Поручение на обработку персональных данных для чего

Обновлено: 30.06.2024

С сентября 2021 года действуют скорректированные правила, касающиеся заполнения согласия на обработку персональных данных. Они будут работать до 1 сентября 2027 года.

С 1 марта 2021 года начали действовать изменения, внесенные в Закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ. Данные корректировки коснулись вопроса предоставления доступа к информации субъекта через согласие на ее обработку. Нововведения были приняты для решения проблемы бесконтрольного использования персональных сведений граждан третьими лицами.

В обновлениях указывалось, что согласие на обработку персональных данных, которые разрешены для распространения, нужно оформлять отдельно. Если владелец данных молчит или бездействует, то это нельзя считать, как его согласие на обработку информации.

В согласии может быть установлен запрет на:

  • передачу информации неограниченному числу лиц;
  • обработку информации неограниченным числом лиц.

По требованию владельца данных их распространение должно быть сразу же приостановлено. Этот момент касается и ситуации, когда изначально субъект давал свое согласие.

В п. 9 ст. 9 Закона № 152-ФЗ указывается, что требования к информации, включаемой в согласие на обработку персональных данных, определяет Роскомнадзор. Данные требования он указал в Приказе от 24.02.2021 г. № 18 — документ вступил в законную силу с 1 сентября 2021 года.

Какие требования предъявляются к согласию на обработку персональных данных

Имеется конкретный список обязательных данных владельца персональной информации, которые должны быть в согласии:

  • ФИО;
  • контактные данные (телефон, электронная почта, адрес);
  • информация об операторе-компании;
  • информация об операторе-физлице;
  • информация об операторе-ИП;
  • информация об информационных ресурсах оператора, через которые неограниченному числу лиц дается доступ к информации и осуществляются иные операции с персональной информацией;
  • цель обработки сведений;
  • категории и перечень сведений, на обработку которых оформляется согласие — персональные данные (ФИО, дата и место рождения, адрес, семейное положение и т.п.), специальные категории персональных сведений, биометрические данные;
  • срок действия согласия.

Если владелец персональных данных захочет, то можно заполнить и такую информацию:

  • категории и перечень данных, для обработки которых владелец указывает условия и запреты, а также список этих условий и запретов;
  • условия, с учетом которых полученная информация может направляться оператором лишь по его локальной сети, обеспечивающей доступ к сведениям только для конкретных работников, либо с применением определенных телекоммуникационных сетей, либо без передачи персональной информации.

Бланк согласия на обработку персональных данных

Роскомнадзор предоставил для использования специальный конструктор, с помощью которого можно сформировать шаблон согласия. Данный документ только рекомендован, однако он соответствует предъявляемым к нему требованиям и учитывает особенности конкретного оператора.

Для создания шаблона нужно заполнить необходимые графы, после чего он рассматривается экспертами Роскомнадзора. Если необходимо, оператору выдаются рекомендации, как доработать документ. Результаты проведенной проверки пересылаются на адрес электронной почты, который указывается в форме.

После этого оператор может применять проверенную форму документа.

В шаблоне учитываются все обязательные данные, которые нужно отражать в согласии на основании Приказа от 24.02.2021 г. № 18.



Кроме того, в шаблоне указываются и такие персональные данные:



Внимание! С 27 марта 2021 года значительно повысились штрафные санкции за нарушения при работе с персональными данными (Закон от 24.02.2021 г. № 19-ФЗ).

1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ). Введено новое понятие "персональные данные, разрешенные для распространения". Речь идет о распространении персональных данных неограниченному кругу лиц. Этот новый термин, по сути, пришел на смену прежнему – "общедоступные персональные данные". Судя по пояснительной записке к законопроекту, главная цель поправок – ограничить неконтролируемое использование персданных, размещенных на сайтах и в других открытых источниках. Получив персональные данные, оператор не вправе распространять их, как это было раньше. В связи с этим для обработки персональных данных, разрешенных для распространения, нужно получать отдельное согласие лица, предоставившего такие данные. Далее по тексту под оператором персональных данных (также далее – оператор, оператор персданных) будет подразумеваться лицо, которое обрабатывает персональные данные. Под субъектом персональных данных (далее – субъект персданных, гражданин) понимается физическое лицо, к которому прямо или косвенно относятся персональные данные, обрабатываемые оператором.

Рассмотрим новые правила работы с персданными подробнее.

Для распространения данных нужно получить новое согласие

Прежде оператор персональных данных мог обрабатывать и распространять (публиковать или передавать третьим лицам) персональные данные физлица-работника, получив от него только один документ – письменное согласие на обработку его персданных. Теперь этого недостаточно. Если оператор хочет распространять данные (например, разместить их на сайте компании), ему придется получить не только согласие на обработку, но и новый документ – согласие на распространение персональных данных (далее – согласие на распространение). Этому посвящена новая статья 10.1 Закона о персональных данных № 152-ФЗ.

Если физлицо подписало согласие на обработку персональных данных, но не дало своего согласия на их распространение, оператор может их обрабатывать (хранить, уточнять, использовать и т. д.), но не имеет права передавать их кому-либо еще (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Это не касается передачи персональных данных государственным структурам, то есть военкомату, ФНС, ФСС, полиции, следственным органам и т. д. Персональные данные физического лица можно передавать им без его согласия (п. 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Молчание или бездействие субъекта персданных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на распространение его персональных данных (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Согласие на распространение может быть предоставлено оператору персональных данных (п. 6 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • например, непосредственно на бумаге с личной подписью (это можно сделать уже сейчас);
  • через информационную систему Роскомнадзора (эта возможность будет реализована только с 1 июля 2021 года).

Уведомлять Роскомнадзор о намерении начать обработку персональных данных, разрешенных для распространения, не нужно (пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Содержание согласия на распространение персональных данных

Требования к содержанию нового согласия на распространение персональных данных устанавливаются Роскомнадзором (п. 9 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). На данный момент документ еще не утвержден, он находится на этапе общественного обсуждения, а текст проекта доступен на портале проектов нормативных актов.

Из текста проекта следует, что новое согласие на распространение персданных должно содержать:

  • Ф. И. О. субъекта персональных данных;
  • контактную информацию субъекта персональных данных (телефон, электронная почта или почтовый адрес);
  • наименование или Ф. И. О. и адрес оператора, получающего согласие;
  • цель обработки персональных данных;
  • категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие или обработка которых запрещена;
  • условия разрешения и запрета обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие;
  • сведения об информационных ресурсах оператора, посредством которых они будут предоставлены неограниченному кругу лиц (например, адрес сайта).

Субъект персональных данных наделен правом самостоятельно выбирать, какие именно персональные данные и на каких условиях может распространять оператор, получивший к ним доступ. Это правило закреплено в п. 9 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Например, он может разрешить опубликовать только его фото и Ф. И. О., а дату рождения запретить публиковать. Либо он может разрешить передачу персональных данных третьим лицам, но только при условии, что они являются сотрудниками той же компании, в которой работает он сам.

Установленные субъектом персональных данных запреты и условия их обработки не действуют, когда их обработка осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (п. 11 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Например, несмотря на запрет, оператор может передать персональные данные в налоговую, ПФР, военкомат, полицию, следственный комитет и т. д.

Если в согласии прямо не указано, что субъект персональных данных не установил запреты и условия обработки персданных, их не следует передавать неограниченному кругу лиц (ч. 5 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Нельзя распространять общедоступные персональные данные без согласия

Если субъект персональных данных самостоятельно разместил в общедоступном месте (например, в соцсетях) свои персональные данные, взять их оттуда для дальнейшей обработки и распространения не получится. Дело в том, что теперь это прямо запрещено законом. Каждое лицо, обрабатывающее или распространяющее размещенные самим субъектом персональные данные, должно доказать законность их обработки. Таким образом, даже в этом случае понадобится письменное согласие субъекта персданных на обработку и/или распространение его персональных данных (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Раньше такие персональные данные считались общедоступными, не нужно было получать дополнительное согласие на их распространение.

Третьи лица должны быть оповещены о запретах и условиях обработки персональных данных

Получив согласие на распространение персональных данных, содержащее условия или запреты на их обработку, оператор должен опубликовать информацию о таких условиях или запретах. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней (п. 10 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Где именно должна быть опубликована такая информация, в законе не уточняется, однако логично предположить, что она должна быть доступна в том же месте, где опубликованы персональные данные (например, на той же веб-странице, на которой размещены фото и Ф. И. О. гражданина).

Субъект может отозвать согласие на распространение персональных данных

Оператор персональных данных обязан прекратить распространение (передачу, предоставление, доступ) персональных данных по требованию субъекта персданных. Для этого гражданин должен написать заявление об отзыве согласия на их распространение. В таком заявлении должны быть указаны (п. 12 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • Ф. И. О.;
  • контакты (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых должна быть прекращена.

Прекратить распространение нужно в течение трех рабочих дней с момента получения заявления. В противном случае субъект персональных данных вправе обратиться в суд с этим же требованием (п. 14 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Работодателям придется соблюдать новые правила в полном объеме

Все перечисленные выше новые правила обработки персональных данных полностью распространяются на процесс обработки персональных данных работников работодателями. Это означает, что для распространения персональных данных работников (например, для размещения их на сайте работодателя) при приеме на работу или после заключения трудового договора придется брать с работника дополнительное согласие на распространение его персональных данных. В противном случае персональные данные работника можно будет передать только при наличии условий, когда согласие работника на их передачу не требуется. Подробнее об этом читайте здесь.

Что касается передачи персональных данных работника в банк с целью оформления зарплатной карты, полагаем, что передавать такие сведения в банк без согласия работника можно только в исключительных случаях, а именно:

  • когда договор заключается непосредственно между банком и работником;
  • когда у работодателя есть доверенность на представление интересов работника в банке;
  • когда выплата зарплат на банковскую карту работника предусмотрена коллективным договором.

Нужно ли переоформлять согласие на обработку персональных данных, полученное до 1 марта 2021 года?

В законе нет норм, которые обязывали бы операторов персданных переоформлять полученные ранее согласия на обработку их персональных данных, оформленных по старым правилам. Но рекомендуется это сделать во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов. Если нужно передать персональные данные другим лицам или опубликовать их в открытом доступе, целесообразно оформить согласие на их распространение с учетом перечисленных выше правил. Сделать это следует еще и потому, что с 27 марта 2021 года вдвое увеличены штрафы за нарушение законодательства о защите персональных данных. Подробнее об этом читайте здесь.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Что собой представляет согласие

Согласие на обработку персональных данных – это письменное разрешение гражданина Российской Федерации, которое он дает заинтересованной стороне на получение, сбор, хранение и использование персональных сведений о себе.

Также документ гарантирует человеку то, что информация о нем будет применяться для строго определенных целей и будет защищена от неправомерных действий.

Когда чаще всего требуется согласие

Сейчас согласие необходимо писать почти повсеместно:

  • при подаче документов на ребенка в садик или школу;
  • при трудоустройстве;
  • при заключении договора с банком, страховой компанией и т.д.

Иными словами, везде, где гражданин предоставляет свои личные документы или документы лица, представителем которого он является, заполняет различного рода тесты и анкеты, он подписывается такое согласие.

Закон четко определяет это понятие: под персональными данными понимается вся информация, которая напрямую относится к человеку, как к физическому лицу. Это:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • сведения из паспорта, трудовой книжки и прочих документов;
  • а также некоторые характеристики его личности.

При этом следует отметить, что согласие на обработку персональных данных требуется даже несмотря на то, что далеко не все эти сведения имеют характер конфиденциальных и закрытых.

В частности их условно можно поделить на три основных вида:

  1. общедоступные данные (ФИО, пол, дата, место рождения, гражданство и т.п.)
  2. биометрические (физиологические особенности индивида, его внешние параметры)
  3. специальные (народность, религия, здоровье и т.д.). Сюда же в некоторой степени относится и информация о месте работы человека, его отношениях с законодательством, привычках и т.п.

По закону, согласие на обработку персональных действий строго необходимо только тогда, когда оно касается двух последних из вышеназванных категорий, однако зачастую оно пишется и в отношении той информации, которая имеет позицию общедоступной.

Для чего формируется согласие на обработку при трудоустройстве

Когда человек устраивается на работу, он дает представителю работодателя свои личные документы: паспорт, трудовую книжку, СНИЛС, свидетельство об образовании, медкнижку, военный билет и т.д. Как только эти бумаги попадают на стол специалиста по кадрам, они получают статус конфиденциальных (что обеспечивается статьей 14 Трудового Кодекса РФ), поэтому для их дальнейшего использования (а без этого в кадровом делопроизводстве никак не обойтись), необходимо заручиться письменным согласием работника (п. 8 ст. 65 ТК РФ).

В этом документе должно быть подробно расписано, как, с какой целью и какие конкретно сведения из персональных данных будут применяться, обрабатываться и храниться.

Следует отметить, что по закону, вся персональная информация, предоставленная работодателю, может использоваться только в служебных целях.

Если сотрудник отказывается подписывать согласие

Законодательство РФ однозначно говорит о том, что согласие должно быть только и исключительно добровольным, то есть работодатель не имеет права принудить подчиненного подписать данный документ, поэтому в практике кадровых специалистов встречаются люди, которые отказываются подписывать согласие на обработку персональных данных.

Обычно это бывает вызвано тем, что они не понимают истинного назначения документа: защитить права работника, а напротив, опасаются, что личные сведения о них попадут в руки недобросовестных граждан.

В этих случаях закон допускает обработку персональных данных без согласия работника, но только тогда, когда это нужно для реализации условий и целей ранее заключенного трудового договора.

Здесь отдельно следует акцентировать внимание на том, что это касается только тех сотрудников организации, которые уже зачислены в ее штат, а вот в отношении новых работников согласие на обработку персональных данных получить необходимо – без него в большинстве случаев человека на сегодняшний день даже невозможно принять на работу. Связано это с тем, что между сторонами еще не заключен трудовой договор, а значит, у работодателя еще нет и обязанности его исполнять.

Логично, что администрация предприятия стремится избежать ситуаций, когда, например, даже в таких мелочах, как выписка пропуска на территорию компании, отсутствие согласия на обработку персональных данных может сыграть свою негативную роль.

Что грозит за разглашение персональных данных

Как уже говорилось выше, действия, которые работодатель может совершать с персональными данными работников, четко прописываются в тексте согласия.

Если полномочия в какой-то степени превышаются, а, тем более, если происходит какое-то злоупотребление, ответственность может наступить самая серьезная: начиная от дисциплинарной и административной, вплоть до уголовной.

Для того, чтобы сотрудник имел четкое представление о том, не выходит ли запрашиваемая у него информация за рамки нужной по закону или не превышаются ли полномочия работников предприятия по тексту согласия, следует заранее проанализировать документ (возможно даже воспользовавшись помощью квалифицированного юриста) и только тогда ставить под согласием свою подпись.

В частности, данные о том, отбывал ли гражданин срок в местах лишения свободы, нужна только тогда, когда должность, на которую он претендует, напрямую требует отсутствия судимости (иными словами, если соискатель хочет работать менеджером по рекламе, такие данные он имеет право не предоставлять).

Как уведомить

Законодательство гласит о том, что представители организаций должны извещать Роскомнадзор об обработке поступивших в их распоряжение всех персональных данных (статья 22 закона № 152-ФЗ). Посмотреть, исполняет ли работодатель эту норму закона можно на сайте данной госструктуры.

Можно ли отозвать согласие

Обычно действие с согласием на обработку персональных данных происходит так: устраиваясь на работу, человек подписывает документ, после чего благополучно о нем забывает. Но в некоторых случаях, возникает необходимость об отзыве ранее подписанного согласия. Как правило, это бывает, когда работодатель нарушает условия хранения, использования и обеспечения закрытости поступившей в его распоряжение информации, а также при увольнении.

Для того, чтобы оформить отзыв достаточно всего лишь написать заявление в свободной форме, потребовать в нем прекратить сбор, обработку, использование, хранение персональных данных и уничтожить всю информацию о подчиненном (сослаться надо на закон № 152-ФЗ: п. 1 ст. 9 и п. 5 ст. 22).

Это требование должно быть выполнено не позже чем через месяц после написания отзыва.

Образец согласия

Согласие пишется в произвольной форме или по шаблону, который разработан и утвержден внутри организации. При этом в бланке обязательно должны быть следующие данные:

  • наименование компании-работодателя;
  • место и дата составления документа;
  • фамилия, имя, отчество работника, его паспортные данные и сведения о месте жительства.

Далее в основной части подробно указывается:

  • каких именно персональных данных касается документ;
  • в каких целях и что именно допустимо с ними делать;
  • срок действия согласия и возможность его отзыва (хотя это итак гарантировано законодательством).

Обязательно следует поставить отметку о том, что согласие написано без принуждения и в добровольном порядке. После того этого под документом ставится подпись.

СОГЛАСИЕ
НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Я даю согласие на использование персональных данных исключительно в целях формирования кадрового документооборота предприятия, бухгалтерских операций и налоговых отчислений, а также на хранение всех вышеназванных данных на электронных носителях. Также данным согласием я разрешаю сбор моих персональных данных, их хранение, систематизацию, обновление, использование (в т.ч. передачу третьим лицам для обмена информацией), а также осуществление любых иных действий, предусмотренных действующим законом Российской Федерации.

Подтверждаю, что давая согласие я действую без принуждения, по собственной воле и в своих интересах.

В настоящей статье мы решили затронуть наиболее важные вопросы, возникающие при поручении обработки персональных данных субоператору при заключении договора.

Как обеспечить надлежащую защиту персональных данных субъектов в данном случае? Как реально оператору обезопасить себя, предотвратить риск наступления неблагоприятных последствий при перепоручении определенных действий с персональными данными, ведь передавая сведения по договору субоператору, оператор не может фактически контролировать их соблюдение?

В силу ч. 5 ст. 6 Закона ответственность перед субъектом персональных данных за действия субоператора несет оператор. В свою очередь, субоператор несет ответственность перед оператором.
Исходя из возможностей, предоставленных действующим законодательством, предполагается, что оператору в данном случае необходимо предпринять ряд мер, направленных на защиту своих интересов. Остановимся на них поподробнее.

Закон касается данного вопроса в ст. 6 ч. 3, путем установления требований о наличии в поручении оператора в соответствии с которым передаются персональные данные субъектов, условия об обязанности обеспечения указанным лицом конфиденциальности и безопасности персональных данных при их обработке, перечня действий (операций) с передаваемыми персональными данными, которые будут совершаться субоператором, целей обработки, а также требований к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со ст. 19 Закона.

Закон не устанавливает требования к форме такого поручения, поэтому данные требования считаем возможным изложить как в поручении оператора в виде отдельного документа, так и зафиксировать в договоре.

Первая задача, которую нужно решить оператору при заключении договора на основании которого будет производиться обработка персональных данных, это определить предмет данного договора, т. е. цель его заключения, на основании которой уже будут сформированы цели обработки предоставляемых персональных данных. При этом необходимо учитывать принципы обработки персональных данных, установленные в ч. 1, 2 ст. 5 Закона, которые гласят, что обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, также должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Далее, исходя из заданных целей, необходимо определиться с перечнем допустимых действий (операций), которые будут совершаться с персональными данными субоператором. К таковым можно отнести: хранение, использование, передача, предоставление, накопление, уточнение и т.п. В случае выхода за рамки предоставленных действий оператору будет проще отследить какое из них не было предусмотрено договором.

Изначально, чтобы правомерно поручить обработку персональных данных субъекта субоператору, необходимо получить согласие субъекта на данное действие. Эта обязанность прямо установлена в п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 6 Закона. Такого согласия не потребуется в случаях, установленных пп. 2-11 ч.1 ст. 6 Закона. Данное согласие можно включить в текст договора или получить в виде отдельного документа. Первый вариант представляется наиболее оптимальным для тех, кто желает избежать излишнего документооборота. При разработке согласия необходимо помнить о том, что согласно ч.1 ст. 9 Закона, оно должно быть конкретным, информированным, сознательным и может быть выражено в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

Здесь важно не забыть, что в силу п. 3 ст. 9 Закона бремя доказывания наличия согласия субъекта персональных данных на обработку лежит на операторе.
Вторым шагом при передаче персональных данных по договору необходимо определить содержание и объем передаваемых персональных данных, которые можно зафиксировать в договоре и подтвердить факт их приема- передачи путем составления соответствующего Акта. Содержание и объем сведений определяются исходя из конкретных целей такого поручения. Здесь важно соблюсти ряд принципов, провозглашенных Законом. Речь идет о следующих принципах:

  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных целям обработки, недопустимости их избыточности по отношению к заявленным целям обработки (ч. 5 ст. 5 Закона),
  • точности, достаточности, в необходимых случаях актуальности персональных данных по отношению к целям обработки (ч.6 ст. 5 Закона);
  • обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки (ч.4 ст. 5 Закона).

Поэтому, при выборе контрагента не помешает лишний раз убедиться в его правоспособности, наличии необходимых лицензий и т.д.

Следующим обязательным условием в договоре по которому поручается обработка персональных данных субъекта является обязанность соблюдения субоператором конфиденциальности и безопасности персональных данных субъектов при их обработке. Кроме того, в нем должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со ст. 18, 19 Закона. Понятие конфиденциальности раскрывается в ст. 7 Закона. Изначально, необходимо ознакомиться с локальными актами, принятыми в организации и регламентирующими данные вопросы и процессы. Таковыми могут быть Положение о порядке обработки персональных данных, Перечень лиц, имеющих допуск к персональным данным, приказ о назначении ответственных за обеспечение безопасности персональных данных, документы, содержащие данные о технических средствах защиты информации и т.д. Главная цель – убедиться, что у субоператора установлены права, полномочия, обязанности сотрудников, имеющих доступ к персональным данным, и они ознакомлены под роспись с данными документами. Чтобы реально контролировать соблюдение установленных правил и условий в договоре можно установить обязанность субоператора предоставлять оператору ежемесячно отчет о состоянии системы защиты персональных данных, фактах, имеющих значение.

Следовательно, лучше всего определить условия, методы, режим, средства охраны конфиденциальности и безопасности контрагентом переданных ему персональных данных. Такая детальная проработка условий не кажется излишней, т.к. позволит четко регламентировать процесс обработки персональных данных и своевременно выявить его нарушения.

Исходя из принципов обработки персональных данных субъектов, установленных Законом (ч. 7 ст. 5 Закона), персональные данные субъекта подлежат уничтожению по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в их достижении. Причем в ч. 4 ст. 21 Закона установлен конкретный срок в течение которого оператор обязан обеспечить прекращение обработки персональных данных субоператором и их уничтожение. Он не должен превышать 30 дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено в договоре, ином соглашении между оператором и субъектом персональных данных либо, если оператор не вправе осуществлять такую обработку без согласия субъекта на основаниях, предусмотренных федеральными законами. Чтобы обеспечить выполнение данной нормы Закона можно включить в договор положение об обязанности вторичного оператора прекратить обработку и уничтожить определенным порядком персональные данные субъекта в течение установленного срока, либо совершить иное действие и предоставить доказательства такого уничтожения (иного оговоренного действия), напр. Акт, справку и т.п.

Следующий вопрос, который вытекает из смысла гражданского законодательства, как возместить ущерб, причиненный субоператором, при нарушении условий договора. Считаем, необходимым прописать в договоре ответственность субоператора за нарушение взятых на себя по договору обязательств, а также обязанность контрагента возмещения убытков, понесенных оператором, вследствие данного нарушения (ст. 15 ГК РФ, ч. 5 ст.6 Закона). Убытки оператору будут возмещаться в регрессном порядке (ст. 1081 ГК РФ). Это означает, что оператор после удовлетворения требований субъекта персональных данных взыщет понесенные убытки с субоператора.

Но, как известно, лучше принять предупредительные меры, нежели при их отсутствии претерпеть серьезные последствия их игнорирования. Поэтому, другая не мало важная задача - минимизация размера возможных убытков. В данных целях можно предусмотреть в договоре положение о том, что субоператор обязуется в случае установления факта разглашения, угрозы разглашения, нарушения условий о конфиденциальности и безопасности персональных данных, незаконном получении (в т.ч. попытках), использовании, немедленно уведомить об этом оператора и всех известных обстоятельствах. Это поможет своевременно предпринять необходимые меры для предотвращения либо устранения последствий нарушения.

Итак, мы рассмотрели наиболее важные аспекты отношений, возникающих при поручении обработки персональных данных субъекта по договору третьему лицу. Как видим данные отношения регулировать очень непросто. Поэтому, в заключении можно сделать вывод о том, что необходимо серьезно и качественно подойти к разработке условий договора при поручении обработки персональных данных по договору третьему лицу. Только проработав все нюансы, обозначив наиболее важные моменты в договоре, учитывая специфику деятельности контрагента, можно предупредить риск наступления неблагоприятных последствий, а также максимально защитить свои права.

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее - государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

3) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;

5) (Пункт введен - Федеральный закон от 28.06.2010 № 123-ФЗ; утратил силу на основании (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

3. Предоставление, распространение, передача и получение информации о деятельности судов в Российской Федерации, содержащей персональные данные, ведение и использование информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях создания условий для доступа к указанной информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". (Часть введена - Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

11) персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; (Пункт введен - Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ)

2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

5) распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

6) предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

7) блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

8) уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

9) обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

10) информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

11) трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

(Статья в редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных основывается на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов.

2. На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее - нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

3. Особенности обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, могут быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

5. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных

Статья 5. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.

2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

6. При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

7. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(Статья в редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

Статья 6. Условия обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах; (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

31) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта); (Пункт введен - Федеральный закон от 29.07.2017 № 223-ФЗ)

4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ)

5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем; (В редакции федеральных законов от 21.12.2013 № 363-ФЗ; от 03.07.2016 № 231-ФЗ)

6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных; (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 231-ФЗ)

8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

10) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ)

11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

2. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

3. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

4. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

5. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.

(Статья в редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

Статья 8. Общедоступные источники персональных данных

1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. (В редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ)

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных

1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного предс

Читайте также: