Политическое поведение характеризующееся бездействием уклонение от какого либо политического участия

Обновлено: 28.06.2024

^ Политическое поведение- это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. Политическое поведение подразделяется на политическое участие и абсентеизм

Основные особенности массового политического поведения:

· Статичность, инерционность (массы не обладают свойством самоорганизации, они пассивны и инерционны в выборе методов своих действий).

· Стохастичность, вероятность (в массовом поведении велика случайность, неупорядоченность отношений между людьми).

· Ситуативность (характер действий масс часто определяется местом, временем, поводом; долговременные, рациональные интересы соседствуют с эмоциональными проявлениями).

· Анонимность (членам масс не интересны индивидуальные свойства, личностные качества друг друга).

· Отказ от личной ответственности.

Политическое участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Разновидности-действия по делегированию полномочий (электоральное поведение), активистская деятельность по поддержке кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; партийная деятельность и т. д. Противоположностью политического участия является абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни, утрата интереса к политике и политическим нормам. Рост абсентеизма является индикатором утраты легитимности власти.

Существуют различные варианты классификации политического участия:

Английский ученый А. Марш по влиянию на политическую систему выделяет:

1. ортодоксальное - участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования к ней, выраженные в законных формах;

2. неортодоксальное – несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы; (бойкоты, забастовки)

3. политические преступления - политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (захват помещений, заложников, саботаж, убийства, войны)

По отношению к действующему закону У. Милбрайт (США) выделяет:

1. конвенциональное (легальное и регулируемое законом)- голосование, участие в работе политических партий и избирательных кампаниях, участие в политической жизни общества, контакты с официальными лицами.

2. неконвенциональное (незаконное или отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям)- участие в демонстрациях, бунты, протесты против власти, отказ от повиновения и т. п.

А) ненасильственное – демонстрации, пикеты, митинги

В) насильственное– бунт, терроризм

По уровню активности можно подразделить политическое участие на:

По форме участия и степени активности выделяют такие виды политического участия как:

· активно- приемлемые - участие в выборных органах, партиях; лоббизм, демонстрации

· пассивно- приемлемые – повиновение закону, голосование

· активно-неприемлемые - насилие, дезорганизация, подкуп должностных лиц

· пассивно-неприемлемые – пренебрежение к закону

По мотивации и характеру участия:

- автономное (свободная и добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы)

· мобилизационное - носит принудительный характер, стимулами политической активности становятся страх, традиции, административное принуждение и т. п, то есть по сути – квазиучастие, присущее тоталитарным и авторитарным обществам

По степени интенсивности - политическое участие может быть -

В зависимости от типа мотивации можно выделить открытые формы поведения граждан (носящие характер прямого политического действия, например участие в выборах, демонстрациях, пикетах и т.п.) и закрытые (характеризующие уклонение людей от выполнения своих гражданских и политических обязанностей, например абсентеизм).




Как особый вид политического участия рассматривают политическое лидерство.

Особенности политического лидерства:

· политическое лидерство носит многофункциональный, многоролевой характер, оно ориентировано на более или менее последовательную реализую определенных программ, идеологических установок;

· политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений;

· между общенациональным политическим лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации;

· политическое лидерство является одновременно персонифицированным и корпоративным: политический лидер единолично олицетворяет существующий режим, саму государственную власть или характерные особенности возглавляемого им политического движения, но его лидерство корпоративно по сути - за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера.

Политическое участие следует отличать от политической деятельности. ^ Политическая деятельность - это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп. Ее характерными чертами являются концентрация усилий на общих для данной группы проблемах, потребностях; восприятие государства, политических институтов в качестве основного средства решения этих проблем; использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей; постоянное, зачастую профессиональное участие в политическом процессе; принципиальная важность политической деятельности для всех остальных сторон личной жизни индивида. Формами политической деятельности являются профессиональная занятость в системе органов государственной власти, работа в органах местного самоуправления, работа в аппарате политических партий и общественных организаций.

Политическое участие характеризует действия индивидов и групп, предпринимаемые для оказания влияния на политический процесс, участие в политических собраниях, акциях, политических дискуссиях или иных формах выражения личного мнения. Политическое участие не может являться сферой профессиональной занятости человека.

Теории политического участия

Одной из наиболее распространенных является теория рационального выбора. Основное положение данной теории заключается в том, что политическое участие обусловлено стремлением свободного индивида к максимальной реализации своих интересов и целей. Таким образом, участие индивида в политике возможно тогда, когда возможные доходы от участия будут превышать его издержки. Основываясь на этом положении, американский исследователь Э. Даунс предложил следующую формулу рационального участия:

R- чистая прибыль от участия в выборах;

p – вероятность того, что голос данного избирателя будет решающим;

B – политическая выгода от участия в выборах;

C – возможные затраты;

D – непосредственная выгода от участия в голосовании.

^ Мотивационные теории политического участия исходят из того, что в основе каждой из форм политического поведения (типичной или индивидуальной) лежит определенная мотивация.

Мотив (от лат. moveo - двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив существует в виде специфических переживаний (положительных эмоций от ожидания достижения данного предмета или отрицательных, связанных с неполнотой достижения), рациональных, осознанных потребностей или иррациональных, сугубо психологических проявлений. Мотивация политической деятельности редко бывает связана только со сферой политики. Она имеет чрезвычайно глубокую социальную природу и обусловливается многочисленными, разнообразными факторами.

Глубинным уровнем образования политической мотивации можно считать биопсихологические особенности каждого индивида. К наиболее важным можно отнести следующие: волевые установки (воля - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий), степень эмоциональности, импульсивности поведения, соотношение рациональных и иррациональных факторов мотивации, темперамент (темперамент - индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств), реактивные пороги (порог - это величина раздражителя, при достижении которой возникает реакция на него индивида), наличие или отсутствие агрессивности как особой формы самоутверждения, степень психологической самодостаточности, фобии или мании, имеющие глубинные, биопсихологические корни.

Наряду с проявлением глубоко личностных психологических особенностей, политическая активность характеризует и объективно существующие, устойчивые линии взаимодействия человека и различных компонентов общественной, в том числе политической системы. Эти взаимодействия создают внешние, социальные и институциональные факторы политической мотивации. В ряду подобных мотивов политического участия можно выделить

· Нормативные мотивы - обуславливают политическое поведение человека по правилам, установленным политической системой, вне соотнесения с личностными ценностями и установками. Индивид признает силу власти и рассматривает подчинение как единственно правильную ориентацию

· Ролевые мотивы - предопределяются социальной ролью индивида в существующей политической системе и зависят от его социального положения и самооценки

В зависимости от уровня образования и действия этих факторов их можно разделить на макросреду (государство, класс, страта, нация, культурная общность) и микросреду (институированные групповые общности, неформальные групповые общности, семья, образовательные учреждения, отдельные личности). Испытывая влияние этих факторов, реагируя на них, индивид не только корректирует внутренние мотивационные установки, но и приобретает особые, внеличностные характеристики. Среди них можно выделить:

статус - устойчивое положение индивида в социальной структуре, создающее определенные права и обязанности, возможности и запреты (и, как следствие, поведенческие стереотипы);

роль - особый способ поведения, отражающий обязательные, желательные или возможные нормы поведения, характерные для той или иной социальной общности, института, структуры, рода деятельности;

форма поведения - комплекс осознано избранных или навязанных извне поведенческих моделей.

· физиологические - потребность повышения жизненного уровня

· потребность в безопасности - стремление к социальному миру, порядку и законности

· потребность в любви – потребность в социальной идентичности, сопричастности

· потребность в самоутверждении – в повышение социального статуса и престижа

· потребность в самоактуализации – потребность выражения и реализации интересов в политике

По мере удовлетворения низших потребностей, действия человека начинают определять высшие потребности и наоборот - не реализованные первичные потребности определяют направленность политического поведения - т.е. люди выступают за повышение жизненного уровня, социальную защиту и безопасность.

Третью группу теорий составляют теории социальных факторов. Политическое поведение в контексте данных теорий выступает в качестве производной социальных факторов, таких, как институализация, уровень социально - экономического равенства, социальная мобильность и т. д.

С. Липсет выделяет 2 модели взаимосвязи политического участия с социальными факторами

· Либеральную - рост социально-экономического развития обеспечивает стабильность общества и определяет демократический характер политического участия

· Популистскую – политическое участие направлено на перераспределение имущественных благ и собственности, что препятствует экономической модернизации и ведет к подрыву стабильности.

Если рассматривать политический процесс как часть поведенческой реализации скрытых или явных целей личности, то активность можно назвать важнейшим элементом политического поведения.

Политическую активность личности характеризуют устойчивые линии взаимодействия с политическими институтами, основными компонентами политической системы. Модели этих взаимодействий сами по себе превращаются в важные структурные характеристики политического процесса в рамках политического поведения.

Если внимательно изучить подходы к политическому поведению в науке, то можно выявить тот факт, что российские и европейские школы во многом разнятся. Фундамент современных исследований политического поведения в целом был заложен представителями так называемой Чикагской школы в лице Ч.Мэрриама, Г.Госнелла, Г.Лассуэлла, Л.Уайта. Именно они на фоне господствовавших в начале XX в. историко-сравнительного и нормативного подходов предприняли попытку придать исследованиям в области политики более строгий, всесторонне обоснованный характер [1].

Представители Чикагской школы считали, что научные теории должны отличаться высокой степенью аналитичности, быть свободными от ценностных суждений, подвергаться верификации, эмпирической проверке [1].

Специфика политического поведения определяется самой природой политики – установлением политических отношений между субъектами не только с совместимыми, но и с противоположными интересами, суждениями и направлением активности.

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных, общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы [2].

В рамках политического процесса политическое поведение разнится в зависимости от свойств каждой конкретной личности. В связи с этим, участников политического процесса можно разделить на четыре типа представленные на рисунке.

Участники политического процесса.

Участники политического процесса.

Теперь рассмотрим каждый вид участника политического процесса отдельно. Начнем с лидеров. Лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей.

Что касается активистов, то они являются посредниками между лидерами и последователями. Они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс.

Поведение последователей характеризуется разной степенью активности и участия в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко, что и стимулирует их участие в политической деятельности.

Что касается лидеров мнения, то они, не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, создают "поля" эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего внимания; к ним обращаются за советом, но не за директивой для действия.

Виды политического поведения

В современной науке существует множество классификаций политического поведения. По одной из них политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Под политическим участием в политологии подразумевается действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров.

Виды политического участия

Виды политического участия

Степень организованности политического участия зависит от политического режима. При авторитарном и тоталитарном режимах оно чаще всего вынужденное или принудительное, при демократическом – свободное и сознательное.

Абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах, или, в более широком понимании, политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия.

В абсентеизме могут быть отражены и протест, и неудовлетворенность возможностями политического выбора, и ощущение непредсказуемости и бессмысленности политических решений [3].

Абсентеизм может свидетельствовать об отчуждении человека от власти, выступать показателем утраты доверия населения к политической системе, потери интереса к политической деятельности[3].

Превращаясь в массовое явление, абсентеизм может представлять серьезную угрозу легитимности власти, приводя либо к полной политической апатии, либо к экстремизму.

Виды политического поведения классифицируются по нескольким признакам или категориям. Прежде всего, политическое поведение подразделяется на виды по субъекту:

  • Властные субъекты
  • Невластные субъекты.

По форме политическое поведение бывает:

  • Активное (действия)
  • Пассивное (бездействия)

Если рассматривать виды политического поведения с точки зрения характера взаимодействия, то можно выделить следующее:

Виды политического поведения можно выделить с опорой на степень организации, а именно:

  1. Стихийно организованное
  2. Организованное.

Политическое поведение по своей субъектности может быть индивидуально-личностным и коллективным, каждый тип которого свидетельствует о разнообразии форм активности людей, не сводимых только к действию или бездействию. В политической жизни порой трудно однозначно определить мотивацию политического поведения субъектов, в результате чего формы последнего могут смешиваться, взаимоисключаться и т.п. Вместе с тем наиболее распространенными формами политического поведения личности является роль избирателя, члена партии, партийного функционера, политического активиста, профессионального политика.

органы местного самоуправления не относятся к системе органов государственной власти России.

местное самоуправление в РФ осуществляется под непосредственным контролем государства.

11. Сравните выборы и референдум. Выберите и отметьте общие черты: *

тайное голосование граждан

граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона

голосование за кандидатов на государственные должности

правом голоса обладают только совершеннолетние граждане

12. Найдите в приведенном списке характеристики конституционной монархии: *

глава государства — наследственный монарх, обладающий представительскими функциями

высшую судебную власть осуществляет монарх

законодательную власть осуществляет выборный парламент

исполнительная власть принадлежит правительству

представительские функции осуществляет председатель верхней палаты парламента

13. Какие суждения о политической партии верны? *

в политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций

14. К отличительным признакам правового государства относится: *

деятельность по поддержанию общественного порядка

наличие армии и полиции

разделение и независимость ветвей власти

15. Конституция РФ была принята: *

16. Политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия называется. (впишите ответ) *

17. Убеждение в том, что государство должно вмешиваться в жизнь общества и контролировать его экономические и социальные аспекты, называется . (впишите ответ) *

18. Независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах называется . (впишите ответ) *

19. Положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказывать влияние на политическую жизнь страны называется . (впишите ответ) *

6-\u0416\u0435\u0441\u0442\u043a\u0430\u044f \u0446\u0435\u043d\u0437\u0443\u0440\u0430.\u041c\u0431 \u0435\u0449\u0435 \u0447\u0442\u043e \u0442\u043e

10-\u041c\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e\u0435 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u0420\u0424

11-\u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0435 \u0432\u044b\u0440\u0430\u0436\u0430\u044e\u0442 \u043e\u0434\u043e\u0431\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043d\u0435\u043e\u0434\u043e\u0431\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0433\u043e-\u043b\u0438\u0431\u043e \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430

\u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0437\u0430 \u043a\u0430\u043d\u0434\u0438\u0434\u0430\u0442\u043e\u0432 \u043d\u0430 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438

\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u0430 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0434\u0430\u044e\u0442 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0441\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u043d\u043e\u043b\u0435\u0442\u043d\u0438\u0435 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0435

12-\u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0432\u044b\u0431\u043e\u0440\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442

13- \u0432 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0443\u044e \u043f\u0430\u0440\u0442\u0438\u044e \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0432\u0445\u043e\u0434\u044f\u0442 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0433\u0440\u0443\u043f\u043f\u044b, \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0430.

14-\u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u044e \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043a\u0430

\u043d\u0430\u043b\u0438\u0447\u0438\u0435 \u0430\u0440\u043c\u0438\u0438 \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0438\u0446\u0438\u0438

15-\u0412 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u0435 \u0432\u0441\u0435\u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f

narcisO

Объяснение:

6-Жесткая цензура.Мб еще что то

10-Местное самоуправление регулируется РФ

11-граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона

голосование за кандидатов на государственные должности

правом голоса обладают только совершеннолетние граждане

12-законодательную власть осуществляет выборный парламент

13- в политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

14-деятельность по поддержанию общественного порядка

наличие армии и полиции

15-В результате всенародного голосования

Новые вопросы в Обществознание

Темп инфляции в 1 квартале составил 3%, во втором 2%, в третьем квартале 1%, в 4-м 0,5%. Определите, на сколько процентов выросли цены за год.

Почему, по вашему мнению, количество рабочих, оценивающих свое материальное положение, как состоятельное и количество рабочих, которые считают свою жи … знь хорошей, не совпадают? Назовите не менее трех факторов (кроме дохода), которые определяют качество жизни человека и раскройте их на конкретных примерах.

Исчерпаемые ресурсы делятся на интеллектуальные, социальные природоохранные, заповедные невозобновляемые, возобновляемые, не полностью возобновляемые … Ответить!

Установите последовательность типов общественно-экономических формаций в зависимости от уровня развития производственных отношений. капитализм азиатск … ий способ производства первобытнообщинный строй феодализм рабовладельческое общество

Экономическая задача. Функция спроса на бутылированное молоко в Томской области описывается формулой =170-P, а функция предложения задана уравнением = … 3*P-70, где P – цена в рублях, – величина спроса и величина предложения молока в ноябре в тысячах штук. 1) Определите, чему будет равняться равновесная цена. 2) Определите, чему будет равняться равновесное количество. 3) Как изменится рыночный спрос, когда Департамент тарифного регулирования Томской области зафиксирует цену не ниже 70 рублей? 4) Сколько смогут производители бутылированного молока Томской области продавать его в Новосибирскую область, если там цена установилась P=66? Ответы без решения не засчитываются.

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию. Интервьюир … ование, эксперимент, анкетирование, тестирование, исследовательская беседа.

Предложите минимальное по объёму обобщающее понятие, вбирающее в себя все нижеперечисленные. Королевство Бельгия, Республика Индия, Сомали, Мексиканск … ие Соединенные Штаты, Австралийский Союз, Босния и Герцеговина

Павлинова Галина Александровна

В данном высказывании У. Черчиль британский государственный и политический деятель затрагивает проблему политического участия граждан и обращается к вопросу абсентеизма и значения выборов в жизни общества и государства. По мнению автора, формирование несостоятельной государственной власти происходит по причине уклонения граждан от участия в выборах, отсутствия у них интереса к политической жизни своего государства. Актуальность данной проблемы несомненна, так как в современных демократических странах, где именно народ выбирает власть, абсентеизм остается распространенным явлением. Я согласна с мнением автора.

Россия является демократическим государством с республиканской формой правления, соответственно высшие органы государственной власти, такие как парламент и президент формируются в результате выборов. Статья 32 Конституции Российской Федерации гласит, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а так же имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а так же участвовать в референдуме. На мой взгляд, избирательное право является одним из основополагающих политических прав. Ведь не зря, многие поколения боролись за то, чтобы люди получили всеобщее избирательное право, в соответствии с которым все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, индивидуального и должностного положения, в момент достижения совершеннолетия, вправе избирать органы государственной власти и местного самоуправления.

Например, некоторые считают, что ничего не изменится, и лично они никак не могут повлиять на сложившуюся в стране ситуацию. Это разочарование свойственно старшему поколению, которое многое повидало и считает, что все решено за них. Тем не менее, им необходимо осознавать что голос каждого человека важен и такая позиция свойственна эгоистичным людям, которые думают только о себе, забывая о будущем своей страны.

Другая причина заключается в следующем. Избиратель считает, что его голос ничего не решает, либо за него уже проголосовали. Такие люди полагают, что все выборы фальсифицированы, специалисты же отмечают, что в развитых странах процент фальсификации крайне низок – 10-15%. Стоит понимать, что эти крайне низкие проценты вряд ли могут кардинально повлиять на итоги выборов. К сожалению, как показывает статистика, таких людей на момент выборов бывает до 50 % и более. Если бы все эти люди пришли на выборы – ситуация действительно могла бы существенно измениться.

Следующая важная причина игнорирования выборной компании, на мой взгляд, является отсутствие интереса граждан к политике и лень. Конечно, за то, что человек отказывается участвовать в политической жизни страны, никто наказать его не может. Но какой пример такой человек подает своим детям, будущему поколению?

Избирательное право может быть как пассивным, когда гражданин имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, так и активным. Активное избирательное право - право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах. Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. К примеру, посредством референдума 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. А 16 марта 2014 года был проведен референдум о статусе Крыма - всеобщее голосование по вопросу о будущем статусе и государственной принадлежности полуострова, проведённое местными властями на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя. На референдум были вынесены два вопроса: вхождение Крыма в состав России в качестве субъекта федерации или восстановление Конституции Республики Крым 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины

Но если говорить о неучастии граждан в выборах, стоит упомянуть, что в науке существует конкретный термин данному явлению. Абсентеизм - уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах, или, в более широком понимании, политическое поведение, характеризующееся бездействием, то есть уклонением от какого-либо политического участия. Абсентеизм представляет большую опасность для любого государства.

Может, стоит задуматься о борьбе с абсентеизмом? Например, в некоторых странах (Австралия, Бельгия, Италия и др.) введен обязательный вотум, налагающий на избирателей обязанность принять участие в голосовании. В других стимулируют избирательную активность путем использования поощрений (например, небольшое денежное вознаграждение гражданам, пришедшим на избирательный участок в Андорре). На мой взгляд основной путь преодоления абсентеизма – воспитание правовой и политической культуры с участием молодёжных организаций и объединений. Факт равнодушного отношения молодёжи к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Если человек, его права и свободы являются высшей ценностью, то их проявление в политической жизни предполагает отказ от абсентеизма. Поэтому я понимаю, что, обладая общей и политической культурой, человек обязан свободно реализовывать свои права в политической жизни.

Подводя итог вышесказанному, стоит осознать простую мысль: чтобы построить настоящую демократию и правовое государство стоит помнить не только о своих правах, но и об обязанностях, нравственном и моральном долге перед обществом и будущими поколениями.

§ 15 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Только ли в словах проявляется отношение человека к политике ? Где проходит граница допустимого поведения в политической деятельности ?

Участие в политической жизни, охарактеризованное в учебнике для 10 класса, может быть рассмотрено и с точки зрения отношения человека к политике, к участвующим в ней людям, к самому себе. Внешним проявлением этого отношения является поведение человека, которое может оцениваться с позиций нравственности и права.

Первые соблюдают нормы, регулирующие политическую деятельность, вторые отклоняются от них, демонстрируя образцы отклоняющегося поведения.

МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Политическое поведение — это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами. Это совокупность поступков, сознательных действий, направленных на достижение какой-либо социально значимой цели, действий, порождаемых традициями, ценностными ориентирами, а также бессознательных действий, вызванных эмоциональным состоянием индивида. В поступках наиболее отчетливо выступают ценностные аспекты политического поведения. В реальном политическом поведении осознаваемые и неосознаваемые, рациональные и эмоциональные компоненты находятся в сложных взаимодействиях. Поведение может варьироваться по степени интенсивности от корректных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательности, словесных оскорблений, даже до применения физической силы.

Сосредоточим внимание на одном из субъектов политической деятельности — на личности. Человек в сфере политики взаимодействует с другими людьми, с политическими организациями, государственными органами и т. п. Его отношения с ними могут быть отношениями поддержки, сотрудничества, союза или, напротив, противостояния, противоборства, политического соперничества. Эти отношения определяются интересами участников, их совпадением или противоположностью.

Решающее значение в политическом поведении имеет наличие осознанных политических интересов и ценностей личности. Поскольку политические интересы отражают положение в обществе различных групп населения, представители этих групп, как правило, нацелены на реализацию этих интересов через политику. С этой точки зрения политическое поведение мелких предпринимателей может отличаться от поведения, например, служащих государственного аппарата.

Не менее важными являются ценности, разделяемые той или иной группой населения. Утверждение в сознании людей демократических ценностей во многом определяет и их ориентацию на демократические партии и на демократические, правовые формы политического поведения.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие.

Участие в политической демонстрации — это возможное политическое действие. Неучастие в выборах — это тоже возможный вариант политического поведения, имеющего форму бездействия. Бездействие в данном случае тоже является поступком, который может иметь те или иные последствия для развития политической ситуации. Участие в выборах, манифестациях, митингах с точки зрения публичности поступков относят к открытым формамполитического поведения, а политическую пассивность, стремление уйти от политической жизни — к закрытым формам.

С точки зрения преемственности формы политического поведения делятся на традиционные (соответствующие устоявшимся политическим представлениям, менталитету, типичные для данной политической культуры) иинновационные (создающие новые образцы политического поведения, порождающие новые черты политических отношений).

По своей целевой направленности политическое поведение может бытьконструктивным (способствующим нормальному функционированию политической системы) и деструктивным (подрывающим политический порядок).

Политическое поведение бывает индивидуальным, групповым и массовым.Индивидуальное политическое поведение — это поступки индивида, имеющие общественно-политическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и политике). Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций или стихийно сложившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведенияявляются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а еще больше в массовом политическом поведении наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

Если многообразные формы политического поведения представляют собой проявление активности всех субъектов политики, то, говоря о политическом участии, мы имеем в виду только политическое поведение личности. Политическое участие, как показано в курсе обществознания для 10 класса,— это действия гражданина с целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров.

Поскольку наиболее массовой формой политического участия являются выборы, особое внимание исследователей привлекает именноэлекторальное поведение граждан: за кого и почему голосуют представители тех или иных слоев населения, каковы причины неучастия в выборах части граждан?

Названные факторы взаимодействуют между собой, подчас противоречат один другому, а иногда накладываются друг на друга.

С точки зрения соответствия господствующим нормам выделяютнормативные (соответствующие законам, требованиям политической морали) и отклоняющиеся (нарушающие правовые и моральные нормы) формы политического поведения.

Говорят и о патологических формах политического поведения. Их проявлениями могут быть крайние аффективные состояния, постоянная потребность во вражде, агрессии, антагонизме, состояния паники, маниакальные политические предубеждения и т. п. Признаком патологии политического поведения является его несоответствие требованиям ситуации или установкам личности. Так, при возникновении пугающей ситуации масса людей испытывает потрясение, страх и, вместо того чтобы организованно противостоять угрозе, впадает в панику, пытается спастись, предпринимая беспорядочные действия, создавая хаос и тем самым усугубляя опасные последствия случившегося.

В структуре политического поведения выделяютсяпротестные формы. Политический протест — это проявление негативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политическим решениям в открыто демонстрируемой форме. Такой формой нередко становятся митинги,демонстрации, шествия, пикетирование, забастовки. Они, как правило, объясняются состоянием недовольства, вызываемым расхождением между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.

Политическая жизнь 90-х гг. XX в. продемонстрировала иэкстремальные (крайние) формы политического поведения. Экстремизм (от лат. extremus — крайний) — это приверженность в политике к крайним взглядам и мерам, правовой нигилизм, поведение, преступающее правовые и моральные нормы. За последние десятилетия мир был свидетелем множества проявлений правого и левого политического экстремизма. Например, случаи публичного самосожжения активистов политических движений, стремящихся привлечь таким образом внимание к своим требованиям. Или захват заложников с целью получения выкупа, который используется для финансирования деятельности своей группы. Подобные формы политического поведения возникают под влиянием экстремистских организаций, стремящихся спровоцировать массовые беспорядки. Их воздействию подвержены случайные, временные скопления людей: участники собраний или митингов, демонстраций, толпа на улице.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ

Исследователи современного терроризма усматривают ряд причин, порождающих его. Среди них: неравномерное распределение ресурсов, доходов и богатства внутри отдельных стран и между странами; обострение проблемы бедности; концентрация населения в городах, создающая опасность их перенаселения и деградации; усиление конфронтации между этническими группами и культурными слоями, приводящее к росту агрессивного поведения, к пренебрежению законами и усвоению маргинальной частью населения преступного опыта; сопротивление глобализации, стремление к сохранению национальной (религиозной) самобытности.

Членами террористических организаций, как правило, становятся представители маргинальных слоев, отвергающие нормы культуры и следующие нормам контркультуры насилия. Принадлежность к социальной, национальной, религиозной группе воспринимается как высшая ценность при резком снижении ценности других групп. Для таких людей характерна озлобленность, нетерпимость, восприятие окружающего мира как враждебного, слепое следование предписаниям организации. Все террористы с презрением относятся к человеческой жизни, готовы ради достижения высокой, с их точки зрения, цели жертвовать жизнями ни в чем не повинных людей. Террористы-камикадзе (самоубийцы) сами готовы идти на смерть, рассматривая ее как выполнение особой миссии, приносящей им признание среди своих и открывающей путь в рай.

Члены террористических групп характеризуются высоким уровнем агрессии. Объектом их нападения становятся политические деятели, пассажиры самолетов, автобусов, поездов метро и железных дорог, покупатели в крупных магазинах. Похищения, угрозы и шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, захват заложников — все это методы терроризма.

Политический терроризм в конце XX в. принял международный характер. В его руках современные технические средства вплоть до оружия массового поражения. Задача борьбы с терроризмом стоит перед отдельными государствами и всем мировым сообществом. Это одна из глобальных проблем современности.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Политическое поведение людей, как и любое другое, регулируется обществом и государством в различных формах.

Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.

Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.

В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции.

В-четвертых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей.

В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Участие в политической жизни требует взаимодействия с другими субъектами политического процесса . Для этого нужно понимать и правильно оценивать их политическое поведение . А главное - строить свое собственное поведение в соответствии с принципами и эталонами демократического общества .

2 Политический экстремизм играет в политике деструктивную роль . Между тем политические экстремисты, экстремистские организации нередко делают ставку на молодежь , рассчитывая на ее неопытность , присущую ей высокую активность и подвижность . Четкое понимание опасности политического экстремизма не позволит вам стать орудиемв руках деятелей и организаций , добивающихся своих целей незаконными методами .

З В политике нельзя поддаваться эмоциям . Необходим серьезный анализ политической обстановки , осознанное целеполагание и рациональный выбор средст в достижения цели . Политическое поведение не должно выходить за границы, обозначенные политическими и правовыми нормами . Не следует забывать и о нормах морали .

Утверждают, что поскольку избегающие голосования в большинстве принадлежат к менее образованным и социально активным слоям населения, то даже лучше, что они не используют свое право голоса. Так как они легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляла бы потенциальную угрозу нашей демократической системе.

За подобными аргументами проглядывает сомнительная посылка, что, мол, лучше образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям. Это мнение, которое уже само по себе — ласкающий душу предрассудок, представители высшего и среднего классов составили о себе сами и себе в утешение.

1.Как оценивает автор неучастие граждан в выборах? В чем он видит главную причину неучастия в них?
2. Можно ли высказанные автором суждения применить по отношению к поведению российских избирателей? Как вы думаете, каковы причины и последствия пассивности части граждан России на выборах?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что называется политическим поведением? Как различаются его формы? Приведите примеры .
2 . Каковы мотивы политического поведения ?
3. В каких случаях имеет место протестное поведение ?
4 . Чем характеризуется электоральное поведение ?
5. Объясните , чем опасно экстремистское поведение.
6. Каковы возможности регулирования политического поведения ?

ЗАДАНИЯ

1. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в 2001—200 3 гг. сопровождались столкновениями с полицией ;
он и оставили после себя разбитые витрины магазинов , перевернутые и сожженные автомашины, груды мусора . Как оценить политическое поведение участников этого движения ?

3. На выборах в Государственную Думу 7 декабр я 200 3 г. явка избирателей составила 55,75% от числа включенных в списки . Как вы думаете , в чем заключаются причины неучастия значительной части российских избирателей в выборах ? Дайте свою оценку политического поведения тех, кто не захотел голосовать.

4. В феврале 200 4 г . Государственная Дума приняла решение о введении пожизненного заключения за терроризм . Чем объяснить введение за терроризм высше й меры наказания ? Дайте оценку этого решения .

МЫСЛИ МУДРЫХ

Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . — М. : Просвещение, 2006. — 349 с.


Календарно-тематическое планирование по обществознанию, задачи и ответы школьнику онлайн, курсы учителю по обществознанию скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Читайте также: