Положение в экономике когда часть трудоспособного

Обновлено: 04.07.2024

Урок разработан согласно требованиям ФГОС. Изучение теоритического материала подкреплено закреплением с примерами, характерными для анализа современных реалий и оценки уровня безработицы, который сложился в России с марта 2020 г. Практика показала, что злободневность вопроса способна побудить учащихся применять поисковой метод в подборе точной, достоверной информации, анализировать информационные источники. Данный вид работы вызывает интерес у учеников.

ВложениеРазмер
tema_bezrabotitsa_eyo_prichiny_i_posledstviya.docx 138.51 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока обществознания 8 класс

Цель : знакомство учащихся с явлением безработицы.

Образовательные – познакомить обучающихся с основными причинами возникновения безработицы, видами и последствиями, стимулируя интерес обучающихся к решению проблем, возникающих вследствие безработицы;

Воспитательные - формировать у учащихся познавательную потребность, интерес к проблемам безработицы, повысить грамотность речи, учить отстаивать собственную точку зрения;

Развивающие - развивать критическое мышление учащихся через призму обобщения представляемой информации; развивать воображение, мобильность внимания и актуализации знаний.

Личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;

Метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;

Предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости; понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.

Тип урока: изучение нового материала.

Приветствие, настрой на урок.

В настоящее время занятость населения стала одной из острых социально-экономических проблем. Она волнует и государство, и общество, и отдельных людей. С каждым новым десятилетием ее острота все более нарастает. Это может привести к снижению социального и экономического уровня. Полная занятость, вот к чему должна стремиться любая страна. Для этого нужно проводить грамотную государственную политику в области безработицы.

Именно об этом неотъемлемом явлении рыночной экономики мы сегодня поговорим на уроке.

На экране - план урока:

  1. Безработица – спутник рыночной экономики.
  2. Виды и причины безработицы.
  3. Последствия безработицы.
  4. Роль государства в обеспечении занятости.
  1. Безработица – неотъемлемый элемент рыночной экономики, - говорят нам экономисты, социологи. А что это за процесс? Кто такой безработный? Каковы риски для трудоспособного населения?

Давайте сформулировать определение, что такое безработица из имеющихся словосочетаний на экране – не может найти работу, положение, часть, трудоспособное население, желание трудиться, экономика.

Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место). Записываем в тетрадь.

О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)

А кто у нас является трудоспособными, как вы думаете? А среди трудоспособных выделяют занятых и безработных.

Безработные наряду с занятыми, формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах:

Задача на экране

Вычислить уровень безработицы в стране, численность населения которой 100 тысяч человек. Из них 24 тыс. дети до 16 лет, 30 тыс. человек выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 4 тыс.человек – безработные.

Безработные – 4 тыс.

Трудоспособные = 100 тыс.- 24 тыс. -30 тыс. + 4 тыс.= 50 тыс.

Уровень безработицы = 4 тыс./ 50 тыс.* 100% = 0, 08 тыс.* 100%= 8%

Нормальный уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6 %. В период экономического кризиса этот уровень может измениться.

  • Негибкость рынка труда, постоянное несоответствие потребностей соискателей и работодателей.
  • Низкий спрос на рабочую силу. В этом случае может потребоваться вмешательство государства с целью создания рабочих мест.
  • Завышенные требования работников к работодателям, например по уровню зарплаты.

Безработица

Используя текст учебника с.229 – 230 определиться с тенденциями безработицы.

  • Формирует мобильный резерв рабочей силы.
  • Сдерживает необоснованные требования по повышению зарплаты, снижает уровень инфляции.
  • Усиливается трудовая мотивация работающих.
  • Недоиспользование экономического потенциала общества.
  • Снижение уровня жизни населения: может сокращаться доход работающих, потребительский спрос.
  • Потеря профессиональных навыков.
  • Рост алкоголизма, наркомании, преступности, депрессий, самоубийств.

4.Роль государства в решении вопросов безработицы.

Скажите, а домохозяйка - имеет статус безработной или нет? Это действительно не безработная. Безработным лицом по закону о занятости населения является лицо, которое ищет работу и для этого стоит на учете в органах службы занятости. В последнее время в общесте и на государтсвенном уровне обсуждается соц.статус домхозяек.

?А какие обстоятельства, которые случились в марте 2020 г., повлияли на рост безработицы как в мире, так и России? С чем это связано ? Пандемия и самоизоляция 2020 г. из-за вспышки распространения короновирусной инфекции.

Предлагаю вам дома, испльзуя доп.информацию, выполнить следующее задание - таблица выведена на экран ( Задание творческое):

Экономические меры социальной поддержки населения в условиях самоизоляции в Московской области

  1. Выделите категории граждан, которым особенно нужна поддержка в условиях самоизоляции.
  2. Заполните таблицу ( ориентируемся на факты и знания, которые изложены в материале учебника и касаются самоизоляции в Московской области ).

Категории граждан, которым нужна помощь

Мероприятия, предпринятые для поддержки соц. слоев населения (нуждающихся) в условиях самоизоляции – со стороны правительства, со стороны добровольцев и волонтеров

Читайте также: