Понятие вестернизация мусульманского права для какого периода и для каких стран она характерна

Обновлено: 02.07.2024

Иными словами, шариат представляет собой многозначное понятие, и в особенности сложно соотнести его с самой по себе религией ислама. Согласно одной из точек зрения, ислам как религия состоит из акида, догматики (т. е. той части, ко­торая учит мусульманина, во что он должен верить), ахляка, этики (т. е. той части, которая предписывает мусульманину его социальные обязанности), и шариата, священного права. В шариате, в свою очередь, сосуществуют две части: первая регулирует поведение человека по отношению к Аллаху (иба- дат), вторая — по отношению к ближним. Во второй части условно могут быть выделены отрасли, связанные с общением с себе подобными (муамалат), с личным статусом (мунахат) и с наказанием (укубат). Именно укубат и является тем, что в западной традиции права принято именовать уголовным правом.

При этом следует отметить, что четких границ между отраслями шариата и между шариатом и другими частями ис­лама не существует. Каждый вопрос, каждый аспект жизни правоверного в какой-то мере затрагивается и догматикой, и этикой и нормами шариата. Обусловлено это тем, что в ко­нечном итоге любое поведение человека и любой социальный институт обладают религиозной значимостью и должны быть нацелены на счастье в этой жизни и в загробной.

Первый период в истории мусульманского права, период его возникновения и доктринальной разработки, охватывает I—IV вв. Хиджры / VII—X вв. от Р. X. Начинается он с осоз­нания Мухаммадом, купцом из Мекки, своей пророческой миссии. Относительно периода жизни Мухаммада вряд ли до­пустимо говорить о сознательном создании им нового права; скорее, действуя как судья в своей общине, Мухаммад просто применял ветхозаветные установления и нормы обычного пра­ва аравийских племен, изменяя их в отдельных случаях. Часть таких решений Мухаммада отразилась в Коране и хадисах Сунны.

Многие из сподвижников пророка отправлялись на обращенные в ислам территории в качестве провозвестников ислама и судей, но и там они главным образом руководствовались воспоминания­ми о правотворческой деятельности Мухаммада.

Лишь с распространением ислама в мире и трансформаци­ей религиозной власти халифов в светскую власть можно свя­зать непосредственное зарождение мусульманского права. Произошло это событие в период правления династии Омейя- дов (41—132 гг. Хиджры / 661—750 гг. от P. X.), когда с рас­ширением границ халифата и развитием общественной жизни появилась потребность в праве, не только способном урегули­ровать изменившиеся и усложнившиеся общественные отно­шения, но и согласованном с догматикой ислама. Дальнейшее развитие мусульманского права происходит уже при династии Аббасидов (132—656 гг. Хиджры / 750—1258 гг. от P. X.), под­держивавших развитие богословской и правовой науки.

Существование четырех мазхабов не означает наличия че­тырех самостоятельных систем права; напротив, учение всех четырех школ представляет собой единую мусульманскую пра­вовую доктрину, и все они признают ортодоксальность друг друга.

Период стабильности в истории мусульманского права, принимая во внимание неизменность социальных условий жизни исламского мира, продлился до середины XIII в. Хид­жры / середины XIX в. от Р. X.

Середина XIII в. Хиджры / середина XIX в. от Р. X. стала временем перемен для мусульманского права в целом и уго­ловного права в частности. Исламский мир, до того пребывав­ший в сравнительно замкнутом социокультурном ареале, впер­вые за всю свою историю серьезно столкнулся с более разви­той в экономическом отношении западной (христианской) цивилизацией. Возросшие потребности социальной, экономи­ческой и политической жизни в исламском мире пришли в конфликт с нормами шариата, причем конфликт этот в большей или меньшей степени наблюдался по всей области правового регулирования. Природа этого конфликта достаточ­но очевидна: шариат, созданный на основе обычного права родоплеменного общества, приспособленный к потребностям исламского мира средних веков и затвердевший со временем в догмах ислама, оказался не в состоянии регулировать капи­талистические, светские в основе своей отношения.

Таким образом, к середине XIII в. Хиджры / середине

Вестернизация права затронула в той или иной мере все страны исламского мира: во всяком случае, даже наиболее кон­сервативные мусульманские государства Аравии были вынужде­ны допустить на своей территории действие европейского права хотя бы по отношению к подданным европейских держав и своим подданным, вовлеченным в отношения с европейцами. Другое дело, что не везде вестернизация права была столь же глубокой, как то случилось, к примеру, в Турции. Кое-где нор­мы шариата сохранили свою силу и, пережив период вестерни­зации, практически в неизменном виде вошли в новый, четвер­тый и современный период в истории мусульманского права.

Что касается уголовного права, то здесь мусульманские страны, прибегнувшие к модернизации права, избрали путь от­мены шариата и замещения его норм законодательством запад­ных государств. Образцом для рецепции во многих странах явился французский Уголовный кодекс 1810 г.: он стал основой не только турецкого, но и, к примеру, иранского уголовного законодательства 1906 г., иорданского Уголовного кодекса 1960 г. В Египте, напротив, в 1883 г. были изданы созданные на основе английского общего права кодексы, охватившие в том числе и уголовное право; Судан в 1899 г. позаимствовал индийский Уголовный кодекс, разработанный, как уже отмеча­лось, на фундаменте общего права, а для северной Нигерии в 1904 г. был разработан Уголовный кодекс, прообразом для которого стал Уголовный кодекс Куинсленда 1899 г. В первых десятилетиях XX в. исламские страны обратились к уголовному праву прочих европейских государств: к примеру, итальянский уголовный кодекс 1889 г. был практически дословно позаимст­вован Турцией в 1926 г. и Египтом в 1937 г., а также оказал большое влияние на уголовное законодательство Ливана.

Подводя итог историческому обзору развития мусульманско­го уголовного права, следует отметить, что если еще несколько десятилетий тому назад можно было сомневаться в перспекти­вах его дальнейшего существования, то сейчас, напротив, мож­но утверждать, что оно входит в XXI век как одна из полно­правных уголовно-правовых систем современного мира, покры­вающая пространство от Каспия до Экваториальной Африки и от побережья Атлантики до побережья Тихого Океана.

Представляя семью религиозного права, мусульманское право в основе своей сопряжено с идеей божественной супре- матии. Для юриста в мусульманской уголовно-правовой систе­ме уголовное право прежде всего сопряжено с идеей защиты интересов конкретной религии. Это находит свое выражение в наказуемости религиозных грехов, устрашающем характере предписываемых наказаний, объявлении самыми тяжкими преступлениями деяний против религии и т. д.

за наказанием) все равно неизбежно последует кара величай­шая (т. е. ад) в загробной жизни.

Итак, идея божественного в основе семьи религиозного права не просто предопределяет содержательное наполнение права; она нацелена на согласование жизни с божественными установлениями, соблюдая которые человек достигает мира в обществе.

Есть и другие причины усиления дуализма и приспособления правовых систем, существующих в мусульманских странах, к изменяющейся в мире экономической и социально-политической среде. Их много, и они весьма разнообразны. Но все они вместе и каждая в отдельности обусловили в ряде мусульманских стран радикальную модернизацию правовых систем, проведение во многих из них прозападных правовых реформ, кодификацию законодательства, реорганизацию судебных систем и пр.

Следует отметить и обратные процессы. Если мусульманское право подверглось вестернизации, то некоторые правовые институты ряда немусульманских стран охватила за последнее столетие исламизация. В связи с этим некоторые западные авторы предрекают, что развитие современных правовых систем будет непременно включать не только рецепцию западных правовых институтов, вестернизацию, но и одновременно исламизацию.

К началу 20 векалишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых
арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам:

- романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан;

- англосаксонскому - Ирак, Судан.

За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание. В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа.

Источники индусского права.

Индусское право в настоящее время оно охватывает около миллиарда индусов, большая часть из которых проживает в Республике Индия. Оставшиеся индусы представлены в виде национальных меньшинств в таких странах как Пакистан, Бирма, Сингапур, Малайзия и т.д. Индусское право распространяется на всех выходцев из Индии, исключая приверженцев ислама, христианства, иудаизма, парсизма. Особенность индусского права заключается в том, что это право общины исповедующей индуизм. Классическое индусское право отличается глубокими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст, являющихся слоями общества.

Индийское право отличается от индусского права тем, что индийское право представляет собой национальное право, совокупность норм, действующих на территории всего государства.

1. Шастры – книги, в которых изложены нормы, закрепляющие поведение людей.

Три вида шастр, поскольку мир покоится на трех основах, а поведение людей можно определить тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. В частности,

1) наука дхарма - учат людей, как они должны себя вести, чтобы быть угодными богу (комплекс обязанностей);

2) наука артха (наука пользы и политики) - учат, как разбогатеть, и искусству руководить;

3) наука удовольствий – кама

Все три шастры легитимны, требуется, чтобы люди соблюдали их. Только нормы кама являются общими для мужчин и женщин. В остальном человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит: брахман – в соответствии с дхармой, правители и торговцы с артхой и так далее.

Авторитет дхармы основан не на обычае, а на почитании тех, кто создал эти правила.

Дхармы содержатся в специальных трактатах, именуемых дхармашастры, которые весьма многочисленны. Среди них можно отметить законы Ману, законы Яджнавалкья, законы Нарада. Авторитет того или иного трактата, излагающего дхарму, установлен традицией. Дхармашастры, признанные таковыми, составляют единое целое независимо от даты составления каждой из них. Шастры освещают и дополняют одна другую.

От дхармашастр нельзя отделить нибандхазы- комментарии дхармашастр. Цель нибандхаз заключается в том, чтобы сделать их понятными простым людям. Одни нибандхазы охватывают целый комплекс дхарм, другие рассматривают только один какой-либо институт. Дхармашастры и нибандхазы многочисленны. В одной местности отдают предпочтение одним из них, в другой – другим.

2. Дхарма допускает обычай. Если обычай молчит, то решение следует искать в дхармашастрах. Если и здесь нет решения, то следует обратиться к разуму и справедливости. Обычаи создаются на протяжении веков. Они исходят из условия места и времени и поэтому не связаны с божественным предписанием, лежащим в основе дхармы. Позитивное индусское право – это обычное право, в котором доминирует религиозная доктрина – индуизм. Обычаи разнообразны, каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям.

Судебные прецеденты и законодательство дхарма и доктрина индуизма не считают источниками права. Конечно, правителям можно законодательствовать. Однако искусство управления и институты публичного права восходят не к дхарме, а к артхе. Дхарма требует повиновения легитимным приказам правителя, но последние не могут оказать на нее никакого воздействия. Законы и приказы вызваны временной необходимостью и изменяются в связи с конкретными обстоятельствами. Судьям предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми способами примирить справедливость и власть. Не может претендовать на роль источника индусского права и судебная практика.До появления судов европейского типа ее практически не было. Правосудие было в основном устным, и решения сводились лишь к постановляющей части.

Читайте также: