Почему важно участие граждан в осуществлении местного самоуправления в российской федерации

Обновлено: 04.07.2024

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления – это гарантированные на конституционном и федеральном уровне инструменты непосредственной реализации местным населением права на решение вопросов местного значения.

Значение участия населения в осуществлении местного самоуправления

Институт местного самоуправления выступает одним из базисных элементов демократического политического устройства, поскольку на местном уровне (как наиболее приближенном к населению уровне публичного управления) население получает практические навыки формирования политической воли, участия в управленческих процессах для обеспечения собственного благосостояния. От вовлеченности населения в управленческие процессы на уровне местного самоуправления зависит вовлеченность населения в управленческие процессы на государственном уровне. Очевидно, что демократическое политическое устройство требует активного участия населения в выработке управленческих решений, поскольку такие решения как соответствующие социальным запросам будут наиболее эффективно реализовываться за счет поддержки населения, поскольку населением осознается значимость таких решений для его собственной жизнедеятельности.

В связи с высокой социальной значимостью инструменты участия населения в управленческих процессах на местном уровне получают закрепление на уровне конституционного и федерального законодательства с последующей конкретизацией в актах регионального и местного уровня.

Законодательством к числу основных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления отнесены:

  • правотворческая инициатива местного населения;
  • территориальное общественное самоуправление;
  • публичные слушания и др.

Правотворческая инициатива местного населения как форма участия в осуществлении местного самоуправления

В соответствии с положениями федерального законодательства, регламентирующего основы организации местного самоуправления в стране, правотворческая инициатива местного населения представляет собой один из инструментов участия населения в управленческих процессах на местном уровне. Правотворческая инициатива может выдвигаться инициативной группой граждан, которые в соответствии с положениями законодательства обладают избирательным правом.

Готовые работы на аналогичную тему

Минимальная численность такой группы устанавливается местным нормативным актом на уровне 3% от численности населения муниципалитета.

Непосредственное использование указанного инструмента для участия в осуществлении местного самоуправления предполагает внесение на рассмотрение муниципальных органов проекта акта местного нормотворчества.

Территориальное общественное самоуправление как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление представляет собой институт демократии, опосредующий самоорганизацию местного населения по месту жительства на части территории муниципалитета для самостоятельной, под собственную ответственность реализации инициатив по вопросам местного значения. Территориальное самоуправление реализуется непосредственно населением за счет:

  • проведения конференций и собраний;
  • создания специальных органов территориального общественного самоуправления.

Рассматриваемый институт может функционировать в рамках следующих территорий проживания местного населения:

  • подъезд многоквартирного дома;
  • многоквартирный дом;
  • группа многоквартирных домов;
  • жилой микрорайон;
  • сельский населенный пункт, который не имеет статуса поселения;
  • другие территории проживания местного населения.

Организация территориального общественного самоуправления имеет цели и задачи функционирования, органы управления, что получает закрепление в уставе. Такие органы регистрируются в местных администрациях, конкретная процедура регистрации получает закрепление в актах местного нормотворчества.

Публичные слушания и опрос граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Публичные слушания представляют собой обсуждение местным населением проектов актов местного нормотворчества по вопросам местного значения с представительным органом или главой муниципалитета.

Законом закреплены следующие требования к процедуре организации реализации публичных слушаний. Публичные слушания обязательно проводятся по следующим вопросам:

  • при рассмотрении проекта устава муниципалитета, а также проектов актов по внесению изменений в устав муниципалитета;
  • при рассмотрении проекта местного бюджета и отчета об его исполнении;
  • при рассмотрении проектов стратегий, планов, программ социально-экономического развития муниципалитета и развития муниципалитета в конкретных сферах;
  • при рассмотрении проектов правил землепользования и застройки, планирования градостроительной деятельности на муниципальной территории;
  • при рассмотрении вопросов по преобразованию муниципальной территории.

Собрание граждан как форма участия население в местном самоуправлении

Собрания граждан могут созываться:

  • для обсуждения вопросов местного значения;
  • для информирования населения относительно результатов функционирования муниципальных органов;
  • для осуществления территориального общественного самоуправления.

Здесь важно подчеркнуть, что решения, принимаемые на собраниях, не носят обязательного характера.

Еще одна форма осуществления населением местного самоуправления – опрос местного населения. Опрос проводится на территории муниципалитета или на ее части для того, чтобы установить мнение населения и учесть его при принятии управленческого решения должностным лицом или органом муниципального управления, а также органами государственного управления.

При этом важно подчеркнуть, что результаты опроса носят рекомендательный характер. Опрос проводится по инициативе местного представительного органа по вопросам местного значения. Опрос проводится региональными органами власти для учета мнения населения при принятии решения об изменении целевого назначения земель муниципалитета для объектов регионального и межрегионального значения.

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Аккредитация

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 4 часа назад


Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство (ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации).

На основании ст. 32 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Под референдумом понимается голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного, самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Право участвовать в референдуме возникает с 18 лет.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также в виде инициативы проведения публичных слушаний, сходе граждан, правотворческой инициативы граждан, участия в оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, объединения в политические партии, проведения общественных мероприятий, общественного контроля, осуществлении права объединяться в общественные объединения, в праве на непосредственное обращение в органы власти и иных видах.

Статьей 25.1 Федерального закона № 131-ФЗ установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования; по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления; по вопросу об упразднении поселения и по другим вопросам.

Согласно ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания.

Федеральным законом № 54-ФЗ гражданам предоставлено право на участие в публичных мероприятиях.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет).

Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 95-ФЗ.

На основании ч. 1 ст.3 Федерального закона № 95-ФЗ, политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 95-ФЗ, членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. При этом не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.

Частью 1 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ, гражданам Российской Федерации предоставлено право участвовать в осуществлении общественного контроля.

Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.

На основании ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ гражданам обеспечено право объединяться в общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей.


Местное самоуправление является одним из основополагающих принципов осуществления публичной власти. Этот принцип прописан как один из главных элементов конституционного строя Российской Федерации, посредством которого должно осуществляться народовластие на местном уровне. Местное самоуправление, являясь одновременно и институтом народовластия, и самостоятельным уровнем публичной власти, наиболее приближенным к населению, призвано играть роль одной из гарантий подлинной демократии в стране.

В настоящее время деятельность самоуправления на местном уровне выражается в следующих моментах: во-первых, это политическая деятельность, которая отражается в участии в распределении власти и борьбе за нее; во-вторых, она сфокусирована на представительство и защиту интересов народа и нацелена на нормализацию социально-политических процессов согласно этим интересам; в-третьих, принятие участия в социально-политической деятельности обуславливается актуальными требованиями к жизни каждого жителя и местного общества в целом. Данные аспекты дают возможности рассматривать члена сообщества в качестве субъекта управления и в тоже время принимать во внимание, что действие каждого человека играет важную роль, так как оно является частью системой общественных взаимоотношений и неотъемлемым элементом групповой деятельности [1].

Важно отметить, что участие населения в местном самоуправлении повышает качество демократического управления. Предполагается, что уровень компетентности типично типичного гражданина по вопросам местного значения выше, чем по вопросам, разрешенным властями более высоких уровней. Соответственно, в рамках местного самоуправления можно добиться максимального участия населения в управлении. Гражданское участие важно не только как фактор законности власти и совершенствования управления, а самоуправление способствует проявлению разных способностей людей. Участие имеет потенциал для развития патриотизма и формирования государственной и гражданской идентичности. Кроме того, он может улучшать жизнь граждан различными способами.

Вне формальных институтов управления добровольные и некоммерческие организации, которые частично поддерживаются пожертвованиями и участием отдельных лиц, предоставляют очень широкий спектр льгот и услуг, которые не могут быть предоставлены ни государством, ни рынком. Имеются данные о том, что более высокий уровень гражданской активности, особенно активное членство в группах и включение в социальные сети, приводит к большему удовлетворению людей качеством как своей личной жизни, так и жизни сообщества. Поэтому мобилизация потенциала естественной солидарности и разнообразного гражданского опыта способствует повышению эффективности системы регулирования социальных отношений и стабильности общественного развития государства.

В первую группу входят формы прямого выражения воли, понимаемые как непосредственная реализация власти людьми, различные формы принятия гражданами решений государственного, регионального и местного характера. К ним относятся муниципальные выборы, местный референдум, сбор граждан, инициатива по инициативе людей, граждане, обращающиеся в местные органы власти, публичные слушания, опросы общественного мнения и т. д. Эти формы представляют собой различные общественные практики поведения, связанные с включением в официальный социально-политический диалог.

Наиболее популярными среди них являются муниципальные выборы и призывы граждан к органам местного самоуправления, но другие довольно редки в самоуправлении, поэтому их вряд ли можно считать эффективными механизмами для выражения воли населения. Несмотря на то, что граждане во многих отношениях позитивно оценивают результаты своей деятельности в рамках этих форм, это не определяет все разнообразие деятельности самоуправлений граждан. Кроме того, они эпизодичны, что усложняет процесс повседневного взаимодействия местного самоуправления с населением муниципалитета. Причинами отсутствия спроса на эти формы являются высокий уровень недоверия к местным чиновникам, партийным политикам и сотрудникам некоммерческих организаций. Основной идеей является преобладание корпоративных интересов в деятельности этих представителей социально-политической элиты, отчуждение этих людей от населения местной территории.

Таким образом, проблема достижения социальной помощи, сохранения культурного наследия, поддержания общественного порядка, ухода за подрастающим поколением, творческого саморазвития чаще всего является предметом деятельности гражданских активистов в рамках практики повседневного участия. Гражданское участие здесь часто стимулируется недостатками работы муниципальных служб, особенно в сфере ЖКХ. Это участие является вынужденным, оно сопровождается недовольством работой местных властей, но в то же время создает чувство ответственности за положение дел в городе, местный патриотизм. Однако нельзя сказать, что ситуационная деятельность ведет к более широкому, систематическому гражданскому участию. Такое преобразование — это особый процесс, который стимулируется внутренними намерениями человека, влиянием окружающей социальной среды, успехом предыдущего опыта и социальной компетентностью.

Третья группа организационных форм местного самоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, которые формируются населением и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий. Основная социальная функция органов местного самоуправления, помимо управления муниципальным образованием и создания необходимых условий для нормальной жизни людей, заключается в обеспечении условий для проявления социальной активности граждан.

Процесс взаимодействия с властями приводит к формированию определенных критериев субъективности. Граждане формируют свою повестку дня или включаются в существующие публичные структуры или создают их заново. Более того, существующие противоречия по различным вопросам с местными органами власти часто приводят к более четкому определению целей и стратегий их достижения, разработке процедур для решения конкретных проблемных ситуаций. Для такого рода деятельности необходима определенная степень свободы.

Свобода как отсутствие принуждения заключается в том, что граждане имеют право, а не обязательство участвовать в местном самоуправлении, выбирать в соответствии с их ценностными ориентациями какую-либо деятельность и участие в соответствующих общественных объединениях или партиях, свободно выбирать их представителей в местные органы власти. Важным проявлением свободы на уровне местного самоуправления заключается в свободе выбора вариантов решений, связанных с последующей ответственностью за последствия их реализации. В этих условиях необходимо создать соответствующие условия для местных властей. Прежде всего, мы говорим о признании гражданами местной политики, проводимой властями как прозрачной, открытой, направленной на диалог и сотрудничество. Органы местного самоуправления должны продемонстрировать населению их реальную возможность напрямую влиять на принятие решений.

Проблема повышения эффективности местного самоуправления в России всегда была актуальной. И сегодня эта проблема остается одной из самых острых, несмотря на долгосрочный процесс реформирования этого института общественной власти. Трансформации касались главным образом отношений между центральными, региональными и местными органами власти и мало учитывали такие факторы, как участие граждан в осуществлении местного самоуправления. Между тем, гражданское участие должно стать основным фактором в оценке эффективности местного самоуправления.

Также уровень местных общин, члены которых ценят местное самоуправление с точки зрения удовлетворения их интересов, важен. Таким образом, эффективность местного самоуправления представляется сложной проблемой, включающей вопросы принятия управленческих решений, политической автономии и гражданского участия.

На государственном уровне узкое понимание эффективности местного самоуправления становится приоритетом, в ущерб развитию местной автономии и местной демократии. Это проявляется в распространении практики назначения руководителей местных администраций и усиления административного контроля со стороны государственных органов. Однако эффективность местного самоуправления невозможна без развитой местной демократии и автономии. В свою очередь, она является главным аргументом в пользу развития децентрализованных форм управления, признания местного самоуправления, как более высокого уровня управления и населения.

Для многих россиян очевидно несоответствие между масштабами и сложностью задач, стоящих перед местным населением, а также полномочий и ресурсов, доступных местным властям. Граждане в первую очередь обеспокоены снижением уровня жизни (низкая заработная плата, пенсии, рост цен на жилье и коммунальные услуги, инфляция), безработица, низкое качество государственных услуг, распространение негативных явлений в обществе (коррупция, преступность, алкоголизм, наркотики зависимость). В представлении граждан ответственность за решение этих проблем традиционно лежит на государстве, но сегодня она разделена между различными уровнями. Те, кто более дифференцированно подходят к определению роли местных органов власти, чаще всего связаны со сферой своей ответственности ростом цен на жилищно-коммунальные услуги, низкой заработной платой и пенсиями, безработицей, плохими дорожными условиями. Большая часть несоответствий между объемом ответственности и ограниченными ресурсами характерна для сельских районов, а также для субсидируемых муниципалитетов и регионов, жители которых представляют только потенциальную эффективность местного самоуправления.

Разнообразие и сложность проблем, существующих на территории конкретного муниципального образования, специфичность их восприятия жителями, безусловно, сказывается на уровне социальной активности. Однако возникновение проблемы (или осознание ее большинством населения) не является достаточным условием возникновения социальной активности. Уровень активности населения для решения вопросов местного значения определяется целым комплексом различных факторов: политических, экономических, демографических, культурных и психологических.

Однако это не решает проблему участия граждан в местном самоуправлении. Повышение эффективности все еще находится в сфере контроля над высшими органами власти и получения государственных субсидий для развития муниципалитета. В то же время местные жители могут использовать информацию мониторинга, чтобы сравнить эффективность своего местного правительства с другими, проанализировать взаимосвязь между программами финансирования и достигнутыми результатами и даже принять участие в формировании набора показателей и определении целей. Повышение эффективности местного самоуправления также ограничено значительной дифференциацией муниципалитетов с точки зрения социально-экономического развития. Несмотря на то, что самодостаточность муниципалитетов и регионов, использование внутренних ресурсов для жизнеобеспечения и развития территорий является одной из основных целей государства, дифференциация между муниципалитетами в пределах одного региона может отличаться несколькими показателями в десятки раз.

Активное участие граждан, их энтузиазм, способствуют улучшению ситуации в муниципалитетах. Но есть ряд проблем, которые препятствуют активному участию населения в решении вопросов местного значения. Это недостаток знаний, некомпетентность, отсутствие веры в способность влиять на решения, недоверие к местному правительству, а иногда и просто безразличие к общему бизнесу.

Сегодня население не имеет опыта реализации возможностей самоуправления, предоставляемых ему федеральным законодательством, в первую очередь для удовлетворения своей личной заинтересованности. Для этого необходимо накапливать положительный опыт самоуправления в каждом муниципалитете. Без развития такого позитивного опыта интерес к самоуправлению не возникает. Органы местного самоуправления должны проводить постоянную работу, направленную на повышение интереса населения к жизни территории, в том числе в развитии муниципального образования. Для этого необходимо создать условия для участия общественности в разработке, принятии и реализации решений; организует специальные семинары и тренинги в муниципалитетах, которые стимулируют появление групп муниципальных активистов; работать с молодежью, разрабатывать специальные молодежные программы; развивать детские общественные организации и ассоциации и т. д. [6].

Можно сделать вывод, что граждане имеют большие права и возможности для осуществления местного самоуправления. Парадокс заключается в том, что большинство граждан даже не подозревают об их возможностях управлять городом, о денежных потоках и возможности улучшить условия жизни. Таким образом, необходимо совершенствовать систему общественных слушаний, разработать эффективный механизм участия граждан в определенных процессах.

Для повышения степени участия населения в местном самоуправлении необходимо планировать и осуществлять ряд согласованных мер со стороны государственных и муниципальных органов власти при активном участии граждан в этом процессе. В то же время особое внимание следует уделить повышению важности, общественного признания и уважения к работе общественных инициативных органов как со стороны населения, так и со стороны правительственных чиновников и органов местного самоуправления.

Местное самоуправление может стать жизненно важной формой популяризации, принадлежащей им власти, когда идея ее организации становится понятной для общественности, и каждый находит приемлемые формы участия в этом процессе. Можно сделать вывод, что местные власти должны обратить внимание на серьезную работу среди населения по разъяснению сути местного самоуправления, формированию основы для информированного участия населения в осуществлении местного самоуправления, создании условий для осуществления прав граждан на самоуправление, ценности. Повышение эффективности местного самоуправления, формирование позитивного имиджа и достижение высокой оценки деятельности органов местного самоуправления являются взаимосвязанными задачами.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, местный орган власти, гражданское участие, местное значение, повышение эффективности, гражданин, муниципальное образование, орган, решение, Российская Федерация.

Читайте также: