Поручение детям кто написал

Обновлено: 02.07.2024

Владимир Мономах – один из мудрейших киевских князей в конце своей жизни задумал написать поучение своим детям, в котором сформулировал основные правила поведения человека в обществе. Поводом к написанию Поучения стала встреча с братьями, которые предложили ему объединиться и выступить против Ростиславичей, тем самым продолжить распри на русской земле. Возвращаясь домой, князь обратился к Священному писанию и решил написать Поучение своим детям.

Жанр

Сам автор определил свою грамоту как поучение, однако исследователи древнерусской литературы считают, что правильнее называть произведение посланием.

Сюжет и тема

Князь Владимир Мономах сразу определился с адресатом своего Поучения – это его дети. Им князь намерен изложить правила поведения православного человека, рассказать о своем жизненном пути и передать свой опыт богатой на события княжеской жизни. Произведение интересно не только правилами добродетельной жизни, но и тем, как сам князь руководствуется этими правила в своей жизни.

Главные герои

Прежде всего, это сам князь Владимир Мономах. В Поучении также упоминаются имена русских князей, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться ему. Особо выделен князь Олег Святославович Черниговский, давний сообщник половцев и соперник Владимира Мономаха.

Композиция

Поучение состоит из трех частей. Первая часть – это правила жизни, которые князь сформулировал для своих детей. Основа поведения православного человека – это почитание Бога. Ежедневные молитвы и добрые, пусть даже небольшие дела. Помнить о том, что все мы небезгрешны, стараться меньше их совершать – для верующего человека это очень важное правило. Особое место в своем Поучении князь уделил отношению к убогим. Не забывать их, постоянно заботиться о них – это и княжеский, и человеческий долг. Напоминает князь своим детям и о самых простых человеческих качествах, необходимых порядочному человеку. Это искоренение лени, трудолюбие, забота о старших, быть честными и не чревоугодничать и многие другие, которые актуальны в наше время.

Вторая часть Поучения - это рассказ князя о своей военной деятельности, которую можно назвать его автобиографией. Восемьдесят три больших похода совершил князь, большая часть которых посвятил борьбе с половцами. Первый поход князь по приказу своего отца совершил еще в тринадцать лет. Кроме военных дел князь пишет о том, что его любимым занятием была охота, которая также требовала физических сил и умения. Князю не составляло труда выйти одному и на вепря, и на медведя.

Третья часть Поучения – письмо к князю Олегу Святославичу Черниговскому, который в борьбе за власть убил младшего сына Владимира Мономаха. Впервые в древнерусской литературе мы видим пример, когда победитель пишет письмо побежденному, в котором он прощает князю убийство сына. Смысл письма заключается в желании князя примириться, он предлагает Олегу Святославичу, своему двоюродному брату, покаяться и прислать в знак примирения жену убитого. Письмо содержит многочисленные упоминания святых и отсылки к Священному писанию, которые должны подействовать на князя Олега. Письмо к князю становится для детей Владимира Мономаха конкретным примером следования тем правилам добродетельной жизни, которые он изложил в первой части.

2 вариант

Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как Владимир Мономах на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать, вырос в постоянно напряженной политической атмосфере. И считал, что это разрушает страну, делая ее беззащитной и ослабленной. Поэтому даже после смерти своего отца, не стал претендовать на престол, а освободил место своему брату.

Был мудрейшим правителем, всегда совершал обдуманные поступки. Из произведения можно узнать название многих городов, которыми правил Владимир. Полноправно принимает киевский престол в 1113 году.

Главным смыслом текста становиться вера в Бога и в лучшее. Поддерживал только христианскую веру, помогал слабым и обездоленным. Так же в своем обращении указывает на то, что необходимо осуществлять молитв к Богу.

Прочитав его произведение можно проследить древние мотивы в нем. Особенно становится видно их в строках, в которых он описывает все права гостя и его привилегии. Считалось, что в те времена, пришедшего незнакомца следовало принимать в любое время суток, не зависимо даже от различных обстоятельств и бытовых условий. И имя его доводилось узнавать только при застолье.

Давая анализ тексту, можно с уверенностью сказать, что в нема заключается совокупность нескольких идей религиозной и бытовой морали. Владимир - был всегда рассудительным и мудрым правителем. Всегда выступал за единства государства, а не за его воссоединение.

Да, невозможно, точно ответить на вопрос. Правильно ли всегда действия его, но он всегда действовал и принимал решения объективно основываясь на интересы своего народа. Текст заключает в себе множество цитат из библии.

Это произведение является важным историческим документом, отражающим как государственные проблемы и реалии, так и факты из личной биографии князя. Но для того чтобы проанализировать читателям данный текст, придется изрядно потрудиться. Для того чтобы понять какой смысл вкладывал автор при написании, и какие причины послужили для его создания.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Поучения Владимира Мономаха

Популярные сегодня темы

Анна Андреевна Ахматова - одна из знаменитых писателей-поэтесс нашей страны. Любовные чувства в ее стихах - наиболее острая проблематика. Однако для нее нежные чувства - не всегда радость

Привет, дорогой друг. Я знаю, что давно не писал тебе, не спрашивал, как у тебя дела. Но, честно говоря, у меня совершенно не было времени!

До чего же богата и прекрасна наша земля, реки, озера, моря, леса, горы, полезные ископаемые, животные, насекомые, люди. Самое интересное, что все мы взаимосвязаны

Шукшин Василий Макарович - писатель известный своими произведениями, которые легки в прочтении, но при этом несут духовность и некоторую осмысленность. Одно из его произведений Солнце, старик и девушка, написанное в 1963 году

Владимир Мономах (в крещении получил имя Василий) — киевский князь, вьщающийся государственный деятель, полководец и писатель. Отцом Владимира Мономаха был великий киевский князь Всеволод, матерью — византийская принцесса Мария. Прозвище Мономах происходит от имени византийского императора, деда по матери — Константина Мономаха.

У самого Владимира Мономаха было 12 детей, семеро из которых были князьями. Седьмым сыном Владимира Мономаха был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. В юности Владимир Мономах был князем Ростова, в последующие годы княжил в Смоленске, Чернигове и Переяславле. В 1113 году Владимир Мономах был призван на княжение в Киеве. Вся его жизнь была посвящена борьбе с врагами — отражению постоянных набегов половцев, укреплению государства Киевской Руси и сплочению русских князей. Сам Владимир Мономах писал, что он совершил 83 великих похода, но историки считают, что всех походов князя насчитывались сотни. Княжение Владимира Мономаха пришлось на время расцвета государства Киевская Русь, когда до татаро-монгольского нашествия оставалось еще столетие.

Разнообразная деятельность киевского князя показывает, каким развитым и просвещенным было первое русское государство. Владимир Мономах внес огромный вклад в объединение и поддержание единства Руси, он был вдохновителем и руководителем походов против половцев, организатором съездов русских князей в Любече и Долобе. Владимир Мономах издавал законы, облегчавшие положение бедных людей и делающие жизнь более справедливой.

Композиция произведения.

И земля на водах положена. Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом. Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля.

Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои в юности повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей. Что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. На посадников не полагаясь, ни на биричей, сам делал, что было надо; весь распорядок и в доме у себя также сам устанавливал. И у ловчих охотничий распорядок сам устанавливал, и у конюхов, и о соколах, и о ястребах заботился. Также и бедного смерда и убогую вдовицу не давал в обиду сильным и за церковным порядком и за службой сам наблюдал.

В своих произведениях Мономах пытался опереть новую политическую систему на христианскую мораль, на строгое выполнение договорных условий, на совместное решение основных вопросов на княжеских съездах, на взаимное уважение к правам младших и старших. В конечном счете вся новая система должна была опираться на моральную дисциплину, на идеологию.

Вот почему этой идеологии Мономах и придал такое большое значение, заботясь о писателях, покровительствуя летописанию, укрепляя церковь, развивая культ Бориса и Глеба, поддерживая Киево — Печерский монастырь и лично занимаясь писательской деятельностью… Таким образом, высокая мораль была потребностью распадающегося общества. Ее появление было вызвано глубокими историческими причинами. Моральная сила должна была заменить силу государственную…

Мономах широко обращается к церковному авторитету, пользуется общехристианскими моральными правилами, традиционными дидактическими приемами, но только для единой, главной цели — призвать князей к строгому выполнению нового политического принципа… Князья находились между собой в отношениях вассального подчинения — среди них были и старшие, и младшие. Мономах учит соблюдать эти отношения: младшим уважать старших, а старшим покровительствовать младшим, опять-таки пользуясь церковной литературой.

Читайте также: