Почему всеобщую декларацию прав человека называют библией современного права и идеалом права

Обновлено: 04.07.2024

ООН логотип

Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах.

Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии – гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические.

Права человека закреплены в ряде основополагающих международных документов.

10 декабря 1948 года Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозглашающую права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и другие). В Декларации заявлено также, что все люди имеют равные права, которые не зависят от их личностных отличий и от разницы в политических системах их стран.

Декларация не носит обязательного характера. В основу документа были положены все имеющиеся на тот момент наработки человеческой мысли в данном вопросе. Это был первый опыт коллективной разработки универсального документа по правам человека.

Всеобщая декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта СССР подписал 18 марта 1968 года и ратифицировал 18 сентября 1973 года).

К Международному пакту о гражданских и политических правах имеются два Факультативных протокола:

Второй факультативный протокол, направленный на отмену смертной казни. Принят 15 декабря 1989 года (РФ пока не ратифицировала).

Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека.

На международном уровне приняты специальные акты о правах ребенка, выделение которых в особую категорию продиктовано особенностью положения детей, прежде всего тем, что они, согласно законодательству всех государств, не обладают всеми правами, которые имеют совершеннолетние и, кроме того, в ряде случаев обладают или должны обладать специфическими правами, связанными с их возрастом, положением в семье и т.п.

20 ноября 1989 года Генассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка (подписана СССР 26 января 1990 года, ратифицирована – 13 июня 1990 года).

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.

Участниками Конвенции являются все 192 государства-члена ООН.

При содействии ООН разработаны более 80 договоров и деклараций, касающихся прав женщин, инвалидов, меньшинств, коренных народов и других уязвимых групп.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948)

Согласно конвенции, под геноцидом понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, а именно: убийство членов такой группы, причинение им серьезных телесных повреждений или умственного расстройства; предумышленное создание условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение таких групп, принятие мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в их среде, насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

СССР подписал Конвенцию 16 декабря 1949 года, ратифицировал 18 марта 1954 года.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984)

Конвенция возлагает на государства ответственность за принятие мер для предупреждения пыток и устанавливает за них правовую ответственность.

СССР подписал Конвенцию 10 декабря 1985 года, ратифицировал 21 января 1987 года.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966)

Конвенция подписана СССР 7 марта 1966 года, ратифицирована 22 января 1969 года.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979)

Конвенцию часто называют международным биллем о правах женщин. Правительствам рекомендовано принимать меры по ликвидации дискриминации в отношении женщин, под которой понимается любое различие, исключение или ограничение по признаку пола;

СССР подписал Конвенцию 17 июля 1980 года, ратифицировал 19 декабря 1980 года.

Конвенция о статусе беженцев (1951)

Конвенция определяет права беженцев, особенно их право не подвергаться насильственному возвращению в страны, в которых им угрожает опасность, и содержит положения, касающиеся различных аспектов их повседневной жизни, включая право на труд, образование, правительственную помощь и социальное обеспечение, а также право на оформление проездных документов.

Россия подписала конвенцию в октябре 1992 года, а в ноябре 1992 года ратифицировала.

Декларация о правах коренных народов (2007)

Декларация провозглашает право коренных народов на сохранение своей самобытности и решение первоочередных задач их экономического, социального и культурного развития. Особо подчеркивается необходимость развития гармоничных отношений и сотрудничества между государствами и их коренными народами. В Декларации говорится, что дискриминация в отношении коренных народов противозаконна, и подчеркивается необходимость их полноценного и эффективного участия во всем, что касается их жизни.

На международном уровне за поощрение, защиту и осуществление всеми людьми гражданских, экономических, социальных, политических и культурных прав отвечает Верховный комиссар ООН по правам человека.


Современная декларация прав и свобод человека была принята в 1948 году в ходе проведения Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных наций. Данный документ является основой, определяющей базовые свободы человека во всем современном мире. Принятию этой важной международной декларации предшествовала многолетняя борьба прогрессивной общественности за предоставление демократических свобод. Речь об этом пойдет далее.

Как возникла идея создания документа

декларация прав

В XVIII веке многие европейские государства были охвачены движением Просвещения. Передовые мыслители, философы стали все чаще заявлять о необходимости каждому человеку иметь определенные свободы, права, которые будут даны с рождения и до окончания жизненного пути. В основе такой идеи было провозглашение равенства всех людей. В соответствии с мнением многих передовых просветителей, люди должны были иметь равные возможности для осуществления социально-экономических функций, реализации в политической и духовной жизни. Так зарождалась мысль о необходимости так называемого естественного права, которое стало быстро распространяться по миру, так как пользовалось популярностью у большинства населения. На протяжении многих лет в результате напряженной борьбы, в том числе и в процессе революционных преобразований, принимались различные документы, предоставляющие гражданам свободы.

Англия – первая страна, закрепившая права человека законодательно

Биг Бен

Раньше, чем в других государствах, задумались о законодательном закреплении таких прав в Великобритании. Это стало возможным благодаря произошедшей там буржуазной революции. Парламент страны в 1689 году принял билль о правах. Это первая европейская декларация прав и свобод человека. Кроме ограничений власти короля, большое место в билле отводилось конкретизации привилегий для населения, которые даровались ему этим документом.

В частности, билль гарантировал англичанам следующие возможности:

  • свободу на дебаты в парламенте, свободное высказывание своих мыслей, за такие действия их участники ограждались от преследования;
  • штрафы и конфискации должны были наступать только после соответствующего решения суда;
  • жители могли подавать петиции королю.

Принятие такого документа, свидетельствовало о стремлении англичан исключить произвол со стороны государственных органов. Билль лег в основу основополагающих законов страны.

США: закрепление гражданских прав непосредственно в конституции

флаг США

Что гарантировал билль:

  • разрешались собрания и объединения граждан;
  • провозглашалась свобода слова и печати;
  • запрещались аресты, конфискации и обыски без судебного решения;
  • власть обещала защищать частную собственность;
  • запрещались истязания, жестокие казни;
  • обвиняемый получал возможность на рассмотрение своего дела судом присяжных.

Таким образом, казнь осужденных переставала превращаться в показательное шоу, гражданам давались равные шансы для своего оправдания в суде, люди получили возможность высказывать свое мнение на страницах газет и на мероприятиях.

Франция – родина Декларации

страна Франция

Французская революция, которая вошла в мировую историю под названием великой, привела к свержению монархии. В череде многочисленных преобразований революции стала разработка и утверждение декларации прав и свобод человека и гражданина. В августе 1789 года этот документ был принят Национальным Собранием, органом, который после ограничения монархии взял на себя функции управления государством. Декларация прав и свобод человека 1789 года считается одной из самых демократических и прогрессивных. Основные ее тезисы стали базой многих конституций, которые принимались в XIX веке.

Во Франции, охваченной вихрем революции, стремительно происходили события, в том числе и относящиеся к усовершенствованию и детализации гражданских свобод.

Так, после окончательного уничтожения королевского правления и образования республики была принята конституция, в которой более подробно были прописаны демократические права.

Расширенная французская декларация прав и свобод человека предусматривала свободу вероисповедания, разрешала участие народа в разнообразных собраниях, а также провозгласила свободу слова, вольное распоряжение своим имуществом, продуктами интеллектуального труда, возможности реализовывать свои высказывания посредством печати.

Также государство наряду с данными правами гарантировало французам равенство, безопасность, образование, государственное обеспечение.

Начало создания документа

декларация прав

На протяжении веков различные народы шли своим путем в процессе создания документа, гарантирующего свободы. Непосредственно декларация прав и свобод человека, которая действует по сей день, начала составляться на базе ООН. Новое объединение должно было в послевоенном мире заниматься регулированием отношений между государствами, способствовать укреплению мира, утверждению равных прав людей. На первом заседании ООН, посвященном разработке проекта документации по правам человека, в 1947 году присутствовали представители восемнадцати государств. Среди них: США, Австралия, СССР, Бельгия, Куба, Индия, Панама, Ливия, Иран, Филиппины, Франция, Югославия, Чили и другие.

Комиссию по данной работе возглавила Элеонора Рузвельт, супруга знаменитого американского президента. Так как составление декларации прав и свобод человека и гражданина было делом трудным и ответственным, а также из-за многочисленных мнений разных членов, было принято решение продолжить работу в рабочих группах.

Работа над текстом представителей первой рабочей группы

В рабочую группу по составлению чернового варианта вошли Элеонора Рузвельт, ливанский дипломат Шарль Малик, представитель китайской стороны Чжан Пэнчунь, специалист по международным правоотношениям Джон Хамфри. Это был своеобразный костяк группы. Помимо них в работе также участвовали представители Великобритании, Советского Союза, Австралии, Чили и Франции.

Работа была напряженной и тяжелой, участники должны были учесть в трактате все потребности современного человека: базовые, духовные, политические, экономические, религиозные. Новая декларация прав и свобод человека должна была полностью отвечать чаяниям народов, переживших вторую мировую войну.

Предварительный вариант Хамфри

После продолжительных дискуссий был рассмотрен предварительный проект Хамфри. Этот черновой проект состоял из четырехсот страниц, включая все стороны общественной жизни. В основу проекта легли все известные документы, регламентирующие данную сферу деятельности. Это и американский, и английские билли о правах, наработки французских революционеров, декларация прав человека и основных свобод первой французской республики и другие акты.

Кроме мировых наработок из этой отрасли, предварительный проект проработали эксперты ведущих правовых организаций Америки.

Вариант Хамфри включал все возможные свободы и права, которые охватывали все стороны жизни современного общества. Была сделана попытка включить в документ все имеющиеся практики.

Работа в группах по разработке положений

Элеонора Рузвельт

Поскольку материала было собрано очень много и развернувшиеся дебаты грозили сильно затянуть процесс принятия, была создана новая подгруппа для проработки дополнений и внесения замечаний.

В рабочую группу также входили Элеонора Рузвельт, представитель Британии Джеффри Уилсон, Шарль Малик и Рене Кассен с французской стороны.

Основная работа по переработки первоначального проекта проводилась Кассеном, специалистом по праву. Он систематизировал проект Хамфри, а также дополнил проект преамбулой, в которую емко вложил основополагающие постулаты, а также сделал заключение, перестроил и перегруппировал статьи. В начале переработанный вариант был рассмотрен непосредственно членами рабочей группы. А в конце 1947 года второй вариант был представлен на суд ООН, а именно ее комиссии по правам человека, заседание которой прошло в Женеве.

Третий вариант

В процессе рассмотрения второго варианта с учетом пожеланий и различных мнений была разработана декларация прав и свобод человека ООН, так называемые третий вариант или Женевская версия.

Кроме представителей стран, в работе принимали участия также и члены многочисленных общественных организаций.

Острая дискуссия разгорелась вокруг вопросов, касающихся будущего контроля за соблюдением позиций, закрепленных в тексте данного акта.

В частности, рассматривался вопрос об учреждении соответствующих институций, которые взяли бы на себя функции контроля, а также возможного наказания нарушителей. Также поднимался и вопрос о возможности создания международного трибунала. Дебаты по пунктам Женевской версии продолжились вплоть до мая следующего года в ходе следующего заседания комиссии, которое состоялось в Нью-Йорке.

Церемония подписания

церемония подписания

Распространение документа в мире

Несмотря на то, что характер акта рекомендательный, многие ее положения легли в основу конституций ряда государств. Международная декларация прав и свобод человека переведена на многие мировые языки (более 500), является самым демократичным документом за все время существования человечества. Через несколько лет после ее принятия этот день был провозглашен Днем прав человека.

Основные положения

Тридцать статей документа содержат основополагающие права человека, такие как свобода слова, совести, вероисповедания.

Важным моментом является положения о запрете рабства, всех видов дискриминации, в том числе, гендерной, расовой.

В соответствии с положением акта, все люди являются равными, права им предоставляются от рождения, являются неотъемлемыми.

Немаловажной является статья о праве на защиту человека со стороны беспристрастных инстанций.

Ряд политических прав конкретизировал возможности граждан быть причастными к управлению страной непосредственно и в процессе реализации своих избирательных возможностей.

Вместе с многочисленными правами также имеются и статьи об обязанностях индивидуума.

Декларация прав и свобод человека 1991

В сентябре 1991 года в России также был принят аналогичный документ. Он, в соответствии с интернациональной практикой, законодательно закрепил первостепенное место человека в государстве.

Несколько слов в заключение

Данный акт был принят в сложное для страны время перестройки и экономической нестабильности. Несмотря на то, что декларация утвердила приоритеты прав человека, она имеет ряд недостатков. В том числе некоторые декларированные права не имеют материального подкрепления.

Несмотря на то, что не все страны однозначно положительно восприняли принятие данного акта, длительные дискуссии и критика некоторое время имели место в Советском Союзе и Соединенных штатов, Декларация стала итогом многовековой борьбы просвещенного человечества за демократические права и свободы.

Влияние Библии на права человека

Мы все сотворены по образу Бога. Благодаря этому мы обладаем ценностью и достоинством, неотъемлемым и неотделимым от нашей сути, вне зависимости от того, признаёт ли правительство наши права человека или нет. Мы обладаем правами не потому, что их заслуживаем; мы обладаем правами не потому, что их заработали; мы обладаем правами не потому, что являемся представителями той или иной расы, пола или национальности.

Мы обладаем правами, потому что каждый из нас сотворён по образу Бога, и, как следствие, наделён ценностью и достоинством.

И всё же эта истина не всегда очевидна и не всегда признаётся. На протяжении истории человечества различные культуры признавали права выборочно — например, только мужчин, только белых мужчин, только землевладельцев. В Древней Греции, колыбели демократии, признавались права мужчин, а к женщинам, детям и не грекам относились как к собственности.

В христианстве и, если конкретнее, в Библии мы находим источник универсального права человека. Все люди сотворены по образу Бога — это аргумент аболиционистов в пользу отмены рабства. Все женщины сотворены по образу Бога — аргумент защитников прав женщин в борьбе за равную оплату труда и право голоса. Дети сотворены по образу Бога — аргумент против эксплуатации детского труда. Для сторонников движения в защиту жизни (против абортов) этот аргумент распространяется даже на утробу матери, когда они доказывают, что зародыш — это уже человек, носитель образа, живущий в утробе, а значит, заслуживающий права на свободу и жизнь.

Несмотря на то, что эти права легко воспринимать как должное, или нечто присущее представителю западной или американской культуры, основы прав человека заложены в утверждении, что каждый человек обладает неотъемлемой ценностью, потому что каждый сотворён по образу Бога.

Справедливость для всех

Немногие поводы будоражат наше поколение так, как вопросы социальной справедливости. Как только мы признаём, что каждый человек обладает неотъемлемым правом, мы понимаем, что эти права нужно защитить законом. Однако на протяжении истории человечества бывали времена, когда закон отказывал в защите тем, кто нуждался в ней больше всего. Многие вопиющие действия время от времени были санкционированы законом. Так как же решить, какие законы соблюдать, а какие опровергать? От того, что некое предубеждение является законным, оно не становится правильным.

Одна из причин ценности Библии в том, что она раскрывает моральные принципы Бога, а значит, раскрывает моральные принципы, которые Он предусмотрел для людей, которых создал. Если люди сотворены по образу Бога, то разумно будет утверждать, что быть носителем Его образа значит поступать так, чтобы это отражало Его характер. Мы видим, что в Библии Бог справедлив, нетерпим ко злу и сострадает жертвам. Библия открывает нам Бога, чьи принципы неизменны, и чьё стремление к справедливости явно. Это откровение существует за пределами личных и юридических взглядов на социальные вопросы и служит основным доводом, когда временами мы понимаем его неправильно.

Мартин Лютер Кинг младший признавал это. Он попал в заключение в г. Бирмингеме, шт. Алабама, когда применил своё конституционное право на свободу слова и боролся за свободы угнетаемого класса граждан. Кинг не имел возможности апеллировать к толпе за справедливостью; в своём случае и в своё время он вряд ли имел возможность обратиться в суд. Кинг сделал то, что в прошлом делали многие, когда в справедливости им отказывала земная юстиция: он обратился к закону, за пределами времени и превосходящему земные власти.


Сложно недооценивать влияние Библии на этот конкретный эпизод американской истории. Кинг, христианский проповедник, восставал против нарушений прав человека, апеллируя не к здравому смыслу, а к высшей истине, укоренённой в характере Бога, как он раскрыт в Библии.

Влияние, оказанное Библией на нашу культуру, трудно игнорировать. Тем не менее, вы можете не соглашаться с подобной характеристикой истории, и можете не разделять нашего мнения о важности Библии с точки зрения социальной справедливости или прав человека. В действительности, вы вольны не соглашаться с нами. И именно к этой свободе, религиозной свободе, мы сейчас обратимся.

Свободны (не)верить

Мы восприимчивы к подобной критике. Оценивая способы, которыми христиане взаимодействуют с обществом и культурой, мы не можем отрицать, что в отношении мотивов некоторых публичных выступлений эти обвинения справедливы. Но мы хотим отделить то, что некоторые люди объявляют библейским от того, что в действительности написано в Библии.

С самого основания этой нации христиане добивались возможности быть услышанными, добивались свободы от государственных, религиозных и социальных ограничений.

Мы стремимся получить возможность поделиться истиной, которую обнаружили в Библии, и лишь от вас зависит, хотите ли вы её принять или отвергнуть. Христианство крепнет, а Библия ни в коем случае не ограничивается, когда другие религии получают равный с ней доступ к рынку идей. Если пришлось бы выбирать единственную мысль, которую мы можем шепнуть на ухо каждому борцу за культуру, это была бы мысль о том, что нет никакой нужды ограничивать других ради того, чтобы быть услышанным.

Дитрих Бонхёффер, немецкий пастор и теолог, казнённый нацистами за участие в заговоре против Адольфа Гитлера, много писал о христианской свободе, участии христиан в мировой политике и важности свободного обмена идеями.


Решаете ли вы верить Библии или нет, решаете вы читать её или нет, нет причин сомневаться, что Библия продолжает оказывать влияние на нашу культуру. Существуют причины, помимо привычки, почему она — источник утешения во времена розней и скорбей. Есть причина, почему вы обнаружите её присутствующей негласно, поддерживающей структуру нашего общества. Мы хотим предложить радикальную идею о том, что Библия — это уникальный текст, который больше, чем просто книга, больше, чем собрание историй; это откровение божественного характера.

Лорен Грин Макафи, оратор, писатель и человек, привлекающий людей к Библии, а также общественный представитель сети магазинов Hobby Lobby.

Майкл Макафи, директор библейского отдела музея Библии в Вашингтоне, округ Колумбия.

Читайте также: