Подлежит ли декларация повторной экспертизе при внесении в нее изменений

Обновлено: 25.06.2024

При разработке рабочей документации уточнялось положение прохождения трассы трубопроводов (сухотрубов) пожаротушения, что повлекло за собой ее изменение в части расположения колодцев и участка трубопровода, и на основании уточнений по прохождению трассы трубопроводов пожаротушения были внесены изменения в комплект проектной документации. Также в ходе строительства из-за отсутствия на рынках сбыта трубы Ду 500 ГОСТ 8732-78 она была заменена на трубу Ду 500 ГОСТ 20295-85 с теми же техническими характеристиками, что не противоречит ГОСТу 32569-2013 и не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта.

Необходимо ли проходить повторную экспертизу проектной документации, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы РФ, при внесении в нее изменений, не затрагивающих основные технические решения и конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта?

«6. Вопрос: В каком порядке проводится проверка проектной документации, на которую имеется положительное заключение экспертизы, если в нее внесены изменения, которые не влияют на конструктивные и другие характеристики надежности объекта капитального строительства?

Ответ: В случае, если до дня официального опубликования Федерального закона № 342-ФЗ в отношении проектной документации, в которую после получения положительного заключения экспертизы проектной документации внесены изменения, не затрагивающие конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства, получено положительное заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 ГрК РФ, в соответствии с частью 55 статьи 25 Федерального закона № 342-ФЗ проведение экспертизы такой проектной документации не требуется.

В соответствии с пунктом 28 части 2 статьи 2 Технического регламента под характеристиками безопасности здания или сооружения понимаются количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.

Частью 6 статьи 3 Технического регламента установлены минимально необходимые требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Федеральным законом № 342-ФЗ с 1 июля 2019 года уточняется состав проектной документации объектов капитального строительства, содержание разделов которой приведено в соответствие законодательству о техническом регулировании. В этой связи проектная документация будет содержать архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения требований технических регламентов, санитарно -эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объектов, требований к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации зданий и сооружений, требований технических условий подключения (технологического присоединения), а также требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства.

Аналогичной позиции придерживаются органы Ростехнадзора при осуществлении государственного строительного надзора.

Учитывая изложенное, до издания нормативно-правого акта, устанавливающего порядок и критерии отнесения изменений проектной документации к влияющим на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, разделы проектной документации, подвергнутые любым изменениям, необходимо представлять на повторную экспертизу. В противном случае, ответственность за возможные последствия будет распределена между заказчиком и проектной организацией.

  1. Проектное и Экспертное сопровождение, по договорам, заключенным застройщиком, техническим заказчиком, должны выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования (далее – проектная организация) на основании контракта (договора) о внесении изменений в проектную документацию. Выполнение таких работ обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования – главными инженерами проектов.
  2. Главным инженером проекта является физическое лицо, которое осуществляет по трудовому договору, заключенному с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, трудовые функции по организации выполнения работ по подготовке проектной документации.

Сведения о специалисте по организации архитектурно-строительного проектирования – главном инженере проекта должны быть включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (в соответствии с требованиями, установленными статьей 55 5-1 ГрК РФ)

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2019 будут установлены дополнительные обязательные требования к данным специалистам.

Застройщики могут устанавливать собственные, повышенные по сравнению с базовыми требования к проектной организации и главному инженеру проекта. Примером таких дополнительных требований могут быть:

— к проектной организации – отсутствие решения арбитражного суда о признании несостоятельным (банкротом), отсутствие недоимки по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, отсутствие у руководителя или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики, отсутствие между участником конфликта интересов и др.;

— к главному инженеру проекта – стаж работы, информация об обучении, переобучении, повышении квалификации, стажировке, информация об успешно завершенных проектах и др.

Выбор проектировщика имеющего соответствующих специалистов является ответственностью Застройщика, так как Застройщик переутверждает измененную проектную документацию и несет ответственность за причинение вреда вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения (либо его части), нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации (ст.60 ГрК РФ).

  1. Проектная организация, осуществляющая Проектное сопровождение, дает подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3 8 статьи 49 ГрК РФ (далее – Подтверждение), в случае, если изменения, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации (ч.3 8 ст.49 ГрК РФ) для строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства (в том числе входящих в состав линейных объектов) одновременно:

1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;

2) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;

3) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;

4) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Внесение изменений в проектную документацию на строительство или реконструкцию линейного объекта, помимо вышеуказанных требований, не должно влечь за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов.

Главный инженер проекта утверждает данное Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3 8 статьи 49 ГрК РФ.

  1. Подтверждение может быть подготовлено согласно рекомендуемой формы (согласно приложению), подписывается лицом (лицами), готовившими изменения в соответствующие разделы проектной документации.
  2. Застройщик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3 8 статьи 49 ГрК РФ, только при наличии Подтверждения. При этом направление проектной документации с внесенными в нее изменениями, на повторное прохождение экспертизы проектной документации не требуется.
  3. При строительстве (реконструкции) объектов, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, Застройщику рекомендуется организовать внесение изменений в проектную документацию и ее переутверждение таким образом, чтобы на момент проведения плановых проверок все выявленные в процессе строительства (реконструкции) отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации были учтены.
  1. После окончания строительства (реконструкции) объектов, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, перед подачей извещения об окончании строительства и проведением итоговой проверки, Застройщику необходимо проанализировать внесенные и переутверждение им изменения в проектную документацию на предмет их соответствия параметрам объекта капитального строительства, указанным в разрешении на строительство.

В случае утверждения Застройщиком изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частью 3 8 статьи 49 ГрК РФ, предметом которых стало выделение (изменение) отдельных этапов строительства в отношении объекта капитального строительства и/или иных изменений, ему необходимо обратиться в орган государственной власти или местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, для внесения в него изменений. При этом направление переутвержденной проектной документации с внесенными в нее изменениями и Подтверждения является обязательным.

  1. Выбор Застройщиком процедуры внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в форме Проектного (в порядке, предусмотренном частью 3 8 статьи 49 ГрК РФ) или Экспертного (в порядке, предусмотренном частью 3 9 статьи 49 ГрК РФ) сопровождения – это право застройщика.

При этом, в случае использования Проектного сопровождения – изменения в проектную документацию должны соответствовать требованиям, установленным частью 3 8 статьи 49 ГрК РФ, а при Экспертном сопровождении, Застройщик получает возможность вносить любые изменения в проектную документацию.

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации понимается состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент).

В соответствии с пунктом 28 части 2 статьи 2 Технического регламента под характеристиками безопасности здания или сооружения понимаются количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.

Частью 6 статьи 3 Технического регламента установлены минимально необходимые требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ) с 1 июля 2019 года уточняется состав проектной документации объектов капитального строительства, содержание разделов которой приведено в соответствие законодательству о техническом регулировании.

Также Федеральным законом N 342-ФЗ одновременно с признанием утратившими силу частей 3.5 - 3.7 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения в часть 11 указанной статьи Кодекса, согласно которой порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством Российской Федерации, в том числе в случае внесения изменений в проектную документацию.

Таким образом, в случае внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, такая документация повторно направляется на экспертизу.

При этом, необходимо отметить, что в соответствии с частью 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ в случае, если до дня официального опубликования Федерального закона N 342-ФЗ в отношении проектной документации, в которую после получения положительного заключения экспертизы проектной документации внесены изменения, не затрагивающие конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства, получено положительное заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования Федерального закона N 342-ФЗ), проведение экспертизы такой проектной документации не требуется.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе проектной документации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3, 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Предметом экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА:

ШАГ 1: ПОЛУЧИТЬ УСИЛЕННУЮ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЭЛЕКТРОННУЮ ПОДПИСЬ

Какие бывают электронные подписи?

Электронная подпись — это информация в электронно-цифровой форме, с помощью которой можно идентифицировать физическое или юридическое лицо без его личного присутствия.

В электронном документообороте применяются два вида электронной подписи:

  • простая электронная подпись;
  • усиленная электронная подпись (может быть квалифицированной и неквалифицированной).

Они отличаются степенью защиты и областью применения.

Усиленная квалифицированная электронная подпись — это аналог собственноручной подписи.

Выдать такую подпись может только удостоверяющий центр, имеющий аккредитацию в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Гарантом подлинности в этом случае становится квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, который предоставляет такой центр. Сертификат выдается на USB-носителе. Для его использования в ряде случаев может потребоваться установка дополнительного программного обеспечения.

Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись?

Для получения усиленной квалифицированной электронной подписи вам понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
  • основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (если вы являетесь индивидуальным предпринимателем);
  • дополнительный комплект документов, подтверждающий ваши полномочия действовать от имени юридического лица (если вы получаете подпись представителя юридического лица).

Документы необходимо представить в аккредитованный удостоверяющий центр (найти их вы можете в списке или на карте). Сотрудник центра, после того как установит вашу личность и проверит документы, запишет сертификат и ключи электронной подписи на сертифицированный электронный носитель — электронную карту или флеш-накопитель. Там же можно приобрести средства криптозащиты информации.

Стоимость услуги по предоставлению сертификата и ключей электронной подписи определяется регламентом аккредитованного удостоверяющего центра и зависит, в частности, от области применения электронной подписи.

Есть ли у электронной подписи срок годности?

Срок действия сертификата ключа проверки электронной подписи (как квалифицированной, так и неквалифицированной) зависит от используемого средства криптографической защиты информации (СКЗИ) и удостоверяющего центра, в котором был получен сертификат.

Как правило, срок действия составляет один год.

Подписанные документы действительны и после окончания срока действия сертификата ключа проверки электронной подписи.

ШАГ 2: ПОДГОТОВИТЬ ДОКУМЕНТЫ ПО ФОРМАМ. ШАБЛОНЫ ДОКУМЕНТОВ

Общая информационная справка для заявителей

Перечень

Доверенности

Документы

​ШАГ 3: ПОДАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Заявление заполняется и подается заявителем через Личный кабинет в электронной форме.

Для подачи заявления через Личный кабинет заявитель выполняет следующие действия:

  • выполняет авторизацию;
  • создает электронную форму заявления;
  • заполняет форму электронного заявления, включающую сведения, необходимые и обязательные для предоставления государственной услуги;
  • загружает документы, необходимые для предоставления государственной услуги указанные вперечне документов;
  • подает заполненное электронное заявление на рассмотрение;
  • выдача заключения государственной экспертизы осуществляется в Личном кабинете заявителя.

Электронные документы должны быть подписаны лицами, которые обладают полномочиями на их подписание, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

С Рекомендациями по порядку подготовки документации для представления на государственную экспертизу можно ознакомиться здесь.

С Инструкцией по работе с Личным кабинетом можно ознакомиться здесь.

С Основаниями для отказа в принятии документации на экспертизу можно ознакомиться здесь.

Личный кабинет

ШАГ 4: ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР И ОПЛАТИТЬ УСЛУГУ

Как устанавливается дата начала оказания услуги (дата начала рассмотрения документации)?

После внесения оплаты по договору – начинается проведение экспертизы.

Стоимость проведения госэкспертизы:

За проведение государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства определяется в соответствии с пунктами 53 и 54 Положения и предусматривает применение коэффициента, учитывающего назначение проектной документации, равного 0,5 при капитальном ремонте объекта капитального строительства. Также при проведении расчетов используются коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 года, и коэффициент сложности проектной документации.

ШАГ 5: ПОЛУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Получить результат проведения экспертизы можно в электронном виде в Личном кабинете заявителя.

Результатом государственной экспертизы является заключение.

Результатом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий - в случае, если осуществлялась оценка соответствия проектной документации.

Показатели качества предоставления услуги:

Сроки проведения госэкспертизы:

20 рабочих дней – срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства;

30 рабочих дней проводится государственная экспертиза:

В отдельных случаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных объектов, указанный срок может быть увеличен по письменному соглашению сторон, при этом срок проведения экспертизы не должен превышать 42 рабочих дня;

5 рабочих дней – выдача дубликата заключения, подготовленного на бумажном носителе;

7 рабочих дней – выдача заверенной копии заключения, подготовленного на бумажном носителе.

Читайте также: