Пособничество белому движению что это

Обновлено: 17.05.2024

Для множества граждан нынешней России осмысление Белого движения – сопротивления русских людей революции и коммунизму – до сих пор затуманено клеветой и дезинформацией нескольких десятилетий советского строя. История революции 1917 г. и последовавшей за нею Гражданской войны преподносилась в СССР схематически и с искажением правды. Система лгала о благополучии и процветании народа в настоящем, еще больше неправды говорилось о самом зарождении большевицкой власти и захвате ею верховенства над Россией.

Спор о том, кто имел право говорить от имени России на протяжении большей части ХХ века – большевики, несмотря на преступный характер их режима, или политическая эмиграция, несмотря на поражение в борьбе – достаточно интересен сам по себе. Но этот спор носит не только теоретический характер. В ходе такого спора неизбежно возникают вопросы о правомерности всего корпуса законов, принятых в советский период, о правопреемстве с досоветской государственностью. о реституции собственности, в конце концов – о кардинальном переосмыслении национальной истории.

Мы рассматриваем период советской власти как форму господства интернациональной политической мафии, которая эмоционально, культурно, духовно не связана ни с Россией, ни с какой-либо другой страной мира, чья деятельность по разрушению исторической России инспирировалась “мировой закулисой”.

25 октября 1917 года отряды красной гвардии, исполнявшей волю руководства коммунистической партии, арестовали Временное правительство. Следует учитывать, что никто к этому моменту не отменял статью 108 Уложения об уголовных наказаниях “О вооруженном мятеже с целью свержения законной власти”.
Новое временное правительство (Совет народных комиссаров) во главе с Лениным было создано по решению II Всероссийского съезда советов. Система “советов” и их съезд не являлись легитимными органами власти. Соответственно, сформированное по решению съезда правительство не ожжет рассматриваться как законное.

22 ноября 1917 года Ленин подписал декрет полностью ликвидировавший всю систему российского права. 1- м пунктом этого декрета были распущены все суды, вплоть до высшей кассационной инстанции – Сената. Были упразднены все должности, связанные с судопроизводством: прокуроров, адвокатов и мировых судей.

5 января 1918 года красногвардейцы и матросы разогнали Учредительное собрание,так и не успевшее установить образ правления, принять новые основные законы государства.

При отсутствии законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, единственной организованной структурой в России, имевшей юридическое и моральное право говорить от имени страны, оставалась Русская армия.20 ноября 1917 г. Главнокомандующий Русской армии генерал Н.Н.Духонин был растерзан толпой большевицких матросов. Представителям высшего командного состава, не признавшим захвата власти большевиками, предстояло действовать по обстоятельствам. По инициативе генералов и старших офицеров Русской армии в разных регионах страны начали создаваться воинские формирования и административные структуры,совокупность которых принято именовать Белым движением.

Одной из главных задач Белого движения было восстановить в стране правопорядок и уничтожить большевицкую анархию.

Оставление белыми Крыма в 1920- м и Дальнего Востока в 1922 гг. рассматривалось как временное отступление с целью возобновить борьбу в будущем.Наиболее дальновидные и государственно одаренные из них понимали, что моральная победа осталась за Белым движением.

Сегодня история вынесла свой приговор: идеология классовой ненависти и тотального произвола и гнета оказалась мертвой, как и следовало ожидать, а Белая идея, идея порядка и законности, идея непрерывности традиций, идея согласия и созидания, русская Белая идея – набирает силу и очевидно является единственным реальным путеводителем для России в будущем.Белое движение с честью выдержало исторический экзамен для себя и для России.

Военный потенциал Белой эмиграции оставался еще значительным в 1930-е-1940-е гг.

1 сентября 1924 г. из кадров Белых армий различных фронтов Главнокомандующим генералом бароном П.Н.Врангелем был создан Русский Обще-Воинский Союз (РОВС).В Зарубежье существовали Высшие академические курсы генерала Н.Н.Головина, унтер-офицерские школы, кадетские корпуса и военные училища для эмигрантской молодежи.

В 1930 г. РОВС насчитывал 100 тыс.чел. Белые офицеры приняли участие в гражданской войне в Испании в 1936-1939 гг.на стороне генерала Франко, против СССР в советско-финской войне 1939-1940 гг. и в Русском Освободительном движении во время 2-й мировой войны. Все эти акции рассматривались как продолжение гражданской войны в России, антикоммунистическое сопротивление для свержения кровавого тоталитарного режима.

С течением времени, старением и уходом в лучший мир ветеранов Белых армий ,первостепенное значение стало переходить к другой миссии Русского Зарубежья, как хранителя той идеологической свечи, которую зажгли первые Белые вожди и которую унесли с собой за рубеж Белые воины: нашей Православной веры, Белой идеологии (т.е., веры в Россию, преданности ей и непримиримости к коммунизму) и русской культуры. Поддержание и сохранение этого священного огня до времени, когда станет возможным вернуть его в Россию, являлось главной и важнейшей задачей.

Как бы кому-то ни хотелось похоронить Белое движение и забыть о нем, очевидно,что такое явление безвозвратно уйти не может. Рахманинов, Сикорский, Бунин, Ильин оставили неизгладимый отпечаток в мировой науке, культуре, искусстве. Деникинский танкист Георгий Кистяковский, уроженец Киева, стал советником по делам науки у президента США Эйзенхауэра. Медаль имени Владимира Зворыкина – высший знак почета для американских инженеров-электронщиков.

Тысячи членов русской белой диаспоры живут по всему миру и способны внести важный вклад в дело возрождения русской цивилизации. Пока они не получили настоящей точки приложения своих возможностей. РОВС сотрудничает с Союзом Русских Белогвардейцев и их потомков в Болгарии (СРББ, председатель доктор Л.Ходкевич), Комитетом “Они были первыми” (Чехия), восстанавливающим память о русских эмигрантах, похищенных советскими спецслужбами, Гвардейским Объединением во Франции и Объединением Лейб-гвардии Казачьего полка (председатель В.Греков).

Время передать эстафету борьбы новому поколению в России настало в конце 1980-начале 1990-х гг.Тот факт, что в условиях советского режима, после многолетней идеологической обработки и воспитания целых поколений и чисто советском духе, в новом поколении (родившихся в 1960-1970-х гг.) стало возможным появление людей, самостоятельно пришедших к мысли о правоте Белой идеи, является лучшим доказательством ее бессмертия.

Председателю РОВС поручику В.В.Гранитову удалось перенести работу в Россию и в 1993 г. основать представительство в Санкт-Петербурге, в 1996 г.- I Отдел РОВСа в России. В настоящее время существует также II Отдел в Малороссии.С 2000 г. председателем РОВСа является капитан И.Б.Иванов(Санкт-Петербург).Представител и имеются в ряде других городов вплоть до Дальнего Востока.

Сейчас Белое движение в стране обретает организационные формы, во главе которых Призваны стоять отделы РОВСа, единственного законного наследника Русской Императорской армии и Белых армий Гражданской войны. Целый ряд других группировок разделяет идеологию Белого движения.

Почему и для чего это движение существует сейчас ? Очевидно, что Белое движение, возникшее в защиту уничтоженной русской государственности, должно было продолжаться до тех пор, пока не будет выполнена задача, для разрешения которой оно возникло. Эта задача – ликвидация идейно-политического наследия совершителей большевицкого переворота и восстановление национальной государственности в ее исторических границах.

Никакой другой задачи основоположники Белого движения никогда не ставили: их жертвенность была направлена на то. чтобы ликвидировать главное зло – паразитирующий на теле страны советский режим, антирусский, богоборческий и разрушительный по своей сути .Во имя этой цели в Белом движении объединились люди самых разных взглядов, сходившихся в двух главных принципах: неприятие большевицкого переворота и власти интернациональных преступников, сохранение территориальной целостности страны, нашедших воплощение в емком лозунге:
“За Великую, Единую и Неделимую Россию”.

Ныне мы, как в свое время и большинство участников Белого движения, не представляем себе в перспективе иного строя, чем историческая российская государственность в ее православно-монархической форме. Однако надо четко представлять себе, что восстановление исторической российской государственности во всей полноте присущих ей черт и форм возможно не ранее, как будет полностью и окончательно искоренено абсолютно все наследие коммунистического режима, и вместо советской, ведущей свое происхождение от “Великого Октября “, восстановлена тысячелетняя русская государственность, как таковая. Это потребует переходного периода, который начнется тогда, когда советское наследие будет уже сметено.

Пока этот период еще не наступил. Советский режим, хотя и в несколько видоизмененной форме, продолжает существовать. Власть сохраняется в руках все той же перекрасившейся коммунистической номенклатуры. Внезапное падение советской власти в 1991 г. произошло, к сожалению, не в результате народного восстания или военного переворота, когда власть перешла бы в руки людей. враждебных коммунизму, а в результате внутренних противоречий и разложения самой системы. Поэтому были устранены лишь лица, занимавшие высшие государственные посты, а весь административный аппарат остался на своих местах. И самый процесс перехода от коммунизма к демократии режиссировался ими под диктовку “мировой закулисы”.

Остаются незыблемыми юридические и идеологические основы режима, т.е. как раз все то, что было бы уничтожено в случае победы Белого движения в Гражданской войне и в случае осуществления чаяний Белой эмиграции. Поступившись частично экономическими принципами и отодвинув в тень наиболее одиозные идеологические постулаты (марксизм, классовая борьба, мировое революционное движение) этот режим в полной мере сохраняет идеологическую и юридическую преемственность от большевицкого переворота. Нынешний режим ведет свою родословную не от исторической России, а от созданной Лениным советской системы.

В учебниках истории борьба против исторической российской государственности и ее уничтожение одобряется, защитники советской власти восхваляются. а ее противники осуждаются. Т.е. едва ли нуждается в особых доказательствах тот очевидных факт. что для властей РФ красные являются своими, а Белые – врагами. Сохраняются в неприкосновенности в топонимике городов, улиц имена разрушителей и палачей России, как и памятники им.

И в экономическом смысле мало что напоминает дооктябрьское время. По-иному и не может быть в условиях, когда большинство населения по-прежнему лишено права собственности, а предпринимательский слой не только не имеет ничего общего с дореволюционным, а в значительной степени представляет собой симбиоз советской номенклатуры и уголовных преступников.

Так что нынешняя ситуация, это, условно говоря, ситуация НЭПа 1920-х гг., псевдосвободная экономика при политическом и идеологическом господстве советчины.

Некоторое допущение старой русской символики в 1990-е гг. постоянно сокращается (сталинский гимн, красные знамена в армии). Положение усугубляется реальной угрозой территориального расчленения страны. Следовательно, цели Белого движения не достигнуты, и его задачей по-прежнему остается расчистка социально-политического и идейно-интеллектуального пространства от господства советчины и создание условий для последнего возрождения исторической российской государственности.

Будучи воинской организацией, РОВС считает одной из главных задач воспитание нового солдата и офицера, работу с молодежью для преобразования на совершенно других идейных и духовных началах вооруженных сил РФ в Русскую армию с прежними славными традициями. И особенно востребованными на переходном этапе будут редакторы и журналисты армейских изданий, режиссеры патриотических программ и начальники военных музеев, воспитатели кадетских корпусов. В РОВСе уже есть люди, готовые взять эти роли на себя. Это и преподаватели вузов и школ, и офицеры нынешней армии, и патриотически настроенная молодежь.

В настоящее время советчина существует в двух основных видах. Более стыдливый ее вариант представлен правящим режимом, более откровенный и агрессивный – т.н. коммуно-патриотической оппозицией. Общей чертой их идеологии является правопреемство от созданной Ленины системы, неприятие реально-исторической России и ненависть к Белому движению во всех его проявлениях. Общим является и стремление представить родную им Совдепию в качестве законного продолжателя и наследника исторической России. Это и есть та система взглядов(наиболее полно представленная национал-большевизмом), которая на современном этапе противостоит идеологии Белого движения.

Мы исходим из того, что Белое дело есть в конечном итоге выражение естественного порядка вещей, того закономерного хода событий, который в конце концов пробьет себе дорогу. Поэтому верим, что в ходе событий его идеология и практика будут востребованы российской жизнью, и на этой основе произойдет возрождение исторической российской государственности. Чем и будет завершено Белое движение.

В последние годы неоднократно раздаются призывы к “примирению” белых и красных, к единению их во имя Родины. Призывы эти неискренни и несерьезны. Их подоплека – не примирение, а моральное подчинение белых той системе и идеологии, с которой они боролись и которая является основной причиной той беды, от которой страдает Россия..

Белое движение было, в основе своей, героически и патриотическим, высоко духовным началом, и этот факт скрыть и затушевать невозможно. Поэтому разговоры о примирении Белых и красных, добра и зла, Бога и диавола – пустое дело. Факта гражданской войны этими разговорами не зачеркнуть, а современные нам красные – толпа идейно запутавшихся, обреченных историей невежд. Примиряются равные с равными, а Белые и красные никогда между собой равными не были.

История присудила окончательную победу Белому движению. Глядя в будущее с верой в Бога и Россию, с любовью к своему народу, отечественные наследники Белой идеи возобновят великий ход нашей державной истории. Иного пути у нас нет. Другой цели мы не желаем.

И девиз остается прежним :”Через гибель большевизма – к возрождению России”.

А.Ю.Бушин, поручик
Представитель I Отдела РОВС
в г.Уссурийске.

Смута. 1919 год. Сентябрь—октябрь 1919 года были временем максимального успеха антисоветских сил. Красная Армия на большинстве фронтов и направлениях терпела поражение. Красные терпели поражение на Южном, Западном, Северо-Западном и Северном фронтах. На Восточном фронте в последнюю атаку пошли колчаковцы. Тяжелая ситуация была в Туркестане.


Советская Россия в кольце фронтов

Сентябрь и октябрь 1919 года были временем максимального успеха антисоветских сил. Красная Армия на большинстве фронтов и направлениях терпела поражение. В августе армия Деникина заняла Новороссию и Левобережную Малороссию (Победы армии Деникина в Новороссии и Малороссии). Почти всю Правобережную Малороссию отвоевали петлюровцы. Польские войска захватывали западнорусские земли, вышли на рубеж р. Березина. В начале сентября в наступление пошла литовская армия.

Белая Северная армия Миллера в сентябре начала успешное наступление на Северном фронте. Северо-Западная армия Юденича в конце сентября — октябре вела наступление на Петроград, вела упорные бои на Пулковских высотах (Операция "Белый меч". Удар в сердце революции; "Петрограда не сдавать!"). На Восточном фронте в сентябре 1919 г. в своё последнее наступление пошла даже уже разбитая армия Колчака (Пиррова победа колчаковских армий на Тоболе). Колчаковцы смогли отразить наступление 5-й и 3-й красной армий, отбросить противника за Тобол.

Уральская армия под началом генерала Толстова смогла в сентябре организовать удачный рейд по тылам красных, белоказаки уничтожили в Лбищенске весь штаб 25-й стрелковой дивизии, который являлся одновременно и штабом всей войсковой группы Красной армии Туркестанского фронта, включая командира дивизии Чапаева. Вследствие чего войска Туркестанского фронта утратили управляемость, разложились и были деморализованы. Красные части поспешно отступили на исходные позиции, к Уральску. Уральское казачество отбило почти всю территорию, которую красные занимали в течение трёх месяцев. Белоказаки в октябре снова окружили и осадили Уральск.

Северный фронт

Северный фронт создали британцы. Здесь, в отличие от Северо-Западного фронта, англичане поддерживали белых самым активным образом. В Архангельской области интервенты задержались дольше, чем в других губерниях России. Это было связано с наличием огромных запасов военных материалов в здешних портах, созданных ещё во время мировой войны, для захвата которых и высадились западные войска. Часть этих запасов планировали передать армии Колчака. При этом интервенты сосредоточились на тыловой, охранной службе. На передовую они не спешили. На передовой воевали в основном только иностранные добровольцы, к примеру, австралийцы. Их отряд был сформирован из охотников, которые хорошо освоились в русских лесах и болотах. Также формировались смешанные славяно-британские легионы.

Все попытки наступательных операций в направлении на Котлас — Вятку, задуманные командующим союзными силами на Севере России генералом Э. Айронсайдом, к успеху не привели. Направление наступления на восток, по сути, вспомогательное, с самого начала успеха не сулило. Местность здесь была в основном безлюдной, материальных ресурсов для снабжения войск на местах не было. Огромная территория, небольшое количество коммуникаций и непролазная распутица до конца лета. А немногочисленные дороги, включая железные, были хорошо прикрыты с обеих сторон крепкими заставами и укреплениями, прорыв которых стоил больших потерь. Поэтому война на севере была в основном позиционной, без маневренных прорывов как на юге или востоке страны.

Вершина Белого движения


В январе 1919 года генерал-губернатором Северной области стал генерал-лейтенант Е. К. Миллер, с мая — командующим Северной армии (до этого командующим был генерал В. Марушевский). К тому времени численность Северной армии насчитывала около 9,5 тыс. человек. Её формирование шло медленно. Офицерское ядро было слабым и малочисленным (офицеров на Севере оказалось мало, большинство бежало на Юг России). В связи с крайне низким притоком добровольцев в армию была введена всеобщая воинская повинность, но и это слабо помогло. Принудительный характер мобилизации привёл к тому, что дисциплина в армии была слабой, процветало дезертирство, существовала возможность мятежей и перехода войск на сторону красных. Этому способствовал и тот факт, что в Северную армию включали пленных красноармейцев. Кроме того, британцы сначала не стали проводить жесткую политику в отношении пленных большевиков и красноармейцев. Многих прямо из тюрем направили добровольцами в формируемые полки, чем укрепили просоветские настроения в войсках.

Также стоит отметить, что жители богатых сел Севера, с собственными рыбными промыслами, а также городов – Архангельска, Холмогор, Онеги, где процветала нелегальная пропаганда большевиков и легальная – эсеров, не желали воевать и не поддерживали интервентов и белогвардейцев. Население в целом относилось к иностранцам враждебно. Таким образом, социальная база белых на Севере России была слабой.

Несмотря на все проблемы, к лету 1919 года Северная армия насчитывала 25 тыс. человек (большинство — пленные красноармейцы). Для подготовки офицерского состава были открыты британские и русские военные школы. В августе 1919 года пехотные части Северной армии состояли из шести стрелковых бригад.

Тем временем положение на Северном фронте резко изменилось. Британская пресса жестко критиковала генерала Айронсайда, его обвиняли в гибели английских офицеров, в излишнем оптимизме по поводу настроений русского народа и русской армии. В парламенте появились требования вывести войска на родину. Да и основная декларируемая цель, соединение с армией Колчака на востоке, не была достигнута. Колчаковцы откатывались всё дальше на восток. План какого-либо соединения с армией Колчака стал неосуществим. В результате было принято решение эвакуировать войска с Севера России. В июле в Архангельск для решения этой задачи прибыл генерал Роулисон.


Британцы вместе с белогвардейцами провели последнюю успешную Двинскую операцию. А затем западники решили провести эвакуацию. В отличие от французов в Одессе британцы подготовились хорошо и основательно. Для обеспечения эвакуации прибыли отборные войска из шотландских стрелков. Вывоз войск обеспечивал целый флот. Также британцы предложили эвакуировать и Северную армию, вывезти её в Мурманск, или на другой фронт – Северо-Западный или Южный. В августе 1919 г. было проведено военное совещание Северной армии на тему эвакуации.

Штаб командующего предложил остаться. Мол, позиции крепкие, и политически будет правильно остаться в Архангельске. Ликвидация Северного фронта вызовет негативный для Белого движения резонанс. Отступать без сильного давления противника и угрозы поражения, при успехах на фронте (хоть и локальных), при поддержке части населения, казалось, нельзя. Кроме того, командование Северного фронта надеялось на успех белых армий на других фронтах. Это было время максимальных успехов белогвардейцев. Успешно наступала армия Деникина на Юге России, готовил удар по Петрограду Юденич, не был ещё разбит Колчак. Таким образом, было принято ошибочное решение остаться и сражаться одним.

Вместо эвакуации белое командование решило организовать общее наступление. В Архангельске началось формирование отрядов ополчения Северной области, для охранной службы вместо уходящих англичан. Наступление Северной армии началось в начале сентября 1919 г. На удивление первоначально оно развивалось успешно. Белогвардейцы снова захватили Онегу с окрестностями. Продвинулись белые и на других направлениях. Взяли в плен тысячи красноармейцев. Красное командование в это районе не ждало активных действий Северной армии в момент эвакуации британцев. Предполагалось, наоборот, что белые после ухода покровителей уйдут в глухую оборону. Поэтому наступление противника прозевали. Кроме того, белогвардейцы были воодушевлены победами на других фронтах, надеялись, что их наступление станет частью общей победы.

В это время британцы проводили эвакуацию и уничтожили огромное количество имущества и запасов, которые не могли вывезти. Топились и сжигались аэропланы, автомобили, боеприпасы, обмундирование, провиант. Всё это делалось средь бела дня, при свидетелях, вызывая тягостные ощущения у остающихся. На удивленные запросы местных властей британцы отвечали, что уничтожают излишки, что Северную армию снабдили с избытком, а лишнее уничтожается, чтобы не попало в руки большевиков, так как англичане не верят, что белогвардейцы удержатся без них. В ночь с 26 на 27 сентября 1919 года последние военные Антанты покинули Архангельск, а 12 октября они ушли и из Мурманска.


Туркестан: басмачи и повстанцы-крестьяне против красных

Большевикам приходилось туго и в Туркестане. Армия басмачей Мадамин-бека на пике своей активности достигала 30 тыс. бойцов и контролировала почти всю Ферганскую долину за исключением крупных городов и железных дорог. Второй мощной силой в Туркестане была Крестьянская армия под командованием Константина Монстрова. Первоначально она была образована из русских крестьян-переселенцев, которые создавали отряды самообороны для борьбы с хищными нападениями басмачей. На первых порах Крестьянская армия подчинялась командованию Ферганского фронта, сотрудничала с советской властью. В это время армия Монстрова получала от красных материальное снабжение, оружие и боеприпасы. Однако в результате проведения большевиками антикрестьянской земельной и продовольственной политики (хлебная монополия, продовольственная диктатура) и попыток отбирать землю русских переселенцев в пользу дехкан (среднеазиатских крестьян), отношение крестьянских вожаков к красным изменилось. К тому же красное командование, осознавая ненадежность крестьянского формирования, пыталось сначала вмешиваться во внутренние дела армии, а затем упразднить штаб и подчинить Крестьянскую армию себе. Это вызвало конфликт, штаб Крестьянской армии отказался подчиниться.

Одновременно один из лидеров ферганских басмачей, Мадамин-бек, старался переманить командиров Крестьянской армии на свою сторону. Он запретил подчиненным ему отрядам нападать на русские поселения и стал атаковать басмачей, которые отметились в актах террора против русских крестьян. Летом 1919 г. руководство Крестьянской армии заключило соглашение о ненападении с Мадамин-беком. Красное командование, узнав об этих переговорах, дважды пыталось разоружить Крестьянскую армию, отправив в Джалал-Абад (центр Крестьянской армии) несколько красных отрядов, но без успеха.

В июне 1919 года в Туркестанской советской республике была объявлена хлебная монополия. В ответ военный совет Крестьянской армии окончательно порвал с большевиками и поднял восстание. В августе в Джалал-Абаде прошло совещание представителей армии Колчака, руководителей Крестьянской армии и вождей басмачей. Крестьянская армия заключила антибольшевистский союз с Мадамин-беком. Объединенную армию Мадамин-бека и Монстрова в сентябре пополнили казаки, прибывшие из Семиречья.

Кроме того, новый фронт возник в западной части Туркестана – в Хивинском ханстве. Там один из вождей басмачей, Джунаид-хан (Мухаммед-Курбан Сердар), сверг и убил Асфандияр-хана, на его место посадил марионетку — брата Асфандияр-хана, Саид Абдулла-хана (правил до 1920). Джунаид-хан, получив военную помощь от армии Колчака, начал войну против советского Туркестана.

В начале сентябре объединенные антибольшевистские силы захватили город Ош. На сторону Крестьянской армии перешли некоторые красные отряды. Командующий Ферганским фронтом Сафонов попытался подавить восстание, но был разбит. После взятия Оша повстанцы развили наступление на города Андижан и Скобелев (ныне Фергана). Осада Андижана продолжалась до 24 сентября. Гарнизон Андижана, где было много интернационалистов, упорно сопротивлялся. Повстанцы смогли взять почти весь город, кроме крепости, где скрылись остатки гарнизона.

Сто лет назад в Европейской части России завершалась братоубийственная Гражданская война. В советской художественной литературе и кинематографе она упрощенно сводилась к борьбе своих (красных) против чужих - заклятых врагов пролетариата и трудового крестьянства (белых), которым помогали иностранные интервенты 1 . В действительности все было гораздо сложнее.

Д. Шмарин. Белые пришли. Христос Воскресе.

В выборе цвета знамени люди тогда руководствовались нередко чувством и чутьем, а не разумом. Причем далеко не всех участников военно-политического противостояния можно однозначно причислить к "красным", "белым" или "зеленым", тем более что некоторые из них порой не раз меняли свои цвета под воздействием объективных и субъективных обстоятельств 2 .


Большевики все окрашивали в красный цвет

А началось все с февраля 1917 г., даровавшего населению России свободу. И это сладкое чувство будоражило и объединяло людей наряду с многочисленными митингами, речами и демонстрациями. Их под красными знаменами и транспарантами проводили и большевики, и меньшевики, и эсеры, и беспартийные солдаты. Многие тогда вдруг "покраснели". Даже Великий князь Кирилл Владимирович появлялся на публике с красным бантом. В апреле 1917 г. генерал Е.К. Миллер был избит и арестован солдатами за приказ чинам вверенного ему корпуса снять красные банты 3 .


После захвата большевиками власти в Петрограде в конце октября 1917 г. произошло окончательное размежевание политических сил, и Россия на несколько лет оказалась в состоянии острого гражданского противостояния. Противоборствующие силы приобрели определенную цветовую символику, причем порой она распространялась из враждебного стана.

В большевистском лагере буквально все окрашивалось в красный цвет. Еще до октября 1917 г. сформировались отряды Красной гвардии. 15 (28) января 1918 г. появился Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), затем был создан Рабоче-Крестьянский Красный Флот. По воспоминаниям Емельяна Ярославского, бывшего тогда комиссаром Московского военного округа (МВО), автором идеи создания опознавательного знака в виде красной звезды с молотом, плугом и книгой стал Николай Полянский. Затем изображение книги исчезло с эскиза и описания красноармейского символа.

2 марта 1918 г. датируется приказ Чрезвычайного штаба МВО с описанием красной кокарды-звезды нового образца с молотом и плугом. Только с апреля 1922 г. приказом Реввоенсовета РСФСР изображение плуга на красноармейской звезде окончательно сменил серп.


Цвета "своих" и "чужих" использовались в известном приказе № 1423 Реввоенсовета (РВС) Западного фронта (командующий Михаил Николаевич Тухачевский, выходец из обедневшего смоленского дворянства) от 2 июля 1920 г.: "Красные солдаты! Пробил час. Войска Красного Знамени и войска гниющего белого орла стоят перед смертельной схваткой. " 4 .


Белыми были даже немцы и поляки!

В большевистских материалах разного рода по отношению к своим главным противникам употреблялись наименования "белогвардейцы", "белогвардейщина", "белоказаки", а в бытовой среде - "белогады", "беляки". М.А. Булгаков назвал свой роман о событиях Гражданской войны на Украине "Белая гвардия". В политическом лексиконе большевиков присутствовали не только "русские белогвардейцы", но и "немецкие белогвардейцы", а также "белополяки" и "белофинны". Военно-революционный комиссариат района Великих Лук телеграфировал 28 марта 1918 г. в Петроград: ". Во всей полосе, прилегающей к демаркационной линии, крестьяне озлоблены грабежом немецких и русских белогвардейцев и их наемников, вооружаются и расправляются с грабителями круто" 5 .


Впрочем, сами участники антибольшевистской борьбы не очень любили называть себя во время Гражданской войны "белыми". Словосочетания "Белое дело", "Белое движение" получили распространение в их среде главным образом в эмиграции.

"Русская жизнь того периода (лето 1918 г.) являет разительную аномалию народной психологии, вытекавшую из недостаточно развитого политического и национального самосознания русского народа, - отмечал один из лидеров Белого движения Антон Иванович Деникин (1872-1947). - На огромном пространстве страны возник десяток правительств и десяток армий, отмеченных всеми цветами политического спектра, начиная с Красной и кончая Южной. Все они проводили мобилизации на занятых ими территориях. Во все шел народ - с превеликим нежеланием, оказывая пассивное, очень редко активное сопротивление, но все же шел и воевал, проявляя то высокую доблесть, то постыдное малодушие, бросал "побежденных" и переходил к "победителям" и менял красную кокарду на трехцветный угол и, наоборот, как будто это были украшения форменной одежды. " 6 .

У белых флаги были и зеленые, и желтые, и даже. красные.

Генерал-лейтенант К.В. Сахаров, воевавший в годы Гражданской войны в Сибири, так характеризовал политические настроения местного крестьянства: ". Нам, батюшка, все равно, что красный, что белый, никакой разницы!" Сначала это возмущало до глубины души, позднее сердило. Но, когда разъяснилось, и возмущение, и обида исчезли - только жалость осталась к ним, нашим серым русским крестьянам, и жалость к нам, русским белым войскам, и жалость к рядовым сермяжным красноармейцам. Белые воюют против красных, а красные против белых и воюют страшно, упорно, до смертного конца. А за что? Чего добиваются? Это-то крестьянской массе было и непонятно. За что воевали белые? За Россию? А разве красные не русские, не такие же там полки, батареи и сотни?" 7 .

Одним из символов Белого движения стал российский триколор. Воины Добровольческой армии носили на рукаве трехцветный (бело-сине-красный) шеврон[8]. На большевистском плакате адмирал А.В. Колчак изображен на троне в белом мундире с трехцветной перевязью и с трехцветным знаменем. Триколор стал восприниматься населением России как символ старого, царского режима. Вместе с тем у дроздовцев иной раз были и красные погоны, у марковцев- черные.

А мусульманские дружины Сибири, входившие с осени 1919 г. в армию Колчака, использовали зеленые знамена c золотистым исламским полумесяцем. В газете "Русское дело" 26 октября 1919 г. писали: "Поднимаются мусульманские дружины Зеленого знамени, одушевляемые теми же великими идеалами религии, государственности и национальности, которые светят нам на путях нашего возрождения. Зеленое знамя пророка поднято против красного флага большевиков, который всюду несет с собой разрушение права и государства, безрелигиозный нигилизм и разгром национальной культуры". Знамена зеленого цвета имелись и в мусульманских конных частях Красной Армии.

До весны - лета 1918 г. в большевистской печати политические противники советской власти нередко окрашивались в желтый цвет ("желтая пресса" и др.). Однако желто-черные монархические флаги не пользовались особой популярностью в Белом движении. Под таким флагом и лозунгом "За Веру, Царя и Отечество" выступала летом 1918 г. лишь так называемая Астраханская армия, за которой стояло германское командование. Ее вербовочный пункт одно время находился даже в Киеве.

Подчеркивая преемственность с идеями революционного февраля 1917 г., антибольшевистское самарское правительство (официальное название "Комитет членов Учредительного собрания", сокращенно - Комуч) уже 14 июня 1918 г. издало приказ № 19 о снабжении частей своей Народной армии красными знаменами с надписью "Вся власть народу - власть Учредительному собранию". Председатель Комитета членов Учредительного собрания, видный эсер Владимир Казимирович Вольский (1877-1937) считал красное знамя "символом борьбы всех угнетенных против большевиков и немцев" 9 . Однако в глазах населения оно прочно ассоциировалось уже только с большевиками и с их репрессивной политикой, поэтому некоторые люди даже возмущенно кричали: "Долой эту красную тряпку!"

Ношение погон и кокард старой армии народоармейцам первоначально запрещалось. Их опознавательными знаками одно время являлись георгиевская ленточка на фуражках и нарукавные повязки белого цвета. Но затем в Народной армии Комуча допустили и ношение погон, и российский триколор.


Черный цвет анархистской стихии

Черный цвет чаще всего ассоциировался с анархистами. "Все обездоленные и неимущие - братья! К нам - под черное знамя Анархии", - призывала 30 сентября 1917 г. Федерация анархистов-коммунистов г. Харькова. После октября 1917 г. анархисты, выступавшие с требованием третьей революции, стали создавать весной 1918 г. вооруженные отряды Черной гвардии. Однако 11-12 апреля 1918 г. отряды ВЧК провели операцию по разоружению и роспуску отрядов Черной гвардии в Москве. Один из деятелей анархистского движения Генрих Маркович Богацкий, являвшийся во время Октябрьского переворота 1917 г. членом Петроградского ВРК, протестуя против разгона отрядов Черной гвардии в Москве, выпустил в мае 1918 г. единственный номер газеты "Черное знамя" 10 .

Нестор Махно в 1917 г. возглавил группу Черная гвардия в родном селе Гуляй Поле Екатеринославской губернии. Анархисты из махновского движения, выдвигавшие лозунг "Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют!", как бы то ни было, воевали вместе с частями РККА против деникинцев в 1919 г., освобождали Екатеринослав, а осенью 1920 г. участвовали в разгроме Врангеля в Крыму. На анархистских черных знаменах можно было увидеть изображения черепа с костями 11 .


С черным цветом отождествлялись не только анархисты. Согласно передовой статье большевистской газеты "Правда" за 20 июля 1918 г., "из зеленых попугаев либерализма" кадеты "превратились в черных воронов монархической реставрации". На страницах советской печати времен Гражданской войны нередко встречались словосочетания "люди черного контрреволюционного дела", "черное воронье", "черное войско", "черная армия", "черная реставрация". В свою очередь, политические противники в конце 1917-1918 г. иногда сравнивали большевиков с "черной сотней", называя их "черно-красными", а иногда даже "голубой армией" (по аналогии с цветом царских жандармов).


"Зеленые" - сами по себе

Со времен Гражданской войны участников антиправительственного крестьянского движения традиционно именуют "зелеными", поскольку им приходилось часто скрываться в лесах.Эти стихийные массовые выступления крестьян были направлены как против белых, так и против красных. Статья под заглавием "Зеленая армия", подписанная инициалами Н.Т., появилась в "Правде" 13 мая 1919 г. Полковник (затем генерал-майор) Северного корпуса белых Станислав Никодимович Булак-Балахович (1883-1940) в 1919 г. призывал крестьян и красноармейцев:

"Оставляйте красный фронт и организуйте дезертирские и зеленые отряды". Однако сами анархисты именовали "зелеными" дезертиров, укрывавшихся в лесах от мобилизации в Красную или белые армии. Всероссийский повстанческий комитет революционных партизан, находившийся на подпольном положении в Москве, обращался в октябре 1919 г. с призывом: "Зеленоармейцы! Бросьте нейтральное поле, вступайте в ряды партизан для борьбы с красной и белой реакцией" 12 .


Вопреки прежним необъективным штампам, "зеленые", сражавшиеся и с красными, и с белыми, не были противниками социалистического выбора и не желали возвращения к прежним порядкам времен самодержавной власти. Их идеалом являлся народный демократический социализм, избавленный от большевистских перегибов и репрессий против трудового народа, а основным лозунгом - "За Советы без коммунистов!".

"Зеленый" террор был не менее жестоким, чем "белый" и "красный". Особым зверством отличались сибирские партизаны, натерпевшиеся как от колчаковцев, так и от бесчинств большевистских продотрядчиков. Антибольшевистские отряды крестьян Тюменской губернии, именовавшиеся Народной армией, действовали зимой-весной 1921 г. под знаменами разного цвета, с разной символикой и разными лозунгами: красным знаменем с черным крестом ("Мы боремся за хлеб. Не гноите его в амбарах"); черным знаменем ("С нами Бог и царь Михаил-II"); зеленым знаменем, символизировавшим зеленые поля ("Долой коммунизм"); российским триколором с пунцовыми цветами. Причем восставшие жестоко расправлялись не только с коммунистами, красноармейцами, советскими милиционерами, но и с представителями немногочисленной местной интеллигенции (учителями и учительницами, телеграфистками и т.д.) 13 .


И немного голубого.

В апреле 1920 г. из советского плена удалось бежать бывшему сотнику колчаковской армии Евгению Лукичу Мировицкому, решившему продолжить борьбу с большевиками и ставшему инициатором создания Голубой национальной армии Всероссийского Учредительного собрания. "Голубоармейцы", костяк которых составляли оренбургские казаки, действовали главным образом на территории Челябинской губернии, выступая за беспартийность, ликвидацию Красной Армии и немедленный созыв Учредительного собрания. Но в начале 1921 г. "Голубая армия" была разгромлена частями особого назначения (ЧОН), под руководством секретаря Челябинского губкома РКП(б) Р.И. Эйхе.


Военно-революционные бури 1917-1922 гг. являются трагической страницей нашей истории, под которой давно пора подвести черту, воздвигнув символический памятник примирения, скажем, у Графской пристани Севастополя, откуда отплывали в изгнание под напором Красной Армии остатки белой Добровольческой армии генерала П.Н. Врангеля. Сегодня российский триколор и Андреевский военно-морской флаг мирно уживаются с красным знаменем Вооруженных Сил России. И современные объективные историки, обогащенные знанием разноплановых источников, могут и должны показать политическое многоцветье сил, противоборствовавших в России в период Гражданской войны, не упрощая ситуацию и не сводя ее к борьбе только между Белой и Алой розами.

1. Посадский А. Гражданская война: новый взгляд // Исторические исследования в России - III. Пятнадцать лет спустя / Под ред. Г.А. Бордюгова. М.: АИРО- XXI, 2011. С. 212-223; Морозова О.М. Антропология гражданской войны. Ростов-на-Дону, 2012. С. 516-518.

2. Символическая политика. М., 2012; Душенко К.В. Красное и белое: из истории политического языка. Сб. статей. М., 2018. С. 9-90; Дьячков В.Л. Три цвета Гражданской войны // Гражданская война в российской истории: взгляд через столетие: материалы Всесоюзной научной конференции, г. Москва, МПГУ, 20 апреля 2018 г. М., 2018. С. 92-122.

3. Колоницкий Б.И. Символы власти и борьбы за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб., 2012.

4. Мельтюхов М.И. Советско-польские войны. М., 2004. С. 71.

5. Российский государственный военный архив. Ф. 3. Оп. 1. Д. 21. Л. 91-92.

6. Деникин А.И. Очерки русской смуты. СПб., 2010. Т. II. С. 294.

8. Черемухин В.В. К вопросу о национальном флаге: триколор в годы революции и гражданской войны // Власть и общество России: кризисы и пути взаимодействия. Конец - начало XXI в. Декабрьские научные чтения, посвященные 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына. 17 - 19 декабря 2018 г. М., 2019. С. 151-159.

9. Вестник Комуча. 1918. 19 июля.

10. Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2 тт. М., 1999. Т. 2. С. 61, 372, 374, 395.

13. Сибирская Вандея. 1920-1921. В 2 т. / Под ред. А.Н. Яковлева; сост. В.И. Шишкин. М., 2001. Т. 2. С. 643-687.

Разные стороны Белой борьбы не перестают интересовать современного русского человека. Для церковного человека эта тема имеет особое значение. Именно отношение к победившему в России коммунистическому режиму необратимо разделило Русскую Церковь в ХХ веке на две части: на тех, кто принял, признал этот режим, выразил ему свою лояльность, а затем вступил с ним в сотрудничество; и на тех, кто не принял его, не поддержал и вступил в борьбу с ним. Процесс этого разделения в Русской Церкви окончательно завершился в конце 20-х годов, после печально известной Декларации М. Сергия и его последующей церковной политики. Но начался этот процесс, несомненно, раньше, уже в период Гражданской войны. И здесь отношение к Белому Движению было решающим.

Можно выделить два аспекта Белой борьбы: нравственный и эсхатологический. Первый касается отношения каждого христианина и всего христианского общества к торжествующему злу и к борьбе с ним. Второй дает духовную оценку коммунистической революции в перспективе мiровой истории и христианского учения о конце мiра.

Отношение христианина к торжествующему злу

Действительно, вся философия Толстого гораздо ближе к буддизму или пантеизму, не знающему личного Творца и Промыслителя, не понимающему нравственной ответственности человеческой личности, а потому, в конечном счете, не разбирающему между добром и злом. Заповедь же Христа: не противься злому, - относится к терпению христианином обид и физического зла, направленных на него лично. Но эта заповедь не означает равнодушия христианина ко злу, особенно в духовно-нравственной области, не означают отказа от помощи ближним, терпящим насилие со стороны злодеев.

Правильное отношение христианина к торжествующему злу наглядно показывают нам двое святых, память которых совершается почти в самые дни большевицкого переворота. Это мученики: Арефа (24 октября) и Нестор (27 октября). Оба они именно сопротивлялись злу силой: Нестор в богатырском поединке, а Арефа – в организованном вооруженном сопротивлении иудейскому тирану-богоборцу. Вряд ли в этом можно видеть только случайное совпадение; скорее, это указание Промысла Божия, способное, если и не предотвратить само событие, то, по меньшей мере, разъяснить внимательным православным людям его смысл.

Напомним, что юноша-христианин Нестор возмутился духом, видя, как цирковой атлет Лий, любимец императора Максимиана, развлекал его, бросая с помоста христиан на копья для мучительной смерти. Решив пресечь поругание христианской веры и помочь своим братьям хотя бы ценою собственной жизни, св. Нестор, испросив благословения заключенного мученика Димитрия, вышел на поединок с палачом и сбросил на копья этого гордого мучителя. После этого он сам был предан смерти по приказу императора-гонителя. Подвиг св. Нестора состоял не только в исповедании веры, но и в физическом сопротивлении злу.

Еще более выразителен и созвучен Белой борьбе подвиг св. Арефы и дружины его, пострадавших в 523 г. в Омиритской стране (ныне это государство Йемен). В тех землях, населенных арабами-христианами и арабами-язычниками, а также иудеями, захватил власть путем переворота некий иудей Дунаан, устроивший кровавое гонение на христиан. Уцелевшие христиане бежали в город Награн, где градоначальником был св. Арефа, не признавший христоборной власти и организовавший вооруженное сопротивление ей. После долгой безуспешной осады города Дунаан через своих агентов склонил ослабевших христиан к сдаче, лукаво укоряя их, что они нарушают христианскую заповедь о подчинении любой власти, и обещая не трогать христиан в случае их капитуляции. Св. Арефа настаивал на продолжении войны, но, будучи со своими сторонниками в меньшинстве, не мог остановить сдачи города. После падения города он был приведен к Дунаану, где вновь исповедал свою непримиримость к его беззаконной власти. Он был казнен с несколькими тысячами христиан. Примечательно, что на мученичество своих сограждан св. Арефа смотрел, как на средство искупления своей вины за малодушную сдачу города. Те, которые хотели сохранить свою жизнь сдачей в плен, все равно приняли смерть, только не в бою, а от руки палача.

Вместе со св. мучеником Арефой в тот же день совершается память благоверного царя эфиопского Елезвоя (554 г). Про него из хроник византийских и арабских известно, что, получив известия о кровавых гонениях на христиан в Омирите, он предпринял трудную экспедицию через Красное море и пустыню на помощь братьям во Христе. Преодолев огромные трудности, он достиг места назначения, разгромил войска нечестивого Дунаана и освободил оставшихся в Омирите христиан. Позднее царь Елезвой принял монашество и скончался в трудах иноческих. Можно предположить, что святости он достиг в монашестве, но несомненно и то, что и современная ему, и последующая Церковь благословила его ратный подвиг по спасению христиан от смерти, и Сам Господь различными знамениями и чудесной помощью в решительные минуты борьбы благословил его меч, карающий злодеев.

Упомянем еще одну историческую подробность: и Арефа, и Елезвой по рождению принадлежали к монофизитским церквям, так как церкви и Эфиопии, и Аравии отвергли Четвертый Вселенский собор и Халкидонское исповедание. И, тем не менее, Православная Церковь включила этих святых в свои святцы. Почему так? Очевидно, потому что принадлежность к монофизитству была у них случайной; они не сами сделали выбор в пользу ереси, а родились и были воспитаны в своих национальных церквях. То, что зависело от них: сохранить веру и защитить ближних, - они исполнили. И в их подвиг верности органической частью вошло ратоборство с врагами Христа.

В наших святцах стоит и еще один святой, сопротивлявшийся злу силой, преп. Иоанн, епископ Готфский (VIII в), окормлявший паству в Тавриде (Крым). К тому времени полуостров попал под власть хазар, принявших иудейство, а потому притеснявших христиан. Преп. Иоанн в надежде на помощь Византии организовал народное восстание против хазар. Но императоры-иконоборцы не поддержали его, и оно было подавлено. Сам епископ Иоанн чудом уцелел от расправы. Несмотря на такой несвойственный архипастырю подвиг, как организация восстания, он причтен Церковью к лику исповедников.

В нашей Русской истории многочисленны примеры благословения иерархами Церкви вооруженной борьбы против иноверных гонителей Православия. Они всем известны: благословение преподобным Сергием Димитрия Донского, а патриархом Гермогеном ополчения князя Пожарского и т. д. Важным является то, что христианское сознание с самого начала рассматривало христианина, как борца и воина, противостоящего сатане и его служителям, прежде всего в духовной брани, но нередко и в чувственной. Древние апологеты христианства не отрицали воинской службы как таковой, а указывали на недопустимость для христианина участия в языческих жертвоприношениях и обрядах, обязательных в языческом войске. В 314 г, через год после Миланского эдикта большой собор западных епископов в г. Арле постановил отлучать от Церкви тех христиан, которые дезертируют из войск императора Константина, защищающего христианство против язычников. Таким образом, христианская Церковь с самого начала не поощряла дезертирства, никогда не проповедовала непротивления злу и пацифизма. Она благословляла на войну справедливую, имеющую четко осознанную цель – защиту веры и отечества, и только требовала, чтобы эта война велась по возможности наименее жестоко, с милосердием и великодушием к побежденным.

История гражданской войны и первых лет большевицких гонений на Церковь донесла до нас много героических подвигов духовенства. Священник, отпевавший белых воинов или служивший для них молебны, был первым кандидатом на расправу со стороны красных. И сотни иереев пострадали именно за то, что исполняли свой долг в нечеловеческих условиях, когда каждая треба являлась подвигом, ибо была связана со смертельной опасностью. Например, иерей Иоанн Карпухин, причастивший перед смертью группу офицеров, в том числе и печально известного генерала Н. В. Рузского, был закопан вместе с ними живым (в Пятигорске, в сентябре 1918 г). Подобных случаев было особенно много в районах боев гражданской войны. Именно эти районы дали наибольшее количество новомучеников Российских первых послереволюционных лет.

Это показывает, что православие, заключенное только в догматы, обряды, храмовое богослужение, поставившее последней целью собственное выживание, при чем ценой любых нравственных компромиссов, - уже не является подлинным Православием. Без подвига за правду Божию, без самоотверженного стояния против врагов веры, без нравственной нагруженности христианской жизни – нет настоящего Православия, того, которое ветхих людей делает новыми и дарует им жизнь вечную. Религия душевного комфорта и житейского благополучия, религия нравственного минимализма – не есть Православие. Эти вопросы остро встали перед русскими людьми уже в годы гражданской войны, когда перед ними открылся выбор между Белым и красным путями.

Для участников Белого движения, независимо от степени их личного воцерковления, самый нравственный выбор в сторону попираемой правды, в сторону поругаемой веры в условиях отсутствия надежды на успех, - был подвигом, имеющим религиозное значение. Этот подвиг ставил их в ряды защитников Божиего дела против воинства сатаны.

И если мы с пониманием и сочувствием относимся к этому поступку Государя Императора, учитываем изощренную ложь и психологическое давление, которому он подвергался, знаем, каких душевных страданий ему это стоило, то давайте с той же меркой подходить и к военным. Среди них явных предателей все-таки было абсолютное меньшинство, а большинство составляли верные служители престола и отечества, доказавшие свою верность 20-40 летней службой, многими ранами и трудами. Для очень многих из них отречение Государя было личной трагедией, жизненной катастрофой, а признание Временного правительства стоило многих душевных мук. И если бы правящая династия в лице всех великих князей не отреклась бы от престола, очень многие военные готовы были бы действовать в пользу монархии.

3. Выбор между Белым и Красным путями.

Если мы будем понимать под народом не поголовное большинство людей данного поколения, а все, бывшие в истории поколения, то увидим, что лучшие представители русского народа были собраны именно в Белом движении, которое сохраняло духовное и идейное преемство с предыдущими поколениями, хранило их идеалы и традиции. Как уже отмечалось, испытание революцией было, прежде всего, религиозно-нравственным и потому разделило на два лагеря почти все сословия. И в высших классах, даже в генералитете, немало людей пошло служить большевикам, и в низших сословиях, среди рабочих и крестьян многие отозвались на призыв белых и пришли к ним. Именно Белое движение завершало собственно русскую историю и вписало в нее последние славные страницы. А противники Белого движения, повязанные на кровавом грехе революции, на признании лжеучения коммунизма и на поклонении его вождям, отпали от своего исторического православного русского народа, дав начало новому народу – советскому. Только пересмотр своего мiровоззрения, разрыв с советским идейным наследием и покаяние за соучастие в советчине может открыть пост-советскому человеку возможность стать полноценным русским человеком, вновь привиться к многовековому древу русского народа.

4. Позиция Русской Церкви в годы гражданской войны.

Есть мнение, что группа патриарха Тихона заняла позицию нейтралитета в гражданской войне в уверенности, что вмешательство Церкви ничего не даст и ничего не изменит. Об этом можно было заключить потому, что русское общество к началу революции было сильно расцерковленным, для большинства населения голос Церкви не имел большого значения. Профессор Г.П. Федотов приводил данные, собранные им к 1925 г: более или менее регулярно посещали тогда Церковь 25% городского населения и 15% сельского. Конечно, к 1918 г этот показатель был больше, т.к. гражданская война унесла более 15 миллионов жизней, несколько миллионов унес голод 1921-22 гг., и еще несколько миллионов человек ушло за границу. И, тем не менее, остается фактом, что сознательные чада Православной Церкви к началу революции составляли менее половины населения. Для большинства авторитетом были политические главари, а не церковные иерархи. И рядовое духовенство, как и в предреволюционные годы, вело себя в основной массе крайне пассивно. Среди активного духовенства большую часть составляли люди левых или националистических (напр. на Украине) взглядов. В большинстве русских деревень перед революцией священник давно не был духовным вождем и авторитетом. Это не было связано с порочностью или безнравственностью большинства русского духовенства (в отличие от нынешнего духовенства МП), но именно с пассивностью иереев, с их пастырской бездеятельностью и с расцерковлением народа. Будь ситуация иной, сам февральский переворот не вызвал бы в стране столько радости и не было бы такого страшного послефевральского распада России.

Несколько в иной атмосфере находилась Церковь на территории Вооруженных сил Юга России. Генерал Деникин не ставил религиозных лозунгов во главу угла, хотя и не отказывался от них. Он постоянно подчеркивал роль Церкви в деле освобождения России от большевиков. В сентябре 1919 г правительством генерала Деникина была принята декларация, в которой Православная Церковь была признана главенствующей и охраняемой государством и при этом свободной и независимой во внутреннем самоуправлении – в соответствии с решениями Собора 1917-18 гг. Генерал Деникин явился организатором Ставропольского Собора южнорусского духовенства (май 1919 г) и выступил на нем с большой речью, призвав священнослужителей отдать все силы духовные на борьбу с большевиками. В Соборе участвовало 11 иерархов и 56 делегатов от епархий. Ставропольский Собор принял воззвание к всероссийской пастве в поддержку Белого движения. По его решению был проведен ряд больших многодневных крестных ходов, из которых самый большой прошел весной-летом 1919 г почти по всем Кубанским станицам. Во время крестных ходов служились молебны о победе белых воинов, панихиды по убиенным и читались проповеди о сущности коммунизма и о борьбе с ним. При содействии генерала Деникина был освобожден из польского плена в августе 1919 г митрополит Антоний Киевский, возглавивший церковное управление на Юге России и активно поддержавший Белое движение.

Церковные деятели из Белого стана сказали народу о революции все самое главное. Поэтому грех лежит на тех, кто их не слушал. Этот грех соучастия в богоборной революции народу пришлось искупать многими страданиями и скорбями. Справедливо выражение, что Белое движение спасло честь России, показав, что не вся Россия и не добровольно попала под власть богоборцев. Аналогично можно сказать, что Белая Церковь (участвовавшая в гражданской войне на стороне белых), спасла честь Русской Церкви; нашлись в ней силы и вожди, способные быть совестью народа, его духовными наставниками. И как верно то, что, не отвергнув и не преодолев коммунистического наследия, нельзя добиться подлинного возрождения России, так верно и то, что, не вернувшись к духовному наследию Белой Церкви, нельзя добиться подлинного церковного возрождения.

Читайте также: