Полная систематизация римского права была произведена в каком веке

Обновлено: 17.05.2024

Многообразие источников, на которых основывалось римское право в период империи, создавало немалые трудности для правоприменения. Старые законы республиканской эпохи, магистратское право (воплощенное прежде всего в преторском эдикте), истолкования юристов-классиков, наконец, юридические обычаи – все это оставалось в Риме действующим правом даже тогда, когда новые императорские постановления (разных видов) количественно стали преобладать в правоприменении и, в особенности, в регулировании деятельности центральной и провинциальной администрации.

При императоре Константине (IV в.) императорские конституции были официально признаны главенствующими: отменялись единичные, не имевшие постоянного и общенормативного характера мандаты и эдикты, а прочие объединялись под понятием общеобязательных законов. В обиход вошли и особо значимые постановления – прагматические санкции, которыми на неограниченное время создавался особый правовой режим для какого-то одного города, общины, провинции, отдельного рода деятельности или категории граждан. Разночтения между новым императорским законодательством (так и называвшимся – jus novus) и традиционными источниками права (jus vetus) усугублялись еще и тем, что в старом праве предпочтение отдавалось более ранним законам или толкованиям, тогда как в сфере императорского законодательства изначально утвердился противоположный принцип: из двух указов по одному вопросу применению подлежит позднейший. При всем том императорское законодательство достаточно тщательно сохранялось в государственных архивах, а источники старого права утрачивались со временем, воспроизводились в юридических работах, перетолковывались, и за древностью лет многое в них становилось уже малопонятным или вовсе не понятным. Такое состояние источников права подтолкнуло римскую классическую юриспруденцию к первым опытам систематизации правовых норм.

Основное внимание уделялось, как наиболее актуальной части юридической традиции, императорскому законодательству. В конце II – начале III в. правовед Папирий Юст составил систематизированный сборник конституций императора Марка Аврелия. Тогда же другой известный юрист Юлий Павел свел воедино все обнародованные к тому времени декреты императоров. Эти опыты имели частный характер и были только вспомогательными средствами для правоведов.

К концу III в. появились первые целенаправленные сборники законов. Одним из наиболее известных стал Кодекс Григориана, составленный в одной из восточных провинций около 292 (294) г. О некоем Григориане, давшем своду свое имя, ничего не известно. Сборник представлял собой компиляцию никак не обработанных текстов императорских конституций II – III вв. (от Септимия Севера до Диоклетиана), был разделен на 15 – 16 книг-разделов и посвящен главным образом частному праву и деятельности провинциальной администрации. В продолжение его десять – двадцать лет спустя был составлен Кодекс Гермогениана (по имени малоизвестного юриста). В нем также были объединены последующие (от императора Диоклетиана) императорские конституции. Эти систематизации были частными, хотя и получившими потом официальное признание.

Первой известной официальной кодификацией законов стал Кодекс Феодосия, составленный около 429 г.

специальной комиссией из чиновников и адвокатов по указанию императора Феодосия II. Позднее (около 435 г.) кодекс был дополнен нормами из императорских конституций. В кодексе впервые была сделана попытка систематизировать только действующее право и под этим углом зрения отобрать нужные законы. Специальным указом императора было сделано объявление об обязательной силе сборника. Кодекс разделялся на 16 книг, книги – на титулы-главки; императорские конституции не только группировались по содержанию, но и были помещены в хронологическом порядке. Большую часть кодекса посвятили частному праву (комментариям к преторскому эдикту, кн. 1 – 5), но другие разделы относились к публичному праву (кн. 6 – 8), уголовным законам (кн. 9), финансам (кн. 10 – 11), управлению городами (кн. 12 – 15), делам церкви (кн. 16). Обязательный в Восточно-Римской империи, кодекс при императоре Валентиниане III получил распространение и на Западе, став там первым обобщающим источником римской правовой традиции в условиях очевидной варваризации культуры.

Разработка Свода Юстиниана.

С падением в конце V в. Западной Римской империи хранителем традиции римского права осталась Византия (см. § 40). В период правления императора Юстиниана (527 – 565 гг.) там были предприняты важные политические и правовые реформы, осуществленные во многом благодаря личной инициативе самого императора. Одним из наиболее последовательных стремлений Юстиниана было желание возродить правила древней римской юридической культуры, вернуть юстицию к канонам классического права. Особый блеск такому юридическому архаизму должна была придать новая юридическая культура, носителями которой были известнейшие юридические школы в Константинополе, Афинах, Бейруте. Главнейшим путем, которым можно было бы достичь таких целей, по идее Юстиниана, должна стать всеобъемлющая систематизация источников старого и нового права, причем этой систематизации изначально предполагалось придать значение единственно дозволенного на будущее свода права, чтобы устранить разночтения, противоречия и субъективные толкования, не согласующиеся с самим духом централизованной императорской юстиции.

А затем они свели все воедино по стандартной схеме. Так появились Дигесты (или Пандекты) в 50 книгах, обнародованные в декабре 533 г. Это была наиболее объемная часть всей кодификации, и именно кодификация права, поскольку большинство правил были впервые изложены в сокращенном виде и систематизированы по совершенно новой схеме, абсолютно не присущей первоначальным источникам.

К 533 г., когда в основном завершилась работа комиссии над самыми объемными частями свода, количество новоизданных за правление Юстиниана постановлений и законов превысило несколько сот. Изданный четырьмя годами ранее кодекс основательно устарел, а главное – он не отражал новой правовой политики императора Юстиниана. К ноябрю 534 г. было завершено создание новой редакции кодекса, куда было включено свыше 4.600 императорских конституций преимущественно христианской эпохи и соответствующих главным линиям законодательной деятельности Юстиниана. Первый кодекс был аннулирован.

И начало работ над каждой частью систематизации, и окончание их сопровождалось изданием специальных конституций Юстиниана, в которых отмечались принципы составления каждой части, а по окончании, юридическое значение. Наиболее важной стороной проведенной систематизации стало то, что после ее завершения Юстиниан указал считать три составленные части единственным впредь источником правовых норм, имеющим силу наравне с императорскими законами.

Также запрещалось подвергать Институции, Дигесты и Кодекс истолкованию; выраженные в них правила следовало понимать строго буквально и применять, придерживаясь текста и буквы древних правил.

Со времени составления многих источников права, сочинений древних юристов, использованных при кодификации, прошло несколько веков: наиболее ранние из использованных работ относились к I в. до н. э. Повинуясь и замыслу императора, и собственным представлениям, и реальности практики своего времени, комиссия проводила систематизацию, подновляя терминологию, заменяя уж очень архаичные термины (например, манципацию, которой уже не было в ходу со II в.) на принятые в Византии в VI в. Многое комиссия подправляла, подчиняясь собственным, не очень выверенным представлениям о том, что должны были якобы сказать древние авторы. Эти обновления получили название интерполяций. Интерполяции, сделанные комиссией Трибониана, в истории римского права получили двоякое значение. С одной стороны, они затемнили подлинные тексты исторических источников римского права, особенно высказывания древних юристов и их субъективные рассуждения. С другой – и это был очень важный исторический шаг – они придали разрозненным источникам римского права характер единой и почти во всем логически связанной системы, а всей кодификации Юстиниана – значение цельного Свода.

Corpus juris civilis.

В завершенном виде Свод Юстиниана составили три разные по объему, по принципам составления и, отчасти, по характеру рассмотренных в них вопросов части: Институции, Дигесты и Кодекс.

Институции (Institutiones) представляли систематизированное изложение общих правовых принципов, как они понимались в римской юридической традиции, и основополагающих институтов главным образом частного права. Формально они должны были служить официальным руководством (institutio – научаю) для первоначального изучения права. Но в силу того значения, какое придал Юстиниан проведенной кодификации, обобщенные догматические определения приобрели силу закона.

Дигесты, или Пандекты (Digestae, Pandectae) были самой объемной частью Свода. Они представляли систематическую компиляцию цитат – в сокращении или даже в изложении – из работ классических римских юристов. Всего в Дигестах насчитывается 9.142 фрагмента из почти двух тысяч произведений, принадлежавших перу 39 римских правоведов I – V вв. В большинстве случаев составители привели определенные указания на названия и даже на разделы использованных трудов. Это сделало Дигесты своего рода юридической энциклопедией римской юриспруденции, особенно важной тем, что о большинстве юристов, их трудах и взглядах известно только по этим отрывкам. Компиляция эта отражала тем не менее приоритеты императорской юстиции позднейших веков: наибольшее количество текста пришлось на извлечения из сочинений Ульпиана (2.462 отрывка), Павла (2.083), Папиниана (595), Помпония, Гая, Модестина, Юлиана (по нескольку сотен). Дигесты разделялись на 50 книг по разным юридическим темам, внутри книг – на титулы и на фрагменты. Фрагменты также располагались не произвольно. Вначале систематизировались отрывки, комментирующие юридические вопросы, описанные в классическом сочинении юриста Сабина по гражданскому праву, затем толкования на преторский постоянный эдикт, в третьем разделе – практические рекомендации и разборы казусов по сочинениям Папиниана. В некоторых титулах Ди-гест имелся и особый Appendix – приложение. Важной особенностью содержания Дигест стало то, что составители нередко приводили разные точки зрения на один и тот же юридический вопрос или на одну и ту же правовую норму древнего права, а описываемые казусы разбирались с позиций двух наиболее знаменитых юридических школ классической юриспруденции – сабинианцев и прокульянцев. Это предохраняло приведенные отрывки от излишне догматического к ним отношения и было особенно важным для того, чтобы право не омертвело в дальнейшем.

После официального обнародования Свода в трех частях законодательство Юстиниана не остановилось. При нем было принято еще немало актов, в которых закреплялись существенные перемены в сфере церковных дел, наследственного права, семейного права. После смерти императора его законодательное наследие было также собрано под общим названием Новелл (Novellae). Это были уже не официальные, а частные собрания – разные по составу. Наиболее авторитетные относятся к 556 г. (оно включило 122 Юстиниановы новеллы-конституции) и ко второй половине VI в. (содержат или 134, или 168 конституций). Помимо собственно императорских постановлений, к Новеллам были отнесены эдикты начальников провинций. Со временем Новеллы стали считаться четвертой частью Юстинианова Свода, хотя никогда не имели такого официального значения.

Право и Закон в римской юриспруденции.

Одним из важнейших приобретений правовой мировой культуры, отраженным в Своде, стала идея о естественном праве, которое предпослано тому, что запечатлено в государственных законах и в действиях юстиции. Право вообще не следует и нельзя сводить к исключительно тем предписаниям, которые какой-либо народ исторически составил для своих нужд. В этом праве воспроизводятся и живут другие источники. И право тем более ценно, чем отчетливее в нем признана эта связь.

Этапы истории древнеримского права:

2. Середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.: этап классического римского права. В это время наряду с цивильным появляется преторское право, из которого выделяется так называемое общенародное, или право народов Оиз депйит), регулирующее отношения между римскими гражданами и чужестранцами.

3. Разложение рабовладельческой системы и зарождение в ней феодальных отношений ( III — V вв. н.э.): постклассический этап развития древнеримского права. Проводимая систематизация римского права, итогом которой было создание свода римского права (Согриз ]ипз сМНз), испытала на себе влияние новых феодальных отношений, а также церкви.

Первоначальным источником права были обычаи. Закон ста­новится источником права со времени издания сборника законов — XII таблиц.

Развитие рабовладельческой системы и торгового оборота внесли существенные изменения в источники римского права. Новыми источниками права становятся эдикты магистратов. Правосудие сосредоточилось в руках преторов, поэтому боль­шое значение стали иметь преторские эдикты. Из этих эдиктов (впоследствии унифицированных в виде Юлианова эдикта) и выросла новая ветвь римского права - преторское право. Для иностранцев, не пользовавшихся правами римского гражданства, была создана особая магистратура — претор по делам перегри-нов. При вступлении в должность этот претор также издавал эдикт, в которой определял формы своей судебной деятельно­сти. Содержащиеся в нем правовые нормы были выработаны на основе общих обычаев международного оборота. В период прин­ципата принцепсы присваивают себе полномочия издавать акты, которые назывались конституциями и имели силу закона. Различались четыре вида императорских конституций: а) эдикты — решения императора; б) мандаты — инструкции; в) декреты — судебные решения; г) рескрипты — ответы императора на юри­дические вопросы частных лиц. Деятельность юристов проявля­лась в трех формах: выработка формул для юридических дей­ствий; консультации частным лицам по юридическим вопросам; консультации по ведению дел в судах.

В монархический период развития древнеримской государ­ственности проводится работа по систематизации римского права. Первоначально она осуществлялась частными лицами. В конце III в. н.э. были составлены два кодекса: Грегориана и Гермогениана. Завершение систематизации римского права произошло при императоре Юстиниане. В VI в. полная системати­зация нашла свое выражение в Своде гражданского права ( Corpus juris civilis ), который состоял из институций (элементар­ный учебник по римскому праву), дигестов или пандектов (выдержки из произведений видных юристов), кодекса (собрание им­ператорских конституций) и новелл (собрание императорских конституций, принятых в процессе кодификации, а также после ее окончания).

Законы XII таблиц - основной источник римского права на раннем этапе его развития, первый древнеримский писа­ный правовой памятник, появившийся в результате сословной борьбы патрициев и плебеев.

Следует отметить, что до нас текст Законов XII таблиц до­шел только в цитатах или пересказе позднейших авторов (на­пример, Тита Ливия), т.е. текст данного правового памятника вос­становлен историко-правовой наукой.

В середине V в. до н.э. за два года специально созданная экстраординарная коллегия децимвиров (10 человек) создала текст Законов XII таблиц.

Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые до сих пор сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, выра­батывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме — центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а, следовательно, с их принятием ста­ло необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

Надо сказать, что некоторые исследователи, опираясь на ряд разночтений в Законах XII таблиц, оспаривают датировку этого важнейшего древнеримского законодательного акта и даже ста­вят под сомнение само его существование. Однако эти разно­чтения (например, штрафы исчисляются в монете, которая еще не использовалась в Древнем Риме в V в. до н.э.) вполне мож­но объяснить тем, что в текст Законов XII таблиц были внесены более поздние вставки.

Отраслевое деление в Законах XII таблиц уже присутству­ет, но как и в Законнике Хаммурапи не развито. I — II таблицы посвящены процессуальному праву. III таблица содержит очень жестокие нормы долгового права. IV — VI таблицы содержат нормы гражданского и семейного права. VII таблица в основном оп­ределяла правила межевания земель. VIII — IX таблицы содержат нормы уголовного права. X таблица содержит нормы адми­нистративного права. XI — XII таблицы содержат элементы государственного публичного права.

По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало право южноиталийских греческих полисов. Но были включены также и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отхо­дом от древнего принципа талиона).

Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уро­вень развития римского общества и правовой техники. Право­вые нормы в этом кодексе были изложены в виде кратких пове­лительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов.

Римское право подразделяло собственность на два типа:

· к первому типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Для отчуждения вещей первой категории требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации,

· ко второму - все прочие вещи, которые переходили от одного владельца к другому посредством бесформальной передачи на условиях, установленных договором - так называемой традиции.

Большой объем, и разнообразие нормативного материала потребовали осуществить, в императорский период, кодификацию (систематизацию) римского частного права.

Первые кодификационные попытки были предприняты частными лицами в конце III и начале IV вв., составлявшими сборники императорских конституций: кодексы Грегориана и Гермогениана.

Первая официальная кодификация была произведена в первой половине V в. н. э (438 г.) при императоре Феодосии. В результате появился Феодосиев кодекс, включавший 16 книг.

Между тем оставалось не кодифицированным право юристов, а с течением времени возникла необходимость пересмотра и дополнения массы императорских конституций. Надо было так же учитывать произошедшие со времени классических юристов изменения во всех сферах жизни. Требовалась реформа всей правовой системы.

• институции (учебники по римскому частному праву) – представляют собой элементарный курс римского права в 4-х книгах, предназначенных для учебных целей. Их образцом послужили Институции Гая, из которых заимствованы и система изложения (лица, вещи, иски), и основная масса юридических правил, приведенных, как и другие части кодификации в соответствие с реальностями первых десятилетий VI в.н.э.;

• кодекс - содержал императорские конституции от Адриана до Юстиниана – состоял из 12 книг. Конституции приводятся не полностью, лаконично формулируется основное их содержание;

• новеллы – изданные после вступления в силу Кодекса (534 г.) конституции. Они рассматриваются как заключительная часть кодификации, хотя при Юстиниане не были сосредоточены в едином, официальном сборнике.

Рецепция (усвоение, заимствование) римского права— использование положенийримского правадругими государствами более позднего периода.

Рецепция бывает двух видов:

Прямая (первичная) — нормы римского права выступали как непосредственный регулятор общественных отношенийили как основание для законодательной деятельности.

Производная — нормы римского права рецитированы одной правовой системой, заимствовались в таком модифицированном виде другой правовой системой.

Изучение, исследование, комментирование и усвоение принципов и норм Римского права.

Непосредственное восприятие и применение норм Римского права.

Использование норм, идей и категорий римского права,римской методики создания нормативно-правовых актов в правотворческой деятельности.

Варвары, образовавшие после падения Римской империи новые государства вГаллиииИспании, продолжали применять римское право. В этих государствах составлялись сборники римского права (Leges romanae), наиболее известный из которых, Lex Romana Visigothorum, или Breviarium Alaricianum, был составлен ввестготскомгосударстве приАларихе II, в 506 г. Он был единственным средством ознакомления с римским правом вплоть до возобновления в XI веке его систематического изучения. Меньшее значение имели Edictum Theodorici - сборник, составленный между 511 и 515 гг. для латиноязычного и германского населенияостготскогогосударства и Lex Romana Burgundionum, иначе Papian, составленный около 517 г. вБургундском государстве.

Римское право активно применялось в южной Франции и средней Италии. В 529-534 годах в Византиибыл составленКодекс Юстиниана(Corpus juris civilis). Он имел огромное значение для дальнейшего развития римского права.

Научные занятия по римскому праву начались в Италии в XII веке и особенно усилились во Франции в XVI веке. Они проводились в университетах, прежде всего вБолонском. Исследователей римского права называлиглоссаторами.

Интерес к римскому праву был связан с тем, что с усилением королевской власти появилось стремление правителей ослабить значение народных правовых обычаевв судах. В связи с этим королевскою властью назначались судьи, знакомые с римским правом. Развитие экономических отношений требовало регулирования со стороны более совершенного права, чем существовавшие правовые обычаи. При этом не только каждая местность, но и каждая социальная группа жила по своим правовым обычаям. Наконец,католическая церковьтакже покровительствовала римскому праву как более совершенному по сравнению с правовыми обычаямиязыческихвремен. Римское право взамен неясных и спорных обычаев предлагало вполне определенное, писаное право - lex scripta, единое для всех территорий и сословных групп и способное регулировать самые сложные отношения торгового оборота.

Помимо этих общих причин, в Германии рецепции римского права способствовало то, что Священная Римская империясчиталась наследником прежней Римской империи. В ней в 1495 г. был учрежден общеимперский суд (Reichskammergericht). При решении дел он прежде всего должен был применять римское право, и лишь затем он должен был принимать во внимание "доброе" немецкое право, на которые сошлются стороны. Так действие римского права было санкционировано законодательно. Затем подобные правила были введены и в других судах германских земель. В связи с этим к концу XVI - XVII в. римское право было реципировано в Германии прямо и непосредственно.

Но будучи реципировано и став непосредственным законом, римское право претерпело изменения. Обновленное римское право получило название "современное римское право" (usus modernus Pandectarum, heutiges römisches Recht).

Затем в наиболее крупных государствах Германии возникло стремление к кодифицированию гражданского права путем переработки римского и национального права в нечто единое. Так, в 1756 г. в Бавариибыл издан "Codex Maximilianeus Bavaricus", а в 1794 г. вПруссиибыло изданоПрусское земское уложение(Preussisches Landsrecht).

В XVIII - XIX веках германскими правоведами (пандектистами) была проведена всеохватывающая (пандектная) систематизации источников римского частного права, прежде всегоЮстиниановых Дигест(пандектов). Благодаря работам пандектистов появились общие понятия:договор,сделка,обязательство,право собственности,вещное право,деликт, которых не было в римском праве. [1][2]

Во Франции национальное и римское право были объединены при создании Кодекса Наполеона(1804 г.), который, в свою очередь, стал образцом для подражания при кодификации гражданского права в других государствах.

Таким образом, римское право оказало такое же объединяющее влияние на юриспруденцию и законодательство европейских народов, как латинский язык- на их науку.

Читайте также: