Последовательность поступков человека характеризующих его как свободную и ответственную личность

Обновлено: 18.05.2024

Глава 1. Человек как индивид. (телесное существование человека)

Глава 2. Психология субъектности. (душевная жизнь человека)

Глава 3. Человек как личность, индивидуальность и универсальность. (духовное бытие человека)

3.2. Личность как реальность для других

Общее представление о личности в психологии Личность как социокультурная реальность. Психологические образования личности

Общее представление о личности в традиционной психологии

Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово persona употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, личность царя, судьи и т. д.). Иначе говоря, личность по первоначальному значению — это определенная социальная роль или функция человека.

Зафиксированная в слове и в производных от него терминах связь этих значений привела в последующем к представлению о том, что социальные характеристики человека несовместимы с реальными свойствами носителя этих характеристик. Соответственно и социальные функции личности представлялись как не связанные с внутренними характеристиками психологических механизмов, обеспечивающих эти функции.

В научной психологии эволюция самого понятия личности от обозначения маски к ее носителю и далее к его роли дала импульс для развития представлений о личности как системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения. Это нашло свое выражение в так называемой ролевой теории личности, в которой она характеризуется главным образом через выполняемые ею социальные функции. В семье это роль сына, отца, брата и т. п.; на работе — определенная профессиональная роль; вне работы это может быть роль друга, настоящего мужчины, обаятельной женщины и т. п.

Критика подобного подхода в объяснении личности справедлива, если личность сводить только к совокупности усвоенных ею социальных ролей. Для понимания существа личности определяющее значение имеет не многообразие социальных ролей, а выбор, принятие и исполнение человеком определенных социальных действий, внутреннее отношение к ним. И не только к ним, но и к самому себе — к своей природе, способностям, судьбе и т. д. Личность — не структура ролей и вообще не структура, а человек, который вовсе не сводится к игре в выбранные роли. Человек как личность свободно и осознанно принимает ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результаты.

Понятие роли как способа социального поведения, принятого в данном сообществе, является достаточно адекватным для первичного анализа реальных действий личности. Само понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, реализуемых через определенные социальные роли. Однако социальные роли — это не конечный, а исходный пункт в понимании сущности личности. Для научной психологии важна не роль сама по себе, а ее носитель, субъект. Принятие или непринятие социальной роли, серьезность ее исполнения, ответственность за последствия своих действий характеризует человека как личность.

Личность как социокультурная реальность

В качестве отправных идей для научно-психологического понимания природы личности можно принять следующее высказывание А.Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: «Личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается… Личность есть системное и поэтому “сверхчувственное” качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования личности — как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.

С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение:

• иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психологических процессов, отдельных свойств и состояний человека;

• это исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему;

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ними понятиями социальной роли и социального статуса.

По широко распространенному в психологии определению, роль — это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в общественной жизни. Статус описывает поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него уже предписаны место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной структуре всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.

Понятия статуса и роли имеют некоторое отношение к характеристике личности. Неслучайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли.

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция — это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность — это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Можно встретить и такое определение: личность — это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

Но занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость позиционного самоопределения, свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. А потому личность — это не раз и навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень. Личность — это способ действий, принцип бытия, это субъект поступания. Следовательно, человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственные позиции начиная с юных лет и до глубокой старости. Можно говорить об особом личностном бытии человека.

Личностным способом человек может и не жить: он может жить, например, индивидным (в патологии), субъектным способом (как социальный функционер), душевными пристрастиями и влечениями. Можно сказать и по-другому: личностное бытие носит мерцательный характер; личность — это подвижная точка на линейной шкале, имеющей в качестве полюсов Лик и личину. Драматичность личностного бытия человека являет себя в движении его либо к обретению Лика (святости), либо к ниспадению в личину (забесовленности).

Психологические образования личности

Пространство личности — это пространство духовно-практического поведения человека, его поступки. Личность проявляется и формируется через поступки. Поступок в психологии определяется как сознательное действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом.

Психологические образования личности, обеспечивающие человеку возможность совершать поступки, позволяющие ему осуществить акт свободного, самостоятельного и ответственного выбора, отстаивать собственную позицию, составляют особый уровень и особую структуру субъективности. С этой точки зрения субъектность человека, способности и механизмы его душевной жизни входят в психологические образования личности в качестве их особых предпосылок.

Способности субъекта в личностном плане получают оценку через особый (присущий данному индивиду) способ практического действия: способность глубоко и правильно оценить сложившуюся ситуацию, учет различных позиций в ней других субъектов, предвидение возможных последствий ее разрешения.

Характер (в широком смысле слова) также неотделим от личности, поскольку реализует главные жизненные устремления человека. Принципиальная общность личности и характера проявляется в присущей им совокупности основных жизненных отношений человека. Различия же проявляются в том, что личность определяет специфику позиции человека, мотивов и смыслов его жизнепрактических действий, нравственных ориентиров, на которых они строятся, в то время как характер по преимуществу определяет способы действия, способы достижения намеченных целей.

Включенность субъектных образований в личностное поведение позволяет определять личность как субъект социальных отношений. Недоразвитие внутреннего мира проявляется и в личностном бытии человека. Отсутствие стойких социальных устремлений у субъекта приводит к избеганию ответственных действий. Неспособность осмыслить глубину и сложность социальных взаимоотношений, выработать собственное отношение к происходящему приводит либо к зависимому, несамостоятельному поведению, либо к асоциальным действиям.

Подчеркивание этого момента важно в том отношении, что нередко в научно-психологических работах личность человека рассматривается в отрыве от ее носителя, от субъективного, внутреннего мира человека. Действительно, личность человека представляет собой особое измерение, которое получает человек как субъект общественных отношений и деятельности.

1) объективное восприятие действительности, выражающееся в четком отделении знания от незнания, в способности отличать конкретные факты от мнения по поводу этих фактов, существенные явления — от видимостей;

2) принятие себя, других, мира такими, как они есть;

3) неэгоцентричность, ориентация на решение внешних проблем, центрированность на объекте;

4) способность переносить одиночество и потребность в обособлении;

5) творческие способности;

6) естественность поведения, но и отсутствие стремления нарушать условности просто из духа противоречия;

7) дружелюбное отношение к любому человеку с хорошим характером, вне зависимости от его образования, статуса и других формальных характеристик;

8) способность к глубоким привязанностям, часто к немногим людям, при отсутствии постоянной безусловной враждебности к кому-либо;

9) нравственная определенность, четкое различение добра и зла, последовательность в нравственном сознании и поведении;

10) относительная независимость от физической и социальной среды;

11) сознание различия между целью и средством: умение не терять из вида цель, но в то же время эмоционально воспринимать и средство само по себе;

И вместе с тем для описания психологии личности используются новые понятия, отражающие факт включенности субъекта в социальные связи и отношения, описывающие человека как социокультурную реальность. Это такие понятия, как личностные ценности, личные выборы, моральность личности, самостоятельность, ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности, личный характер, перспективы, цели личности, личное время и т. д.

Понятие личностных ценностей мы связываем с освоением конкретным индивидом общественных и групповых ценностей. Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личностных ценностей, или ценностных ориентаций личности.

Основное содержание ценностных ориентаций личности составляют политические, философские, нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с социальным миром, с другими людьми.

Развитые ценностные ориентации — признак зрелой личности, показатель меры ее социальности, степень автономности человека в различных типах социальных структур и бытийных общностей. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания и целенаправленного формирования.

Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором мотивации поведения личности, лежат в основе ее социальных поступков. Ценностные ориентации влияют на процесс личностного выбора. Личностный способ бытия утрачивается там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается избежать социальной оценки своих поступков, честного ответа перед самим собой о мотивах своего поведения.

Ответственность мы связываем со способностью человека держать ответ за свои поступки перед другими, обществом, перед голосом собственной совести. В межличностном взаимодействии хорошо различима эта характеристика поведения человека. Человек, признающий свою ошибку, вызывает уважение других. Напротив, стремление уйти от ответа за совершенные действия однозначно оценивается другими как внутренняя слабость, личностная недоразвитость, а нередко и безнравственность.

Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения существующей морали. Поэтому в общем смысле личность — это моральная категория. Человек оценивается с позиций, принятых в данном обществе, социуме, группе ценностей, норм и эталонов взаимоотношений: так принято поступать, а так не принято в данном сообществе. Усвоение этих правил формирует моральное устроение личности. Моральность личности отличается от ее нравственности. Моральность в первую очередь предполагает ориентацию на частные, конкретные оценки других людей, на исторически преходящие нормы того или иного сообщества. Нравственность — это самостоятельный выбор и следование абсолютным принципам, ценностям, христианским заповедям.

В отличие от стыда, совесть представляет собой способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязательства, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Здесь другой — это не конкретный индивид или данная группа, а обобщенный Другой (в пределе — человечество, для религиозного человека — Бог). Мы связываем совесть с более высоким уровнем духовного развития человека — с его индивидуальностью.

Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Сообщество признаёт за индивидом право быть личностью, быть достойным на совершение поступков и социально значимых действий, т. е. быть социально ответственным субъектом. Достоинство личности составляет важную характеристику бытия человека среди людей.


Ответственность является человеческим свойством, присущим тем, кто способен отвечать за свои деяния, поступки перед самим собой и окружающим миром. При этом огромное значение имеет степень осознанности и готовности признать последствия своих решений и деятельности для своей жизни. Нужно понимать, что такую ответственность принимают на себя не все.

Каждый из нас должен понимать, что может влиять на качественные показатели своей жизни, близких людей, отношения с окружением, самореализацию. И если вы не понимаете этого, можно забыть о свободной, достойной жизни.

Что ощущает ответственный человек?

Ответственность - фото 1

Ответственность, чувство внутренней обязательности, может быть проявлено в определенных сферах жизнедеятельности человека. Это может касаться вопросов здоровья, семьи, детей, рабочих вопросов.

Однако при любых настроях ответственность считают показателем надежности, готовности людей к честному и старательному выполнению договоренностей и своих обязанностей, а также отвечать за любые результаты, включая промахи.

Различают социальную и личную ответственность. На самом деле разницы большой нет. Но второй вид предполагает внутреннее понимание необходимости выполнения определенной работы конкретным человеком. Такие обладают сильным характером и огромной силой воли.

Ответственную позицию имеют те, кто готов и способен в разумных рамках отвечать за все происходящее в сложные моменты своей жизни. Ответственность высокого уровня является признаком взрослости человека.

Что значит быть ответственным человеком? Это предполагает:

Ответственностью в подходе к чему-то предполагается наличие обстоятельного анализа ситуаций наряду с проведением прогнозирования вероятности возникновения последствий разных поступков, включая действие либо бездействие. При этом человек понимает, что всегда, в любой ситуации есть вероятность неудачи. С любыми ответственностями связаны большие растраты душевных сил, они требуют продуманности каждого решения, здравого смысла. Однако свобода, которую дает способность брать ответственность за жизнь, перевешивает все остальное.

За что в ответе каждый из нас?

Ответственность - фото 2

Какие ответственности лежат на людях? Мы должны отвечать за каждое принятое решение, выбор, стремление, поскольку наделены от природы мыслительной способностью. Исключение из правил – личности со сложными травмами головного мозга, а также отсталые в умственном развитии.

Такое качество проявляется:

  • При исполнении родительских обязательств – все родители должны отвечать за собственных детей;
  • В трудовой деятельности – в работе бывает разного уровня. Руководители отвечают за результаты деятельности своих подчиненных, которые также отвечают за свой участок работы;
  • В ситуации конфликтов интересов – ответственность одного из участников конфликта дает возможность стать контролером процесса, принять важное решение за всех. У него все в порядке с ответственностью за свое поведение, чувством долга и силой характера;
  • В военной службе – командный состав в ответе за подчиненных, за их жизнь, поступки;
  • При выполнении любых обязательств – предполагает наличие сроков и высокого уровня качества выполненных работ, оказанных услуг.

Видовое разнообразие развития этого качества

Ответственность - фото 3

Чтобы не бояться брать на себя ответственность, получить более развитую черту следует:

  • Работать над собой, совершенствовать самоконтроль. Мы должны внимательно относиться к себе, собственным высказываниям, не обещать невыполнимые вещи, принимать решения взвешенно. Необходимо запастись терпением и результаты обязательно будут;
  • Использовать прием письменных заданий самому себе – предполагает записывание на бумаге, в блокноте задач, имеющих конкретные сроки исполнения. Когда человек выполняет собственное задание, он развивает свои индивидуальные навыки;
  • Заниматься организационной деятельностью. Взаимодействуя с людьми, организовывая их, координируя их действия, каждый из нас способен прийти к заветной цели;
  • Взаимодействовать с детьми. В таких ситуациях мобилизуется вся ответственность человека, ведь за ребенка всегда отвечает взрослый. Здесь просто не будет другого выхода.

Личная ответственность

Ответственность - фото 4

Как личностное качество предполагает:

  • взятие на свои плечи груза принятия решений;
  • ответ за выполнение порученных задач;
  • прием на добровольной основе наказания за результаты при неправильном выполнении.

Возникает вопрос, почему важно быть ответственным? Когда человек с ответственностью относится к себе, собственным мыслеформам, высказываниям и поступкам, то каждое принятое решения, сделанный выбор, выполненная работа будут плодотворными, а отношения с окружающим миром более гармоничными.

Эгоизм

Предыдущая статья

Что такое поступок?

Итак, в первую очередь необходимо разобраться с тем, что такое поступки. Казалось бы, вопрос является очень простым и банальным, многие люди рассмеются, услышав его. Но если они задумаются на минуту, то поймут, что не могут дать точный ответ. Да, поступки – это действия человека, но чем в таком случае отличаются поступки от действий? Ответ, между прочим, является довольно простым. Ведь поступок – это сознательное и только сознательное действие, которое человек совершает по собственной воле. Таким образом, поступок представляет собой воплощение реализации акта свободной воли. Поступки очень плотно связаны с характером человека. Ведь они являются отображением черт характера человека в реальном мире. Очень часто психологи определяют их как утверждения человеком себя в качестве конкретной личности. Как видите, поступки – это очень важная вещь, о которой стоит знать больше деталей. Например, какие бывают виды поступков, какие у них бывают особенности и так далее.

Человек совершающий плохие поступки: как его не спровоцировать?

Сдержать себя сложно. Однако тем мы и отличаемся от животных, что у нас есть способность сдерживать свои негативные проявления. Главное правило, которое поможет вам не сеять вокруг себя хамство, заключается в следующем: просто подумайте о последствиях

. Вы же знаете, что вам не станет легче от собственного хамства!

А также представьте на секунду, что у той же медлительной кассирши или невнимательного прохожего могут быть другие, гораздо более веские, чем поломанный ноготь, причины для раздражения: быть может, у кого-то из них болен близкий человек! И пусть это не так: но, если мыслить в подобном ключе, можно контролировать свои негативные эмоции

. Будьте терпимее друг к другу, чаще улыбайтесь, прощайте незначительные провинности, и ваша совесть будет чиста!

Виды поступков

Поступки человека нельзя отнести к одному уровню, потому что они сильно различаются. Существует несколько видов поступков, на которые вам стоит обратить внимание, чтобы разобраться в этом вопросе.

Самый первый вид – это рефлекс. Многие люди могут подумать, что рефлекс не относится к поступку, так как он не является сознательным, но они будут неправы. Действительно, рефлекс не является сознательным действием, это бессознательная реакция на внешний раздражитель, однако при этом посыл к действию идет изнутри. То есть, если вам в лицо светит солнце, вы рефлекторно поднимаете руку, чтобы закрыть глаза, а если в вас летит какой-либо предмет, вы рефлекторно отступаете в сторону. Это базовый уровень поступков, который описывает только основные инстинкты. Но рефлексы – это все же поступки, так как они на самом банальном уровне описывают те или иные аспекты характера человека. Если взять пример с тем же летящим предметом, у разных людей могут быть разные рефлексы: кто-то попробует словить предмет, кто-то постарается увернуться, кто-то подобьет его ногой и так далее.

Следующий вид поступков – это инстинкт. Это эмоциональное и целесообразное действие, которое отличается тем, что человек совершает его осознанно, однако при этом не осознает результатов, которые он получит в результате. Человек ест, потому что ему это подсказывает инстинкт – ему не нужно каждый раз напоминать себе о том, что нужно пообедать, чтобы не умереть с голоду.

Самый распространенный вид поступка – это сознательное действие. В данном случае человек не только осознанно совершает определенный поступок – он знает также, какие будут последствия у этого действия, а также стремится к получению какого-либо конкретного результата. Именно такие поступки в большей степени раскрывают характер человека, совершающего их.

Как видите, поступки человека можно разделить на несколько разных видов, которые по-своему будут характеризовать того или иного человека. Что еще можно рассказать о поступках? Например, можно взглянуть на то, какими особенностями они обладают, то есть какие компоненты можно выделить в поступках.

Слова человека и их влияние на жизнь

Многие христиане ведут себя так, как будто их слова не имеют никакого значения и смысла. Но в Библии множество раз подчеркивается, что наша речь и слова – это ценный подарок Бога, который может определить мое будущее. В Ефесянам 5:1 написано, чтобы мы подражали Богу, как Его возлюбленные дети. В чем мы можем подражать Богу? В том, о чем Он думает, что говорит и что делает. Интересно, что Библия с 1-х стихов показывает Бога, который начинает говорить слова, и начинают происходить великие вещи во Вселенной (Бытие 1). Здесь мы можем увидеть невероятный путь творения через Слова Бога. В Притчи 18:20 написано, что человек насыщается произведениями уст своих. Наши уста и слова сравниваются с произведением, то есть мы, как художники, рисуем картину нашего будущего. В Притчи 18:22 написано, что во власти языка смерть и жизнь, то есть мои слова ведут либо к духовной смерти либо к счастливой и праведной жизни во Христе. Любящие говорить разные слова увидят либо хорошие, либо плохие плоды. Интересно, что Иисус несколько раз говорил в своих проповедях, что мы будем судимы за наши слова (Евангелие от Матфея 12:36), а Иаков пишет, что человек, который научится сдерживать свои слова, сможет управлять и всем своим телом (Послание Иакова 3:2).

Также Иаков сравнивает язык с удилами для коней, которыми дают направление (3:3), с рулем для корабля, которым управляют (3:4), с огнем, который может многое сжечь и многому навредить (3:5-6). Человек хорошо научился управлять и укрощать весь животный мир, еще даже в древнем мире, но язык он не научился укрощать на протяжении тысячелетий даже до наших дней, несмотря на современные технологии (3:7-8). Также здесь написано о людях, которые могут благословлять Бога (говорить хорошие слова), и проклинать (говорить плохие слова) людей, которые созданы по образу и подобию Бога. (3:9-10). Бог нас призывает покаяться в зависти (когда мы чувствуем, что нам чего-то не хватает) и в сварливости (когда мы чем-то недовольны), и предупреждает, чтобы мы не вели двойную жизнь, которая нас ведет к неустройству и всему худому (3:14-16). Бог дал мне уста, чтобы я говорил только добрые и хорошие слова, которые ведут к мудрой, чистой, мирной, скромной, послушливой, полной милосердия и добрых плодов, беспристрастной и нелицемерной жизни во Христе (3:17). Именно такая жизнь позволит мне жить в мире и радости, и приносить много хороших плодов правды (3:18).

Все слова, которые мы говорим в молитве (Евангелие от Матфея 21:22), когда мы исповедуем Иисуса Господом (Послание Римлянам 10:9-10), когда говорим слова веры другим (Послание Ефесянам 4:29-32) невероятно влияют на меня и других людей и изменяют наше будущее.

Цель поступка – это то, что хочет получить человек, совершая то или иное действие. На первый взгляд понятия мотива и цели могут быть похожими, но на самом деле они сильно отличаются друг от друга. Мотив – это то, что является первоначальной причиной совершения действия, в то время как цель – это конечный итог, к которому движется человек, совершающий поступок. Именно цели могут определить, хорошие совершаются поступки или плохие. Например, это можно сделать, если взглянуть на то, совпадают ли интересы человека, совершающего поступок, с интересами окружающих его людей. Если интересы совпадают, то поступок может быть хорошим, но если же этого не случается, то поступок определенно будет плохим и эгоистичным. Естественно, здесь нет категоричности, поэтому интересы зачастую совпадают частично. Соответственно, бывают не только плохие и хорошие поступки, но это в любом случае знает каждый человек.



Софисты против Сократа

Софисты считали, что каждое действие эгоистического мотива необходимо оправдывать в глазах сродников и других людей, так как они являются частью общества. Поэтому окружение нужно убедить, используя софистские технологии построения речи, в том, что ему это необходимо. То есть юноша, принявший софистские взгляды, учился не только познавать себя, но и поставив определённую цель, достигать её и доказывать свою правоту при любых обстоятельствах.


Средства

Поступок никогда не совершается просто так – для его совершения человеку необходимы определенные средства. И если вы не видите этих средств, то это не значит, что их не существует. Средства могут быть самым разнообразными, словесными или практическими. Примеры поступков, которые используют практические средства, многочисленны. Это может быть и поход в магазин, и игра в футбол, и уборка в квартире. Поступок, который использует словесные средства, является немного более сложной вещью. Он не включает в себя действие как таковое и основывается только на речи. Однако это не значит, что какое-либо высказывание не может быть поступком: мотивационная речь или призыв к спасению бездомных животных уже представляет собой поступок, который характеризует человека с той или иной стороны.

Взгляд Аристотеля

Сократа критикует Аристотель. Он не отрицает важность знания для того, чтобы человек всегда совершал добрые поступки. Он говорит о том: деяния определяются влиянием страсти. Объясняя это тем, что часто человек, имеющий знания, поступает дурно, так как над мудростью преобладает чувство. По мнению Аристотеля, индивид не властен над собой. И, соответственно, знание не определяет его действия. Для того чтобы совершать добрые поступки, необходима моральная устойчивая позиция личности, её волевая направленность, некий опыт, приобретаемый, когда она испытывает скорбь и получает удовольствия. Именно горе и радость являются, по мнению Аристотеля, мерилом человеческих поступков. Направляющая сила – воля, которая формируется свободой выбора человека.


Процесс

Про процесс, то есть непосредственно совершение самого поступка, нет смысла много рассказывать, однако не упомянуть его нельзя. Более того, процесс совершения поступка может сильно отличаться. Например, поступки детей обычно имеют довольно простой и незамысловатый процесс, однако с возрастом он постепенно усложняется, включается предварительное обдумывание, планирование, варианты развития событий и так далее. Однако, как и во всех случаях, все сводится к совершению действия и получению результата.

Взгляд Канта


Результат

Раз уж речь зашла о результате поступка, то нужно задержаться на этом понятии и разобрать его немного более детально. Как и в случае с обыкновенным действием, в большинстве случаев после завершения процесса поступка можно будет увидеть определенный результат. Однако действия и поступки различаются между собой тем, что поступок включает в себя сознательность. Соответственно, как уже было сказано в пункте, описывающем предмет преобразования, результатом является не только то, что получилось в итоге завершения процесса поступка, но также и личностные изменения у человека, совершающего его, у другого человека, а также межличностные изменения. Проще говоря, совершение действия дает только фактический результат. В то время как совершение поступка несет за собой еще и моральные последствия.

Виды действий в учебной деятельности

Каждое поколение вынуждено овладевать опытом, знаниями, умениями, навыками, которые ушли с предыдущим, то есть оно должно учиться. С развитием науки и техники, с обновлением социальных процессов видоизменяются содержание, формы, методы обучения, появляются новые виды учебных действий.

В современном обществе очень ценится добротное общее и специальное образование. Для человека оно является открытой дверью в интереснейший мир профессионалов, а обществу гарантирует появление высококвалифицированных и творческих кадров, способных вести его по дороге к прогрессу.

Учебная деятельность и виды действий преподавателей и обучающихся различаются, поскольку разнятся их функции: первые дают знания, а вторые — получают. Воспитатель, учитель, родители, лектор преподают, то есть являются активными субъектами этого процесса. Объекты обучения — ученики, студенты, слушатели различных курсов — усваивают данные им понятия и виды действий (умственных, практических).

Образование — сложный, долговременный процесс, требующий не только качественного обучения, но и постепенного и сознательного овладения учебными действиями, навыками работы с информацией.

виды учебных действий

Решению познавательных задач непременно сопутствует развитие личностных качеств обучающихся. То есть к концу обучения они должны в достаточном объеме овладеть действиями, направленными на самовоспитание, саморазвитие, установление коммуникативных связей и определение своего места в обществе. Подробный их перечень представлен в ФГОСе.

Оценка

Ну и последний пункт, о котором стоит рассказать, – это оценка поступка. Это высочайший уровень сознательности человека при совершении действия. Как уже было сказано ранее, поступок может быть рефлексивным, инстинктивным и, наконец, осознанным. Последний включает в себя понимание того, что в конце будет какой-либо результат, а также движение к определенной цели. Но есть еще более высокий уровень – оценка поступка, то есть анализ того, что произошло, какие факторы были вовлечены, какие последствия проявились, а также как это повлияло на людей и на окружение в целом. Однако, чтобы в полной мере оценить поступок, вам необходимо знать все его компоненты, начиная с мотива и заканчивая финальным результатом. Только тогда вы сможете оценить поступок объективно и сделать касательно него соответствующие выводы.

Что ж, теперь вы знаете, что такое поступок, чем он отличается от обыкновенного действия, какими бывают его виды, каковы его особенности и компоненты, как отличаются хорошие поступки от плохих и так далее. Эта информация не является жизненно необходимой, вы сможете спокойно существовать и без нее, но все же она может оказаться для вас полезной, познавательной и более чем интересной.

Мотивы и виды деятельности

Что толкает людей действовать? Это мотив, причина, необходимость удовлетворить какую-то собственную потребность (физиологическую, духовную, общественную), толкающая человека к активным поступкам. Они формируются под влиянием воспитания, социальных отношений, культуры, обычаев.

Чем занимается индивид в течение жизни? Игрой, учебой, трудом — это и есть основные виды его деятельности. Они осваиваются постепенно, по мере его психофизиологического развития. Один из видов становится преобладающим, который удовлетворяет основные потребности человека и соответствует его возможностям. Так игра, будучи основным видом активности для ребенка, сменяется учебной (школа, профобразование), а затем трудовой.

Своеобразными видами человеческой деятельности являются творчество и общение.

понятие и виды действия. Творчество

Результат творчества — новое в науке, искусстве, производстве материальных ценностей. Стремление к общению объясняется потребностью человека в удовлетворении как материальных, так и духовных запросов.

ответственность, дисциплина

Встречаясь с различными событиями, некоторые люди предпочитают совершать добрые поступки, а некоторые злые. Конечно, восприятие добра и зла у всех разное, но очевидно, что есть понятия правильного и неправильного поведения, вне зависимости от мировоззрения человека. Человек наделен разумом не для того, чтобы с его помощью оправдывать свои низменные поступки, а для того, чтобы усмирять свои животные позывы, которые отделяют его разумного существования. Именно из-за таких позывов люди очень часто совершают зло не только по отношению к другим людям, но и по отношению к самому себе. Ответственность, вне зависимости от восприятия, всегда преследует человека, совершающего разнообразные деяния.

Ответственность может выражаться как в положительных, так и в отрицательных аспектах. Так, за совершение благодеяние, человек будет получать благо, тогда как за совершение злых и низменных поступков – наказание. Необходимость совершения низменных поступков само собой указывает на неспособность человека жить честной жизнью, сообразно собственной разумной природе и положению. Тогда как, прельщенный чужим достатком или возможностью наслаждаться, такой человек будет вынужден нести ответственность за свои поступки.

Человек несёт ответственность ровно как и за те поступки, которые он совершил сам, так и за поступки на которые подтолкнул других. Ответственность будет проявляться на всех вовлеченных в совершение определенного поступка, неважно доброго или злого. Стремление совершать низменные деяния, например, обман, насилие или воровство зарождаются в сердце человека, которое лишено как контроля, так и добродетели, что свидетельствует о низком уровне развития. Чем больше преступления процветает в обществе и чем более преступники почитаются, а их образ жизни возвеличивается, тем больше само человеческое общество походит на звериное сборище, в котором восхваляется не добродетель, а порок. Такой уклад дел определенно приводит к уничтожению общества.

Почему злодеяния приводят к большим страданиям?

Стремление достигать различных материальных благ, таких как власть, величие, слава, богатство или наслаждения в общем, за счёт принесения вреда окружающем, выдает в человеке низкую природу, которая страдает от отсутствия понимания внутри себя того, что такие поступки несомненно обернуться для человека страданиями. Помимо красочных описаний ада, который сулит тем, кто совершает злые проступки ради удовлетворения низменных потребностей, есть и чисто практическая сторона того, что животная жизнь подводит человека к ужасным страданиям уже при жизни.

Низкий человек наживает себе множество разнообразных врагов, и даже если его не очень заботит то, что его дурная слава распространяется далеко, что он презираем и жалок в своих деяниях, то такая ненависть все равно приводит к необходимости защищать свою жизнь. День и ночь. Возводить вокруг своего дома огромные стены, ставить решетки на окна, заводить бойцовских собак и охранников. Все это выдает в человеке страх за свою жалкую жизнь. Однако, следует понимать, что жизнь всех людей равна в своей цене и не стоит так прельщаться относительно сохранения её, ведь когда придет час уходить из этой жизни, ничего не убережет человека. В то же время, человек защищен судьбой от смерти, до того момента, как этот час наступит.

Великие люди умирали по глупым причинам, кого-то отравили, кто-то подорвал своё здоровье бесконечными попойками, кто-то умер от заражения, уколовшись о шип розы, а кто-то погиб ночью, захлебнувшись от собственной крови. Так или иначе, у человека может забрать жизнь не только другой человек, но и случайное, на первый взгляд событие. Совершение злых поступков не только является свидетельством отсутствие внутреннего счастья человека, ощущение которого бы освободило его от потребности совершать такие деяния, но и является причиной внутренних страданий. Такой человек не имеет настоящих друзей, так как склонен к подлости, а обладание богатством, славой или иными достояниями всего лишь отдаляет его от счастья, так как первым приоритетом для такого человека становится приумножение или сохранение достигнутого, что не всегда получается.

Посвятив свою жизнь тому, что достичь определенного уровня жизни, но совершенно пренебрегая добродетелью, человек, достигший своей цели обнаруживает себя внутри абсолютно пустой и ненужной никому жизни: ни окружающим, ни ему самому. Груз ответственности из-за тяжких проступков тяготит его душу, тогда как полученные блага ему и вовсе становятся противны. Окружающие почитают такого человека не как личность, не как человека, а как обладателя достояния, которое он может в любую секунду потерять, вместе со всеми обожателями. По этой причине, не стоит переживать ни по поводу наличия таких благ, ни по поводу его отсутствия. Человеческий почёт ничего не стоит, так как происходит из восприятия не сердца и души, а благ, которые окружают человека и то, какую он пользу может принести. Такой подход стоит даже ниже животного, хотя бы и потому что те, способны приносить друг-другу пользу, тогда как такие прихлебатели, не стоят больше чем объедки после обеда, так как ни способны принести пользу, а наоборот отвлекают человека от дела и возможного осознания собственного неразумия.

Ни само стремление наслаждаться не может удовлетворить человека, так как всегда будет возвращаться снова и снова, оставляя человека неудовлетворенным, жадным и вожделеющим, даже в процессе самого наслаждения. Ум такого человека всегда мечется в будущем, в поиске путей возможного получения удовольствия. Он размышляет о том, какой бы выбрать быстрый и лёгкий путь выбрать. Однако, такие либо становятся жертвами мошенников, если наивны, а если злонравны, то сам становятся мошенниками. Мошенники же в силу своих деяний не обладают свободой и везде вынуждены определенным образом скрываться, жить под чужими именами и всячески ограничивать себя в передвижении. Таким образом, человек меняет свободу, которая и есть условие нормального наслаждения, на пустые и лишенные покоя наслаждения.

Даже достигнув всего и пребывая в полном покое, человек взявший на свою душу ответственность за злые поступки, будет вынужден страдать либо от сожалений по поводу совершенных дел, либо смертной скуки. Сожаления преследуют человека, вынуждая его при каждом воспоминании оправдывать самого себя, чтобы заткнуть чувство совести, стыда и вины за совершенный проступок. При том, что восприятие человеком определенного события, не меняет факта того, как он в нём поучаствовал. Скука же настигает человека, достигшего определенного уровня, так как, по большей части, счастье заключается в достижении цели, в преодолевании трудностей и продвижении вперёд. Это то, в чём нуждается каждый уважающий себя человек. Но какое счастье может принести мелкая, лишенная смысла и блага цель, кроме как скуки от факта её претворения в жизнь? Окончивший свой путь и утвердившийся в своем материальном благе, человек обрекает себя на медленную кончину, вынуждая поддерживать свою жизнь различными наслаждениями дабы заглушить все чувства. А здесь и бесконечный пир, и женщины, и алкоголь, и наркотики и всё то, что приводит человека к погибели скорее чем старость и всё то, что развращает сердце человека до основания. Так, преуспевающий человек становится работ и падшим, даже несмотря на то, что цель его достигнута.

Это указывает на глупость в выборе приоритетов, так как ни одно материальное достижение не способно удовлетворить сердце человека. Потому как если человека не удовлетворит одно достижение, тогда его не удовлетворит и сотня, а если его удовлетворяет одно, то такой человек остается на уровне того момента, на уровне подростка и всю жизнь вынужден страдать подобно потерянному ребенку, от непонимания того, почему мир относится к нему как к взрослому. Однако, стоит большее внимание уделять не формальным, достижениям, а внутренним, трудиться не ради достижения внешнего блага, а блага в своем сердце, что несомненно указывает на необходимость взращивать в своем сердце добродетель, приносить благо, отказываясь от всякого порока и исполнять свой долг, прикладывая к этому всё своё существо. В такой жизни, человек способен обрести не временное наслаждение от пустых достижение и благ, а от самой жизни, от самого своего существования почувствовать счастье, что и живёт он не напрасно и есть в его какая-то цель, которая выше него самого, но к которой он неизбежно стремится.

Ответственность за такой образ жизни настигает человека не сразу, ровно также, как металл в процессе плавки не сразу приобретает жидкое состояние. Так и человеку придется побыть в огне какое-то время. И для очищения и для приобретения необходимого состояния, состояния горения своей жизнью, ведь именно такой образ жизни способен оставлять сердце человека подобно факелу, светящему не только себе, но и другим людям. Не думая о себе и отказываясь от исполнения своих желаний, человек обретает полное удовлетворение в своей деятельности, направляя все силы на добродетель и благо, человек избавляется от страха что-либо потерять или наткнуться на что-либо не приятное ибо ставит свою собственную жизнь лишь в зависимость от самого себя, а не окружающего мира.

Действуя так, человек обретает всё необходимое для жизни, так как и потребности его невелики, и характер его благонравен, что притягивает людей честных и открытых, подобно тому, как человеку потребно жить в обществе людей, а не ослов, так и благонравные люди, встретившись, соединяют свои судьбы прочными узами. Такое общение, в атмосфере непринужденности и свободы, в отсутствии стремления использовать друг-друга порождает в отношениях людей нектар, освобождающий их от порочных желаний, пороков и злобы, освобождающий их от тоски и печали, придающий сил и дающий возможность продолжать движение. Такое не доступно людям, которые продали свою человеческую природу в обмен на бренные и пустые вещи, которые вскоре потеряют.

Человек, который действует не ради достижений, а ради определенного образа жизни, отличается тем, что по достижению желаемого, он не теряет настрой продолжать свой путь, а снова и снова делает шаги вперёд, даже обладая всем, чем только может. Это отражает принцип разумного человека, который ставит свою жизнь, свой характер выше стремления к плодам труда, что освобождает его от слабостей, которым подвержено большинство людей. Способность придерживаться определенного пути на долгий промежуток времени даёт шанс человеку превзойти свой характер, стать ещё лучше и свободнее не для пустых наслаждений или бессмысленных побрякушек, а для самого своего сердца. Действуя так, можно не сомневаться ни в себе, ни в избранном пути, так как такой образ действий освобождает человека и от ожиданий и от сомнений, позволяя ему быть действительно свободным.

Ответственность за соблюдение собственной разумной природы и ответственность за злонравные поступки определенно разная. Первая приводит человека к свободе, независимости от воли других и истинному, внутреннему счастью, тогда как второй исход делает из человека пустую оболочку, продавшего своё сердце за жалкие крохи. Такой человек не больше чем раб своего положения, своих благ, он не способен отказаться от них, ни способен он и перестать о них думать. Вещи, титулы, почёт, слава, всё начинает владеть таким человеком и он не только не может быть честным с другими, но и с самим собой.

Ответственность за собственные поступки ложиться на человека вне зависимости от того как он воспринимает свою роль в событии. Для того, чтобы не совершать опрометчивых, злобных и дурных поступков, человеку следует твердым намерением отказаться от стремления к низкому и твердо придерживаясь человеческой природы, приобрести сильное разумное начало, которое укажет путь к добродетели.

Как избежать ответственности за дурные поступки?

Человек не может уклониться от неизбежного наказания за совершенные провинности. Судьба находит множество возможностей для наказания злонравного человека, то, что было описано выше, лишь один из них. Избавиться от ответственности за дурные поступки можно лишь отчасти – полностью отказавшись от них и найдя своё призвание в человеческой жизни, которая движется высокими стремлениями. Взращивая в себе добродетели и совершая благие дела, человек преклонит чащу весов в сторону счастья, но от этого, зло на весах судьбы человека не исчезнет, хотя и может стать легче. Становится оно легче до тех пор, пока человек придерживается своего намерения отказаться от зла, но в тот момент, когда он к нему возвращается, возвращается и вся ответственность за совершенные проступки.

Человеку, совершившему множество ошибок, не стоит всю жизнь корить себя за них, вместо этого ему следует предаться благому пути служения человечеству, обществу, своей жизни или Богу, что несомненно очистит его от негативных последствий исходящих от прошлого. В самозабвенном служении и отказе от собственного блага человек способен обрести искупление и раскаяние, что даст сердцу человека расцвести вновь.

Ответственность за свои поступки человек несёт вне зависимости от занимаемого положения, обстоятельств, приказов или иных причин, которые могли бы побудить его ко злу. В то же время, добро совершенное в тяжелых обстоятельствах цениться значительно больше, что даёт человеку ещё больше благих плодов его труда. Конечная цель жизни человека – познать себя и достичь Абсолютной истины. Добродетели помогают этому, а злые деяния от этого отталкивают. По этой причине, человеку стоит всделать выбор в пользу добродетелей, которые и приведут его к конечной цели его жизни. Удачи.

Читайте также: