Подкуп взятками продажность должностных лиц и политических деятелей определяется как

Обновлено: 17.05.2024

коррупции, ж.[ латин. corruptio – порча ] (публиц.). Подкуп, соблазнение, развращение взятками (должностных лиц).

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

Смотреть что такое КОРРУПЦИЯ в других словарях:

КОРРУПЦИЯ

(от лат. corruptio — порча, подкуп) преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности. смотреть

КОРРУПЦИЯ

КОРРУПЦИЯ, -и, ж. (книжн.). Моральное разложение должностных лиц иполитиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении исрастании с мафиозными структурами. К. государственных чиновников. К. вовластных структурах. смотреть

КОРРУПЦИЯ

коррупция ж. Подкуп, продажность должностных лиц, политических деятелей и т.п.

КОРРУПЦИЯ

КОРРУПЦИЯ

коррупция разложение, подкупность, продажность. Ant. честность, неподкупность Словарь русских синонимов. коррупция см. продажность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. коррупция сущ., кол-во синонимов: 8 • взяточничество (13) • мздоимство (6) • подкупность (4) • продажность (10) • разложение (47) • рука руку моет (3) • хабарщина (1) • хапужничество (5) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: подкупность, продажность, разложение Антонимы: принципиальность. смотреть

КОРРУПЦИЯ

. а) В культуре, склонной к манихейству, расценивается как проявление мирового зла, развращающей силы денег, утилитаризма, буржуазных стремлений превратить эксплуатируемого человека, его живую кровь в средство накопления мертвого богатства; как орудие врагов и одновременно как проявление слабости человеческой природы, попустительства и скрытой античеловеческой сути начальства. Против К. часто предлагается применение самых крайних и беспощадных средств, включая расстрелы без суда и следствия, периодическую экспроприацию, внесудебное насилие, предлагается действовать в соответствии с лозунгом "грабь награбленное". Тем самым представление о К. формируется по манихейской схеме и служит элементом как авторитарного идеала (только беспощадная сильная власть, не считающаяся с либеральным слюнтяйством, способна подавить К. без остатка), так и элементами локализма, вечевого идеала (все они кровопийцы и сволочи, поэтому и мы вынуждены теперь тянуть одеяло на себя. "С волками жить - по-волчьи выть"). б) К. - отход чиновника от идеала служения государственности во имя локальных, групповых, личных утилитарных ценностей, переходящий в мафиозную деятельность, где служение государственности превращается в средство грабежа, а государство рассматривается как особый локальный мир, противостоящий другим локальным мирам. К. одновременно порождается как локализмом, так и авторитаризмом, что свидетельствует о том, что в ее основе лежит более общая причина, т. е. древнейший вечевой (догосударственный) идеал с его рассмотрением мира как в основном сферы враждебных сил. Локализм в большом обществе, его представления о справедливости превращаются в справедливость мафиозного типа, близкую к представлениям о справедливости, присущ системе монополии на дефицит. К. - не только результат старой традиции "кормления от дел", но прежде всего синкретической неотделенности, слияния власти и людей власти, т. е. господства власти над законом, (Принцип шаха, перерастающего в мат), отсутствия развитых элементов гражданского общества с его ответственностью, разделением властей и подчинением власти закону. Непосредственно К. вытекает из господства внеэкономических отношений, из системы господства монополии на дефицит, где владение, распоряжение ресурсами находится в руках монополии производителей и слитой с ней бюрократической системы распределения. При этом контроль в обществе осуществляется в основном самой бюрократией, которая одновременно распределяет дефицит. К. стимулируется существующими во многих районах страны племенными отношениями, трибализмом, а также местничеством и ведомственностью в их крайних формах. К. выступает как средство перестройки каналов движения дефицита. Напряжение локализма создает для этого особенно благоприятные условия. Реальная борьба с К. возможна лишь на основе роста ответственности личности, культурной интеграции большого общества, на основе углубления всеобщего, ослабления дезинтеграции. Опасности роста последствий К. для советского общества возможно больше, чем в любой другой стране, так как усиление К. может совпадать с усилением локализма. Это в конечном итоге глубоко подрывает, дезорганизует интеграцию общества. Для развития К. существует благоприятные условия, которые могут породить беспрецедентную опасность в национальных масштабах. Само понятие К. скрывает сложный комплекс разнородных проблем, игнорирование которых для общества крайне опасно. Если борьба с К. перерастает в борьбу против монополий на дефицит, то тем самым она разрушает важный механизм организации существующего общества. Развитие экономики и поддержание ее подчас скрытого существования происходит иногда через К. Вырастая из системы дефицита, К. одновременно может служить элементом скрытого механизма, приводящего в жизнь экономическую (псевдоэкономическую) систему. Практически без нарушений невозможна в стране никакая полезная деятельность. Поэтому оказывается крайне трудно провести границу, которая позволила бы, уничтожая гидру К., сохранить функциональные системы общества. В противном случае борьба с К. может привести к вытеснению одной формы дезорганизации и усилению другой, ибо административное подавление системы монополии на дефицит без соответствующего развития рынка лишь усилит общую дезинтеграцию. В условиях монополии на дефицит, когда хищения стали нормой, само понимание К. является весьма неопределенным. В разряд К. попадает также частная инициатива, "нетрудовые доходы", т. е. возникающие новые социокультурные мутации, которые открывают для общества, погружающегося в хаос дезинтеграции, новые позитивные возможности. Тем самым вместе с жуликами и ворами под жернова борьбы с К. попадают живые силы общества, талантливые организаторы, менеджеры. Как форма паразитического локализма К. представляет собой опаснейшего врага большого общества, тем более страшного, что он сливается с обменом дефицитом, т. е. фактически включен в систему. Подобное явление, по сути дела, - одна из форм расплаты общества за раскол, за систему монополии на дефицит. Разумеется, господство рыночных отношений не избавляет от мафии, но оно по крайней мере развязывает руки для борьбы с ней, позволяя видеть К. в свете норм права. Монополия на дефицит такой возможности не дает, так как включает в себя произвол держателя дефицита в выборе потребителя. Усиление контроля над этим процессом лишь перемещает реального держателя дефицита на более высокий уровень управления. Усиление К. особенно опасно в связи с ее слиянием с уголовным миром, в связи со стремлением организованной преступности подчинить себе звенья государственного аппарата, что облегчается слабостью бюрократии, низкой активностью общества и низким профессиональным уровнем органов, обязанных бороться с К. и организованной преступностью, органов, которые до последнего времени не подозревали о ее существовании. Опасность заключается в том, что К., как и организованная преступность, расценивается в массовом сознании прежде всего в абстрактных манихейского типа противопоставленных, что толкает общество сводить решение всей проблемы к ужесточению наказаний. Серьезность опасности заключается в том, что уход жизни из системы может привести к усилению перехода активных людей в ряды тех, кто соединяет К. и организованную преступность. Это может привести, а возможно уже привело к серьезным последствиям, угрожающим государственности, прежде всего к усилению в стране преступных форм локализма, наращивающих свое влияние на государственный аппарат, например, при распределении капиталовложений и иных ресурсов, и тем самым снижающий его возможность решать медиационную задачу. Это одновременно усиливает в стране активность сил, способных противостоять выходу из предкатастрофического состояния. Одновременно усиление К. и организованной преступности толкает общество к террористическим методам борьбы с ними, что само по себе может оказаться опаснее самой К., не говоря уже о том варианте, что вполне возможно организованная преступность будет исполнителем этого террора. смотреть

КОРРУПЦИЯ

КОРРУПЦИЯ

КОРРУПЦИЯ

сыбайлас жемқорлықМемлекеттік міндеттерді атқаратын адамдардың, сондай-ақ соларға теңестірілген адамдардың лауазымдық өкілеттігін және соған бай. смотреть

Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира. Коррупция (лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц [1, с. 369]. Коррумпировать (лат. corrumpere) – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами [1, с. 369].

Римские юристы делили право на частное и публичное. Публичное право выражало интересы государства, а частное – интересы частного лица. Частное и публичное право разделяются по способам регулирования правовых отношений. В одних областях государственная власть предписывает гражданам, во имя общего государственного порядка, обязательное для них поведение для определенного момента и при определенных условиях. Сюда относятся все отрасли публичного права: государственное, уголовное, финансовое и т.д. В области же частного права, или гражданского, государственная власть воздерживается от непосредственного и властного регулирования отношений. Здесь она предоставляет возможность регулирования множеству самостоятельных единиц, которые выступают как субъекты права. Такими субъектами являются отдельные индивиды (физические лица) и различные искусственные образования (объединения или учреждения), или так называемые юридические лица. Предполагается, что все эти субъекты права являются носителями собственной воли и инициативы и именно им предоставляется возможность регулирования взаимных отношений друг с другом. Государство не определяет эти отношения принудительно, а лишь занимает позицию органа, охраняющего то, что будет определено другими.

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей [2, с. 292].

1) Функциональный подходк изучению коррупции был впервые применен М. Вебером. Он обращал внимание на то, что коррупция усиливает позицию элит, продвигающих изменения в обществе. Отсюда М. Вебер делал вывод о допустимости, приемлемости коррупции в той мере, в какой она способствует упрочению позиций элит, рассматривая ее как инструмент такого упрочения. Соответственно, после выполнения своих политических (усиление властных элит) и экономических (стимулирование инвестиций и развитие предпринимательства за счет устранения или снижения бюрократических препятствий) задач, по мнению сторонников функционального подхода, коррупция становится функционально не нужной и исчезает. Еще один сторонник функционального подхода – Г. Мюрдаль, напротив, обращает внимание на отрицательную сторону коррупции. По его мнению, она является препятствием для модернизации общества и его развития.




В нашей стране сложилось два принципиальных подхода к трактовке природы коррупции: 1) широкая трактовка термина – социально-политический подход (коррупция как социальное явление); 2) узкое понимание коррупции – формально-юридический подход (коррупция как правовая категория, отражённая в законодательстве в виде отдельных правонарушений – преступлений и проступков). [5]

В широком смысле данное понятие охватывает явление, поразившее публичный аппарат управления и выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными выполнять государственные функции, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах [6, с.36].

Сторонники широкой трактовки термина делают акцент на коррупции как социальном явлении, порожденном социальными противоречиями общества, государства, его властных структур. И в этом плане под коррупцией понимается не только и не столько определенное преступное поведение государственного служащего или должностного лица, сколько социальное зло, неизбежно присущее конкретной социальной системе и государству [7].

По мнению С.Г. Александрова, чаще всего под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (или решение, морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию, обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия. Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. [8, с. 2].

Государственный служащий должен принимать решения, исходя из целей, во-первых, установленных законом и, во-вторых, одобряемых обществом посредством моральных норм. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, проявляющимися в конкретных решениях и действиях [8, с.3].

Г.А. Сатаров и М.И. Левин считают, что коррупция – это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (например, депутатами), либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление последним таких преимуществ [9, с. 6].

Примером собственно этических нарушений может служить совершение государственным служащим действий, которые отрицательно влияют на состояние общественного мнения о состоянии законности на государственной службе, хотя прямо и не запрещены законом или иным нормативным актом (например, присутствие на банкетах, устраиваемых организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица; публичное неделовое общение с людьми, имеющими судимость за корыстные преступления; владение жильем, автомобилем, предметами роскоши, дорогими аксессуарами, стоимость которых несопоставима с размером жалованья и т.п.).

Среди коррупционных правонарушений обычно выделяют четыре вида: гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки, административные проступки и преступления [10, с.31].

Стремясь разобраться в многообразии формулировок коррупции, многие исследователи предлагают различные схемы классификации существующих определений. Так, М. Джонстон выделяет три группы определений коррупции: 1) бихевиористские, основывающиеся на объективных или субъективных критериях; 2) вписывающиеся в модель шеф – агент – клиент и 3) неоклассические.

Большинство из имеющихся объективных определений коррупции концентрируется вокруг одной из трех категорий: бюрократический аппарат, рынок и общественный интерес. Примером определения первой категории служит толкование коррупции, предложенное Дж. С. Наемом: Коррупция – это поведение, отклоняющееся от того, которое предписано должностному лицу имеющимися правилами, и обусловленное желанием получить материальные или статусные преимущества для себя, своей семьи или связанной с собой узкой группы лиц, а также нарушающие ограничения на вмешательство по личным мотивам в отправление должностных функций.

К определениям, ориентированным на специфику рыночного механизма, относится формулировка, предложенная Дж. Ван Клавереном, писавшим, что коррумпированный чиновник рассматривает свою службу как частное предприятие, прибыльность которого следует максимально повысить. Должность становится, таким образом, орудием извлечения максимальной прибыли. Ее размеры зависят от рыночной конъюнктуры и его (чиновника) способностей найти оптимальную точку на кривой общественного спроса.

К бихевиористским определениям, основанным на понятии общественный интерес, относится, например, определение А. Рогоу и Д. Лассвелла, которые пишут, что акт коррупции нарушает ответственность по отношению к системе общественного или гражданского порядка и, следовательно, разрушителен для этих систем. Поскольку для последних общественный интерес выше частного, нарушение общественного интереса для извлечения личной выгоды представляет собой акт коррупции.

Определения коррупции, опирающиеся на схему шеф – агент – клиент, концентрируют внимание не на предварительном составлении каталога коррупционных нарушений, а дают ей косвенное толкование через анализ внутренних взаимодействий бюрократического аппарата. Здесь чиновник, исполняющий оперативные функции (агент), фигурирует не сам по себе, а в системе рабочих отношений между лицом, облеченным властными полномочиями (шефом), и частным лицом, с которым он общается (клиент).

Одно из первых определений коррупции в рамках модели шеф – агент – клиент принадлежит Э.К.Бэнфилду, считающему, что коррупция становится возможной, когда существуют три типа экономических агентов: уполномоченный, уполномочивающий и третье лицо, доходы и потери которого зависят от уполномоченного. Уполномоченный подвержен коррупции в той мере, в какой он может скрыть коррупцию от уполномочивающего. Он становится коррумпированным, когда приносит интересы уполномочивающего в жертву собственным, нарушая при этом закон.

Однако хотя определения, опирающиеся на эту модель, достаточно полно описывают коррупцию в бюрократической среде, они практически неприменимы к формам коррупции, выходящим за ее рамки (коррупция в рыночном обращении, блат). В неоклассическом варианте коррупция определяется как злоупотребление такого рода, которое воспринимается в этом качестве на основании нормативов правового и общественного характера, составляющих систему общественного порядка.

Попыткой актуализировать представление о коррупции, предложенное еще классической политической доктриной, как о свойстве политического действия особого рода является также концепция опосредованной коррупции Д. Томпсона. Опосредованная коррупция характеризуется следующими особенностями: 1) получаемое чиновником вознаграждение предназначено не лично ему, а используется для достижения политических целей, и само по себе вовсе не наказуемо, как при обычной коррупции; 2) непристойно не вознаграждение само по себе, а то, как чиновник его обеспечивает (то же относится и к выгоде частного лица); 3) связь между вознаграждением и выгодой непристойна потому, что она наносит ущерб демократическому процессу, а не потому, что чиновник руководствуется коррупционными мотивами. Таким образом, устанавливая связь между действиями отдельных чиновников и качеством демократического процесса, концепция опосредованной коррупции частично соединяет современное понятие обычной коррупции с понятием системной коррупции, с которым имеет дело традиционная политическая теория. [12]

Тип урока: изучения нового материала.

Форма проведения: урок-практикум.

Цель: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения и воспитание негативного отношения к коррупции.

Задачи:

Межпредметные связи: история.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, подготовка класса к уроку, проверка списочного состава, организация рабочего места.

II. Переход к формированию новых знаний. Определение темы и цели урока

- Прочитайте пословицы, крылатые выражения, высказывания и попытайтесь определить явление, о котором говорится в них.

«Взятка – это административный восторг" (Ф.М.Достоевский)

Исходя из поставленных вопросов, учащимся предлагается самостоятельно сформулировать и записать цель урока. Например:

Итак, мы с вами узнаем, что такое коррупция, познакомимся с видами коррупции, а также способами борьбы с ней.

III. Работа над новой темой

Понятие коррупции.

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единого канонического определения. Имеется множество определений коррупции.

По Российскому законодательству коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

2. Виды коррупции.

Работа с документом в группах.

1. К преступлениям, обладающим признаками коррупции, в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся следующие умышленные деяния, совершенные как в пределах, так и за пределами юрисдикции Российской Федерации:

1) подкуп должностного лица – обещание, предложение, предоставление должностному лицу, принятие должностным лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица, иного физического или юридического лица, с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

2) хищение – неправомерное присвоение или иное нецелевое использование должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-либо государственного, общественного, частного имущества, находящегося в ведении этого должностного лица в силу его полномочий;

3) злоупотребление влиянием в корыстных целях – обещание, предложение, предоставление должностному лицу или любому другому лицу, принятие должностным лицом или любым другим лицом лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества, с тем чтобы это должностное лицо или другое лицо злоупотребило своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения какого-либо неправомерного преимущества;

4) злоупотребление служебным положением – совершение какого-либо действия или бездействия должностным лицом при выполнении своих функций с целью получения какого-либо неправомерного преимущества для себя самого или иного физического или юридического лица;

5) незаконное обогащение – значительное увеличение активов должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать;

6) воспрепятствование осуществлению правосудия – применение физической силы, угроз, запугивания; обещание, предложение, предоставление неправомерного преимущества с целью склонения к даче ложных показаний, вмешательства в процесс дачи показаний или представления доказательств, а также с целью вмешательства в выполнение должностных обязанностей должностным лицом судебных или правоохранительных органов в ходе производства в связи с совершением преступлений;

7) отмывание коррупционных доходов – перевод, утаивание или приобретение имущества в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении коррупционного правонарушения;

8) сокрытие коррупционных доходов – умышленное непрерывное удержание имущества, полученного в результате коррупционного правонарушения.

(Разбор ситуаций – установление форм коррупции - фронтальная работа)

Коррупция в современной России.

Современные СМИ пестрят сводками:

  • мошенничество;
  • взяточничество;
  • незаконная продажа муниципального имущества;
  • клановость и семейственность в органах власти;
  • злоупотребление служебными полномочиями;
  • малообоснованные премии и бонусы;
  • чёрные риэлторы;
  • пострадавшие дольщики;
  • земельное рейдерство, махинации с землёй;
  • оборотни в погонах.

Последствия, порождаемые коррупцией

Социальные

Политические

Расширение теневой экономики;нарушение рыночной конкуренции; неэффективное использование бюджетных средств; потеря доверия к власти.

Уменьшение возможностей для решения социальных проблем; рост бедности; увеличение имущественного неравенства; укрепление организован-ной преступности.

Уменьшение доверия к власти; падение престижа страны на международной арене; возникновение угрозы разложения демократических институтов.

Коррупция угрожает национальным интересам России, подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряжённость, усиливает угрозу терроризма и экстремизма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.

  • Безработица, малый доход, низкий уровень жизни.
  • Незнание законов.
  • Желание легкой наживы.
  • Нестабильность в стране.
  • Слабая развитость государственных институтов.
  • Неразвитость институтов гражданского общества.

В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы.

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

3. Борьба с коррупцией.

право употреблять ее по своему усмотрению. Она утверждала, что народ содержит правительство, которое должно неукоснительно соблюдать и защищать права граждан. В европейских государствах по требованию населения в XVIII–XIX вв. были осуществлены либеральные реформы, закреплявшие положение о том, что государственная власть должна существовать для блага подданных, и чиновники должны неукоснительно соблюдать законы, а, следовательно, и не брать взяток. По мере дальнейшей демократизации политических систем европейских государств, благодаря существованию реальной многопартийной системы, целой сети различных общественных организаций, занимающихся защитой прав населения, уровень коррупции в развитых странах в течение XIX–XXI веков заметно уменьшился по сравнению с другими странами в различных частях мира. Вместе с тем, следует констатировать, что окончательно победить коррупцию развитым странам не удалось.

Существуют разные подходы к решению вопроса о методах борьбы с коррупцией:

Какой из них, по вашему мнению, наиболее приемлем, приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

В результате выступлений учитель подводит учащихся к выводу: без массового осознания гражданами колоссального вреда коррупции не может произойти серьезных позитивных перемен. Применение только карательных мер борьбы не позволяет обеспечить действенный контроль над коррупцией и ее негативными проявлениями, о чем свидетельствуют, например, события последних лет в Китае (введение расстрела). Исторический опыт, в том числе и нашей страны, свидетельствует о том, что именно умелое использование общественного контроля оказывалось эффективным средством любой национальной антикоррупционной стратегии.

Учащимся предлагается назвать формы работы с учащимися, которые можно использовать в школах для формирования антикоррупционного мировоззрения.

Возможные предложения: встречи со специалистами, участие в проектной деятельности, проведение социологических опросов и акций, участие в конкурсах и т.п.

IV. Подведение итогов урока

Решение проблемы коррупции.

Все вы знаете, что лучший способ лечения болезни – это ее предупреждение, то есть профилактика. Это относится и к коррупции, ее легче предупредить, чем лечить. Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастёт авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Нажмите, чтобы узнать подробности

Франс, Анатоль
Цель урока: сформировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции.

- дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных по­следствиях данного явления;

- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного соци­ального явления с опорой на принцип историзма;

- сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечиваю­щих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Оборудование и материал: карточки-задания, проектор, компьютер,

Класс разделён на 2 группы. Учащиеся получили опережающее задание:

2 группа – подобрать пословицы и поговорки о коррупции.

Организационный момент. Актуализация.

Вступительное слово учителя. Ребята, я хочу рассказать вам притчу.

Много лет назад жил в Монголии слепой музыкант. Триста шестьдесят пять дней в году странствовал он по стойбищам, ходил из юрты в юрту, играл людям на хуре, пел песни, сказывал былины. Слепой музыкант откладывал каждую лишнюю монетку на чёрный день, когда заболеет и не сможет бродить по стой­бищам. Свои деньги он носил в мешочке, а мешочек прятал за пазухой и нико­гда с ним не расставался.

Однажды, когда музыкант играл на многолюдном сборище и пел свои песни, подошёл к нему щегольски одетый незнакомец. Растолкав людей, он протис­нулся вперёд, сел на корточки перед музыкантом и стал пристально смотреть на него своими чёрными глазами. На пришельце был шёлковый халат, а поверх него зелёная плисовая куртка, на ногах — добротные кожаные гутулы; шапка из чёрного шёлка сдвинута набок. Когда музыкант кончил играть и народ ра­зошёлся, незнакомец воровато осмотрелся и запустил руку за пазуху музы­канта. Слепой музыкант испугался, схватил вора за руку, стал кричать:

— Люди! В ясный день, под золотыми лучами солнца человека грабят!

Не успел грабитель вытащить руку из-за пазухи музыканта, как сбежались люди и схватили его.

— Так хорошо одет, а кого вздумал грабить! — возмущались они. — Бедного слепого музыканта. Позор тебе!

А пришелец и не думал выпускать из рук мешочек.

— Подумайте, откуда у этого паршивого слепца может быть столько денег? — кричал он. — Это мои деньги! Он у меня хотел их отнять!

Народ ещё пуще возмутился.

— Мошенник, хочешь оклеветать бедного музыканта! — закричали люди и по­вели его к нойону (князю).

Выслушал нойон, что говорили ему люди, усадил слепого музыканта и стал допрашивать мошенника.

— Встань на колени! — приказал он. — Ты, презренный вор, среди ясного дня, под золотыми лучами солнца вздумал ограбить бедного слепого музыканта. Как смеешь ты так поступать, живя под властью своего милостивого владыки?

— Мой нойон, — ответил мошенник. — Я из самой благородной семьи. Мой отец — знатный человек. Зачем мне заниматься грязными делами? Неужели я стал бы грабить ничтожного музыканта и пятнать доброе имя своих родителей?

— Придётся и твоего негодного отца привлечь к ответу. Говори его имя! — за­кричал нойон.

Вор посмотрел на нойона, чуть заметно подмигнул ему и сказал:

— Лицо моего отца бугристое, спина горбатая, а имя ему Старый Сребреник.

Нойон задумался. Долго молчал он, потом улыбнулся:

— Придётся завтра заняться вашим запутанным делом.

И приказал посадить под замок слепого и вора, каждого в отдельности. Ночью вор попросил отвести его к нойону и дал ему взятку — тридцать серебряных монет с рельефной чеканкой на лицевой стороне.

Утром оба предстали перед нойоном. На этот раз он обрушил свой гнев на сле­пого музыканта.

— Презренный вор, как смел ты нарушить закон? Говори, что заставило тебя оклеветать честного человека?

Музыкант ничего не ответил. Он сел и начал копать землю руками, изредка на­клоняясь, словно прислушиваясь.

— Эй, вор, ты что, с ума сошёл?

— Мой нойон, — ответил слепой музыкант. — Только вчера здесь говорил за­кон. Сегодня закон онемел за тридцать сребреников, словно сквозь землю про­валился. Вот я и рою, может, найду закон, а может быть, монеты…

О чем притча? Сегодня на уроке мы с вами поговорим как такое зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу – коррупция.

Мы попытаемся решить несколько проблемных задач.

Выяснить, что такое коррупция.

В каких сферах общественной жизни можно столкнуться с коррупцией?

Можно ли бороться с коррупцией?

Причины коррупции

Изучение нового материала.

Выступления групп.

2)Какие пословицы и поговорки, соответствующие теме, Вы знаете? (приложе­ние №2)

«Вошел во власть - можешь к казенному сундуку припасть".

Учитель: - Как вы думаете: почему в народной мудрости отсутствует одно

знач­ное осуждение взяточничества?

- Каким сословиям, социальным группам, упомянутым в пословицах

и по­говор­ках, чаще всего дается отрицательная характеристика? А

какие чаще всего яв­ляются потерпевшей стороной?

- В каких пословицах и поговорках взяткодатель и его поступок осу

ждается, а где оправдывается.

-Какие старые по времени пословицы и поговорки не потеряли своей

акту­ально­сти и сегодня?

Каждая группа получает задание - рассмотреть ситуации и ответить на во­просы: о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия дан­ного поступка.

Ситуации для 1 группы:

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель Сады­ков И.Р.заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Садыкова И.Р. (взятка. Риск ДТП, падение авторитета ГИБДД, недоверие к ГИБДД)

Государственный служащий Ковалев А.Н., отвечающий за распределение бес­платно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов от­правлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата – кража ресурсов людьми, облаченными властью или контролем над какими-либо ценностями. Растрата государственных средств – матер. урон бюджету государства )

Ситуации для 2 группы:

Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение во­проса с земельным участком по заявлению предпринимателя Соловьева К.Р. (волокита – форма вымогательства, когда дело специально затягивается с це­лью получения взятки, посл.: недоверие к органам власти)

Вновь избранная администрация района назначила на различные должности членов своих семей и близких, друзей. (Фаворитизм – назначение услуг или предоставление ресурсов родственникам, знакомым, в соответствии с их при­надлежностью к партии, религии и т.п. Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должно­сти выдвигать своих родственников.

Вывод: В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в сле­дующих формах:

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чинов­ников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Напри­мер, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться под­держкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и вер­ховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении поли­тики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Работа в группах. Задания для групп:

1 группа – определить социально-экономические последствия, порождаемые коррупцией

2 группа - определить политические последствия, порождаемые коррупцией

Закрепление.

Задание для групп - составление памяток (Приложение №4)

1 группа - памятка "Что делать, если у вас вымогают взятку"

Приложение №1.

Слово "коррупция", так широко используется российскими СМИ, что даже "Толковый словарь русского языка" относит его к "книжной" лексике.

Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" – ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоя­тельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является "порча", "повреждение" нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В дальнейшем в юридической науке понятие "коррупция" определялось как продажность служебных действий (подкуп, Bestechung, corruption). Corrupt в переводе с английского – развращенный продажный. Corruption – порча, разложение, растление.

В Толковом словаре русского языка коррупция определяется как "подкуп взятками, продаж­ность должностных лиц, политических деятелей".

В толковом словаре В.И.Даль дает следующее толкование мздоимства и взяточничества. Мздоимствовать- брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком. В земле нашей мздоимствуется по обычаю. Мздолюбие – сильное расположение к взяточничеству. Взятка – срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец – жадный вымогатель, взяточник.

В трехтомном Большом толковом словаре иностранных слов приводится еще одно его зна­чение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей".

В Оксфордском политическом словаре про коррупцию сказано следующее:

"Коррупция может процветать как в демократическом обществе, так и в тоталитарном. В первых, она ярко проявляется во время выборов, а в Советском Союзе коррупция сосредота­чивалась вокруг черного рынка и правящей партии, в которой посты и привилегии покупа­лись. Коррупция - это злоупотребление общественным доверием для личной выгоды. И у нее есть шесть характеристик:

Первая. Сознательное подчинение общих интересов государственного деятеля личным инте­ресам.

Вторая. Секретность исполнения решений.

Третья. Присутствие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения и теми, кому это выгодно.

Четвертая. Взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения и теми, кто может на принятие такого решения повлиять.

Пятая. Попытка скрыть акт коррупции каким-нибудь юридическим обоснованием.

Шестая. Выполнение двойственных функций - государственных и частных теми, кто совер­шает эти акты

Corrupt в переводе с английского – развращенный, продажный, бесчестный, сorruption – порча, разложение, искажение, испорченность.

В) Экономист Н. Епифанова в статье “Исследование коррупции на основе методов экономи­ческой теории” пишет: “Говоря о коррупции с позиций экономической теории, мы можем определить ее как проявление такого поведения индивидов, целью которого является макси­мизация их полезности посредством извлечения непроизводительного дохода за счет исполь­зования и перераспределения ресурсов, не принадлежащих этим индивидам, но доступных им”. (Епифанова Н. Исследование коррупции на основе методов экономической теории. - Вопросы экономики, 2007, №1, с.36).

В Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как “злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой вы­годы, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с зани­маемым служебным положением”.

Согласно этим определениям, коррупция не ограничивается, как это часто полагают, взяточничеством. К коррупции также относятся и незаконное присвоение общественных средств, к которым имеет доступ по долгу службы чиновник, и использование служебного положения для создания особо благоприятных условий для своих родных и друзей и неза­конное использование в личных целях служебной информации.

Итальянский язык:

corruzione – порча, разложение, гниение; развращённость, испорченность;

- подкуп (corruzione di pubblico ufficiale – подкуп должностного лица);

- развращение, совращение (corruzione di minorenni – совращение малолетних).

Английский язык:

corruption – порча, гниение, распад, разложение, упадок;

- порочность, развращенность (моральное разложение);

- изменение, искажение (информации, текста);

- развращение; разлагающий фактор.

глагол to corrupt: – развращать, разлагать;

разлагаться (о человеке, обществе, государстве и т. п.);

- подкупать, давать взятку;

- гноить, портить (мясо, фрукты, другие органические вещества);

- гнить, разлагаться (об органических веществах);

- искажать (язык, текст и т. п.).

коррупция – продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц,

государственных чиновников (словарь иностранных слов);

- подкуп, соблазнение, развращение взятками должностных лиц (толковый словарь русского языка Ушакова),

- подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей (словарь русского языка Ожегова)


В статье на основе анализа проблем профессионального развития государственных служащих таможенных органов представлена роль профессиональной культуры как важнейшего условия противодействия коррупции. По мнению авторов, профессиональная культура государственных служащих таможенных органов — это комплекс ценностей и норм служебного поведения, принимаемых и разделяемых ими, являющихся продуктом совместной деятельности.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, этика, этический кодекс, профессиональная этика государственного служащего таможенных органов, этика профессионального развития государственного служащего.

Коррупция (от лат. corruptio — подкуп) — универсальная проблема. Точнее будет сказать, что это универсальное свойство любого государства — свойство, которое потенциально (в определенных социальных условиях) может привести к появлению проблем, ставящих под сомнение само существование законной власти и государства [4].

Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения.

Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

Институциональные корни коррупции — в отношении между государством и чиновником, которое и позволяет чиновнику злоупотреблять использованием ресурсов государства в двух формах: либо непосредственно в своих интересах (например, в виде казнокрадства), либо за ренту в интересах других личностей и групп (с помощью взятки и т. д.). Суть коррупции — подкуп и продажность должностных лиц. Но подкуп этот должен быть не единичным, а, по крайней мере, неоднократным, систематическим [5].

Основным мотивом коррупции является корыстный интерес, выгода. Неистребимость коррупции, ее функциональный (наряду с дисфункциональным) характер порождают подозрение в том, что она укоренена в государственном аппарате, в системе государственной и муниципальной службы [6]. Это подозрение находит свое подтверждение в наиболее распространенном определении коррупции, согласно которому коррупция — это злоупотребление публичной властью в личных интересах в ущерб государственным и общественным интересам [7].

Коррупцию нельзя рассматривать как симптом плохого управления. К этому необходимо добавить, что рыночное хозяйство по своей природе является криминологически крайне несовершенным и уязвимым социальным организмом [8]. Следует также понимать неоспоримый факт: поскольку сущность государства допускает конфликт интересов, постольку существует коррупция. А поскольку коррупция укоренена в самой сути государства, постольку и цель борьбы с коррупцией не в ее искоренении, а в ее минимизации.

Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны — представители легального и нелегального частного сектора.

Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

Современная коррупция — это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.

По нашему мнению, особый смысл приобретает проблема борьбы с коррупцией в таможенных органах Российской Федерации.

Это обусловлено несколькими обстоятельствами.

Коррупция в таможенных органах является актуальной, так как таможенные органы в Российской Федерации являются одними из самых бюджетообразующих после налоговой службы. На данном этапе в борьбе с коррупцией правоохранительные органы заинтересованы больше не в предотвращении коррупционных преступлений в таможенных органах, так как существующие современные законодательные акты в большей степени на это и направлены, а в раскрытии уже совершенных коррупционных деяний. Около 80 % коррупционных преступлений, раскрытых за последние пять лет в таможенных органах, были совершены до того, как таможни практически полностью перешли на электронный документооборот и декларирование. Исходя из этого, можем сделать вывод, что информатизация и автоматизация всего таможенного дела, исключая возможность влияния людей на какой-либо процесс, может являться одним из самых эффективных методов предотвращения и пресечения коррупции [9].

Профессиональная культура государственных служащих таможенных органов — это комплекс ценностей и норм служебного поведения, принимаемых и разделяемых ими, являющихся продуктом совместной деятельности.

Специфика государственной таможенной службы как особого рода деятельности заключается в служении должностных лиц интересам общества и государства в целом. Как известно, служба — это сложный, комплексный, социальный, правовой и организационный институт, отличающийся специфическими чертами и принципами организации: современная служба должна быть открытой, конкурентоспособной, престижной и ориентированной на результативную деятельность государственных служащих таможенных органов.

Важным компонентом, обеспечивающим осуществление функций по реализации полномочий таможенных органов, является нормативное закрепление требований к служебному поведению.

Важно также остановиться на некоторых проблемах этико-профессионального развития как условия формирования высокой нравственной культуры и антикоррупционного поведения государственных служащих таможенных органов. Одним из главных факторов такой работы, как показывает международный опыт, является этическое обучение и нравственное воспитание, которое находит свое закрепление в кодексах этики и служебного поведения.

Как известно, в России накоплен значительный опыт действия этических кодексов. На настоящий момент их принято более 30 в федеральных органах государственной власти России, около 69 кодексов этики действуют в субъектах нашей страны. К сожалению, не все они отражают специфику деятельности соответствующего органа власти, а также каких-либо национальных или культурных особенностей субъекта федерации, полностью воспроизводя положения Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года).

Безусловно, нормы, предусмотренные этим документом, разумны, но следует учитывать, что они носят рекомендательный характер. Типовой кодекс этики, а также дублирующие его содержание ведомственные и региональные этические кодексы, являются сводом принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения. При этом в них нет четкого различия между принципами и правилами поведения; они не содержат оригинальных и самостоятельных правовых норм: подобный типовой кодекс может принять форму ненормативного правового акта. Действующие Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009, обязывают регистрировать все ведомственные нормативные акты в Минюсте РФ. Но Минюст не регистрирует акты рекомендательного характера, к каким относят и кодексы этики служебного поведения государственных служащих.

Проблема внедрения этических кодексов служебного поведения в России заключается в особенностях отечественной правовой системы: возможность юридизировать нормы и принципы социальных норм (этики, морали, религии и т. д.) является достаточно ограниченной.

Как бы банально это не казалось, но даже самый строгий этический кодекс не решит проблемы коррупции и проблем, связанных с соблюдение требований к служебному поведению государственных служащих таможенных органов. Именно поэтому самым простым, но эффективным способом считается, на наш взгляд, последовательное повышение правовой культуры как государственных служащих таможенных органов, так и тех граждан, которым они оказывают таможенные услуги.

Во-вторых, на современном этапе крайне важно добиваться реализации принципа открытости государственной таможенной службы, который нормативно закреплен, однако нельзя сказать, что реализуется в полной мере. Необходимо направлять деятельность на формирование системы нормативно-правового регулирования, что является обязательным условием внедрения стандартов открытой государственно-служебной культуры. Важно также подчеркнуть, что «внедрение механизма открытой государственно-служебной культуры даст возможность сформировать позитивную систему ценностей государственной таможенной службы, основанную на идеях законности, социальной ответственности, честности, открытости, лояльности, расширит атмосферу доверия к действиям власти через доступное информирование о содержании деятельности служащих, а также в целом сформирует основы для развития государственных органов как социально ответственных государственных учреждений.

Таким образом, для реализации этических основ, которые являются базой для формирования ответственного отношения к вопросам служебного правовое образование населения; введение действительного общественного контроля за взаимоотношениями между государственными служащими, бизнесом и политикой; совершенствование системы мониторинга за нравственным состоянием государственных служащих; строгое соблюдение законодательства всеми субъектов права. Лишь только в случае воплощения всего комплекса мер может быть использован инструмент этического кодекса поведения государственных служащих таможенных органов как основа нравственного механизма противодействия коррупции.

Основные термины (генерируются автоматически): служебное поведение, служащий, коррупция, орган, Российская Федерация, Россия, кодекс этики, норма, государственная гражданская служба, государственная таможенная служба.

Читайте также: