Пособие по уходу за ребенком до 3 лет облагается ли страховыми взносами

Обновлено: 02.07.2024

Сейчас лица, осуществляющим уход за ребенком, получают пособие до достижения ребенком возраста полутора лет. До достижения ребенком трех лет выплачивается ежемесячная компенсация в размере 50 рублей. Рассказываем, что изменится в детских пособиях с 2020 года.

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет

Пособие выплачивается матери, отцу, другим родственникам или опекунам, которые фактически ухаживают за ребенком и находятся в соответствующем отпуске. Если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия предоставляется одному из них.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется даже в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком. Сейчас Минтруд предлагает ужесточить условия выплаты пособия по уходу за ребенком в случаях, когда получатель продолжает работать. С точки зрения ведомства, осуществление трудовой деятельности несовместимо с полноценным уходом за ребенком. При этом существующий порядок позволяет физлицам незаконно обогащаться, получая одновременно и зарплату, и пособие. В связи с этим Минтруд предлагает установить правило, согласно которому, если будет установлено, что уход за ребенком осуществляет иное лицо, право работника на ежемесячное пособие прекращается.

Величина пособия по уходу за ребенком составляет 40% среднего заработка лица, осуществляющего уход за ребенком, но не более 26 152 руб. 27 коп. При уходе за двумя и более детьми размер пособия суммируется. Но в любом случае пособие не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица. Минимальный размер пособия не может быть менее 1 500 рублей при уходе за первым ребенком и менее 3 000 рублей при уходе за вторым и последующими детьми (ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Сейчас на рассмотрении Госдумы находится пакет законопроектов, предлагающих в числе прочего увеличение срока выплаты пособий по уходу за ребенком. Поправки предлагают продлить срок выплаты пособия по уходу за ребенком с полутора до трех лет.Кроме того, предлагается распространить указанные выплаты на родителей, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и вузах, а также на неработающих женщин, которые до обращения за пособием трудились хотя бы в течение одного года из двух предшествующих декрету.

По общему правилу, пособия по уходу за ребенком выплачиваются работодателями, но за счет средств ФСС. То есть выплаченные пособия работодатель вправе возместить за счет ФСС или зачесть их в счет уплаты страховых взносов на социальное страхование. Платить пособия из собственных средств работодатели не обязаны (ст. 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Ежемесячная компенсация на детей до 3 лет

Сейчас, кроме пособия, лицам, осуществляющим уход за ребенком, выплачивается еще и ежемесячная денежная компенсация в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.1994 №1110.

Эту компенсацию работодатели выплачивают за счет собственных средств (постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1206). Причем ФСС не возмещает работодателям затраты на выплату этих компенсаций.

Размер компенсации составляет 50 рублей. Компенсация выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

С 1 января 2020 года эти ежемесячные выплаты отменяются (указ Президента РФ от 25.11.2019 № 570). При этом если данные выплаты были назначены ранее 1 января 2020 года, их будут выплачивать до окончания установленных периодов. То есть до достижения ребенком 3 лет.

Также выплаты получат и граждане, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, родившемся до 1 января 2020 года, и имеют право на данную компенсацию.

Ежемесячные выплаты на детей до полутора лет

Выплаты устанавливаются в отношении детей, рожденных (усыновленных) начиная с 01.01.2018 года. Причем речь идет именно о первом и втором ребенке. На третьего ребенка и последующих детей выплаты не назначаются.

64e3faa11073b3e9f2c05de4f9ab1912.jpg

Дополнительные выплаты на детей до 3 лет с 2020 года

Одновременно изменяются условия получения данных выплат. С 2020 года рассчитывать на получение выплат смогут семьи, чей среднедушевой доход не превышает 2-кратный размер регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения. Напомним, в 2019 году выплаты полагаются семьям со среднедушевым доходом не выше 1,5-кратного размера регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Семьи, чей доход превысит 2-кратный размер регионального прожиточного минимума, не смогут получить выплату. По достижении ребенком возраста полутора лет пособие по уходу за ребенком также перестанет выплачиваться.

Как и в 2019 году, при расчете среднедушевого дохода будут учитываться следующие доходы семьи:

  • зарплаты, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
  • вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги по договорам ГПХ;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;
  • компенсации, выплачиваемые за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
  • денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов. Среднедушевой доход рассчитывается исходя из совокупного дохода семьи за последние 12 месяцев путем деления 1/12 суммы доходов на число членов семьи.

Рассчитывать на выплату можно будет только в том случае, если полученное значение будет меньше или равно 2-кратному региональному прожиточному минимуму для трудоспособного населения. Для расчетов применяются показатели прожиточного минимума за II квартал года, предшествующего году обращения за выплатой.

К примеру, если в регионе прожиточный минимум за II квартал 2019 года для трудоспособного населения составил 12 130 рублей, а для детей – 11 004 рубля, то в 2020 году в этом регионе выплата за ребенка составит 11 004 рубля. Получать выплаты смогут семьи, у которых размер ежемесячного дохода не превышает 24 260 рублей.

Кстати, по информации Минтруда, в 2020 году средний размер ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка вырастет на 7,1% и составит в среднем по России 12 000 рублей. В 2019 году этот показатель равен 11 200 рублей.

С нового года заявление о назначении указанной выплаты нужно будет подавать ежегодно. То есть первоначально – до достижения ребенком возраста 1 года, второй раз – до достижения им возраста 2 лет и, наконец, до достижения ребенком возраста 3 лет.

Выплаты социального характера персоналу и страховые взносы

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности в рамках трудовых отношений. Кроме того, работникам учреждений осуществляются различные выплаты социального характера. Нужно ли их облагать страховыми взносами? Давайте разбираться.

Какие выплаты относятся к социальным?

– компенсация, выплачиваемая работникам за проезд к месту работы и обратно;

– разовые премии работникам за участие в конкурсах профессионального мастерства, премии в связи с праздничными и юбилейными датами;

– дотации работникам на питание;

– компенсация работникам стоимости путевок;

– возмещение работникам стоимости лечения и медикаментов, платы за детей в дошкольных учреждениях и т. д.

Основные признаки социальных выплат сформулировал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012:

– выплаты социального характера осуществляются на основании коллективного договора;

– не являются стимулирующими;

– не зависят от квалификации работников;

– не зависят от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы;

– не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).

Соответственно, все виды выплат, которые обладают пеерчисленными признаками, относятся к социальным.

Минфин об обложении социальных выплат страховыми взносами

Плательщикам страховых взносов важно знать, облагаются ли страховыми взносами социальные выплаты работникам или нет?

Представители финансового ведомства давно и последовательно придерживаются мнения о том, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке. Чиновники основываются на следующем.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

Статьей 422 НК РФ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

И если в данной норме прямо не указаны те виды социальных выплат, которые осуществляет работодатель, то они облагаются страховыми взносами (см. таблицу).

Реквизиты письма Минфина

Виды социальных выплат, которые, по мнению Минфина, облагаются страховыми взносами

От 21.03.2017 № 03-15-06/16239

  1. Дополнительное пособие по уходу за ребенком до трех лет.
  2. Оплата дополнительного дородового отпуска.
  3. Компенсация работникам стоимости путевок.
  4. Компенсация за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы.
  5. Оплата выходных дней за участие в добровольной народной дружине.
  6. Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.
  7. Возмещение работникам стоимости медикаментов, оплаты стоимости лечения работников

От 23.04.2019 № 03-15-06/29511

  1. Компенсация стоимости путевок.
  2. Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.
  3. Возмещение стоимости лечения и медикаментов

От 14.12.2020 № 03-15-06/109203

  1. Единовременная премия при выходе на пенсию.
  2. Единовременное поощрение в связи с праздничными и юбилейными датами.
  3. Возмещение платы за детей в дошкольных учреждениях.
  4. Единовременное вознаграждение при поступлении на работу работникам в возрасте до 35 лет.
  5. Частичная компенсация работникам стоимости путевок.
  6. Оплата питания донорам в дни сдачи крови.
  7. Доплата работнику, осуществляемая за время декретного отпуска его супруги.
  8. Ежемесячное дополнительное пособие по уходу за ребенком до трех лет

От 15.02.2021 № 03-15-06/10032

  1. Дотации на питание работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также работникам, занятым в многосменном режиме работы, в дни фактической занятости на работе.
  2. Компенсация работникам за проезд к месту работы и обратно.
  3. Разовые премии за участие в конкурсах профессионального мастерства.
  4. Премии в связи с праздничными и юбилейными датами

Из приведенных разъяснений Минфина следует, что не облагаются только те выплаты, которые прямо указаны в ст. 422 НК РФ. Все остальные выплаты, и социальные в том числе, облагаются страховыми взносами. Никакому расширительному толкованию перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, не подлежит.

Данный подход представители финансового ведомства демонстрируют с 2017 года, когда порядок уплаты страховых взносов стал регулироваться нормами НК РФ. До этого их коллеги из Минтруда придерживались аналогичных взглядов относительно обложения страховыми взносами социальных выплат. Еще в Письме Минтруда РФ от 08.10.2014 № 17-3/В-473 было сказано, что перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ [1] , является исчерпывающим. В данной статье не поименованы выплаты в виде:

– ежемесячного пособия работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

– компенсации стоимости санаторно-курортных путевок;

– компенсации расходов работника на оплату стоимости проезда ребенка-инвалида и сопровождающего его лица (работника) к месту оздоровления или лечения и обратно;

– компенсации проезда работнику в ближайший территориальный центр профпатологии для установления диагноза профзаболевания.

Следовательно, перечисленные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке как выплаты, осуществляемые в рамках трудовых отношений.

Судьи об обложении социальных выплат страховыми взносами

Плательщики страховых взносов, не соглашаясь с позицией контролирующих органов в лице Минфина и ФНС, оспаривают доначисления страховых взносов, штрафов и пеней по налоговым проверкам и обращаются в суды. Интересно, что арбитры, основываясь все на тех же нормах НК РФ, приходят к прямо противоположному мнению. Рассмотрим конкретные решения.

Постановление АС ПО от 24.11.2020 № Ф06-67251/2020

по делу № А12-47264/2019

Организация в расчете по страховым взносам за I квартал 2019 годы указала выплаты в пользу физических лиц, не подлежащие обложению страховыми взносами, в числе которых была частичная компенсация расходов за содержание в дошкольном учреждении детей работников в сумме около 74 000 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговая инспекция пришла к выводу о занижении обществом базы для начисления страховых взносов в I квартале 2019 года на указанную сумму и доначислила страховые взносы и пени.

Организация не согласилась с налоговиками и обратилась в суд. Все три судебные инстанции поддержали плательщика страховых взносов.

Судьи, проанализировав положения ст. 15, 16, 129 ТК РФ, признали, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда. В проверяемом периоде в соответствии с коллективным договором организация компенсировала работникам расходы за содержание детей в дошкольном учреждении. При этом в материалы дела не было представлено доказательств того, что названные выплаты являлись оплатой труда работников, зависели от их трудового вклада, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, трудового стажа.

Суд отметил, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12).

При этом выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не считаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), поэтому не выступают объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Суды, учитывая данные факты, пришли к обоснованному выводу, что выплаты, связанные с компенсацией за содержание в дошкольном учреждении детей работников, являются выплатами социального характера, не считаются доходами, полученными в рамках трудовых отношений с данным работодателем, не подлежат учету при определении облагаемой базы для начисления страховых взносов, поэтому основания для включения компенсации расходов за содержание в дошкольном учреждении детей в базу для начисления страховых взносов отсутствуют.

К аналогичному выводу пришел суд и в Постановлении АС ПО от 20.11.2020 по делу № А12-3728/2020, в котором в качестве социальных выплат признал в том числе компенсацию стоимости путевки на оздоровительный отдых семьи работника, также не подлежащую обложению страховыми взносами.

Постановление АС ВСО от 26.01.2021 № Ф02-5844/2020

по делу № А19-6508/2020

Как и в предыдущем случае, по результатам камеральной налоговой проверки представленного организацией расчета по страховым взносам за I квартал 2019 года налоговый орган обнаружил факт занижения обществом базы для начисления страховых взносов на суммы дотации на питание, выплаченной работникам общества, в размере 1,7 млн руб. Организации были доначислены страховые взносы. Не согласившись с таким решением, она обратилась в суд, при этом досудебный порядок урегулирования спора был соблюден.

По мнению налогового органа, оплата питания работников является инициативой работодателя, а не компенсационной выплатой, установленной законодательством РФ, субъектом РФ, решением представительных органов местного самоуправления. Пределы норм спорных выплат законодательно не регулируются. Поскольку спорные выплаты осуществлялись обществом на основании локальных нормативных актов, они подлежали обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 16.05.2018 № БС-4-11/9257, от 12.04.2018 № 03-15-06/24316, от 13.03.2018 № 03-15-06/15287, от 14.09.2018 № 03-04-05/66019).

Суды применили положения ст. 8, 18.1, 420, 422 НК РФ, ст. 5, 15, 56, 129, 164, 165 169 ТК РФ а также правовую позицию Президиума ВАС РФ, приведенную в Постановлении от 14.05.2013 № 17744/12, и пришли к выводу, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и не обладают признаками заработной платы в смысле ст. 129 ТК РФ.

Компенсациями в силу ст. 164 ТК РФ являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Исходя из данных норм права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, судьи решили: организация производила спорные выплаты и дотации на питание работников за счет собственных средств на основании коллективного договора.

Установив, что указанные выплаты не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, арбитры пришли к обоснованным выводам, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Отметим также, что, по мнению суда, ссылки налогового органа на письма Минфина не могут служить основанием для удовлетворения жалобы, поскольку указанные письма нормативными правовыми актами не являются.

Аналогичное решение было вынесено и в Постановлении АС ВСО от 02.11.2020 по делу № А19-29229/2019: выплаты на питание не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Постановление АС СЗО от 15.03.2021 № Ф07-521/2021

по делу № А56-68702/2020

Основанием для принятия спорного решения налоговым органом в этом деле послужили выводы о том, что за девять месяцев 2019 года база для исчисления страховых взносов была занижена плательщиком на сумму денежной компенсации на организацию отдыха работникам государственных учреждений. Данное обстоятельство, по мнению налоговиков, повлекло занижение суммы страховых взносов.

В соответствии с п. 6 ст. 45 Социального кодекса Санкт-Петербурга в отношении работников государственных учреждений предусмотрена следующая дополнительная мера социальной поддержки: денежная компенсация затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в пять лет за счет средств бюджета Санкт-Петербурга – педагогическим работникам государственных образовательных учреждений и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные образовательные учреждения, специалистам, осуществляющим подготовку спортивного резерва для спортивных сборных команд Санкт-Петербурга в государственных учреждениях спортивной подготовки, профессиональных образовательных учреждениях, и медицинским работникам, основным местом работы которых являются государственные учреждения спортивной подготовки, профессиональные образовательные учреждения.

В рассматриваемом случае, удовлетворяя заявление учреждения, судебные инстанции указали, что выплаты работникам были произведены не в рамках трудовых отношений, а в соответствии с Социальным кодексом Санкт-Петербурга и являются мерой социальной поддержки. Это свидетельствует о том, что на указанные выплаты не должны начисляться страховые взносы по правилам гл. 34 НК РФ.

Судьи также обратили внимание на то, что учреждение, перечисляющее работнику спорные выплаты, выступает в данных отношениях не работодателем, производящим выплаты в рамках трудовых отношений, а администратором в рамках расчетных отношений между бюджетом Санкт-Петербурга и работником.

Поскольку в спорных выплатах учреждения отсутствовал элемент трудовых отношений, арбитры пришли к обоснованному выводу, что данные выплаты не образуют налоговую базу для начисления страховых взносов по правилам ст. 420 НК РФ, и правомерно удовлетворили заявление учреждения.

Вывод о том, что суммы предоставленных работникам и их детям в возрасте до 15 лет льготных путевок санаторно-курортного лечения являются социальными выплатами и не облагаются страховыми взносами, был сделан также в постановлениях АС ВСО от 09.12.2020 № Ф02-6381/2020 по делу № А33-4184/2020, от 31.08.2020 № Ф02-3477/2020 по делу № А19-29685/2019.

В настоящее время под социальными выплатами понимаются выплаты работникам учреждения, которые производятся на основании коллективного договора, при этом не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, а также от сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и не являются оплатой труда работников.

Представители Минфина и ФНС считаются, что все виды социальных выплат облагаются страховыми взносами в общем порядке.

Однако судьи думают иначе и выносят решения по спорным выплатам социального характера в пользу плательщиков страховых взносов. Отметим, что суды придерживались такого же мнения и в отношении страховых взносов, когда их уплата регулировалась Федеральным законом № 212-ФЗ (до 01.01.2017).

В судебных решениях указывается, что правовые позиции судей относительно социальных выплат, сформированные исходя из толкования действовавшего прежде Федерального закона № 212-ФЗ, актуальны и сегодня, поскольку с изменением нормативного регулирования объект обложения страховыми взносами не изменился.

Читайте также: