Поручение владимир мономах о чем

Обновлено: 01.05.2024

Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) — киевский князь, вьщающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью — византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.

У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, в последующие годы княжил в Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киеве. Вся его жизнь была посвящена борьбе с врагами — отражению постоянных набегов половцев, укреплению государства Киевской Руси и сплочению русских князей. Сам Владимир Мономах писал, что он совершил 83 великих похода, но историки считают, что всех походов князя насчитывались сотни. Княжение Владимира Мономаха пришлось на время расцвета государства Киевская Русь, когда до татаро-монгольского нашествия оставалось еще столетие.

Разнообразная деятельность киевского князя показывает, каким развитым и просвещенным было первое русское государство. Владимир Мономах внес огромный вклад в объединение и поддержание единства Руси, он был вдохновителем и руководителем походов против половцев, организатором съездов русских князей в Любече и Долобе. Владимир Мономах издавал законы, облегчавшие положение бедных людей и делающие жизнь более справедливой.

Композиция произведения.

И земля на водах положена. Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом. Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля.

Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои в юности повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился. Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.

Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево — Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью… Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную…

Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели — призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа… Князья находились между собой в отношениях вассального подчинения — среди них были и старшие, и младшие. Мономах учит соблюдать эти отношения: младшим уважать старших, а старшим покровительствовать младшим, опять-таки пользуясь церковной литературой.

Поучение Владимира Мономаха — это великолепный памятник древнерусской письменности. Когда оно могло быть написано? Памятник создан приблизительно в 1100 году. Некоторые куски текста были написаны около 1117 года. Автор — Владимир Мономах, одна из величайших исторических личностей не только в истории Древней Руси, но и в истории России.

История

Прежде чем говорить о самом памятнике, надо рассказать про его автора — Владимира Мономаха. Он был сыном младшего Всеволода Ярославича, младшего сына Ярослава Мудрого из династии Рюриковичей.

Стало быть его отчиной было Владимиро-Суздальское княжество. Владимир Мономах родился в 1053 году. Прозвище он такое получил потому, что его мать была византийской принцессой, дочерью императора Константина IX Мономаха.

Поучение Владимира Мономаха: история создания, анализ

Владимир Мономах (1053 — 1125)

По молодости ему давали поручения его дядья: ездить, например, к королю польскому Болеславу II, заключить с ним мирный договор. Или организовать военный поход на Чехию. Такие, не слабые поручения, надо сказать!

С 1093 года, после смерти отца, Владимир Мономах начинает вести свою княжескую игру. Но вел он ее по чести, соблюдая древнее правило наследования вотчин по лествичной системе престолонаследия.

Так, Мономах отказался вступить на киевский стол, уступив его своему старшему брату — Святополку Изяславичу, сыну Изяслава Ярославича, который в свою очередь являлся старшим сыном Ярослава Мудрого, составителя Русской правды — первого свода законов Древней Руси.

В 1094 году он поступил также с Олегом Святославичем, когда тот потребовал вернуть ему Чернигов — отчину его отца Святослава Ярославича.

Итогом усобицы стало то, что Мономах организовал съезд князей в Любече, который стал отправной точкой политической раздробленности на Руси. Мономах же в 1113 году после смерти своего старшего брата, возглавил Киевское княжество. Он надеялся, что Русь останется единой при его сыновьях и потомках. Но этому не суждено было сбыться, ведь Владимир не мог знать истинных причин раздробленности.

Поучение Владимира Мономаха: история создания, анализ

Г. А. Ершов. Любечский съезд изображение Владимира Мономаха на памятнике 900 — летия съезда князей в Любече. 1997 год

Далее Мономах приводит разные нравственные сентенции, которые он парафразировал из того самого жития Василия Великого.

Заключительная часть сочинения — наиболее самостоятельная. Тут князь приводит свод практических заповедей и нравственных правил, которых он по сути придерживался всю жизнь. Это своеобразные нравственные заветы для князей Древней Руси

Основная мысль текста — вести справедливый образ жизни, не враждовать, сохранять единство перед общим врагом. Князь должен сам за всем следить, ведь он хозяин земли русской.

Текст

Поучение

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь; а Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

Прочитав эти божественные слова, дети мои, похвалите Бога, подавшего нам милость свою; а то дальнейшее – это моего собственного слабого ума наставление. Послушайте меня: если не все примете, то хоть половину.

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте им власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

Если не будете помнить это, то чаще перечитывайте: и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Затем, послал меня Святослав в Польшу: ходил я за Глогов до Чешского леса, и проходил в земле их 4 месяца. И в том же году и сын родился у меня старший новгородский. А оттуда ходил я в Туров, а на весну в Переяславль, потом в Туров.

И Святослав умер, и я опять пошел в Смоленск, а из Смоленска той же зимой в Новгород; весной — Глебу на помощь. А летом с отцом — под Полоцк, а на следующую зиму со Святополком под Полоцк, и выжгли мы Полоцк; он пошел в Новгород, а я с половцами на Одреск, войною, и в Чернигов. И опять я пришел из Смоленска к отцу в Чернигов. И Олег пришел туда, из Владимира выведенный, и я позвал его к себе на обед с отцом в Чернигове, на Красном дворе, и поднес я отцу 300 гривен золота. И еще раз, из Смоленска же придя, пробился я через половцев с боем к Переяславлю, и отца там застал, вернувшегося из похода. Затем ходили мы опять в том же году с отцом и с Изяславом к Чернигову биться с Борисом, и одержали победу над Борисом и Олегом. И опять пошли в Переяславль, и стали в Оброве.

И Всеслав Смоленск пожег, и я с черниговцами погнал, захватив поводных коней на перемену, и не застали в Смоленске. В погоне за Всеславом пожег землю и с боем прошел до Лукомля и до Логожска, затем на Дрюцк с боем же, а потом в Чернигов.

А в ту зиму разорили половцы Стародуб весь, и я, идя с черниговцами и с половцами, на Десне взяли в плен князей Асадука и Саука, а дружину их перебили. И наутро за Новым городом рассеяли сильный отряд Белкатгина, а семечей и пленников всех отняли.

А в Вятичскую землю ходили две зимы на Ходоту и на сына его, и к Корьдну ходил первую зиму. И опять ходили мы и за Изяславичами за Микулин, и не настигли их. И тою весною — к Ярополку на совет в Броды.

В том же году ходили за Хорол реку в погоню за половцами, которые взяли Горошин.

И тою осенью ходили с черниговцами и с половцами — читеевичами к Минску, захватили город и не оставили там ни челядина, ни скотины.

В ту зиму ходили к Ярополку на совет в Броды и дружбу великую заключили.

И весною посадил меня отец в Переяславле впереди всей братии и ходили за Супой. И на пути к Прилуку городу встретили нас неожиданно половецкие князья, с 8 тысячами, и мы бы и рады были с ними сразиться, но оружие было отослано вперед на повозках, и мы вошли в город. Только семца захватили живым одного да смердов несколько, а наши половцев побольше убили и захватили, и половцы, не смея сойти с коней, побежали к Суле в ту же ночь. И на следующий день, на Успение, пошли мы к Белой Веже, и Бог нам помог и святая Богородица: перебили 900 половцев и двух князей взяли, Багубарсовых братьев, Осеня и Сакзя, и два человека только спаслись бегством.

И затем, на Святославль мы гнались за половцами, и потом на Торческ город, и потом на Юрьев за половцами. И опять на той же стороне, у Красна, половцев победили, и потом с Ростиславом же у Варина вежи взяли. И потом я ходил во Владимир, вторично Ярополка там посадил, и Ярополк умер.

И вновь, после смерти отца и при Святополке, на Стугне бились мы с половцами до вечера, бились у Халепа, и потом мир заключили с Тугорканом и с другими князьями половецкими, и от Глебовых людей отняли дружину свою всю.

И сидел я в Переяславле 3 лета и 3 зимы с дружиною своею, и много бед натерпелись мы от войны и голода. И ходили на воинов за Римов, и Бог нам помог, перебили их, а иных взяли в плен.

И опять Итларевых людей перебили, и вежи их взяли, зайдя за Голтав.

И к Стародубу ходили на Олега, потому что он перекинулся к половцам. И на Буг ходили с Святополком на Боняка, за Рось.

И в Смоленск ходили, с Давидом помирившись. Также ходили во второй раз с Вороницы.

Тогда же и торки пришли ко мне с половцами — читеевичами, мы ходили им навстречу на Сулу.

И потом еще раз ходили к Ростову на зиму, и три зимы ходили к Смоленску. Из Смоленска пошел я в Ростов.

И опять со Святополком гнались за Боняком, но убили, и не настигли их. И потом за Боняком же гнались за Рось и не настигли его.

И на зиму в Смоленск пошел я; из Смоленска после Великого дня вышел; и Юрьева мать умерла.

В Переяславль я вернулся летом, собрал братьев.

И Боняк пришел со всеми половцами к Кснятину, мы пошли за ними из Переяславля за Сулу, и Бог нам помог, и полки их разбили, и князей их взяли в плен лучших, и после Рождества заключили мир с Аепою, и, взяв у него дочь, пошли в Смоленск, и потом я пошел в Ростов.

Вернувшись из Ростова, вновь пошли мы с Святополком на половцев на Урубу, и Бог нам помог.

И потом снова ходили на Боняка к Лубьну, и Бог нам помог.

И потом ходили к Воиню со Святополком, и потом опять на Дон ходили со Святополком и с Давидом, и Бог нам помог.

И к Вырю пришли было Аепа и Боняк, хотели взять его; к Ромну пошли мы с Олегом и с детьми на них, и они, прознав об этом, бежали.

И потом к Минску ходили на Глеба, который захватил наших людей, и Бог нам помог, и успели в том, что задумали.

И потом ходили к Владимиру на Ярославца, не вытерпев злодеяний его.

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, выезжал утром и приезжал к вечерне. А всего переездов было 83 больших, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и после отца, а передал много скота и много одежи своей. И отпустил на волю из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых 2 братьев, Багубарсовых 3, Осеневых братьев 2, а всего других князей лучших 100. А самих князей Бог живыми в руки передавал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, Таревский князь Азгулуй, и иных кметей молодых 15, этих я, приведя живых, зарубил и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около 200 лучших мужей.

А вот как я трудился, охотясь, пока сидел в Чернигове; а из Чернигова выйдя и до этого года по сту загонял и брал без усилия, не считая другой охоты, вне Турова, где с отцом охотился на всякого зверя.

А вот что в Чернигове я делал: коней диких своими руками связал я в пущах 10 и 20 живых коней, помимо того, что, разъезжая по степи, ловил своими руками тех же диких коней. Два тура поднимали меня на рогах, вместе один меня ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил мне на бедра и коня вместе со мной повалил. И Бог невредимым меня сохранил. И с коня много раз падал, голову себе разбивал дважды, и руки и ноги свои я повреждал, в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей.

Что надлежало делать отроку моему, то сам я делал — на войне и на охоте, ночью и днем, в зной и в стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что требовалось, отдавая распоряжения, и в доме у себя поступал так же. И в отношении ловчих и конюхов, и в отношении соколов и ястребов весь распорядок держал я в своих руках.

Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал я в обиду сильным, и за церковным порядком и за службой сам следил.

Не осуждайте меня, дети мои, или кто другой, это прочитав: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость его за то, что он меня, грешного и дурного, столько лет оберегал от смертного часа и не ленивым меня создал, бедного, на всякие дела человеческие годным. Эту грамотку прочитав, подвигнитесь на всякие дела добрые, славя Бога и святых его. Смерти ведь, дети, не боясь, ни войны, ни зверя, мужской долг исполняйте, как вам Бог пошлет. Ибо, если я ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от падения с коня не пострадал, то и никто из вас не может пострадать или лишиться жизни, пока не будет от Бога повелено. А если от Бога придет смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее. Но если и хорошее дело — остерегаться самому, то Божия охрана лучше, чем человеческая.

© Российская национальная библиотека (РНБ)
F.п.IV.2. Ф. 550 — Основное собрание рукописной книги, инв. 219

Библиотека литературы Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева, Л.А. Дмитриева, А.А. Алексеева, Н.В. Понырко. Т.1. СПб., 1997.

Гиппиус А.А. Сочинения Владимира Мономаха: Опыт текстологической реконструкции // Русский язык в научном освещении. 2003. № 2. 2004. №2.

Назаренко А. В. Владимир Мономах и киевское столонаследие: традиция и попытки реформ // Древнейшие государства Восточной Европы, 2004 г. М., 2006.

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси в VI – первой трети XIII вв. СПб., 2003.

Какие из советов Владимира Мономаха можно считать актуальными в наше время?

Обращение Владимира Мономаха к памятникам церковной письменности: проявление искренней религиозности или литературные клише?

Правление Владимира Мономаха на Руси ознаменовалось большими переменами, благодаря умному, опытному и храброму князю. Владимир Мономах имел достойную родословную: его дедами были знаменитый Ярослав Мудрый и император Византии Константин Мономах, а среди потомков – Ярослав Мудрый и византийский император Константин.

Проследить родословную можно по схеме, представленной на картинке:

Родословная Владимира Мономаха

Характеристика Мономаха показывает все необходимые для правителя качества, где храбрость и суровость сочетаются с мудростью и скромностью.

Краткая биография

Полное имя – Владимир Всеволодович Мономах. Родился 26 мая 1053 г. в семье князя Всеволода Ярославича и Анны.

Родители Мономаха

Мать была родом из Византии, являлась дочерью византийского императора Константина IX Мономаха. Владимир прозван Мономахом в честь византийских предков своей матери.

Уже с самого детства отец забирал Владимира с собой в военные походы. Первый заметный поход произошел в 1076 году против половцев.

Государь избегал серьезных разногласий с остальными князьями и старался урегулировать все мирным путем. В 1097 начинает активно вести переговоры со всеми правителями русских удельных земель о необходимости присоединения и создания одного мощного государства. Помогает каждому княжеству в борьбе с врагами.

Владимир Всеволодович Мономах

В 1113 году занял престол великого киевского князя. Известен тем, что побил половцев, с которыми договаривался сначала мирно, потом окончательно разгромил их в бою.

В 1120 г. благодаря стараниями Мономаха с русских земель были полностью изгнаны печенеги.

Великий князь умер в 19 мая 1125 года. Останки покоятся в киевском соборе Святой Софии.

Княжение Владимира Мономаха в Киеве

Мономах не сразу после смерти отца правил и занял престол великого князя киевского. Сначала уступил его своему дяде и только после его смерти взошел на престол.

Владимир Мономах

В тот год начались восстания против ростовщиков среди народа. Это событие подтолкнуло киевскую знать обратиться к Владимиру Мономаху и попросить поскорее взойти на престол и подавить восстание. Умный государь ввел новый устав, согласно которому необходимо было снизить общий долговой процент в пять раз. Народ с почестями принял нового правителя.

За годы своего правления кнзяь уделял особое внимание условиям жизни низов, принимая законы в их пользу.

Несмотря на все старания, после смерти Мономаха не удалось удержать Киевскую Русь в том же величии, что и при Великом Князе, у которого был очень большой авторитет после победы над половцами и объединения русских княжеств.

Основные черты правления князя Владимира

Походы против половцев

Самые главные и заметные черты правления Мономаха:

знаменит объединением русских земель, избавил княжества от междоусобных войн;

принял нужные для народа законы, которые повысили авторитет государя, улучшили жизнь всех слоев населения;

хорошая военная внешняя политика устрашения врагов, поэтому правление Мономаха считается самым стабильным и спокойным за историю Киевской Руси;

призывал помогать слабым, осуществлял политику помощи бедным, вдовам и сиротам;

стремление к знаниям, говорил о необходимости образования;

превозношение духовности, веры и любви к ближнему.

Внутренняя и внешняя политика Владимира Мономаха

Период правления характеризуется сильной внешней и умной внутренней политикой.

Внутрення и внешняя политика Владимира Мономаха

Характерными чертами внутренней политики князя считается:

Объединение русских земель.

Улучшение социального и экономического состояния страны.

Создание сильного единого государства.

Именно при Владимире Мономахе была создана новая система наследования престола от отца к сыну, а не к братьям, как было прежде. Это значительно уменьшило вероятность междоусобных войн и последующего разделения государства.

Внешняя политика Мономаха был жестче. Со всеми врагами государь сначала вступал в переговоры, а если это не давало результатов, то отправлялся с армией в военные походы. Стратегический ум Мономаха помогал одерживать победу над врагами. Таким способом были разгромлены половцы и изгнаны печенеги с русских земель.

Результаты правления Владимира Великого

За годы своего правления 1113 - 1125 гг. Великий князь сделал для Руси много заметных улучшений во всех сферах жизни. Авторитет его был высоким благодаря разумной внешней и внутренней политике.

Битва с половцами

Кратко о главных результатах правления:

за указанный период провел больше 80 военных походов, целью которых был разгром вражеских войск и прекращение очагов междоусобных войн;

смог договориться со всеми остальными князьями и объединить русские княжества;

принял новый закон в престолонаследии.

Сыновья Владимира Мономаха

Среди потомков Великого князя было немало правителей, существенно повлиявших на будущее России.

Потомки Владимира Мономаха

Сыновья были русскими князьями: Изяслав – курский; Святослав – смоленский и переяславский; Мстислав — великий князь киевский; Ярополк — великий князь киевский.

Сын от второго брака Юрий Долгорукий, князь суздальский и великий князь киевский, стал основателем Москвы, его потомки правили на Руси до великой смуты.

У Мономаха было много сыновей, и еще при жизни он боялся, что, не поделив земли между собой, потомки пойдут друг против друга. Чтобы предостеречь их от необдуманных действий, он написал завещание в виде поучения.

Поучение детям

Призыв правильно осуществлять власть в стране, чтить обещания, не нарушать законы, заботиться о народе русском, помогать нуждающимся.

Наставления для военных походов и сражений. Главнокомандующий войска должен быть смелым, подавать правильный пример и заряд в бою.

Не бояться смерти, быть смелым и умереть с честью.

Не пренебрегать образованием. Стремиться к знаниям.

Призыв к любви. В семье должны быть любовь и понимание. Необходимо сохранить любовь между братьями, сестрами, женами и детьми.

На основе этого произведения можно утверждать, что Владимир Мономах был честным, милосердным, любящим и храбрым человеком.

Интересные факты о великом князе

За годы жизни князя произошло много заметных и исторических событий.

Владимир Мономах (портрет И. Глазунова)

С именем Владимира Мономаха связано много интересных фактов:

когда крестьяне подняли бунт против ростовщиков, Владимир Мономах включил в закон поправку, которая запрещала предавать в рабство должников;

государь был женат три раза;

внук Владимира Мономаха – Вольдемар, был королем Дании;

в первый свой военный поход князь отправился, будучи мальчиком 12-ти лет;

Владимир Мономах: правление, поучение, устав

Владимир Мономах: правление, поучение, устав

Правление Владимира Мономаха, безусловно, можно назвать одним из самых успешных за всю историю Киевской Руси. Причиной этому служил ум князя, а также его решимость. Без капли сомнения он наказывал всех врагов страны, как внешних, так и внутренних. Сам, а также с помощью своих сыновей Мономах одержал немало славных побед. Старший сын Мономаха Мстислав ходил в походы на Ливонию, и всякий раз возвращался с победой. Младший сын Мономаха Георгий ходил в походы в Булгарию. Эти походы так же были успешны. Средний сын Мономаха Ярополк воевал на полоцком направлении. За время этих войн он сумел захватить три половецких города. Слава о победах Мономаха разнеслась по всей Европе. Греческий император очень опасался росшего могущества Киевской Руси. И не зря. Мономах отправил Мстислава, своего старшего сына, в Адрианаполь. Опасаясь войны с русскими, греческий император отправил в Киев богатые дары, дабы примериться с Владимиром. Одними из составляющих этих даров стали держава и скипетре, шапка Мономаха и древние бармы. Именно эти предметы впоследствии стали неотъемлемой частью российской государственности. Дары эти доставил лично епископ Византийский, превратил правление Владимира Мономаха из княжеского в царское. Епископ объявил Мономаха царем Руси.

Владимир Мономах: правление, поучение, устав

Внутренняя и внешняя политика Мономаха

Не ограничивалось правление Владимира Мономаха укреплением границ государства. Жестоко карал князь всех, кто пытался угрожать государству его. В 1119 году единственный князь, который не признавал законности власти Мономаха – Глеб, князь минский, захватил город Слуцк. Правление Владимира Мономаха было жестоким, но справедливым. Не мог князь потерпеть своевольности Глеба, собрал войско и двинулся на Слуцк. В состоявшемся сражении Монома одержал победу. Глеб был плене и доставлен в Киев, где и скончался в 1119 году.

Владимир Мономах: правление, поучение, устав

Правление Владимира Мономаха продолжилось и дальше усиление государства российского. Граждане Киева надеялись, что Владимир переделает систему наследования власти, чтобы избежать в дальнейшем войн брата с братом. Но Мономах, который страстно любил свою страну, этого не сделал. Причины сего весьма прозрачны. Было абсолютно очевидно, что изменение системы наследования престола вызвало бы новую междоусобную войну со стороны абсолютно всех князей Руси, которые не пожелали бы терять свое право на киевский престол.

Славно было правление Владимира Мономаха, которое смело можно характеризовать периодом перемирия внутри страны. Долго ждали граждане мира и вот с приходом к власти Владимира они его получили. Сам Мономах прожил 73 года. 19 мая 1125 года Владимир отправился на берег реки Альт, в церковь, которую по его приказу там построили. У входа в церковь, в том самом месте, где некогда был убит князь Борис, и умер Владимир Мономах.

Поучение Владимира Мономаха

Предчувствуя скорую гибель свою, великий киевский князь Мономах оставил письменное поучение Владимира Мономаха детям. Этот труд, составленный Владимиром, касался многих тем, но главным смыслом, которое несло в себе поучение детям, было передать им законы Божьи и научить справедливо управлять государством. Поучение Владимира Мономаха детям начиналось с краткого описания жизни Владимира. Он писал о том, что при рождении его Ярослав Мудрый, дед Владимира, дал ему имя Владимир, а родители его дополнили его прозвищем Мономах. Причины появления этого прозвища не уточнены, но вероятнее всего, оно связанно с тем, что Владимир по материнской линии был потомком Византийского императора – Мономаха.

Владимир Мономах: правление, поучение, устав

Войны были неотъемлемой частью того времени. Поэтому поучение детям продолжалось наставлением о том, как нужно вести себя в сражениях и походах. Поучение Владимира гласило, что в походе и в битве нужно быть смелым и заражать ею всех остальных. Нужно быть мудрым, ибо только умом достигаются большие победы. Владимир призывал сыновей своих во всем быть примером ля своих солдат и в битве не прятаться за воеводой, а опережать его. Во время отдыха, продолжалось поучение детям, нужно отдыхать, но не снимать с себя оружия, поскольку враг и смерть любят появляться внезапно. В битве и миру, продолжал Владимир Мономах, нужно во всем уповать на Бога и надеяться на его заступничество. Не следует беречь себя, опасаться кого-либо, человека или зверя. Бог всегда покровительствует смелым, не дает им умереть. Описывая Свои походы, Владимир писал о том, что всего их было 83. И это только крупных, мелких же он и счета не вел. И в каждом этом походе Владимир был первым среди войска своего. Поучение Владимира Мономаха детям завершало военную тему, а также тему жизни и смерти, тем, что нужно быть смелым и не бояться умереть с честью. Проведение самого определяет судьбу человека, и если ему будет угодно, чтобы человек умер, то такого человека не спасет ничего, ни латы, ни прочные стены замка, ни другие люди.

Владимир Мономах: правление, поучение, устав

Завершалось поучение Владимира Мономаха детям призывом к любви. Владимир писал сыновьям, чтобы те любили не только братьев своих, но и весь свой народ, жен и детей своих, а также почитали родителей. Всякий странник должен быть встречен с любовью, поскольку именно странники разносят по странам другим славу о других государствах. И именно от теплоты их приема зависит, будет эта слава доброй или худой.

Поучение Владимира Мономаха детям сохранилось до наших дней в, так называемой, Лаврентьевской летописи. Уникальность этого документа в том, что он позволяет сделать достоверный вывод о том, каким человеком был сам Владимир: храбрым, честным, справедливым и любящим.

Устав Владимира Всеволодовича

"Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой души".
Владимир Мономаха

Устав Владимира Всеволодовича — один из разделов древнерусского свода законов, Русской Правды. Он был составлен в начале правления киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125 годы) с целью изменения части экономических, уголовных и социальных норм. Статьи Устава регулировали разрешение имущественных конфликтов, улучшали положение низших сословий, ограничивали влияние феодалов и ростовщиков.

Причины создания Устава

Единым сводом законов Руси до Владимира Мономаха была Русская Правда в Пространной редакции. Она была установлена в начале 11 века князем Ярославом Мудрым. Сто лет спустя многие нормы этого сборника уже не могли чётко регламентировать изменившиеся отношения в обществе.

Владимир Мономах: правление, поучение, устав

Устав Владимира Всеволодовича был принят под давлением обострившихся социальных противоречий. Рост налогов привёл к обеднению населения. Киевляне были вынуждены брать в долг у ростовщиков под проценты. Возмущение населения в 1113 году переросло в восстание. Владимир Всеволодович, принявший киевский престол после смерти своего двоюродного брата Святополка, начал правление с разработки новых законов.

Структура документа

  • Устав о резах (долговых процентах);
  • Закон о долгах и банкротстве купцов;
  • Устав о закупах (разорившихся крестьянах, отрабатывавших долг феодалу).

Многие историки предполагают, что непосредственно к Уставу Мономаха относятся 53-66 статьи. Ряд исследователей утверждает, что вся вторая часть Пространной Правды, до 121 статьи составлена в правление Владимира Всеволодовича.

Содержание Устава

Первые статьи, принятые Мономахом, регулировали выплаты процентов по долгам. Кредитор, взявший третные проценты дважды в год, имел право получить только начальную сумму долга. Должник, уплативший третные проценты трижды за год, освобождался от возвращения самого капитала.

Владимир Мономах: правление, поучение, устав

В уставе Владимира Всеволодовича определялись ситуации, в которых свободный смерд мог стать холопом (рабом):

  • брак с холопкой без договора;
  • продажа себя или своего ребёнка в холопы;
  • побег закупа от хозяина;
  • служба в качестве тиуна без договора о свободе.

Вторая и третья части Устава дополняют нормы Русской Правды об имуществе и защите личной чести. Четвёртый раздел уточняет полномочия свидетелей в суде и размеры судебных пошлин.

Значение Устава Мономаха

Законы, принятые Владимиром Всеволодовичем, помогли устранить социально-политическую напряжённость в стране. Определение прав закупов, смердов и холопов защищало их от произвола феодалов. Урегулирование финансово-кредитных вопросов стабилизировало экономику Руси. Устав Владимира Всеволодовича применялся в юридической практике древней Руси вплоть до утверждения татаро-монгольского ига.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


МОНОМАХ ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ
(в крещении Василий Мономах)
(1053 — 19 мая 1125)

— великий князь смоленский (1073 — 1078), черниговский (1078 — 1094), переяславский (1094 — 1113), киевский (1113 — 1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель; сын князя Всеволода Ярославича; автор "Поучения" - величайшего источника литературы древней Руси
Прозван Мономахом по названию рода матери Марии (по другим данным — Анны) — дочери византийского императора Константина IX Мономаха.

ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ (1053 — 19.05.1125), СЫН ВСЕВОЛОДА ЯРОСЛАВИЧА

ВЛАДИМИР (Василий) ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ (1053 — 19.05.1125), сын Всеволода Ярославича, прозвание Мономаха получил, по преданию, от прозвища деда по матери, византийского имп. Константина Мономаха. После изгнания из Киева Изяслава Ярославича, когда произошло перемещение князей, был посажен в Смоленск (1067). Когда отец Владимира сел в Киеве, он занял его стол в Чернигове, выдержав упорную борьбу со Святославичами. По смерти Всеволода Владимир, пользовавшийся большим расположением киевлян, мог бы занять его место, но, избегая борьбы с другими князьями, уступил Киев старшему из князей Святополку Изяславичу (1093). Лишаясь поддержки отца, не мог удержаться в Чернигове и ушел в отцовский Переяславль. Все время, когда вел. князем был Святополк, не пользовавшийся ни любовью киевлян, ни уважением князей, Владимиру принадлежала главная роль в общерусских делах: он организует многочисленные походы на половцев, из которых самым известным был поход в 1111, устраивает княжеские съезды (в Любече, Витичеве), на которых решаются споры князей. По смерти в 1113 Святополка киевляне послали к Владимиру звать его на великокняжеский стол.
Во время своего княжения в Киеве Владимир поднял значение великокняжеской власти, успел сосредоточить в руках своих и своих детей значительную часть русских земель. Владимир был одним из популярнейших князей в Древней Руси, и позднее создалась легенда, что византийский император прислал ему венец (шапку) и оплечье (бармы), которыми и венчал его на царство митр. Неофит.
Кн. Владимир стремился облегчить положение простых русских людей, боролся с еврейским ростовщичеством, дополнил и пересмотрел "Русскую Правду". Весной 1113 в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома евреев-ростовщиков. После этого восстания кн. Владимир запретил высокий ссудный процент. Более того, он велел выслать всех "жидов". В законе, установленном им, заявлялось: "Ныне из всей Русской земли всех жидов выслать и впредь их не впущать; а если тайно войдут — вольно их грабить и убивать".
Владимир Мономах был также и крупным писателем своего времени. В "Поучении", обращенном к детям, он излагает свои представления о нравственном поведении человека в мире, рассказывает о событиях собственной жизни и передает свои чувства. В "Поучении" отразилось духовно-нравственная высота Владимира Мономаха, о котором летописец писал, что он "просвети Русскую землю, акы солнце.

Н.М. Карамзин
История государства Российского
ТОМ 2. Глава VII.
ВЛАДИМИР МОНОМАХ, НАЗВАННЫЙ В КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЕМ.


По смерти Святополка-Михаила граждане Киевские, определив в торжественном совете, что достойнейший из Князей Российских должен быть Великим Князем, отправили Послов к Мономаху и звали его властвовать в столице. Добродушный Владимир давно уже забыл несправедливость и вражду Святополкову: искренно оплакивал его кончину и в сердечной горести отказался от предложенной ему чести. Вероятно, что он боялся оскорбить Святославичей, которые, будучи детьми старшего Ярославова сына, по тогдашнему обыкновению долженствовали наследовать престол Великокняжеский. Сей отказ имел несчастные следствия: Киевляне не хотели слышать о другом Государе; а мятежники, пользуясь безначалием, ограбили дом Тысячского, именем Путяты, и всех Жидов, бывших в столице под особенным покровительством корыстолюбивого Святополка. Спокойные граждане, приведенные в ужас таким беспорядком, вторично звали Мономаха. "Спаси нас, говорили их Послы, от неистовства черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши домы и святыню монастырей". Владимир приехал в столицу: народ изъявил необычайную радость, и мятежники усмирились, видя Князя великодушного на главном престоле Российском.

Даже и Святославичи не противились общему желанию; уступили Мономаху права свои, остались Князьями Удельными и жили с ним в согласии до самой их кончины. Они счастливее отцев своих торжествовали вместе принесение [2 Маия 1115 г.] мощей Св. Бориса и Глеба из ветхой церкви в новый каменный храм Вышегородский: сим действием Владимир изъявил, в начале своего правления, не только набожность, но и любовь к отечеству: ибо древняя Россия признавала оных Мучеников главными ее небесными заступниками, ужасом врагов и подпорою наших воинств. Еще будучи Князем Переяславским, он украсил серебряную раку святых золотом, хрусталем и резьбою столь хитрою, как говорит Летописец, что Греки дивились ее богатству и художеству. Из отдаленнейших стран России собрались тогда в Вышегороде Князья, Духовенство, Воеводы, Бояре; бесчисленное множество людей теснилось на улицах и стенах городских; всякий хотел прикоснуться к святому праху, и Владимир, чтобы очистить дорогу для клироса, велел бросать народу ткани, одежды, драгоценные шкуры зверей, сребреники. Олег дал роскошный пир Князьям; три дня угощали бедных и странников. - Сие торжество, и церковное и государственное, изображая дух времени, достойно замечания в истории.

Мономах спешил также благодеяниями человеколюбивого законодательства утвердить свое право на имя отца народного. Причиною Киевского мятежа было, кажется, лихоимство Евреев: вероятно, что они, пользуясь тогдашнею редкостию денег, угнетали должников неумеренными ростами. Мономах, желая облегчить судьбу недостаточных людей, собрал в Берестовском дворце своем знатнейших Бояр и Тысячских: Ратибора Киевского, Прокопия Белогородского, Станислава Переяславского, Нажира Мирослава и Боярина Олегова, Иоанна Чудиновича: рассуждал, советовался с ними и наконец определил, что заимодавец, взяв три раза с одного должника так называемые третные росты, лишается уже истинных своих денег или капитала: ибо как ни велики были тогдашние годовые росты, но месячные и третные еще превышали их. Мономах включил сей закон в Устав Ярославов.


[1116 - 1123 гг.] Владимир, одолевая внешних неприятелей, смирял и внутренних. Князь Минский, Глеб, не хотел ему повиноваться, сжег город Слуцк, захватывал людей между Припятью и Двиною: за то сын Мономахов, Ярополк, опустошил Друцк и вывел жителей в новый городок, для них основанный. Сам Великий Князь, соединясь с Давидом Черниговским и с Ольговичами, взял город Вячеславль, Оршу, Копыс; осаждал Минск, смирил Глеба и, вновь им оскорбленный, привел его как пленника в Киев, где он и скончался. - Беспокойные Новогородцы, употребляя во зло юность своего Князя Всеволода, мятежными поступками заслужили гнев Мономаха, который, призвав всех тамошних Бояр в Киев, велел им торжественно присягнуть в верности, удержал некоторых у себя, а других заточил. Правые или не столь виновные возвратились домой, узнав опытом, что самый человеколюбивый, но мудрый Государь не оставляет дерзких ослушников без наказания. Уже несколько времени Посадники Новогородские были, кажется, избираемы из тамошних граждан: Владимир, опасаясь их мятежного духа, дал сей сан Киевскому Вельможе Борису.

В стане Владимировых неприятелей были и Ростиславичи, до того времени усердные защитники отечества: каким образом сии два брата, славные благородством и великодушием, могли присоединиться ко врагам России? В древнейших Летописцах Польских находим объяснение. Мужественный Володарь, ужас и бич соседственных Ляхов, не умел защитить себя от их коварства. Они подослали к нему одного хитрого Вельможу, именем Петра, который вступил в его службу, притворно изъявлял ненависть к Болеславу, вкрался в доверенность к добродушному Князю Перемышльскому, ездил с ним на охоту и в лесу с помощию своих людей, внезапно схватив безоружного Володаря, увез его связанного к себе в замок: что случилось незадолго до осады Владимира. Брат и сын выкупили знаменитого пленника из неволи, отправив в Польшу на возах и вельблюдах множество золота, серебра, драгоценных одежд, сосудов. Сверх того Ростиславичи обязались жить в союзе с Болеславом и находились, кажется, в его стане под Владимиром, единственно для заключения сего договора или желая быть посредниками между изгнанником Ярославом и Великим Князем.

Завоеванием Минска и приобретением Владимира Мономах утвердил свое могущество внутри Государства, но не думал переменить системы наследственных Уделов, столь противной благу и спокойствию отечества. Долговременное обыкновение казалось тогда уже законом; или Владимир боялся отчаянного сопротивления Князей Черниговских, Полоцких и Ростиславичей, которые не уступили бы ему прав своих без страшного кровопролития. Он не имел дерзкой решительности тех людей, кои жертвуют благом современников неверному счастию потомства; хотел быть первым, а не единственным Князем Российским: покровителем России и Главою частных Владетелей, а не Государем Самодержавным. Справедливость вооружила его против хищника Глеба и Князя Владимирского (ибо сей последний хотел обесчестить семейство Мономахово разводом с дочерью Мстислава и звал иноплеменников грабить отечество): та же справедливость не позволяла ему отнять законного достояния у Князей спокойных. - По кончине гордого Олега и кроткого Давида, вообще уважаемого за его правдивость, меньший их брат, Ярослав, мирно княжил в области Черниговской, а сыновья Володаревы, Владимирко, Ростислав, и Васильковичи, Григорий с Иоанном, наследовали Перемышль, Звенигород, Теребовль и другие места в юго-западной России, когда в 1124 году умерли отцы их, оставив навсегда в России память своих счастливых дел воинских, верности в обетах и любви к отечественной славе.

Княжив в столице 13 лет, Владимир Мономах скончался [19 Маия 1125 г.] на 73 году от рождения, славный победами за Русскую землю и благими нравами, как говорят древние летописцы. Уже в слабости и недуге он поехал на место, орошенное святою кровию Бориса, и там, у церкви, им созданной, на берегу Альты, предал дух свой Богу в живейших чувствованиях утешительной Веры. Горестные дети и Вельможи привезли его тело в Киев и совершили обряд погребения в Софийском храме. Набожность была тогда весьма обыкновенною добродетелию; но Владимир отличался Христианским сердечным умилением: слезы обыкновенно текли из глаз его, когда он в храмах молился Вседержителю за отечество и народ, ему любезный. Не менее хвалят Летописцы нежную его привязанность к отцу (которого сей редкий сын никогда и ни в чем не ослушался), снисхождение к слабому человечеству, милосердие, щедрость, незлобие: ибо он, по их словам, творил добро врагам своим и любил отпускать их с дарами. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей. К счастию, сей остаток древности сохранился в одной харатейной летописи и достоин занять место в Истории.

Великий Князь говорит вначале, что дед его, Ярослав, дал ему Русское имя Владимира и Христианское Василия, а отец и мать прозвание Мономаха, или Единоборца: для того ли, что Владимир действительно был по матери внук Греческого Царя Константина Мономаха, или в самой первой юности изъявлял особенную воинскую доблесть? - "Приближаясь ко гробу, - пишет он, - благодарю Всевышнего за умножение дней моих: рука его довела меня до старости маститой. А вы, дети любезные, и всякий, кто будет читать сие писание, наблюдайте правила, в оном изображенные. Когда же сердце ваше не одобрит их, не осуждайте моего намерения; но скажите только: он говорит несправедливо!

К сожалению, древние Летописцы наши, рассказывая подробно воинские и церковные дела, едва упоминают о государственных или гражданских, коими Владимир украсил свое правление. Знаем только, что он, желая доставить народу все возможные удобности, сделал на Днепре мост; часто ездил в Ростовскую и Суздальскую землю, наследственную область Всеволодова Дому, для хозяйственных распоряжений; выбрал прекрасное место на берегу Клязьмы, основал город, назвал его Владимиром Залесским, окружил валом и построил там церковь Св. Спаса. Сын его, Мстислав, распространил в 1114 году укрепления новогородские, а Посадник, именем Павел, заложил каменную стену в Ладоге.

Во время Мономахова княжения, довольно спокойное и мирное в сравнении с другими, были некоторые бедствия: редкая засуха в 1124 году и сильный в Киеве пожар, который продолжался два дня, обратив в пепел большую часть города, монастыри, около 600 церквей и всю Жидовскую улицу. Народ с ужасом видел еще одно совершенное затмение солнца и звезды на небе в самый полдень. В южной России случились два землетрясения, а в северной страшная буря, которая срывала домы и потопила множество скота в Волхове.

Мономах оставил пять сыновей и супругу третьего брака. Нет сомнения, что первою была Гида, дочь Английского Короля Гаральда, о коей мы упоминали и которая, по известию древнего Историка Датского, около 1070 года вышла за нашего Князя, именем Владимира. Норвежские Летописцы сказывают, что сын Гиды и сего Князя женился на Христине, дочери Шведского Короля Инга Стенкильсона: супруга Мстислава Владимировича действительно называлась Христиною. Ее дочери, внуки Мономаховы, вступили в знаменитые брачные союзы: одна с Норвежским Королем Сигурдом, а после с Датским Эриком Эдмундом; вторая с Канутом Святым, Королем Оботритским, отцом Вальдемара, славного Государя Датского, названного сим именем, может быть, в честь его великого прадеда, Владимира Мономаха; третия с Греческим Царевичем: думаю, сыном Императоpa Иоанна; Алексием, коего супруга именем и родом неизвестна по Византийским летописям.

В год сего бракосочетания (1120) приехал из Константинополя в Россию Митрополит Никита и заступил место умершего Никифора, мужа знаменитого сведениями и красноречием: чего памятником остались два письма его к Мономаху: первое о разделении Церквей, Восточной и Западной; второе о посте, особенно любопытное, ибо оно содержит в себе не только богословские, но и философические умствования, заключаемые хвалою добродетелей Мономаховых. - "Разум, - пишет Никифор, - разум есть светлое око души, обитающей во главе. Как ты, Государь мудрый, сидя на престоле, чрез Воевод своих управляешь народом, так душа посредством пяти чувств правит телом. Не имею нужды во многоречии: ибо ум твой летает быстро, постигая смысл каждого слова. Могу ли предписывать тебе законы для умеренности в чувственных наслаждениях, когда ты, сын Княжеской и Царской (Греческой) крови, Властитель земли сильныя, не знаешь дому, всегда в трудах и путешествиях, спишь на голой земле, единственно для важных дел государственных вступаешь во дворец светлый и, снимая с себя любимую одежду простую, надеваешь Властительскую; когда, угощая других обедами Княжескими; сам только смотришь на яства роскошные. Восхвалю ли тебе и другие добродетели? Восхвалю ли щедрость, когда десница твоя ко всем простерта; когда ты ни сребра ни злата не таишь, не считаешь в казне своей, но обеими руками раздаешь их, хотя оскудеть не можешь, ибо благодать Божия с тобою. Скажу единое: как душа обязана испытывать или поверять действия чувств, зрения, слуха, ее всегдашних орудий, дабы не обмануться в своих заключениях: так и Государь должен поверять донесения Вельмож. Вспомни, кто изгнан, кто наказан тобою: ни клевета ли погубила сих несчастных. Князь любезный! Да не оскорбит тебя искренняя речь моя! Не думай, чтобы я слышал жалобу осужденных и за них вступался; нет, пишу единственно на воспоминание тебе: ибо власть великая требует и великого отчета; а мы начинаем теперь пост, время душеспасительных размышлений, когда Пастыри церковные должны и Князьям смело говорить истину. Ведаю, что мы сами, может быть, в злом недуге; но слово Божие в нас здраво и цело: ежели оно полезно, то надобно ли входить в дальнейшее исследование? Человек в лице, Бог в сердце", и проч. - Таким образом древние учители нашей Церкви беседовали с Государями, соединяя усердную хвалу с наставлением Христианским. Слог сих писем ознаменован печатаю века: груб, однако ж довольно ясен, и многие выражения сильны….

Читайте также: