После увольнения из мвд через сколько можно выезжать из страны

Обновлено: 07.07.2024

Актуальность принятия мер по запрету на выезд сотрудникам МВД подтверждается сложной геополитической обстановкой и введением ряда санкций со стороны западных стран в отношении РФ. На сегодняшний день выехать сотрудники силовых ведомств могут только в разрешенные страны список которых постоянно меняется.

Нормативная база

Впервые предложения вынести законопроекты содержащие запрет на выезд сотрудникам МВД звучали еще в 2014 году, однако, вторая волна активного обсуждения вопроса пришлась на март 2017, когда в Думу и был подан очередной проект документа. В нем предполагалось уделить внимание не только вопросам въезда-выезда, но и увольнения из органов лиц, имеющих вид на жительство или иные документы, дающие им право проживать на территории иных стран.

Веских оснований для отклонения законопроекта найдено не было, а потому на данный момент экспертами устанавливается перечень должностей МВД, которые попадают под ограничение.

На данный момент все ограничения для работников МВД регламентированы в следующих нормативно-правовых актах:

Регулирование запрета на выезд сотрудникам МВД и установление ограничений предусматривается на местном уровне. Так, некоторые территориальные подразделения трактовали рекомендации Министерства обороны, как приказ, а иные нет.

В законе предусмотрено три категории секретности данных, которые могут быть доступны сотрудникам МВД:

  • Совершенно секретные. Как правило, доступны лицам, работающим в сфере проведения оперативно-розыскных мероприятий и в системе исполнения наказаний.
  • Особой важности. Доступны начальникам и руководителям ведомств МВД.
  • Секретные. Предназначены для служебного пользования сотрудников.

Особые ограничения предусмотрены для работников МВД, имеющих доступ к первым двум категориям данных. По общему правилу невыездными они считаются в течение 5 лет, однако, в отдельных случаях этот срок может быть увеличен или уменьшен.

Правила выезда

Для каждого органа МВД установлены особые правила выезда, однако, некоторые из них можно выделить как общие. Так, в числе них можно отметить:

Согласно установленным нормам, при зачислении на службу гражданские и военные работники в обязательном порядке сдают в отдел кадров или иной, уполномоченный на то орган, свой заграничный паспорт. Если лицо, получило разрешение от своего начальства, то по возвращении из-за границы оно должно сдать паспорт и предоставить своему руководству отчет. Что касается руководителей высшего звена МВД, то для них обязательным является получение согласия вышестоящего начальства.

Разрешенные страны

На данный момент разработан перечень стран, которые могут посещать россияне, в него включены и иные государства от поездки в которые стоит воздержаться. Для сотрудников прокуратуры перечень запрещенных стран установлен в приказе Генпрокуратуры №201. Всего там закреплено 166 территорий. Что касается сотрудников полиции, то им разрешен выезд в 32 страны, список которых закреплен в приложении к Приказу Главного управления МВД РФ № 360.

Стоит отметить, что в большинстве случаев открыты для посещения:

  • Беларусь.
  • Молдавия.
  • Сербия.
  • Абхазия.
  • Ватикан.

Самые жесткие ограничения действуют в отношении США и стран Североатлантического Альянса.

В исключительных случаях может быть выдано разрешение на посещение запрещенных стран. Среди наиболее веских причин:

  • Смерть близких.
  • Лечение в зарубежной клинике.
  • Решение наследственных вопросов.
  • Иные серьезные происшествия.

Максимально допустимый срок пребывания за пределами РФ согласно Приказу Главного управления МВД равен 15 дням, но в отдельных случаях он может быть продлен.

Когда сотрудник МВД не может выехать за границу?

  • Прокуратуры.
  • Полиции.
  • Судов.
  • Миграционной службы.
  • Отделов по борьбе с наркотиками.
  • Отделов по контролю над исполнением наказаний.

На данный момент для всех этих категорий лиц установлены ограничения. Как долго они будут действовать информации нет, как и собственно единого для представителей всех структур перечня стран.

Как узнать о запрете на выезд сотруднику МВД?

Различных способов узнать о запрете на посещение зарубежных стран существует довольно много. Сотрудники МВД могут воспользоваться некоторыми из них:

  • Лично посетить миграционные органы.

Это один из самых надежных и проверенных способов узнать можно ли покидать пределы РФ. Для проверки лицу нужно посетить соответствующие органы и подать запрос на запрет. Для оформления запроса обязательно при себе нужно иметь паспорт.

Как такового отдельного метода проверки через пограничную службу нет. При пересечении границы сотрудника МВД просто поставят перед фактом можно ли ему выезжать или нет. В онлайн-режиме узнать эту информацию не получится.

Многие уважающие себя туристические компании постоянно отслеживают текущее состояние рынка и предлагают только самые актуальные варианты для поездок. Так, туроператоры могут предложить путевки в открытые страны, с посещением которых у сотрудников МВД не возникнет проблем.

Как получить разрешение на выезд?


Если работник МВД планирует отъезд за границу ему стоит предварительно внимательно изучить список разрешенных для посещения стран и придерживаться механизма получения разрешения. Он состоит из четырех этапов:

  • Нужно подать рапорт или оформить заявление на имя лица-руководителя органа и подразделения.
  • Руководитель по своему усмотрению может принять положительное или отрицательное решение.
  • После принятия решения служащий должен ознакомиться с ответом, который оформляется в форме справки и утвердить согласие своей подписью и датой. Стоит отметить, что справка должна быть оформлена исключительно в установленной законом форме (как в случае принятия положительного решения, так и отрицательного).
  • При получении согласия лицо должно обратиться в отдел кадров или иной орган, в котором хранится паспорт, и предоставить выданный руководством документ. Его выдача на руки возможна исключительно после предоставления разрешения.

В среднем оформление и подача заявления занимает 2-3 часа, а на его рассмотрение отводится от 3 до 5 дней. По возвращении из отпуска лицо обязательно подает начальству отчет о поездке и сдает паспорт обратно. Если загранпаспорта у лица не было ранее, то на основании полученной справки он может подать документы на его изготовление.

Выданная справка позволяет находиться на территории иностранного государства не более 15 дней. Если гражданину необходимо покинуть страну на более длительный срок начальник подразделения не может лично принять решение по такому заявлению. В данной ситуации необходимы дополнительные согласования с вышестоящими чиновниками.

Снятие запрета на выезд сотруднику МВД

Запрет на посещение других государств касается не только работников МВД, но и служащих других госструктур, например, сотрудников ФСБ, таможенников, военнослужащих и прочих лиц. Однако попытаться получить одобрение на выезд за границу может любой желающий. И чтобы его оформить необходимо действовать по следующему алгоритму:

  • Подать рапорт начальству на бланке специального образца (можно скачать на официальном портале минобороны).
  • Написать заявление на имя начальства конкретного управления в регламентированной форме.
  • Дождаться результата рассмотрения заявления.
  • Если решение начальства будет положительным, то работник МВД получит разрешение, которое необходимо будет передать в отдел кадров.

Чтобы получить разрешение на выезд за рубеж, подать рапорт и заявление нужно за несколько месяцев для предполагаемой поездки.

Также существуют исключения, когда работник полиции может беспрепятственно вылететь в любую страну мира без оформления разрешительных документов. К таковым можно отнести:

  • Тяжелое заболевание или смерть близких родственников (родители, дели, родные братья или сестры).
  • Работник полиции нуждается в срочной операции, которую нет возможности выполнить на территории Российской Федерации.
  • Решение наследственных вопросов.
  • Отчуждение имущества находящегося за пределами РФ.

Решение о предоставлении разрешения принимает непосредственно начальник управления МВД. При этом положительный или отрицательный результат зависит только от законодательных норм, но и от причины для поездки за рубеж.

Оформление загранпаспорта сотруднику МВД

Получение загранпаспорта для сотрудников полиции предусмотрено в общем порядке, как и для обычных граждан. Для его оформления необходимо обратиться в управление Федеральной Миграционной Службы (УФМС) предварительно подготовив пакет документов, который состоит из:

  • Паспорта гражданина РФ.
  • Копии паспорта.
  • Чека об оплате госпошлины.
  • Документального разрешения на выезд за границу, выданного начальником управления МВД.
  • Заполненной анкеты на получение загранпаспорта.

После подачи документов, работнику МВД необходимо будет пройти процедуру дактилоскопии и фотографирования. В том случае если гражданин обратился в УФМС по месту прописки, то выдача паспорта на руки займет до 1 месяца, а если по месту фактического пребывания, то до 4 месяцев.

Оформление поездки

Представителям правоохранительных органов запрещено посещать страны, у которых есть договоренность с Соединенными Штатами Америки об экстрадиции граждан. Однако если работник МВД по уважительным обстоятельствам получил разрешение на выезд в такие государства, то ему стоит приступить к сбору и оформлению дополнительных документов на выезд. В данный перечень должны входить:

  • Загранпаспорт.
  • Страховой полис для выезжающего.
  • Билеты в обе стороны.
  • Договор аренды квартиры, бронь номера в отеле на территории другого государства или приглашение, выданное родственниками, которые проживают за рубежом.

Сотруднику полиции необходимо оформить визу того государства, которого планируется посещение.

Получение визы

Сотрудникам полиции, которым выдано документальное одобрение на пересечение границы, как и рядовым россиянам необходимо получить визовый документ. Для этого потребуется посетить консульство государства, в которое планируется поездка. Далее, нужно действовать по следующему алгоритму:

  • Предоставить полный перечень документации, необходимый для получения визы (загранпаспорт, билеты на самолет, страховку и прочее).
  • Пройти проверку.
  • Сфотографироваться на визовый документ.
  • Сделать дактилоскопию указательных пальцев (некоторые государства требуют выполнять дактилоскопию всех пальцев обеих рук).
  • Оплатить стоимость визового документа.

В отдельных случаях предусмотрена процедура прохождения собеседования для соискателя на оформление документа.

Время получения визы составляет от 3 до 5 дней. В том случае если регистрация визы выполняется в туристический сезон, то время её выдачи может затянуться до нескольких недель. Стоит отметить, что получить данный документ можно и через МФЦ Визовый Центр. Однако дополнительно понадобится оплатить пошлину в размере от 1190 до 1300 рублей (в зависимости от региона проживания).

Какие сложности могут возникнуть при пересечении границы?

Даже если сотрудник правоохранительных органов добился одобрения на посещение другого государства, а также оформил все необходимые документы, у него все же есть вероятность столкнуться с трудностями при пересечении границы. Работников МВД, как и обычных граждан, могут не пропустить через границу, если:

  • Они уклоняются от исполнения судебных постановлений, принятых в отношении ни.
  • Имеют непогашенную задолженность перед банком.
  • Имеют долги по коммунальным услугам или неоплаченные штрафы в особо крупном размере.

При наличии таких обстоятельств, работников Министерства внутренних дел не пропустят через границу. Однако, при их устранении, а именно при оплате штрафов или долгов, все ограничения могут быть сняты в двухнедельный срок.

Нюансы

Важность запрета обуславливается тем, что Правительство стремится защитить граждан РФ от иностранных агентов и провокаций на территории соседних государств. Кроме того, к основным целям относят:

  • Защиту от экстрадиции с территорий государств, заключивших такой договор с США.
  • Охрану государственной тайны.

Решающий фактор, который оказывает сильное влияние на принятие решения о выезде – степень секретности информации, к которой лицо имело доступ и причины, по которым ему необходимо выехать. В ряде случаев сотрудник МВД может быть даже пропущен на территорию запретных государств, однако, основания для принятия такого решения обязательно должны быть вескими и документально закрепленными в специальных бумагах.

Выезд за границу сотрудникам МВД

Россиянин, работающий в силовых структурах, имеет ограничения по посещению зарубежных стран. Это обосновано наличием секретной информации в ведомствах МВД, которая не должна попасть в руки неосведомленных людей. Такие правила существуют во многих странах и не являются прерогативой России. Выезд за границу сотрудникам МВД возможен при определенных условиях. Не в каждую страну можно попасть в целях отдыха в частном порядке.

Деятельность сотрудника органов МВД

Можно ли сотрудникам полиции выезжать за границу, волновало всех с 2014 года, когда произошли политические события, обострившие внешние отношения России. Почему возник такой вопрос и есть ли закон, подтверждающий данный запрет?

Сотрудники МВД, МИД, МЧС и ОВД владеют информацией, которая может навредить им и стать причиной преследования людей за границей. Особенному контролю подвергаются работающие с вопросами наркоторговли, военного оборудования и оснащения армии, обладатели секретной информации. Интерес США направлен на российских сотрудников, имеющих доступ к государственным тайнам.

Статус сотрудника органов внутренних дел

Сотрудник МВД может иметь звание или являться гражданским лицом, приравненным по полномочиям к полицейскому. Выезжать за рубеж запрещается лицам, имеющим доступ к документам особой секретности. Это не зависит от его принадлежности к званию.

Выезд за границу сотрудникам МВД

Работа со сведениями, составляющими государственную тайну

Ограничения сотрудникам полиции по выезду за рубеж обусловлены различной степенью владения государственной тайной. В органах внутренних дел секретная информация имеет такие категории, как:

  • особой важности;
  • совершенно секретно;
  • секретно.

Правила выезда за границу сотрудниками полиции и других органов в системе МВД

В 2014 году, в связи с обострением политической обстановки, был разработан новый закон, запрещающий работникам МВД посещать зарубежные страны. Его обоснование было прокомментировано Министром внутренних дел России. В первую очередь, закон защищает сотрудников от преследования за границей. Пока не закончится контракт работника, он сдает загранпаспорт и подписывает соответствующее соглашение.

Ограничение на выезд сотрудников за границу и его нормативное регулирование

В апреле 2014 года был разработан законопроект об ограничении на выезд сотрудников МВД и других силовых ведомств за границу. До принятия закона силовикам рекомендовали не выезжать в ряд стран. В феврале 2015 года информация была доведена до всех работников, имеющих доступ к секретной информации. Далее законопроект не был принят, но полицейским запрещается отправляться за рубеж без особого разрешения. По данному вопросу возникли разночтения. ФСИН утверждает, что официального запрета не давалось. Между тем, существуют следующие документы:

  • ФЗ №5485-1;
  • Приказ Генпрокуратуры №201;
  • Приказ Главного управления МВД РФ № 360.

Существует распоряжение Владимира Колокольцева, по которому сотрудникам силовых структур не рекомендуется посещать ряд стран, с которыми у РФ сложные политические отношения. На местах в подразделениях были собраны паспорта, поездки в более чем 200 государств оказались невозможными.

Выезд за границу сотрудникам МВД

Сотрудники, которым запрещено выезжать

Через силовые структуры и правоохранительные органы проходит много информации с ограниченным доступом. Практика показывает, что человек, отправляясь отдыхать, теряет бдительность и становится более доверчивым. Чтобы обезопасить путешественника и не допустить разглашения секретных сведений, существуют ограничения для посещения заграницы определенным служащим:

  • все сотрудники Министерства внутренних дел;
  • частично работники Министерства обороны;
  • сотрудники, занимающиеся вопросами наркотрафика;
  • представители миграционной службы;
  • сотрудники ФСБ;
  • служащие росгвардии;
  • работники СИЗО.

Этот список пополняют сотрудники ГПС и гвардейцы, а также служащие следственного комитета. Судебные представители, обладающие доступам к секретной информации, тоже не могут совершать поездки без ограничений.

Причины наложения запрета на выезд

Существуют веские обоснования для принятия решения о запрете пользоваться правом на выезд:

Можно ли полицейским и другим сотрудникам силовых структур выезжать за границу, регламентируется руководителем регионального отделения.

Список стран, которые попали под запрет

Таким образом, полицейским можно выезжать за границу, но существует перечень стран, пребывание на территории которых не рекомендуется. Служебные полномочия запрещают служащим путешествовать по государствам, входящим в Евросоюз и НАТО. Запрет распространяется на страны:

  • Западной Европы;
  • Северной Америки;
  • Азии;
  • Африки;
  • Латинской Америки;
  • Австралии и Океании.

Первой в перечне запрещенных стран находится США и государства, входящие в блок НАТО. По степени опасности далее идут очаги сильного влияния мусульманского радикализма. На территории постсоветского пространства не рекомендуется посещать Украину, Грузию и Молдову. Прибалтийские страны также вошли в данный список как представители ЕС.

Выезд за границу сотрудникам МВД

Обязанности сотрудников в связи с запретом на выезд

В какие страны можно выезжать полицейским, регламентируется рекомендованным списком. Между тем, на сотрудников полиции и других силовых структур налагаются определенные обязательства. Планируя поехать на отдых, сотрудник должен:

  • сообщить об этом вышестоящему начальству и получить разрешение;
  • выбрать страну, в которую проездне запрещен.

После санкционированного путешествия сотрудник сдает загранпаспорт своему работодателю. Это правило ужесточилось в 2017 году, когда был введен пакет санкций против РФ.

Разрешение на выезд за границу для сотрудников МВД: в каких случаях, порядок оформления

Если сотрудник собирается посетить страну, не рекомендованную для поездки, он должен пройти проверку и заполнить соответствующие документы. Существует несколько причин, по которым выезд может быть разрешен:

  • необходимость в медицинской помощи для сотрудника или членов его семьи;
  • юридические вопросы по отчуждению имущества за рубежом;
  • вступление в права наследования;
  • посещение тяжелобольных родственников.

Сотрудник должен подать заявление на рассмотрение своему начальству. Письменный приказ является разрешением. Забрать загранпаспорт требуется в отделе кадров, разрешение действительно в течение двух недель. Форма представляется в виде справки, порядок оформления во всех структурах идентичен.

Список разрешенных для выезда стран

Путевки на семейный отдых работники МВД, прокуратуры и других силовых структур могут приобретать в общем порядке в целый ряд сопредельных государств. Список разрешенных стран для посещения сотрудниками МВД:

  • Абхазию и Азербайджан;
  • Армению и Беларусь;
  • Вьетнам и Казахстан;
  • Киргизию и Китай;
  • на Кубу и в Таджикистан;
  • в Туркмению и в Узбекистан;
  • в Южную Осетию.

Крымский полуостров также открыт для посещения. Существуют ведомственные санатории и профилактории на территории РФ. В государства, рекомендованные для посещения, россиянам виза не требуется. Список стран, разрешенных для выезда сотрудникам МВД, достаточно обширный. Курортные зоны предлагают комфортные условия для отдыха. Любой город Крыма – жемчужина морской курортной зоны страны. До 2017 года в перечень входили Грузия и Турция, но их негласно запретили.

Выезд за границу сотрудникам МВД

Документы, разрешающие выезд за границу

Обычно для выезда не требуется открытие визы. Проблема может возникнуть, если необходимо уехать в страну из запрещенного списка. Сотруднику потребуется собрать пакет документов:

  • разрешение на выезд от начальства;
  • справка с подписями и печатями, указывающая на сроки пребывания за границей.

В дальнейшем оформление происходит в стандартном порядке. Выезжающий должен открыть визу в посольстве или консульстве. Для этих целей потребуется заграничный паспорт, фото 3*4, страховка, билеты, бронь в отеле, документ, подтверждающий состоятельность путешественника.

В своем прошении на разрешение выезда человек должен указывать цену путевки и источники дохода. Отзывы об этих нюансах со стороны служащих и членов их семей достаточно критичные, но другого варианта получить документы нет.

Документы с отчетом о посещении зарубежных стран

Сотрудник МВД перед отъездом оставляет своему руководству информацию об агентстве, через которое была куплена путевка, сведения о приглашающей стороне. Пребывать за рубежом можно не больше двух недель.

По возвращении необходимо доложить о месте пребывания, сдать в отдел кадров загранпаспорт. В редких случаях требуется подробный отчет о путешествии. Это относится к людям, которые связаны с хранением государственной тайны. В отчете необходимо указывать все передвижения по чужой стране вплоть до посещения магазина.

Снятие запретов на выезд за границу: порядок

Таким образом, сотрудникам МВД можно ездить за границу, но с некоторыми ограничениями. Геополитическая обстановка достаточно сложная, улучшений не предвидится. Снятие запрета может носить рекомендательный характер, так как он не приобрел законного выражения.

В каждом отдельном случае проблема рассматривается индивидуально. Уточнять, можно ли выехать сотруднику силовых структур, рекомендуется в миграционной службе, у пограничников, в турагентстве.

Ответственность сотрудников за нарушение запретов на выезд

Если служащий решил лететь за границу без разрешения руководства, то он должен нести ответственность за свои поступки. При прохождении паспортного контроля на границе может вскрыться отсутствие допуска. Тогда проехать дальше не получится.

Существует ст. 322 УК РФ, в которой говорится, что нарушение запрета карается штрафом в размере заработной платы или 2000 рублей в течение 18 месяцев. Также сотрудник может быть осужден и приговорен к принудительным работам сроком на 2 года или реальному сроку.

Выезд за границу сотрудникам МВД

Запреты и ограничения на выезд за границу для сотрудников других силовых ведомств России

  • полиции;
  • прокуратуры;
  • судов;
  • СИЗО;
  • Миграционной службы;
  • Отделов по борьбе с наркотиками;
  • Росгвардии;
  • пожарных ведомств;
  • ГИБДД.

Каждый отдельный случай рассматривается индивидуально. Ограничение на выезд снимается с людей, ушедших на пенсию по выслуге лет, бывших военных и служащих силовых структур. Но увольнение не всегда открывает двери за границу. Существуют такие документы, которые засекречиваются на многие десятилетия. Выезд для сотрудников, работавших с ними, ограничивается.

Общие причины для ограничения выезда за рубеж

  • гражданам, имеющим доступ к государственной тайне, если ограничение в выезде оговорено их трудовым контрактом или дополнениями к нему;
  • солдатам-срочникам и гражданам, проходящим альтернативную службу;
  • подозреваемым, обвиняемым в совершении преступления и осужденным по статье Уголовного кодекса;
  • должникам, уклоняющимся от исполнения обязательств, возложенных решением суда или иных госорганов;
  • гражданам, представившим при оформлении загранпаспорта заведомо ложные сведения о себе;
  • сотрудникам органов Федеральной службы безопасности (ФСБ);
  • гражданам и индивидуальным предпринимателям, признанным банкротами.

Причины ограничения выезда за границу для полицейских

Как мы уже выяснили, закон не предусматривает ограничение выезда за рубеж для полицейских (как, например, в отношении сотрудников ФСБ или призывников). В Госдуму в 2017 году вносился законопроект, которым предлагалось четко регламентировать запрет на выезд для сотрудников МВД, занимающих конкретные должности. Однако он был отозван.

С 2014 года руководство МВД ежегодно издает внутренние директивы/постановления/рекомендации, устанавливая для сотрудников ограничения для выезда. Например, в 2014-м вышел список стран, не рекомендованных для посещения, а в конце 2017-го – перечень государств, в которые сотрудники могут ездить без проблем. Подробнее об этом ниже.

Данные внутренние документы отвечают на вопрос, почему полицейским нельзя выезжать за границу. Это связано с военно-политической, криминогенной, санитарно-эпидемиологической и природно-климатической обстановкой. Мол, таким образом руководство старается оградить сотрудников от провокаций, обеспечить им безопасность и параллельно защитить государственную тайну. Однако очевидно, что такое тотальное ограничение для всего личного состава незаконно. Признает это и руководство МВД, подтверждая, что официального запрета нет, есть лишь рекомендации. Однако на местах уже несколько лет существует практика принуждения сотрудников к сдаче загранпаспорта на хранение начальству.

Следственный комитет, сотрудники МЧС, Министерства обороны, Федеральной службы охраны, ФСИН, миграционной службы (подразделение МВД) и даже некоторых судов также попали под этот негласный запрет. В этом случае также нет официальных распоряжений или внутриведомственных директив. По словам сотрудников ведомств, начальство ссылается на рекомендации Министерства иностранных дел. Например, на официальный запрос журналистов руководство Федеральной службы исполнения наказаний ответило, что запрет на выезд сотрудникам ФСИН за границу не введен – действуют правила, установленные ФЗ № 114.

Период действия ограничения

Если говорить об официальных ограничениях, они регламентируются п. 1 ст. 15 ФЗ № 114. Так, если сотрудник имел доступ к секретным или особо важным данным, срок действия запрета на выезд для него устанавливается трудовым договором, но не более чем на 5 лет с момента последнего ознакомления с такими бумагами. Если секретная информация сохраняет свою актуальность, период ограничения для выезда может быть продлен комиссией по гостайне. При этом совокупный срок ограничения не может превышать 10 лет.

Также нельзя исключать запреты, которые могут возникнуть для полицейских по другим причинам. Например, в случае уклонения от исполнения обязательств, возложенных судом (например, при наличии долгов по кредитам), приставы могут наложить запрет на выезд, который будет действовать в течение полугода и может продлеваться до момента полного погашения задолженности.

Если же говорить о практике применения негласного ограничения на основании внутреннего распоряжения руководства МВД, оно срока действия не имеет. На протяжении последних 4 лет ежегодно издаются постановления, которыми утверждаются списки не/рекомендованных для посещения стран, актуальные до новых распоряжений.

В какие страны можно ездить полицейским

АбхазияАзербайджанАрмения
БелоруссияВьетнамКазахстан
КиргизияКитайКуба
ТаджикистанТуркменияУзбекистан
Южная Осетия

Именно этим списком должны руководствоваться начальники подразделений полиции при рассмотрении рапортов и заявлений сотрудников и служащих МВД о выезде за пределы страны в период нахождения в отпусках. Проще говоря, если полицейский указывает в заявлении любую другую страну, ему рекомендуется отказать.

В связи с этим у многих сотрудников, особенно проживающих на приграничных территориях, возникают вопросы – например, можно ли выезжать полицейским Калининграда в Европу. Раньше краткосрочные поездки в ЕС были для них нормой, теперь же путь в Шенгенскую зону закрыт. Пострадали и питерские полицейские, которые не так давно без проблем посещали Финляндию и Прибалтику, где у многих родственники. Руководство попросту не согласовывает такие поездки, а при нарушении запрета на выезд сотруднику грозит увольнение.

Запрещенные страны для посещения

Впервые список запрещенных стран к выезду сотрудникам полиции был утвержден в 2014 году. Распоряжение, которым определялся перечень, также не было доступно для общественности, потому в прессе появлялась разная информация. По данным СМИ, черный список содержал от 108 до 150 стран. В перечень входили Турция, Египет, США, Грузия, страны ЕС, Таиланд, Колумбия, Япония и множество других государств. В качестве аргумента приводился факт, что все указанные страны имели двусторонний договор с США о взаимной выдаче. Ниже можно ознакомиться с фотокопией приложения к этому распоряжению. Список был опубликован в СМИ.

Запрещенные страны для посещения сотрудникам МВД

Кроме того, имеется перечень стран, куда запрещено выезжать прокурорам. Всего он включает 166 государств. Предполагается, что этот список актуален и для полицейских.

Список запрещенных стран для прокуроров

Процедура получения разрешения на выезд

Как уже отмечалось, сотрудники органов внутренних дел не могут по желанию выезжать за пределы России.

Согласно ст. 19 ФЗ № 114 служащие органов, где предусмотрена военная служба, могут выезжать из страны лишь при наличии разрешения командования, получаемого в особом порядке.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 317 от 20.12.2004 г. МВД входит в число органов исполнительной власти, служба в которых относится к военной. Таким образом, порядок выезда за границу сотрудников МВД предусматривает предварительное получение разрешения со стороны командования. Оформление документа регламентируется Постановлением Правительства РФ № 1598 от 19.12.1997 г. При этом разрешение должно быть согласовано с ФСБ.

Процедура получения разрешения на выезд за пределы страны включает следующие этапы:

  1. Подача рапорта начальству. Если рапорт на отпуск МВД с выездом подается служащим, допущенным к гостайне, учитывается актуальность секретных сведений. В частности, может потребоваться согласование с комиссией по гостайне. Если у полицейский к таким сведениям не допущен, он все равно подает рапорт, на котором должно быть указано, что к гостайне допуска нет. Ниже представлен образец рапорта.

Рапорт на получение отпуска в другой стране для МВД

  1. Согласование в ФСБ. После визирования рапорта начальством ходатайство о разрешении на выезд для следователя или иного сотрудника МВД передается для проверки в ФСБ.
  2. Оформление справки о выдаче паспорта. Форма документа утверждена Приложением к Постановлению № 1598.
  3. Получение паспорта. На основании указанной справки сотрудник вправе получить ранее оставленный на хранение паспорт. Впервые оформление паспорта осуществляется в ГУВМ на общих основаниях, с представлением всех необходимых документов и вышеуказанной справки с разрешением.

Часто задаваемые вопросы

В основном мы рассмотрели тему о выезде полицейских за границу. Если у вас остались вопросы, задайте их в комментариях либо найдите ответ в этом разделе.

Что будет, если сотрудник полиции выехал за границу без разрешения?

Могут ли жены полицейских выезжать за рубеж?

Запрет не может быть распространен на жен, детей или других родственников полицейских. Такое распоряжение было бы не только незаконным, но и фактически неисполнимым – у командования нет рычагов влияния на родственников сотрудников, невозможно контролировать их местонахождение и передвижение.

Разрешается ли выезжать за границу вольнонаемным сотрудникам МВД?

Вольнонаемные – это государственные гражданские служащие системы МВД. Они, как и военнослужащие, обязаны подавать рапорт о выезде за границу. Соответственно, на них также распространяются все существующие запреты.

Можно ли курсантам МВД выезжать за пределы страны?

Университеты МВД также относятся к системе органов внутренних дел. Как сообщалось в СМИ, командование таких учебных заведений с 2014 года практикует сбор загранпаспортов у курсантов. Учитывая это, можно утверждать, что курсанты также подпадают под ограничение выезда. Однако законного обоснования такого запрета, конечно, нет.

Заключение

Можно сделать вывод, что законных оснований для введения массового ограничения на выезд за границу для сотрудников МВД не существует. Запрет официально касается лиц, допущенных к государственной тайне. В то же время руководство министерства ежегодно издает негласные директивы, утверждая перечень стран, в которые сотрудники полиции могут или не могут выезжать. Например, в 2022 году разрешен въезд всего в 13 стран.

В новостях проскочило, что верховный суд рассмотрел жалобу уволенного (за то, что без разрешения начальства уехал за границу) полицейского на приказ МВД, которым ограничено право личного состава органов внутрених дел выезжать в недружественные (как их понимают в МВД) к России страны.


Речь идет о приказе 705дсп от 2013 (который предназначен для служебного пользования, и потому не доступен в правовых базах), в п. 1.1 которого (насколько можно судить по цитате этого акта в различных судебных решениях) предусмотривает невозможность свободного выезда сотрудника органов внутренних дел за границу (нужно заранее подавать рапорт и получать РАЗРЕШЕНИЕ на выезд).

Довольно циничный пересказ этого решения МВД может быть обнаружен в одном судебном акте (Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.06.2018 по делу № 33-1693/2018):

Пунктом 1.1 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 705дсп "Об отдельных вопросах выездов сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что решение о выезде за пределы Российской Федерации по частным выездам принимается на основании рапорта (заявления) сотрудника органов внутренних дел, федерального гражданского служащего и работника системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором указывается страна (страны), планируемая (планируемые) для посещения, и предполагаемые адреса места пребывания в ней (них).

Указанное решение Министерства внутренних дел Российской Федерации было вызвано осложнением международной обстановки, участившимися случаями в ряде зарубежных стран противоправных действий в отношении сотрудников органов безопасности и внутренних дел, что не оспаривалось сторонами.

Кроме того, письмом от 9 февраля 2017 года N 2122 "Об отдельных вопросах выезда за пределы Российской Федерации" руководитель УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу довел до сведения руководителей структурных подразделений УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу о случаях выезда сотрудников, работников, федеральных государственных гражданских служащих, не имеющих доступа к государственной тайне за пределы Российской Федерации без уведомления руководителя органа внутренних дел; со ссылкой на пункт 1.1 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 705дсп рекомендовал сотрудникам воздержаться от выезда за пределы Российской Федерации по частным вопросам до особого распоряжения, независимо от наличия (отсутствия) допуска к государственной тайне (л.д. 32).

Насколько я знаю эту историю, у примерно 4 млн сотрудников МВД, Минобороны, ФСИН и проч. добрых органов фактически отобрали право выбирать место отдыха (либо даже изъяли заграничные паспорта) и запретили ездить на отдых в любые страны, кроме прямо предписанных 13 стран.

К ним относятся: Азербайджан, Абхазия, Армения, Беларусь, Вьетнам, Казахстан, Киргизия, Китай, Куба, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Южная Осетия. В эти "добрые" страны ездить можно. Во все остальные - фактически нельзя, так как соответствующий рапорт, который должен подать сотрудник, начальство просто не согласует.

И вот против всего этого мракобесия и выступил М.Ю. Лужных, который нарушил положения приказа 705дсп, ездил в какую-то "недобрую" страну, его изобличили и уволили. М.Ю. Лужных оспаривает в верховном суде России этот приказ. И предсказуемо проигрывает.

Почему? Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу напомнить, что в сфере нормоконтроля существует два основных подхода к тому, что должен делать суд при рассмотрении споров о признании недействующими нормативных актов:

1) при осуществлении нормоконтроля суды ограничиваются лишь проверкой того, был ли акт издан в соответствии с компетенцией государственного органа, не противоречит ли он акту бОльшей юридической силы и соблюдена ли процедура издания акта;

2) при осуществлении нормоконтроля суды проверяют не только компетенцию и процедуру, а также соответствие актам вышестоящим в иерархии правовых актов, но и могут оценивать целесообразность того или иного правового решения, даже если оно формально укладывается в рамки допустимого (с точки зрения более значимого по юридической силе регулирования).

Я полагаю, что подлинный нормоконтроль в правопорядке, в котором действует принцип сдержек и противовесов, а суд признается самостоятельной ВЛАСТЬЮ, может осуществляться только в рамках второго подхода.

Аргумент о том, что судья, мол, не чиновник (управленец) и ему не ведомы какие-то конкретные нужды, вызвавшие принятие того или иного решения, я не считаю убедительным.

Прекрасное качество гражданского процесса - состязательность - как раз и поможет выявить, какое управлеченское решение могло бы быть лучшим: то, что принято чиновниками, или то, которое предлагают лица, оспаривающие решение государственного органа.

Приведу такой пример.

Допустим, принят правовой акт (правила землепользования и застройки), в соответствии с которым государственный орган предполагает допустить строительство неких зданий (например, церквей) в пределах границ некоторой территории (например, занятой парками, скверами и зонами рекреации.

Горожане против, они не хотят церкви, они хотят парки и скверы. Они оспаривают акт в суде. При первом подходе суд скажет: компетенция при издании акта соблюдена (госорган может принимать соответствующие решения), процедура соблюдена (все формальные стадии подготовки такого акты выполнены), именем Российской Федерации - отказать.

При втором подходе суд скажет: так, давайте разбираться. А точно ли нам нужны здесь церкви? Горожане доказывают, что по соседству уже есть четыре храма, что они бОльшую часть времени пустуют, опросы показывают, что верующих, которые следует обрядам и ходят в церковь хотя бы еженедельно очень мало и имеющихся церквей достаточно. И тогда на основе такого состязания суд говорит: меня не убедили, что так делать правильно, да, формально все соблюдено, но это не соответствует здравому смыслу и интересам общества. Поэтому именем Российкой Федерации - акт признать недействующим.

Риторический вопрос: в каком из случаев суд действительно является СУДОМ (то есть, ВЛАСТЬЮ), а в каком - он просто "оформитель", "подмахиватель" решений администрации? Ответ, в общем-то, очевиден.

Но возвращаемся к нашим полицейским, вынужденным принимать солнечные ванные на курортах Краснодарского края и Крыма, а не в Испании, Хорватии или Турции.

(Кстати, злые языки говорили, что 705дсп был в том числе, вызван желанием наводнить деньгами эти российские курорты, в которые в целом платежеспособные 4 млн туристов (а "siloviki", как все знают из последних новостей хотя бы про миллиарды сотрудников ФСБ, полицейского Захарченко и проч.) должны были поехать вместо "вражеских заграниц". Но, справедливости ради, надо заметить, что в 2013 году (год появления 705дсп) Крым еще был, что называется, "не наш").

Как я уже писал, верховный суд отказал бывшему полицейскому Лужных.

Основания для отказа довольно простые и по своему незатейливые в их безыскусности:

Вот и вся недолга! Аккурат в рамках первого подхода к нормоконтролю (при котором - суд это не ВЛАСТЬ, а так себе, придаток к могущественной администрации). Кстати, именно этот самый первый подход к нормоконтролю был недавно заложен в пост. пленума верх.суда № 50 (п. 28).

Причем дальше верховный суд пытается как-то невнятно рассуждать о том, что ограничения на выезд из Российской Федерации для лиц, ИМЕЮЩИХ доступ к государственной тайне, могут быть установлены в соответствии с положениями федеральных законов. Это действительно так, закон допускает некоторые ограничения на выезд для лиц, допущенных в гостайне (это, конечно, почти всегда глупость, так как начальный уровень допуска к гостайне имеют даже слесари на оборонных заводах), но в 2012 году верховный суд и эти ограничения признал законными.

Самое поразительное в деле бывшего полицейского Лужных, так это то, что он НИКОГДА НЕ ИМЕЛ допуска к гостайне, но приказ 705дсп ограничил возможность свободного выезда и ему тоже! Увы, текст этого приказа не доступен, но, как я уже написал, из цитат этого замечательного документа явно следует, что он распространяется на весь личный состав МВД, а не только на допущенных к гостайне.

И что делает верховный суд, которому в руки просто сам идет аргумент даже не о НЕЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ такого ограничения, а о его НЕЗАКОННОСТИ в силу непропорциональности ограничения прав таких находящихся на службе у государства лиц как полицейские? Он говорит: аргумент о том, что приказ 705дпс применяется и не к носителям гостайны отклонить, так как из преамбулы приказа это не следует. Я так понимаю, что верховный суд просто отказался назвать черное черным и затронуть ведомственные интересы полиции.

Крайне осторожное высказывание судей вс о том, что приказ 705дсп надо понимать в нормативном единстве и исходить из того, что министр Колокольцев хотел лишь выезд ограничить тем, у кого есть доступ к гостайне, я уверен, будет поднято полицейскими чинами на смех.

Конечно же, верховный суд должен был прямо признать приказ недействующим в отношении НЕносителей гостайны по той причине, что он несоразмерно ограничивает права всех сотрудников органов внутренних дел без особой на то причины. То, что делопроизводитель из Ямало-Ненецкого УВД поедет на 10 дней в Турцию, величия и неуязвимости нашей Родины не поколебнет ни на йоту. Нет никаких правовых резонов держать в узде 4 млн человек, просто потому что так захотела парочка министров.

Но это возможно было бы если бы верховный суд действительно захотел сделаться бы подлинным органом нормоконтроля. Он, увы, пока этого явно не хочет. В конце концов, его есть еще с кем объединять, а там мало ли как спецквалкомиссия на подобную смелость посмотрит.

Читайте также: