Положение в шахматной партии когда соперник угрожает сразу двум фигурам

Обновлено: 17.05.2024

В данном словаре собраны все известные шахматные термины, определения, понятия и знания. Вы сможете ознакомиться не только с самыми важными словами, которые употребляют профессиональные шахматисты или любители этой интеллектуальной игры, но и с различными понятиями околошахматной тематики. Это и шахматный жаргон, и различные профессиональные слова, используемые тренерами во время тренировок либо писателями в шахматной литературе, а также разъяснения по тем популярным запросам, которые ищут пользователи в поисковиках всемирной паутины.

Поддержка шахматного словаря

Лучшие статьи на сайте для вашего прочтения по ссылке .

Главные статьи на сайте для вашего прочтения по ссылке.

Важные статьи на сайте для Вашего прочтения по ссылке.

Нужные статьи на сайте для Вашего прочтения по ссылке.

Шахматный словарь - Оглавление - Поиск

Если Вы ищете какое-то определенное слово, термин или понятие, то просто нажмите на Вашей компьютерной клавиатуре Ctrl + F, после чего впишите его во встроенном поисковике браузера.

Шахматный словарь

А

Б

В

Г

Д

Ё

  • Ёж — возникающая во многих дебютах пешечная структура, в которой пешки стоят по шестой (третьей) горизонтали.

Ж

  • Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.
  • Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
  • Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
  • Жертва позиционная — не предполагающая немедленный отыгрыш материала и ориентированная на получение долговременных позиционных преимуществ.

З

  • Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.
  • Забор — пешечная цепь.
  • Задвижка — тематическая жертва завлечения, создающая предпосылку для спёртого мата.
  • Закрытая игра — ведение партии при закрытом (фиксированном) центре, перегороженном пешечными цепями. Характеризуется преимущественно позиционной игрой, лавированием, перегруппировкой боевых сил, нащупыванием слабостей в лагере противника и т. п. Вскрытие игры — переход к открытой игре (посредством прорыва, жертв материала и т. п.).
  • Засада — ситуация, в которой дальнобойная фигура располагается за своей или чужой фигурой (фигурами). Действие дальнобойной фигуры проявляется только после перемещения стоящей перед ней фигуры (фигур).
  • Заснуть — надолго задуматься.
  • Звон — болтовня во время блица.
  • Зевок — грубый просмотр, ошибка, результатом которой становится потеря той или иной шахматной фигуры либо пешки, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
  • Зрение комбинационное (тактическое) — умение увидеть таящиеся в позиции возможности, получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.

И

К

Л

М

Н

  • Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
  • Навес — удар.
  • Насиловать позицию — играть вопреки требованиям позиции. Например, играть на выигрыш там, где необходимо защищаться и бороться за ничью.
  • Начальное положение — положение фигур на доске перед началом партии.
  • Не выйти из дебюта — получить прямо в дебюте плохую позицию.
  • Ничья в кармане — возможность играть без какого-либо риска, с гарантией ухода на ничью при необходимости.
  • Новинка — новый ход (новая схема развития) в известных вариантах (табиях).
  • Нокаут-система — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в быстрые шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц. Если по итогам этих состязаний не выявлен победитель, то последняя время используется система армаггедон — система, при которой по жеребьёвке одной стороне будет дано на партию 5 минут, а другой — 4 минуты. Если итогом этой партии является ничья, то победа засчитывается игроку, имевшему изначально меньшее количество времени. Если же итогом является победа одной из сторон, то итоговый результат выставляется соответственно результату сыгранной партии.
  • Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращённой нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).

О

П

Р

С

Т

У

  • Угроза — нападение на один из объектов позиции неприятеля с созданием реальной опасности для его положения.
  • Уконтрапупить — обыграть, разгромить.
  • Урок волшебных шахмат — задание в известной шахматной игре Шарарам от сказочного персонажа Лосяш. У нас на сайте Вы можете найти ответы на данный шахматный урок.

Ф

Х

  • Ход — передвижение фигуры или пешки с одного поля на другое. Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру или пешку на поле и отпустил её. Ходы шахматной партии, сыгранной в официальных соревнованиях, записываются посредством шахматной нотации. В случае рокировки и взятия в ходе могут участвовать две фигуры. См. также полуход.
  • Хвост — аутсайдеры в турнире. Последние доски в командных соревнованиях.

Ц

  • Цейтнот — нехватка времени на обдумывание хода.
  • Цементировать — надежно защитить.
  • Ценность фигур — значение фигуры в шахматной борьбе. Ценность фигур может быть абсолютная и относительная, например конь примерно равноценен слону или трем пешкам, две ладьи — ферзю, ферзь — трем легким фигурам, ладья — легкой фигуре и двум пешкам. Это абсолютная ценность фигур.
  • Центр — поля с индексами e4-e5-d4-d5. Понятие расширенного центра включает также смежные с указанными поля.
  • Цугцванг — положение, при котором у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных ходов, так что любой ход игрока ведёт к ухудшению его собственной позиции.

Ч

  • Часы шахматные — особая разновидность часов, в которых совмещены два циферблата и при совершении хода особый механизм переключает часы таким образом, что идут часы того, кто обдумывает ход. Нехватка времени вызывает цейтнот, а его исчерпание (в случае, если не сделано предусмотренное количество ходов) означает просрочку времени и поражение.
  • Часы Фишера — часы, в которых предусмотрено прибавление нескольких секунд за каждый сделанный ход (то есть возможность просрочки времени в выигрышной позиции минимизируется).
  • Чернопольник — чернопольный слон.
  • Четырёхлошадник, квадрига, куадрилья — дебют четырех коней. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Nc3 Nf6.

Ш

  • Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой.
  • Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.
  • Шайба — пешка или лишняя пешка.
  • Шарарам — известная детская логическая игра, в которой есть школа магии. В ней изучают различный веселые предметы, среди которые есть и волшебные шахматы, а также химические превращения, телесная магия, олимпийские чудеса, завораживающая живопись, магические жесты, удивительная физика.
  • Шахматная композиция — область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды), в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.
  • Шахматный щелкун, или мозаичный (лат. Prosternon tessellatum) — вид щелкунов из подсемейства Prosterninae. Насекомое.
  • Шахматная фигура — Конь, Король, Ладья, Слон, Ферзь
  • Лёгкая фигура — лёгкой фигурой называют коня или слона.
  • Тяжёлая фигура — тяжёлой фигурой называют ладью или ферзя (в отличие от легких фигур, отдельная тяжёлая фигура может при поддержке короля поставить мат одинокому королю противника).
  • Шведки или шведские шахматы — игра пара на пару, когда съеденные у противника фигуры передаются партнёру, который имеет право вместо хода выставить фигуру на произвольное поле.
  • Швейцарка — турнир по швейцарской системе, которая предусматривает произвольное большое число участников и жеребьёвку перед каждым туром. Её основной принцип - между собой должны играть игроки с одинаковым количеством очков.
  • Швиндель — короткий комбинационный удар. От немецкого Schwindel (головокружение).\
  • Шлёпать — играть бездумно и быстро. И как правило - слабо.
  • Шпилер — от немецкого Spieler, азартный игрок, цепкий практик, который делает ставку на мелкие ловушки и использование грубых ошибок соперника.
  • Штаны — ситуация, в которой две проходные пешки рвутся в ферзи, и вражеский слон не в состоянии их задержать, действуя по одной диагонали. Вспомним классику.
  • Шреддер (Shredder) — один из сильнейших аналитических модулей (шахматных программ).

Э

Статьи словаря шахматных терминов

Чуть ниже по представленным ссылкам Вы можете найти выложенные на сайт статьи данного раздела.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация для второго года обучения, управляема учителем по своему усмотрению. С анимацией. Время для работы с ней хватает на целый урок. Детям нравятся презентации, они более им более понятны, т.к. с анимацией и видно, куда ходят фигуры. На основе методички, учебника и рабочей тетради, 2-ой год обучения.


Урок № 6. Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение

Защита в шахматной партии:

контрнападение

 Перечисли способы защиты, которые ты знаешь. 1. Уход из-под нападения. 2. Уничтожение атакующей фигуры. 3. Защита своей фигуры.

Перечисли способы защиты,

которые ты знаешь.

1. Уход из-под нападения.

2. Уничтожение атакующей фигуры.

3. Защита своей фигуры.

Диаграмма 1. Рассмотрите диаграмму. Определите, на какую фигуру напали. Выберите самую лучшую защиту. Способ защиты – уход из-под нападения.

Диаграмма 1.

Рассмотрите диаграмму.

Определите, на какую фигуру напали.

Выберите самую лучшую защиту.

Способ защиты –

уход из-под нападения.

Диаграмма 2. Рассмотрите диаграмму. Определите, на какую фигуру напали. Выберите самую лучшую защиту. Способ защиты – защита своей фигурой.

Диаграмма 2.

Рассмотрите диаграмму.

Определите, на какую фигуру напали.

Выберите самую лучшую защиту.

Способ защиты –

защита своей фигурой.

Диаграмма 3. Рассмотрите диаграмму. Определите, на какую фигуру напали. Выберите самую лучшую защиту. Способ защиты -уничтожение атакующей фигуры. Ф:b8 1. Ф:b8 2. Л:b8 Л:b8

Диаграмма 3.

Рассмотрите диаграмму.

Определите, на какую фигуру напали.

Выберите самую лучшую защиту.

Способ защиты -уничтожение

атакующей фигуры.

 В шахматной партии может быть применён такой способ защиты, как перекрытие. Перекрытие - приём защиты, при котором фигура, оказавшаяся под боем, заслоняется менее ценной фигурой. Применение такого приёма возможно, если на фигуру нападает дальнобойная фигура. Учебник, стр. 42, задание 1.

В шахматной партии может быть применён такой способ защиты, как перекрытие.

Перекрытие - приём защиты, при котором фигура, оказавшаяся под боем, заслоняется менее ценной фигурой. Применение такого приёма возможно, если на фигуру нападает

дальнобойная фигура.

стр. 42, задание 1.

Диаграмма 4. В позиции на диаграмме 4 чёрные напали на ферзя белых, белые не могут отойти ферзём, так как белый король тогда остаётся под шахом. Белые должны защитить ферзя, используя перекрытие и делая ход 1. f5.

Диаграмма 4.

В позиции на диаграмме 4 чёрные напали на ферзя белых, белые не могут отойти ферзём, так как белый король тогда остаётся под шахом.

Белые должны защитить

ферзя, используя перекрытие и делая ход 1. f5.

Диаграмма 5.

стр. 44, задание 2.

Рассмотрите диаграмму 5 и определите, на какую фигуру

Диаграмма 6.

стр. 44, задание 2.

Рассмотрите диаграмму 6 и определите, на какую фигуру

если на твою фигуру нападает дальнобойная фигура.

Ещё один приём защиты в шахматной партии —

контрнападение.

Контрнападение - наступление в ответ на атакующие действия партнёра.

 Посмотрим, как осуществляется контрнападение. В позиции на диаграмме 7 чёрные напали на коня белых. Белые решили применить контрнападение и сделать ход 1. КсЗ, напав на ферзя чёрных.

Посмотрим, как осуществляется

контрнападение.

В позиции на диаграмме 7 чёрные напали на коня белых.

Белые решили применить контрнападение и сделать ход 1. КсЗ, напав на ферзя чёрных.

Учебник, стр. 47, задание 3. Рассмотрите диаграмму и определите, на какую фигуру напали. Используя контрнападение, защитите фигуру. К:a2 1. Лd1

стр. 47, задание 3.

Рассмотрите диаграмму и определите, на какую

фигуру напали. Используя контрнападение, защитите

Рабочая тетрадь, стр. 16, задание 1. Рассмотрите диаграмму 1. Вспомните план матования одинокого короля ладьёй и королём и запишите его.

Рабочая тетрадь, стр. 16, задание 1.

Рассмотрите диаграмму 1. Вспомните план матования

одинокого короля ладьёй и королём и запишите его.

Рабочая тетрадь, стр. 17, задание 2. Диаграмма 2. Рассмотрите диаграммы. На диаграмме 2 найдите лучший способ защиты от шаха. Лf2

Рабочая тетрадь,

стр. 17, задание 2.

Диаграмма 2.

Рассмотрите диаграммы. На диаграмме 2 найдите лучший способ защиты от шаха.

Рабочая тетрадь, стр. 17, задание 2. Диаграмма 3. Рассмотрите диаграммы. На диаграмме найдите фигуру, на которую напали, и выберите лучший способ защиты. fg

Рабочая тетрадь,

стр. 17, задание 2.

Диаграмма 3.

Рассмотрите диаграммы. На диаграмме найдите фигуру, на которую напали, и выберите лучший способ защиты.

Рабочая тетрадь, стр. 17, задание 2. Диаграмма 4. Рассмотрите диаграммы. На диаграмме найдите фигуру, на которую напали, и выберите лучший способ защиты. d4

Рабочая тетрадь,

стр. 17, задание 2.

Диаграмма 4.

Рассмотрите диаграммы. На диаграмме найдите фигуру, на которую напали, и выберите лучший способ защиты.

Рабочая тетрадь, стр. 17, задание 2. Диаграмма 5. Рассмотрите диаграммы. На диаграмме найдите фигуру, на которую напали, и выберите лучший способ защиты. Cb2

Рабочая тетрадь,

стр. 17, задание 2.

Диаграмма 5.

Рассмотрите диаграммы. На диаграмме найдите фигуру, на которую напали, и выберите лучший способ защиты.

Читайте также: