Политический плюрализм в россии как один из основополагающих признаков правового государства

Обновлено: 30.06.2024

На данном этапе развития государственно-правовых отношений Российская Федерация переживает период радикальных реформ почти во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Современное реформирование государственно-правовой систем России актуализировало повышенное внимание законодателя, учёных – юристов, практиков к проблемам государственно-правового строительства. Одной из таких проблем следует признать проблему политического плюрализма в государственном праве Российской Федерации.

Принятие Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и ориентиров социально-политического и экономического развития.

Люди привыкли к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция вошла в жизнь каждого россиянина.

Основа правового статуса общественных объединений закреплена Конституцией Российской Федерации (далее Конституция РФ), а именно в статьях 13 и 30 (далее ст. 13 и 30).

Но, несмотря на подробную законодательную регламентацию порядка создания, деятельности, ликвидации, прав и обязанностей членов общественных объединений, данные отношения вызывают не мало сложностей, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.

Исследование правового регламентирования общественных объединений в свете последних потрясших Россию лет преобразований является наиболее важным и актуальным.

Глава 1 Политический плюрализм

ГЛАВА 2. Конституционно-правовой статус общественных объединений

Заключение

Итак, принцип идеологического, политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства.

В последние годы идеологическое, политическое многообразие, в значительной мере выражающая их многопартийность становятся все более устойчивой органической частью общественно-политической жизни России. Юридическому закреплению этого достижения российской демократии служит включение этих положений данной статьи в основы конституционного строя, играющие центральную роль в Конституции, изменяемые - в случае необходимости - в особо сложном порядке. Это, как, соответствие данных конституционных положений принципам, нормам международного права, позволяет надеяться на необратимость установления, развития плюрализма в политической жизни России.

Но демократические политические партии, объединения или их блоки, выражающие политическую волю своих членов, стремятся к осуществлению государственной власти через своих представителей, членов, сторонников в органах государства. Осуществляя власть в соответствии с программой, партия или блок партий, имеющий совместную программу парламентской или правительственной деятельности, в определенной степени действует в соответствии с теми положениями идеологии, политики, которые получили одобрение граждан на выборах, в иных формах. Поэтому определенная зависимость государственной власти от тех или иных идеологических, политических позиций партий, блоков, их лидеров, деятелей существует, но - под демократическим контролем избирателей. Именно их волю, а не только решения партии должен, прежде всего, проводить в жизнь их избранник.

Конституционные положения о политических партиях в Конституции России более кратки, нежели в конституциях ряда других демократических стран. В них, например в ст. 21 Основного закона ФРГ, содержатся более подробные предписания: партии содействуют формированию политической воли народа, могут образовываться свободно; их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам; они должны публиковать отчеты о происхождении, использовании своих средств, а также о своем имуществе. Те партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников (не только членов!) стремятся причинить ущерб основам демократического строя либо устранить его или поставить под угрозу его существование, противоконституционы. Вопрос об их конституционности решает Федеральный Конституционный Суд. Подробности регулируются федеральными законами.

Конституция приравнивает открытые цели, фактические действия партий, иных общественных объединений, их сторонников, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни.

Список использованной литературы.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальное издание. - М., 2001 г.

2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Официальное издание. –М., 1997г.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. – М., 2002 г.

5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
"Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г., №21 ст. 1930

6. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ
"О политических партиях" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г., № 29 ст. 2950

7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. №3 ст. 148.

8. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ
"О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995г, №33, ст. 3334.

10. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I
"О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366.

Литература:

11. Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право. 2004. №2.

12. Козлов Е.И. Конституционное право: учебник / Е.И Козлов, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ,2003.-с. 271.

13. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. Ред. Карповича В.Д.) – М.: Юрайт – М; Новая правовая культура, 2002г.

14. Конституции зарубежных государств. М., 1999. С. 161.

15. Лапаева В.В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства // Законодательство и экономика. 2001. N 10. С. 11.

16. Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. проф. Н.И.Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2002. – 774 с.

17. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В.Лазарев) - Система Гарант, 2003 г.

18. Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция, 1996, №4,с.36

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета 1993. 25 декабря.

[2] Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ `О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации` // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 51 ст. 4982.

[3] Гамбаров Ю. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 2005, с.37-43.

[6] СУ РСФСР. 1917. №1. Ст.4.

[7] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. Т. 2. С. 500.

[9] Лапкин В.В., Пантин В.И. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. М., 1998.

[12] Журавлев В.В. Общество и власть в России: исторические традиции и перспективы взаимодействия / Куда идет Россия. Общее и особенное в современном развитии. М., 1997, с. 52-54.

[16] В.В. Лапаева. Становление многопартийности в России.//Государство и право. № 8 -1995 г.

[18]Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальное издание. - М., 2001 г.

[19] Козлов Е.И. Конституционное право: учебник / Е.И Козлов, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ,2003.-с. 271.

[20] Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция, 1996, №4,с.36

[21] Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №42. Ст.839

[22] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. Ред. Карповича В.Д.) – М.: Юрайт – М; Новая правовая культура, 2002г.

[23] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В.Лазарев) - Система Гарант, 2003 г.

[24] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В.Лазарев) - Система Гарант, 2003 г.

Оглавление

Глава 1. Политический плюрализм……………………………………………………………..4

1.1 Понятие и признаки политического плюрализма………………………………………….4

1.2 Принцип политического плюрализма в государственном праве Российской Федерации………………………………………………………………………………………..8

Глава 2. Конституционно-правовой статус общественных объединений ………………. 17

2.1 История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации…………………………………………………………………………………..17

2.2 Конституционно-правовой статус общественных объединений в РФ………………….19

Список использованной литературы………………………………………………………. 26

Введение

На данном этапе развития государственно-правовых отношений Российская Федерация переживает период радикальных реформ почти во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Современное реформирование государственно-правовой систем России актуализировало повышенное внимание законодателя, учёных – юристов, практиков к проблемам государственно-правового строительства. Одной из таких проблем следует признать проблему политического плюрализма в государственном праве Российской Федерации.

Принятие Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и ориентиров социально-политического и экономического развития.

Люди привыкли к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция вошла в жизнь каждого россиянина.

Основа правового статуса общественных объединений закреплена Конституцией Российской Федерации (далее Конституция РФ), а именно в статьях 13 и 30 (далее ст. 13 и 30).

Но, несмотря на подробную законодательную регламентацию порядка создания, деятельности, ликвидации, прав и обязанностей членов общественных объединений, данные отношения вызывают не мало сложностей, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.

Исследование правового регламентирования общественных объединений в свете последних потрясших Россию лет преобразований является наиболее важным и актуальным.

Глава 1 Политический плюрализм


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Социальная значимость плюрализма заключается в том, что он гарантирует правоспособность человека формулировать своё мнение, определённое равенство вероятностей и терпимость по отношению к любым группам общества. Под политическим плюрализмом (ПП), если кратко, подразумевается принцип изобилия политических сил и конкуренции между ними. ПП предполагает идеологическую свободу, многопартийность и все виды общественных движений, выполняющих закон.

Плюрализм это признак какого государства

ПП и демократическая система

Плюрализм в политике России считается важным условием демократии. Его характерной чертой являются общественные интересы, что выражаются различными партиями и общественными движениями. В частности, они представлены в государственном парламенте. В то же время ни один из субъектов власти не обладает монополией: любой из них оказывает влияние на принятие политических выводов.

Особенности обеспечения ПП:

Политический плюрализм

  • разнообразие и проявление политических мыслей партий;
  • недоступность моноцентризма, то есть фактически того, что связано с концентрацией власти в одной руке;
  • воля к объединению людей в партии и другие юридические организации;
  • почтение к обратному прогрессивному взгляду;
  • наличие оппозиционных плюралистических сил системы и их беспрепятственная деятельность;
  • ограничение центральной власти, разделение развития;
  • вероятность простой замены политических структур у власти и т. д.

ПП более взвешенный в финансовом отношении — есть возможность сформулировать собственные взгляды, бороться за администрацию и разрешать трудности законным образом, люди и группы менее радикализированы.

Недоступность плюрализма характерна для недемократических политических режимов. Это означает, что, как и в СССР, в условиях тоталитаризма каждый обязан придерживаться государственной идеологии под угрозой репрессий, а при авторитаризме воля мнений и политическая конкуренция значительно ограничены.

Демократия

Необходимые обстоятельства для существования ПП:

  1. Демократия, управление народом.
  2. Разделение власти.
  3. Неприемлемость любой ограниченной монополии, тоталитарного или авторитарного режима.
  4. Воля людей, реальная жизнь и защита их прав и свободы.
  5. Воля СМИ.
  6. Наличие оппозиции.
  7. Жизнь независима от страны и общественных организаций.
  8. Наличие рыночных отношений и конкуренции.
  9. Развитая политическая цивилизация личности и общества.

Свойства и главные основы

Симптомы множества взглядов различны для каждого региона, но почва одинакова для всех:

  1. Каждый вариант видения имеет право на жизнь, все они равны.
  2. Терпимость к другим.
  3. Представления других людей о сложившейся истории не оспариваются, а воспринимаются как прецедент.
  4. Умение обсуждать, искать компромиссный вывод, который сделает любой оппонент в случае инцидента.

ПП нужен для реальной жизни. Люди с разными точками зрения по тому или иному вопросу высказывают здоровую критику. Во время обсуждений аксиома появляется каждый раз. Без инакомыслия прогресс в сферах общественной жизни невозможен.

Политический плюрализм это

Плюрализм взглядов

Идеологический вариант закреплён конституцией и предполагает различные взгляды, если они не призывают к насилию, гневу или подстрекательству к межэтническим или религиозным инцидентам.

Плюрализм взглядов — это принцип осознания того, что на самом деле в мире существует большое количество точек зрения по отношению к той или иной конкретной истории. И все они не только имеют право на жизнь, но и эквивалентны друг к другу.

Политический плюрализм — это признак какого государства, не все понимают. Прежде всего демократической страны. Пример ПП — в пределах одной семьи можно встретить, бывают разные вариации в выборе религии, политической партии или экономического мировоззрения, образования. И в жизни каждого современного человека это не уникальность.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Ч2. ст.17 Конституции: Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Ст.29 Конституции: Каждому гарантируется свобода мысли и слова

Любые права и свободы не являются абсолютными, т.е. безграничными.

Права и свободы человека и гражданина осуществляются в определенных границах

Ст23. Конституции: Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни

В Конституции четко указаны публичные интересы ради которых могут быть ограничены гражданские права.

Правовое государство.

Основные признаки правового государства.

1. Связанность государства и общества правом

2. Верховенство права

3. Обязанность официального опубликования нормативных правовых актов

4. Ответственность за нарушение правовых норм

5. Определенный уровень правосознания

Главная идея правового государства – связанность гос-ва и общества правом, гарантирующее предсказуемость и надежность действий гос-ва, подчинение самого гос-ва праву, защиту граждан от возможного произвола гос-ва и его органа.

Связанность государства и общества правом означает, что вся жизнь в правовом государстве должна основываться на Конституции, законах и иных нормативных правовых актах.

Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона, которое выражается в том, что основополагающие общественные отношения регулируются законами, которые обладают более высокой юридической силой по сравнению с другими нормативными правовыми актами.

Правосознание – это система правовых взглядов, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение людей, социальных групп, всего общества к праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Действия всех юр. и физ. лиц: граждан, органов власти, чиновников, организаций и их должностных лиц должны соответствовать нормам права.

Согласно статье 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Отсюда вытекает логичный вывод о том, что исходное, базовое правовое регулирование земельных отношений должно быть осуществлено федеральными законами.

В Постановлении Конституционного Суда от 30 апреля 1996 года была сформулирована правовая позиция о том, что поскольку Президент является гарантом Конституции, постольку он уполномочен издавать Указы, восполняющие пробелы законодательного регулирования при следующих условиях:

1. отсутствует соответствующий федеральный закон по данному предмету регулирования;

2. указ не противоречит Конституции и федеральным законам;

3. их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующего федерального закона

Федерализм.

Под федерализмом понимается принцип государственного устройства, который заключается в разделении государственной власти между государством и составляющими субъектами, обеспечивающий его единство и целостность.

Особенности российского федерализма:

Во-первых, это наличие двух форм (двух уровней) государственной власти: федеральной власти, т. е. власти всего федеративного государства в целом и региональной власти, т. е. власти субъектов РФ, составляющих в своей совокупности Российскую Федерацию, что закреплено статьей 11 Конституции.

Во-вторых, это разделение государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. В Конституции данный признак федерализма, сформулированный как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, закреплен частью 3 статьи 5 Конституции.

В-третьих, это единство государственной власти и целостность федеративного государства, что специально закреплено частью 3 статьи 5 Конституции. Федерация заключается не только в разделении, но и в единстве системы государственной власти, без которого не существует целостного государства. Разделение государственной власти между государством и составляющими его субъектами, децентрализация государственной власти не может быть беспредельной, она ограничена обеспечением единства и целостности государства, образованного этими субъектами.

В-четвертых, это равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что закреплено частями 1 и 5 статьи 5 Конституции.

Все субъекты РФ обладают одинаковыми правами и обязанностями в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в Российской Федерации не может быть республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, имеющих в федеративных отношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны.

Идеологическое многообразие и политический плюрализм.

Конституция закрепляет идеологическое многообразие и политический плюрализм как одну из основ конституционного строя, что исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии (статья 13 Конституции).

Идеологическое многообразие означает свободное существование и распространение в обществе различных политических и иных взглядов без государственного преследования за инакомыслие и несогласие с государственной политикой.

Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ):

- В РФ признается идеологическое многообразие.

- Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Политический плюрализм (ст. 13 Конституции РФ):

- В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность

- Общественные объединения равны перед законом

-запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное:

- В целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах.

- А также в целях представления интересов граждан в органах гос. власти и органах местного самоуправления.

Необходима дальнейшая реконструкция существующей многопартийной системы, которая, как представляется, должна быть не государственно организованным учреждением, финансируемым из государственного бюджета, не элементом системы государственного управления, а институтом гражданского общества, отделенным от аппарата публичной власти.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Социальная значимость плюрализма заключается в том, что он гарантирует правоспособность человека формулировать своё мнение, определённое равенство вероятностей и терпимость по отношению к любым группам общества. Под политическим плюрализмом (ПП), если кратко, подразумевается принцип изобилия политических сил и конкуренции между ними. ПП предполагает идеологическую свободу, многопартийность и все виды общественных движений, выполняющих закон.

Плюрализм это признак какого государства

ПП и демократическая система

Плюрализм в политике России считается важным условием демократии. Его характерной чертой являются общественные интересы, что выражаются различными партиями и общественными движениями. В частности, они представлены в государственном парламенте. В то же время ни один из субъектов власти не обладает монополией: любой из них оказывает влияние на принятие политических выводов.

Особенности обеспечения ПП:

Политический плюрализм

  • разнообразие и проявление политических мыслей партий;
  • недоступность моноцентризма, то есть фактически того, что связано с концентрацией власти в одной руке;
  • воля к объединению людей в партии и другие юридические организации;
  • почтение к обратному прогрессивному взгляду;
  • наличие оппозиционных плюралистических сил системы и их беспрепятственная деятельность;
  • ограничение центральной власти, разделение развития;
  • вероятность простой замены политических структур у власти и т. д.

ПП более взвешенный в финансовом отношении — есть возможность сформулировать собственные взгляды, бороться за администрацию и разрешать трудности законным образом, люди и группы менее радикализированы.

Недоступность плюрализма характерна для недемократических политических режимов. Это означает, что, как и в СССР, в условиях тоталитаризма каждый обязан придерживаться государственной идеологии под угрозой репрессий, а при авторитаризме воля мнений и политическая конкуренция значительно ограничены.

Демократия

Необходимые обстоятельства для существования ПП:

  1. Демократия, управление народом.
  2. Разделение власти.
  3. Неприемлемость любой ограниченной монополии, тоталитарного или авторитарного режима.
  4. Воля людей, реальная жизнь и защита их прав и свободы.
  5. Воля СМИ.
  6. Наличие оппозиции.
  7. Жизнь независима от страны и общественных организаций.
  8. Наличие рыночных отношений и конкуренции.
  9. Развитая политическая цивилизация личности и общества.

Свойства и главные основы

Симптомы множества взглядов различны для каждого региона, но почва одинакова для всех:

  1. Каждый вариант видения имеет право на жизнь, все они равны.
  2. Терпимость к другим.
  3. Представления других людей о сложившейся истории не оспариваются, а воспринимаются как прецедент.
  4. Умение обсуждать, искать компромиссный вывод, который сделает любой оппонент в случае инцидента.

ПП нужен для реальной жизни. Люди с разными точками зрения по тому или иному вопросу высказывают здоровую критику. Во время обсуждений аксиома появляется каждый раз. Без инакомыслия прогресс в сферах общественной жизни невозможен.

Политический плюрализм это

Плюрализм взглядов

Идеологический вариант закреплён конституцией и предполагает различные взгляды, если они не призывают к насилию, гневу или подстрекательству к межэтническим или религиозным инцидентам.

Плюрализм взглядов — это принцип осознания того, что на самом деле в мире существует большое количество точек зрения по отношению к той или иной конкретной истории. И все они не только имеют право на жизнь, но и эквивалентны друг к другу.

Политический плюрализм — это признак какого государства, не все понимают. Прежде всего демократической страны. Пример ПП — в пределах одной семьи можно встретить, бывают разные вариации в выборе религии, политической партии или экономического мировоззрения, образования. И в жизни каждого современного человека это не уникальность.

Читайте также: