессором.

На мой же взгляд, надо здраво оценивать ситуации, ведь они всегда разные, как и хамы. Золотым правилом для себя считаю, что дорогу следует давать не только дуракам, но и всем, кто просто торопится и желает вас обогнать. Если вы подрезали или не заметили кого-то, моргните аварийкой, поверьте, вся спесь у обиженного исчезнет. Ну а если вас догнали и остановили, попробуйте просто извиниться, вряд ли вас будут учить вождению при помощи кулаков.

Помните о том, что обстановка на дорогах остается сложной и напряженной. На магистралях тысячи машин, но на деле большинство автолюбителей, спрятавшись в своем железном коконе, не придет вам на помощь. Увы, автомобильное братство кануло в Лету. Многим из наших граждан нет дела до проблем других участников дорожного движения.

Даже если у них на глазах будут кого-то избивать или крушить чье-то авто. Чаще всего они предпочтут не заступаться и не разнимать дерущихся, а потянутся за телефоном, чтобы заснять происходящее на видео. Они забывают о том, что сами в любой момент могут оказаться одной из сторон конфликта и никто не придет к ним на выручку. Вокруг будут лишь безмолвные созерцатели с камерами в руках. Старайтесь не попасть в их объективы.

Соблюдайте ПДД, будьте вежливы и обходительны на дороге, тогда, уверен, агрессивные водители будут искать в потоке машин другую мишень.

Логотип Daily Карелия

Как работает правило трех секунд на дороге, почему высокоскоростная магистраль не всегда самый быстрый способ выехать за город и когда чаще всего происходят аварии. Эксперты рассказали о 10 негласных психологических законах на дорогах. Зная их, вы избежите многих проблем за рулем.

1. Дорожное бешенство

Наше сознание воспринимает постоянное взаимодействие в потоке машин, как череду конфликтов. Обычно человек решает споры разговором, но на дороге возможности нормально пообщаться нет. Кроме того, в потоке автомобилей мы постоянно находимя позади обидчика, что культурологически воспринимается как ситуация подчинения.

В итоге растет уровень агрессии за рулем. Как показывают исследования, наличие пассажира, готового выслушать гневные тира, вдвое снижает этот показатель. Поэтому не терпите, выговорите накопившееся хотя бы воображаемому собеседник

2. Анонимность развязывает руки

Самые опасные участники движения — люди на неприметных затонированных машинах, а самые мирные ездят на кабриолетах. Психологи Филип Зимбардо и Стэнли Милгрэм объяснили почему.

Все дело в анонимности. Люди, которые уверены, что их лица никто не увидит и имени не узнает, склонны вести себя гораздо агрессивнее.

Догадку ученых подтвердил эксперимент. Автомобиль встал на перекрестке после включения зеленого и заблокировал проезд другим. Водители открытых машин сигналили реже и менее продолжительно, чем все остальные.

3. Зрительный контакт

Зрительный контакт помогает добиться своего при перестроении. Как показывают исследования, водителя, который проявил инициативу и посмотрел в глаза встречному автомобилисту на перекресте, пропустят в более чем 2/3 случаев. Если человек не хочет уступать дорогу, он намеренно отводит взгляд.

Ученые считают, что контакт глазами делает взаимодействие на дороге социальным, то есть просьба о помощи и открытость намерений вызывают у нас желание откликнуться. Поэтому нам трудно отказать попрошайкам при встрече взглядами. Помощь представителям своего вида заложена в нас.

Социальные контакты остаются основным способом выживания. Когда водитель видит пешехода на перекрестке или лицо мотоциклиста в зеркале заднего вида, в его мозгу возбуждаются многочисленные зоны, ответственные за социальное взаимодействие и воспоминания. При виде встречного автомобиля такого не происходит, потому что он воспринимается мозгом, как машина, а не аватар водителя.

4. Правило трех секунд

Достаточно на три секунды отвлечься от дороги, чтобы попасть в аварию. По наблюдениям ученых, движение глаз помогает работе нашей памяти, поэтому разговоры за рулем так опасны. Даже при наличии хэндс-фри, когда водителю не надо искать телефон, есть риск оторвать взгляд от дороги. Стоит только собеседнику спросить о чем-то, что нужно вспомнить, как мы непроизвольно отводим глаза.

Исследователи из Политехнического института транспорта в Вирджинии и Национального управления по безопасности дорожного движения в Вашингтоне установили, что виновники 80% аварий и 65% аварийных ситуаций не смотрели на дорогу всего три секунды. Попытки увеличь расстояние до едущего впереди и спокойно заняться своими делами, как правило, заканчиваются провалом. По статистике, большинство аварий произошло с теми, кто пытался такое провернуть.

5. Относительность восприятия скорости

После скоростной трассы городская дорога воспринимается иначе — все как будто в замедленной съемке. По статистике, водитель, который хотя бы полчаса ехал со скоростью 110 км/ч, при въезде в город движется на 24 км/ч быстрее потока.

Наше восприятие скорости искажается и сознанию нужно какое-то время, чтобы адекватно оценить ситуацию. Это работает в обе стороны: как при въезде на шоссе, так и на городских улицах. Слишком быстро и слишком медленно — одинаково опасно для водителя. В аварии чаще попадают те, кто движется со скоростью, отличной от средней в потоке.

6. Эффект горлышка бутылки

Проектировщики из Транспортного управления Вашингтона поставили эксперимент, расставивший точки над и. Они взяли килограмм риса и воронку. Сначала всю крупу засыпали разом, а потом тонкой струйкой. В первом случае рис перекочевал в бутылку за 40 секунд, а во втором за 27. То же самое происходит на дороге, плюс добавляется человеческий фактор.

7. Умение видеть общую картину

Опытный водитель иначе смотрит на дорогу. В ходе эксперимента людям с различным стажем показали записи аварий с видеорегистратора. Те. кто за рулем больше пяти лет, запомнили вдвое больше деталей.

Новички большую часть времени смотрят прямо, на разметку и обочину, боясь съехать со своей полосы и врезаться в едущего впереди. Опытные водители делают всё без суеты. Они движутся в потоке непринужденно и постоянно поглядывают вдаль и в зеркало заднего вида, порой не отдавая себе отчёта. У них под контролем ситуация на дороге в целом.

8. Опасность привычки

Страховые компании рассказали. где чаще всего происходят аварии. В пяти минутах езды от дома. Сила привычки работает против нас. Мы начинаем думать, что вдоль и поперек знаем этот участок дороги, расслабляемся и теряем концентрацию внимания.

Потеряв бдительность, водитель рискует вовремя не заметить вылетевшую из переулка машину. То же самое происходит на хорошо знакомых маршрутах. Порой мы сами не замечаем, как оказались в конечной точке пути. Эксперты советуют хотя бы иногда менять привычный маршрут, это стимулирует мозг и повышает безопасность поездок.

9. Депрессия пробки

Если на работу приходится добираться больше часа, дискомфорт обеспечен. У ученых есть теория, что исторически для человека комфортная территория обитания, охоты и собирательства примерно 20 км. Столько же занимает исторический центр древних городов. То есть за час человек добирался в нужную ему точку. В подсознании человека заложено, что именно столько на дорогу по делам — правильный миропорядок. Если мы тратим больше, инстинктивно чувствуем потерю времени.

10. Особенности национальной езды

Некоторые особенности вождения зависят от менталитета. В южных странах с большим населением население необходимое для разъезда машин расстояние гораздо меньше. чем на севере. В теплых регионах, в принципе, другое отношение к личному пространству. В очередях и при разговоре люди подходят друг к другу почти вплотную. В Риме никого не удивишь контактной парковкой. В Индии выезд на встречку в порядке вещей, а законопослушные финны будут стоять ночью на пустой улице, пока не загорится зеленый. О таких особенностях стоит помнить при въезде на незнакомую дорогу.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Принципы безопасного вождения

Дай дорогу дураку!

Ни в коем случае не нужно препятствовать ему. Не нужно никому ничего доказывать. От того, что вы попадете (не дай бог!) в ДТП или создадите аварийную ситуацию, никому лучше не станет — ни вам, ни ему, ни другим участникам дорожного движения.

Включение поворотников во время перестроения или при повороте должно стать привычкой!

Что вы делаете, когда просыпаетесь утром? Вспомните, что вы, например, делали сегодня утром, когда проснулись. Сложно вспомнить? Сейчас объясню почему. Большинство действий, выполняемых утром, стало привычкой. Вам трудно их вспомнить, потому что вы совершаете их автоматически. Включение сигнала поворота должно стать такой же полезной привычкой, как утренняя гимнастика или чистка зубов.

Кроме того, помните, что включенный поворотник — это еще не право на перестроение. Это только запрос на перестроение. Ведь пилот самолета тоже запрашивает разрешение на посадку, а не сразу ее начинает! При перестроении посматривайте в зеркало заднего вида — возможно, сзади едет хам, который и не собирается вас пропускать! В любом случае ваши действия должны быть предсказуемыми для других участниками движения — это поможет избежать многих неприятных ситуаций.

Ближний свет поможет решить сложную ситуацию на дороге

Ближний свет нужно включать не тогда, когда стемнело. Ближний свет нужно включать в следующих ситуациях.

• В сумерки — хотя, если вы едете с соблюдением правил, можно ограничиться габаритами.

• Когда вы превышаете допустимую скорость — вы станете более заметным другим участникам движения. Если уж нарушаете, то хоть немного позаботьтесь о других участниках движения.

• Утром или вечером, когда солнце светит вам в спину, — это поможет другим водителям идентифицировать ваш автомобиль, ведь им солнце светит в лицо.

• В дождь — это также поможет лучше опознать ваш автомобиль.

Помните! Безопасная скорость определяется дорожной ситуацией в большей степени, чем Правилами дорожного движения

Совершенно неправильно! В городе самая безопасная скорость — это скорость движения потока. Если вы будете пытаться ехать быстрее потока или, наоборот, медленнее, вы можете создать аварийную ситуацию.

На трассе же безопасная скорость зависит от многих факторов, а именно: от технического состояния автомобиля, погодных условий, времени суток, дорожного покрытия, индивидуальных особенностей водителей. Некоторые водители, например, при скорости 90 км/ч засыпают — уж очень медленно! Им нужно поддерживать 140 км/ч, и это будет нормально. Поймите правильно: я не поддерживаю нарушения ПДД, но уж лучше превысить скорость, чем уснуть за рулем.

После периода зимнего простоя, снова сев за руль, найдите время для адаптации к автомобилю и к дороге

Первую поездку после зимы лучше проделать на выходных или утром, когда мало машин. Вам достаточно покататься три-четыре часа, чтобы снова привыкнуть к машине. Пожалуйста, когда будете ездить, старайтесь первое время выбирать незагруженные улицы — так вам будет проще.

Следите за камнями на дороге

Если дорога посыпана мелким гравием, очень велика вероятность попадания камней в лобовое стекло. Помните, что камень, вылетевший из-под колес впереди идущего автомобиля, способен проделать путь в 300 метров. Поэтому старайтесь соблюдать максимальную дистанцию и максимально снизить скорость, если не хотите менять стекло.

Если вы едете первым (впереди вас никого нет), то старайтесь ехать, наоборот, с такой скоростью, чтобы вас никто не обгонял — при обгоне камень может вылететь из-под обгоняющего автомобиля.

Перед въездом в тоннель постарайтесь снизить скорость, поскольку вашим глазам сложно сразу адаптироваться к новому освещению

В зависимости от способностей ваших глаз на это вам понадобится примерно три секунды. Считайте, что три секунды вы практически ничего не будете видеть. При скорости 60 км/ч автомобиль проходит 16,6 метра за 1 секунду. За три секунды вы проедете почти 50 метров. При скорости 120 км/ч это будет уже 100 метров.

Трамвайные рельсы не предназначены для поездок по ним на автомобиле

Старайтесь не ездить по трамвайным рельсам, потому что:

• шины не предназначены для движения по рельсам, поэтому тормозной путь на рельсах будет увеличен;

• на рельсах много мусора, который может повредить шины;

• движение по рельсам не очень хорошо сказывается на ходовой части машины.

Старайтесь не держать в салоне ненужные вещи. Они могут стать причиной ДТП или прочих неприятных ситуаций

Следите за вещами, которые находятся у вас в салоне! Например, бутылка из-под воды, которую вы в свое время поленились выбросить, может закатиться под педаль тормоза или сцепления и блокировать ее. Как результат — возможная авария.

На задней панели автомобиля не нужно держать острые и тяжелые предметы, поскольку в случае экстренного торможения они могут травмировать пассажиров или разбить окна автомобиля. Все ненужное выбрасываем, а все, что нужно, перемещаем в багажник. Собственно, он для этого и предназначен.

Кстати! На зеркало заднего вида и на лобовое стекло не рекомендуется вешать игрушки и прочие цацки — они не только отвлекают водителя, но и притупляют боковое зрение, из-за чего водитель не может быстро реагировать на дорожную ситуацию.

Остерегайтесь освежителей воздуха. Некоторые ароматы, столь любимые вами, могут вызвать приступы морской болезни у ваших пассажиров. Лучше всего вообще отказаться от ароматизаторов. Раньше в отечественных авто их вешали, чтобы перебить запах бензина, которого было полно в салоне. В современных иномарках этот запах отсутствует в салоне как таковой. Перебивать нечего.

Режимы АКПП, их количество и способы переключения зависят от вашего автомобиля. Обо всем этом вы сможете прочитать в руководстве по автомобилю. Мы поговорим о том, что не написано в руководстве, а также об основных режимах (на тот случай, если вы потеряли руководство по своему автомобилю). Вот основные режимы:

• Р (parking, парковка) — нужно выбрать для длительной стоянки (когда вы планируете заглушить автомобиль и покинуть его). Не бойтесь: если селектор находится в этом положении, автомобиль никуда не укатится, даже если он будет стоять под наклоном. На некоторых автомобилях запуск двигателя возможен только в этом положении. После запуска двигателя в этом положении он будет работать на холостых оборотах;

• R (reverse, задний ход) — используйте этот режим для движения задним ходом. Запуск двигателя в этом положении невозможен;

• N (neutral, нейтральная передача) — обычно используется для буксировки автомобиля;

• D (drive, поехали!) — используется для движения вперед, основной режим, обеспечивающий переключение с первой по пятую передачу (на старых авто — с первой по четвертую, а дорогих новых — с первую по шестую). Обычно кроме режима D есть еще режимы 1, 2, 3:

1 — движение только на первой передаче, нужно использовать при крутых спусках и при сильном гололеде;

2 — переключение будет выполняться между первой и второй передачами, двигатель работает как бы в натяг, не происходит переключение на другие передачи. Используется при крутых подъемах в горных дорогах, полезен также при буксировке прицепа;

3 — переключение с первой по третью передачу, полезно использовать в холмистой местности с затяжными спусками и подъемами;

Кроме указанных режимов есть еще так называемый зимний режим, который активизируется нажатием кнопки с изображением снежинки рядом с селектором АКПП. Но такая кнопка, как и зимний режим, есть далеко не в каждом автомобиле. Поэтому, как говорится, читайте руководство!

Теперь, когда мы знаем, для чего используются режимы селектора АКПП, разберемся, как их использовать.

• Когда будете запускать двигатель, установите селектор в положение Р. Хотя мотор можно завести и в положении N, но лучше производить запуск в положении Р — если машина стоит на наклоне, то она никуда не укатится.

• Перед началом движения нажмите на тормоз и переведите селектор из режима Р в режим D. После этого можно отпускать педаль тормоза и нажимать на педаль газа. Хотя можно и вообще не начинать — как только вы отпустите педаль тормоза, автомобиль начнет медленно двигаться.

• Зимой особо не нажимайте на педальку газа первые 10 минут — этого времени хватит, чтобы масло в коробке прогрелось до рабочей температуры.

— не нужно при движении дергать селектор — установили в положение D и двумя руками за руль — за вас все сделает коробка;

— при торможении не нужно переходить на нейтральную передачу, если вы привыкли это делать на механике — просто нажимайте тормоз для полной остановки автомобиля; пока нога на педали тормоза, автомобиль никуда не уедет, даже если селектор находится в режиме D;

— если вам хочется все время выжать сцепление, будьте осторожны — держите левую ногу подальше от педали тормоза, иначе можно нажать обе педали одновременно: левой — тормоз, а правой — газ (левая нога в случае с АКПП не выполняет никаких функций).

• Во время движения запрещено переводить селектор в положения Р и R.

• Не рекомендуется во время движения переводить селектор в положение N. Если это уже произошло, дождитесь, пока обороты двигателя упадут до холостых, а затем выберите режим D.

• Если нужно использовать торможение двигателя, то переведите селектор в положение 2, при этом ногу нужно убрать с педали газа. Затем, когда скорость снизится до 50 км/ч, нужно включить положение 1, что еще больше увеличит эффект торможения.

• По трассе можно ехать в спортивном режиме — в этом режиме удобнее выполнять обгон.

• Оставляя автомобиль на дороге с наклоном, желательно поставить его на ручник, даже если АКПП находится в режиме Р.

• Если вы застряли в грязи или снегу, установите селектор в положение 1 и медленно (не газ в пол!) начинайте движение. Педалью тормоза можно пользоваться как педалью сцепления (вот и нашлась работа для левой ноги!): с ее помощью можно добиться эффекта, когда колеса вращаются очень медленно.

• Если вы часто ездите с прицепом или по горным дорогам, то есть АКПП всегда работает в нагруженном режиме, установите дополнительный радиатор охлаждения АКПП.

• Разгон с прицепом нужно начинать с положения 1, затем переводить селектор в положение 2 или 3, в зависимости от типа местности.

• На диагностике и обслуживании АКП П экономить не нужно — скупой платит дважды.

Тюнинг не должен быть причиной ДТП

Качество пленки важно по двум причинам:

• Через качественную пленку даже с сильным затемнением ночью лучше видны другие авто. Некачественную пленку можно сравнить с черным мусорным целлофаном — натяните его на стекло, и что вы через него увидите? Правильно: ничего.

Помните! Необходимо пристегиваться ремнями безопасности

Скорость 60 км/ч, лобовое столкновение. Если водитель весит 75 килограммов, то он подвергается нагрузке в 3 тонны. Если же скорость была 80 км/ч, то нагрузка (сила инерции, которая воздействует на человека) составляет 9 тонн. Если водитель не пристегнут ремнями безопасности, это верная смерть. Ремни безопасности существенно сокращают нагрузку, возникающую в результате столкновения.

В Интернете нашел интересную статистику: в Швеции ежегодно в ДТП гибнет чуть больше 600 человек (при населении страны 8,3 млн человек). В Литве (население 4 млн человек) за год гибнет в ДТП около 800 человек. Получается, что на 1 миллион жителей в Швеции гибнет в ДТП 72 человека, а в Литве — 200 человек.

В чем же причина? Неужели в Литве хуже машины или хуже водители? Да нет, причина в том, что в Швеции ремнями безопасности пользуются более 80 % водителей, а в Литве — менее 30 %. В других странах статистика тоже говорит в пользу ремней безопасности: в США ремни безопасности помогают избежать смерти в 77 случаях из 100, а в Японии — в 75 случаях из 100.

В различных странах применение ремней безопасности обязательно. Непристегнутые автомобилисты караются большими штрафами, а в случае аварии в ряде стран водитель даже не получит страховку.

Почему наши водители не пристегиваются? Кто-то говорит, что ремень безопасности стесняет движения. Возможно, если пытаться достать до бардачка…

Если вы помните, мы регулировали сиденье так, чтобы, будучи пристегнутым ремнем безопасности, нам ничто не мешало. Следовательно, если ремень безопасности стесняет ваши движения, значит, вы неправильно отрегулировали кресло.

Кто-то надеется на подушки безопасности, которыми оснащены современные автомобили. Должен сказать: зря они надеются. Потому как подушки безопасности проектировались из расчета на то, что водитель будет пользоваться ремнями безопасности. Впрочем, о подушках безопасности мы еще поговорим. А на некоторых современных автомобилях подушки вообще могут не сработать, если водитель не был пристегнут.

Кто-то боится, что в результате аварии заклинит ремень безопасности и будет трудно выбраться из машины. Но ведь в случае, если водитель не будет пристегнут, выбираться из машины будет некому…

Подушка безопасности не избавляет водителя от необходимости пристегиваться ремнями безопасности. Кроме того, необходимо знать некоторые правила ее эксплуатации

Нужно помнить, что подушка безопасности эффективна только в следующих ситуациях.

Водитель и все пассажиры, пристегнуты ремнями безопасности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 150 ситуаций на дороге, которые должен уметь решать каждый водила предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также


Самоучитель безопасного вождения

Алексей Гладкий, 2010


Секреты водительского мастерства

Александр Каминский, 2009


Экстремальное автовождение.Секреты и советы

Георгий Бранихин, 2008


Курс вождения автомобиля. Смотри – и учись!

Алексей Громаковский, 2009


Энциклопедия начинающего водителя


Ремонт и безопасность кузова

Илья Мельников, 2012


Владислав Волгин, 2010


Александр Прозоров, 2005


Дорога, Энергия, Судьба. Книга для водителей и пассажиров

Людмила Голубовская, 2015


Сборник рефератов по географии для 9 класса. Экономическая и региональная география России

Читайте также: