Подвержено ли индусское право видоизменению со стороны законодательством

Обновлено: 18.05.2024

В настоящее время индусское право распространяется приблизительно на миллиард индусов. Подавляющее большинство их проживают в Республике Индия. Большая часть остальных индусов представлена национальными меньшинствами в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на Восточном побережье Африки – преимущественно в Танзании, Уганде и Кении.

Отсюда видно, что индусское право применяется независимо от национальной принадлежности или местожительства ко всем индусам, т.е. к тем, кто принимает сложную и весьма оригинальную совокупность религиозных, философских и социальных взглядов, кратко именуемую индуизмом. Можно считать, что индусское право распространяется на всех выходцев из Индии, исключая приверженцев ислама, христианства, иудаизма и парсизма.

1. Особенности классического индусского права

Классическое индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст – слоев общества. Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости, совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировалось изнутри, вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли.

В отличие от других религий индуизм не требует от своих последователей верности одному-единственному вероучению. Индусу не возбраняется верить в того или иного Бога, в несколько богов одновременно или быть атеистом. Хотя индуизму недостает четко сформулированной теологической доктрины, он все же выдвигает определенные основные убеждения религиозно-философского порядка, так или иначе разделяемые большинством индусов. В процессе исторической эволюции из этих убеждений выделилось несколько вероучений, таких, как буддизм, джайнизм и сикхизм. Их можно считать либо самостоятельными религиями, либо сектами в индуизме. Однако по современному законодательству Индии положения индусского права распространяются па буддистов, сикхов и приверженцев других верований.

Основу индуизма составляют учения о перевоплощении души и о карме. Согласно этим учениям, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, образуют зародыш его следующего существования, которое определяется моральным качеством истекшей жизни. Если человек испытывает лишения в нынешней жизни и занимает низкое положение в обществе, то он тем самым искупает грехи, совершенные его душой в прежних воплощениях. Если же человек занят благими помыслами и его поведение отличается поразительными добродетелями и благочестием, то он может питать надежду, что родится заново в более благоприятных обстоятельствах, возможно, как член высшей касты. Он может также надеяться, что его душа освободится из вечной круговерти жизни и смерти и станет частью божественной природы в виде высшего духовного бытия. Это учение является основой, вернее, оправданием кастовой структуры индусского общества, которая присуща индуизму, будучи его религиозной, философской и социальной системой.

Каста – группа людей, объединенных специфическими занятиями или профессиями. Они подчиняются своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Существует несколько тысяч каст и подкаст.

Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрии (воины), вайшья (торговцы) и шудра (слуги и ремесленники).

На основе положений индийской Конституции 1950 г. к настоящему времени отменены все правила, регулировавшие привлечение к ответственности за нарушение понятий о кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, и сегодня придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор крайне редко заключаются браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к высшей касте. Нечасто и вдовы вторично выходят замуж (по крайней мере такая закономерность наблюдается в высших кастах), хотя в 1956 г. было отменено старое правило индусского права, по которому такой брак признавался недействительным, а дети от него – незаконнорожденными.

В целом сегодня в стране, имеющей современную политико-правовую структуру, кастовая система переживает глубокие перемены.

Главная особенность классического индусского права – тесное сплетение с религией. Индусское право не имеет относительной самостоятельности и является, по сути, своей неотъемлемой частью индуизма – своеобразнейшего феномена, в общем представлении – некой синкретичной, традиционной системы, в содержание которой (помимо права) входят различные религиозные верования и обряды, моральные, философские и другие идеологические ценности, предполагающие определенный образ жизни, определенный общественный порядок, социальную организацию и структуру.

Классическая индусская система прада – одна из древнейших в мире. Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданные на разных отрезках II тысячелетия до н.э. и раньше, – содержат древнейшие тексты, отдельные строки которых можно истолковать как правила поведения. Но хотя индусы считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского населения было весьма незначительным.

Затем появились дхармасутры – первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Однако эти правила – на санскрите дхарма – не делают четкого различия между требованиями религии, морали и права.

Дальнейшее развитие классического индусского права связано с дхармашастрами – обширными сводами правил дхарма, которые приписывают известным ученым. Дхармашастры, пишет О.А. Жидков, представляли собой своеобразную ступень в развитии формы права, когда неписаные правовые обычаи сменяются не государственными установлениями (законами), а сборниками религиозно-правовых предписаний, санкционированных государственной властью. Из этих творений особенно хорошо известны дхармашастры Ману – дошедший до нас из II в. до н.э. сборник правил, приписываемых царю Ману. В дхармашастрах впервые можно найти относительно упорядоченную сумму правил, которые можнр назвать юридическими.

Таким образом, дхармашастры – это произведения довольно разнопланового характера, прежде всего религиозно-моральные трактаты и правовые наставления, учебники, но вместе с тем и сборники, имеющие практическое значение, включающие нормы действующего обычного права. Дхармашастры свидетельствуют о довольно высоком уровне развития правовой культуры в индийском обществе еще в древности. Это ставит под сомнение вывод французского компаративиста Р. Давида, согласно которому индусское право к моменту появления английских колонизаторов не получило достаточного развития. Ярким показателем сравнительно высокой степени развития классического индусского права еще в древний период служит наличие в дхармашастрах вполне зрелых по содержанию логических правовых определений.

Если в Древнем Риме появление достаточно зрелых правовых конструкций, т.е. развитие права, сопровождалось освобождением его от религиозных форм, то в древней Индии формирование правовых институтов и норм, как и в мусульманском праве, совершалось в религиозной оболочке. Для эволюции индусского права характерным был не процесс секуляризации, а, как правильно пишет НА. Крашенинникова, изменение характера связи с религиозными формами, перемена в соотношении правовых и религиозных форм. Связующим звеном между правовым и религиозным выступает государственная власть.

Как и в мусульманском мире, в XI–XII вв. постепенно сформировались основные школы индусского права, отличающиеся различным подходом к решению трех важных вопросов: права наследования, правового режима имущества отдельных членов нераздельной семьи и раздела семейного имущества.

В индусском праве существуют две главные школы: Митакшара и Дайябхата. Эти школы вместе с их подшколами и разветвлениями господствуют, подобно мусульманским правовым мазхабам, каждая в определенных географических районах, хотя личный статус индивидов следует за ними и не зависит от того, где они проживают. Школа Дайябхата преобладает в Бенгалии и Ассаме, школа Митакшара – в других штатах Индии и Пакистане.

Индусское право всегда признавало, что обычаи, которых издавна придерживаются в определенном регионе, касте, клане или семье, должны рассматриваться как источник права.

2. Влияние английского общего права на индусское право

индусский право английский каста

В период, предшествовавший британской колонизации, классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, устанавливаемых светскими правителями, ни на судебных решениях. По существу, оно опиралось на труды ученых, на смрити, комментарии и их сборники. Все эти труды, по сути, являли собой описание обычного права. Жрецы-юристы Индии несомненно играли важную роль в определении обычаев, заслуживающих правового признания.

Классическое индусское право претерпело существенные изменения в период английской колониальной экспансии.

Англичане появились в Индии тогда, когда там уже была создана своя самобытная правовая культура. Как и во многих других случаях, созданные английские суды не отвергали тех норм, которыми руководствовались жители Индии. Слиянию индусского, мусульманского и английского общего права способствовало то, что в Индии не существовало отдельной системы религиозных судов. Все споры решались судами общего права.

В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы очень скоро заменили нормы английского общего права. Иначе обстояло дело в области семейного наследственного права, где все тяжбы, касающиеся наследования, брака, касты и других обычаев или институтов, решались в соответствии с нормами индусского права. Британским судьям было нелегко применять нормы, которых вначале они вообще не знали. Поэтому к судам прикрепила пандитов – образованных индусов, у которых судьи могли, получив информацию по тому или иному вопросу. От такой практики отошлр в 1864 г. К тому времени судьи приобрели опыт, увеличилось числе книг по вопросам права и, что самое главное, накопились судебные прецеденты. Однако, правило прецедента, свойственное английскому общему праву, далеко от традиций индусского права, которое вовсе не считает судебное решение обязательным. В Индии прецедентное право вступило в сложное взаимодействие с нормами индусского и мусульманского права.

Не останавливаясь детально на тех изменениях в индусском праве, которые произошли в годы колониального правления англичан, укажем лишь в общей форме, что многие его институты и нормы подверглись модификациям и даже были заменены новыми решениями. Сложилось нечто вроде англо-индусского права.

3. Современное индусское право

В ходе борьбы за национальную независимость обсуждался план полной кодификации индусского права, и вскоре после провозглашения государственной независимости в 1947 г. правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект Индусского кодекса, который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако в результате сопротивления консервативных сил проект был снят с повестки дня и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Такая тактика удалась. Первым в 1955 г. вступил в силу закон о браке, унифицировавший брачное право индусов и приспособивший его к современному мировоззрению.

По традиционному учению дхармашастры, брак – таинство, означающее начало нерушимого союза супругов. Поэтому ортодоксальные индуисты смотрели на развод как на нечто недопустимое, хотя во многих областях Индии и среди низших каст он разрешался обычаем. Расторжение брака в принципе воспрещалось, но в определенных условиях муж мог взять вторую жену, если, например, первая не выполняла супружеских обязанностей. Однако полигамия никогда не была широко распространена среди индусов. Брак обычно заключался по указанию родителей будущих супругов. Такое положение во многом сохранилось и по сегодняшний день. По правилам дхармашастры, для вступления в брак не требовалось ни согласия будущих супругов,) ни достижения определенного минимального возраста. Вместе с тем' индусское право создало удивительно много препятствий к браку: запрещались браки между членами разных каст, даже между очень дальними родственниками. Эти правила соблюдаются и сегодня, особенно в сельских районах Индии. В этом отношении закон о браке по степени родства, отменивший запрет на брак между членами разных каст, возможно, несколько опередил социальную действительность.

В 1956 г. вступили в действие еще три закона: закон о несовершеннолетних и опекунстве, закон о наследовании, закон об усыновлении и о выплате средств на содержание членов семьи.

Таким образом, к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права, судьи руководствуются прежде всего новыми законами и прецедентами.

В последующем произошли дальнейшие преобразования индусских правовых институтов, в результате чего резко сократилась сфера действия обычаев. Было разрешено усыновление сирот. Усыновленный ребенок был полностью уравнен в наследственных правах с законнорожденным. Была запрещена полигамия, узаконен развод по суду, реформировано наследственное право в сторону расширения наследственных прав женщины, в результате чего уменьшились юридические различия между правами мужчин и женщин.

Юридические справочники по индусскому праву, как правило, н( освещают кастовый вопрос, поскольку он не относится к личном) праву. В стране принято говорить о кастовых институтах и кастовой автономии. Они сохраняются ст. 26 Конституции: «Всякое религиозное течение или секта, если они не нарушают общественный порядок мораль и здравоохранение, имеют право:

а) основывать и содержать заведения в религиозных или благотворительных целях;

б) осуществлять руководство в вопросах религии

Итак, каста может накладывать наказание на своих членов, нарушивших религиозные предписания. Если разногласие носит религиозный характер, нарушители могут быть отлучены за отказ подчиниться. Следовательно, касты могут поддерживать внутреннюю дисциплину в вопросах поклонения, питания, брака и в других вопросах веры. Суд не полномочен пересматривать кастовые правила, он лишь следит за их соблюдением и правильным применением. Суд может аннулировать решение касты, если оно содержит вызов национальному правосудию.

Итак, под современным индусским правом понимают личное право индусов, видоизмененное законами и обычаем, еще действующим, например, в Бирме, Малайзии, Сингапуре. Индусское право применяется непосредственно и косвенно в указанных выше странах и в Восточной Африке, где оно также видоизменено законодательством (Кения, Уганда).

Современное индусское право непосредственно используется при рассмотрении следующих вопросов:

1)семейное право – законность детей, опекунство, усыновление, брак, семья из трех и более поколений и раздел имущества, наследование имущества умершего, включая неделимое, пережившими его родственниками;

2)семейные общественные вопросы – религиозные и благотворительные пожертвования;

3)вопросы чисто общественного характера – дамбупат, преимущественное право на покупку, клятвы, операции с беиами и (в не значительной степени) передача имущества посредством завещания или другого документа;

4)кастовое право и отлучение.

Индусские идеи сохранились также в концепции государственного землевладения.

1.Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 2003.

2.Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 2008.

3.Дурга Дас Басу. Основа конституционного права Индии. М., 2006.

4.Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. М., 2005.

5.Крашенинникова Н.А. Индусское право: История и современность. М., 2002.

6.Мозолин Б.П. Личность, право, экономика современной Индии. М.,2009.

7.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 2003.

8.Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 2006.

9. An Introduction to Legal Systems / Ed. by J. Dcrret. L, 2008.

10.Derret J. Essays in Classical and Modern Hindu Law. Leyden,2008.

11.Derret J., Duncan J. History of Indian Law. Leyden, 2003.

12.International Encyclopedia of Comparative Law. Tubingen, 2002. Vol. II.

13.Liebesing HJ. Foreign Legal Systems: a Comparative Analysis. Wash., 2001.

14.Setalvad M. The Role of English Law in India. Jerusalem, 2006.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 20683
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Индусское право — персональная система права. Понятие территориального права, рассматривающее право как ком­плекс норм, не связанных ни с религией, ни с родоплеменными обычаями, чуждо индусской традиции. Наиболее рас­пространено определение индусского права как права общно­сти лиц, которые в Индии и других странах исповедуют инду­изм. Принадлежность к общине индусов не является ни этнической, ни национальной, ее нельзя свести и к чисто конфес­сиональным признакам.

Гибкость религиозных установок индуизма, их синтетич­ность, относительно легкая приспособляемость к новым усло­виям предопределили их жизненность. Историческая стойкость индуизма была заложена и в его всеобъемлющем харак- тере, одним из проявлений которого является синкретизм ре­лигиозных и философских представлении индусов, их теснейшая взаимосвязь и взаимопроникновение.

Религиозно-философские концепции пронизывали и всю сферу норм социальной регуляции (этику, право), которые в свою очередь, были неотделимы от кастового строя. Существование многочисленных каст, своеобразным субстратом ко­торых были варны — сословия в древности, связано с целым рядом религиозных запретов, правовых предписаний.

Характерными чертами индуизма, центральными идеями, принципами религии, философии и права являются идеи дхармы и ашрамы. Индусское учение о четырех ступенях нравственного развития личности на пути к совершенству и духовной свободе (артхе, каме, дхарме и мокше) и соответствующих этим ступеням четырех стадиях ( брахмачарии — периода учебы и самодисциплины, грихастхи — стадии хозяина (главы семьи); ванапрастхи, или стадии лесной жизни, жизни аскета, для очищения души от греховных помыслов и обуздания чувств; и санньясы - жизни в отречении, для спасения души, что предписывалось главным образом брахманам) глубоко проникло в сознании индийцев, в том числе и тех, которые не исповедуют ортодоксального индуизма.

Кроме мусульман, христиан и иудеев не причислялось и не причисляется в настоящее время к индусам такое религиозное меньшинство Индии, как парсы. В Индии, таким образом, четко выделяются четыре религиозные общины: индусов, мусульман, христиан и парсов, что находит непосредственное отражение в праве. Каждая из названных общин имеет свои институты и источники права, касающиеся брака, развода, наследования имущества. Так, право брака и развода индусов нашло закрепление в Законе о браке индусов 1955 г.; мусульман - в мусульманском праве, которое не кодифицировано, но также определено в решении судов; христиан - в Законе о браке индийцев-христиан 1872г. и в индийском Законе о расторжении брака 1869 г.; парсов – в Законе о браке и разводе парсов 1936 г. Кроме указанных законов в Индии принят Закон о специальном браке 1954 г. Браки, заключенные на основе этого акта, являются законными, вне зависимости от религиозной принадлежности сторон.

В Индии действует огромное число, религиозно-сектантских, кастовых группировок и организаций. Их возникновению способствуют и многонациональность, и общинно-кастовый строй, и особенности семейных институтов. В законодатель­ных актах и в большом числе судебных решений содержались специальные указания о включении в сферу действия индусского права представителей таких неортодоксальных религиозно-общинных, сектантских групп и каст, как лингаяты, арья-самаджисты и др.

Индусская социальная организация как и теория является и очень жесткой, и очень либеральной в одно и то же вре­мя. Если возникало, организованное движение против орто­доксальных принципов индуизма, кастовой приниженности, то его участники исключались из лоно индуизма и подавлялись. Ноли же движение было последовательным, стойким, оно со временем приобретало форму новой касты. Таким образом, кастовая система оставалась незыблемой.

В отношении лиц, перешедших в другую веру, судами было выработано следующее правило: индусское право перестает действовать в отношении лица, перешедшего в другую веру, если новая вера несовместима с индуизмом ИЛИ сами эти лица отказались от индусского права, например путем заключения брака по Закону о специальном браке 1954 г. и др.

Индус по рождению, который отказывался от индуизма и возвращался к своей вере после выполнения соответствующих искупительных процедур, признавался правом индусом, в том случае, если он признавался индусом своей семьей и кастой. Не требовалось даже этих искупительных процедур Отказ индуса от кастовых ограничений и ритуалов, предписываемых ортодоксальной верой, не исключал его из-под действия индусского права: в судебных решениях подчеркивалось, что не­признание индусом кастового строя не влечет за собой никаких правовых последствий. Верховным судом Индии в 1964 г. было постановлено, что если индус, перешедший в другую вepy, возвращается к индуизму, он автоматически не приобретает своего старого членства в соответствующей касте. Бремя доказывания того, что реконверсируемый снова становится членом своей касты, лежит на нем самом.

Правила применения индусского права, содержащиеся в Законе о браке индусов, повторенные затем и в других актах, кодифицирующих это право, в основном законодательно закрепили сложившуюся судебную практику. Они существенно не упростили этих норм, что до настоящего времени открывает сложности для широкого судейского усмотрения, ведет к волоките, усложняет и удорожает судебный процесс. Эти правила делают систему индусского права одновременно неопределенной и в то же время жесткой. Доказанный обычай может вы­теснить в этой системе норму персонального права, не затронутую законодательством, но если исключение из правил не доказано, индиец, если он не мусульманин, не христианин, не парс и не иудей, подпадает под действие общепринятых норм индусского права.

Англичане появились в Индии тогда, когда там уже была создана своя самобытная правовая культура. Как и во многих других случаях, созданные английские суды не отвергали тех норм, которыми руководствовались жители Индии. Слиянию индусского, мусульманского и английского общего права способствовало то, что в Индии не существовало отдельной системы религиозных судов. Все споры решались судами общего права.

В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы очень скоро заменили нормы английского общего права. Иначе обстояло дело в области семейного наследственногс права, где все тяжбы, касающиеся наследования, брака, касты и других обычаев или институтов, решались в соответствии с нормами индусского права. Британским судьям было нелегко применять нормы которых вначале они вообще не знали. Поэтому к судам прикрепила пандитов – образованных индусов, у которых судьи могли получив информацию по тому или иному вопросу. К тому времени судьи приобрели опыт, увеличилось числе книг по вопросам права и, что самое главное, накопились судебные прецеденты. Однако правило прецедента, свойственное английском)

общему праву, далеко от традиций индусского права, которое вовсе не считает судебное решение обязательным.

В Индии прецедентное право вступило в сложное взаимодействие с нормами индусского и мусульманского права.

Не останавливаясь детально на тех изменениях в индусском праве, которые произошли в годы колониального правления англичан, укажем лишь в общей форме, что многие его институты и нормы подверглись модификациям и даже были заменены новыми решениями. Сложилось нечто вроде англо-индусского права.

Мусульманское господство, установившееся в Индии в XVI веке, повлек­ло упадок индусского права и внедрение мусульманского права. Там, где пре­обладало мусульманское население, мусульманское право в качестве офици­ального заменило индусское право, но не применялось, когда это касалось прав личности. При этом официальные суды не рассматривали споры между инду­сами, ими занимались почетные лица деревни или касты. Так как большинство населения составляли индусы, по-прежнему действовало и индусское право, но и оно заимствовало некоторые институты (например, завещание).

Английские власти не пытались распространять на новых подданных дейст­вие английского права. Они не были против применения в отношении населения Индии, особенно в сфере частного права, более знакомых для местных жителей правовых норм. Тем не менее, влияние английского господства на развитие ин­дусского права было двояким. Так, с одной стороны, был официально признан ав­торитет индусского права. Английские власти признали равное значение мусуль­манского и индусского права тогда, когда английским судам было предоставлено право также рассматривать споры, не затрагивающие интересов англичан. С дру­гой стороны, английское господство было гибельным для развития индусского права. Последнее подверглось глубокой трансформации. В результате действие индусского права было ограничено регламентацией узкого круга отношений. Наиболее важные сферы общественной жизни подпали под действие нового тер­риториального права, применявшегося ко всем гражданам Индии.




Слиянию индусского, мусульманского и английского общего права спо­собствовало то, что в Индии не существовало отдельной системы религиозных судов. В области права собственности и обязательственного права традицион­ные нормы вскоре были заменены нормами английского общего права.Область семейного и наследственного права, напротив, входила в сферу действия ин­дусского права. При этом английским судьям было нелегко применять неиз­вестные для них правовые нормы. Поэтому к судьям прикрепили пандитов - индусов, способных дать информацию по нужному вопросу. От этой практики отошли в 1864г. К этому времени судьи приобрели опыт, и накопились судеб­ные прецеденты. Тем не менее, правило судебного прецедента имманентное английскому общему праву вовсе не свойственно индусскому праву, которое не считает судебное решение обязательным. В Индии прецедентное право начало взаимодействовать с нормами индусского и мусульманского права.

Английские судьи были недостаточно подготовлены к тому, чтобы при­менять положения дхармы. На английский язык была переведена лишь одна треть или максимум половина дхармашастр. Таким образом, судьи могли лишь частично познакомиться с системой, которая требует абсолютно полного зна­ния ее источников. Когда английские судьи стремились применять обычай, то они исходили из описаний обычаев в работах, написанных европейцами, кото­рые не всегда видели и понимали индусские понятия и обычаи во всей их сложности.

Английские юристы придавали судебным прецедентам такой авто­ритет, который за ними не признавала индусская традиция. Необходимость применять английскую терминологию, малопригодную для понятий индусского права, было другой причиной искажения индусского права.

Изменения привели к уменьшению разнообразия местных обычаев, кото­рые сами индусы считали злом. Они часто способствовали эволюции, которую многие считают благотворной. Одобрение индусских юристов вызывают и из­менения, внесенные судебной практикой в сферу семейной собственности или в принцип индусского права, обязывающий сына оплатить долги отца. Судьи смогли в этих областях сохранить основные идеи индусского права. Иногда су­ды только признавали значение новых обычаев, приемлемых с точки зрения индусского права. В частности, они признали действительность завещания, со­вершенного индусом, когда практика завещаний, ранее не известная индусско­му праву, уже получила фактическое распространение [178] .

Другой тенденцией развития индусского права в период английского гос­подства стало ограничение действия индусского права. В то время когда англи­чане появились в Индии, индусское право не получило достаточного развития и регулировало далеко не все сферы жизни. Например, неуплата долга рассмат­ривалась дхармой как грех, за который человека постигнет возмездие в потус­торонней жизни. Британская завоевание прервало самобытную эволюцию ин­дусского права, которое по мере своего самостоятельного развития могло бы охватить новые сферы общественных отношений. После завоевания индусское право применялось судами в строго ограниченных сферах: наследование, брак,касты, религиозные институты .

Английские власти в определенной степени модифицировали правовой статус личности. Однако попытки вмешаться путем законодательства в сферу действия индусского права были очень сдержанными. В частности, в 1856г. за­кон отменил запрет вдовам вновь вступать в брак. Он оказался неэффективным, так как вступал в противоречие с традициями индийского общества. В 1929г. закон установил возраст для вступления в брак (18 лет для мужчин и 14 лет для женщин). Реализация данного закона обеспечивалась уголовными санкциями, но на практике ничего не изменилось

Наиболее значительные законодательные работы были проведены в тех областях, где наметилась линия на формирование англо-индийского права. В некоторых случаях здесь продолжали существовать понятия индусского права. Так, суды Бомбея и Калькутты продолжали и после принятия Закона о договоре 1872г. применять норму о так называемом damdupat, согласно которой процен­ты ни в коем случае не могут превышать сумму долга

На индусском праве сказалась государственная судьба Индии. Сначала Индия попала под господство Великих Моголов, затем Англии. С XVI в. установилось мусульманское господство, которое затормозило развитие индусского права. В судах применялось только мусульманское право (по отношению к индусам главным образом в области уголовных преступлении). А обычное индусское право, используемое панчаятами (собраниями) каст, не развивалось из-за отсутствия поддержки со стороны судебных и административных органов государства. Индусское право не было правом в юридическом смысле. Оно представляло собой систему религиозных, нравственных и правовых норм, действующих неофициально.

Долгое пребывание Индии под господством Англии (XVII — середина XIX вв.) имело для её права как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, официально был признан авторитет индусского права (в отличие от периода мусульманского господства, когда индусское право игнорировалось), а также равное значение индусского и мусульманского права. С другой — распространение английского права привело к значительной трансформации индусского права, сужению области его действия. Все важные сферы общественных отношений (отношения собственности, обязательственное право) были урегулированы общим правом Англии, которое распространялось на всех граждан, проживающих на территории государства независимо от их религиозной принадлежности.

Правда, колонизаторы предпринимали некоторые попытки учесть национальные особенности покоренной территории, её право. К британским судьям, осуществляющим в Индии правосудие и слабо знающим индусское право, были прикреплены образованные индусы — пандиты, которые давали им информацию по тем или иным вопросам. Такая практика существовала до 1864 г. К этому времени английские судьи приобрели опыт, накопилось немало судебных прецедентов на местном материале.

Вторая попытка создать проекты территориального права (1853 г.) также не была завершена. Однако были приняты кодексы и законы, многие из которых сохранили свою действенность до наших дней. Основные из них — Уголовный кодекс 1860 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1861 г., Гражданский процессуальный кодекс 1859 г. (заменен кодексом 1908 г.), закон о ценных бумагах 1882 г., закон о переходе собственности 1882 г. (дополнен в 1929 г.), закон о доверительной собственности 1882 г. и др.

Эти кодексы и законы были нормативно-правовыми актами общего права, а оно, как известно, не признаёт континентально-европейского разделения права на частное и публичное, а руководствуется признанием общего права и права справедливости. Однако система права Индии не восприняла английское различение общего права и права справедливости. Не совпадают понятия ряда институтов права, несмотря на схожесть названий (доверительная собственность). Применяется иной режим действия в некоторых отраслях права (например, вещного) при сохранении терминологии английского права.

Бенефициант (выгодоприобретатель, который не принимает никакого участия в процессе учреждения доверительной собственности) вправе требовать от доверительного собственника (лица, устанавливающего доверительную собственность) выполнения своих обязанностей. Кроме того, индийский закон о доверительной собственности не регулирует отношений, связанных с семейной собственностью.

Негативные факторы английского колониального воздействия на индусское право, приведшие к сокращению его сферы и силы действия:

1) слабое знание английскими юристами (в том числе судьями) положений дхармы, изложенных в дхармашастрах, следствием чего явилось санкционирование ими устаревших либо непопулярных норм;

2) незнание местных обычаев, знакомство с ними по работам европейцев, далёких от их понимания;

3) внедрение судебного прецедента и придание ему авторитета, до того незнакомого индусской традиции. На севере и востоке Индии (Пенджаб, провинции Северо-востока, Деккан) судьи руководствовались местными обычаями; на юге (Мадрас и др.) перешли к использованию судебных прецедентов. С 1845 г. в Индии публикуются сборники судебных решений;

4) сознательное изменение индусского права с целью принятия решения в английском духе, рассмотрение иного как неправильного. Так, была введена английская система доказательств в рассмотрение дел о правонарушениях;

5) применение английской терминологии, мало понятной для индусского общества.

Новеллы, перенесенные в индусское право из английской правовой системы, сыграли позитивную роль — особенно там, где индусским правом не было достигнуто необходимого усовершенствования норм, где имели место пробелы в законодательстве. Также там, где существовало разнообразие местных обычаев, мешающих единообразному решению споров. Так, неуплата долга рассматривалась дхармой как грех, возмездие за который наступит в потустороннем мире. В случае непослушания должника индусское право предусматривало лишь религиозные санкции. Эта и подобные ей нормы нуждались в новой юридической регламентации.

Таким образом, в период колониального господства Англии многие нормы и институты индусского права были либо заменены новыми, либо существенно изменены. Однако индусское право не вытеснено полностью, его традиционные нормы и институты продолжают действовать.

Возникновение индусского права относится к первому тысячелетию до н. э. Оно непосредственно связано с арийским завоеванием Индии. Началась усиленная социальная дифференциация. Были созданы веды – древнейшие памятники письменности. Образовались касты – замкнутые сословные организации людей. К основным кастам (джати) относились:

Древнейшие памятники письменности (веды), в которых фиксировалось сословное состояние, состояли из нескольких категорий текстов:

- Ригведа (собрание гимнов);

- Самаведа (собрание песнопений);

- Яджурведа (собрание жертвенных формул);

- Атхарваведа (собрание заклинаний).

В целом собрания религиозных и ритуальных текстов (самхиты) подразделяются на:

- брахманы (комментарии к текстам самхит);

- араньяки (беседы мудрецов с учениками);

- упанишады (религиозно-философские трактаты).

Исходным постулатом этих литературных памятников было обожествление миропорядка. Отсюда следовало выделение двух видов закона:

- рита (космический, божественный закон);

- дхарма (позитивный закон).

Например, кастовая система считалась божественным установлением. В свою очередь, царская власть (кшатра) имела два источника:

- божественное создание правителя;

- избрание его людьми.

В этот же период сформировались основные политико-правовые категории, которыми пользовалось индусское право на всём протяжении своего развития и вплоть до наших дней.

1. Рита – божественный закон. Дифференциация между универсальными правилами и единичными случаями их применения отсутствует. Также нет различий между собственно правовыми и нравственными правилами поведения (мононормы). Сформировалось лишь общее требование о должном, праведном поведении. Наказание за нарушение риты является санкцией космического порядка.

2. Дхарма – обязанность, долг, которые зависят от кастовой принадлежности человека (каждая каста имеет свой позитивный закон, определяющий права и обязанности).

3. Карма – метод обеспечения должного поведения, включающий в себя поощрения и санкции, используемые в зависимости от поведения человека.

4. Данда – принуждение со стороны государственной власти. Отсюда данданити – наука о наказании. Данда является гарантией сохранности общественного порядка и соблюдения дхармы.

5. Раштра – государство.

Постепенно сложились шастры – нормы поведения людей, которые состоят из трёх частей:

- дхарма (наука о должном);

- артха (наука управлением государством);

- кама (учение об удовольствиях).

Например, с точки зрения индуизма, женщины, не имея собственной посмертный судьбы, должны следовать именно нормам камы.

Одним из источников индусского права стали дхармашастры (политико-правовые трактаты) и нибандхазы (комментарии к дхармашастрам). Также крайне важной является проблема соотношения дхармы и обычая. Индусское право допускает действие обычая вместе с законом и против закона. Согласно законам Ману следует воздерживаться от действия, установленного текстом, если оно не воспринимается обществом. Обычай не связан с божественным предписанием, так как он исходит из условий места и времени. Позитивное право тесно связано с обычаем, однако доминирует религиозная доктрина. Каждая каста следует собственным обычаям и разрешает возникающие споры на общем собрании касты (панчаят). Противоречия разрешаются на основе общественного мнения, однако панчаят располагает и средствами принуждения. Дополнительно к обычаям используются правосознание и справедливость. Дхармашастры рекомендуют личности поступать, а судье решать дела по справедливости, если закон отсутствует.

Законодательство и судебная практика также занимают определённое место в системе индусского права. Они не являются источниками права. Правительство, однако, может применять законы. Выделяется публичное право, основой которого признаётся управление (артха). При этом дхарма требует повиновения только легитимным приказам правителя. Законы и управленческие акты вызваны необходимостью и конкретными обстоятельствами. При наличии закона судья должен действовать так, чтобы примирить власть и справедливость. Решение суда будет призвано законным, если оно вынесено с учётом всех обстоятельств.

По своей структуре индусское право состоит из следующих частей:

- соглашения бенами (доверительная собственность);

В 16-18 вв., в связи с мусульманским завоеванием Индии, традиционное индусское право было сильно ограничено в вопросах применения. Суды использовали только мусульманское право, а индусское право применялось только панчаятами каст и не имело государственной поддержки.

Официальное признание индусского права произошло в конце 18 века в результате английской колонизации. Местные колониальные суды получили право рассматривать споры, не затрагивающие интересов англичан. С другой стороны, индусское право было ограничено сферой частного права. в колониальных судах появились пандиты – специалисты-эксперты, знатоки индусского права, мнение которых зачастую закладывалось в вынесенное решение. Началась кодификация индусского права (1797 и 1833). До 1864 г. английские суды применяли индусское право автоматически, придавая мнениям пандитов исполнительную, законную силу. На Севере и Востоке Индии суды постепенно стали придавать силу местным обычаям территориального характера (дескашара). На Юге страны использовались прецеденты. Неточные переводы часто затрудняли применения индусского права. Судьи иногда изменяли местное право, если были с ним не согласны. Использовалась английская терминология, заменявшая традиционные понятия. Было введено английское доказательственное право. Его нормы применялись в вопросах регулирования отношений собственности и брака. В результате число обычаев резко уменьшилось. Происходила модернизация индусского права с сохранением его духа. Было введено завещание, ранее отсутствовавшее в традиционном праве. В течение 19 века сфера применения индусского права неуклонно сокращалось и в итоге включала в себя:

В крупнейших городах (Бомбей, Калькутта) действовало правило, по которому в том случае, если ответчиком был индус, применялось индусское договорное право. Однако толкование индусского права осуществлялось английскими судьями. Кроме обычаев, источником такого смешанного (англо-индусского) права стало колониальное законодательство (например, Закон о завещаниях 1870 г.). Оно было направлено на отмену отдельных норм традиционного права. Таким образом было ликвидировано недееспособность женщин. На основании Закона о договоре 1872 г. проценты не могли превышать суммы долга.

С 1947 г. (получение независимости) в Индии проведено несколько важнейших реформ.

1. Изменена судебная система. Создан Верховный Суд Индии, контролировавший до 1954 г. суды княжеств. Кроме того, он имел право отменить любое судебное решение колониального периода.

2. Конституция Индии отвергла систему каст (ст. 15). Закон о браке 1955 г. изменил порядок его заключения. В традиционном праве брак был договором дарения жены. Женщина выступала в качестве объекта договора. Брак признавался нерасторжимым, а развод был запрещён. Новый закон отменил эти правила, однако он действует только в отношении индусов. Представители иных религиозных конфессий руководствуются своими обычаями. Этот же закон разрешил межконфессиональные браки. Закон о наследовании 1956 г. предоставил женщинам возможность быть наследницами имущества. Традиционное же право исходило из того, что наследование есть духовная связь с умершим, а женщина не имеет души. Кроме того, имущество считалось семейной собственностью. Есть, однако, особенности правового статуса семейного имущества. Если предприятие используется одной семьёй, то к нему неприменимы нормы торгового права.

- гражданско-процессуальный кодекс 1859 г.;

- Закон о наследовании 1865 г.;

- Закон о договорах 1872 г.;

- Закон о доказательствах 1872 г.;

- Закон о реальном исполнении обязательств 1872 г.;

- Закон о ценных бумагах 1881 г.;

- Закон о доверительной собственности 1882 г.


75. Влияние английского общего права на индусское право.

Официальное признание индусского права произошло в конце 18 века в результате английской колонизации. Местные колониальные суды получили право рассматривать споры, не затрагивающие интересов англичан. С другой стороны, индусское право было ограничено сферой частного права. в колониальных судах появились пандиты – специалисты-эксперты, знатоки индусского права, мнение которых зачастую закладывалось в вынесенное решение. Началась кодификация индусского права (1797 и 1833). До 1864 г. английские суды применяли индусское право автоматически, придавая мнениям пандитов исполнительную, законную силу. На Севере и Востоке Индии суды постепенно стали придавать силу местным обычаям территориального характера (дескашара). На Юге страны использовались прецеденты. Неточные переводы часто затрудняли применения индусского права. Судьи иногда изменяли местное право, если были с ним не согласны. Использовалась английская терминология, заменявшая традиционные понятия. Было введено английское доказательственное право. Его нормы применялись в вопросах регулирования отношений собственности и брака. В результате число обычаев резко уменьшилось. Происходила модернизация индусского права с сохранением его духа. Было введено завещание, ранее отсутствовавшее в традиционном праве. В течение 19 века сфера применения индусского права неуклонно сокращалось и в итоге включала в себя:

В крупнейших городах (Бомбей, Калькутта) действовало правило, по которому в том случае, если ответчиком был индус, применялось индусское договорное право. Однако толкование индусского права осуществлялось английскими судьями. Кроме обычаев, источником такого смешанного (англо-индусского) права стало колониальное законодательство (например, Закон о завещаниях 1870 г.). Оно было направлено на отмену отдельных норм традиционного права. Таким образом было ликвидировано недееспособность женщин. На основании Закона о договоре 1872 г. проценты не могли превышать суммы долга.

С 1947 г. (получение независимости) в Индии проведено несколько важнейших реформ.

3. Изменена судебная система. Создан Верховный Суд Индии, контролировавший до 1954 г. суды княжеств. Кроме того, он имел право отменить любое судебное решение колониального периода.

4. Конституция Индии отвергла систему каст (ст. 15). Закон о браке 1955 г. изменил порядок его заключения. В традиционном праве брак был договором дарения жены. Женщина выступала в качестве объекта договора. Брак признавался нерасторжимым, а развод был запрещён. Новый закон отменил эти правила, однако он действует только в отношении индусов. Представители иных религиозных конфессий руководствуются своими обычаями. Этот же закон разрешил межконфессиональные браки. Закон о наследовании 1956 г. предоставил женщинам возможность быть наследницами имущества. Традиционное же право исходило из того, что наследование есть духовная связь с умершим, а женщина не имеет души. Кроме того, имущество считалось семейной собственностью. Есть, однако, особенности правового статуса семейного имущества. Если предприятие используется одной семьёй, то к нему неприменимы нормы торгового права.

- гражданско-процессуальный кодекс 1859 г.;

- Закон о наследовании 1865 г.;

- Закон о договорах 1872 г.;

- Закон о доказательствах 1872 г.;

- Закон о реальном исполнении обязательств 1872 г.;

- Закон о ценных бумагах 1881 г.;

- Закон о доверительной собственности 1882 г.


76. Принципы иудейского права и его основные источники.

Следует отметить, что по сравнению с другими религиозными правовыми системами становление и развитие иудейского права сопряжено с его многочисленными изменениями, далеко не однозначными толкованиями содержащихся в нем норм, принципов и положений.

Чрезвычайно противоречивый характер процесса становления и развития иудейского права оставил заметный отпечаток как на его внешней стороне (структура священных книг, формы иудейского права и др.), так и на его сущности и содержании.

Как свидетельствует история, противостояние иудаизма и основанного на нем уклада жизни евреев, с одной стороны, и соответствующих им общественно-политических систем – с другой, носило не временный и не локальный характер, а фактически постоянный и глобальный, практически распространяясь на все сферы общественной и государственной жизни и охватывая все периоды развития иудейской религии и права.

Необходимость поддержания и сохранения чистоты иудейской веры и вместе с тем религиозная нетерпимость в этот период обусловливались наряду с сугубо религиозными также и социально-экономическими причинами, ибо религиозные догматы и постулаты выступали и как стержень, главное звено иудейской религии, и как основа всего государственно-правового и общественного мироздания древних евреев.

Крайне отрицательное отношение иудеев к языческой вере и их носителям сохранялось и в последующие годы. Это не могло не вызвать соответствующей реакции со стороны последних по отношению к иудеям. Неприятие и отторжение иудейской религии, правил общежития и обычаев иудеев нередко сопровождалось ограничением их в правах и гонением.

Необходимо подчеркнуть преимущественно императивный характер иудейского права, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей над правами и свободами субъектов иудейского права.

Среди многочисленных и разнообразных обязанностей по отношению к иудейской вере и к Богу главной для правоверного иудея является обязанность строгого соблюдения религиозных канонов и верности своему Богу.

Важнейшими этическими, религиозными и одновременно юридическими обязанностями в системе иудейского права являются обязанности, связанные с непременным соблюдением религиозных праздников. В священных книгах и писаниях – источниках иудейского права – особое внимание уделяется субботе. Субботний день считается освященным самим Богом и должен быть посвящен молению Богу.

Аналогичная заповедь-обязанность в той или иной форме повторяется и в других Священных писаниях и книгах.

Весьма важная группа обязанностей иудеев связана с жертвоприношениями и строгим соблюдением требований к ним и ритуалов. Требования строгого соблюдения обязанностей в публично-правовой сфере, ритуалов, заповедей и содержащихся в них запретов сопровождались, как правило, или поощрительными или же принудительными санкциями.

Говоря о преобладании в системе иудейского права обязанностей, запретов, и ограничений перед правами и свободами, следует иметь в виду во избежание недопонимания, во-первых, условность выделения в религиозных правовых системах, особенно в таких системах теократических государств, подсистем публичного и частного права, а во-вторых, условностей отделения прав и свобод, с одной стороны, от обязанностей – с другой.

Нужно обратить внимание на многофункциональный характер иудейского права, проявляющийся в том, что оно выполняет не только стандартные функции, свойственные любой правовой системе (регулятивные, воспитательные и др.), но вместе с тем имеет и свои собственные, только ему присущие, специфические функции.

Речь идет прежде всего о функциях, связанных с формированием еврейского сообщества и поддержанием его на протяжении многих веков в духовно-нравственном и религиозном единении. Это своего рода объединительная функция иудейского права, возникшая на религиозной основе. Соблюдение одних и тех же законов, одних и тех же заповедей, обычаев, а позднее национальных и иных традиций, несомненно объединяло иудеев между собой независимо от того, проживали они на совей исторической родине или в других странах, выступало одним из важнейших факторов формирования и сохранения сообщества.

Ограниченный характер непосредственного регулятивного воздействия иудейского религиозного права внутри израильского общества в определенной мере компенсируется распространением его на евреев, проживающих в других странах. Здесь также идет речь о религиозных нормах, обычаях и ритуалах, касающихся прежде всего заключения и расторжения браков.

Читайте также: