Пособие обучающее логика шашек как мыслить чтобы создать комбинацию

Обновлено: 30.06.2024

ВложениеРазмер
Методическое пособие "Чудесные Шашки" 43.26 КБ

Предварительный просмотр:

с приоритетным осуществлением деятельности

Ачинск, 2015 год

Ачинск, 2014 – 22 стр.

1 Организация занятий по шашкам 8

2 Основные формы и средства обучения 9

3 Тематический план содержания занятий 10

Используемая литература 19

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра . По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность , ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления , а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому, у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение, как о весьма легкой и простой.

В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки.

В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.

Цель: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанника.

  • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
  • развитие стремления детей к самостоятельности;
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
  • обогащение детской фантазии, восхищение увлекательной игрой.
  • осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс.

Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая значимость опыта работы заключается в возможности совершенствования развитии логико-математического ума дошкольников в век технического образования и их подготовки к школе. Так же раннее выявление потенциальных возможностей и индивидуальных способностей ребенка и целенаправленное их развитие и обучение.

Логическое развитие детей в возрасте 6-7 лет……………………………………………………5

Методика обучения по русским шашкам детей дошкольного возраста ------------------------- ----7

Список использованной литературы……………………………………………………………20

Вводная часть.

Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивать память. Шашки – это средство умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяют обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяют снизить уровень стресса, благотворно влияет как процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Актуальность . интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире.. данная игра вырабатывает объективность мышления, очень хорошо помогает развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет.
наиболее перспективным путем развития логического мышления у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является использование синкретического вида деятельности, сочетающего элементы спорта, науки и искусства и в виду этого обладающего неисчерпаемым потенциалом развития широкого спектра важных личностных качеств. все это обусловило выбор опыта работы.

Проблематика.
Проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание.
отсутствие методической литературы и методики обучения дошкольников по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных учреждений в данном направлении.

проблема воспитания, посредством игры в шашки существует давно, хотя в целом, она до сих пор полностью не исследована.

теоретическим и практическим аспектам обучения детей игре в шашки уделяют внимание Куличихин А. И, Вирный А. Я, Герцензон Б. М, Звирбулис В.А. взгляды выше перечисленных специалистов обращены на обучение игре в шашки детей дошкольного возраста

Практическая значимость опыта работы заключается в возможности совершенствования развитии логико-математического ума дошкольников в век технического образования и их подготовки к школе. Так же раннее выявление потенциальных возможностей и индивидуальных способностей ребенка и целенаправленное их развитие и обучение.

1.1 Из истории.

Пётр 1 поощрял это развлечение и ввёл его в программу увеселительных мероприятий- ассамблей. Петербургский сановник, очередь которого подошла устраивать у себя ассамблею. Должен был помимо всего прочего выделить особую комнату для игры в шашки. Увлекались ими А.В.Суворов, Г.Р.Державин, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. В романе №Война и мир Л.Н.Толстой сравнивает стратегию военного искусства со стратегией шашечной игры.

Первый чемпионат по шашкам в Якутии состоялось в Якутске в 1936 г. Рассказывает участник Афанасий Иннокентьевич Потапов. Раньше никто и на задумывался о теории. В первом чемпионате я не добился высоких результатов но многому учился. Если в 40 лет мы узнавали и изучали шашки, а 40 лет заслуживали мастер спорта. Мы очень отставали в плане развития шашки.

1954 -1955 годах в республиканских чемпионатах участники люди в возрасте. Из них Ф.Л. Кондаков, А.И.Потапов, В.И. Михайлов, Г.М. Васильев и другие. Если они в Якутии были чемпионами, то в последующие годы вдруг молодежь стало появляться в чемпионатах. И с этих времен наши старики радовались новым поколеньям шашистов. А мы гордимся нашими предками и учителями.

В наше время из 9-ти призовых мест Чемпионата Европы 3 заняли представители якутской шашечной школы – гроссмейстеры Гаврил Колесов, Николай Стручков и Николай Гуляев. Самую престижную награду турнира – золотую медаль классической программы – завоевал Николай Стручков. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра шашки пришло в наши дни с древних времен. На сегодняшний день это игра стала одним из видов спорта.

1.2 Логическое развитие детей в возрасте 6-7 лет

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.

Цель: раннее приобщение дошкольников к интеллектуальным, позиционным играм, развитие логического мышления, развитие интеллекта, творческих способностей детей.

Формирование навыков игры в шашки;

Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, логики);

Раннее выявление потенциальных возможностей и индивидуальных способностей ребенка и целенаправленное их развитие, расширение кругозора;

Подготовка детей к последующему обучению по углубленным программам.

Популяризация и пропаганда русских шашек среди детей;

Овладение детьми техники игры в процессе соревнований.

Практическая значимость проекта заключается в возможности распространении передового опыта, совершенствовании технологии подготовки дошкольников к русским шашкам и раннего выявления их индивидуальных способностей.

Участие воспитанников на улусных, республиканских соревнованиях.

Систематические занятия в кружках плодотворно влияют на развитие индивидуальных способностей детей и способствуют их поступлению в политехнические лицеи, гимназии, в классы с обучением по углубленным программам, в спортивную школу.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для реализации данного курса обучения учащиеся и педагог обеспечиваются следующим оборудованием:

мебель для занятий (парты, стулья, классная доска),

комплекты шашек с досками,

демонстрационная доска с магнитными шашками.

Педагог обеспечивается необходимыми методическими и учебными пособиями по каждой из тем теоретической части учебно-тематического плана (смотри список литературы).

Для работы по практической части учебно-тематического плана учащиеся обеспечиваются бланками, протоколами, таблицами, схемами и т.п., а также комплектом картотек практических заданий по всем теоретическим темам учебно-тематического плана, соответствующим годам обучения.

Актуальность исследования. Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире. Этим старинным, подлинно народным играм посвящают свой досуг миллионы людей, различных возрастов и профессий. Данная игра вырабатывает объективность мышления, очень хорошо помогает развивать логику мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет. Игра в шашки формирует характер, усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные и самостоятельные способы решения в игре, делать сознательный выбор. Проблема воспитания, посредством игры в шашки существует давно, хотя в целом, она до сих пор полностью не исследована Теоретическим и практическим аспектам обучения детей игре в шашки уделяют внимание Куличихин А. И, Вирный А. Я, Герцензон Б. М, Звирбулис В.А. Взгляды выше перечисленных специалистов обращены на обучение игре в шашки детей школьного возраста. Однако проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития логического мышления у детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание. Отсутствие методической литературы по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных учреждений в данном направлении. Наиболее перспективным путем развития логического мышления у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является использование синкретического вида деятельности, сочетающего элементы спорта, науки и искусства и в виду этого обладающего неисчерпаемым потенциалом развития широкого спектра важных личностных качеств. Все это обусловило выбор данного исследования.

К концу обучении должны знать:

Шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, ничья, пат.

К концу обучения дети должны уметь:

Ориентироваться на шашечной доске;

Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил.

Правильно располагать доску между партнерами;

Правильно располагать фигуры перед игрой;

Решать простые шашечные задачи.

Тематическое планирование на первый год обучения.

Шашки - удивительная игра.

Шашки в горном улусе.

Наши мастера, и юные шашисты.

Вот и сказка сказывается …

Мир шашек. Познакомить с понятием шашки.

Шашечная доска и шашки. Расстановка шашек. Ознакомление с шашечной доской. Вертикаль (1,2,3,4,5,6,7,8) и горизонталь a, b(бэ), с(цэ),d (дэ), e,f (эф), g (жэ), h(аш).латинский алфавит

Гимнастика стоя: мы когда лежим и спим наши тела горизонталь, а когда стоим мы вертикаль, а когда с горы катимся мы становимся диагональ.

У каждого поля есть Имя и Фамилия имя это буквы, ( вертикали), а фамилия это цифры.(горизонтали)

Диагональ, тройник, Косяк, двойник.

Познакомить с понятиями: Ходы шашек. Тихий ход. Ударный ход. Виды боя (взятие)

Основы шашечной игры: сила флангов

Познакомить с шашечным понятием фланг. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов.

Познакомить с шашечным понятием центр. Восемь полей: с3, с5, d4, d6, e3, e5, f4, f6 считаются центральными, но собственно центром являются c5, d4, e5, f4 шашки, расположенные на этих полях называются центральными шашками. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о доске.

Как ходят шашки

Познакомить с правилами: шашка ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашками запрещено! Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижной фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Правила хорошие должны знать все

Познакомить с основными правилами: если шашка соперника стоит вплотную к Вашей шашке (на соседнем по диагонали поле), а за ней есть свободное место, то Вы обязаны срубить шашку соперника, если Ваш ход. Срубленная шашка убирается с доски после завершения хода. Ходить назад нельзя, а рубить нужно. Практическое закрепление на выполнение ходов пешками.

Упражнение на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Познакомить с правилами поведения во время игры:

Правило 1: Перед началом игры соперники пожимают друг другу руки – желают хорошей игры и победы. После игры (как бы она не закончилась) вновь пожимаю руки, благодаря друг другу за честную игру, а проигравший еще поздравляет соперника с победой.

Этот спортивный ритуал дисциплинирует участников и настраивает их на серьезную игру!

Правило 2. Взялся – ходи!

Правило 4. Если у Вас возникла одна из ситуаций, описанных в главе 4, и требует помощи судьи или помощника судьи чтобы посчитать количество ходов для признания партии закончившейся вничью, можете поднять руку или просто позвать судью.

Правило 5. Во время игры нельзя разговаривать с соперником или с соседями.

Упражнения решения элементарных комбинаций

Работа с диаграммами. Игра сдавайся. Упражнение на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Работа с диаграммами. Игра сдавайся. Упражнение на выполнение ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практическое закрепление материала

Подготовка к улусным соревнованиям между МБДОУ

Практическое закрепление материала

Подведение итогов года. Соревнование между игроками. В детском саду, шашечные встречи, шашечные досуги, шашечные турниры.

Диагностика сформированности умение детей играть в шашки.

(Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. обучение детей игре в шашки. Справочник старшего воспитателя №8 август 2011 г.)

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умение детей играть в шашки предусматривает вопросы к детям наблюдение за его игрой с педагогом сверстниками а так же беседы с родителями о том как дошкольник играет в шашки дома диагностическая карта сформированности умение старших дошкольников играть в шашки.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интеллектуальная игра в шашки является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей республике, стране и в мире. Этим старинным, подлинно народным играм посвящают свой досуг миллионы людей, различных возрастов и профессий.

Существует противоречие в современной дошкольной образовании, что в соответствии с Федеральном государственном образовательном стандартом дошкольного образования ребенок должен обладать интеллектуальными способностями. Исходя из этого можно сказать, что игра в шашки является очень мощным инструментом гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.

Игра в шашки имеет большое развивающее значение - вырабатывает объективность мышления, помогает развивать логику, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер, усидчивость, способность предвидеть и находить нестандартные и самостоятельные способы решения в игре, делать сознательный выбор.

Исходя из цели, нами поставлены задачи:

Подобрать диагностику логического мышления для детей старшего дошкольного возраста;

Разработать план кружковой работы по обучению дошкольников шашкам;

Составить методические рекомендации для педагогов дошкольных организаций по организации обучения дошкольников шашкам;

Методологическая основа проблемы воспитания детей посредством игры в шашки определяется работами Вирного А. Я., Герцензон Б. М., Звирбулис В.А., Куличихина А. И. Взгляды перечисленных специалистов обращены в основном на обучение игре в шашки детей школьного возраста. Проблеме использования шашечных игр в качестве средства развития детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание.

Отсутствие методической литературы по данной проблеме снижает эффективность работы дошкольных учреждений в данном направлении и делает актуальной тему нашей работы.

Наиболее перспективным путем развития логического мышления у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является использование синкретического вида деятельности, сочетающего элементы спорта, науки и искусства и в виду этого обладающего неисчерпаемым потенциалом развития широкого спектра важных личностных качеств. Все это обусловило выбор данного исследования.

Шашки входят в категорию так называемых игр шашечного типа, включающего множество разнообразных настольных игр для двух-четырёх игроков, которые играют на расчерченной доске равноценными фишками [5, 10 c ].

Наиболее древние изображения игроков за игрой, определяемой как вариант шашек, имеются ещё в памятниках Древнего Египта, а еще игра в шашки были изображены на греческих амфорах, римских чашах, на фресках языческих храмов [2, 10 c ].

Игра в шашки была широко распространена на территории всей Европы в Средние века уже в эпоху Возрождения.

Сейчас в Европе, несмотря на всеобщую унификацию шашечных правил, продолжают существовать различные виды шашек: французские, канадские, русские, итальянские, турецкие, бразильские, немецкие и многие другие. В каждой стране играют по-своему и не считаются с правилами, принятыми в других странах.

Шашки - игра для двух игроков на многоклеточной доске, подобной шахматной, специальными фишками-шашками. Подобна шахматам, шашки воспроизводят действия сражающихся по определенным правилам и сил.

Для детей шашки - это хорошая возможность для развития в ребенке разнообразных качеств, таких как- логическое мышление, память, интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие качества для жизни. Поэтому педагог начинает обучать детей в группах с детьми 5-6 лет [13, 20].

У детей 5-6 лет мышление носит преимущественно наглядно-образный характер, но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщенным и переходит в словесно-логический вид. Увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум способам [4, 230с].

У детей, занимающихся игрой в шашки, развивается познавательная активность, образное мышление, пространственное воображение, расширяется кругозор. Играя, дети познают что есть и в реальной жизни определенные правила, которые мы должны соблюдать. Игра в шашки развивает интеллект ребенка, обеспечивает социальную успешность, формирует предпосылки учебной деятельности, сохраняет здоровье детей дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным требованиям.

С целью исследование развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Эта методика предназначена для детей от 5 до 6 лет. Она призвана исследовать процессы образно - логического мышления у ребенка.

В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

На решение задачи отводится 3 минуты. Оценка результатов.

Предназначена оценить элементарные образные представления об окружающем мире и о логических связях, отношениях между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. Определить умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Ребенку показывается картинка с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными, сначала ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть, на все отводится 3 минуты.

Методика показала, что в 1 задании из 100% детей 33% ребенка не справились с заданием, а в 2 задании из с 100% детей не справились 22% ребенка.

План состоит из 3 этапов:

2 этап представляет из 17 занятий на разучивание с детьми о правилах игры В целях дальнейшего поддержания интереса детей к игре и обучения правилам игры организуются опыты с разными видами шашечной доски, с самими шашками, непосредственно сама игра и разучивание разных приемы игры, решение комбинаций;

3 этап состоит из 3 занятий на закрепление и совершенствование навыка игры. Закрепление проводится в форме викторины, шашечного турнира и выставки.

В каждый этап имеет: тему, цель, количество занятий, используемые материалы и дополнительные формы обучения.

При обучении игре в шашки воспитатель несет большую ответственности, поэтому очень важно соблюдать все условия и рекомендации, которую мы составили для более эффективного результата.

Существуют определенные требования к шашкам для дошкольников. Они:

должны соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям;

должны быть в коробке, привлекать и вызывать желание играть их;

следует хранить в группе в доступном для детей месте;

занятия, желательно, проводить не в группах детского сада, а в специальном помещении.

Игра в русские шашки для ребенка это станет прекрасным дополнением другим занятиям, так как игра в русские шашки заставляет думать, искать все новое варианты ведения партии, вырабатывать свежие идеи, развивает пространственное воображение.

Воспитателю, занимающемуся обучением данной игре, следует организовать такие условия для занятий, чтобы они проходили как можно более интересно и ненавязчиво. Групповые занятия хороши тем, что всегда найдутся особо любознательные и активные дети, которые заразят своей заинтересованностью всех остальных. Знакомство с новыми темами должно происходить в доступной для возраста детей форме, соблюдая дидактический принцип систематичности и последовательности обучения. В процессе обучения могут присутствовать и элементы разных видов детской деятельности: рисование, лепка, аппликация, опыты и экспериментирования, занятия физкультурой и другие.

Шашки доступны и интересны, они требуют от игроков проявления изобретательности, находчивости, сообразительности, дисциплинируют и хорошо развивают память и внимание детей.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать, что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме.

Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры.

Сами занятия следует проводить не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не перенасытились, потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера).

Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.

По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки дети должны уметь мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный. Подвести итог всего курса обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам между детьми, где им вручаются дипломы и подарки. Занятие по обучению шашкам должные приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера с дальнейшим совершенствованием техники игры.

В заключение отметим, что по массовости, шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Это мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт, шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Это творческая игра и в этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей детей.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155. (ред. От 30.12.2015) // Собрание Законодательства РФ. – 2013. - 25 ноября

Герцензон Б.М. Шашки- это интересно [Текст] 3-е издание Б.М. Герцензон, А.А. Наприенков– Л.: Литера, 1991. – 256с

Голосуев В.М. Мастера шашечных турниров [Текст] В.М. Голосуев – Л.:1989. – 111с

Давидова Т.Г. Обучение детей в игре шашки [Текст] Давидова Т.Г., Атаян Г.М. – М.: 2011. – 56с

Цирик З.И. Русские шашки. Окончание партии [Текст] Учебное пособие/ З.И. Цирик. – 2008. – 184с.

Читайте также: