Поэт и гражданин в лирике некрасова как диалектическое единство

Обновлено: 18.05.2024

Опять один, опять суров,

Лежит — и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит —

И будет мой портрет готов.

Хорош портрет! Ни благородства,

Ни красоты в нем нет, поверь,

А просто пошлое юродство.

Лежать умеет дикий зверь…

Да глядеть обидно.

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Вариант 1

Николай Некрасов – человек весьма самокритичный. Ведь именно он, в отличии от многих поэтов, относился к себе, а вернее, к своему творчеству, очень иронично. Его совсем не смущало, что он слишком сильно строго относиться к себе. Этот человек возможно и не обладал тем талантом, который был у Пушкина – быть прямолинейным и вместе с тем очень ироничным – но Некрасов все же имел свое своеобразное обаяние, которое нельзя не заметить и не отличить.

Некрасов родился в первой половине девятнадцатого века, и именно тогда, к несчастью самого поэта, знаменитый Пушкин был в расцвете своей славы и поэзии. Некрасову же тогда было всего лишь четыре года.

Это произведение относится к тому типу, когда в нем описывается процесс спора между двумя или несколькими людьми. В данном случае – между двумя. Один из спорящих людей – поэт, который занимается литературным искусством. Эта личность как бы олицетворяет самого Некрасова. Второй человек – простой гражданин своего города, который достаточно начитан и образован весьма неплохо.

Вариант 2

Лирика Н. А. Некрасова и стала той новой силой, которая воспевала патриотизм и любовь к родному народу. Он переосмысливает назначение поэта и поэзии. Некрасов отходит от традиций в русской поэзии и вырабатывает свое отношение к творчеству, искусству.

Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни:

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше:

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Можно пересчитать тех, кто действительно искренно любит родную землю. Остальные же – обыватели, которым ни до чего нет дела:

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Неудивительно, что данные строчки стали афоризмом.

Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким.

Когда бы знали жизнь мою,

Мою любовь, мои волненья…

Угрюм и полон озлобленья,

У двери гроба я стою…

Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть:

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна.

Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Сейчас он уже не знает, является ли его творчество случайностью или ему была уготована эта судьба:

Увы! кто знает? рок суровый

Все скрыл в глубокой темноте,

Но шел один венок терновый

К твоей угрюмой красоте.

Только теперь понял поэт, что жизнь – это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

Вариант 1

История создания

Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость.

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народ, его права.

Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.

Композиция

Стих написан в форме диалога между поэтом и гражданином, это позволило Н. Некрасову показать взгляды двух сторон. Формально стихотворение делится не на строфы, а на реплики. Автор обозначает, кому принадлежит каждая из них.

Жанр произведения – гражданская лирика. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.

Вариант 2

Литературное направление и жанр

Образы Поэта и Гражданина

В образе Гражданина отражены взгляды революционных демократов: самого Некрасова, Чернышевского, Белинского. С другой стороны, с поэтом Некрасов тоже отождествляет себя.

Поэт пассивен: один, суров, лежит, хандрит.

Гражданин подобен совести человека, не дающей жить для себя. Он указывает на лучшие черты характера Поэта, которые тот в себе заглушает: чувство долга, сердечная прямота, дарованье, сила, меткость. Гражданин призывает проснуться (метафора), смело громить пороки.

В монологе Гражданина с помощью метафор раскрывается его жизненное кредо. Если Пушкин – солнце, то Поэт — свет факела. Но и тусклый свет разгоняет мрак ночи. Гражданин возвещает: как сын не может смотреть на горе матери, так достойный гражданин должен идти в огонь за честь отчизны, убежденья, любовь (художественный параллелизм).

Поэт оправдывается своим несовершенством.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – определение роли поэта и поэзии. Для Некрасова эта роль связана с твёрдой гражданской позицией.

Размер и рифмовка

Вариант 3

Н. А. Некрасов — один из авторов, поднимающих самые болезненные темы русской жизни и всего народа. Будучи убежденным демократом, он имел собственное мнение по поводу предназначения поэта.

История создания

Жанр, направление и размер

Стихотворение Некрасова написано в жанре гражданской лирики, так как сам Николай Алексеевич являлся приверженцем реализма даже в поэзии. В стихотворной форме он передавал важное общественно-политическое содержание.

Размер стихотворения ямб, типы рифмы — перекрёстная и кольцевая рифмовка. Произведение имеет вид диалога между гражданином и поэтом.

Образы и символы

В произведении нельзя выделить одного главного героя, так как обоих автор выделяет с разных сторон, противопоставляя их образы друг другу.

Образ Гражданина является собирательным, так как объединяет в себе взгляды самого автора, а также писателя Чернышевского и критика Белинского. В произведении данный герой проявляет типичные качества для сознательного жителя демократического государства. Он знает свои права и обязанности, требуя того же от государства. Его реплики пропитаны политическим настроением того времени, мыслями Некрасова о положении народа.

Темы и настроение

Основная тема стихотворения — определение роли поэта и поэзии в обществе. Автор настаивает на том, что творец должен тонко понимать свое время и делать то, что необходимо эпохе. Гражданин призывает собеседника осмотреться и понять, что в данный момент народу нужен голос, который озвучит его нужды и требования. Он сравнивает пушкинское дарование и то, чем наделен Поэт из стихотворения, и приходит к выводу, что они разные, потому что время изменилось. Сейчас нужна не красота слога, а сила голоса.

Другая тема – судьба народа. Большинство сладкоголосых певцов равнодушно к ней, но истинный поэт должен защищать интересы простых людей, обращать внимание общества на их горести. Пока власть играет мускулами и бахвалится, народ страдает под гнетом самодержавия, и есть только один человек, способный донести эту правду до высших чинов – поэт.

Еще одна тема – гражданское самосознание. Каждый человек должен найти в себе гражданина, которого заботит судьба страны. Только так народ сформирует деятельное и сознательное общество, которое будет отстаивать его интересы перед властью. Некрасов подает свой пример, ведь разговор Гражданина и Поэта происходит внутри него каждый раз, когда праведное негодование заставляет его браться за перо.

Настроение стихотворения – это мотивация к действию. Пока поэт лежит и ленится, его дело никто не сделает. Если вначале он думает, что поэзия – это то, что способно помочь народу, то в финале его мнение меняется. Гражданин силой своего пыла переубеждает его.

Основная идея

Средства художественной выразительности

Автор использует мнимую антитезу образов гражданина и поэта, их предназначений, но в финале доказывает, что эти понятия неразделимы.

Вариант 1

Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию.

Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова, а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке.

Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что любовная лирика, так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом?

Вариант 2

Первая же публикация в журнале “Современник” вызвала сильнейшее волнение в обществе и негативную реакцию со стороны власти, которая усмотрела в тексте скрытые призывы к революции. Над журналом повисла угроза закрытия, номер был изъят из публикации, а сам автор мог оказаться под арестом по прибытии на Родину, но его никогда не останавливало.

Композиция произведения и стилистические особенности

Жанр, направление и размер

Стихотворный размер — четырехстопный ямб, рифмы перескакивают с мужской на женскую. Рифмовка же определяется сложнее, так как автор неупорядоченно сменяет кольцевую, парную и перекрёстную, что внешне схоже с произведением Пушкина.

Образы и символы

В стихотворении есть два лирических героя: поэт и гражданин. В этих образах заключены конкретные идеи и смыслы.

Анализ стихотворения Поэт и гражданин Некрасова

Анализ стихотворения Поэт и гражданин Некрасова по плану

2. Жанр стихотворения — гражданская лирика.

3. Основная тема стихотворения — роль и место поэта в обществе. Гражданин упрекает Поэта в том, что он проводит время в бездействии. Поэт слабо возражает, что он, к сожалению, не Пушкин, поэтому не считает свое творчество столь уж необходимым. Гражданин согласен, что произведения Поэта далеки от совершенства, но Пушкина уже нет, а родина по-прежнему нуждается в людях, которые могли бы поведать миру о ее бедах и пороках.

4. Композиция. Произведение представляет собой диалог Гражданина и Поэта, в которых легко угадываются образы революционного демократа и самого Некрасова. Учитывая твердую гражданскую позицию автора, этот диалог напоминает внутренний разговор Некрасова с самим собой.

5. Размер стихотворения — четырехстопный ямб с чередующейся рифмовкой (кольцевая, парная и перекрестная).

Темы и проблемы

Основная тематика – роль поэта и поэзии в обществе, а также гражданское назначение его творчества. По мнению Некрасова, автор в непростые для страны времена должен быть слугой народа, а не эгоистом, воспевающим прелести своей жизни. Он доказывает свою точку зрения, призывая эстетов, оторванных от реалий царской России, обратить свой взор на народное горе. Поэт показывает читателям, как важно использовать талант на благо Родины. Ведь абсолютно не важно, насколько искусно поэт пишет о пейзажах, странствиях и пирах, если это не несёт никакой пользы его стране. Некрасов всеми силами отстаивает важность гражданского назначения искусства. Его он доказывает, прежде всего, себе самому, ведь каждый человек переживает минуты неверия в собственные убеждения, когда судьба сталкивает его с трудностями.

Проблемы, описанные автором, касаются нестабильной и враждебной обстановки с стране. Простые люди сталкиваются с социальным неравенством, несут непосильное бремя труда, живут в нищете и рабстве, поэтому ненавидят своих господ, но боятся их могущества. Сами же господа не думают о своем долге по отношению к народу, не улучшают уровень его жизни, не заботятся об удовлетворении его нужд. Таким образом, поэт затрагивает проблемы:

  1. Равнодушия власть имущих к простым людям и судьбе страны;
  2. Социальной несправедливости в обществе;
  3. Горькой участи простых людей, которые лишены прав и возможностей изменить свою судьбу;
  4. Безответственности творческой элиты, которая безразлична к проблемам народа;
  5. Истинного предназначения творца, которого многие творческие люди считают своим долгом избегать.

Смысл

Основная идея

Средства художественной выразительности

Текст стихотворения богат художественно-выразительными средствами. Например, разнообразные и яркие эпитеты (звуков сладких, рьяный чтец, стих тягуч, дрожащей искрою) точно отражают авторскую мысль.

Также интересны метафоры (поэт, избранник неба, язвы родины своей). Помимо этого, автор проводит очень необычные линии сравнений (как будто вместо корабля, под ними твёрдая земля).

Для придания большей эмоциональности поэт применяет множество риторических восклицаний. Все эти средства выразительности речи создают напор, динамику и живость диалога Поэта и Гражданина, позволяя читателям сильнее проникнуться призывами к пробуждению нации от апатии.

Автор: Алёна Бурдина

Художественные приемы


  1. Метафоры. Через них чувство долга представляется чем-то живым. Автор показывает его как постоянное горячее образование. В его представлении пороки нужно ломать, а хандру — заставлять уйти.
  2. Эпитеты. Позволяют лучше понять атмосферу произведения. Чтец становится рьяным, хандра — сонной, а критик — диким. Все это позволяет лучше понять чувства автора.
  3. Сравнения. Отражают эмоциональность персонажей.

Работа написана в виде диалога, что позволяет Некрасову показать взгляды двух людей. Формально весь текст можно разделить не на части, а на реплики — автор указывает, кто из персонажей что сказал. Иногда стихотворение называют поэмой.

В школе детям приходится изучать лирику не только Некрасова, но и Блока, Гумилева, Маяковского и других творческих людей. Ученикам нужно научиться анализировать произведения, выделять в них тему и средства выразительности. Все это позволяет лучше понимать прочитанные тексты.

Некрасов и особенности его творчества

Язык некрасовских текстов

По причине интереса крестьянской жизнью, увлеченности живым языком большей части русского народа (а те тем сочетанием русского и французского, которое отличало говор аристократов), Некрасов вводит в литературу этническое своеобразие русской культуры. Прежде всего, это отражается на языке произведений Некрасова. Элементы фольклора и народного говора, простонародные обороты речи и т. д. писатель использовал довольно часто, причем делая это как в публицистике, так и в лирике или прозе. Поэтому можно говорить о расширении Некрасовым диапазона поэтического аспекта русской литературы, ведь писатель дополнил ее элементами народной лексики, пародии и сатиры, а также ввел в произведения специфическую, окрашенную фольклорной уникальностью, риторику. Порой в рамках одного и того же текста Некрасов использует элегические, лирические и сатирические мотивы. Эту черту считают специфической характеристикой творчества Некрасова, потому что до Николая Алексеевича такой литературный маневр никто не применял.

Революционная демократия: политические мотивы в творчестве русского писателя

Литературовед Владислав Евгеньев-Максимов считает Некрасова выдающимся поэтом, воспевшим русскую революционную демократию. Исследователь писал, что Николай Алексеевич часто тяготился мыслями об угнетенности народа, о положении, которое занимает крестьянин в обществе времен царской России.

Николай Некрасов

Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело…

Похожего мнения о наследии Некрасова придерживался и Владимир Ленин, который уважал Николая Алексеевича за умение видеть под покровом образа жизни помещика настоящую суть этого уклада – собственничество, корысть, использование людей. Таким образом, поэзия Некрасова носит общественно-воспитательный характер. Между тем, призывая к борьбе, писатель предлагал и альтернативу развитию социума и формы, в которой существует общество. Это индивидуальное хозяйство. Именно в таком варианте хозяйствования Некрасов видел наиболее оптимальный путь трансформации жизни крестьян. Писатель оказался сторонником американского способа построения капитализма, который, по мнению Некрасова, отличался меньшим лицемерием, чем российский либерализм.

Разумеется, Некрасов не мог открыто выводить на страницах своих произведений образы революционеров. Поэтому писатель старался всячески завуалировать настоящий посыл своих текстов. Это отличает стихи, написанные Некрасовым в период с 1850-х годов по 1870-е.

Специфика некрасовского творчества в 1850–1860-х годах

Анализируемый стих принадлежит к одному из социально обостренных – в плане тематики – этапов творчества Некрасова. Для некрасовских произведений этого времени характерна определенная напряженность атмосферы. Эта черта связана с социально-политической ситуации в Российской империи: развитие и подъем освободительных движений, революционная ситуация, волнения крестьян после реформы 1861-го. Этот период ознаменовался также реакцией российского правительства на действия революционеров: аресты, ссылки, репрессии были в самом разгаре. Поэтому литературоведы характеризуют некрасовские стихи этого времени как произведения мрачные, насыщенные бунтарским пафосом, мятежными настроениями, чувствами сопротивления и протеста.

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста …

Поэт и гражданин. Некрасов

Как мы уже говорили, высказывая свое мнение по этому вопросу, Некрасов отошел от логики и риторики либерализма, потому что писатель придерживался скорее демократических взглядов, чем либеральных. Поэт, следуя логике Некрасова, безусловно, должен быть борцом за права населения, жителей страны, однако в одиночестве поэт слаб – он нуждается в поддержке простого народа.

Итак, тема, которая находится в центре произведения Некрасова, лежит на виду: это размышления о том, какое место занимает поэт в жизни социума. Николай Алексеевич, поддавшись духу своего времени, загорелся стремлением выяснить, какова же истинная суть поэзии, творчества. По мнению Некрасова, лирика и слово – это мощное оружие в войне за права и свободы народа.

А ты, поэт! Избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи…

Посыл некрасовского стиха трудно назвать оптимистичным и позитивным. Особенно тяжесть содержания произведения видна в последних строках, где поэт рассуждает о причинах своего упаднического настроения и аргументирует пассивность позиции, которую, в результате, занял. Поэт вспоминает о юности: в молодые годы герой стремится вещать правду, не боялся ходить в тюрьмы и больницы, в залы судебных заседаний. Единственной целью поэта было говорить правду. Однако те, кто слушал слова поэта, не ценили его посыл, считая речи героя клеветой и наговорами. Оказалось, что, несмотря на бунтарские порывы творческих людей, народ пассивный и не хочет правды, которая, зачастую, оборачивается неприятностями. Это причина меланхолии поэта. Герой решает отказаться от самопожертвования, от борьбы за права и свободы народа, чтобы, наконец, позаботиться о собственной жизни. Но эта цепочка событий и решений привела к тому, что поэт, в итоге, потерял вдохновение и больше не смог создавать такие же великолепные произведения.

Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне лага лучшие свои –
Душа пугливо отступила…

И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.

Персонажи произведения Некрасова

Автор знакомит читателя с действующими лицами стиха в самом начале. Перед нами, с одной стороны, – поэт, а с другой – гражданин. Поэта охватила меланхолия и хандра, герой ничего не пишет, опустил руки. Гражданин приходит к герою, стараясь убедить поэта в необходимости действия. Собственно, по мнению гражданина, образ жизни, который ведет поэт, – это некрасиво и неправильно. Но попытки второго действующего лица увещевать человека творчества оказываются напрасными.

Основной посыл гражданина – необходимость творения, потому что письмо и слово – мощное оружие в борьбе. Поэт сам не понимает, какой силой обладает. На все реплики гражданина лирик реагирует иронично, считая, что люди сами отказываются от острых слов, от стилоса – символа поэта.

Народ выбирает легкий путь отсутствия сопротивления и борьбы, путь покорности. Соответственно, с этим образом жизни – без напряжения – сочетается и особая лирика, а именно: пейзажная. Это легкое, простое творчество, над которым не нужно размышлять. Пейзажная лирика обещает в условиях строгости политической ситуации и реакционного режима определенную безопасность.

Однако поэт говорит также о том, что выбор острого слова ставит в неудобное положение не только народ, который является потенциальным читателем таких произведений, но и самого мастера, поэта. Почему? Ответ прост: художник (в широком смысле этого слова) стремится к утонченности своего творчества, а острое слово не отличается элегантностью, а отличие от той же пейзажной лирики. Поэт сравнивает свои стихи с текстами Пушкина: читателям нравятся стихотворения Александра Сергеевича, потому что для них характерна филигранность, утонченность, игра слов, изысканность и метафоричность. Пушкин – это легкое чтение, тексты для наслаждения. Творчество же поэта – героя некрасовского произведения – в корне отлично от пушкинской лирики. Это тяжелое, бунтарское, напряженное слово.

Стилистические и композиционные нюансы произведения

Некрасов выбирает для стиха своеобразную композицию. Писатель представляет лирическое повествование в форме диалога, который происходит между двумя героями. Первое действующее лицо – поэт, а второе – гражданин. Формальная структура стиха предполагает деление на реплики этих персонажей. Это отличается от классической структуры, когда стих делится на строфы. Первый взгляд на стих обусловливает то, что читатель обнаруживает некоторое сходство между текстами пьес или сценариев и некрасовским стихотворением.

Николай Некрасов

Некрасов определил жанр стиха как гражданскую лирику. По сути, читатель может сделать вывод, дочитав произведение до конца, что писатель противопоставляет в тексте самого стиха пейзажную лирику гражданской. Последняя разновидность лирики предполагает, пожалуй, использование скорее средств передачи смысла, чем декоративного украшательства. Однако некрасовский стих отличается богатством метафор, эпитетов и сравнений. Не последнюю роль играет также интонация и звукоподражание.

Первая же публикация в журнале “Современник” вызвала сильнейшее волнение в обществе и негативную реакцию со стороны власти, которая усмотрела в тексте скрытые призывы к революции. Над журналом повисла угроза закрытия, номер был изъят из публикации, а сам автор мог оказаться под арестом по прибытии на Родину, но его никогда не останавливало.

Композиция произведения и стилистические особенности

Жанр, направление и размер

Стихотворный размер — четырехстопный ямб, рифмы перескакивают с мужской на женскую. Рифмовка же определяется сложнее, так как автор неупорядоченно сменяет кольцевую, парную и перекрёстную, что внешне схоже с произведением Пушкина.

Образы и символы

В стихотворении есть два лирических героя: поэт и гражданин. В этих образах заключены конкретные идеи и смыслы.

Анализ стихотворения Поэт и гражданин Некрасова

Анализ стихотворения Поэт и гражданин Некрасова по плану

2. Жанр стихотворения — гражданская лирика.

3. Основная тема стихотворения — роль и место поэта в обществе. Гражданин упрекает Поэта в том, что он проводит время в бездействии. Поэт слабо возражает, что он, к сожалению, не Пушкин, поэтому не считает свое творчество столь уж необходимым. Гражданин согласен, что произведения Поэта далеки от совершенства, но Пушкина уже нет, а родина по-прежнему нуждается в людях, которые могли бы поведать миру о ее бедах и пороках.

4. Композиция. Произведение представляет собой диалог Гражданина и Поэта, в которых легко угадываются образы революционного демократа и самого Некрасова. Учитывая твердую гражданскую позицию автора, этот диалог напоминает внутренний разговор Некрасова с самим собой.

5. Размер стихотворения — четырехстопный ямб с чередующейся рифмовкой (кольцевая, парная и перекрестная).

Темы и проблемы

Основная тематика – роль поэта и поэзии в обществе, а также гражданское назначение его творчества. По мнению Некрасова, автор в непростые для страны времена должен быть слугой народа, а не эгоистом, воспевающим прелести своей жизни. Он доказывает свою точку зрения, призывая эстетов, оторванных от реалий царской России, обратить свой взор на народное горе. Поэт показывает читателям, как важно использовать талант на благо Родины. Ведь абсолютно не важно, насколько искусно поэт пишет о пейзажах, странствиях и пирах, если это не несёт никакой пользы его стране. Некрасов всеми силами отстаивает важность гражданского назначения искусства. Его он доказывает, прежде всего, себе самому, ведь каждый человек переживает минуты неверия в собственные убеждения, когда судьба сталкивает его с трудностями.

Проблемы, описанные автором, касаются нестабильной и враждебной обстановки с стране. Простые люди сталкиваются с социальным неравенством, несут непосильное бремя труда, живут в нищете и рабстве, поэтому ненавидят своих господ, но боятся их могущества. Сами же господа не думают о своем долге по отношению к народу, не улучшают уровень его жизни, не заботятся об удовлетворении его нужд. Таким образом, поэт затрагивает проблемы:

  1. Равнодушия власть имущих к простым людям и судьбе страны;
  2. Социальной несправедливости в обществе;
  3. Горькой участи простых людей, которые лишены прав и возможностей изменить свою судьбу;
  4. Безответственности творческой элиты, которая безразлична к проблемам народа;
  5. Истинного предназначения творца, которого многие творческие люди считают своим долгом избегать.

Смысл

Основная идея

Средства художественной выразительности

Текст стихотворения богат художественно-выразительными средствами. Например, разнообразные и яркие эпитеты (звуков сладких, рьяный чтец, стих тягуч, дрожащей искрою) точно отражают авторскую мысль.

Также интересны метафоры (поэт, избранник неба, язвы родины своей). Помимо этого, автор проводит очень необычные линии сравнений (как будто вместо корабля, под ними твёрдая земля).

Для придания большей эмоциональности поэт применяет множество риторических восклицаний. Все эти средства выразительности речи создают напор, динамику и живость диалога Поэта и Гражданина, позволяя читателям сильнее проникнуться призывами к пробуждению нации от апатии.

Автор: Алёна Бурдина

Художественные приемы


  1. Метафоры. Через них чувство долга представляется чем-то живым. Автор показывает его как постоянное горячее образование. В его представлении пороки нужно ломать, а хандру — заставлять уйти.
  2. Эпитеты. Позволяют лучше понять атмосферу произведения. Чтец становится рьяным, хандра — сонной, а критик — диким. Все это позволяет лучше понять чувства автора.
  3. Сравнения. Отражают эмоциональность персонажей.

Работа написана в виде диалога, что позволяет Некрасову показать взгляды двух людей. Формально весь текст можно разделить не на части, а на реплики — автор указывает, кто из персонажей что сказал. Иногда стихотворение называют поэмой.

В школе детям приходится изучать лирику не только Некрасова, но и Блока, Гумилева, Маяковского и других творческих людей. Ученикам нужно научиться анализировать произведения, выделять в них тему и средства выразительности. Все это позволяет лучше понимать прочитанные тексты.

Читайте также: