Полностью кодифицированными являются нормы какого права

Обновлено: 02.07.2024

Кодификация – это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Подобно другим способам систематизации, кодификация обладает способностью упорядочивать действующее законодательство, делать его более компактным, согласованным, освобождать от фактически утративших силу и недействующих нормативных правовых актов. В процессе кодификации происходит поглощение значительной части актов действующего законодательства новыми, крупными актами сводного характера. Тем самым решается проблема "расчистки" законодательства от устаревших и малоэффективных актов. Например, в связи с принятием Кодекса об административных правонарушениях были признаны утратившими силу полностью или частично около тысячи ранее принятых нормативных актов.

Будучи подведением известных "итогов" правового регулирования, кодификация вместе с тем направлена на установление норм, имеющих целью удовлетворение новых потребностей общественной практики в правовом регулировании общественных отношений. Иными словами кодификация – это не только закрепление определенных, действующих норм и их систематизация, но и одновременно выработка новых правовых установлений, совершенствование законодательства по существу. Именно это свойство кодификации позволяет рассматривать ее в качестве одного из наиболее совершенных видов правотворческой деятельности.

Творческая роль кодификации выражается в укреплении системности законодательства, усилении его юридического единства и согласованности.

Кодификация способствует формированию в системе законодательства своеобразных укрупненных блоков, образуемых кодификационными и группирующимися вокруг них консолидированными актами. Такого рода блоки усиливают в законодательстве элемент устойчивости, обеспечивают более четкое построение его системы.

Кодификация традиционно связывается с систематизацией и совершенствованием, главным образом, законодательных актов. Поэтому ее результаты выражаются в форме основного, обладающего наибольшей юридической силой кодификационного акта, который характеризуется совокупностью специфических, только ему присущих черт.

Кодификационный акт регулирует важную, значительную и достаточно обширную область общественных отношений, юридически оформляет и закрепляет наиболее существенные и устойчивые отношения в обществе. Из этого следует, что кодификационный акт должен содержать стабильные нормы, рассчитанные на достаточно продолжительный период времени (на определенную перспективу). Эффективность действия кодификационного акта во многом будет зависеть от того, насколько точно законодатель учтет тенденции развития данных общественных отношений, их динамику.

Кодификационный акт, как правило, значителен по объему и имеет сложную структуру. Обычно он охватывает большое число статей и разбивается на части, разделы, главы.

Кодификационный акт, объединяя в стройную систему относительно однородные нормативные предписания, как правило, существенно обновляет регулирование определенной сферы общественных отношений. Он содержит в себе обязательный элемент новизны, поскольку при кодификации вносятся новые элементы в правовое регулирование определенного круга общественных отношений, восполняются пробелы в законодательстве. Этим, в частности, кодификационный акт отличается от укрупненного (консолидированного) акта.

Таким образом, кодификационный акт представляет собой упорядоченную совокупность (систему) связанных между собой нормативных предписаний, регулирующих на основе единых принципов определенную сферу относительно однородных и достаточно устойчивых общественных отношений. Это юридический документ, объединяющий в определенную систему действующие нормативные предписания, вносящий существенную новизну в правовое регулирование и отличающийся большим объемом, сложной структурой и достаточно высокой степенью стабильности нормативного материала.

Кодификационные акты, как правило, имеют определенную, присущую именно данной категории актов форму. Это – основы законодательства, кодексы, уставы, положения и др.

В основах содержатся определения, указываются цели законодательства, единые для субъектов принципы правового регулирования, формулируются законоположения, дающие основные ориентиры правовой регламентации данных общественных отношений. По своей природе это обычно нормы-принципы, нормы-дефиниции.

Кодекс – традиционно устоявшаяся форма кодификационного акта. Кодекс представляет собой крупный сводный акт, позволяющий детально регулировать определенную сферу однохарактерных общественных отношений. Нормы кодекса, как правило, исчерпывающе регулируют соответствующие отношения и не нуждаются в конкретизирующих эти нормы актах. Отсюда – определенная специфика кодексов, выражающаяся в меньшей, по сравнению с основами, степени абстрактности правовых предписаний, а также в том, что наряду с нормами-принципами, нормами-дефинициями в них содержится больше конкретных норм.

Кодекс дает возможность обобщать и систематизировать многочисленные нормы действующего законодательства по определенной теме. Создание кодексов – один их эффективных путей решения проблемы ликвидации множественности актов, действующих по одним и тем же вопросам.

Кодификационные акты могут приниматься в форме уставов, положений, правил.

Устав – это нормативный правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности (например, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта и т.д.). Уставы регулируют деятельность определенных органов, организаций и учреждений, их права и обязанности, основы их взаимоотношений с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами.

Под положением обычно понимается нормативный правовой акт, достаточно детально регламентирующий какую-либо группу вопросов, касающихся статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, организации, учреждения).

Правила – нормативный правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.

В форму положений, уставов и правил преимущественно облекаются нормативные правовые акты, принимаемые по вопросам, требующим подробной регламентации.

Инкорпорация и ее виды.

Инкорпорация – это такая форма систематизации при которой НПА подвергаются лишь внешней обработке без изменения их содержания и затем объединяются в разного рода сборники.

Основной задачей инкорпорации является создание собраний, сборников или свода законов государства. Выделяют следующие виды инкорпорации:

1) В зависимости от субъекта осуществляющего этот вид деятельности: официальную, полуофициальную, неофициальную.

  • Официальная инкорпорация – утверждения собраний и сборников инкорпорированных актов теми органами, которые ранее эти акты приняли.
  • Полуофициальная инкорпорация – это утверждения сборников специально уполномоченных на то государственных органов.
  • Неофициальная инкорпорация — упорядочение нормативных правовых актов организациями и отдельными лицами по своей инициативе, без специального поручения и контроля правотворческого органа. Может осуществляться научными и учебными учреждениями, организациями, ведомствами, частными издательствами и отдельными лицами, поскольку такие лица и организации не имеют специальных полномочий издавать собрания законодательства, аналогичные тем которые имеют место при официальной инкорпорации, то неофициальные сборники источниками права не являются (т.е. на них нельзя ссылаться в правоприменительной деятельности).

2) По способу упорядочения нормативного материала выделяют:

  • Предметную (НПА объединяются в сборник по предмету регулирования);
  • Хронологическую инкорпорации (НПА располагаются в сборнике по времени их издания).

3) В зависимости от объема нормативного материала охваченного инкорпорацией выделяют:

  • генеральную (обработке подвергаются все действующие законодательство);
  • частичную инкорпорации (НПА в рамках отдельных отраслей права или института).

Выделяют следующие виды инкорпоративных актов: собрания, сборники, свод законов.

Сборниками называют инкорпоративные издания законов и иных НПА принятых одним или несколькими правотворческими органами, а так же тематическими изданиями законов и иных НПА.

Собрания – инкорпоративные издания нормативных актов высших органов государственной власти и управления.

Свод законов – это собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения. Это сведение в одно целое всех нормативных актов в государстве.

один из видов законодательной деятельности, состоящей из издания законов, систематизирующих по определенному плану отдельную отрасль или иную часть права государства. В процессе К. отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. К. обычно сопровождается большой научной работой; создание некоторых кодексов становится важным этапом в развитии права данной страны, а иногда и права в целом. Такой сложный характер кодификационных работ объясняет, почему разработка и принятие важнейших кодифицированных актов в некоторые странах занимает до 20-30 лет. От другого способа систематизации права - инкорпорации - К. отличается по методу. К. как вид издания сложных законов, охватывающих какую-либо отрасль права или законодательства, противопоставляется так называемому фрагментарному законодательству, устанавливающему частные правовые положения.

История К. восходит ко времени падения Римской империи (V В.). когда стали предприниматься попытки систематизировать огромный правовой материал, накопленный римлянами за несколько столетий. Главным итогом этих усилий стал Свод Юстиниана, подготовленный в Византии в VI в.

Крупные кодификационные работы проводились в Европе в период позднего средневековья и начала Нового времени. Однако характер этих К. резко отличался от современного. Во-первых, создатели кодифицированных актов стремились охватить в них все национальное право, а не его отдельную отрасль; во-вторых кодексы XII-XVIII вв. отличала казуистичность, крайне слабая систематизация материала, отсутствие общей части. Первой из таких кодификаций стали Семь Партид (исп. Siete Partidas) - всеобъемлющая кодификация, составленная в Кастилии (Испания в 1256-1263 гг. и заложившая основы национального права Испании. В середине XVII в. была осуществлена кодификация русского права под названием Соборное уложение 1649 г. Примерно в тот же период были составлены Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 г. (в 1687г. его действие было распространено на Норвегию под названием "Норвежское право"), и Свод законов Шведского государства 1734 г., которые формально действуют и поныне.

В Европе переход к современной К, начался на рубеже XVIII-XIX вв. К это-му периоду относится осуществление трех крупнейших гражданских кодексов:

Австрийское гражданское уложение (1811) и Французский гражданский кодекс (1804) (см. Кодекс Наполеона). Почти на 100 лет позже вышло Герман-ское гражданское уложение (1896). Во главе движения за К. стоял Бентам, посвятивший значительную часть своих трудов этой идее. Он исходил из той мысли, что законы должны преследовать наибольшее благо наибольшего количества людей; по своему содержанию они должны быть универсальны; по форме - общедоступны и ясны. Все эти качества достигаются путем издания их в виде писаного кодекса. Свои мысли Бентам попытался осуществить на практике. Он написал обширный универсальный кодекс права, предназначенный для всех народов.

Полностью отвергли идею К. в Англии, где возражения против К. вытекали из самой природы общего права. Значительная часть права, особенно права гражданского, здесь развивалась вне всякого воздействия со стороны законодателя, путем создания судьями прецедентов. Кодифицировать это право недопустимо уже потому, что тогда ему придется придать жесткую форму, которая лишит общее право его главной ценности - свободной приспособляемости к конкретным обстоятельствам дела. Кроме того. застывшее кодифицированное право не может предусмотреть изменений в общественных отношениях, что потребует его постоянной переделки.

В то же время в других странах, правовая система которых в большей или меньшей степени основана на общем праве, К. проводилась, хотя и менее последовательно. чем в странах континентальной правовой системы. В США с середины XIX в. К. активно развивалась на уровне штатов, где были приняты собственные гражданские и уголовные кодексы. Среди них видное место занимают гражданские кодексы Калифорнии (1872). Луизианы (1875), Нью-Йорка, Небраски (1909) и др..уголовные кодексы Нью-Йорка (1881, 1967), Висконсина (1956), Иллинойса (1961), Миннесоты (1963) и др. Методы американской кодификации весьма близки к инкорпорации, и в кодексах обычно отсутствует так называемая общая часть. С начала XX в. на уровне федерации принимаются так называемые "модельные кодексы".

В дореволюционной России К. проводилась, однако к 1917 г. была далека от завершения. Несмотря на значительные усилия русских ученых-цивилистов, так и не удалось принять Гражданское уложение. В советском государстве кодификационные работы начались сразу после окончания гражданской войны и охватили все основные отрасли права. К. происходила (после образования СССР) в основном на уровне союзных республик. На уровне Союза принимались Основные начала по отдельным отраслям права.

Смена социально-экономической и политической систем,образование нового Российского государства обусловили последнюю по времени К. отечественного права. В 1993 г. принят Таможенный кодекс РФ. В 1994 г. была принята и вступила в силу с 1 января 1995 г. первая часть Гражданского кодекса РФ, в 1995 г. принята и с 1 марта 1996 г. действует вторая часть Кодекса, посвященная отдельным обязательствам. Приняты также новые семейный (1995). Водный (1995), Уголовный (1996). Уголов-но-исполнительный (1997), Воздушный (1997), Лесной (1997), Градостроительный (1998) кодексы, Кодекс торгового мореплавания (1999).

Кодификационные работы проводятся также на уровне субъектов РФ. В ряде из них в 90-е гг. приняты собственные жилищные (Башкортостан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Татарстан, Карелия), лесные (Татарстан, Саратовская область), градостроительные (Томская и Мурманская области) кодексы.

Лит.: Вопросы кодификации советского права/Под редакцией Д.А. Керимова и Б.В. Шейндли. Л., 1958; Теоретические вопросы систематизации советского законодательства/Под редакцией С.Н. Братуся, И.С. Са-мощенко.М., 1962; Развитие кодификации советского законодательства. М., 1968.

обеспечивается единое и упорядоченное нормативное регламентирование данного вида общественных отношений путем издания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта (Основ, Кодекса), выражающего юридическое своеобразие и содержание соответствующего подразделения системы права.

Главная особенность кодификации (как способа систематизации) состоит в том, что здесь упорядочение нормативного материала дости-

Систематизация хозяйственного законодательства. М.: Юрид. лит., 1971. С. 27–40.

Глава XXVII. Систематизация в праве

гается в рамках особого, наиболее высокого вида правотворчества. Причем предметом упорядочения при кодификации являются не нормативные акты, а непосредственно юридические нормы. Поэтому при определенных условиях кодификационный акт может быть издан, так сказать, почти на чистом месте, т.е. при отсутствии ранее изданных многочисленных актов (например, ГК РСФСР 1922 г.) или с такими существенными нововведениями, что он значительно отличается от ранее изданных актов.

Реальным выражением того, что кодификация представляет собой наиболее высокий вид правотворчества, являются формулируемые в кодифицированных актах общие нормы – нормы, которые и позво-

ляют юридически объединить весь нормативный материал, осуществить специализацию и интеграцию правового регулирования.

права (основных и комплексных) или их крупных подразделений (под-

отраслей, институтов). А так как отрасль (подотрасль) права имеет предметное и юридическое единство, это дает возможность в едином нормативном акте закрепить общие нормы, в максимальной степени развернуть достоинства права, его социально полезные свойства – нормативность, формальную определенность, системность и др.

Так что дело не только в том, что в кодифицированном акте оказывается возможным урегулировать данные отношения с максимальной полнотой (беспробельно). Главное заключается в том, что результа-

том правотворчества является единый, юридически и логически цельный,

Цитировано по книге: Теоретические вопросы систематизации советского законодательства. Госюриздат, 1962. С. 11.

Раздел третий. Нормативные юридические акты

специализированных норм, обособление охранительных норм и т.д.

ции, воплощается в общей части кодифицированного акта. Отсюда,

Глава XXVII. Систематизация в праве

Основные их виды в Советском Союзе следующие.

Общесоюзные Основы (Основные начала) и республиканские кодексы. Федеративное государственное устройство СССР обусловило своеобразное распределение функций по кодификации между Союзом ССР и союзными республиками. В общесоюзном порядке издаются Основы (Основные начала) данной отрасли законодательства, а в союзных республиках – республиканские кодексы (или иные законы типа кодексов, например законы о судоустройстве).

В конечном счете Основы (Основные начала) и республиканские кодексы представляют собой нечто единое, действуют в единстве, в сочетании.

1 Подготовка и издание систематических собраний действующего законодательства. М.: Юрид. лит., 1969. С. 9.

О соотношении Основ и республиканского кодекса в области гражданского зако-

нодательства см.: Иоффе О.С., Толстой Ю.К. Новый Гражданский кодекс РСФСР // Правоведение. 1964. № 3. С. 4–5; Толстой Г.К. Кодификация гражданского законодательства в СССР (1961–1965 гг.): Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Изд-во ЛГУ, 1970. С. 13 и сл.; Поленина С.В. Система советского гражданского законодательства // Советское государство и право. 1971. № 6. С. 33–40; Она же. Система советского гражданского законодательства и основные тенденции ее развития: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 1971.

Раздел третий. Нормативные юридические акты

Обособленные кодифицированные акты (положения, уставы и др.).

Главное место среди кодифицированных актов данного вида занимают акты, изданные в общесоюзном порядке, в том числе общесоюзные кодексы: Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс СССР, Таможенный кодекс СССР, Устав железных дорог СССР, Положения о поставках, Закон о государственных пенсиях и др. Они могут облекаться и в форму законов, и в форму актов, утверждаемых постановлением Правительства СССР.

Существенное значение имеет деление кодифицированных актов в зависимости от того, какому подразделению системы права соответствует данный акт. По этому признаку кодифицированные акты могут быть подразделены на: а) основные отраслевые, б) комплексные отраслевые, в) подотраслевые, г) специальные, т.е. соответствующие крупным институтам.

Глава XXVII. Систематизация в праве

систематизации. В то же время действительно существуют формы упорядочения нормативных актов, к которым помимо инкорпорации относится ряд других

приемов, в том числе и справочно-информационная работа.

В литературе по этому вопросу сделаны интересные предложения: Керимов Д.А.

Кодификация и законодательная техника. Госюриздат, 1962. С. 41–42.

О кодификации и инкорпорации как способах (методах) систематизации см.: Законодательная техника / Под ред. Д.А. Керимова. Изд-во ЛГУ, 1965. С. 120 и сл.

Раздел третий. Нормативные юридические акты

Ключом к пониманию функций и значения кодификации как высшего вида правотворчества является ее связь с системой права. Надо полагать, что

преимущественно (а быть может и исключительно) при кодификации по основным и комплексным отраслям права.

кодификация

Кодификация – в общем понятии – это переработка какого-либо текста, его упорядочивание, путем разделения на абзацы, графы, главы и подглавы, выделения цитат и ссылок, для более легкой работы с этим текстом. Кодификация повсеместно используется для написания книг, газетных и журнальных статей и везде, где необходима работа с текстами. В юриспруденции кодификация применяется, как способ систематизации, совершенствования законодательства. В результате кодификации принимаются новые кодифицированные акты, среди которых имеются своды законов, положения, уставы, регламенты, основы законодательства и кодексы.

Кодификация — это упорядочивание определенного текста, то есть перенумерация его частей или разделение на главы, подглавы и параграфы. Также применяется для облегчения цитирования и ссылок в момент работы с имеющимся текстом. Кодификация является важной и прогрессивной частью в разного рода древних и современных текстов. Кодификация используется для составления дайджестов, книг, журналов и прочего.

Кодификация в юриспруденции — это метод систематизации, состоящий в глубокой переработке, изменении и обновлении некоторых правовых норм указанной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта.

К таковым кодификационным актам относят своды законов, положения, основы законодательства, кодексы, регламенты, уставы и прочее.

Рассмотрим, более детально, что значит кодификация.

Кодификационный акт характеризуется качественной новизной нормативно-правовых положений, которые в нем содержатся. Это совершенно новый акт
и по форме, и по нормативно-правовому содержанию, а также характеру. Определенные кодификационные акты, включая уголовный кодекс, гражданский кодекс и семейный кодекс РФ, носят так называемый общеотраслевой характер и включают в себя абсолютно все основные нормы указанной отрасли права. Другие акты кодификационного характера объединяют в себе нормы права указанной правовой подотрасли, например, таможенный кодекс таможенного союза, бюджетный кодекс и прочие; или даже института, например, устав патрульно-постовой службы, устав железных дорог, и прочие.

Систематизация законов страны по конкретным отраслям права происходит зачастую с пересмотром уже имеющегося или отменой несколько устаревшего законодательства.

Проведение кодификации


Кодификация всегда носит официальный характер. При проведении кодификации часть устаревшего нормативно-правового материала отбрасывается, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта вместе с сопутствующим специфическим содержанием.

Для кодификации присущи определенные признаки, среди которых таковые: ею занимаются исключительно компетентные правотворческие организации на базе конституционных или иных законных полномочий. По сути, кодификация – это деятельность, направленная на формирование нового нормативно-правового акта, который включает нормы, определенно отличающиеся от действовавших ранее.

Кодификационный акт представляет собой сводный акт, который соединяет воедино нормы разных актов, что регулируют ту же самую область отношений общественного характера. Кодификационный акт служит основным актом в указанной правовой отрасли, например, семейный кодекс и земельный кодекс. Кодификационные акты в принципе рассчитаны на продолжительное регулирование отношений общественного характера.

Кодификационные акты по своему содержанию, а также наименованию могут подразделяться на ряд основных видов.

Основы законодательства – это определенный вид кодификационного акта, который устанавливает одни из важнейших положений конкретной отрасли права или сферы госуправления. В федеративных государствах законодательные основы составляют нормативно-правовую базу в отношении кодификационной деятельности отдельных субъектов федерации.

Кодекс – это традиционный вид кодификационного акта, который детально регулирует конкретную сферу схожих общественных отношений. Создание
кодексов – это один из самых эффективных способов решения проблем с ликвидацией множественности актов, которые действуют по одним и тем же вопросам.


Устав – это нормативно-правовой акт, который регулирует определенную сферу госдеятельности, например, устав железных дорог или общественные уставы.

Положение – это нормативно-правовой акт, который детально регламентирует ряд вопросов, касательно статуса либо организации деятельности субъектов права, например, государственного органа, учреждения или организации.

Правила – это нормативно-правовой акт, который определяет порядок организации любого рода деятельности.

Кодификация как форма систематизации государства

На сегодняшнем этапе общественного развития систематизация нормативно-правовых актов осуществляется уже на стадии их опубликования в официальных информационных источниках. В таких изданиях они расположены по конкретной системе, в зависимости от юридической силы, принявшего их органа, юридической природы – нормативные они или ненормативные и прочее. Также каждому акту присваивается номер.

Кодификация законодательства – это вид коренной переработки нормативных актов, которые уже действуют в указанной сфере отношений, а также способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности и расчистки нормативного массива, а также уход от устаревших или не рентабельных норм.


При проведении процесса кодификации составитель спешит объединить и систематизировать рентабельные действующие нормы и переработать их содержание, а также согласованно изложить нормативные предписания, организовать наибольшую полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Ее цель – критически переосмыслить уже действующие нормы и устранить противоречия или несогласованности.

Можно сказать, что кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация. Ведь при проведения кодификации происходит качественный пересмотр действующих юридических норм, устранение несогласованностей, дублирований, противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отменяются неэффективные и устаревшие нормы.

Нормативный материал приводится законодателем в стройную, то есть во внутренне согласованную правовую систему. Таким образом, в замен ранее действовавшему большому количеству юридических нормативных документов предложен единый сводный акт, а его изданием достигается четкость, а также эффективность правового регулирования.

Кодификация — это также форма правотворчества. Она служит обобщением работающей регуляции, которая направлена на ликвидацию новых норм, отображающих возникшие потребности общественной практики и преодолевающих пробелы правовой регуляции.

Кодификация — это и форма усовершенствования законодательства в сущности.

Ее итогом есть новый возведенный законодательный акт относительно стабильного содержания, например, кодекс, положение, устав. Он замещает ранее действующие нормативные акты по этому вопросу. Сочетание в кодификации упорядочивание и обновление законодательство позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.

Кодификация – это также деятельность определенных правотворческих государственных органов по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта. Она осуществляется при помощи глубокой, всесторонней переработки действующего законодательства, а также внесения в него необходимых изменений. Кодификация может сопровождаться обработкой нормативных актов, с целью придать им последовательность, непротиворечивость и полноту.

Отличительные особенности кодификации

Кодификация характерна рядом отличительных черт:


  • в кодификационном акте формулируются нормы, которые регулируют наиболее важные и принципиальные вопросы, связанные с общественной жизнью и, которые определяют нормативные основы определенной отрасли законодательства;
  • данный акт регулирует достаточно большую сферу отношений, среди которых: брачно-семейные ,имущественные, трудовые отношения или борьба с преступностью и прочее.);
  • как итог усовершенствования законодательства, кодификационный акт являет собой некий сводный акт или упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он служит единым и внутренне связанным документом, который включает в себя проверенные жизнью или общественной практикой установленные нормы и новые правила, которые обусловлены динамикой социальной жизни или выявленными потребностями развития общества;
  • кодификация рассчитана в первую очередь на создание намного более устойчивых и стабильных норм, что рассчитаны на длительный период действия. Эффективность такого кодификационного акта очень зависит от объективных тенденций развития отношений, и их динамики;
  • предмет кодификации определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли. Таким образом, кодификация укрепляет системность нормативных актов, а также их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт возглавляет целую цепь взаимосвязанных нормативных актов, которые образуют определенную отрасль или подотрасль законодательства;
  • акт кодификации имеет значительный объем и сложную структуру. Можно сказать, что это своеобразный увеличенный блок законодательства, который обеспечивает более правильное построение системы нормативных предписаний и удобство их использования.

Кодификация в юридической практике

В юридической практике принято различать несколько видов кодификации:

  • всеобщая кодификация. Это принятие серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и создание объединенной внутренне согласованной системы таких актов, например, свод законов государства.
  • отраслевая кодификация. Охватывает законодательство определенной отрасли, например, уголовный или гражданский кодексы.
  • межотраслевая. Допускает объединение правовых норм по принципу регуляции значительной совокупности общественных отношений в сфере госдеятельности, отрасли хозяйства или социально-культурного строительства, например, воздушный кодекс, кодекс торговой мореходности и др. Такая кодификация служит дополнительным направлением кодификационных работ, имеющих существенное значение.
  • специальная. Это издание актов, которые регулируют конкретный правовой институт, например, кодекс торгового мореплавания, таможенный кодекс, кодекс об административных правонарушениях, и прочие.

Кодифицируемые акты внешне могут выражаться в разного рода формах. Одна из них — это основы законодательства, активно используемые законодательной практикой.

Основы законодательства обычно возглавляют те или другие отрасли или институты права, обеспечивают взаимная согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Обычно они разделяются на больших, отделены подразделы. У них определяются единственные для всех субъектов принципы регуляции, предоставляются определения важных понятий, которые используются в соответствующей сфере.

Однако наиболее употребляемым видом кодифицируемого акта является кодекс. Это большой возведенный акт, что детально и конкретно регулирует определенную сферу отношений и подлежит непосредственному приложению. Он может полностью поглощать все нормы определенной отрасли, например, криминальный кодекс, или содержать значительную по объему и наиболее важную часть таковых норм, например, кодекс законов о труде, гражданский кодекс. Рядом с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются нормы непосредственной регуляции, конкретные варианты поведения, что составляют основное их содержание.

Кодекс — это оптимальный вариант обобщения и систематизации законодательства по определенным направлениям, а также это действенное средство ликвидации большей части актов по одинаковым вопросам.

Теория права по характеру отношений, которые регулируются, делит все кодексы на отраслевые или межотраслевые. Отраслевые регулируют указанную сферу отношений общественного характера, которая определяет разделение права на определенные отрасли, включая криминальный и гражданский кодексы, а также кодекс законов о труде и т.д. Межотраслевой кодекс систематизирует нормы, которые собранны вместе не по отраслям права, а по другим основаниям, например сфера госдеятельности или отрасль хозяйства и социально-культурного строительства, а также объединенные
единственной концепцией, общими принципами регуляции значительной сферы отношений, включая воздушный кодекс, таможенный кодекс и т.д.

Интересы создание единой и логично согласованной системы законодательства подразумевает наличие преимущества в законодательной деятельности отраслевым кодексам как актам, непосредственно отображающим научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правовой регуляции. Если речь идет о принятии комплексных кодексов, тогда оно призвано быть дополнительным направлением выполнения кодификационных работ.

В юриспруденции существуют и иные виды кодификационных актов, среди которых: уставы, правила, положения и т.д.

Уставы — это своего рода комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение конкретных органов или определенную сферу госдеятельности. Как пример, можно выделить устав железных дорог.


Положения – регламентируют правовое состояние, задание и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, организаций и учреждений. Это кодификационные акты специального действия, выдающиеся не только лишь законодательными, однако и иными правотворческими органами.

Правила обычно содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации любого рода деятельности.

Иногда кодифицируемый акт может быть принят в форме закона без дополнительного названия, например, закон об образовании и другие. Отнесение того или другого закона к разряду кодификационных осуществляется в зависимости от его содержания, объема и сферы регуляции общественных отношений, направленности, на объединения действующих норм и одновременного внесения нормативных новелл.

Кодификация очень сильно способствует усилению стабильности действующего законодательства, а также созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов и обеспечивает оптимальную сбаласированность между уже действующими нормами. Также она является базой для создания в действующем законодательстве укрупненных нормативных блоков. Кодификация дает возможность решить две взаимосвязанные задачи – совершенствование и содержания, и формы законодательства. В перспективе, такие кодификационные акты должны стать основой для правотворческой и, конечно, законодательной деятельности.

Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика — это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться все более рельефным с последующим формированием правовой системы, углублением правовой регуляции. Но, несмотря на это, необходимость быстро и оперативно заполнять пробелы в уже действующей регуляции, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, последующей демократизации общественной жизни, динамика социальных превращений объективно, требует от законодателя принимать отдельные акты из узких вопросов. В итоге, нормативный массив довольно интенсивно растет и, одновременно с этим, создается больше возможностей для появления новых несогласованностей и противоречий в действующей регуляции.


В перспективе, издание таких кодификационных актов должно перерасти в важную форму законотворчества. Главный путь преодоления множественности ряда нормативных актов, а также несогласованностей и противоречий регуляции — это рост внимания к кодификации законодательства и принятие соответствующих законов из увеличенных блоков регуляции. Необходимо совмещать отраслевую и межотраслевуе кодификации, при этом предоставляя определенное преимущество последний.

Итак, кодификация являет собой особый метод правотворчества. При проведении процесса кодификации, нормативный материал подвергается глубокой, коренной переработке и по своей форме, и по своему содержанию. Целью кодификации служит структурирование отрасли, под отрасли или правового института.

Мы коротко рассмотрели что такое кодификация, ее виды, суть и целесообразность проведения. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое - Кодификация, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность - это анонимно и всем видно.

Читайте также: