Почему власть в россии легальная и легитимная

Обновлено: 07.07.2024

Легальность власти – это узаконенная деятельность власти, основанная на общепринятых нормах и документах, понятие отображающее формально-юридическую законность.

Объектом легальности власти являются власть, политические организации и политические институты, субъекты политики. Легальность устанавливается властью и гарантируется ею. Основное свойство легальности – рациональность. Для граждан легальность представляет повиновение законам и надлежащее их исполнение.

Формой легализации власти является законодательство. Легальность отображает юридическую правомерность настоящей политической власти (главы государства, правительства, парламента, избранных в соответствии с законодательством).

Легальность предполагает, что:

  • власть устанавливается исключительно посредством закона;
  • власть имеет законное происхождение;
  • власть подчиняется закону.

Легитимность власти

Легитимность власти – это политико-правовое понятие, характеризующее согласие народа с настоящей властью, добровольное признание за властью права принимать ответственные и обязательные решения.

Легитимность отображает политическое свойство государственной власти, при котором большинство граждан страны признают законность и правильность ее формирования и функционирования. Всякая власть, опирающаяся на народный консенсус, является легитимной. Легитимность указывает на признание населением бесспорного основания у должностных лиц права на осуществление функций правления. Легитимность противопоставлена узурпации и незаконному захвату власти.

Основные типы легитимности:

  1. Традиционная (структурная, легальная) легитимность. Опирается на совокупность исторически признанных традиций и обычаев, привычку опираться на эти обычаи. Определяет структуру всей политической системы. Легальная легитимность отображает общественное признание передачи власти в соответствии с действующими законами о выборах органов власти.
  2. Харизматическая легитимность. Характеризуется личной преданностью и верой людей, подчиненных и подвластных делу определенного человека, доверие к нему, как к лидеру-вождю. Основывается на вере в особый дар и талант лидера. В этом случае доверие граждан носит основывается на личной симпатии к лидеру и имеет эмоциональный характер. Во взаимоотношениях между лидером и гражданами значение правовых норм принижается. Данный тип легитимации используется чаще в периоды политических волнений и революций.
  3. Демократическая (рационально-правовая) легитимность. Происходит из соответствия власти рациональному принципу, благодаря которому устанавливается правовой порядок политического строя.
  4. Этническая легитимность. Формирование властных структур происходит по национальному признаку. На выборах используется (явно или неявно) ценз национальной принадлежности.

Готовые работы на аналогичную тему

Чем в государстве ниже уровень легитимности, тем чаще властные органы прибегают к силовому принуждению. При легитимном действии – это действие, которое не оспаривается никем из участников процесса, имеющих право оспорить это действие. Если субъект действия должен приложить специальные усилия для защиты своего права поступать так, как поступил, действие больше не является легитимным.

В политологии под легитимностью понимают положительное отношении населения государства, общественного мнения к действующим институтам власти и признания их правомерностью. Процесс легитимации представляет собой процесс признания действий политического лидера и действий власти.

В ситуациях, когда власть теряет доверие народа, наблюдается делигитимация власти. В процессе кризиса легитимности входят в противодействие интересы политической элиты и народа, происходят конфликты между разными ветвями власти, нарастает угроза национализма и т.д.

Нормативная структура политической легитимности Дэвида Битэма включает следующие положения:

  • власть полностью соответствует установленным и принятым в обществе правилам;
  • данные правила оправдываются верой управляющих и управляемых;
  • есть доказательства согласия на имеющиеся отношения власти.

Легитимность власти реализуется через признание власти населением. Легитимность предполагает, что власть является справедливой и правомерной, обладает в глазах населения определенным авторитетом.

Соотношение легальности и легитимности политической власти

Легальность и легитимность власти – понятия тождественные. Легитимность является оценочной, этической характеристикой власти: справедливой или несправедливой, хорошей или плохой, честной или нечестной и т.д. Легальность является этически нейтральной, юридической характеристикой власти.

Легитимность отображает принятие власти общественным сознанием, доверие к ней, оправдание действий. Население одобряет или не одобряет власть, исходя из моральных критериев, представлений о справедливости, добре, совести, порядочности. Легитимность должна обеспечить согласие без принуждения, повиновение, а в случаях, когда оно не достигается – оправдать применение силы и принуждение. Политика и легитимная власть эффективны и авторитетны.

Для того, чтобы получить и удержать доверие и легитимность народа, власть использует аргументацию собственных действий – легитимацию, оперируя к высшим моральным ценностям (правде, справедливости), к эмоциям, настроениям и чувствам, к истории, вымышленной и реальной воле народа, требованиям производства, научно-технического прогресса, историческим задачам страны и др.

Перед населением на определенном этапе развития легальная власть может стать нелегитимной. Порог легитимности власти показывает, что, если по результатам соцопросов более 30% населения выражает к действующей власти свое доверие, она является легитимной. Если доверие выражает менее 30% населения – власть нелегитимная.

В случаях, когда власть становится нелегитимной, возрастает вероятность противодействия ей со стороны населения. В демократической практике распространена одна из форм выражения недоверия и сопротивления власти, как средства ненасильственной борьбы - акции гражданского неповиновения.

— Когда-то французский философ и просветитель М. Монтень отметил, что первый признак порчи общественных нравов — это исчезновение правды. Не грех вспомнить эту мудрость, разбираясь с буднями сегодняшней России, тем более в год 100-летия вашей уважаемой газеты, несущей в самом своём названии это преисполненное глубокой нравственности слово. К сожалению, нынешняя власть в России далеко отошла от нравственности и правды в политике, вернее, так и не вернулась к ней по прошествии 20 лет без СССР.

Я работаю ректором одного из крупнейших вузов страны и могу засвидетельствовать, что наши студенты, любящие Родину и, естественно, стремящиеся гордиться ею, остро чувствуют и переживают этот нарастающий кризис, и прежде всего — кризис правды. Согласно данным проведённых у нас в РГТЭУ в ходе последних выборных кампаний опросов, лишь 1,9% студентов (а это молодёжь от 17 до 23 лет) сказали, что фальсификации на прошедших выборах отсутствовали. 76,82% считают, что подтасовки имели место. 64,44% уверены, что на выборах имел место массовый обман народа, что угрожает демократии и стабильности государства.

Лишь 13,44% студентов объясняют многотысячные митинги-протесты последних месяцев исключительно усилиями Запада по дестабилизации положения в стране. А 70,82% опрошенных без колебаний говорят, что митинги — это выражение недовольства населения политическим курсом и социально-экономическим положением в стране. Кстати, недавно нам показывали телевизионные картинки массовых первомайских митингов в поддержку власти. Так вот, согласно опросам, о желании выйти на подобные провластные мероприятия заявляют всего 6,65% опрошенных (о стремлении поддержать личным участием в митингах либералов заявили 9,18% студентов, патриотическую оппозицию — 17,5%).

В последних цифрах, на мой взгляд, проявляется ещё один кризис современного российского общества — кризис социальной активности молодёжи, что особенно контрастирует с яростными социальными и политическими протестами её сверстников в Европе и Америке. Объяснение здесь одно: большая часть нашей молодёжи поражена неверием и разочарованием из-за постоянного обмана и лицемерия власти, отсут-ствия идеалов и ориентиров.

Разрушение нравственности и утрата чувства будущего, появление сверхбогатых с явно сомнительными источниками богатства и обнищание миллионов, как и многие другие результаты псевдореформ двух минувших десятилетий, не могли не привести к утрате властью социальной поддержки, к кризису самой модели власти. Такое уже бывало в нашей истории — вспомним время, предшествовавшее двум революциям 1917 года. Тогда апатия разочарованного народа, в том числе молодёжи, быстро сменилась совсем другими настроениями и главное — действиями.

— Как нам известно, вы поддержали вывод КПРФ о нелегитимности прошедших президентских выборов и самой власти в России. Как вы, политик и юрист, специалист по конституционному праву, понимаете само определение легитимности власти?

Отсюда необходимость изначального признания народом проводимых реформ легитимными. В ином случае реформы просто не состоятся или потеряют право так называться в позитивном смысле этого понятия. Значит, механизм проведения модернизации общества должен вызывать всеобщее доверие как идущий на благо народа, привлекая на всех этапах народную поддержку осуществляемым нововведениям. Зададимся в связи с этим вопросом, есть ли такая поддержка у ныне реализуемых в стране президентских и правительственных начинаний?

Легитимность власти предполагает её преемственность. Но есть ли она у нынешней власти? Вспомним только последнее десятилетие ХХ века: 1991 год — попрание Конституции СССР и разрушение Советского Союза; октябрь 1993 года — попрание Конституции Российской Федерации, незаконная попытка разгона и расстрел сопротивляв-шегося этому российского парламента.

Учитывая этот печальный опыт, модернизацию России в ХХI веке надо проводить, не нарушая действующую Конституцию. Кстати, независимо от того, действительно ли проголосовал за её проект в декабре 1993 года народ России, он эту Конституцию в конце концов признал де-факто, согласился на её основе жить, а значит, её легитимировал. Но ведь возможен и обратный процесс. Преемственность рушится, когда народ отказывает легитимности в доверии.

Актом легитимности власти является согласие народа на эту власть. Создание СССР было событием революционным, но его конституционное реформирование в 1924, 1936 и 1977 годах было принято абсолютным большинством народа, что совершенно легитимировало Советскую власть. Важнейшим фактором легитимации этой власти служила национально-государственная идея, которая в период Гражданской войны и в последующие десятилетия приобрела сакральный характер.

Именно по этим основаниям прежде всего выборы Ельцина президентом России в 1996 году навсегда остались нелегитимными.

— Означает ли это, что народ тем не менее признал ельцинскую Конституцию 1993 года, что эта Конституция вечна и не нуждается в коренных изменениях?

— Нет, жизнь показывает, что многие нормы этого основного документа государства на сегодня морально устарели и не консолидируют общество как правовая основа его развития. Напротив, они общество дезорганизуют. Например, статьи 80 и 83, или со 110-й по 113-ю Конституции. Эти нормы требуют изменения.

Убеждён, что ныне необходимо вернуть президента РФ на место главы исполнительной власти государства, возродить пост вице-президента и упразднить пост председателя правительства.

С другой стороны, необходимо перейти к смешанной парламентско-президентской модели, предполагающей то, что сам президент стоит во главе правительства, а избранные ранее депутатами члены правительства сохраняют парламентские мандаты и при своей отставке без каких-либо дополнительных процедур продолжают быть депутатами.

Государственный совет, на мой взгляд, должен включать:

глав исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации по должности — 172 чел.;

назначаемых президентом РФ пожизненно лиц, ранее занимавших пост президента РФ;

назначаемых президентом РФ на 6 лет членов ГС из числа авторитетных государственных и общественных деятелей России — 20 чел.;

делегируемых на 5 лет парламентскими партиями членов ГС пропорционально представительству партий — 20 чел.

Созрела потребность общества в упразднении неэффективной Государственной думы РФ и избрании по смешанной системе Верховного Совета РФ — 225 чел. по партийным спискам и 225 чел. по территориальным округам.

Возможно, пора объединить Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды в один Верховный суд с соответствующими палатами и составами по гражданским и уголовным делам. Многоголовость судебной власти в России себя не оправдала.

Это те меры, которые могут вернуть легитимность современной российской власти. Без них разговоры о борьбе с коррупцией, о демократизме кадровых решений во всех ветвях власти, о независимости судей и эффективной судебной системе останутся конкурсом лицемерия или, в лучшем случае, пустым сотрясением воздуха.

Без конституционной реформы избранный в марте 2012 года президент России В.В. Путин не сможет восстановить своей легитимности.

— И что же делать?

— Есть три нереволюционных способа легитимации перемен: осуществить изменение Конституции России федеральными конституционными законами при особой процедуре (ст. 136 Конституции РФ), осуществить это изменение через референдум (ч. 3 ст. 3 Конституции) либо через созыв Конституционного собрания (ст. 135 Конституции).

Да в лучшем случае только тогда, если и когда вокруг парламента встанут блокадой тысяч 100 или 200 российских граждан и по-ватикански замуруют все выходы из ГД и СФ до тех пор, пока депутаты не примут нужного решения. Может быть, обойдёмся без этого? В то же время первые два способа работать не будут, поскольку один связан с решениями тех самых высших органов представительной власти России, легитимность которых ставится под сомнение, а второй технически затруднён, да и все мы помним, как обошлись с чётко выраженной волей народа на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года.

Остаётся Конституционное собрание (КС). Существует несколько проектов закона о Конституционном собрании. Во всех проектах ключевым спорным моментом является механизм формирования КС. В этом механизме выделяются четыре исходных принципа его формирования:

работоспособность, предполагающая оптимальное число членов КС;

профессионализм, предполагающий разрешение дилеммы, кто должен заниматься изменениями Конституции России: то ли юристы и политологи, то ли уполномоченные на это лица вне зависимости от их профессий;

представительность, когда новый текст конституционных норм рождается в столкновении политических и экономических интересов, социальных программ, отражающих существующие в обществе настроения;

неангажированность, означающая беспристрастную объективность лиц, работающих над конституционной реформой.

Большинство экспертов и авторов законопроектов пришли к выводу, что совместить эти принципы в тексте законопроекта невозможно из-за их взаимоисключения.

— Есть ли что общее у этих законопроектов?

— Все проекты закона, в том числе мой, морально устарели. Они рассчитаны на ситуацию стабильного и бесконфликтного развития российского общества, когда КС должно решать некие юридические вопросы, а все ветви власти, направляющие своих руководителей в состав КС, пользуются доверием и уважением граждан. Увы, ныне все виды власти не пользуются ни доверием, ни уважением. А потому главным становится вопрос: как учесть настроения в обществе при формировании Конституционного собрания, чтобы решения этого собрания восполнили вакуум легитимности?

На мой взгляд, оптимальным вариантом легитимации реформ является созыв КС на основе авторского проекта закона видного российского государствоведа С.А. Авакьяна. В нём предполагается, что КС должно состоять из 300 членов, входящих в него по должности, по избранию и по назначению (ст. 5 законопроекта).

По должности членами КС являются: президент РФ, председатель, заместители председателя, руководители комитетов Совета Федерации ФС РФ; председатель, заместители председателя, руководители депутатских объединений и председатели комитетов ГД ФС РФ; председатель и заместители председателя правительства РФ; председатели Конституционного, Верховного и Высшего ар-битражного судов РФ; Генеральный прокурор РФ; председатель ЦИК РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ. Членами КС по избранию являются по два представителя от каждого субъекта РФ, избранные законодательным (представительным) органом государ-ственной власти субъекта РФ тайным голосованием на альтернативной основе.

Члены КС по назначению включаются в его состав указом президента, ими должны быть по замыслу С.А. Авакьяна ведущие учёные-юристы, не являющиеся членами СФ и депутатами представительных органов любого уровня, не занимающие штатных должностей государственной или муниципальной службы и достигшие возраста 30 лет ко дню назначения.

Но сегодня жизнь требует дополнить технологический подход актуальным политическим.

Дай бог, чтобы хотя бы в этой форме КС получило доверие общества и восстановило легитимность власти в России.

— Спасибо, Сергей Николаевич, за откровенное и подробное изложение вашего видения ситуации в Отечестве и выхода из неё в интересах народа и государства. Нет сомнения, что среди наших читателей найдутся и ваши сторонники, и сомневающиеся в правомерности некоторых предлагаемых здесь подходов. Что совершенно естественно при наличии многообразия идей о наилучшем выходе из этой ситуации, в том числе в патриотической оппозиции, к которой все мы относимся. Поэтому будем считать это интервью началом дискуссии, к участию в которой приглашаем и специалистов-правоведов, и политиков, и всех заинтересованных граждан.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

Что такое легитимность. Понятие и суть простыми словами. Легитимность государственной власти - ее составляющие. Типы легитимности власти по Веберу: традиционная, легальная, харизматическая.

Фото Легитимность - это… Легитимность государственной власти и типы легитимности

Что такое легитимность

Легитимность - это признание власти обществом, добровольное согласие народа подчиняться решениям политических лидеров и государственных органов.

В демократическом обществе легитимность власти подтверждается на свободных выборах.

Составляющие легитимности - это:

Положительная оценка власти населением.

Признание власти мировым сообществом.

Легитимность существует в общественном сознании и связана с моральной оценкой. Граждане одобряют или не одобряют власть, исходя из своих представлений о добре и зле, о справедливости и порядочности, высших ценностях.

Что такое легитимная власть

Легитимная власть - это власть, которую массы принимают без принуждения, считают справедливой и авторитетной, наилучшей для страны в данный момент. Это не значит, что легитимная власть имеет 100-процентную поддержку. Легитимность означает, что власть поддерживает большинство, основная часть общества исполняет решения власти.

Нормативная структура политической легитимности по версии английского политолога Дэвида Битэма выглядит следующим образом:

Власть соответствует принятым в обществе правилам.

Эти правила оправданы верой, которую разделяют управляемые и управляющие.

Имеются доказательства согласия на существующие отношения общества и власти.

Легитимация, делигитимация и кризис легитимности

Легитимация - это процесс признания обществом власти или политического лидера.

Пример: в России в начале XVII века воцарилась династия Романовых. Поначалу ее легитимность была под вопросом - цари вынуждены были созывать Земские соборы для обсуждения важнейших решений. Однако к концу XVII века положение династии упрочилось, ее легитимность перестала вызывать сомнения, и в стране установился абсолютизм - абсолютная власть монарха. Так произошла легитимация власти Романовых.

Делигитимация власти - это обратный процесс, потеря народного доверия. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власти приходится опираться на силовое принуждение.

Кризис легитимности - это крайняя ситуация, в которой народ не верит в право политической элиты руководить государством, открыто выражает недоверие власти и не хочет подчиняться ее решениям. Кризис легитимности может быть вызван вызвана противоречием интересов народа и политической элиты, конфликтами между ветвями власти и т.п.

Легитимность и легальность: в чем разница

Легитимность - это признание власти населением.

Легальность - это законность, соответствие правовым нормам.

Легитимность не юридический факт, а социально-психологическое явление. Любая власть, издающая законы и обеспечивающая их выполнение, легальна. Но легитимна только та власть, которую признает население.

В обществе может существовать и нелегальная власть, которая может восприниматься как легитимная либо нелегитимная. Пример такой власти - мафиозные структуры.

Три типа легитимности по Максу Веберу: традиционная, легальная и харизматическая

Делить легитимность по трем типам - традиционному, легальному и харизматическому - предложил немецкий социолог и философ Макс Вебер. Это идеальные, абстрактные типы, в конкретных политических системах они могут сочетаться в разных пропорциях, подчеркивал Вебер.

По Веберу, у политической власти могут быть три источника правомерности: традиция, харизма и рационально-правовая основа.

Традиционная легитимность основана на верности принятым образцам. Стабильность власти опирается на историю и опыт прошлого. Традиционная легитимность часто связана с наследственным типом правления в монархических государствах.
Например, в Саудовской Аравии король имеет право руководить страной, потому что происходит из правящей династии, и жители этого не оспаривают.

Рационально-легальная легитимность опирается на закон и процедуры, которые население признает справедливыми. Подобная легитимность характерна для современных демократических стран, где легитимность подтверждается народным волеизъявлением.
Например, власть президента США основывается на том, что он победил на общенациональных выборах.

Многие знают, что к ней стремится любая власть, хотя бы ради авторитетного статуса на международной арене. Проблема обостряется во время выборов высших должностных лиц и проведения социально-экономических реформ.

Наглядная демонстрация легитимности

В этой статье вы узнаете, что такое легитимность, и какую роль она играет в жизни государства.

Фундамент власти — это легитимность

Что такое легитимность

Если абстрагироваться (как это?) от власти, то можно привести вот такое вот общее определение легитимным действиям:

Легитимное действие это..

Если довольных граждан больше, то действия слуг народа легитимные.

Законы, госпрограммы, депутаты и чиновники – это кирпичики, из которых строится здание власти. Но без прочного фундамента строение рано или поздно рухнет. Какими бы классными ни были стены, крыша или внутренняя отделка. Фундамент власти – это легитимность.

Выборы

Процесс формирования и закрепления системы находится под пристальным вниманием граждан.

Говоря простыми словами, легитимность – это признание власти людьми.

Она обладает следующими признаками:

  1. тесно связана с психологией, моралью, социальной справедливостью;
  2. люди добровольно соглашаются с проводимой политикой и реформами;
  3. исполняют (не нарушают) законы по убеждению, а не принуждению (проявляют лояльность по отношению к государству)
  4. одобряют способ формирования правящей верхушки, например, считают революцию необходимостью.

Легитимность необязательно предполагает поддержку власти со стороны всех граждан (так, в любом государстве есть оппозиция). Достаточно согласия большинства.

Когда власть в государстве нелегитимна

Как это определить? Довольно просто:

Нелегитимные действия

Часто нелегитимные системы распадаются.

Слава октябрю

Иногда власть становится легитимной с годами. Например, граждане просто привыкают к неправовым законам, жестоким наказаниям и социальному неравенству, считая это нормой. Они успокаивают себя тем, что могло бы быть и хуже. Поэтому легитимно – это не всегда справедливо или правильно.

Легальность и легитимность — это одно и то же?

Легитимность и легальность государственной власти – это понятия, которые люди часто путают, считая чуть ли не синонимами. Они оба характеризуют политический режим (это что?), но под разными углами.

Суд

Легальность – это соответствие действующим нормам права.

Но ведь законы могут быть несправедливыми, написанными под интересы только одной социальной прослойки (например, депутатов или олигархов). Или человек приходит к высокой должности пусть и законным, но обманным путём: вводит в заблуждение избирателей, раздаёт невыполнимые обещания.

Легитимность же означает соответствие власти понятиям справедливости, морали, законности конкретного общества.

Хорошо, когда она сочетается с легальностью. Но так бывает не всегда. Например, революционные группировки делают то, что не согласуется с законами.

Типы легитимного правления

Впервые их выделил и описал немецкий социолог Макс Вебер. В чистом виде ни один из типов легитимности не встречается. Это лишь идеальные модели.

  1. Традиционный тип.
    Люди доверяют системе, потому что привыкли к ней. В обществе сложились определённые обычаи, традиции (что это?), моральные устои, которые никто не хочет нарушать. Пример традиционного легитимного правителя – это королева Великобритании.
  2. Харизматический тип.

Здесь легитимность власти базируется на личности вождя. Люди очарованы его харизмой, верят в обещания, восхищаются решениями. Удивительно то, что Гитлер в фашистской Германии действовал легитимно (с одобрения большинства), хоть и попирал принципы морали и гуманизма (что это такое?).

В этом случае легитимность сочетается с легальностью государственной власти. Граждане верят в то, что действующие законы составлены юридически грамотно, приносят пользу общества, учитывают интересы всех социальных прослоек. Почему бы их не соблюдать?

Рациональная легитимность – это один из признаков реально демократического государства.

Выводы

Нельзя однозначно сказать, что легитимность – это хорошо или плохо. Ведь её корни лежат глубоко в человеческой психике, а последняя неидеальна.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

А во Франции революция назревает, я тут что-то пропустил наверно? Вроде там против какой-то реформы были выступления, но никак не за свержение действующей власти. Как раз возможность собираться на митинги, вступать в равный диалог с властью, делает демократию подлинной, а власть легитимной.

Часто легитимность порождается не осознанным согласием народа с действиями власти, а ленью и инертностью большого количества граждан. Их несогласие пассивно и апатично, что в целом, при определенных условиях может сойти и за согласие.

Все заняты своими проблемами гораздо более мелкого масштаба, чем управление страной. Потому, такие важные вопросы часто не имеют большого значения для обывателей.

Павел: а кто во Франции ведет диалог с протестующими? Полиция? Дубинками, резиновыми пулями, слезоточивым газом и водометами? Да, на фига нам такая демократия. Это форменная тирания.

Читайте также: