Подумай с выполнением каких обязанностей связана к примеру реализация права на образование

Обновлено: 28.04.2024

2. Права и обязанности участников образовательного процесса.

Законные представители – физические лица, которые по прямому указанию закона осуществляют защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Конвенция о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках.

Конституция РФ - основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой.

Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.

Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу.

Обязанность - это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Педагогический работник - это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся.

Права человека - такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.

Устав — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого либо государственного органа, предприятия, учреждения.

ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - закон, регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2016 г.
  2. Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс. М.: Просвещение, 2018.
  3. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Каждый человек, живущий в современном обществе, обладает определенными правами и обязанностями, которые регулируются нормативно - правовыми актами. Права и обязанности граждан РФ закреплены Конституцией РФ. Защита прав ребенка обеспечивается также и международными документами – Конвенцией о правах ребенка.

К участникам образовательного процесса относятся педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители). Педагогический работник - это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся. Законные представители – физические лица, которые по прямому указанию закона осуществляют защиту прав и интересов несовершеннолетних. Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу.

Рассмотрим права и обязанности каждого из них подробнее:

Обучающийся имеет право на:

- получение бесплатного общего образования;

- выбор образовательного учреждения и формы получения образования;

- обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану и ускоренному курсу обучения;

- бесплатное пользование библиотечным фондом;

- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

- участие в управлении школой;

- уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;

- защиту от применения методов физического и психического насилия;

- условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

К обязанностям обучающихся относится:

- соблюдать Устав школы;

- бережно относиться к имуществу школы;

- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы;

- выполнять требования работников школы;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

- соблюдать деловой стиль одежды.

За неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка могут быть применены меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление из образовательной организации.

Отчисление обучающихся осуществляется приказом директора школы на
основании заявления родителей, опекунов или иных законных представителей
обучающегося, с указанием причины отчисления, как в приказе, так и в заявлении, либо решения педагогического совета школы.

Отчисление учащихся из школы на основании решения педагогического
совета школы, осуществляется по следующим основаниям:

❿ грубые и неоднократные нарушения устава школы;

❿ нарушение правил внутреннего распорядка;

❿ причинение вреда имуществу школы;

❿ причинение вреда здоровью другому учащемуся или преподавателю;

❿ систематические пропуски занятий;

❿ наличие академической задолженности по двум и более предметам.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Об исключении обучающегося из школы, школа обязана в течение 3-х дней проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) лица, исключенного из Школы, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

Родители (законные представители) имеют право:

- выбирать образовательное учреждение и форму получения образования;

- защищать законные права и интересы ребёнка;

- присутствовать на педагогических советах и принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с успеваемостью и поведением их ребёнка;

- участвовать в управлении школой, т.е. избирать и быть избранными в совет школы, попечительский совет, общешкольный и классный родительские комитеты;

- при обучении ребёнка в семье на любом этапе продолжить его обучение в школе;

- знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающегося: с оценками успеваемости родителей знакомит классный руководитель в письменной или устной форме;

- посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок, с разрешения директора школы и согласия учителя, ведущего урок;

- знакомиться с уставом школы, лицензией на право ведения общеобразовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации школы;

- посещать школу и беседовать с педагогами после окончания у них последнего урока;

- вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития школы.

Родители (законные представители) обязаны:

- воспитывать своих детей и создавать необходимые условия для получения ими образования;

- нести ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс "условно";

- выполнять устав школы;

- посещать проводимые школой родительские собрания;

- нести ответственность за бережное отношение учащихся к государственной собственности.

Учитель имеет право:

- на участие в работе органов управления учреждения в порядке, предусмотренном уставом учреждения;

- на уважение своей профессиональной и личной чести и достоинства со стороны администрации, учащихся и родителей;

- самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся;

- на отдых во время перемены и после уроков;

- на моральное и материальное поощрение своего труда.

- быть примером достойного поведения в учреждении и в общественных местах;

- заботиться о защите прав и свобод учащихся, ценить личность ребёнка, его право на выражение собственного мнения и убеждений;

- уважать права родителей и иных законных представителей учащихся;

- постоянно повышать свой профессиональный уровень;

- принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися;

- аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся, своевременно предупреждать учащихся о предстоящих контрольных работах.

Все участники образовательного процесса имеют равные права и обязанности. Права и обязанности тесно взаимосвязаны между собой. Знание и соблюдение их является обязательной необходимостью для всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей и педагогов).

Примеры и разбор решения заданий

1.Установите соответствие между определениями и понятиями.

необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение

правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека

свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого либо государственного органа, предприятия, учреждения

лицо, осваивающее любую образовательную программу

целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования

лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся

2. Подберите правильные ответы:

1) Мера дисциплинарного воздействия, налагаемая за наличие академической задолженности по двум и более предметам.

2) Основной международный документ в области регулирования прав ребенка.

3) Место, где реализуется право ребенка на получение основного общего образования.

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Основополагающими в любой конституции современного мира являются отношения государство – общество – гражданин. И ключевым в образе любого государственного устройства является состояние с реализацией государством прав человека и гражданина. В нашей Конституции правам человека посвящено 48 статей, в полтора раза больше, чем в Всеобщей Декларации прав человека (ООН в 1948 г.). Практически каждая статья Конституции подкреплена соответствующим федеральным законом, нормативным документом правительства, инструкциями, регламентами и т.п.

десятки тысяч заявлений поступает ежегодно Уполномоченному по правам человека;

больше миллиона обращений поступает в администрацию Президента об обеспечении конституционных прав;

несколько млн. звонков граждан на прямую линию с Президентом.

Права человека в стране обрели свою юридическую значимость в современном понимании всего лишь чуть более четверти века назад. Сложиться в устойчивую правовую систему пока не успели. Прекрасно продекларированные и законодательно закреплённые права человека зачастую не обеспечиваются, или реализуются с колоссальными усилиями. Это касается абсолютно всех сторон жизни, включая большой и малый бизнес.

Объяснение этого коррупцией, плохими чиновниками и слабыми федеральными законами справедливо лишь в малой толике, скорее это попытка дать простые ответы на весьма сложные вопросы. Убежден, что главная причина – в несовершенстве всей нормативной базы регулирования отношений гражданин-общество-государство. Базы, на вершине пирамиды которой конституция и федеральные законы, а внизу - бесконечный перечень подзаконных актов, через которые и реализуются права граждан.

Когда гражданин приходит в присутственное место к чиновнику за своими правами, он может на его столе увидеть и конституцию, и свод законов, но в своей повседневной деятельности чиновник руководствуется должностной инструкцией, регламентом, приказом, а зачастую и устными указаниями руководства. Если отследить всю цепочку нормативных документов по одной теме (проблеме), то можно увидеть, как благие намерения авторов конституции и федерального закона скукоживаются в редакциях нижестоящих нормативных документов. Причин этому много – и не обеспеченность декларируемой нормы нормативными требованиями пересекающихся или смежных разделов права, и отсутствие ресурсов, неоднозначность формулировок, низкая квалификация, и просто ошибки.

И почти всегда – нежеланием соответствующих ветвей и уровней власти брать ответственность на себя. Проще просто транслировать вниз нормы закона.

Современная отечественная нормативная база молода. За четверть века создали – что смогли. Качество федеральных законов в поле зрения и депутатов, и СМИ, правоприменимость анализируется Минюстом, Верховным и Конституционным судами. К разработке нормативных актов на федеральном уровне привлекаются лучшие специалисты, проекты документов проходят многочисленные согласования, обсуждения (иногда с привлечением общественности), голосуются в Государственной Думе и в Совете Федерации, проходят экспертизы в Администрации Президента, регистрируются в Минюсте. При всех встречающихся ошибках в нормативных документах федерального уровня – они наиболее качественные для сегодняшних реалий России.

Качество нормативных документов всех уровней зависит от общей юридической культуры общества, на повышение которой потребуется еще не одно десятилетие.

Мне представляется, что нынешнее состояние нормативной базы реализации прав человека, не отвечающей в полной мере современным общественным вызовам и ожиданиям, обусловлено не только молодостью, но и двумя принципиальными подходами в нормотворчестве.

Второе – введенное федеральным законом понятие государственная (муниципальная) услуга, под которое попали и многие права граждан. По моим представлениям конституционные права граждан – это обязанность государства по их обеспечению. Услуга же – скорее рыночный термин, при том что конституционные права торговому обороту не подлежат.

Третье – при разработке нормативных документов различного уровня на первое место выходят вопросы эффективности управления, интересы гражданина, вопросы соблюдения его прав оказываются при этом часто на последнем месте.

Кто же должен отслеживать реализуемость прав граждан? Новый …надзор? Существующие надзоры отслеживают строгое соблюдение действующих норм, но в их функции не входит их оценка на соответствие и реализуемость конституционной нормы.

Реализуемость прав граждан могут и должны оценивать субъекты этих прав - сами граждане. Граждане имеют право на свои права.

Правоприменимость отслеживается властными органами. Не следует ли дополнить правоприменимость новым понятием – правореализуемость (тяжелый термин, нужно что-то полегче) и отдать общественности?

Цель урока: подвести учащихся к пониманию ценности образования, государственных гарантий на доступность и бесплатность образования, создать проект школы будущего, обеспечивающую гарантию на осуществление права на образование.

Образовательная – познакомить обучающихся с документами о праве образования, осмыслить личностную и социальную значимость образования, рассмотреть тенденции развития образования в современном мире, состояние российского образования и школы на путях модернизации.

Развивающая – развивать умения добывать и упорядочивать знания, принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи.

Воспитательная – сформировать чувство уважения к школе как основному институту в реализации права на образование, способствовать умению брать на себя ответственность за учебу, цивилизованно отстаивать свои права, реализовывать свои права в повседневной жизни.

Ход урока

Вводное слово учителя:

- Сегодня у нас урокизучения нового материала: предстоит узнать и обсудить новую информацию. Но для начала я бы хотела, чтобы вы сами определили тему урока.

- какое конституционное право человека просматривается в этом отрывке?

- правильно, право на образование.

Учитель: записываем тему урока в рабочий лист.

Мы узнаем: 1. Что такое образование и какова его роль в жизни человека и

2. Нормативно-правовая основа.

3. Структура и содержание право на образование.

4. Как ребенок может реализовать свое право на образование.

5. Школа – важнейший институт в реализации права на образование

На уроке мы будем работать с источниками, с рабочим листом, в котором

зафиксируем полученные знания. В конце урока на основе полученных

1. - Итак, что же такое образование.

Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся приобретением знаний о мире, приобщением к культуре, ценностям мировой цивилизации.

- Какую роль играет образование в жизни человека?

Правильно, чем больше человек знает и умеет, тем больше у него возможностей в жизни.

- Почему в образовании граждан заинтересовано государство?

Да, образованные люди – главное богатство государства. Образованность и интеллект, разностороннее развитие человека, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны.

Государство обязано установить тот минимум знаний и навыков, без которых человек не сможет стать полноценной личностью и сделать получение этих знаний бесплатным и доступным каждому, то есть гарантировать право на образование.

3. Ступени современного российского образования

№ п/п Ступени образования Образовательные (воспитательные) учреждения

1. Дошкольное образование Ясли, детские сады

2. Среднее общее образование

• Начальное общее (1-4 классы)

• Основное общее (5-9 классы)

• Полное среднее общее (10-11 классы) Средние и общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, средние музыкальные, художественные, хореографические школы, школы – интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития, учреждения дополнительного образования детей (дома творчества, дворцы, молодежные клубы)

3. Профессиональное образование

-Профессионально-технические училища, курсы

- Техникумы, колледжи, училища (медицинские, музыкальные, цирковые.)

-Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы, высшие училища

4. Послевузовское образование - Аспирантура, адъюнктура, ординатура, докторантура, курсы повышения квалификации…

3. Для чего человеку нужно право на образование?

Центральным звеном нашей системы образования является средняя общеобразовательная школа. Учитель предлагает школьникам обсудить

вопрос: -Для чего дети ходят в школу? (работа у доски)

- Для чего человеку нужно образование, получаемое в школе?

Поступить Всесторонне Получить Воспитать Обеспечить

в институт развиваться хорошую профессию, хорошую работу в

себе человека себя

в будущем материально

Учитель подчеркивает: чтобы человек мог обеспечить себе достойную жизнь, благополучное будущее, он должен иметь возможность получить хорошее образование.

Итак, право на образование существует для того, чтобы каждый ребенок мог учиться.

4. Как ребенок может реализовать свое право на образование?

Вопрос: - Что нужно, чтобы ребенок мог реализовать свое право на образование?

Предполагаемые ответы', должно быть построено много красивых и современных школ, оборудованных компьютерами, телевизорами, видеомагнитофонами, с хорошими библиотеками и питательными залами. Учителя должны быть умными и добрыми. Образование должно быть бесплатным.

Учитель подчеркивает: - Право на образование будет реализовано, если каждый будет иметь возможность учиться так долго, как захочет и как позволяют его способности и стремления. Государство обязано заботиться о том, чтобы дети, обучаясь, развивали свою индивидуальность, учились уважению и терпимости в отношениях с другими людьми, с представителями разных культур, религий, национальностей.

5. Какой должна быть современная школа, чтобы в ней ребенок мог реализовать свое право на образование?

Давайте помечтаем. Представьте, что открывается новая современная школа и Вас назначили директором этой школы. Вы имеете право устанавливать в ней свои правила, создавать новые порядки. Все это поможет школьникам получить хорошее образование и воспитание.

- Что нужно заложить в фундамент новой школы?

Законы об образовании, финансирование.

(работа в мини группах по парам) 1 группа – Что нужно убрать из школы? Что можно развить? Что добавить?

2 группа – Права и обязанности учителя

3группа– Права и обязанности ученика

4 группа – Права и обязанности родителей

Пример: Правила нашей жизни:

1)Каждый ученик имеет право свободно выражать свое мнение, общаться со всеми, свободно получать любую информацию. 2)Ученики и учителя должны уважать друг друга. 3)В школе должен быть Совет Справедливых.

4)Каждый может делать в школе то, что ему хочется, но с хорошими намерениями.

5)Каждый должен уметь выслушивать мнение другого и уважать это мнение.

6)Все в школе должны помогать друг другу.

7)Школа должна работать 5 дней в неделю.

8)Оценки должны быть справедливыми.

9)Все ученики и учителя должны подписать правила и свято их соблюдать.

- Вы хорошо поработали. В ваших проектах много интересного, полезного, неожиданного. Чтобы школа стала такой, о какой мечтаете, вы должны приложить свои усилия, творчество, чтобы рядом с вами было интересно другим, а учителя видели бы в каждом из вас личность. Все это в ваших руках. Максимум желаний и усилий – и школа станет такой, какой вы ее хотите видеть.

Школа – это важная часть жизни любого человека. Несмотря на отдельные недостатки – это светлая и счастливая часть жизни любого человека. Я уверена, что каждый из вас с теплотой и любовью будет вспоминать школьные годы. Я лично горжусь, что связала свою жизнь со школой.

Желаю вам, чтобы вы окончили школу с багажом полезных знаний и любовью к Родине, желанием и умением трудиться, счастливо устроить жизнь в нашей прекрасной стране, и чтобы учителя могли научить и учили вас всему, что необходимо для этого.

Рефлексия (выставление отметок).

«Представьте, что вы практикующий юрист. К вам за консультацией обратилась мать, выпускницы 9 класса. Ее дочь не приняли в 10 класс, так как она окончила 9 класс с пятью тройками. Перед вами лежит описание ситуации (кейс,пакет документов:

Конституция Российской Федерации;

Закон РФ “Об образовании”;

Конвенция о правах ребёнка;

и вопросы, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации. Ответ можно оформить в виде кластера на ватмане, все необходимое находится на вашем столе.

Какое право нарушено? (право на образование)

Что можно (нужно) сделать для его восстановления? (обратиться в суд)

Ученики анализируют нормативно-правовую базу РФ, обеспечивающую государственные гарантии на доступность и бесплатность образования, определяют механизмы цивилизованной защиты права образования. Составляют на ватмане схемы своего ответа. Учитель координирует работу учащихся.

5. Закрепление материала - ролевая игра “Приём в школу” (Метод ситуационного анализа)

Учитель: «Вы являетесь учителями школы и на педагогическом совете должны решить, кого принять в 6 класс с углублённым изучением английского языка? Всего поступило 4 заявлений. Принять можно только одного ребёнка”.

На доске прикреплены листы с номерами ситуаций. Руководители групп подходят к доске и выбирают одно задание. Опираясь на статью федерального закона “Об образовании” и Конституцию РФ, группа должна принять решение.

1. Девочка проживает в другом районе города. Рядом со школой живёт её бабушка. Девочка имеет хорошие оценки по предметам естественнонаучного цикла.

2. Девочка прибыла из другого города. Родители дипломаты. Отлично владеет разговорным английским. Через 3 месяца переедет в другую страну.

3. Мальчик переехал из деревни, где не изучал английский язык. Живёт рядом со школой, склонен к бродяжничеству.

4. Девочка - инвалид детства 2 группы, ДЦП. Успевает по всем предметам на “4” и “5”. Воспитывается одной мамой. Проживает рядом со школой.

Рабочий лист ___

1. Тема урока ___

Проблема урока: ___

2.Соотнесите понятия и их определения:

1) образование а) воздействие на духовное и физическое состояние человека

2) воспитание б) доведение человека до определенной степени духовности,

умственной зрелости, сознательности

3) развитие в) получение человеком систематических знаний и навыков

В процессе образования и воспитания человек овладевает___

___, у него формируются ___

Государство гарантирует гражданам возможность получения ___

___ образования в ___

___ независимо от ___

№ п/п Ступени образования Образовательные (воспитательные) учреждения

1. Дошкольное образование

Среднее общее образование

• Начальное общее (1-4 классы)

• Основное общее (5-9 классы)

• Полное среднее общее (10-11 классы)

1. Система образования регулируется:

1) Государством 3) социальной группой

2) Обществом 4) отдельными людьми

2. Гуманизация образования это:

1) уменьшение учебной нагрузки

2) возможность получить образование в другой стране

3) внимание к индивидуальным особенностям личности

4) свободное посещение занятий

3. Какой признак характеризует среднее образование в РФ:

1) государство гарантирует всем гражданам обучение на русском языке

2) преподавание на иностранных языках является обязательным

3) среднее образование в РФ является обязательным

4) учащийся не может быть исключен из образовательного учреждения

4. Гуманизация образования предполагает

1) разнообразие образовательных услуг

2) компьютеризацию учебных заведений

3) унификацию требований к учебному оборудованию

4) особое внимание к общественным дисциплинам

5. Верны ли следующие суждения о знаниях, получаемых в школе?

А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям

Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения об образовании

А. Образование – процесс созидания человека и гражданина

Б. Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщение к ценностям мировой цивилизации

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9. К путям приобретения среднего образования в России относится:

1) учеба в школе 3) экстернат

2) заочное или домашнее обучение 4) все перечисленное

10. Среднее специальное образованиев России можно получить в:

1) средней общеобразовательной школе 3) колледже

2) вечерней школе 4) гимназии

11. Одним из направлений реформы высшего образования в России является:

1) введение бакалавриата и магистратуры

2) введение автономии университетов

3) введение выборности ректоров университетов

4) право университетов самостоятельно утверждать учебные планы

12. Верны ли следующие суждения об образовании

А. среднее специальное образование является частью профессионального образования

Б. высшее образование является частью профессионального образования

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения об образовании

А. В РФ всю систему образования можно разделить на начальное и высшее

Б. В России начальное образование является обязательным и бесплатным

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

14. О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования?

1) гуманизации 3) компьютеризации

2) глобализации 4) гуманитаризации

15. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.

Б. Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к нравственному воспитанию человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

16. Процесс гуманизации образования предполагает

1)соблюдение Устава школы

2)обязательное основное образование

3)учет потребностей и интересов учащихся

4)обучение в две смены

17. Принцип гуманизации образования требует:

1) усиления внимания общества к личности, ее интересам

2) создание единой системы образования для различных стран

3) повышение роли изучения социально-гуманитарных дисциплин

4) регулирования системы образования государством

Читайте также: