Подросток угрожает уйти из дома что делать

Обновлено: 02.07.2024

Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.
Родители, не забывайте о потребностях своих детей, которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом. (Приведенные ниже причины уходов из дома и рекомендации по их профилактике можно использовать для детей разных возрастов, с учётом специфики возрастного периода)

ЛЮБОПЫТСТВО, СТРЕМЛЕНИЕ ПОЗНАТЬ И ИСПЫТАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ

Одна из задач развития детского возраста — исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
Профилактические меры:
Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

СКУКА

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.
Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
Профилактические меры:
Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.
Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.
Развивайте в ребёнке физическую силу.
Развивайте в ребёнке умение общаться

ПРОТЕСТ ПРОТИВ РОДИТЕЛЕЙ
СТРЕМЛЕНИЕ УЙТИ ОТ ОСОЗНАНИЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ МИРА, РАЗОЧАРОВАНИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ В ЛЮБВИ), ПЕРЕЖИВАНИЯ ТЯЖЕЛОЙ УТРАТЫ
(СМЕРТИ ЛЮБИМЫХ ЛЮДЕЙ)

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.
Профилактические меры:
1. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений - в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.
2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?

Итак, мы имеем множество причин, по которым подросток может начать практику уходов из дома. Это перечисление немного пугает, поскольку кажется, что избежать деструктивного поведения просто невозможно. На самом деле все не так страшно!
Во-первых, мы описали крайние варианты деструктивных процессов у подростков.
Во-вторых, опасной интенсивности достигают не все проявления сразу, а только некоторые из них.
В-третьих, подростки с удовольствием и готовностью откликаются на искреннее внимание и заинтересованность ими и их проблемами со стороны взрослых людей.
В-четвертых, подростки с удовольствием обучаются всему новому, и польза сочетается с возможностью проявить себя, почувствовать свою успешность, повеселиться и творчески самореализоваться.

Причины самовольного ухода подростков из дома

Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА, СТАРАЙТЕСЬ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:
ТРИ ШАГА, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ТАКОВЫ:

Профилактика самовольных уходов из дома

Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.
Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьёзного конфликта с родителями).
Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. Задача родителей, в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения. (Ребёнка обижают в лагере, он должен знать что может обратиться к администрации лагеря, позвонить родителям, написать заявление в милицию. Если серьёзный конфликт случился дома, то ребёнку нужно научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей. Ребенок может обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не убегать в "никуда" и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).
Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей с разными характерами по разному:
- у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;
- у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;
- у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;
- у ярких, артистичных, активных мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.
На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - т. е. формируется "привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать.
Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.
Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция и умственная отсталость).
Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом:

- не более чем на 7 дней 1 раз в меся;
- ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы в школе;
- частичная критика подростком своего поведения;
- нет противоправных действий;
- нет химических и поведенческих зависимостей;
- встречается при ситуационных личностных реакциях;
- пограничная интеллектуальная недостаточность.

- уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца;
- попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках;
- противоправные действия
- алкоголизация, токсикомания;
- агрессивность;
- свое поведение подросток не критикует;
- встречается аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости.

- уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев;
- асоциальная жизнь;
- противоправные действия;
- алкоголизация, токсикомания;
- агрессивность;
- невозможность контролировать своё поведение;
- встречается при психических заболеваниях.

Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома.

Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз.

Дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых, и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения.

Беспризоный ребенок! Не проходите мимо!

Основной причиной беспризорности является нестабильность жизненного уровня значительных слоев населения.
Социологические исследования говорят о том, что:
- 90% уличных детей имеют родителей;
- 100% безнадзорных детей употребляют алкоголь;
- 80% употребляют психотропные вещества;
- 90% уличных детей нуждаются в квалифицированной помощи психиатров и наркологов.

Если ребенок ушел из дома (рекомендации родителям):

Если на улице вы столкнулись с чужим беспризорным ребенком:

Не проходите мимо, не отворачивайтесь, делая вид, что не замечаете его.
Попытайтесь заговорить с ним, обратите внимание на его внешний вид, состояние здоровья, попробуйте выяснить, где он живет, кто его родители, почему он оказался на улице, где и с кем в настоящее время обитает, на что существует.
Постарайтесь помочь этому ребенку. Сообщите о нем в местный орган социальной защиты, специализированные социально-психологические службы.

Подростковый возраст — период сложный как для ребенка, так и для его родителей. Юношеский максимализм достигает пика, а дети иногда пытаются доказать свою точку зрения разными, порой даже бунтарскими методами. Один из них — побег из дома. Обычно беглецы возвращаются домой в первые сутки-двое, но это не значит, что родителям нужно сидеть сложа руки. Почему подростки решаются на такой шаг и как вести себя родителям? Узнайте из нашей статьи.

К сожалению, возраст детей, которые принимают решение (и совершают попытки) сбежать из дома, неуклонно снижается. Если раньше это делали преимущественно старшие подростки, то теперь уйти из-под родительского крыла решаются дети 10–12 лет.

• Основная причина такого поведения — это, конечно, конфликты в семье, отсутствие взаимопонимания между родителями и ребенком.

В целом это явление нормальное, поскольку к 13–14 годам в организме ребенка бушуют гормоны — подросток перестраивается и готовится стать взрослым человеком. Девочка становится девушкой, мальчик — молодым человеком.

В этом возрасте злость на окружающий мир, на себя, раздражительность и обидчивость достигают своего пика. Родители часто не понимают, что в этот период им следует максимально собраться с силами, проявить толерантность и терпение по отношению к своим детям, чтобы пройти этот возраст без тяжелых последствий.

Подростки ждут от родителей безоговорочного принятия, любви, заботы и доверия.

Однако зачастую сталкиваются с прямо противоположным — агрессией, попытками контролировать каждый аспект их жизни и постоянными запретами, которые детям кажутся необоснованными. Не успеешь оглянуться — а ребенок стоит уже с наспех собранными вещами и в слезах за порогом квартиры.

• Также ребенок может уйти (или постоянно угрожать это сделать) в качестве манипуляции родителями. Возможно, ваш отпрыск и не собирается покидать стены родного дома, но постоянно угрожает сбежать (или даже свести счеты с жизнью), чтобы надавить на вас и получить желаемый ответ.

• Бывает и так, что таким образом подросток просто хочет обратить на себя внимание.

Даже если вам кажется, что эти угрозы — пустой звук, ни в коем случае не стоит относиться к ним несерьезно.

Поговорите с ребенком — спокойно, наедине, доверительно, ни в коем случае не ругайте. Постарайтесь выяснить, в чем причина подобного поведения. Поверьте, в душе ребенка в этом возрасте бушует целый ураган чувств и эмоций, с которыми он пока не умеет справляться, поскольку его эмоциональный интеллект только начинает развиваться. Если вы чувствуете, что ребенок полностью отрешен от вас, не хочет говорить, огрызается и совсем не реагирует на ваши слова, обратитесь к специалисту, для начала — к психологу. В некоторых случаях может возникнуть необходимость и в психиатре.

• Нередко причиной побега из дома является подростковый бунт. Ребенок пытается самоутвердиться, доказать свою состоятельность, и такой поступок кажется ему максимально логичным и правильным.

Чаще всего так случается, когда родители не предоставляют детям свободы слова и выбора, постоянно давят на него своим авторитетом и не поощряют его взросление как личности.

Маме и папе бывает сложно принять тот факт, что подросток становится самостоятельным человеком, а его точка зрения может отличаться от их. В таком случае стоит пересмотреть свое отношение к ребенку, дать ему больше свободы, спрашивать, как у него обстоят дела не только в школе, но еще и в личной жизни, и даже обращаться к нему за советом.

Так подросток поймет, что его мнение ценится в семье и является важным.

Что делать, если подросток сбежал из дома

Что делать, когда худшее уже случилось и ребенок пропал? Сидеть и ждать, когда он сам вернется, ни в коем случае нельзя (хотя вероятность того, что он ушел к другу и скоро придет домой, на самом деле существует).

Необходимо немедленно подключать к поиску полицию и специальные службы.

По статистике, если родители вовремя забили тревогу, ребенок находится в течение суток.

Первое, что нужно понять, — по какой конкретно причине он убежал, чтобы это больше не повторилось. Уход из дома не должен стать универсальным клише для решения любых проблем, это очень важно.

Не стоит ругать ребенка за его поступок.

Нужно объяснить, как страшно и больно это было для вас и как вы счастливы, что нашли его.

Почему подростки сбегают из дома и что делать, если это произошло?

Ежегодно в России пропадают около 20 тысяч несовершеннолетних. Только 3% из них становятся жертвами преступлений – остальные дети покидают родительский дом по собственной воле. Так что же происходит с подростком, когда он решается на такой шаг? Давайте разбираться.

Цель подросткового возраста – сепарация, отделение от родителей, становление взрослой личности. Некоторые подростки отделяются радикально, сбегая из дома, ведь они пока еще не способны видеть полутона: в их мире есть только белое и черное. Подростки отличаются повышенной экспрессивностью и эмоциональностью, поэтому часто совершают необдуманные поступки. Подросток сбегает из привычной, но ставшей теперь некомфортной среды. Комфортно он чувствует себя среди друзей, так как в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Именно ровесники понимают его: они мыслят в том же направлении и живут в той же системе координат.



Причины

Уход из дома – своего рода бунт. Подросток пытается доказать, что он личность, с его мнением нужно считаться, поэтому он восстает против родителей, школы, правил и требований, пытаясь изменить мир вокруг.

Существует мнение, что чаще всего сбегают из дома дети из неблагополучных семей. Отчасти это так, но сбежать подросток может и из самой обычной семьи.

Если родители используют тоталитарные методы воспитания, жестко ругают ребенка за плохие оценки, испорченные или потерянные вещи, в результате страх перед родителями будет превалировать над страхом перед ночной улицей, и тогда подросток принимает решение не приходить домой.

Когда родители не понимают увлечений ребенка, не принимают его друзей, критикуют юношеский максимализм, запрещают влюбляться и встречаться с девушкой (или парнем), зато требуют выполнения правил (учить уроки, вовремя приходить домой, мыть посуду), то уход из дома становится для подростка единственной возможностью избавиться от непонимания и притеснения со стороны родителей.

Непонимание в семье действительно является одной из главных причин побега. Дети остро воспринимают несправедливость в отношении себя. И если в конфликтной ситуации (например, с участием учителя) они не получают родительской поддержки, это вполне может стать причиной ухода из дома.

Что делать?

Большинство подростков находятся после пропажи живыми и невредимыми в течение 48 часов, поэтому действовать нужно незамедлительно!

Обзвоните друзей и знакомых ребенка, а также родственников. Родители всегда должны знать номера телефонов не только друзей своего ребенка, но и их родителей! В большинстве случаев подростки не ставят в известность своих отца с матерью, что потребность в ночевке одноклассника связана с тем, что друг сбежал из дома. Поэтому после того, как вы обзвонили друзей своего ребенка, начинайте обзванивать их родителей. Выясните, кто видел его и общался с ним. Часто сверстники знают о своем приятеле гораздо больше родителей.

Выясните, какие вещи ребенок взял с собой. Посмотрите его страницы в социальных сетях. В его аккаунтах по последним записям и фотографиям нередко можно понять, собирался ли подросток сбежать, с кем он провел сегодняшний день, где он находился до недавнего момента.

Обратитесь в полицию: правоохранительные органы обязаны принять у вас заявление, даже если с момента пропажи ребенка прошел всего час. Меры должны быть приняты незамедлительно. Не забудьте взять с собой свежую фотографию ребенка.

Обратитесь в волонтерские организации, занимающиеся поиском пропавших людей. Большинство из них работает совместно с полицией, благодаря чему этот вариант поиска является наиболее продуктивным.

Если мобильный телефон вашего ребенка оформлен на вас, запросите у мобильного оператора распечатку последних звонков.

Постарайтесь не паниковать. Конечно, в такой ситуации совладать со своими эмоциями бывает очень сложно, но своему ребенку вы этим не поможете. Если стабилизировать эмоциональное состояние не получается, позвоните по телефону доверия – не бойтесь обращаться к специалистам.

Дома всегда должен кто-то оставаться. Подросток в любой момент может вернуться домой, и, если он обнаружит запертую дверь, так как все члены семьи бросились его искать, он снова пойдет на улицу.

Если вы узнали, где ваш ребенок, не спешите сразу насильно забирать его оттуда. Важно войти с ним в контакт: дайте ему выговориться, не упрекая, и если виноваты – попросите прощения.

Не спешите его ругать. Поговорите с подростком на чувственном уровне, расскажите о своих переживаниях и эмоциях, спросите его, что чувствовал он. Так вам будет легче понять друг друга. Хорошо, если после произошедшего с ребенком какое-то время поработает психолог, ведь, если подросток сбегает из дома, значит, ему нужна помощь.

Случаи, когда подростки сбегают из дома навсегда, в большинстве своем связаны с тяжелой неблагополучной ситуацией в семье: алкоголизация родителей, криминальная среда, проституция, наркомания. Подростко решает, что лучше быть беспризорником, чем жить в такой среде. Но и дети из таких семей готовы вернуться домой, если у них будет уверенность в том, что их любят и понимают.

Екатерина Сафонова


Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете.


Одна сбежавшая девочка была готова вернуться домой, но увидела свою фотографию на столбе и передумала. Она решила, что мама специально выбрала снимок похуже. Как же их вернуть?


Возраст, когда дети самостоятельно уходят из дома, постепенно снижается, и сегодня в отряде мы сталкиваемся с заявками на поиск убежавших десятилетних детей. Это может произойти в любой семье – благополучной и асоциальной, бедной и богатой, в семье, где родители глаз не спускают с ребенка, и где до него никому нет дела.

Дети уходят из дома по разным причинам, но, как правило, это ситуации, которые они расценивают как острую несправедливость по отношению к ним (подростки особенно чувствительны к вопросам справедливости), случаи, когда родители возражают против дружбы или отношений с теми людьми, которых они считают неподходящей компанией, или когда имеет место серьезный конфликт, связанный с непониманием взрослых.

Дети уходят, получив плохую оценку, если их дома сильно ругают или бьют за двойки. Дети уходят, если они случайно потеряли, разбили телефон, порвали новые джинсы и по опыту знают, что дома из-за этого будет конец света. Редко, но бывают случаи, когда уходят дети-шантажисты: а, ты мне отказываешься купить новую приставку или отпустить меня на ночную дискотеку, ну все, тогда я ушел. Такие случаи единичны, и, к сожалению, как правило, ребенок уходит от непонимания.

Поэтому когда я ищу убежавших детей, я предупреждаю родителей, что я всегда на стороне бегунков, что бы ни происходило. Я изначально поняла, приняла и простила тех подростков, которых ищу, потому что родители – это взрослые люди, у них имеется за плечами определенный жизненный опыт, а у ребенка, который ушел из дома часто в ночь и холод, этого жизненного опыта нет – у него есть только подростковый гормональный фон, сложная ситуация и большое количество эмоций, в которых очень трудно разобраться.

Когда мы ищем ребенка, по всем признакам убежавшего из дома, мы понимаем неоднозначность этого поиска: мы ищем его, чтобы вернуть обратно в ту же ситуацию, которая для него была настолько тяжела, что он оттуда убежал. Одно дело – найти ребенка, который потерялся, и вернуть его домой – понятно, что это сделать правильно и нужно, и совсем другое – вернуть домой бегунка.

Но мы в отряде всегда исходим из того, что, находясь на улице, ребенок подвергается огромному количеству опасностей, о которых он даже просто-напросто не имеет представления.

Раз он ушел из дома, значит, ему надо что-то есть, где-то ночевать – причем не там, где его, вероятнее всего, будут искать, где-то греться, если дело происходит зимой.

Соответственно, он вынужден будет или воровать, или вступать в контакты неизвестно с кем, или находиться в каких-то местах, которые потенциально представляют для него угрозу. Кроме того, к сожалению, нередки ситуации, когда бегунки становятся жертвами несчастных случаев – на проезжей части, железнодорожном полотне, в заброшенных строениях, у водоемов.


Мне просто изначально нужно понимать глубину конфликта, потому что ребенок, которого немножко поругали, сделает два круга по детской площадке, подуется и через полчаса вернется, а ребенок, у которого фиолетовая спина, не захочет возвращаться домой. Поэтому мы всегда просим родителей быть предельно откровенными и искренними, наша цель – найти как можно быстрее, потому что, как мы уже говорили, ребенок в подростковом возрасте один в городе – это потенциальная жертва обстоятельств в силу отсутствия жизненного опыта.


В поиске бегунков у нас есть определенные наработки и методики, и основной момент, который отличается в нашем отряде от того, что принято у сотрудников полиции и у некоторых других поисковых отрядов – это ориентировки. Часто у родителей бегунка и у окружающих срабатывает определенный алгоритм – когда человек пропал, надо сразу всех оповестить, и на каждом столбе в районе клеят ориентировки.

Это нам, взрослым, кажется, что мы очень любим ребенка, мы так хотели его найти, что взяли и заклеили весь район его фотографиями – мы же хотели как лучше. А для ребенка это выглядит совершенно иначе. В подростковом возрасте многие ситуации воспринимаются совсем по-другому, не так, как их видит взрослый человек. Поэтому взрослым полезно вспоминать себя в этом возрасте – не в том смысле, чтобы считать нормой гуляния детей допоздна и тусовки в нехорошей компании, а вспоминать свои эмоции, ощущения, отношение, свое восприятие себя в подростковом возрасте.

Подростковый возраст считается сложным, потому что ребенок – уже не маленькое замечательное существо, которого все гладят по головке и радуются каждому его действию, ему уже надо чего-то добиваться в жизни, кем-то становиться, и в это время происходят перемены во внешности. Они учатся воспринимать себя, видеть себя в окружении этого мира, а это сложно.


В отношении телефона я всегда рекомендую родителям соблюдать несколько очень простых правил, которые помогают обезопасить ребенка и быстро его найти в случае необходимости. Во-первых, на всех смартфонах, независимо от того, на какой базе этот смартфон – у андроидов, у айфонов – есть возможность определять местоположение телефона. Для этого не надо никуда обращаться, это функция смартфона, ее просто надо правильно настроить, и лучше это сделать сразу, когда ребенок получил этот телефон в подарок, и больше к этому не возвращаться.

Вы не ребенка наказываете – вы себя наказываете, лишая себя возможности связи с собственным ребенком, понимания того, где он находится, и элементарных способов контроля его передвижения.

Еще один гаджет для безопасности и понимания, где находится ребенок, – часы с GPS-трекером. Мы в нашем отряде ни разу не искали ребенка с GPS-трекером. Может быть, они и теряются, но родители их быстрее находят собственными силами. Не все часы бесперебойно и точно показывают местонахождение ребенка, надо искать и пробовать разные модели. Это действительно удобно – в частности, потому что это возможность позвонить ребенку на телефон в часах, который он обязательно услышит.


Когда убежал ребенок, мы ищем его в том числе и в Сети – находим его страницу, смотрим друзей, иногда я общаюсь с бегунками в социальной сети. И по нашему опыту поисков детей мы вывели несколько правил в отношении социальных сетей. Первое и, наверное, главное: не надо запрещать – все, что запрещено, очень хочется. Пусть у ребенка будет одна страница под его именем, о которой вы будете знать, чем десять страниц с фейковыми именами, и на поиск этих нужных нам для понимания, чем все-таки интересуется ребенок, страниц мы потратим огромное количество времени.

Поэтому, какой бы способ контроля вы для себя ни выбрали – или некорректное тихое влезание в жизнь ребенка, как у меня, или вы будете соблюдать все нормы и правила этикета и просматривать его страницу со своих страничек в социальных сетях, – в любом случае держите на контроле видео, фотографии, группы и людей, с которыми он состоит в дружбе.

Этого уже достаточно, вы будете представлять, что интересно вашему ребенку. Найдите наиболее подходящий вам способ. Все моменты общения с детьми, особенно подросткового возраста, должны быть обусловлены вопросами разумного сочетания: как проконтролировать и при этом не потерять доверие.

Универсальной схемы не существует, в каждой семье есть какие-то основы и постулаты, которые нельзя обходить, и доверие – это самый важный момент, но при этом не надо забывать, что ребенок 10-14 лет – еще совсем ребенок, и его действия на просторах социальных сетей нужно держать под контролем. Не потому что он плохой, глупый или потому что он обязательно, как только вы его выпустите в интернет, сразу сделает плохо. В силу своей неопытности и свойственной этому возрасту самонадеянности дети часто уверены в том, что они знают, как лучше, и сумеют безошибочно определить, кто плохой, а кто хороший, однако мы с вами понимаем, что это не так.

Третья рекомендация: хорошо бы, когда ребенок заводит себе свою первую страничку, чтобы вы сели с ним рядом и помогли ему завести аккаунт, показали, что такое спам и как на него реагировать, поставили вместе настройки приватности, сделали с ним так, чтобы доступ к информации на странице не имели все пользователи интернета, а только друзья, и объяснили, зачем это нужно.

Не разрешайте своим детям указывать город, домашний адрес и номер школы.

Поверьте: зная город и номер школы, я узнаю, где находится ребенок, в течение 10 минут – я просто просмотрю список его друзей, найду тех же, кто из этого города и из той же школы, посмотрю информацию у них, и у одного из этих детей я обязательно выясню, где они находятся и гуляют, по фотографиям увижу все, что мне будет необходимо, чтобы понимать, где ребенок чаще всего находится. Не должно быть также фотографий с привязкой к местности – это тоже надо отрегулировать в настройках: часто, когда ребенок размещает фотографию, она оказывается на карте местности, часто практически с точным адресом, вплоть до дома.


Почти всегда либо мы находим этих детей, либо полиция, либо они возвращаются сами. И самое важное, когда все вроде закончилось, – сделать так, чтобы эта ситуация не повторилась. Уход из дома не должен стать универсальным клише для решения любых проблем. Поэтому не стоит сильно ругать ребенка – он тоже пережил стресс, и он, конечно, уже не такой маленький, но еще и не настолько большой.

Важно не допустить того, чтобы ребенок уход из дома и хлопок дверью сделал для себя единственно возможным способом решать любую проблему с собственными родителями.

К сожалению, после первого ухода очень большой процент бегунков начинает поступать так с завидной регулярностью. Что-то не то – хлопнул дверью и ушел, ищите меня. И когда дело дошло до такого, это уже решать гораздо труднее, потому что здесь должна быть коллективная работа педагогов, родителей ребенка и непосредственно самого ребенка. Кстати, в очень большом количестве ситуаций с подростками-бегунками во многих учебных учреждениях, с которыми я непосредственно общалась во время поисков, социальные педагоги оказывают большую поддержку и детям, и родителям. В этих ситуациях нужно решать проблему сообща. Если у ребенка проблема в школе с педагогами, значит, надо разговаривать, не только ругать ребенка, но еще и беседовать непосредственно с педагогами, постараться быть справедливыми и объективными.

Ксения Кнорре Дмитриева

Читайте также: