Почему законодательный процесс строится поэтапно каковы основные этапы создания закона кратко

Обновлено: 04.07.2024

Законодательный процесс является важнейшим элементом в процессе формирования политического режима.

Закон – нормативно-правовой акт, направленный на урегулирование отношений в обществе и определяющей взаимодействие последнего и индивида с государством, его институтами.

Законодательная ветвь власти при демократическом (или декларирующим себя таковым) строе считается главной. Что логично, поскольку ее источником принимается народ через своих избираемых напрямую представителей.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Под понятием понимается описанная Конституцией поэтапная процедура инициации, обсуждения, возможного одобрения.

Стадии законодательного процесса

Далее обязательно следуют публикация и начало действия.Второе может происходить как одновременно с первым, так и через некий промежуток. Допусти́м некий тестовый период.

Главные этапы до утверждения новый акт проходит в парламенте (в России – двухпалатный):

Окончательная дискуссия и одобрение нижней палатой Федерального собрания (Государственная дума — ГД).

Рассмотрение и принятие решение в верхней палате (Совет Федерации - СФ).

Подписание исполнительной властью (Президент РФ) с последующим опубликованием.

Но это если кратко. Каждый этап разбивается на важные составляющие. Расскажем об основных стадиях законотворчества и рассмотрения подробнее.

Законодательная инициатива

Процесс законотворчества

Право на нее имеет ограниченный круг лиц и организаций:

территориальные законодательные образования;

Конституционный Суд в пределах своей компетенции;

Верховный Суд в рамках дел;

Высший Арбитражный Суд.

В виде просто идеи ничего на заседания не поступает. Необходимо сформулировать задачу, изучить спрос на решение.

Набирается группа исполнителей.

Формируется текст с изложением принципов готовящегося документа.

Запрашивается общая характеристика проекта в заинтересованных кругах и регионах.

Если разработчики пришли к единому мнению, то готовится к передаче далее.

Не факт, что оно вообще состоится. Откровенно бредовые фантазии даже не принимаются к рассмотрению. Такое, к сожалению, происходит довольно часто и не только в РФ. Избранники любят имитировать деятельность, игнорируя прямое общение с избирателем.

Если правотворчество заслуживает внимания, то проводятся три чтения:

На пленарном заседании заслушиваются автор и делегат от профильного комитета. Значение имеют мнение фракций, полпредов президента и правительства (когда предвидится участие бюджета). На трибуне могут появиться отдельные депутаты и приглашенные специалисты. Отвергнутый на данной стадии проект дальнейшему обсуждению не подлежит. В противном случае документ отправляется в соответствующий комитет, где готовится к дальнейшим дебатам. Также может быть установлено всенародное обсуждени.

Работа комитета заключается в сборе пакета из приемлемых и неприемлемых (по его мнению) поправок. Они и составляют суть споров. Отказ в принятии имеет те же упомянутые последствия.

Внесение поправок не предусмотрено. Решается, будет продолжение или нет.

Принятие законов Государственной Думой

Проводится голосование. Акт либо принимается, либо возвращается на начальную стадию. Все-таки три раза уже читали.

Тут все зависит от статуса предложения. Федеральный требует 50% + 1 мандат. Конституционный – 2/3 от полного состава (квалифицированное большинство).

Одобрение законов в Совете Федерации

Принятие федеральных законов

Неудача постигнет законотворца, если его опус не наберет простого большинства. В таком случае для достижения консенсуса между палатами создается договорная комиссия.

В устраивающем всех виде закон возвращается вниз для нового утверждения. Но депутаты могут настоять на своей первоначальной редакции в количестве голосов 2/3. Дальнейших согласований не требуется.

Это что касается федерального акта. Конституционный для прохождения нуждается в одобрении 3/4 от состава СФ.

Подписание законов Президентом РФ

Конституционная поправка, поддержанная квалифицированным большинством обеих палат, оспорена быть не может.

Если акт отвергнут из-за нарушения ритуала, а не в связи с содержимым, то возвращается в ГД на ту стадию, где таковое было допущено. В ином случае последовательность действий повторяется полностью, от 1-го чтения.

Обнародование закона и вступление в силу

Текст печатается не более, чем за неделю. Действовать начинает через 10 дней от обнародования. Выше был приведен пример другой практики, но это было оговорено в документе.

Заключение

Изложенное по сути повторяет содержание учебника для 10 класса средней школы. Но кое-чего не хватает.

Все ЗА

Есть объяснение. В наследство от тоталитарного режима Россия получила совершенно устаревший свод законов. Таких особенностей ни одна традиционная социология не предполагала.

Да, оперативно ввели указы, постановления и прочее. Но ведь их в Кодекс не затолкаешь. А он необходим.

Фракция одной партии с обязательной дисциплиной голосования имеет не то что квалифицированное, а подавляющее большинство. И настаивает на поименном опросе.

Подобные вещи мешают адекватному правотворчеству. Если не терпишь возражений – неизбежно совершишь серьезную ошибку.



Во время урока учащиеся вспомнят, что такое закон, узнают о процессе законотворчества в нашей стране и его основных стадиях.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Законотворческий процесс в Российской Федерации"

Вы уже знаете о том, что закон – это обязательные для исполнения всеми людьми нормы и правила, установленные государством, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.

Но законы не рождаются сами по себе. Появление нового закона это очень трудный и долгий путь, который и принято назвать законотворчеством.


Законотворческий процесс – это процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.

Процесс законотворчества включает в себя следующие стадии: законодательная инициатива, подготовка законопроекта, внесение законопроекта в Государственную Думу, рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, Принятие закона Государственной Думой, утверждение закона в Совете Федерации, подписание закона Президентом и обнародование закона.

Давайте познакомимся с ними более подробно.


Первым этапом создания любого закона является законодательная инициатива. Это предоставленное строго определённому кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной государственной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законодательных проектов.

Право законодательной инициативы принадлежит:

Ø Президенту Российской Федерации;

Ø Совету Федерации;

Ø членам Совета Федерации;

Ø депутатам Государственной Думы Российской Федерации;

Ø Правительству Российской Федерации;

Ø законодательным (представительным) органам субъектов федерации;

Ø Конституционному суду Российской Федерации;

Ø Верховному суду Российской Федерации.

Обладающие правом законодательной инициативы государственные органы или лица выносят на рассмотрение Государственной Думы проект предлагаемого закона или, как ещё говорят юристы, законопроект.


Здесь стоит оговориться о том, что ряд законопроектов может быть внесён только при наличии заключения Правительства Российской Федерации, к ним принято относить законопроекты о введении или отмене налогов и освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также законопроекты, которые предусматривают расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета.


Согласно статистике, до 60 % законодательных инициатив в нашей стране исходит от депутатов Государственной Думы. И это не случайно, ведь одной из задач Государственной Думы является принятие и разработка новых законов, которые в идеале должны защитить и улучшить жизнь обычного человека.

После поступления законопроекта на рассмотрение депутатов Государственной Думы начинается основная работа над будущем законом. Первоначально проект закона может быть подвергнут предварительному обсуждению в рамках парламентских слушаний. На них обсуждаются наиболее актуальные и значимые вопросы в жизни нашей страны.

Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации, общественных объединений и общественности.

На слушаниях вместе с мнением парламентариев заслушивают мнения государственных и общественных деятелей, экспертов и специалистов в данной области, а их замечания, предложения и рекомендации, как правило, отражаются в тексте нового закона.

Организуются слушания, как правило, ответственным за разработку нового закона парламентским комитетом или комиссией.

Также любой гражданин Российской Федерации вправе внести свои предложения или выразить своё несогласие с любым разрабатываемым законопроектом на федеральном портале проектов нормативно правовых актов. Это официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов законов и результатах их общественного обсуждения.

Это даёт гражданам нашей страны возможность участвовать в подготовке проекта закона на самой ранней стадии. На основании описания стоящих перед разработчиком вопросов заинтересованные участники обсуждения могут предложить свой подход реализации той или иной задачи или желаемую концепцию документа. Такие предложения могут быть направлены посредством портала, а также на почтовый или электронный адреса разработчика. Ответственные за разработку закона лица и ведомства обязаны рассмотреть все предложения, поступившие в срок проведения общественного обсуждения, и отразить их результаты на данном портале.


Во время первого чтения обсуждению подлежат основные, самые важные положения законопроекта. В случае несогласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передаётся вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его разработку. Комитет обязан доработать законопроект с учётом сделанных замечаний и внесённых предложений, после чего представить его для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения, которое можно назвать самым тщательным, идёт детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесёнными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Третье чтение – это завершающее обсуждение закона проекта в нижней палате парламента, в ходе третьего чтения депутатам не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни было содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. Именно в рамках третьего чтения уже идёт речь об одобрении или неодобрении.

Следующей стадией является принятие закона Государственной Думой. В зависимости от вида закона в процедуре принятия есть различия. Чтобы принять обычный федеральный закон, требуется абсолютное большинство голосов от общего числа депутатов, то есть 50 % плюс один голос.


Федеральный конституционный закон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством, т.е. не менее двух третьих голосов.

Государственная Дума может принять закон сразу и первом чтении (без проведения второго и третьего).

После принятия закона депутатами Государственной Думы он в течение пяти дней передаётся на рассмотрение Совету Федерации.

Закон должен быть рассмотрен: принят или отклонён верхней палатой парламента в течение четырнадцати дней.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по следующим вопросам:

· федеральных налогов и сборов;

· финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

· ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

· статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;


Далее процедура голосования строится таким образом. Обычный федеральный закон получает одобрение, если за него проголосовало более половины членов Совета Федерации, а за принятие федерального конституционного закона должны проголосовать не менее трёх четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

Если в течение четырнадцать дней закон не был рассмотрен в верхней палате парламента, то он также считается одобренным.

Но совет Федерации может не только одобрять, но и отклонять законы. В этом случае закон отправляется на доработку и повторное рассмотрение в Государственную Думу.

Для преодоления возникших разногласий между палатами парламента и для выработки общего решения может быть создана так называемая согласительная комиссия, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и одобрению Советом Федерации.


В случае несогласия депутатов с решением Совета Федерации закон может быть принят без согласия верхней палаты парламента, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третьих (2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту, который в течение двух недель должен его рассмотреть и подписать.

Вето – это право, означающее полномочие лица или группы лиц в одностороннем порядке заблокировать принятие того или иного решения.

Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона и до вступления его в силу, а мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания.


В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третьих (2/3) голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то закон считается принятым и подлежит подписанию Президентом.

После подписания закона главой государства закон обнародуется и вступает в силу.

Цель обнародования – это довести содержание нового закона до всеобщего сведения путём публикации его в определённом издании.

Официальным опубликованием федерального конституционного или федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение на официальном интернет-портале правовой информации.

В необходимых случаях законы и иные нормативные акты могут быть дополнительно опубликованы и в иных органах печати. Кроме того, нормативные акты могут быть дополнительно обнародованы по телевидению, радио, а также разосланы государственным органам либо переданы по иным каналам связи.

Также в Конституции нашей страны сказано, что неопубликованные законы не применяются, а любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты.

1. Что такое закон?

2. Что такое законотворческий процесс?

3. В чем суть вето?

4. В чём состоит цель обнародования закона?

5. Как осуществляется законодательная инициатива и создаётся законопроект?

6. Каково содержание законодательной деятельности Государственной Думы?

7. Каковы действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона?

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА

1 слайд

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ. Важное значение для законодательной власти и м

2 слайд

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ. Важное значение для законодательной власти и механизма ее осуществления имеет законодательный процесс. Он представляет собой совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанных с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов.

Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или стадий, каждая из ко

3 слайд

Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или стадий, каждая из которых играет в нем вполне определенную роль.

Законодательный процесс в РФ — процесс принятия и вступления в силу законов,

4 слайд

Законодательный процесс в РФ — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии: 1.Законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

2.Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, ра

5 слайд

2.Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом; 3.Принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации; Законодательный процесс в РФ

3.Одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренн

6 слайд

3.Одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок; 4.Подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок; Законодательный процесс в РФ

5. Опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон долже

7 слайд

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы

8 слайд

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран. Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы. Законодательный процесс в РФ

Стадии законодательного процесса Законодательный (законотворческий) процесс п

9 слайд

Стадии законодательного процесса Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий: 1. Законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. Подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления

10 слайд

2. Подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе; Стадии законодательного процесса

5. Опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общ

12 слайд


13 слайд

Законодательный процесс в Российской Федерации Второй этап законодательного п

14 слайд

Законодательный процесс в Российской Федерации Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии: 1.рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе; 2.утверждение (подписание) закона; 3.обнародование закона.


15 слайд


16 слайд

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса. Рассмотр

17 слайд

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса. Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту' Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важн

18 слайд

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении. . Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемо

19 слайд

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения. Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Со

20 слайд

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается: федеральных конституционных законов; федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; защиты государственной границы России, а также войны и мира. статуса и Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с мом

21 слайд

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона: либо подписывает закон и обнародует его, либо отклоняет закон, т. е накладывает вето. Вето (от лат. veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы. Вето может быть абсолютным или относительным. Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император. Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено2/, голосов сената и палаты представителей.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого зак

22 слайд

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим ор

23 слайд

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному

24 слайд

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования

25 слайд

Интернет ресурсы: Законодательный процесс в РФ, его понятие и стадии grandars

26 слайд

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.


Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту' Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат. veto — запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето — когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /3, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 /3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса — обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Читайте также: